Что такое двигательное умение в логопедии ответ

Целесообразность использования элементов двигательной активности на логопедических занятиях в условиях коррекционного ДОУ

Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Смотреть фото Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Смотреть картинку Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Картинка про Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Фото Что такое двигательное умение в логопедии ответ Светлана Графчикова
Целесообразность использования элементов двигательной активности на логопедических занятиях в условиях коррекционного ДОУ

Ряд исследований показывает, что у большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание, особенно у детей, проживающих в городах. Исследователи связывают это с совершенствованием научно-технического прогресса, все большей механизацией человеческого труда. Вследствие недостаточного развития общей моторики и мелкой моторики рук, большинство современных детей не готово к овладению письмом или имеет проблемы в речевом развитии.

Поэтому, одной из основных задач дошкольного воспитания в последнее время ставится задача физического развития ребенка. Работа по исправлению и развитию психомоторики необходима не только при явных нарушениях двигательной сферы детей. Она не менее важна и при незначительных отклонениях, а также в целях профилактики отклонений в развитии моторной сферы, коррекции нарушений в психическом и речевом развитии ребенка.

Особенно остро эта задача встает при обучении и воспитании детей, имеющих нарушения речи различной степени тяжести. Речевая патология детей носит многообразный характер. В логопедические группы коррекционного детского сада поступают дети, имеющие фонетико–фонематические нарушения и общие недоразвитие речи 2 и 3 уровней, часто осложненными различными формами дизартрии.

У таких детей отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: дети плохо понимают обращенную речь, у них ограниченный словарный запас, нарушено звукопроизношение, плохо развит фонематический слух, наблюдаются аграмматизмы в речи, не развита связная речь.

Наличие речевого дефекта у детей часто приводит к отставанию познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия, замедленное развитие всех видов памяти (речевой, зрительной, слуховой, моторной). Своеобразно и поведение таких детей. Им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность, чувство неполноценности от сознания своего дефекта. Также нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям. Из-за речевых недостатков затруднено общение со сверстниками и взрослыми.

Обследование двигательной сферы детей с речевой патологией позволяет обнаружить и отставание их физического развития.К ним относятся:

-гипер- или гиподинамия

-мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

-нарушение общей моторики;

-нарушение мелкой моторики рук, которые проявляются, в первую очередь, в отсутствии или низкой зрелости навыков самообслуживания;

-общая скованность и замедленность выполнения движений;

-несформированность функций равновесия;

-нарушение ориентировки в пространстве.

Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Эти серьезные проблемы можно успешно решить, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи.

Исследованиями крупнейших ученых (Павлов И. П., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Лурия А. Р.) изучена и подтверждена взаимосвязь общей и речевой моторики. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение движений для туловища, ног, рук,головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, щек, нижней челюсти. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Исходя из вышесказанного, мы выбрали одним из направлений своей коррекционной работы комплексное развитие речи и моторики ребенка. В большей степени этому способствует использование двигательной активности на фронтальных логопедических занятиях по произношению и развитию речи.

Логопедическая работа достаточно напряженная и занимает большую часть времени пребывания ребенка в детском саду. Традиционные логопедические занятия довольно статичны, поэтому у детей наблюдается нехватка двигательной активности в течение дня. В связи с этим, мы решили компенсировать эту нехватку, разнообразив логопедические фронтальные занятия различными двигательными играми и игровыми упражнениями. Это помогает детям скорректировать дефекты речи и, наоборот, основываясь на ритмике стихов, развивать подвижность пальцев, координацию движений, эмоциональность, мышление, память. Нами была сделана подборка игр и игровых упражнений с элементами двигательной активности в соответствии с лексическими темами фронтальных занятий по развитию речи в группе для детей с нарушениями речи.В данной работе представлен материал только к трем лексическим темам: «Овощи», «Осень. Деревья», «Одежда. Обувь» (см. Приложение). В своей работе мы опирались на таких авторов, как Н. В. Нищева, Л. Е. Белоусова, И. П. Воропаева, Т. Р. Кислова, Е. М. Мастюкова.

Это направление в коррекционной работе выбрано нами еще и потому, что одной из основных задач дошкольного образования является укрепление здоровья и всестороннее развитие ребенка, в том числе и физического.

Двигательная активность на фронтальных логопедических занятиях включает в себя:

1. Элементы логоритмики. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением. Они способствуют развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются.

2. Сюжетно-ролевые зарядки. Они совершенствуют зрительную ориентировочную реакцию, подражательность; являются средством коррекции моторики; активизируют мышление, память, внимание, воображение создают определенный эмоциональный настрой.

