Что такое дружба круговая в басне друзья
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » И.И. Хемницер. Друзья. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
И.И. Хемницер. Друзья. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
1. Соответствие
Прочитайте отрывки из басен. Определите, кому принадлежат эти слова. Запишите.
«Ой, батюшки, тону! Ой, помогите! — это кричал мужик – хозяин тонущего воза
«Ребята, что же вы стоите,
Поможемте!» — это говорил мужик из соседнего воза, они ехали вместе, в одном обозе
2*. Эрудит
Объясните выражения.
Все одной деревни были – значит, были соседями, были давно знакомы, были друзьями.
Дружба круговая – это дружба группы людей, компания, в которой каждый ее член считает других своими друзьями
Пометка для родителей: Русский обычай обмениваться крестами означал братание, клятву верности, крепкую дружбу и взаимопомощи. Люди, обменявшиеся крестами, считали друг друга крестными братьями.
3. Поиск
Найдите и запишите мораль басни.
Мораль басни «Друзья» можно выразить последними словами «Друг друга братом всяк зовет, а братский воз ко дну идет». Мало считаться друзьями, надо и помогать другу в беде. Дружить – значит не оставлять друга в беде, а всегда прийти на помощь не только словом, но и делом.
4. Соответствие
Какая пословица выражает главную мысль этой басни? Подчеркните.
Друг мой – брат мой.
Друзья познаются в беде.
Не спеши языком, торопись делом.
Объясните выражения «Все одной деревни были»»Дружба круговая»?
Объясните выражения «Все одной деревни были»
Им даже нельзя было замуж выходить, выдавали замуж или женились в другую деревушку.
» Все одной деревни были «.
Выражения » круговая дружба» словарь Даля не знает.
Что такое круговая дружба?
Что такое круговая дружба?
Все одной деревни были.
Объяснить выражение : все одной деревни были?
Объяснить выражение : все одной деревни были.
Как объяснить понятие круговая дружба?
Как объяснить понятие круговая дружба.
Объясните смысл пословицы?
Объясните смысл пословицы!
) «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».
Помогите, пожалуйста ) Как объяснить значение пословицы «за дружбу дружбой платят»?
Помогите, пожалуйста ) Как объяснить значение пословицы «за дружбу дружбой платят»?
Что означает выражение все одной деревни?
Что означает выражение все одной деревни.
Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их.
Объясни, как ты понимаешь слова и выражения?
Объясни, как ты понимаешь слова и выражения.
Объясни выражение?
Все одной деревни были.
ЖЕНЩИНА МУЩИНА и собака погрузилизь под воду их челнок сломался им помогли русалки и отвели их в затеряный город атлантида.
Может это родители мама и папа.
Это просто так и напиши.
В том, что ягненок в отличии от волка говорил правду, он не врал. Пытался объяснить волку, что он не тот за кого он его принимает, а волк в свою очередь не собирался даже слушать оправдания ягненка.
Мне было интересно читать повесть Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел», где дается описание быта офицерства два века назад. Я переживала за Сильвио, которого разрушала зависть и мстительность, и за графа, которого настигла расплата, когда он нако..
Что такое дружба круговая в басне друзья
Собачья дружба
У кухни под окном
На солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись.
Хоть у ворот перед двором
Пристойнее б стеречь им было дом;
Но как они уж понаелись –
И вежливые ж псы притом
Ни на кого не лают днем –
Так рассуждать они пустилися вдвоем
О всякой всячине: о их собачьей службе,
О худе, о добре и, наконец, о дружбе.
«Что может, – говорит Полкан, – приятней быть,
Как с другом сердце к сердцу жить;
Во всем оказывать взаимную услугу;
Не спить без друга и не съесть,
Стоять горой за дружню шерсть,
И, наконец, в глаза глядеть друг другу,
Чтоб только улучить счастливый час,
Нельзя ли друга чем потешить, позабавить,
И в дружнем счастье все свое блаженство ставить!
Вот если б, например, с тобой у нас
Такая дружба завелась!
Скажу я смело,
Мы б и не видели, как время бы летело». –
«А что же? это дело!»
Барбос ответствует ему:
«Давно, Полканушка, мне больно самому,
Что, бывши одного двора с тобой собаки,
Мы дня не проживем без драки;
И из чего? Спасибо господам:
Ни голодно, ни тесно нам!
Притом же, право, стыдно:
Пес дружества слывет примером с давних дней;
А дружбы между псов, как будто меж людей,
Почти совсем не видно». –
«Явим же в ней пример мы в наши времена»,
Вскричал Полкан: «дай лапу!» – «Вот она!»
И новые друзья ну обниматься,
Ну целоваться;
Не знают с радости, к кому и приравняться:
«Орест мой!» – «Мой Пилад!»
Прочь свары, зависть, злость!
Тут повар на беду из кухни кинул кость.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
Где делся и совет и лад?
С Пиладом мой Орест грызутся, –
Лишь только клочья вверх летят:
Насилу, наконец, их розлили водою.
Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать, кажется, одна у них душа, –
А только кинь им кость, так что твои собаки! ============================================================
Иван Андреевич Крылов отличался искренним дружелюбием, благожелательностью и не проявлял зависти к успехам других. В своих баснях он призывал к укреплению искренне добрых человеческих взаимоотношений. При этом басни учат отличать правду от лжи и добро от зла. Это важно во взаимоотношениях между людьми, между народами и между государствами.
В 1815 году была напечатана басня «Собачья дружба». Поводом послужили разногласия между странами, победившими Наполеона. Внешняя политкорректность и дипломатия слетают как маски, когда встает вопрос о личных интересах. Тогда легко забываются нравственные христианские ценности, искажается понятие «справедливости», и вместо любви проявляется эгоизм. Все это ярко и образно Иван Андреевич описал в басне «Собачья дружба».
Эта басня хорошо показывает, с какой легкостью слова о жертвенной любви сменяются делами греховного эгоизма. Забывая о своей духовной природе, люди всецело погружаются в мир материальных вещей. Материальные блага становятся предметом споров, раздоров и дележа. При этом мы не задумываемся, что жизнь земная коротка, и все, что человек здесь наживает материального, праведно или неправедно, он оставит. По завершении земной жизни человек предстанет пред Богом дать ответ за прожитое. И жизнь каждого будет тогда оценена по добрым или злым делам, совершенным в отношении ближних. В Священном Писании говорится: от дел своих мы оправдаемся и от дел своих мы осудимся. Добрые дела творятся по дару любви к Богу и ближнему. Дела и поступки, окрашенные греховным эгоизмом и гордыней, будут каждому из нас в суд и в осуждение.
Важно помнить то, что основой добрых дел может стать только любовь, а не эгоизм. Каждый христианин должен помнить слова Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Искренняя любовь к ближнему – это выражение подлинной любви к Богу. Если в центре жизни человека и общества поставляется Господь, то, чем ближе мы к Богу, тем ближе мы друг к другу, тем меньше разделения между людьми. Мы устремляемся от периферии земного бытия к центру духовной жизни, к Богу. Так мы объединяемся даром Божественной любви, ибо «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7-8). Но чем дальше мы удаляемся от Бога, тем дальше мы удаляемся и друг от друга, тем больше пространства для разделения и вражды. Таким сравнением назидает преподобный авва Дорофей.
Люди часто, прикрывшись маской лицемерия, с позиции своего эгоизма рассуждают «о худе, о добре и, наконец, о дружбе». При этом – не испытывая никакой нужды: «Спасибо господам: ни голодно, ни тесно нам!».
Однако искренней дружбы, основанной на подлинной любви, нет. Иван Андреевич акцентирует: «А дружбы… меж людей почти совсем не видно». Зависть, алчность, хищение, суды, доносы, приводящие к озлоблению и к ожесточению, наполняют земную жизнь человека. В транспорте, в магазине, на работе люди озлобляются, ожесточаются, злословят, а порой даже «грызутся». Но самое трагичное то, что это привносится и в семью. Предметом раздора могут стать особенности характера человека, материальные ценности и даже родные дети. Все это свидетельствует об обмирщении души, удалении человека от Бога и утрате дара Божественной любви.
Апостол Павел характеризует любовь следующими свойствами: терпение, милосердие, отсутствие зависти, гордости, смирение, уважительность, бескорыстие, кротость, незлобие, сострадание, благожелательность, уважительность. Он пишет так: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею», то я – пустой человек, я ничто, нет мне пользы в моих делах (1 Кор. 13, 1). Подлинная дружба, подлинно добрые дела должны сопровождаться жертвенной любовью, которая для каждого человека есть дар Божий. Человек, обладающий даром любви, никогда не нанесет оскорбления своему ближнему и не причинит боли и страдания ни душевного, ни телесного другому человеку. Истинный христианин поступает по отношению к ближнему по заповеди Христа: как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с ближним своим (ср. Мф. 7, 12).
Велика сила неискаженной любви в отношениях между людьми. Святитель Тихон Задонский наставляет: «О, коль благополучно жили бы все, если бы друг друга взаимно любили! Не было бы тогда воровства, разбоев, хищений, убийств, насилия, обманов, лукавства, злословия, поношения, клеветы и ругательства». Искренняя любовь разрушается греховным эгоизмом, который может быть личностным, семейным, клановым, корпоративным и даже государственным. Как важно это сознавать, в любви и дружбе свое счастье созидать!
Конспект открытого урока по литературному чтению.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект открытого урока по литературному чтению
«Мы – друзья. Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе»
Цель : Формирование у детей навыков сотрудничества.
1. Расширить знания детей о друге, о дружбе.
2. Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
3. Воспитывать дружеские отношения доброжелательности, уважения друг к другу.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Но для начала давайте поиграем в игру. Я прошу всех встать. Запоминаем слова и повторяем движения:
В нашем классе все друзья:
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
(Далее действия третьей и четвертой строки заменяются словами: подмигните, помашите.)
— Кому понравилась игра? Почему?
Учитель: А чтобы узнать, о чем будем говорить на уроке, я предлагаю вам послушать следующую сценку:
Сценка: «Урок дружбы». Слайд.
Жили – были два воробья: Чик и Чирик. Но однажды Чику пришла посылка от бабушки: целый ящик пшена, но Чик об этом не сказал ни слова своему приятелю.
Чик : Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется.
Склевал он все зернышки, стал выбрасывать ящик, а из него на землю высыпались несколько зёрнышек. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик и полетел к своему приятелю Чику.
Чирик : Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек зерна. Давай их поровну поделим и склюём.
Чик: Не надо! Зачем! Ты их нашёл, ты их и ешь!
Чирик: Но мы же с тобой друзья! А друзья должны делить всё пополам. Разве не так?
Чик: Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки и за урок…. (дружбы!)
— Как вы думаете, как называется этот урок?
(если дети затрудняются ответить, нужно задать наводящие вопросы:
— О чем или о ком говорится в рассказе? Что говорится?)
— О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Дружбе)
— Сегодня наш урок посвящен такому знакомому и понятному для всех чувству, как дружба!
— А знаете ли вы, что такое дружба? (ответы детей)
— Какая бывает дружба? (ответы детей)
— Кто такой друг, каким он должен быть? (ответы детей)
— Ребята, а может человек жить без друзей? (ответы детей)
— Ваши ответы не совсем точные, поэтому давайте точно сформулируем, что мы должны узнать сегодня.
— То есть сформулируем задачи нашего урока. (формулируют дети, учитель корректирует)
1) Подготовка к работе над понятием «дружба». Слайд.
Учитель:
— Я надеюсь, что наш разговор будет для вас интересен и поучителен, и вы будете мне помогать.
читает отрывок из стихотворения Л. Измайлова«Монолог о дружбе».
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает?
Это слово? Значит что оно?
— Для того, чтобы говорить о дружбе, надо понимать, что такое дружба. Люди уже давно задумывались над этим вопросом и выяснили, что дружба это…
-Попробуйте и вы закончить данное высказывание.
2) Работа над понятием «дружба».
«Дружба – это …( дети пишут, как они понимают это слово)
Учитель зачитывает определения понятию «дружба», которые написали дети.
— А теперь сравните свои высказывания, с толкованием данного слова из Толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова. Слайд.
«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Привязанности, общности интересов».
3) Какой бывает дружба?
Учитель: Какая может быть дружба? Попробуем узнать, поиграв в игру.
( В конверте находятся иллюстрации с изображением солнца, тучки, цветка, бабочки, рукавицы, ежа, гвоздики, кляксы,камня, собаки).
— Каждая группа выбирает иллюстрацию и объясняет, почему может быть такой дружба!
(дружба – светлая, красивая, легкая, теплая, крепкая, верная)
— Итак, ребята, мы выяснили с вами, что такое дружба. Какой бывает настоящая дружба?
— Но без кого дружба состояться не сможет?
— Конечно, дружбы не бывает без друзей.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
— А у кого из вас есть друг? Поднимите руки.
— Как вы понимаете это слово?
«Друг – это …(высказывания детей)
В толковом словаре С.И. Ожегова: Слайд
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
— Каким должен быть настоящий друг? Вот в чем вопрос? Сейчас вы попробуете на него ответить. Давайте сыграем. Игра называется «Круговая беседа».
Ученики передают карточку, на которой написаны слова: «Настоящий друг – это тот, кто ….». Вам необходимо продолжить фразу.
Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.
Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
Ребята, значит, каким должен быть настоящий друг? добрый, вежливый, честный, доброжелательный, надежный, верный, терпеливый, уважительный, справедливый.
Ребята, а остальные качества, подходят к понятию настоящий друг? (Нет, давайте, уберем эти слова.)
— Мы выяснили, что такое дружба, кто такой «настоящий друг»
Ну что ж, мы очень хорошо потрудились, мы уже многое узнали. Но самое главное, что дружбы между людьми не будет, если мы сами не будем выполнять определенные правила, законы дружбы.
— Что же люди должны соблюдать, как должны относиться друг к другу?
— Давайте составим свод основных законов дружбы.
— Для этого познакомьтесь с перечнем правил и выберите те, которые нужны для настоящей дружбы в классе. Их может быть несколько.
Работа в группах: обсуждение правил дружбы.
Главные правила дружбы:
1. Не выдавать чужие секреты;
2. Всегда быть откровенным с другом;
3. Не бойся попросить прощения;
5. Не надо менять друзей;
6. Надо быть постоянным в дружбе;
7. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови если он занимается чем-то плохим;
8. Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
9. Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
10. Радоваться вместе с другом его успехам;
11. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.
Учитель: Остальные правила, вам тоже пригодятся. Я надеюсь, вы будете стараться соблюдать законы дружбы. Будете более внимательно относиться друг к другу, беречь свою дружбу и у каждого из вас обязательно в жизни появится настоящий друг.
— Народ придумал очень много пословиц и поговорок о дружбе. Давайте посоревнуемся, чья группа больше знает пословиц и поговорок, в которых встречаются слова: дружба, друг, дружить.
— Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
— Старый друг лучше новых двух.
— Нет друга – ищи, а нашел, береги.
— Друг познаётся в беде.
— Один за всех и все за одного.
— Человек без друзей, что дерево без корней.
— Друзья познаются в беде.
— Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
— Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
— Дерево живёт корнями, а человек….(друзьями).
— Как вы понимаете смысл одной из этих пословиц? (каждая команда дает объяснение одной из пословиц)
— Вот и подошел к концу наш разговор. Давайте подведём итог.Слайд
Мне очень важно знать, как вы оцените наш совместный труд, нашу работу.
1. — мне было сегодня интересно;
2. — тема разговора для меня была важна;
А было сегодня что-то новое, необычное, что вам понравилось, запомнилось?
— На партах лежат готовые обведенные ладошки детей. На ладошке можно написать своё имя. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.
Прикрепляем руки на доску.
— Мы все протянули руку дружбы друг другу. Составили хоровод дружбы.
— Спасибо за вашу работу. Всего доброго! Хороших вам друзей!
День такой хороший!
Кого мы называем другом?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Оцените свою работу на уроке.
-Продолжите предложение:
Мне было интересно…
Мне захотелось…
Я узнал, что ….
У меня получилось…
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Мораль басни «Собачья дружба» Крылова, анализ, суть, смысл
«Собачья дружба». Иллюстрация И. А. Иванова |
Басня «Собачья дружба» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1815 г. Дата написания произведения неизвестна.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Собачья дружба» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Собачья дружба» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Собачья дружба» заключается в том, что некоторые люди с виду кажутся надежными и верными друзьями, но как только им приходится что-то делить между собой, они превращаются в заклятых врагов.
По мнению В. Ф. Кеневича, басня «Собачья дружба» имеет в виду безуспешность мирных проектов Венского конгресса.
А только кинь им кость, так что твои собаки!»
«. Особенно в деле дружбы и взаимной помощи необходимы прямота и искренность отношений: с самого начала дети должны понять, что одна чувствительность не доказывает любви, что ее можно доказать, только жертвуя своим эгоизмом. Басня тем и хороша, что выводит на чистую воду этих друзей, очень нежных на вид, но грызущихся из-за одной кости.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
Орест и Пилад, по древнему преданию были неразрывными друзьями, ничто не могло их поссорить, и умерли они не изменив друг другу в дружбе; поэтому-то именами их и в наше время называют друзей; вот почему и здесь Полкан и Барбос называют друг друга Орестом и Пиладом.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа. «, ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
«Дружбе, товариществу и согласию он [Крылов] посвятил несколько басен, в которых в разных видах выставил, какой может произойти вред и даже несчастие, когда люди начнут пренебрегать этими священными обязанностями. В баснях «Собачья дружба» и «Крестьянин в беде» выставлены те люди, которые о своей дружбе любят говорить толька на словах; но если коснется дела, то все на попятный двор, а в случае чего, то не прочь даже и подраться из-за пустяков.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Такова мораль басни «Собачья дружба» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.