Что такое духовное краеведение

Калёнкова О. С. «Духовное краеведение – основа социально-культурного партнерства школы, храма, музея»

Что такое духовное краеведение. Смотреть фото Что такое духовное краеведение. Смотреть картинку Что такое духовное краеведение. Картинка про Что такое духовное краеведение. Фото Что такое духовное краеведениеКалёнкова Ольга Сергеевна,

учитель истории, ОРКСЭ МОУ Большеключищенская средняя школа имени В. Н. Каштанкина Ульяновского района
Ульяновской области,
аспирант кафедры истории УГПУ имени И.Н. Ульянова г. Ульяновск

«Духовное краеведение – основа социально-культурного партнерства школы, храма, музея»

Доклад в рамках секции
«Православное краеведение: из опыта работы библиотек и образовательных организаций Ульяновской области»
XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»

30 января 2019 г.,Конференц-зал Храма Христа Спасителя г. Москвы

Идея социально-культурного партнёрства между школой и храмом возникла в нашей школе с того времени, как в учебном плане появились такие предметы как «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Для преподавания данных предметов мало быть педагогом, нужно самому верить и быть воцерковлённым человеком.

Конечно, без помощи батюшки педагогу трудно разобраться во всех тонкостях вероучения. И нам повезло, что в нашем селе есть храм, историей которого мы очень дорожим.

В селе Ключищах Церковь перестраивалась неоднократно. Первая, деревянная, была построена в 1712 году, затем в 1770 году вторая, но она не устраивала жителей: была тесновата. Что называется, всем миром собрали 12 тысяч рублей и 22 июня 1866 года в селе Большие Ключищи приступили к постройке третьего – каменного храма. 21 июня 1872 года храм был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы каменная церковь с тремя приделами во имя святых Петра и Павла, святого Александра Невского и святого Николая Чудотворца. Церковь выполнена в русско-византийском стиле по проекту архитектора К. А. Тона и представляет исторический и архитектурный интерес. Храм построен в духе русского романтизма XIX века, отличается простотой и строгостью форм. В его декоре использованы детали древнерусской архитектуры: ложные закомары в храмовой части дают ощущения нарядной легкости, резное луковичное завершение наличников над арочными проемами окон как бы повторяет венчающие главы куполов.

Храм на селе это не только духовный центр, а в первую очередь просветительский. Библиотека в Ключищенском округе Симбирского уезда помещалась в Ключищенском Покровском храме и была очень книгами богата. До начала 20-х годов в храме велись и хранились метрические книги всего Ключищенского округа. В соответствии с законом об отделении церкви от государства в 1927 году Ульяновский РИК полностью передал метрические книги за 1781 по 1918 год взятые в 1918 году из Покровской церкви в Ключищенский Совет.

Советский период в истории нашей страны внес свои коррективы, но традиции духовно-нравственного воспитания на Ключищенской земле не прерывались никогда.

В изменившихся социально-исторических условиях мы не бросаемся в крайности, а строим свою деятельность по данному направлению, обновляя формы, сохраняем суть. Наполнились новым содержанием традиционные формы работы по изучению истории родного края и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

На протяжении многих лет налажено тесное сотрудничество с духовным наставником нашей школы, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы отцом Михаилом (Качаловым), совместно с которым ведется плодотворная работа в двух направлениях:

С 2012 года в нашей школе введен внеурочный курс «Родные истоки» 1-4 класс и в 5-9 классе «Духовные родники родного края». Главная задача курса «Родные истоки», «Духовные родники родного края» – развитие у школьников интереса к истории родного города, своей малой родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Краеведение – важное средство приобщения детей к региональному культурному наследию. Это не только познание края, способ сохранения исторического опыта, а и средство развития интереса у детей и взрослых к культурному наследию малой родины, приближение к тем корням, которые станут основой воспитания у ребенка чувства гордости и уважения к родному краю. Краеведение становится средством и для раскрытия творческих способностей детей, предметом их художественной, поисковой, исследовательской деятельности. Наглядным подспорьем являются экскурсии в храм. Экскурсии проводит настоятель храма. Ребята знакомятся с основами православного вероучения, с правилами поведения в храме, с порядком богослужения в храме, изучают росписи, священное облачение.

Отцом Михаилом проводятся также просветительские беседы для родителей, педагогов. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Большие Ключищи отец Михаил является участником многих традиционных школьных мероприятий.

С 2010 года в школе работает клуб «Истоки», который занимается поисково-исследовательской деятельностью. В храме сохранены архивные сведения об истории села Большие Ключищи, истории трех храмов. В результате краеведческой работы мы с ребятами собрали богатейший краеведческий материал. Работая в данном направлении, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее.

Ежегодно наши ребята участвуют в олимпиаде по ОПК, в олимпиаде «Наше наследие», в ежегодных краеведческих конференциях, в конкурсе «Красота Божьего мира», принимают активное участие в Арских чтениях и т.д.

Ребятами были разработаны и реализованы такие исследовательские проекты, как

Социально-значимый проект «Родник Духовный» был направлен на облагораживание родника и прилегающей к храму территории (2013-2015 годы)

С 2016 года реализуется проект «Духовно-туристический маршрут «Ключищенская земля православная», в ходе реализации которого о духовных святынях Ключищенской земли узнают не только ребята села, но и Ульяновского района, Ульяновской области.

С 2016 г. было организовано 3 экскурсии для 150 детей православной смены оздоровительного загородного лагеря «Огонёк». Духовно-туристический маршрут оформлен и виртуально и размещен на сайте нашей школы, храма Покрова Пресвятой Богородицы села Большие Ключищи.

В результате совместной работы с настоятелем храма отцом Михаилом мы пришли к мысли о создании в храме музея. Созрела необходимость создания места, в котором будут собраны архивные сведения истории образования села и церкви в селе Большие Ключищи, музейные экспонаты, которых собрано уже немало.

Каким может быть православный музей в сельском храме? Можно ли вообще сделать музей в храме? Что станет его экспозицией, какие экскурсии и другие события могут привлечь сюда посетителей, причем не только православных? И как подготовить экскурсоводов, которые смогут рассказать о старинном храме не только как об историческом памятнике?

По мнению Е. М. Акулича, музеи формируют особую сферу культуры, в которой основой формирования духовных ценностей являются содержательные результаты деятельности человека. Музей – это «целостная, искусственная (построенная), целенаправленная, адаптивная система, происхождение которой определяется социальными потребностями и соответствующими социальными действиями, направленными на сохранение социальной памяти».

Целью создания музея в нашем храме также является сохранение истории православной церкви и её роли в селе Большие Ключищи. История старейшего православного храма Симбирской губернии неразрывно связана с историей самого села и всех ярких событий, в нем происходивших. Именно в этом храме 25 июня 1837 года Наследник Цесаревич Александр Николаевич, будущий Царь-Освободитель Александр II, будучи проездом, слушал в селе Ключищах обедню и посетил удельный приказ.

Музей несёт не только научно-исследовательскую, но и культурно-образовательную функцию. Музейное пространство в целом и музейная экспозиция в первую очередь способствуют расширению «границ» исторического и культурного сознания человека, его моральной памяти и эстетического вкуса, в конечном итоге формируя социокультурный контент.

В экспозиции нашего музея будет представлено более ста предметов, документов и церковных книг, которые знакомят с наиболее яркими страницами истории православного храма, начиная с середины XVIII века и до наших дней. Теперь посетители смогут познакомиться не только с богатым архитектурным убранством отреставрированного храма, но и узнать, насколько разнообразен, интересен и даже загадочен православный мир. Среди экспонатов – православные книги XVII – начала XX века, разнообразные по стилю и технике исполнения иконы, предметы церковного быта, язык от первого колокола, который чудом уцелел, и многое другое.

Значимой частью целевой аудитории музея истории храма Покрова Пресвятой Богородицы будут учащиеся школы, воспитанники РЦ «Восхождения», которые посещают храм. Планируется подготовить цикл культурно-образовательных программ для учеников школ в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» адаптированного для школьников, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Данные программы будут разработаны в формате уроков «Основ православной культуры» с использованием экспозиций музея истории храма. Каждый урок в доступной интерактивной форме будет раскрывать одну из учебных тем по истории культуры и традиций православного христианства, будет дополнять и закреплять знания учащихся по предмету, способствовать эстетическому воспитанию школьников. Цикл рассчитан на хронологическое изложение учебного материала и начинается с уроков истории с краеведческим аспектом.

В ходе урока ребятам предоставляется возможность познакомиться с обликом первой деревянной церквушки, которую построили служилые казаки в 1712 году в селе Ключищи. Затем предполагается знакомство с историей села, промыслами и бытом жителей села Большие Ключищи в XIX-начале XX веках.

Нельзя не затронуть и XX век, в 30-е годы – годы репрессий – храм был закрыт. А в 50-е годы колокольню взорвали – лишили колоколов. Долгое время, вплоть до наших дней церковь оставалась без голоса. Здание использовалось под склад, зернохранилище, в 80 годы случился страшный пожар, после которого не сохранились росписи стен храма, лишь только в конце XX века началась реставрация и возрождение жизни прихода.

В контексте изучения социокультурного партнерства музея, школы и Церкви важно отметить, что в 90-ые годы музеи закрываются. Что и произошло в нашем селе. Школьный музей был закрыт, экспонаты утеряны. Только лишь к 70-летию Победы усилиями педагогов и ребят был открыт музейный уголок.

Отрадно, что сейчас создаются различные проекты и программы, направленные на взаимное сотрудничество между музеем и школой. Примером такого взаимного партнерства является музейно-образовательная программа «Культурное образование» для разных возрастных групп детей и молодежи.

Интересен опыт социально-культурного партнерства музея, школы, храмов и мечетей в Казани. Ряд школ тесно сотрудничает с институтами общества в рамках единого образовательного пространства.

Несомненно, храм, музей и школа отличаются в своих функциях, но их объединяет тот факт, что они могут оказать глубокое влияние на формирование личности ребенка.

Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Православное краеведение является одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности.

Таким образом, можно рассмотреть основные направления социокультурного партнерства храма, музея и школы в формировании духовной культуры учащихся на современном этапе:

— организация систематической и целенаправленной работы со школьниками, направленной на формирование ценностного отношения к культурному наследию;

— приобщение детей к православным традициям, их погружение в тему посредством музейных экспозиций;

— воспитание эмоций, развитие воображения и творческой деятельности;

— повышение мотивации у учащихся к поисково-исследовательской деятельности;

— развитие новых технологий в образовании.

Совместная деятельность школы, церкви, музея является мощной площадкой для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Источник

Духовное краеведение

«Духовное краеведение»

Пояснительная записка

Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к вопросам духовно-нравственного, религиоведческого и философского содержания обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания детям и подросткам помощи в социальной и психологической адаптации в условиях кардинальных изменений в политической и социально-культурной жизни наших граждан, глубокого социокультурного кризиса, сопровождающегося пропагандой насилия и распространением информации, разрушающей психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является утрата лучших отечественных культурных традиций и разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, произведений классических русских писателей все более осложняется из-за непонимания исторического происхождения, значения и символического смысла большинства словесных образов, а также из-за незнания исторических реалий жизни России совсем не такого уж далекого прошлого.

Третьей причиной следует назвать снижение качества базового образования, а также необходимость организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения образования в области культуры, истории, словесности, искусства.

На наш взгляд, программа «Духовное краеведение» является одним из наиболее удачных инструментов в решении вышеперечисленных проблем именно потому, что включает в себя целый комплекс образовательных дисциплин: это и история, и литература, и язык, и искусство (архитектура, живопись, церковный звон и т.д.), и география, и многое другое. Она также дает ребенку представление о духовно-нравственных основах бытия, о традициях и духовном опыте наших предков.

«Духовное краеведение» формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

Таким образом, предмет имеет целью обучить и воспитать творчески мыслящую и духовно богатую, ответственную личность.

Цель: создание условий для развития духовной стороны личности обучающегося и формирование у ребёнка картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности.

Задачи:

1-й год обучения (1 класс):

1. Сформировать у учащихся знания, которые дали бы им первоначальное представление о духовных и культурных традициях родного края.

2-й год обучения (2 класс):

1. Закрепить и расширить знания, дающие учащимся представление о духовных и культурных традициях родного края, закрепить их на эмоциональном и интеллектуальном уровнях.

2. Дать первоначальные сведения по ряду тем: история родного города и края, святые места Тамбовской земли, наши прославленные земляки – святые подвижники Тамбовского края, календарь народных и православных праздников и т.д. (См. Содержание программы для 2 класса).

3-й год обучения (3 класс):

1. Сформировать информационный фон знаний, позволяющий осмысливать этнокультурные духовные традиции родного края как неотъемлемую часть поддержания этнокультурной солидарности.

2. Обеспечить устойчивые знания по ряду тем: народный и церковный календарь, памятники истории и культуры города Тамбова и края, наиболее известные святые Тамбовской земли и т.п. (См. Содержание программы для 3 класса).

4-й год обучения (4 класс):

1. Расширить и углубить круг тем для изучения: наряду с Евангельской историей дать обучающимся представление об истории Ветхого Завета, о святых, имена которых носят наши дети, о христианском укладе жизни и семьи и т.д. (См. содержание программы, четвертый год обучения).

2. Сформировать умение осмысленно выражать аргументированное мнение по различным проблемам этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление и т.п.

1-й год обучения (1 класс):

1. Способствовать формированию уважительного, трепетного отношения к традициям, духовным устоям, святыням родного края.

2. Способствовать воспитанию у обучающихся таких духовных и нравственных качеств, как: любовь к родному краю, умение ценить наследие, оставленное нашими предками, милосердие, сопереживание, доброта и т.д.

2-й год обучения (2 класс):

1. Сформировaть у обучающихся представление об этических нормах духовности.

2. Познакомить младших школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.

3-й год обучения (3 класс):

1. Научить определять духовный смысл сущностей окружающего мира.

2. Наполнить содержанием представление о патриотизме, любви к Родине, ответственности за судьбы окружающих нас людей, наших ближних, судьбу общества и государства.

4-й год обучения (4 класс):

1. Научить давать духовную оценку реалиям пространства и времени.

2. Наполнить содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству.

3. Способствовать воспитанию потребности строить свою поведенческую модель в соответствии с законами духовности, а также оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций.

1-й – 4-й годы обучения (1 – 4 классы):

1. Способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений.

2. Содействовать развитию волевой сферы ребенка: осознанности поведения, самоконтроля.

Программа направлена на реализацию основных направлений региональной образовательной политики. Она имеет культурологическую направленность, так как изучает специфику и сущность функционирования и развития нашей национальной культуры, определяет ее место и роль среди других социальных явлений. Кроме того, наш курс носит также ярко выраженный интеллектуально-познавательный характер.

первый год обучения – 72 часа (2 часа в неделю),

второй год обучения – 72 часа (2 часа в неделю),

третий год обучения – 108 часов (3 часа в неделю),

четвертый год – 144 часа (4 часа в неделю),

и предназначена для педагогов дополнительного образования начальной школы.

Количество детей в группе : 1 и 2-й годы обучения – по 15, с 3-го года – по 12 человек.

Особенностями данного курса являются:

его опора на региональный компонент, на региональное этнокультурное наследие;

культурологическая и интеллектуально-познавательная направленность;

личностная ориентация содержания программы;

деятельностный подход к обучению;

проблемно-поисковые методы организации учебного процесса;

направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;

программа реализуется в начальной школе, тогда как традиционно курс краеведения ведётся с 5 класса.

На первом году обучения (1 класс) происходит установление личных связей ребенка с православной культурой (личностно-ориентированный подход), а также развивается образно-вариативное восприятие явлений окружающего мира и увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.

В результате полного прохождения материала программы «Духовное краеведение» учащийся должен знать:

— историю возникновения крепости Тамбов;

— роль подвижников благочестия в жизни города (например, святителя Питирима или архиепископа Луки);

— жития прославленных святых Тамбовской земли, таких, как: епископ Питирим, святители Феофан, Затворник Вышенский, Тихон Задонский, Лука Войно-Ясенецкий, преподобные Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, преподобные Силуан Афонский и Феодор Ушаков и другие;

— историю создания самых известных храмов и монастырей Тамбовщины, а также знать события или жития святых, которым эти храмы и монастыри посвящены (например, Покров Божией Матери, Преображение Господне или житие Иоанна Предтечи, Крестителя Господня и т.д.).

Обучающиеся должны хорошо ориентироваться в Библейской истории:

— знать основные события Евангелия и Ветхого Завета (например, сотворение мира, изгнание из Рая, земная жизнь Спасителя и т.п.);

— знать самые важные православные праздники (не только Рождество Христово, но и – Пресвятой Богородицы, не только Воскресение Господне, но и Его Вознесение и т.д.), а также жития наиболее почитаемых в России святых (например, великого князя Александра Невского или святителя Николая, Мирликийского Чудотворца и др.);

— историю всемирно известных русских святынь (таких, например, как Казанская икона Божией Матери, Иверская икона, Владимирская и др.).

К концу четвертого года обучения (4 класса) учащиеся должны уметь:

— ориентироваться в храме;

— провести в тот или иной храм города (рассказать, где он находится);

— рассказать историю возникновения крепости Тамбов, монастырей Тамбовщины (например, Трегуляевского), того или иного храма (Казанского, например);

— пересказать основные сюжеты Ветхозаветной и Евангельской истории;

— рассказать основные вехи жития Тамбовских подвижников благочестия, таких, как: святитель Питирим, святитель Лука Войно-Ясенецкий, святитель Феофан Вышинский и др., а также особо почитаемых русских и вселенских святых (например, князя Александра Невского или святителя Николая Мирликийского);

— отличать на иконах изображения Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, различных святых (например, апостола Андрея Первозванного или князя Александра Невского) и ангелов, а также узнавать изображения главных православных праздников;

— отличать по облачению священноначалие от рядовых священнослужителей;

— пользоваться картой края, района, ориентироваться в плане микрорайона и города.

В воспитательном плане ребенок должен научиться давать духовную оценку реалиям пространства и времени;

у него должно сформироваться и наполниться содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству;

в идеале, у ребенка должна возникнуть потребность строить свою поведенческую модель в соответствии с законами духовности, а также оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций.

Заключительной формой подведения итогов является учебная исследовательская работа (коллективная или индивидуальная) на избранную тему.

Примерные темы учебных исследований:

Источник

«Духовное краеведение в контексте духовно-нравственного воспитания» ( дошкольники )

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад №22«Клеверок»

в контексте духовно-нравственного воспитания»

Красникова Аниса Ивановна

Духовное краеведение в контексте духовно-нравственного воспитания

Детство – важный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

И потому краеведение – это одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников. Именно в дошкольном возрасте у детей отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определённым количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют большой интерес к происходящему во взрослом мире. У детей проявляется стремление узнать больше о родном крае, о его историческом прошлом. Ибо у каждого человека своя малая Родина, которая определяет многое в этой жизни. Это наследство, оставленное нам нашими предками: живые легенды и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства лесов, полей, трудовые достижения и ратные победы наших дедов и прадедов. Краеведение – это золотой запас нашей духовности. Поэтому одной из основных задач нашего времени, является воспитание любви к Родине, к родному краю. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Образовательный процесс в ДОУ в группе для детей с нарушениями речи происходит в специально организованных коррекционных условиях. Учитель-логопед выполняет не только свою основную деятельность, но и расширяет кругозор дошкольников, воспитывает нравственно-патриотические и гражданские чувства. Духовно-нравственное воспитание – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, отношение к свой семье, к своим близким, к своему городу. А можно ли воспитывать патриотические чувства у детей с нарушениями речи? Эти мысли натолкнули на разработку и реализацию проекта для детей старшей группы с нарушениями речи. Проект направлен на формирование у дошкольников глубокой привязанности к родному краю, чувство патриотизма: гордости за Родину, любви к родному краю, уважению культуры и традиций.

ДОУ – начальная ступень образования, от которой зависит целостная система общества, которая должна быть культурной, духовной, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма у детей.

Проект «Луховицкий огурец»

Цели: ознакомление детей с символом Луховиц – огурцом, его внешним видом, свойствами, применением.

— развивать связную речь, грамматический строй речи, высшие психические функции, мелкую моторику;

— расширять знания детей об огурце;

— закреплять знания по лексической теме «Овощи»;

— знакомить с нетрадиционной техникой рисования огурца методом «тычка»;

— развивать познавательный интерес;

— продолжать воспитывать аккуратность при рисовании огурцов.

Оборудование: Лист белой бумаги, краски, ватные палочки, стакан-непроливайка, магнитные цифры, изображение огурца, пошаговая схема выполнения работы, волшебный мешочек, наглядные картины овощей, презентация.

Логопед: Не нужна мне заграница

Пальмы, море и песок.

Мне роднее Луховцы,

Мой любимый городок.

Здесь поля, леса и реки

Здесь озёра голубые

А мой город расцветает

Как черёмуха весной.

Луховицкой красотой. (Слайд 1)
2. Основная часть

Логопед : Символ Луховиц – огурец. Нет на земле вкуснее огурца, в нём сила и душа русских полей. А появился огурец в культуре более 6 тысяч лет назад. Родина огурца – тропические и субтропические районы Индии, подножия Гималаев, где он до сих пор растёт в естественных условиях. За что же ценят огурец? (Слайд 2)

Огурец почти полностью состоит из воды. Очень теплолюбив и совершенно не выносит холодов. О целебных свойствах огурцов существуют упоминания ещё в русских лечебниках. А теперь давайте перенесёмся в огород, и вы расскажите, что вы увидели на грядке. (Слайд 3)

Викторина «Отгадай овощ». (Слайд 4)

Логопед загадывает загадки об овощах, дети отгадывают и называют, из чего сделан салат, пюре, сок.

Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать… (картошку )
Пюре из картошки – картофельное.

Листья собраны в кочан,
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее? (Капуста)
Салат из капусты – капустный.

Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (морковь)
Сок из моркови – морковный.

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? … (свекла)
Салат из свёклы – свекольный.

Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький… (лук)
Салат из лука – луковый.

Голова, а сверху ус.
Нет, не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать… (чеснок)
Приправа из чеснока – чесночная.

Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (баклажан)
Икра из баклажан – баклажановая.

Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор)
Сок из помидор – томатный.

Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют… (огурцы)
Салат из огурцов – огуречный, пюре из огурцов – огуречное, икра из огурцов – огуречная.

А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим, как рисовать огурцы.

Вместе с детьми логопед рассматривает пошаговую схему рисования огурца. На листе бумаги делают набросок огурца, увидели, что он овальный. Обратили внимание, что нет кисточек, рисуем методом «тычка» с помощью ватных палочек. Проговариваем последовательность и проставляем цифры в правильной последовательности и ещё раз проговариваем последовательность работы.

Прежде чем рисовать, давайте разомнём наши пальчики

Пальчиковая гимнастика « Овощи.»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем овощи считать.

Дети разжимают кулаки на счёт до пяти.

Три –румяный кабачок,

Сжимают пальцы в кулаки на счёт до пяти.

Все успели посчитать!

Дети рисуют огурцы.

Физминутка «Овощи».
Спрятались на грядке ловко
Репка, свекла и морковка (присесть, прикрыть глаза руками).
За ботву потянем,
Из земли достанем.
(встали, руками снизу вверх имитируем движения «дергаем морковку»)
Будет малышам обед:
Борщ, пюре и винегрет (высокие прыжки с поворотами в разные стороны).
3.Заключительная часть.

Логопед: Ребята, о каком символе Луховиц мы говорили сегодня?

Дети: Мы говорили о символе Луховиц – луховицком огурце.

Логопед: Чем хорош луховицкий огурец?

Дети: Луховицкий огурец полезен для диетического питания, для лечения болезней.

Логопед: Что же можно сделать из огурцов?

Дети: Огурцы можно есть сырыми, солить, мариновать, делать салаты и супы.

Логопед: Очень хорошо, ребята! Молодцы!

Проект «Наш город – Луховицы»

Цель: закрепление знаний о Луховицах, его достопримечательностях и правилах дорожного движения.

— продолжать учить оставлять связанный рассказ с опорой на схему, правильно использовать предлоги в речи, а также приставочные глаголы;

— развивать мелкую моторику, внимание, память, слуховое восприятие, мышление и речь;

— воспитывать умение слушать товарища, дополнять рассказ, не перебивая.

— развитие интереса и уважения к истории, традициям малой родины;

— формирование представления детей о родном крае;

-воспитание умения видеть красоту родного города, радоваться ей;

Оборудование: аудиозапись движения поезда, схема-опора для составления рассказа, фотографии города Луховицы: одна фотография – образец, другая разделена на 4 части разными линиями (набор для каждого ребёнка), изображения объектов города Луховицы (библиотека, железнодорожный вокзал, краеведческий музей, памятники; Голубые озёра, парк отдыха имени Воробьёва; церковь Николая Чудотворца…); ковёр с железной дорогой, игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофоры.

Логопед: Ребята, давайте встанем все в круг, не берясь за руки. Закройте глаза и внимательно слушайте.

Звучит аудиозапись движения поезда – гудок и стук колёс.

А сейчас откройте глаза и скажите, что вы слышали.

Дети: Мы слышали гудок и стук колёс приближающегося поезда.

Раздаётся стук в дверь, и в группе появляется Незнайка.

Логопед: ребята, посмотрите, кто к нам приехал?

Дети: К нам приехал сказочный герой Незнайка.

Логопед: Давайте с ним поздороваемся и узнаем, откуда он и как к нам в группу попал.

Дети здороваются с Незнайкой.

Дети: Незнайка, откуда ты приехал? Как попал к нам в группу?

Незнайка: Я приехал на поезде и не знаю куда попал, в какой город. Я купил на железнодорожном вокзале путеводитель и не успел даже его открыть, подул сильный ветер, и путеводитель разлетелся по страничкам, поэтому я не смог ничего узнать о городе, в котором оказался.

Логопед: Давайте изобразим несколько сильных порывов ветра (вдох через нос и продолжительный выдох через рот). Предлагаю ознакомить Незнайку с нашим городом, а прежде назвать город, в который попал наш герой.

Родной наш город всех дороже,

И виден он на карте тоже.

Мы любим его и бережём,

Его давайте назовём…

Логопед: Давайте отхлопаем название нашего города и попросим нашего гостя сделать это вместе с нами. Вот теперь, Незнайка, ты знаешь, как называется наш город. Повтори с нами вместе.

Дети и незнайка произносят слово «Луховицы» и отхлопывают слоги.

Люблю по городу гулять,

Дети сжимают и разжимают кулаки.

Четыре памятника у нас,

И Аллея Славы просто класс.

Я пальцы на руках согнул,

Мне много надо сосчитать.

Теперь я пальцы на руках

Начну тихонько разгибать.

Здесь есть гостиницы, музеи,

Мосты, фонтаны и аллеи,

Есть парки, стадион и школы.

Есть улицы и районы.

Так много хорошего в городе есть,

Сжимают и разжимают кулаки.

Мы будем свой город любить и беречь.

Логопед: Незнайка, ты запомнил, что есть в нашем городе?

Незнайка путает всё, называет неправильно слова (фонтаны – хонтаны, районы – лаёны и т.д.)

Дети: Незнайка, ты всё перепутал! Не хонтаны, а фонтаны, не лаёны, а районы. Незнайка повторяет и благодарит детей.

Логопед: Ребята, сейчас устроим для Незнайки экскурсию по нашему городу и лучше познакомим с Луховицами.

Нам в этом доме уютно, светло,

Весело вместе и очень тепло,

Здесь мы гуляем, спим и едим,

Нам не дают оставаться одним,

Учат нас петь, танцевать, рисовать.

Где же с ребятками можно играть? (В детском саду).

Дети подходят к столу. На нём – ковёр и дорога. Логопед просит найти детский сад и назвать объекты, которые расположены на ковре, помогает при затруднении.

Игра «Экскурсия на автомобиле»

Логопед: Нужно двигаться на автомобиле по дороге, не нарушая правил дорожного движения. Во время движения рассказывать, что проезжаем, откуда отъезжаем, куда едем, куда приезжаем и коротко рассказать об этом объекте города.

Мы все находимся в детском саду, садимся в автомобиль, начинаем движение и едем в направлении вокзала. Вот мы и подъехали к железнодорожному вокзалу. Вы знаете, что люди делают на вокзале? Что там происходит?

Дети: На железнодорожном вокзале люди покупают билеты, уезжают в другие города на поездах, а потом приезжают обратно.

Логопед: Незнайка, узнал ли ты вокзал?

Незнайка: Да, меня сюда привёз поезд.

Логопед: Отправляемся дальше.

Дети по очереди объясняют, куда едут, к чему подъезжают и рассказывают об объектах города Незнайке. Незнайка задаёт вопросы, ошибается, дети исправляют ошибки, помогают ему. Для рассказа об объектах используется схема-таблица.

Ребята, где мы побывали сегодня вместе и что запомнили в нашем городе?

Игра «Кто мы такие и где живём?»

Логопед даёт детям задания и задаёт вопросы.

Наши озёра называются …(Голубые).

Мы живём в городе… (Луховицы).

Назови свой домашний адрес.

Ты сейчас, где находишься?

Одна улица – пять…(улиц).

Одна площадь – пять …(площадей). Логопед хвалит детей и Незнайку.

Игра «Собери путеводитель».

На столах лежат разрезные картинки с изображением достопримечательностей города. Дети садятся и самостоятельно собирают картинки.

Логопед загадывает загадки. Дети их отгадывают. После отгадывания загадки логопед показывает фотографии-отгадки.

Тут грохочут поезда,

Шумно тут почти всегда.

Если едем на край света,

Покупаем тут билеты. (Вокзал)

Здесь от солнечных лучей,

Спрячемся в тени аллей

Тихих и прохладных. (Парк)

Если хочешь умным стать,

Нужно много книг читать.

Чтоб найти все книги века

Нам нужна …(библиотека).

А этот дом гостей зовёт,

Чудесной музыки аккорд

Уже как будто слышим. (Дом культуры)

Здесь экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал,

Картин мы много посмотрели.

В чём ходили, рассмотрели.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в … (музей).

Сто скамеек вокруг,

Бойко бегает народ.

И никто не удивлён,

Так как это …(стадион).

Кассы в нём и кинозал.

Это вовсе не спортзал.

Здесь экран и стулья есть,

Можно всем удобно сесть. (Кинотеатр.)

В разные классы двери открыты,

Науки любые здесь не забыты,

Математику, чтение, русский язык,

Освоить стремиться любой ученик. (Школа)

111. Заключительная часть

Логопед: Молодцы, весь путеводитель собрали, и все достопримечательности отгадали и назвали. Вот, Незнайка, мы рассказали тебе о нашем городе. Надеемся, тебе понравилось у нас.

Незнайка: Мне очень понравилось, я благодарен за экскурсию. Спасибо, ребята, за то, что вы собрали путеводитель по Луховицам. Я заберу его с собой на память о вашем замечательном городе и о вас. До свидания!

Дети: До свидания, Незнайка! Приезжай к нам в гости.

Логопед: Ребята, а чтобы вы хотели сделать для нашего города, чтобы он стал лучше?

Дети: Я бы посадил деревья, цветы, чтобы город был красивым. Я бы убрал весь мусор, чтобы город стал чище.

Логопед: Давайте покажем, как мы любим свой город.

Логопед из больших и указательных пальцев обеих рук показывает сердечко.

— данный материал может быть использован воспитателями старших групп в дошкольных образовательных учреждениях для реализации детских проектов, которые помогают социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к будущей школьной жизни.

— педагогам нужно заранее познакомиться с местом, окружающей средой, природой, куда будет организованна экскурсия . Следует провести с детьми предварительную работу перед организацией краеведческих экскурсий : беседы, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, просмотр видеоматериалов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *