Что такое духовное краеведение
Калёнкова О. С. «Духовное краеведение – основа социально-культурного партнерства школы, храма, музея»
| Калёнкова Ольга Сергеевна, учитель истории, ОРКСЭ МОУ Большеключищенская средняя школа имени В. Н. Каштанкина Ульяновского района «Духовное краеведение – основа социально-культурного партнерства школы, храма, музея» Доклад в рамках секции 30 января 2019 г.,Конференц-зал Храма Христа Спасителя г. Москвы Идея социально-культурного партнёрства между школой и храмом возникла в нашей школе с того времени, как в учебном плане появились такие предметы как «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Для преподавания данных предметов мало быть педагогом, нужно самому верить и быть воцерковлённым человеком. Конечно, без помощи батюшки педагогу трудно разобраться во всех тонкостях вероучения. И нам повезло, что в нашем селе есть храм, историей которого мы очень дорожим. В селе Ключищах Церковь перестраивалась неоднократно. Первая, деревянная, была построена в 1712 году, затем в 1770 году вторая, но она не устраивала жителей: была тесновата. Что называется, всем миром собрали 12 тысяч рублей и 22 июня 1866 года в селе Большие Ключищи приступили к постройке третьего – каменного храма. 21 июня 1872 года храм был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы каменная церковь с тремя приделами во имя святых Петра и Павла, святого Александра Невского и святого Николая Чудотворца. Церковь выполнена в русско-византийском стиле по проекту архитектора К. А. Тона и представляет исторический и архитектурный интерес. Храм построен в духе русского романтизма XIX века, отличается простотой и строгостью форм. В его декоре использованы детали древнерусской архитектуры: ложные закомары в храмовой части дают ощущения нарядной легкости, резное луковичное завершение наличников над арочными проемами окон как бы повторяет венчающие главы куполов. Храм на селе это не только духовный центр, а в первую очередь просветительский. Библиотека в Ключищенском округе Симбирского уезда помещалась в Ключищенском Покровском храме и была очень книгами богата. До начала 20-х годов в храме велись и хранились метрические книги всего Ключищенского округа. В соответствии с законом об отделении церкви от государства в 1927 году Ульяновский РИК полностью передал метрические книги за 1781 по 1918 год взятые в 1918 году из Покровской церкви в Ключищенский Совет. Советский период в истории нашей страны внес свои коррективы, но традиции духовно-нравственного воспитания на Ключищенской земле не прерывались никогда. В изменившихся социально-исторических условиях мы не бросаемся в крайности, а строим свою деятельность по данному направлению, обновляя формы, сохраняем суть. Наполнились новым содержанием традиционные формы работы по изучению истории родного края и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. На протяжении многих лет налажено тесное сотрудничество с духовным наставником нашей школы, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы отцом Михаилом (Качаловым), совместно с которым ведется плодотворная работа в двух направлениях: С 2012 года в нашей школе введен внеурочный курс «Родные истоки» 1-4 класс и в 5-9 классе «Духовные родники родного края». Главная задача курса «Родные истоки», «Духовные родники родного края» – развитие у школьников интереса к истории родного города, своей малой родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Краеведение – важное средство приобщения детей к региональному культурному наследию. Это не только познание края, способ сохранения исторического опыта, а и средство развития интереса у детей и взрослых к культурному наследию малой родины, приближение к тем корням, которые станут основой воспитания у ребенка чувства гордости и уважения к родному краю. Краеведение становится средством и для раскрытия творческих способностей детей, предметом их художественной, поисковой, исследовательской деятельности. Наглядным подспорьем являются экскурсии в храм. Экскурсии проводит настоятель храма. Ребята знакомятся с основами православного вероучения, с правилами поведения в храме, с порядком богослужения в храме, изучают росписи, священное облачение. Отцом Михаилом проводятся также просветительские беседы для родителей, педагогов. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Большие Ключищи отец Михаил является участником многих традиционных школьных мероприятий. С 2010 года в школе работает клуб «Истоки», который занимается поисково-исследовательской деятельностью. В храме сохранены архивные сведения об истории села Большие Ключищи, истории трех храмов. В результате краеведческой работы мы с ребятами собрали богатейший краеведческий материал. Работая в данном направлении, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее. Ежегодно наши ребята участвуют в олимпиаде по ОПК, в олимпиаде «Наше наследие», в ежегодных краеведческих конференциях, в конкурсе «Красота Божьего мира», принимают активное участие в Арских чтениях и т.д. Ребятами были разработаны и реализованы такие исследовательские проекты, как Социально-значимый проект «Родник Духовный» был направлен на облагораживание родника и прилегающей к храму территории (2013-2015 годы) С 2016 года реализуется проект «Духовно-туристический маршрут «Ключищенская земля православная», в ходе реализации которого о духовных святынях Ключищенской земли узнают не только ребята села, но и Ульяновского района, Ульяновской области. С 2016 г. было организовано 3 экскурсии для 150 детей православной смены оздоровительного загородного лагеря «Огонёк». Духовно-туристический маршрут оформлен и виртуально и размещен на сайте нашей школы, храма Покрова Пресвятой Богородицы села Большие Ключищи. В результате совместной работы с настоятелем храма отцом Михаилом мы пришли к мысли о создании в храме музея. Созрела необходимость создания места, в котором будут собраны архивные сведения истории образования села и церкви в селе Большие Ключищи, музейные экспонаты, которых собрано уже немало. Каким может быть православный музей в сельском храме? Можно ли вообще сделать музей в храме? Что станет его экспозицией, какие экскурсии и другие события могут привлечь сюда посетителей, причем не только православных? И как подготовить экскурсоводов, которые смогут рассказать о старинном храме не только как об историческом памятнике? По мнению Е. М. Акулича, музеи формируют особую сферу культуры, в которой основой формирования духовных ценностей являются содержательные результаты деятельности человека. Музей – это «целостная, искусственная (построенная), целенаправленная, адаптивная система, происхождение которой определяется социальными потребностями и соответствующими социальными действиями, направленными на сохранение социальной памяти». Целью создания музея в нашем храме также является сохранение истории православной церкви и её роли в селе Большие Ключищи. История старейшего православного храма Симбирской губернии неразрывно связана с историей самого села и всех ярких событий, в нем происходивших. Именно в этом храме 25 июня 1837 года Наследник Цесаревич Александр Николаевич, будущий Царь-Освободитель Александр II, будучи проездом, слушал в селе Ключищах обедню и посетил удельный приказ. Музей несёт не только научно-исследовательскую, но и культурно-образовательную функцию. Музейное пространство в целом и музейная экспозиция в первую очередь способствуют расширению «границ» исторического и культурного сознания человека, его моральной памяти и эстетического вкуса, в конечном итоге формируя социокультурный контент. В экспозиции нашего музея будет представлено более ста предметов, документов и церковных книг, которые знакомят с наиболее яркими страницами истории православного храма, начиная с середины XVIII века и до наших дней. Теперь посетители смогут познакомиться не только с богатым архитектурным убранством отреставрированного храма, но и узнать, насколько разнообразен, интересен и даже загадочен православный мир. Среди экспонатов – православные книги XVII – начала XX века, разнообразные по стилю и технике исполнения иконы, предметы церковного быта, язык от первого колокола, который чудом уцелел, и многое другое. Значимой частью целевой аудитории музея истории храма Покрова Пресвятой Богородицы будут учащиеся школы, воспитанники РЦ «Восхождения», которые посещают храм. Планируется подготовить цикл культурно-образовательных программ для учеников школ в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» адаптированного для школьников, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Данные программы будут разработаны в формате уроков «Основ православной культуры» с использованием экспозиций музея истории храма. Каждый урок в доступной интерактивной форме будет раскрывать одну из учебных тем по истории культуры и традиций православного христианства, будет дополнять и закреплять знания учащихся по предмету, способствовать эстетическому воспитанию школьников. Цикл рассчитан на хронологическое изложение учебного материала и начинается с уроков истории с краеведческим аспектом. В ходе урока ребятам предоставляется возможность познакомиться с обликом первой деревянной церквушки, которую построили служилые казаки в 1712 году в селе Ключищи. Затем предполагается знакомство с историей села, промыслами и бытом жителей села Большие Ключищи в XIX-начале XX веках. Нельзя не затронуть и XX век, в 30-е годы – годы репрессий – храм был закрыт. А в 50-е годы колокольню взорвали – лишили колоколов. Долгое время, вплоть до наших дней церковь оставалась без голоса. Здание использовалось под склад, зернохранилище, в 80 годы случился страшный пожар, после которого не сохранились росписи стен храма, лишь только в конце XX века началась реставрация и возрождение жизни прихода. В контексте изучения социокультурного партнерства музея, школы и Церкви важно отметить, что в 90-ые годы музеи закрываются. Что и произошло в нашем селе. Школьный музей был закрыт, экспонаты утеряны. Только лишь к 70-летию Победы усилиями педагогов и ребят был открыт музейный уголок. Отрадно, что сейчас создаются различные проекты и программы, направленные на взаимное сотрудничество между музеем и школой. Примером такого взаимного партнерства является музейно-образовательная программа «Культурное образование» для разных возрастных групп детей и молодежи. Интересен опыт социально-культурного партнерства музея, школы, храмов и мечетей в Казани. Ряд школ тесно сотрудничает с институтами общества в рамках единого образовательного пространства. Несомненно, храм, музей и школа отличаются в своих функциях, но их объединяет тот факт, что они могут оказать глубокое влияние на формирование личности ребенка. Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Православное краеведение является одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности. Таким образом, можно рассмотреть основные направления социокультурного партнерства храма, музея и школы в формировании духовной культуры учащихся на современном этапе: — организация систематической и целенаправленной работы со школьниками, направленной на формирование ценностного отношения к культурному наследию; — приобщение детей к православным традициям, их погружение в тему посредством музейных экспозиций; — воспитание эмоций, развитие воображения и творческой деятельности; — повышение мотивации у учащихся к поисково-исследовательской деятельности; — развитие новых технологий в образовании. Совместная деятельность школы, церкви, музея является мощной площадкой для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Духовное краеведение«Духовное краеведение» Пояснительная записка Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к вопросам духовно-нравственного, религиоведческого и философского содержания обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян. К таким причинам следует отнести необходимость оказания детям и подросткам помощи в социальной и психологической адаптации в условиях кардинальных изменений в политической и социально-культурной жизни наших граждан, глубокого социокультурного кризиса, сопровождающегося пропагандой насилия и распространением информации, разрушающей психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Другой важной причиной является утрата лучших отечественных культурных традиций и разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, произведений классических русских писателей все более осложняется из-за непонимания исторического происхождения, значения и символического смысла большинства словесных образов, а также из-за незнания исторических реалий жизни России совсем не такого уж далекого прошлого. Третьей причиной следует назвать снижение качества базового образования, а также необходимость организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения образования в области культуры, истории, словесности, искусства. На наш взгляд, программа «Духовное краеведение» является одним из наиболее удачных инструментов в решении вышеперечисленных проблем именно потому, что включает в себя целый комплекс образовательных дисциплин: это и история, и литература, и язык, и искусство (архитектура, живопись, церковный звон и т.д.), и география, и многое другое. Она также дает ребенку представление о духовно-нравственных основах бытия, о традициях и духовном опыте наших предков. «Духовное краеведение» формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому. Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю. Таким образом, предмет имеет целью обучить и воспитать творчески мыслящую и духовно богатую, ответственную личность. Цель: создание условий для развития духовной стороны личности обучающегося и формирование у ребёнка картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности. Задачи: 1-й год обучения (1 класс): 1. Сформировать у учащихся знания, которые дали бы им первоначальное представление о духовных и культурных традициях родного края. 2-й год обучения (2 класс): 1. Закрепить и расширить знания, дающие учащимся представление о духовных и культурных традициях родного края, закрепить их на эмоциональном и интеллектуальном уровнях. 2. Дать первоначальные сведения по ряду тем: история родного города и края, святые места Тамбовской земли, наши прославленные земляки – святые подвижники Тамбовского края, календарь народных и православных праздников и т.д. (См. Содержание программы для 2 класса). 3-й год обучения (3 класс): 1. Сформировать информационный фон знаний, позволяющий осмысливать этнокультурные духовные традиции родного края как неотъемлемую часть поддержания этнокультурной солидарности. 2. Обеспечить устойчивые знания по ряду тем: народный и церковный календарь, памятники истории и культуры города Тамбова и края, наиболее известные святые Тамбовской земли и т.п. (См. Содержание программы для 3 класса). 4-й год обучения (4 класс): 1. Расширить и углубить круг тем для изучения: наряду с Евангельской историей дать обучающимся представление об истории Ветхого Завета, о святых, имена которых носят наши дети, о христианском укладе жизни и семьи и т.д. (См. содержание программы, четвертый год обучения). 2. Сформировать умение осмысленно выражать аргументированное мнение по различным проблемам этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление и т.п. 1-й год обучения (1 класс): 1. Способствовать формированию уважительного, трепетного отношения к традициям, духовным устоям, святыням родного края. 2. Способствовать воспитанию у обучающихся таких духовных и нравственных качеств, как: любовь к родному краю, умение ценить наследие, оставленное нашими предками, милосердие, сопереживание, доброта и т.д. 2-й год обучения (2 класс): 1. Сформировaть у обучающихся представление об этических нормах духовности. 2. Познакомить младших школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. 3-й год обучения (3 класс): 1. Научить определять духовный смысл сущностей окружающего мира. 2. Наполнить содержанием представление о патриотизме, любви к Родине, ответственности за судьбы окружающих нас людей, наших ближних, судьбу общества и государства. 4-й год обучения (4 класс): 1. Научить давать духовную оценку реалиям пространства и времени. 2. Наполнить содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству. 3. Способствовать воспитанию потребности строить свою поведенческую модель в соответствии с законами духовности, а также оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций. 1-й – 4-й годы обучения (1 – 4 классы): 1. Способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений. 2. Содействовать развитию волевой сферы ребенка: осознанности поведения, самоконтроля. Программа направлена на реализацию основных направлений региональной образовательной политики. Она имеет культурологическую направленность, так как изучает специфику и сущность функционирования и развития нашей национальной культуры, определяет ее место и роль среди других социальных явлений. Кроме того, наш курс носит также ярко выраженный интеллектуально-познавательный характер. первый год обучения – 72 часа (2 часа в неделю), второй год обучения – 72 часа (2 часа в неделю), третий год обучения – 108 часов (3 часа в неделю), четвертый год – 144 часа (4 часа в неделю), и предназначена для педагогов дополнительного образования начальной школы. Количество детей в группе : 1 и 2-й годы обучения – по 15, с 3-го года – по 12 человек. Особенностями данного курса являются: его опора на региональный компонент, на региональное этнокультурное наследие; культурологическая и интеллектуально-познавательная направленность; личностная ориентация содержания программы; деятельностный подход к обучению; проблемно-поисковые методы организации учебного процесса; направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности; усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика; программа реализуется в начальной школе, тогда как традиционно курс краеведения ведётся с 5 класса. На первом году обучения (1 класс) происходит установление личных связей ребенка с православной культурой (личностно-ориентированный подход), а также развивается образно-вариативное восприятие явлений окружающего мира и увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры. В результате полного прохождения материала программы «Духовное краеведение» учащийся должен знать: — историю возникновения крепости Тамбов; — роль подвижников благочестия в жизни города (например, святителя Питирима или архиепископа Луки); — жития прославленных святых Тамбовской земли, таких, как: епископ Питирим, святители Феофан, Затворник Вышенский, Тихон Задонский, Лука Войно-Ясенецкий, преподобные Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, преподобные Силуан Афонский и Феодор Ушаков и другие; — историю создания самых известных храмов и монастырей Тамбовщины, а также знать события или жития святых, которым эти храмы и монастыри посвящены (например, Покров Божией Матери, Преображение Господне или житие Иоанна Предтечи, Крестителя Господня и т.д.). Обучающиеся должны хорошо ориентироваться в Библейской истории: — знать основные события Евангелия и Ветхого Завета (например, сотворение мира, изгнание из Рая, земная жизнь Спасителя и т.п.); — знать самые важные православные праздники (не только Рождество Христово, но и – Пресвятой Богородицы, не только Воскресение Господне, но и Его Вознесение и т.д.), а также жития наиболее почитаемых в России святых (например, великого князя Александра Невского или святителя Николая, Мирликийского Чудотворца и др.); — историю всемирно известных русских святынь (таких, например, как Казанская икона Божией Матери, Иверская икона, Владимирская и др.). К концу четвертого года обучения (4 класса) учащиеся должны уметь: — ориентироваться в храме; — провести в тот или иной храм города (рассказать, где он находится); — рассказать историю возникновения крепости Тамбов, монастырей Тамбовщины (например, Трегуляевского), того или иного храма (Казанского, например); — пересказать основные сюжеты Ветхозаветной и Евангельской истории; — рассказать основные вехи жития Тамбовских подвижников благочестия, таких, как: святитель Питирим, святитель Лука Войно-Ясенецкий, святитель Феофан Вышинский и др., а также особо почитаемых русских и вселенских святых (например, князя Александра Невского или святителя Николая Мирликийского); — отличать на иконах изображения Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, различных святых (например, апостола Андрея Первозванного или князя Александра Невского) и ангелов, а также узнавать изображения главных православных праздников; — отличать по облачению священноначалие от рядовых священнослужителей; — пользоваться картой края, района, ориентироваться в плане микрорайона и города. В воспитательном плане ребенок должен научиться давать духовную оценку реалиям пространства и времени; у него должно сформироваться и наполниться содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству; в идеале, у ребенка должна возникнуть потребность строить свою поведенческую модель в соответствии с законами духовности, а также оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций. Заключительной формой подведения итогов является учебная исследовательская работа (коллективная или индивидуальная) на избранную тему. Примерные темы учебных исследований: «Духовное краеведение в контексте духовно-нравственного воспитания» ( дошкольники )«Управление общеобразовательной организацией: |