3. Пальчиковая гимнастика, которая включает в себя активные упражнения и игры для пальцев рук и направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук. Психолог М. М. Кольцова считает,что уровень речевого развития ребенка напрямую зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, запаздывает и развитие речи. По данным различных исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают определенного уровня тонкости, т. е. развитие моторики пальцев словно готовит почву для последующего формирования речи.

4. Артикуляционная гимнастика, развитие дыхания, стимулирующие функции речедвигательного аппарата.

5. Психогимнастика, которая проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия, снятия психоэмоционального напряжения, закрепление положительного настроения, тренировки психомоторных реакций (мимики, пантомимики, тактильной моторики).

Данные подвижные игры и игровые упражнения являются составной частью фронтальных логопедических занятий. На одном занятии целесообразно проводить не одну динамическую паузу, а несколько, направленные на развитие различных двигательных навыков (общая моторика, мелкая моторика рук, развитие равновесия, пространственная ориентация и т. д.). Можно составить фронтальное занятие, полностью состоящее из игр и игровых упражнений, содержащих элементы двигательной активности.

При выполнении игровых упражнений психогимнастики и релаксации дети делают все движения самостоятельно, по своему усмотрению. Педагог лишь корректирует того или иного ребенка во время выполнения упражнений.

Работа по развитию артикуляторных навыков ведется на индивидуальных логопедических занятиях. На фронтальных занятиях логопед может провести игровые упражнения, закрепляющие эти навыки.

На занятиях по развитию связной речи можно проводить различные драматизации коротких рассказов, сказок. Такие занятия проводятся в нетрадиционной форме и с использованием элементов театрализованной деятельности (напр., инсценировки «Спор животных», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка» и т. д.)

Хорошо известно, что развитие ребенка происходит неравномерно. Существуют особые периоды, когда отдельные функции формируются наиболее бурно. Важно проводить коррекционную работу своевременно, используя огромный потенциал этих периодов. Многое можно сделать для ребенка именно в дошкольный период его жизни.

Использование сюжетно – ролевых зарядок, пальчиковой гимнастики, психогимнастики, релаксации дает положительные результаты в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, создавая в первую очередь, положительный внутренний эмоциональный настрой ребенка, повышая интерес дошкольника к тому, что он делает. На фоне внутренней раскрепощенности у детей появляется желание воспринимать предлагаемый материал. И, как итог, ребенок легче обучается. У детей быстрее закрепляется правильное звукопроизношение, обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи.Развивается общая и мелкая моторика пальцев рук: движения становятся более точными, координированными. Также у детей развивается эмоционально –волевая сфера: дети умеют правильно выражать свои эмоции, настроение, адекватно реагируют на различные жизненные ситуации.

Все это является одним из слагаемых компонентов для всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста.

Данная педагогическая технология может использоваться в массовой педагогической практике логопедов и воспитателей логопедических групп и массовых детских садов, а также использоваться в качестве профилактики речевых нарушений и стимулирования познавательной деятельности у дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белоусова Л. Е. «Удивительные истории», СПб., 2001 г.

2. Воропаева И. П. «Коррекция эмоциональной сферы младших школьников», М., 2003 г.

3. Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке», М., 1999 г.

4. «Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития» под ред. Мастюковой Е. М., М., 2002 г.

6. Машталь Ольга «Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнений, игр». – СПб. : Наука и техника, 2007.

7. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», СПб., 2004 г.

Формирование мотивации дошкольников на логопедических занятиях Формирование мотивации дошкольников на логопедических занятиях. Денисова А. В. учитель-логопед, СП детский сад «Тополек» ГБОУ СОШ № 8 п. г. т.

Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Смотреть фото Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Смотреть картинку Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Картинка про Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Фото Что такое двигательное умение в логопедии ответФотоотчёт «Логоритмические упражнения на логопедических занятиях» Дащенко Оксана Алексеевна. Учитель-логопед. Тема:Логоритмика. Цель:Преодоление речевых нарушений путём развития,воспитания и коррекции двигательной.

Использование элементов флорбола для развития двигательной активности Современные подходы к физическому воспитанию базируются на принципе деятельностного подхода, обеспечивающего всестороннее развитие личности,.

Использование элементов психогимнастики на логопедических занятиях с дошкольниками Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная.

Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Смотреть фото Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Смотреть картинку Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Картинка про Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Фото Что такое двигательное умение в логопедии ответПамятка для родителей о необходимости использования светоотражающих элементов По статистике наезд на пешехода — самый распространенный вид ДТП. В крупных городах доля наездов на пешеходов составляет более половины.

Памятка для родителей о необходимости использования светоотражающих элементов В целях снижения количества ДТП с участием детей-пешеходов им необходимо использовать светоотражающие элементы. Фликер (световозвращатель).

Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Смотреть фото Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Смотреть картинку Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Картинка про Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Фото Что такое двигательное умение в логопедии ответПреимущества использования интерактивной доски Smart на подгрупповых логопедических занятиях у дошкольников с ЗПР Детям дошкольного возраста с задержкой психологического развития помимо индивидуальных занятий у логопеда по коррекции произношения необходимы.

Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Смотреть фото Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Смотреть картинку Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Картинка про Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Фото Что такое двигательное умение в логопедии ответПрименение криотерапии на логопедических занятиях с детьми 5–6 лет Я уже рассказывала об использовании криотерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями, но не могу, не поделится нашим занятием, которое.

Развитие интереса к двигательной активности у младших дошкольников на сюжетно-физкультурных занятиях Актуальность. Сюжетное занятие – одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса.

Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Смотреть фото Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Смотреть картинку Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Картинка про Что такое двигательное умение в логопедии ответ. Фото Что такое двигательное умение в логопедии ответСу-Джок-терапия на логопедических занятиях В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться.

Источник

Система двигательных упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи

Система двигательных упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи

И П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу, жевании хрустящих продуктов.

В результате движения во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При этом происходит выделение вещества — нейро-трансмиттера ацетилхолина через синапсы активизированных нейронов, что способствует росту дендритов, развитию нервной сети и речи. На двигательной активности построены все нейропсихологические, коррекционно-развивающие и формирующие программы.

Вот почему нужно помнить, что неподвижный ребенок не обучается!

Нейропсихология − это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С ее помощью удается определить восприятие окружающего мира, внимание, ориентацию в пространстве, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.

Все эти процессы являются основой, при помощи которой можно точно определить насколько успешно идет развитие малыша и его обучаемости. Если есть хоть небольшие отклонения, то обучение ребенку будет даваться тяжело, появляется нелюбовь к занятиям, возможно даже развитие серьезного психосоматического недуга.

Нейропсихологические упражнения для детей младшего и старшего школьного возраста − это своего рода тест, который позволит точно определить и оценить состояние здоровья.

Во время оценивания специалист предлагает ребенку выполнить несложные задачи, после выполнения которых, можно точно рассказать об особенностях развития малыша, его возможностях. Будет очень полезно узнать сильные и слабые стороны малыша, чтобы в дальнейшем правильно с ними работать.

Нейропсихология также будет эффективна, если у ребенка:

Нейропсихологические упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях:

Специально подобранный комплекс поможет специалисту последовательно активизировать каждую зону мозга в отдельности. Программа разрабатывается индивидуально, за счет чего удается благодаря тактильно-кинестетическим упражнениям убрать все нарушения.

В начале курса важно научить ребенка выработать правильное дыхание, которое позволит оптимизировать газообмен и кровообращение. Правильный массаж органов, расположенных в брюшной полости, поможет ускорить выздоровление, улучшить самочувствие, сконцентрировать внимание и снять напряжение.

Основой является полное дыхание, в котором сочетаются брюшное и грудное дыхание. Выполняют его в положении лежа, после сидя и в конце стоя.

Универсальными считаются четырехфазные дыхательные упражнения. Вдох − задержка − выдох − задержка: все этапы должны быть равные по времени по 2-3 секунды.

Система двигательных упражнений состоит из следующих блоков:

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц.

Оптимизация тонуса одна из важных задач нейропсихологической коррекции.

Гипертонус- неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение.

Гипотонус- неконтролируемая мышечная вялость(вялость конечностей — пальцев и кистей рук).

Гипотонус связан со снижением психической и двигательной активностью ребенка. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.

Гипертонус сопровождается двигательным беспокойством, эмоциональной лабильностью и нарушениями сна.

Двигательные, сенсорные, эмоциональные реакции возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают, такие дети с трудом расслабляются.

На первом этапе необходимо дать ребенку почувствовать свой тонус и показать варианты работы с ним на примерах и обучать приемам релаксации.

Дыхательные упражнения — улучшают ритмику тела, повышают самоконтроль и произвольность.

Часто у детей с нарушениями речи наблюдается нарушение ритмов организма — электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д. Это все ведет к нарушениям психического развития ребенка. Особенно касается детей с синдромом дефицита внимания и детей с СДВГ.

Учит контролировать движения диафрагмы, в процессе работы над дыханием добавляем упражнения для глаз и языка.

В последующие этапы работы происходит подключение визуальной и сенсорной системы — надувание цветных шаров, « вдыхание солнечного света, золотистой энергии и т. д.»

Прыжки на батуте, езда на лошадях, катание на качелях активизируют работу стволовых структур мозга, стимулируют дальнейшее развитие мозга.

Глазодвигательные упражнения – расширяют поле зрения, улучшают восприятие. Совместные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Движение глаз активизирует процесс обучения.

Многие черепномозговые нервы, идущие от продолговатого мозга – тройничный, лицевой, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют движения глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, влияют на работу сетчатки и хрусталика. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебном процессе используется двухмерное пространство (книга, таблица, экран компьютера), что снижает качество обучения.

Жан-Жак Руссо говорил, что обучать ребенка нужно на природе. («Эмиль, или о воспитании»).

Большая часть двигательной части коры головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз. Упражнения, построенные на движениях гортани, рта, языка, глаз стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, которая соединяется с лобной долей головного мозга, которая в свою очередь контролирует процессы мышления, речь и поведение.

Движения тела и пальцев или телесные упражнения

Эти упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия и снижению синкинезии (непроизвольные движения) и снятию мышечных блоков, зажимов. Происходит «чувствование своего тела», что в свою очередь способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, которая отвечает за внутреннюю речь, произвольность и контроль. Интересно, что человек может мыслить сидя неподвижно. Однако, для закрепления мысли необходимо движение.

Процесс миелинизации нервных волокон (сетей) происходит при условии высокой двигательной активности детей.

Миелинизация — это образование миелиновой оболочки покрывающей быстродействующие проводящие пути ЦНС.

Миелиновые оболочки повышают точность и скорость передачи нервных импульсов. Дети, которые пропустили стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, что в свою очередь способствует развитию мозолистого тела.

При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связанных с большими полушариями головного мозга, что приводит к развитию психических функций, активизации вестибуляторного аппарата и лобных долей головного мозга.

Исследования показали, что у музыкантов, виолончелистов, развитие мелких мышц тела (пальцев) способствует развитию мозолистого тела головного мозга, математических способностей, они лучше чувствуют и осознают свое тело, переживания, могут адекватно их выразить и имеют развитые коммуникативные навыки.

Коммуникативные упражнения бывают 3-х типов

1. индивидуальные — восстановление и дальнейшее углубление контакта со своим телом.

2. парные упражнения – открытость по отношению к партнеру. Актуально для детей с аутичной симптоматикой.

3. групповые упражнения – учат взаимодействию с коллективом, через организацию совместной деятельности.

Массаж – только на пальцах и на ушах находятся 148 важных точек. При этом верхняя часть уха соответствует ногам, а мочка — голове.

Все упражнения имеют комплексное воздействие, повышают потенциальный энергетический уровень, обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание, интеллект, мышление, память, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.

Воздействие на двигательную сферу способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию и называется «эффектом не — направленной коррекции», при этом свидетельствуя о базовом значении своевременного созревания моторных зон головного мозга на развития всех психических функций.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена необходимостью расширения представлений и систематизации знаний о состоянии двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для более эффективной коррекционно-педагогической работы.

Многочисленные исследования учёных (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, М. М. Кольцова и др.), свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка, в развитии его речи. Кроме того, учёные отмечают наличие тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Г.А. Каданцева, А.С. Дворкин и Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, Н.И. Дворкина, В.А. Пегов и др.). Физические качества определяют как врождённые морфо-функциональные качества (анатомо-физиологические), которые развиваются в процессе физического воспитания, посредством физических упражнений. Благодаря физическим качествам возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности. Это сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств (Н. Сладкова, 1998; О. В. Решетняк, Т.А. Банникова, 2002). Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность (Н.Т. Терехова, 1989; А. В. Запорожец и др., 1980; А. П. Ерастова, 1989). Значит, будет уместным говорить и об обратной зависимости, т. е. от уровня развития физических качеств детей будет зависеть психическое и речевое развитие ребенка.

Изучением вопроса о состоянии двигательных способностей у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) занимались такие авторы как: М. М. Кольцова, В. П. Дудьев, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичёва, Г. А. Каше, Г. В. Чиркина.

Гипотеза исследования: предполагалось, что двигательные навыки у детей с ОНР отличаются от двигательных навыков у детей с нормальным речевым развитием.

Объект исследования: двигательные способности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет данной работы – взаимосвязь показателей двигательных способностей и общим недоразвитием речи у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы : выявление различий двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормальным речевым развитием.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) Определение показателей двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

2) Определение показателей двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста не имеющих недоразвития речи.

3) Определение характера различий у детей с ОНР и с нормальным речевым развитием

В качестве испытуемых выступили 22 ребёнка старшего дошкольного возраста из детского сада МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 48 «Лучик».

ГЛАВА 1. Методологические подходы изучения

двигательных способностей детей старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1. Двигательные способности у детей с ОНР

Прежде чем говорить о двигательных способностях детей, имеющих общее недоразвитие речи, рассмотрим это понятие и дадим характеристику таких дошкольников.

У детей нарушения речи по своим проявлениям многообразны. Ряд недостатков относятся только к произношению, другие, затрагивающие процессы фонемообразования, воплощаются не только в дефектах произношения, но также в сложностях звукового анализа.

Нарушения, имеющие место в лексико-грамматической и фонетико-фонематической системе, выражаются в общем недоразвитии речи [4, с. 125].

Согласно общепринятому в логопедии определению под общим недоразвитием речи понимается нарушение формирования всех компонентов речевой системы при первично сохранном слухе и интеллекте [3, с. 54]. В настоящее время общепризнано, что помимо недостатков фонетического, лексико-грамматического и синтаксического оформления высказываний речевая деятельность детей с ОНР характеризуется когнитивной слабостью, десегментированностью и семантической неструктурированностью. Учитывая, что именно когнитивное развитие определяет успешность усвоения и вербальных, и невербальных знаковых средств, попытаемся выяснить природу семантических нарушений речи у детей данной группы.

Верное понимание сущности ОНР, а также лежащих в его основе причин требуется для выбора эффективных методов коррекции и для предупреждения вероятных осложнений в дальнейшем обучении и развитии.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: афазии, алалии, а также дизартрии, ринолалии, в ситуациях, когда происходит выявление недостаточности словарного запаса грамматического строя и пробелов фонетико-фонематического развития.

Хотя природа имеющихся дефектов различна, дети при этом имеют типичные проявления, которые свидетельствуют о системном нарушении речевой деятельности. Наиболее ярким показателем выступает позднее начало речи: появление первых слов к 3-4, а нередко и к 5 годам. Речь является аграмматичной и недостаточно фонетически оформленной.

Еще одной характеристикой речи является ее малоподвижность. Дети имеют недостаточную речевую активность, которая без специального обучения с возрастом резко снижается. При этом дети могут быть критичными к своему дефекту.

Неполноценность речевой деятельности сказывается на формировании у дошкольников интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сферы. Внимание недостаточно устойчиво, возможность его распределения ограничено. У детей снижена вербальная память, нарушена продуктивность запоминания притом, что смысловая, логическая память относительно сохранна. Детям свойственно забывать сложные инструкции, последовательность заданий и их элементы.

Более слабые дети сочетают низкую активность запоминания и ограниченные возможности развития познавательной деятельности.

Анализ нейрофизиологических сведений показывает, что при общем недоразвитии речи наблюдаются нарушения интегративной деятельности головного мозга, несогласованность работы полушарий, наличие функциональной незрелости коры головного мозга, несоответствие развития электрической активности коры и регуляторных механизмов возрастному уровню, недоразвитие длительно формирующихся в онтогенезе ассоциативных нейронных связей (Т. Ф. Костина, Н.К.Благосклонова, З.С. Алиева, М.Э. Бернадская, Л.И. Переслени, Л.И.Фильчикова, Л. А. Рожкова, Л. П. Григорьева, М.Н. Фишман, Л.М. Шипицина, В. А. Толстова и др.).

Л. М. Шипицина [19] указывает на нарушение межполушарных взаимоотношений у детей с речевой патологией.

Р. Е. Левина [10] говорит о разных группах алаликов: детях с нарушениями психической активности, недостатками слухового и зрительного восприятия.

О.Л. Леханова [11] выделяет недостатки самоконтроля, нарушения анализирующего восприятия, произвольной и опосредованной памяти.

А. Н. Корнев [9], предприняв попытку системного анализа психического развития детей с ОНР, доказал наличие следующих механизмов речевого недоразвития: неполноценности артикуляторного праксиса, дефицита языковой способности и когнитивного дефицита.

Г. В. Чиркина и Т. Б. Филичева [17] указывают, что дети с ОНР не овладевают операциями анализа, синтеза, обобщения и сравнения без специального обучения.

Таким образом, общее недоразвитие речи является сложным, многомодальным нарушением, которое не может быть сведено только к языковой дефицитарности.

Л.С. Волкова писала, что у детей с ОНР одновременно с общей соматической ослабленностью имеют место различные двигательные расстройства, характеризующиеся неуверенностью в выполнении дозированных движений, плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения [4]. Самые большие трудности вызываются в ходе выполнения движений по словесной инструкции. Именно по этой причине целесообразно использовать диагностические методики по изучению двигательных особенностей детей с ОНР с использованием словесных инструкций.

В своей книге «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» [14] М.М. Кольцова приходит к выводу, что формирование областей речи совершается под непосредственным влиянием кинестетических импульсов поступаемых от пальцев рук. Этим она показывает очень близкую связь моторики с работой речевых зон.

В воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам дети с ОНР отстают от своих сверстников с нормальным развитием речи, опускают составные части действия, нарушают последовательность его элементов. Это происходит, например, в ходе выполнения таких заданий, как ритмические движения под музыку, передача мяча с небольшого расстояния, перекатывание его с руки на руку, удары с попеременным чередованием об пол; прыжки на одной ноге.

У детей имеет место недоразвитие мелкой моторики, недостаточная координация пальцев или кисти руки. Нередко наблюдает застревание на одной позе или общая замедленность [4, с.615].

Двигательная недостаточность у значительной части детей выражается в виде неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, плохой координации сложных движений, снижении ловкости их выполнения, а также скорости. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по инструкции, например, словесной.

Ю.В. Герасименко отмечает следующие особенности развития общей моторики у детей с ОНР:

необходимость в помощи взрослого;

не высокая степень самостоятельности при выполнении двигательных заданий;

сниженный интерес к выполнению движений;

медленный темп движений;

общая напряженность, скованность и несогласованность движений конечностей;

Среди обусловливающих трудности выполнения основных движений причин у детей с низким уровнем двигательного развития, выделяют нарушение зрительно-моторной координации, низкий уровень выносливости, нарушения равновесия, недостаточность мышечной силы и регуляции тонуса мышц конечностей.

Недостаточная сформированность у детей с нарушениями речи рано формирующихся в онтогенезе как простых, так и наиболее сложных форм произвольных движений (ползание, ходьба, прыжки) свидетельствует о нарушениях в функционировании ЦНС [6, с.21].

Дети с ОНР имеют специфические особенности в формировании мелкой моторики рук. Прежде всего, это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (при завязывании и развязывании лент, шнурков, расстегивании и застегивании пуговиц и пр.). С учетом этого представляется целесообразным исследование сенсомоторики детей с нарушениям речи.

Наиболее ярко названные отклонения в двигательной сфере проявляются у детей с дизартрией, однако могут встречаться и у детей, имеющих другие аномалии.

Поскольку у детей с разными отклонениями в состоянии здоровья физические возможности различны, это необходимо принимать во внимание, распределяя физические нагрузки. Условно выделяются, независимо от возраста, группы детей с большой, средней и малой подвижностью [12, с.10].

Для имеющих большую подвижность детей характерна высокая реактивность, поведенческая неуравновешенность, такие дети попадают в конфликтные ситуации чаще других. Они не успевают вникнуть в суть игры из-за чрезмерной подвижности, недостаточно осознают направленность своих действий. Им, как правило, легко выполнить простые упражнения, однако требующие точности, сосредоточенности, сдержанности поведения действия для них сложны.

У таких детей движения резкие, быстрые и нередко не имеющие цели. Они быстро утомляются из-за повышенной интенсивности игры, что оказывает влияние на общее поведение.

У детей со средней подвижности поведение более ровное и спокойное, подвижность умеренная. Для них характерны эмоциональность, азарт, самостоятельная активность, побуждающая их становиться инициаторами игр. Их движения четкие, уверенные и целенаправленные.

Малоподвижные дети характеризуются вялостью, пассивностью, быстрым уставанием. Они выбирают деятельность с ограниченным пространством, стараются уйти в сторону, чтоб никому не мешать, им необходима постоянная помощь взрослых. В поведении ребенка этот недостаток объясняется чаще всего слабым двигательным опытом, который обусловлен патологией и привычкой вести малоподвижный образ жизни.

Корректирование особенностей двигательного развития дошкольников с ОНР ведется при помощи специальных упражнений, а также распространенных способов физического воспитания. Коррекция помогает нормализовать мышечный тонус, исправить неправильные позы, развить статическую выносливость, упорядочить темп движений, синхронизировать взаимодействия между речью и движениями, запомнить продолжительные двигательные акты, воспитать быстроту реакции на выраженные в словах инструкции, развить тонкие двигательные координации, которые помогают сформировать полноценные двигательные навыки.

1.2. Двигательные способности у детей, не имеющих

недоразвития речи

Формирование физической культуры личности в дошкольном возрасте взаимосвязано с двигательным компонентом, суть которого кроется в формировании двигательных навыков и умений. Разные группы физических упражнений возникают и развиваются именно в дошкольном детстве.

К первой группе относятся характерные для новорожденного, вызванные импульсами из нервной системы к мышцам импульсивные движения, не имеющие определенной цели и не связанные с внешними раздражителями.

Рефлекторные движения, характеризующиеся определенной реакцией организма на двигательные акты, относятся к другой группе. Посредством раздражителя осуществляется двигательная программа, не зависящая от сознания.

Цепь рефлекторных двигательных актов, таких, например, как инстинкт сосания, составляющая интенсивные движения, входят в третью группу.

Сознательные и автоматические простые движения относятся к четвертой группе движений. От других групп их отличает управление, идущее от коры головного мозга. Именно этим объясняется связь данной группы с обучением [18].

Многочисленными исследованиями определены особенности формирования двигательных навыков и умений у дошкольников, выявлены факторы, способствующие этому.

Ученые считают, что важно определить для каждого двигательного действия возраст детей, в течение которого оно усваивается наиболее легко. Когда эти сроки пропущены, то формирование навыков значительно усложняется. Происходит это потому, формирование, созревание и развитие различных органов и систем организма на протяжении жизни человека происходит не одновременно и не равномерно. Периоды ускоренного роста последовательно сменяют фазы замедленного развития различных двигательных функций. Детский организм в такие периоды реагирует по-разному на воздействие физических нагрузок [3].

В дошкольном детстве у детей в три, пять и семь лет происходит, помимо количественного роста, еще и качественная перестройка функций основных энергообеспечивающих систем. Это создает предпосылки для целенаправленного воздействия в эти критические периоды направленных на формирование двигательных навыков средств физической подготовки [11].

Главной задачей физического воспитания ребенка в три года является освоение и совершенствование новых видов движений, особенно кисти и пальцев рук. У ребенка закрепляются и совершенствуются навыки освоенных прежде видов движений: прыжков, ходьбы, плавания, бега, подбрасывания и ловли мяча.

В четыре года в физическом воспитании ребенка преследуется цель освоить новые движения, спортивного характера преимущественно, которые преследуют конкретную цель, такую как метнуть дальше, пробежать больше и пр. Особое внимание уделяется освоению элементов техники прыжков, бега, метания, игр с мячом, деталей акробатики, плавания катания на лыжах, коньках.

В пять лет основная направленность физической подготовки дошкольников заключается в освоении сложных упражнений в техническом отношении, помогающих выработать умение перемещать тело в пространстве правильно, воспроизводить заданные траектории, скорость, направление и темп движений с необходимой точностью. Упражнения, помогающие освоить отдельные элементы спортивных движений, развить ловкость, быстроту, гибкость и другие физические качества, имеют большую значимость в этот период.

В шесть лет усиливается значение специализированных тренировок отдельных физических способностей и качеств. Происходит овладение детьми более сложными видами спортивных движений из арсенала спорта [1].

В педагогической деятельности с детьми по развитию двигательных умений преследуются следующие задачи: детей в 3 года учат выполнять движения без требований к их качественной стороне; в 4–5 лет у детей осуществляется переход от «азбуки движений» к формированию культуры движений, формируется целенаправленность двигательной активности, умение реализовать ее в полезных и интересных видах деятельности; в 6 лет возрастают интерес и потребность к двигательной деятельности, в том числе к спортивным видам физических упражнений.

Любые статические или динамические двигательные навыки нуждаются в учете биологических закономерностей двигательного поведения. К числу биологических закономерностей можно отнести двигательную активность ребенка, его потребность в движении. От раннего к дошкольному возрасту возрастает суточная двигательная активность, составляя в три года около шести тысяч шагов; в четыре года – около девяти; в пять лет – до одиннадцати; в шесть – до тринадцати; в семь 0 около пятнадцати тысяч шагов. Дети ежеминутно совершают в среднем 14–40, максимум – свыше 200 локомоций [15, С.105]. Однако последние тесно связаны с образовательно-воспитательной работой дошкольного учреждения, утомлением ребенка, фазой двигательного беспокойства, типом нервной системы, состоянием здоровья ребенка.

Чтобы определить наиболее рациональные для каждого ребенка методы обучения, требуется глубокое знание и понимание типа нервной системы, поскольку проявления основных свойств нервной системы предполагает разные способы адаптации организма к меняющимся требованиям окружающей действительности.

1.3. Характер различий в двигательных способностях у детей с

ОНР и нормальным речевым развитием

Улучшению работы функций головного мозга способствуют занятия ребенка с различными предметами. О том, что движения руки неразрывно связаны с речью и помогают её развитию, указывал еще академик В. М. Бехтерев.

В своих исследованиях ученые института физиологии детей и подростков АПН Антакова-Фомина А. В., Кольцова М. М., Исенина Е. И. подтвердили связь речевой функции и пальцевой моторики. В ходе всего развития человечества исторически подтверждалась тесная связь речевой функции человека с движением пальцев его рук. Среди первобытных людей одной из основных форм общения были жесты. Рука человека играла большую роль в общении между людьми. Именно с помощью руки люди объяснялись и могли показывать указывающие, угрожающие, оборонительные, приветственные и другие действия, которые, в конечном итоге, помогали в развитии первичного языка. Спустя время люди стали сочетать свой первичный язык (язык жестов) с выкриками и возгласами. Долгое время, несмотря на то, что словесная речь развивалась всё лучше, она, тем не менее, была постоянна связана с тем первичным языком – языком жестов. И сегодня у современного человека имеет место связь между словесной и жестикулярной речами.

Из века в век люди выполняли руками всё более сложную и тонкую работу, поэтому у людей движения пальцев рук постоянно совершенствовались. В результате чего площадь двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге увеличивалась. Развитие функций речи и руки у человека происходило одновременно.

Известный канадский нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд установил точное представительство в коре головного мозга различных мышц и органов тела человека. Схематично его изображают в виде «гомункулуса» (человечка), части тела которого пропорциональны зонам мозга, в которых они представлены. Так, например, проекция кисти руки занимает около трети всей площади двигательной проекции. О большом влиянии на развитие активной речи тренировке тонких движений пальцев рук. Именно величина проекции кисти и близость её к моторной речевой зоне через активные тренировки тонких движений пальцев рук может оказать определенное влияние на развитие активной речи человека.

В восемь-девять месяцев малыш уже показывает пальцем на привлекающий его предмет, берет мелкие предметы двумя пальцами.

Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Это впервые обнаружили в своем исследовании М.И. Звонарева и Т.П.Хризман.

Через месяц и через два месяца после начала такой тренировки повторно записывали биотоки мозга, и математическими методами вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты (что является показателем созревания коры мозга). Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца – и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке.

Описанные данные электрофизиологических исследований свидетельствуют о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Этот факт должен быть использован в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

При тренировке тонких движений пальцев рук речь развивается более интенсивной и оказывается более совершенной (М.М. Кольцова [8]). Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как по- видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры. Таким образом, по мнению М.М. Кольцовой [8, с.103], кисть руки выступает в роли своеобразного органа речи, артикуляционного аппарата. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Здесь вновь необходимо акцентировать внимание на значимости диагностики сенсомоторики детей.

В невропатологии и дефектологии имеются наблюдения, которые свидетельствуют о тесной связи функций речи и руки. Так, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев остается не затронутой.

Тесная взаимосвязь между развитием функций руки и речи доказывается результатами исследования строения мозга у правшей и левшей. Так, у ребенка-правши на протяжении первых двух лет жизни происходит усиленный рост речевой моторной области и созревание клеток в ней в левом полушарии, а у ребенка-левши – в правом. Различия в уровне развитии речи глухих детей, которых обучают общению с помощью разных методов, также убедительно показывают роль двигательного анализатора в развитии речи. Например, одних детей с раннего возраста обучают общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, а других обучают дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда этих детей начинают обучать звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом – оно требует многих и многих месяцев, те же дети, которые ранее разговаривали пальцами, очень легко овладевают звуковой речью.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это осложняет обучение письму и создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.

Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, который стимулирует развитие речи и которому принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, им трудны такие движения, как передачи мяча с небольшого расстояния, перекатывания его с руки на руку, удары об пол с попеременным чередованием, ритмические движения под музыку, прыжки на одной ноге. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания [17, с. 16].

Под общим недоразвитием речи понимается нарушение формирования всех компонентов речевой системы при первично сохранном слухе и интеллекте. Помимо недостатков фонетического, лексико-грамматического и синтаксического оформления высказываний речевая деятельность детей с ОНР характеризуется когнитивной слабостью, десегментированностью и семантической неструктурированностью. У детей с ОНР одновременно с общей соматической ослабленностью имеют место различные двигательные расстройства, характеризующиеся неуверенностью в выполнении дозированных движений, плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности вызывает выполнение движений по словесной инструкции.

Дети с ОНР также имеют специфические особенности в формировании мелкой моторики рук.

Корректирование особенностей двигательного развития дошкольников с ОНР ведется при помощи специальных упражнений и распространенных способов физического воспитания, что позволяет нормализовать мышечный тонус, исправить неправильные позы, развить статическую выносливость, упорядочить темп движений, синхронизировать взаимодействия между речью и движениями, запомнить продолжительные двигательные акты, воспитать быстроту реакции на выраженные в словах инструкции, развить тонкие двигательные координации, помогающие сформировать полноценные двигательные навыки.

Изучение двигательных способностей у детей, не имеющих недоразвития речи позволило сделать вывод о том, что формирование физической культуры личности в дошкольном возрасте взаимосвязано с двигательным компонентом, суть которого кроется в формировании двигательных навыков и умений.

Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Для них характерен недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, который стимулирует развитие речи и которому принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Однако это, как и другие положения об особенностях двигательных (физических) качеств у детей с ОНР нуждаются в эмпирическом исследовании, направленном на их подтверждение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *