Что такое дуальная система

Дуальная система

В России вводится дуальное образование. Что это значит?

Происхождение

Родина дуального образования – Германия. К ее опыту с интересом присматриваются другие европейские государства, ведь, в отличие от них, в этой стране Европы самая низкая безработица среди молодого населения. Вызвала дуальная система и интерес в России, где к 2020 году предполагается создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.

У истоков системы стоял Георг Кершенштайнер (1854–1932), учредивший в Мюнхене ряд профессиональных школ. Впрочем, сам термин дуальная система появился позднее – на рубеже семидесятых годов ХХ века. Сегодня в программе участвует каждое седьмое предприятие Германии.

В общих чертах, немецкий опыт таков: теоретическое образование будущего рабочего проходит одновременно с его практикой на предприятии. Подобная схема занятости разгружает головы учащихся: не нужно прилагать специальных усилий к запоминанию того, что сразу будет закреплено на практике. Вопрос «Зачем я всё это учу?» тоже отпадает сам собой, ведь юные жители Германии имеют возможность сразу попробовать свои силы в реальной работе и увидеть результаты сделанного, а это неплохо мотивирует!

Немаловажно, что подобный труд считается уважаемым и относительно него не сформировано негативных стереотипов – благодаря превосходно организованным условиям труда, а также привычке родителей переставать «спонсировать» выросшее чадо. Наряду с дипломом учебного заведения, выпускники получают профессиональные сертификаты. А для предприятий участвовать в проекте дуального образования выходит дешевле, чем переучивать готовых специалистов в соответствии с современными требованиями.

Правда, всё это не объясняет, как перенятая система сможет функционировать в России. Думается, именно на российском видении дуального образования и стоит остановиться подробнее.

Преимущества

Только представьте себе: вы можете развиваться как профессионал-практик, обучаясь на очном отделении ссуза (обычно практикоориентированность – удел студентов-вечерников). Ваше образование можно будет назвать комплексным – никакой другой вид образования пока таковым не назовешь! Ваши наставники построят ваше обучение с учетом современного экономического контекста, а вашу учебно-рабочую неделю составят дни аудиторной учебы – и дни работы на предприятии, причем работать вы будете больше, чем учиться.

Как поступить

Дуальное образование сегодня реализуется в нескольких регионах России, специально выбранных для этого Агентством стратегических инициатив. На участие в проекте претендовал примерно каждый третий российский регион, и победу одержали автопром Калужской области, авиация Ульяновской области, двигателестроение и фармацевтическая промышленность Ярославской области, машиностроение Красноярского и Пермского краев. Хороший потенциал выявлен и у Волгоградской, Московской, Нижегородской, Свердловской областей и Татарстана – они вышли в финал. Также независимо от конкурса отдельные предприятия в разных уголках страны изъявляли желание участвовать в дуальном образовании учащихся.

Колледжи, сумевшие уловить это веяние времени, считаются инновационными – и рассказывают на своих сайтах о том, как именно реализуется в их стенах дуальное обучение. Нашли подобное упоминание в Интернете? Выясните подробности – например, о том, на каком курсе организуется дуальное образование и как выглядит договор, который заключает с предприятием учащийся, желающий такое образование получить.

Да-да, договор, тут всё серьезно! И это не единственное официальное соглашение, заключаемое в процессе реализации дуального образования. Так, договор учебного заведения с предприятием, помогающим воплощать в жизнь такие программы, обновляется ежегодно, поэтому, если вы приметили колледж, где практикуется дуальное образование, не переставайте следить за ситуацией: зайдите на его сайт еще раз, когда в ссузе придет время заключать этот договор заново, и проверьте, всё ли в порядке.

Сколько ребят отправятся получать дуальное образование и кто конкретно это будет, определяют совместно и ссуз, и предприятие. Поэтому совет вам такой: постарайтесь искренне интересоваться выбранной специальностью и быть на хорошем счету у педагогов. Хорошими также должны быть репутации как ссуза, так и предприятия: сотрудничество средненьких учреждений дуальным образованием назвать нельзя.

Программы

Одно из отличий дуального обучения от обычной практики на производстве состоит в том, что учебную программу для дуального образования ссуз разрабатывает совместно с предприятием-партнером. Таким образом, доля запланированных практически значимых знаний и практических занятий становится выше. Предприятие следит за тем, чтобы все необходимые компетенции были объяснены в аудиториях и закреплены на практике. И, конечно, с его подачи устанавливается список предметов, составляющих минимальное материально-техническое обеспечение полноценной учебы. Откуда такая заботливость? У компании есть прямой интерес – она заинтересована в новых высококвалифицированных кадрах.

Со стороны колледжа за реализацию программы дуального образования отвечает куратор.

Требования предприятия

С обычных практикантов спрос небольшой: они еще многого не знают и не умеют, и их практика получается во многом искусственной. Другое дело – учащиеся, вовлеченные в систему дуального образования. От них могут потребовать знать не только правила пожарной безопасности и охраны труда, но чуть ли не устав предприятия – ведь они в большей степени являются его «сотрудниками», чем те, кто проходит практику. А значит, обучающиеся по дуальной системе обязаны хранить сведения, составляющие тайну компании, учиться модифицировать свои обязанности применительно к работе в чрезвычайных ситуациях и даже тренироваться в принятии управленческих решений.

Всё это объяснят им наставники, закрепленные за группой на период практического обучения. Причем некоторых наставников подготовят непосредственно немецкие специалисты, хорошо знакомые с системой.

Впрочем, несмотря на богатство предполагающегося рабочего опыта, выходить за рамки разработанного учебного плана участникам программы нельзя!

Бонусы

По результатам работы по дуальной программе можно оформить портфолио, которое пригодится на собеседовании при трудоустройстве. С составлением портфолио учащемуся поможет куратор. Правда, предприятие, на котором работал студент, не обязано впоследствии принимать его на работу. Не обязано – но вправе. И при прочих равных его отдел кадров не может не предпочесть такого человека кандидату со стороны.

Вы уже поняли: схалтурить участнику программы дуального образования не получится. Но неужели ничего «детского» не остается при таких условиях учебы-работы? Остаётся. Это каникулы! У обычных рабочих каникул не бывает, только отпуск. Правда, сроки каникул хорошо бы согласовать с предприятием, ведь теперь вы человек занятой.

Татьяна Карпеченко, журнал «Абитуриент»

Источник

Дуальная система образования в Германии — что это такое и с чем ее едят

Концепт

Итак, что же это – дуальное обучение? Это такой вид учебы, который подразумевает получение теоретических и практических знаний одновременно. Проще говоря, вы учитесь и работаете. И, естественно, вам за это платят деньги. Но обо всем по порядку. Видов дуальной учебы в Германии на самом деле очень много и про такое обучение часто говорят в контексте получения среднего профессионального образования (Ausbildung), нас это интересовать не будет, т.к. визу иностранцу под Ausbildung получить практически невозможно. Мы сконцентрируемся именно на получении высшего образования.
«Дуальность» обучения заключается в том, что вся учеба делится на практическую и теоретическую части, поочередно сменяющие друг друга в течение всего периода обучения. Теория – это классические занятия в университете, которые длятся в среднем 3 месяца и проводятся непосредственно в университете: лекции, семинары, проектные работы, экзамены в конце семестра. Все это нам знакомо. Самое интересное начинается на практическом триместре. Практику вы проходите на предприятии, с которым у вас заключен контракт на обучение. При этом вам дается хорошая возможность получить непосредственное представление о рабочих процессах на фирме, набраться реального опыта, всюду суя свой нос и поучаствовать во внутренних проектах. Цель – научить вас действительно что-то делать.
В идеальном мире на практике вы активно применяете полученные в университете теоретические знания, на самом деле выполнить это на 100% не всегда получается, однако теоретические знания, как известно, никогда не бывают лишними. Практика длится также в среднем 3 месяца, затем она сменяется теорией и так далее, по кругу. Как правило, особенно это распространено в крупных фирмах, во время практических семестров вы работаете не только в одном отделе, а проходите несколько, в зависимости от плана вашей учебы.
По окончании 3-годичного обучения у вас будет диплом бакалавра (B. Sc, B.A., B.Eng – в зависимости от специальности), с 210 ECTS кредитами а также определенный практический опыт в наличии, что существенно облегчит вам жизнь как новоиспеченному выпускнику: предприятию впоследствии не нужно будет тратить время на вашу «вработку». Кроме того, как правило, фирмы заинтересованы в перенятии вас на постоянную ставку сразу же после учебы – иначе зачем им нужно было бы тратить столько денег на ваше обучение?
Кстати, затрагивая финансовую сторону. Вся учеба, включая теоретическую часть, оплачивается предприятием, на котором вы работаете. Зарплата очень сильно зависит от фирмы-партнера, но, как правило, в области IT она очень достойная(естественно, по студенческим меркам) и растет вместе с годом обучения. За счет очень плотного графика обучения каникул у дуальных студентов как таковых нет, но зато есть оплачиваемый отпуск, который можно взять во время практической части. У меня он составляет 30 рабочих дней в году.

Учеба в дуальном университете

Дуальную учебу предлагают несколько университетов в Германии, здесь речь пойдет об одном из наиболее крупных и популярных дуальных университетов с несколькими филиалами на юге Германии — Duale Hochschule Baden-Württemberg (DHBW), а конкретнее о DHBW города Mannheim, в которой я, собственно, и учусь. Полный список специальностей с пометкой о том, где конкретно они преподаются можно посмотреть здесь
Что такое дуальная система. Смотреть фото Что такое дуальная система. Смотреть картинку Что такое дуальная система. Картинка про Что такое дуальная система. Фото Что такое дуальная система
Моя специальность называется Angewandte Informatik (прикладная информатика) со специализацией International Business Competence. Вот так выглядит наш учебный план (ахтунг, немецкий!). За счет специализации многие лекции у нас преподаются на английском языке — его знание подразумевается изначально. Кроме того, не могу сказать, что какая-то область у нас преподается в большем/меньшем объеме, на мой взгляд, присутствует оптимальный баланс и теоретической, и практической, и технической информатики и прочих дисциплин.
В то время как моя специализация предполагает дальнейшее развитие в области консалтинга и работу в интернациональных проектах, на нашем факультете также есть направления в Mainframe Computing и Betriebliches Informationsmanagement (что-то вроде управления информационными процессами на предприятии). Кроме того, в DHBW Mannheim преподается Informationstechnik– информационная техника (более техническое направление, ближе к электротехнике) и Wirtschaftsinformatik — экономическая информатика, которая, несмотря на небольшой перевес в области IT, официально относится к факультету экономики.

Также, что вообще характерно для всего университета, помимо классических преподавателей лекции у нас читает большое количество работающих специалистов, т.е. те, у кого есть большой практический опыт, но нет постоянной ставки в университете. Этот момент должен быть оценен двояко, на мой взгляд, и может быть сравнен с лотереей – качество лекций и преподаваемого материала очень сильно зависит от личности человека, т.к. действительно умело передавать свои знания удается не всем. Однако в любом случае, это несомненный плюс, что люди делятся знаниями и опытом применения технологий, которые активно используются на практике, а не были описаны в учебниках несколько десятков лет назад.
Другой пункт, который характерен как минимум для нашей специальности – это присутствие в учебном плане очень большого количества групповых/проектных работ, которые должны развивать навыки работы в команде. Групповые проекты несомненно присутствуют и в классических университетах, но не в таком количестве. За прошедшие 4 семестра мы сделали больше 10 совместных проектов, при этом группы каждый раз формировались по-новому, в среднем от 2 до 6 человек в группе. Часть из проектов шла вместо обязательного экзамена в конце семестра, часть – просто как дополнение к экзамену.

Кстати по поводу экзаменов. Специфика учебы в DHBW, естественно, накладывает отпечаток на проведение экзаменов. За счет жесткого предопределенного учебного плана на экзамены выделяют одну-две недели в конце семестра. В течение этого времени может быть написано от 5 экзаменов и выше, причем некоторые из них – модульные, т.е. по сути вы пишете не один, а сразу два или три экзамена в один день друг за другом. Некоторые модули сдаются лишь в конце учебного года – в мае мы писали сдвоенный экзамен по прикладной математике и статистике, преподавать которую начали еще в сентябре прошлого года, т.е. в начале 3-го семестра. Нередки случаи, когда в конце нечетного семестра студенты пишут 3-4 экзамена, зато в конце четного вас поджидают все 10 и больше. Бесспорно, учеба очень напряженная и некоторые не выдерживают и либо уходят сами, либо же вылетают, не сдав экзамены. Любой экзамен можно пересдать один раз. Третий, последний, шанс дается всего лишь один раз в учебный год и только по одному предмету, в этом случае экзамен сдается устно. На данный момент нашем курсе осталось 36 человек из первоначальных 42. На курсе на год младше нас ситуация еще печальнее, к концу первого года там осталось чуть больше половины студентов. И это при том, что «случайных» студентов за счет жесткого отбора у нас практически не бывает. This is spartaaaaaaaa!!

Так, теперь к практике. Четкого и конкретного плана для проведения практического семестра университетом не предусмотрено, есть лишь общие требования, чтобы студентов не использовали для варки кофе или же копирования ненужных документов, а давали задания, соответствующие уровню подготовки. Вообще каждая компания решает индивидуально чем она будет занимать студента в зависимости от текущих проектов и интересов студента.
Я работаю на предприятии, фокус деятельности которого напрямую вообще не связан с IT, но где же в наше время без информационных технологий? Во время моих предыдущих практик я работала в отделе технической инфраструктуры – сервера, сети, телекоммуникации и т.д. За это время поняла, что это не совсем то, чем я хотела бы заниматься в последствии. В следующие практики буду менять отдел. Кстати, большущий плюс дуальной учебы заключается в том, что во время практического семестра можно примерить на себя будущую сферу деятельности и посмотреть «твое» это или нет и при необходимости скорректировать специализацию так как нравится. Для молодых зеленых студентов, слабо представляющих, что их потом ждет на работе, мне кажется, это очень актуально.
Кроме того, во время практик студенты пишут отчеты, которые они позже сдают в университете в рамках учебного плана. В общем и целом, как уже было описано выше, практика тесно интегрирована в университетскую программу.
Очень часто, при наличии зарубежных филиалов, компании предоставляют своим студентам возможность провести одну из практик за границей. В данный момент я прохожу практику в филиале нашей компании в США, дотягиваю свой английский до приличного уровня.
В целом впечатление от учебы положительное. Учиться нелегко, но при наличии достаточной мотивации и стараний вполне возможно получать хорошие оценки.

Поступление

Для тех, кто заинтересовался, привожу наиболее существенные условия для поступления:

1.Наличие права на получение высшего образования в Германии(Abitur)
Первым пунктом является наличие допуска к высшему образованию в немецких университетах. Из-за разницы количества лет в обучении в немецких и российских школах простое наличие аттестата зрелости вкупе со сданным ЕГЭ не приравнивает автоматически выпускников российских школ к немецким абитуриентам. Минимум, необходимый для признания вашего права учиться в ВУЗе в Германии, это два законченных курса университета. Уже полученное в России/СНГ высшее образование приравнивается, как минимум, к немецкому абитуру и дает право на изучение любой специальности с нуля.
Конечно, как и везде, здесь есть свои нюансы и исключения, После одного законченного курса университета, вы имеете право поступать в немецкий колледж предвузовской подготовки (Studienkolleg) и проучившись там год, получить допуск на определенные специальности – технические, экономические, языковые и т.д. Попасть в такой колледж, минуя курс российского университета, могут и выпускники школ, получившие золотую или серебряную медаль.
2. Контракт с фирмой-партнером DHBW
Контракт на обучение также является одним из определяющих факторов при поступлении в DHBW. При его наличии зачисление в университет является формальностью, при этом вся необходимая работа выполняется предприятием, заключившим с вами договор.
В общем, самый главный отбор будущих студентов проводится непосредственно предприятиями-партнерами. Их спектр очень разнится – начиная от никому не известных маленьких и средних фирм, известных только в определенных кругах, и заканчивая крупнейшими мировыми концернами, такими как IBM, HP, SAP, Daimler, Siemens и т.д. Куда вас возьмут и возьмут ли вообще, зависит целиком и полностью от вашего таланта и умения себя подать. Шансы попасть на крупные предприятия есть у каждого, «по блату» просто так никуда не возьмут.
3. Знание немецкого языка на уровне, позволяющем учиться в немецком университете (B2-C1)
Естественно, для учебы в Германии необходимо знать немецкий (кэп передает привет). Наиболее распространенными сертификатами, подтверждающими владение языком являются TestDaf и DSH. Для тех, кто не владеет немецким языком в достаточной мере, существует возможность учиться на так называемом интернациональном факультете. Вот здесь
и здесь есть несколько примеров специальностей. Возможно, в других отделениях DHBW список таких предложений шире. Обучение проводится полностью на английском языке, плюс в программу входит обязательное изучение немецкого. Предприятий, предлагающих такой интернациональный вариант учебы гораздо меньше, но они есть. И судя по тому что написано на их страницах там уже учатся ребята из России и стран СНГ.

Из личного опыта

В Заключение

Классические немецкие университеты достаточно часто подвергаются критике за сухую теорию и отсутствие передачи практических знаний. Однако во всем есть свои плюсы и минусы. Обычная учеба в немецком университете, на мой взгляд, менее стрессовая т.к. вы получаете вашего бакалавра за положенные три года, при этом у вас есть стабильные каникулы, в то время как дуальные студенты получают ту же самую теорию за 1,5 года в университете. За счет этого нагрузка во время учебы в разы больше по сравнению с обычной учебой.
В университете нередки случаи, особенно на первых семестрах, когда на лекции в огромном зале сидит несколько сотен студентов, преподаватель читает свой материал, практически не взаимодействуя с аудиторией, да и при таком количестве студентов это невозможно. Никто вас не знает в лицо. В дуальных университетах за счет того, что курсы формируются небольшие, максимум 30-35 человек, обстановка более «школьная» и приближена, скорее, к российским университетам, нередко преподаватели знают вас по имени. Они более активно общаются с курсом и у вас больше шансов задать вопрос, если вы что-то не поняли.
С другой стороны классические университеты предлагают больше свобод как в выборе учебного плана, так и в плане посещаемости. В свою очередь дуальная учеба стабильно оплачивается, по окончании обучения у вас практически лежит в кармане трудовой договор и имеются неплохие шансы продвижения по карьерой лестнице.

Дуальная учеба престижна и популярна в Германии, однако и конкурс на нее стабильно высокий. Однако лишь недавно (с 2010 года) иностранцы получили официально подтвержденное право учиться в этом университете, ранее требовалось получение согласия биржи труда и разрешения на трудовую деятельность. У меня были долгие и нудные разбирательства с ведомством по делам иностранцев по этому поводу, в конце концов моя настойчивость взяла верх.
Если вы планировали эмиграцию обучение в немецком университете, как вариант можно рассмотреть дуальную учебу, формально по статусу иностранные студенты «обычных» вузов ничем не отличаются от дуальных студентов-иностранцев, единственное, что за счет контракта с фирмой вам будет гораздо проще решать вопрос с подтверждением финансового обеспечения.

Буду рада, если моя информация будет вам полезна.

Источник

Свойства дуальной системы обучения

Что такое дуальная система. Смотреть фото Что такое дуальная система. Смотреть картинку Что такое дуальная система. Картинка про Что такое дуальная система. Фото Что такое дуальная система

Суббота 6 июня, 2020

Отечественная образовательная система пошла по пути зарубежных ученых, в частности Германии, которая смогла модернизироваться и в кратчайшие сроки адаптироваться в современном мире. Основными первопроходцами в исследовании новой технологии переподготовки кадрового состава были Д.А. Торопов, А.И. Пискунов, Н.Е. Воробьев, Г.А. Федотова, Б. Л. Вульфсон, которые смогли освоить теорию немецких партнеров и повысит профессионализм работников до европейского уровня. Торопов, в своей научной работе, рассказывает о неотъемлемости технологического прогресса и его непосредственное влияние на развитие всех видов деятельности и общей образовательной системы во всех развитых государствах.

Что такое дуальная модель? В чем ее преимущество?

По своей сути дуальное обучение является совокупностью мероприятий по обучению профильных специалистов, при взаимодействии учебных заведений и организаций, в качестве заказчика на услуги. Это дает возможность получить образование и адаптироваться в профессии и обществе как полноценного специалиста.

Учебный процесс предусматривает наличие практичных занятий и параллельное использование полученных навыков в рабочих процессах, без отрыва от учебы. Адам Смит на страницах «Исследования о природе и причинах богатства народов» говорит о пользе такого метода обучения, поскольку уже на первых этапах абитуриент имеет возможность осваивать профессию непосредственно на месте работы и выполнять работу под присмотром профессионального наставника. Он предпочитал называть его традиционным профессиональным обучением. С возможностью одновременно учить теорию и практиковать полученные навыки.

Взаимодействие модульной системы обучения с последующим трудоустройством имеет неопровержимые доказательства успешности данного мероприятия. Это связано с потребностью предприятий в профессиональных сотрудниках, инвестируя в обучения которых они имеют возможность лично контролировать учебный процесс, подачу необходимой информации и обеспечить себя надежными кадрами.

Дуальная система имеет преимущество параллельного изучения теории и практики, изучая суть производственных моментов, непосредственно на будущем месте работы. Для теоретических знаний используется профессиональное учебное заведение в центре образования, с обеспечением диплома государственного образца, а практика – это компетенция предприятия, с использованием внутренних требований предприятия. При этом и учебное заведение и будущий работодатель имеют свои интересы, поэтому должны сотрудничать и руководствоваться поставленными целями. Это дает возможность молодым специалистам получить гарантированное место работы, а предприятию профессионального наемного работника.

Особым успехом дуальная система образования пользуется в Германии. Эта страна смога не только воплотить все задумки, но и стать примером для всех европейских государств. Высокое качество образования зависит от развитой системы обучения, умения правильно расставлять приоритеты и соединять практику с теорией, при этом повышая заинтересованность бизнеса в создании хороших специалистов.

Основные характеристики

Каждая программа, созданная в современном мире или проверенная временем, имеет свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные результаты, которые выражаются разными факторами. Все характеристики в той или иной мере влияют на конечный результат.

Достоинства дуальной модели:

Недостатки дуальной модели:

При этом дуальная система образования имеет высокую эффективность и способна повысить уровень образования то европейских стандартов.

Что такое дуальная система. Смотреть фото Что такое дуальная система. Смотреть картинку Что такое дуальная система. Картинка про Что такое дуальная система. Фото Что такое дуальная система

Дуальная система на предприятии

Основным преимуществом для предприятий в дуальном обучении является возможность самостоятельно подготовить кадровое наполнение без дополнительных затрат на их переквалификацию или поиск первоклассных мастеров, с высокими финансовыми требованиями. При этом работодатель может выбрать с набранной группы студентов самых успешных, которые мотивированные престижным местом работы готовы учиться в два раза успешней. После приема на работу молодым сотрудникам не нужно много времени на адаптацию, поскольку они уже полностью готовы к работе и знакомы с внутренней жизнью фирмы. Это дает возможность обеспечить предприятие профессиональными специалистами на длительное время.

Преимуществ дуальной программы обучения для молодых специалистов

Каждый студент имеет возможность быстро и надежно закрепится в роли хорошего специалиста, войдя в самостоятельную жизнь с минимальными рисками. Полноценность учебного процесса и перенасыщенность практическими занятиями в условиях трудового процесса, дает потенциал к карьерному росту и быстрой адаптации на принятой должности. При этом все выпускники научены работать в трудовом коллективе, ответственно относятся к должностным обязанностям и готовы к самостоятельному принятию решений. Дуальная система образования все время совершенствуется и развивается, выпуская преимущественно узких специалистов, полностью адаптированных под рабочий процесс предприятия и с высоким трудовым потенциалом.

Преимущества дуальной системы обучения, в соответствии традиционными программами:

Дуальная система профессионального обучения имеет много преимуществ, но при ее выборе нужно руководствоваться решением потенциальных задач предприятия, учитывать возможные риски, изучать законодательно и потребности общества, а также готовность населения к мировой интеграции. Она является надежной базой для подготовки кадров, с учетом экономических и эволюционных этапов саморазвития.

Параллельная работа учебных заведений и производственных предприятий дает возможность повысить уровень образованности жителей страны, предоставить выпускникам возможность обязательного трудоустройства, дает стимул для развития человеческих ресурсов. Таким образом, дуальная модель готовит не только профессиональных специалистов, но и полностью поставленных сотрудников, готовых к личностному развитию и движению по карьерной лестнице, что стимулирует улучшение общих трудовых показателей.

Правильно сгенерированный план обучения дает возможность интегрироваться в определенную отрасль без временных потерь. А готовность к принятию корпоративных решений на базе учебно- производственного функционирования структур на условиях договоренностей, дает быстрый и максимально эффективный результат. Поэтому данная система имеет высокий потенциал современного мира и гарантирует быструю самоокупаемость, за счет продуктивности труда кадрового выпуска.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *