Основа — классические инструменты метала: гитара, бас и барабаны. Это музыка депрессивная, болезненная, как правило, медленная и часто монотонная. Строй гитар зачастую сниженный, бас — «качевый», «жирный», риффы — грубые, встречаются характерные гитарные «пробуксовки», визжащие фидбэки, сравнительно продолжительные «угасающие» соло и т. п.
Вокал
В традиционном дум-метале используется в основном чистый вокал, но обычно с оттенком отчаяния и страдания. Но в других поджанрах дума в основном используется гроулинг, перенятый из дэт-метала, довольно часто во многих группах применяется и скриминг.
В то же время в дум-метале может применяться и женский вокал, иногда — даже церковные хоры.
Лирика
Первоначально дум-метал лирически базировался на описании чувств вроде безнадёжности, испытываемых создателями музыки. Идеи дума являются наследием эры хиппи: духовные воздействия, песни про употребление наркотических веществ и галлюциногенов (в некоторых случаях — их воздействие на человеческое воображение), иногда — ультра-пессимистические песни о войне.
В настоящее время дум-метал сильно не изменился. Он по-прежнему сосредоточен на чувствах безнадежности, безысходности, испытываемых музыкантами. Однако большая часть лирики пишется сейчас на более личном уровне, обращаясь к менее глобальным проблемам: личные чувства любви, печали, утраты, потери веры и т. п. Религиозные идеи служат основой для лирики некоторых команд, хотя обращение к Богу может использоваться как аллегория и не выражать мировоззрение музыкантов. Иностранные языки — латинский, испанский, французский, норвежский, иногда даже японский — приобрели популярность в думовых песнях и добавляют в звучание причудливый художественный оттенок.
Связь с готик-металом
Многие путают дум-метал и готик-метал. Ситуация осложняется тем, что часть метал-прессы бездумно относит большинство дум-групп к готик-металу или даже готик-року, как и лейблы, которые неверно классифицируют дум-проекты как готик-метал, и наоборот. Необходимо уяснить, что эти два жанра имеют очень мало общего между собой.
В 1980-е годы готика, будучи тёмной, депрессивной музыкой, основывалась на звучании таких групп, как Bauhaus, The Sisters Of Mercy и Fields Of The Nephilim. Готическая субкультура зародилась и приобрела импульс в ответ на панковское, на новой волне романтического желания красоты. Единственное, что можно найти общего между готикой и дум-металом — это волнующая, меланхоличная атмосфера, тьма и (иногда) отчаяние. Если обобщить и упростить, то готика имеет более ярко выраженную тенденцию к танцевальному звучанию, тогда как дум-метал остается верным тяжелым гитарам и ударным. Проблема осложняется той лёгкостью, с которой весь метал с атмосферным влиянием классифицируют как готик-метал. Готик-метал отражает более мягкую, мелодичную и романтическую сторону металла, в нём зачастую соединяется женский и мужской вокал (так называемый дуэт в стиле «красавица и чудовище»).
История
История дум-метала насчитывает несколько периодов, условно их можно разделить на три группы: зарождение жанра (70-е годы), развитие (80-е годы), появление дэт-дум-метала и других ответвлений, который иногда условно именуют «второй волной дума» (90-е годы).
Ранний дум-метал (также известный как прото-дум) кроме Black Sabbath играли и другие группы, например, Pentagram, Bedemon, Iron Claw, отчасти Blue Cheer, Black Widow. Однако именно первые альбомы Black Sabbath — «Black Sabbath», «Paranoid», «Master Of Reality», «Vol. 4» — считаются классикой прото-дума. (В дальнейшем Black Sabbath постепенно отошли от этого направления).
Вслед за первопроходцами в 1980-х годах появилось множество групп, играющих дум-метал, в их числе немалоизвестные Trouble, Saint Vitus и другие. В 1986 году шведская группа Candlemass дебютировала с записью «Epicus Doomicus Metallicus», став таким образом основоположницей поджанра эпик-дум-метал.
Разновидности дум-метала
Пройдя несколько стадий роста и прогресса за время своего существования, сейчас дум-метал принимает множество форм. Также появилось множество достаточно далеких от дума и дум/дета ответвлений вроде стоунер-метала, сладж-метала и дроун-метала.
Традиционный дум-метал
Дум-метал в первозданном виде — это музыка, сформировавшаяся к середине ’80-х, под влиянием раннего творчества таких мрачных и неторопливых хард-рокеров предыдущего десятилетия как Black Sabbath, Bedemon (англ.) и Pentagram, но имеющая в своей основе уже тяжесть и жесткость настоящего метала. Самыми видными первопроходцами данного жанра считаются Saint Vitus (англ.) и Candlemass, хотя в те годы существовало немало и других талантливых и влиятельных doom-групп (Trouble (англ.) (существует до сих пор), The Obsessed (англ.), Pagan Altar (англ.) и т. д.), увы не получивших столь широкой известности… Классический doom-metal примечателен специфической техникой исполнения и звучанием, именуемыми «groove» — то есть, наследием монотонного и вязкого хард-рока ’70-х а-ля Black Sabbath. Это повторяющиеся, грубые, порою атональные риффы, отдельные элементы блюз-рока, мощный, «укачивающий» бас и даже веяния психоделии. Некоторые группы классической школы doom-metal предпочитают время от времени «разбавлять» медленность и вязкость в звучании динамичными, характерными для рок’н’ролла, вставками — однако это вовсе не обязательный элемент подобной музыки. Большая часть представителей традиционного doom-а предпочитает чистый вокал (видимо, отдавая должное легендарному Оззи Осборну), среди тех же классиков можно встретить и более хриплое/грубое пение (Saint Vitus (англ.), Dream Death и более молодые — Cathedral). Атмосфера в музыке классических дум-исполнителей весьма разнообразна — от холодной, эпической скорби до отчаяния и ярости. Конечно, в отличие от того же stoner-рока, музыка doom не выражает позитивных эмоций. Сегодня, как и ранее, традиционный doom-metal далек от популярности, но это не мешает ему оставаться одной из актуальных и влиятельных сил андерграунда. Наиболее видные представители: Candlemass, Reverend Bizarre, Saint Vitus (англ.), Count Raven (англ.), Solitude Aeturnus, Skone, Krux и Warhorse.
Эпик-дум-метал
Эпик-дум-метал (англ. epic doom metal ) представляет собой поджанр дум-метала, характеризуемый прежде всего чистым вокалом, оперным и хоральным пением. В лирике наблюдается сильное влияние Средневековья и/или фэнтези. Однако отличить эпик-дум-метал от традиционного дума бывает весьма сложно. Его образцы можно услышать у Candlemass, Solitude Aeturnus, Solstice, Isole, Scald, Altar of Oblivion и Doomsword.
Дэт-дум-метал
Неторопливый и депрессивный стиль метала, вышедший из death metal и претерпевший заметные изменения. Основные атрибуты — гроулинг-вокал и жёсткая ритм-секция (то есть ударные + бас), однако, в целом отличающаяся от groove-основы традиционного дума. Темп обычно — низкий и средний. Гитары настроены низко, ритм-гитара обычно играет жесткие аккорды, лидер-гитара — тягучие соло-партии. Также музыканты в данном поджанре часто используют акустическую гитару. Типичные представители: Novembers Doom, Black Sun Aeon, Winter, Disembowelment, ранние Paradise Lost, Tiamat, My Dying Bride, Anathema (до альбома «Eternity»), ранний Amorphis, Swallow the Sun, Mourning Beloveth, Saturnus, Paramaecium, Draconian (в основном на альбоме Arcane Rain Fell), October Tide, Enchantment, Arcane Sun, Inspiramentum Aeoli, Mental Home. Данный подвид очень неоднороден и относимые к нему исполнители могут звучать совершенно по-разному. К примеру, вышеназванные Swallow The Sun делают упор на сочетание тяжести и мелодики, Mourning Beloveth — на монотонность и жесткое звучание, а Saturnus — на атмосферность.
Фьюнерал-дум-метал
Группы, играющие в стиле funeral doom, взяли медленный темп из doom/death метала и замедлили его еще сильнее; основной акцент делается на атмосфере отчаяния, опустошенности, горя, несчастья, глубокой депрессии и сосредоточенной скорби. Этот стиль можно рассматривать как некий отход от death/doom с помощью замедления и нередко с внедрением элементов эмбиента, а также низконастроенных гитар и элементами органа. В итоге получается искаженное и очень мрачное звучание, но, в то же время, часто фантастическое, мечтательное. В качестве вокала обычно используется гроулинг, но зачастую он является несколько фоновым, играет роль в создании атмосферы, очень низкий, и в значительной степени используется как дополнительная текстура в музыке. Встречаются и группы с чистым вокалом, например норвежцы Fallen с низким как бы церковным мужским басом, или даже с женским вокалом (ранний Funeral, Totem). Первооткрывателями стиля являются Thergothon, а позднее также Skepticism. Современные представители стиля — Until Death Overtakes Me, Mournful Congregation, Shape of Despair, Ahab, Pantheist, Monolithe, Esoteric, Evoken, Rigor Sardonicous, Hierophant, Stabat Mater, Catacombs, Colosseum, Longing for Dawn, Worship, Tyranny, Fallen, Autumnia, Comatose Vigil, а также новые: Until My Funerals Began и When Autumn is Sad.
Дроун-метал
Сверхмедленный и экстремальный последователь традиционного дум-метала. Этот стиль даже более минималистичный и труднодоступный для понимания, чем funeral doom. В этой музыке также ощущается влияние оригинаторов дума Black Sabbath, но многие современные дроун-дум группы дополняют свою музыку такими стилями как noise и ambient. Композиции, как правило, создаются благодаря своеобразно «гудящим» (drone), заниженным дисторшн-гитар и баса, нередко с сильной реверберацией всей музыки и иногда с чистыми (мелодичными) мотивами.
Композиции в стиле drone doom обычно длинные — типичный трэк длится от десяти до тридцати минут, а некоторые альбомы состоят вообще из единственного трэка. Вокал и даже ударные часто отсутствуют, и музыке не хватает ритма в обычном понимании. Как и funeral doom, музыка в стиле drone doom выражает отчаяние и опустошенность, хотя апокалиптические и таинственные темы тоже нередки.
Новатора Стивена О’Мэйлли, на которого сильное влияние оказала группа Earth и который был вовлечен в такие плодотворные проекты как Burning Witch и Sunn O))), можно с уверенностью назвать создателем drone doom как определенного подстиля. Группа Sunn O))) и их предшественница Earth считаются двумя самыми значимыми группами в этом стиле. Другими типичными примерами дрон дума являются: Boris, Nadja и Black Boned Angel (англ.).
Стоунер-метал
Стоунер-метал (стоунер-дум, сайкиделик-дум (англ. psychedelic doom )) включает в себя элементы психоделического рока, блюз-рока и дум-метала. Также основными характеристиками жанра являются мелодичный вокал и стилизация записей в духе ретро-рока 1970-х. Стоунер-рок возник в ранних 1990-х на основе творчества калифорнийской группы Kyuss.
Сладж-метал
Сладж-метал (сладж-дум / думкор) появился в Америке, на заре ’90-х, с такими группами как Grief, Crowbar и Eyehategod. Это андерграундный и, как правило, немелодичный стиль тяжёлой музыки, рожденный на стыке традиционного дума и хардкора. Большинство сладж-думстеров делает ставку на грязно-звучащие, тягучие и многократно повторяющиеся гитарные риффы, с мощным, порою даже «перегруженным» басом — это так называемая «звуковая стена», доведенный до высокой плотности «думовый» groove. От хардкора они заимствуют некоторую резкость в звучании (а иногда это и проявления настоящего хардкорового драйва) и грубый, «больной» вокал. Несмотря на то, что многие сладж группы используют имидж «бухло-и-трава» (как в стоунер-метал), им не присущ стоунер-рокерский позитивный взгляд на жизнь, и в лирике главными темами являются страдания, ненависть и нигилизм.
Блэк-дум-метал
Блэк-дум (депрессив-блэк) — это стиль, сочетающий элементы блэк-метала и дум-метала. Обычно вокалом является скриминг и шрайк, а гитары перетяжелены дисторшном, что характерно для блэка. Но также характерен медленный темп и диссонанс, что типично для дум-метала. Лирика охватывает темы природы, нигилизма, депрессии. Известнейшими составляющими этого подстиля являются ранние Dolorian и ранняя Katatonia. Типичные представители: Forgotten Tomb, Barathrum, Bethlehem, Woods of Ypres, Nortt, Gallhammer, Livsnekad, Ptahil.
Doom-metal — жёсткая и тяжёлая метал-музыка. Основа — классические инструменты метала: гитара, бас и барабаны. Это музыка апокалиптическая, болезненная, как правило, весьма монотонная (особенно, если речь идет о традиционной groove-основе дума), медленная и далеко не всегда мелодичная. Строй гитар зачастую низкий, бас — качевый, риффы — грубые, встречаются характерные гитарные «пробуксовки», визжащие фидбэки, «угасающие» трели соло и.т.д.
Классический дум можно узнать по специфике звучания (развитие и утяжеление хард-рок начинаний Black Sabbath,
Что касается понятия Дэт/Дум-метал, то это несколько иная тропа развития метала, при современном распорядке вещей, имеющая не очень много общего с традиционным думом и классическим дум-металом. Однако, это своеобразный экстремальный и оригинальный жанр.
Из музыкальных проектов направления doom-metal в России наиболее известны Black Sabbath, Reverend Bizarre, Krux и Cathedral.
Что касается направления Дэт/Дум-метал, то в России наибольшую известность завоевали Paradise Lost, My Dying Bride.
Примеры русскоязычных дэт/дум-метал групп: Autumn, Fatum, «Екклесиаст», «Океан печали», «Люди осени», «Янтарные слёзы», «Русская зима», «Элас», «Птица Рух» и др.
Наиболее известной культовой Российской дум-метал группой считаются Scald из города Ярославль (прекратила существование в 1997 году по причине гибели вокалиста и лидера группы Максима «Agyl» Андрианова.)
Содержание
История дум-метала
История дум-метала насчитывает несколько периодов, условно их можно разделить на три группы: зарождение стиля (70-е годы), пик активности (80-е годы) и зарождение еще одного жанра — doom/death, который иногда условно именуют «второй волной дума» (90-е годы).
Ранний дум-метал (также известный как прото-дум) кроме Black Sabbath играли и другие группы, например, Black Sabbath — «Black Sabbath», «Sabbath Bloody Sabbath», «
Из современников Black Sabbath к основателям стиля можно отнести также группу Black Sabbath в формировании нового звучания и Nemesis, из которой образовалась немалоизвестная 1980-х гг. появилось множество групп, играющих дум-метал, в их числе немалоизвестные Trouble, Saint Vitus и 90-е годы ознаменованы появлением нескольких ответвлений традиционного doom-metal (таких как дроун дум (drone doom) и сладж/дум (sludge/doom)). Кроме того, появилось еще одно независимое metal-направление, вышедшее из замедленного death-metal, но нередко рассматриваемое параллельно с думом — дэт/дум. Музыканты открывают новое звучание — например, в новом направлении дэт/дум (Earth, Sunn O)))) — своеобразный, ультразамедленный и «гулкий» вариант дума, фьюнерал-дум (Funeral, Thergothon, Shape of Despair, Esoteric) — ультразамедленный и видоизмененный doom/death с похоронной атмосферой. И сладж/дум (Black Sabbath) и хардкора старой школы (типа Black Flag), естественно, с преобладанием первого.
Соотношение дума и готик-метала
Многие путают дум-метал и готику. Ситуация осложняется тем, что часть метал-прессы бездумно относит большинство дум-групп к готик-металу, как и лейблы, которые неверно классифицируют дум-акты как готик-метал, и наоборот. Необходимо уяснить, что эти два жанра имеют очень мало общего между собой. В 80-ые гг. готика, будучи тёмной, депрессивной музыкой, основывалась на звучании таких групп, как The Sisters Of Mercy и Fields Of The Nephilim. Готическая субкультура зародилась и приобрела импульс в ответ на панковское, на новой волне романтического желания красоты. Единственное, что можно найти общего между готикой и дум-металом — это волнующая, меланхоличная атмосфера, тьма и (иногда) отчаяние. Если обобщить и упростить, то готика имеет более ярко выраженную тенденцию к танцевальному звучанию, тогда как дум-метал остается верным тяжелым гитарам и ударным. Проблема осложняется той легкостью, с которой весь метал с атмосферным влиянием с готовностью запихивают в рамки готик-метала. Готик-метал описывает более мягкую, мелодичную и романтическую сторону металла, в нем зачастую соединяется женский и мужской вокал (так называемый металл в стиле «красавица и чудовище»). В целом готик-команды не имеют ничего общего с дум-металом за исключением, пожалуй, грусти, уныния и тяжёлого звучания.
Содержание лирики
Первоначально дум-метал лирически базировался на описании чувств вроде безнадёжности, испытываемых создателями музыки. Идеи дума являются наследием эры хиппи: духовные воздействия, песни про употребление наркотических веществ и галлюциногенов (в некоторых случаях — их воздействие на человеческое воображение), иногда — ультра-пессимистические песни о войне. В настоящее время дум-метал сильно не изменился. Он по-прежнему сосредоточен на чувствах безнадежности, безысходности, испытываемых музыкантами. Однако большая часть лирики пишется сейчас на более личном уровне, обращаясь к менее глобальным проблемам: личные чувства любви, печали, утраты, потери веры и т. п. Тексты о религии тоже можно рассматривать в качестве потенциального источника поэтического вдохновения, но они даются лишь в качестве шумового сопровождения музыки. Иностранные языки — латинский, испанский, французский, норвежский, иногда даже японский — приобрели популярность в думовых песнях и добавляют в звучание причудливый художественный оттенок. Не следует путать лирику в думе с блэковой. Религиозные идеи могут служить основой для лирики некоторых команд, но обычно обращение к Богу или другому божеству является символичным и не должно восприниматься буквально.
Разновидности дум-метала
Пройдя несколько стадий роста и прогресса за время своего существования, сейчас дум-метал принимает множество форм. Ровно как и смежные жанры — doom/death и funeral doom. Также появилось множество достаточно далеких от дума и дум/дета ответвлений вроде dark-metal, sorrow-metal, the beauty and the beast…
Traditional doom
Doom-metal в первозданном виде — это музыка, сформировавшаяся к середине ’80-х, под влиянием раннего творчества таких мрачных и неторопливых хард-рокеров предыдущего десятилетия как Black Sabbath, Bedemon и Pentagram, но имеющая в своей основе уже тяжесть и жесткость настоящего метала. Самыми видными первопроходцами данного жанра считаются Saint Vitus и Trouble(существует до сих пор), The Obsessed, Pagan Altar и т. д.), увы не получивших столь широкой известности… Классический doom-metal примечателен специфической техникой исполнения и звучанием, именуемыми «groove» — то есть, наследием монотонного и вязкого хард-рока ’70-х а-ля Black Sabbath. Это повторяющиеся, грубые, порою атональные риффы, отдельные элементы блюз-рока, мощный, «укачивающий» бас и даже веяния психоделии. Некоторые группы классической школы doom-metal предпочитают время от времени «разбавлять» медленность и вязкость в звучании динамичными, характерными для рок’н’ролла, вставками — однако это вовсе не обязательный элемент подобной музыки. Большая часть представителей традиционного doom-а предпочитает чистый вокал (видимо, отдавая должное великому Оззи Осборну), среди тех же классиков можно встретить и более хриплое/грубое пение (Saint Vitus, Dream Death и более молодые — Cathedral). Атмосфера в музыке классических дум-исполнителей весьма разнообразна — от холодной, эпической скорби до отчаяния и ярости. Конечно, в отличие от того же stoner-рока, музыка doom не выражает позитивных эмоций. Сегодня, как и ранее, традиционный doom-metal далек от популярности, но это не мешает ему оставаться одной из актуальных и влиятельных сил андерграунда. Наиболее видные представители: Reverend Bizarre, Saint Vitus, Count Raven, Solitude Aeturnus и epic doom — то же самое, что и традиционный doom, но с сильным влиянием средневековья и/или фэнтези в лирике. Также манера исполнения намного более повествовательная, эпическая и даже в некотором смысле театральная. Корни epic doom можно увидеть во многих традиционных металлических группах, таких как Iron Maiden, плюс попытка воссоздать концепцию pre-doom (proto-doom) групп вроде Black Sabbath. Самые известные epic doom группы — Англии, в середине/конце ’90-х, как, например, Solstice.
Death/doom
Неторопливый и депрессивный стиль метала, вышедший из death metal и претерпевший заметные изменения. Основные атрибуты — гроулинг-вокал и жёсткая ритм-секция (то есть ударные + бас), однако, в целом отличающаяся от groove-основы традиционного дума. Темп обычно — низкий и средний. Гитары настроены низко, ритм-гитара обычно играет жесткие аккорды, лидер-гитара — тягучие соло-партии. Также музыканты в данном поджанре часто используют акустическую гитару (вернее, чистую электрическую). Типичные представители: Novembers Doom,Winter, Disembowelment, ранние Paradise Lost, My Dying Bride, Amorphis, Swallow the Sun, Mourning Beloveth, Saturnus, Paramaecium, Swallow The Sun делают упор на сочетание тяжести и мелодики, Mourning Beloveth — на монотонность и жесткое звучание, а Saturnus — на атмосферность.
Funeral doom
Группы, играющие в стиле funeral doom, взяли медленный темп из doom/death метала и замедлили его еще сильнее; основной акцент делается на атмосфере отчаяния, опустошенности, горя, несчастья, глубокой депрессии и сосредоточенной скорби. Этот стиль можно рассматривать как некий отход от death/doom с помощью замедления и нередко с внедрением элементов эмбиента, а также низконастроенных гитар и элементами органа. В итоге получается искаженное и очень мрачное звучание, но, в то же время, часто фантастическое, мечтательное. В качестве вокала обычно используется гроулинг, но зачастую он менее фоновый и очень низкий, чем в других стилях, и в значительной степени используется как дополнительная текстура в музыке. Встречаются и группы с чистым вокалом, например норвежцы Fallen с низким как бы церковным мужским басом, или даже с женским вокалом (ранний Funeral, Totem). Первооткрывателями стиля являются Thergothon и Funeral, а позднее также Shape of Despair, Until Death Overtakes Me, Evoken, Rigor Sardonicous, Catacombs, Remembrance.
Drone doom
Сверхмедленный и экстремальный последователь традиционного дум-метала. Этот стиль даже более минималистичный и труднодоступный для понимания, чем funeral doom. В этой музыке также ощущается влияние оригинаторов дума Black Sabbath, но многие современные дроун-дум группы дополняют свою музыку такими стилями как noise и ambient. Композиции, как правило, создаются благодаря своеобразно «гудящим» (drone), заниженным дисторшн-гитар и баса, нередко с сильной реверберацией всей музыки и иногда с чистыми (мелодичными) мотивами.
Композиции в стиле drone doom обычно длинные — типичный трэк длится от десяти до тридцати минут, а некоторые альбомы состоят вообще из единственного трэка. Вокал и даже ударные часто отсутствуют, и музыке не хватает ритма в обычном понимании. Как и funeral doom, музыка в стиле drone doom выражает отчаяние и опустошенность, хотя апокалиптические и таинственные темы тоже нередки.
Новатора Стивена О’Мэйлли, на которого сильное влияние оказала группа Sunn O))), можно с уверенностью назвать создателем drone doom как определенного подстиля. Группа Sunn O))) и их предшественница Boris, Nadja and Black Boned Angel.
Stoner doom
Stoner doom (также иногда известный как stoner metal или psychedelic doom) это стиль дум-метала, который включает множество разнообразных психоделических эффектов в разной степени. Это обычно протяжные гитарные партии и большее число гитарных и бас-гитарных эффектов, таких как fuzz, phaser или flanger, среди других черт. Эго иногда путают со стонер роком, однако это скорее намного замедленная и утяжеленная его форма. Наиболее известные примеры: (поздние) Cathedral, Sleep, High on Fire, Electric Wizard, Ufomammut, Acid King, Acrimony,Sons of Otis, Pod People придумала термин «stoom» (составное из «stoner» и «doom»).
Sludge doom
Сладж-дум (думкор / doomcore) появился в Америке, на заре ’90-х, с такими группами как драйвовая бригада — 3D House Of Beef, законно вписавшись в число sludgecore-классиков… Это андерграундный, очень медленный и, как правило, немелодичный стиль тяжелой музыки, рожденный на стыке традиционного дума и хардкора старой школы. Большинство сладж-думстеров делает ставку на грязно-звучащие, тягучие и многократно повторяющиеся гитарные риффы, с мощным, порою даже «перегруженным» басом — это так называемая «звуковая стена», доведенный до высокой плотности «думовый» groove. От хардкора они заимствуют некоторую резкость в звучании (а иногда это и проявления настоящего хардкорового драйва) и грубый, «больной» вокал. Несмотря на то, что многие сладж группы используют имидж «бухло-и-трава» (как в stoner rock), им не присущ стонер-рокерский позитивный взгляд на жизнь, и в лирике главными темами являются страдания, ненависть и нигилизм. Дальнейшим развитием этого жанра в результате экспериментов по добавлению пост-рока в сладж, является так называемый пост-метал, наиболее яркими представителями которого являются группы ISIS, Callisto и Cult Of Luna