Что такое движение накатом
Безопасное вождение: движение накатом
или можно ли ездить на «нейтралке»?
Движение накатом – на нейтральной передаче или с выжатой педалью сцепления — тоже один из извечных вопросов и тем для спора. Можно, нельзя, нужно, не нужно? Тут на самом деле все просто и однозначно, но решение принимать все равно вам. Рассказываю…
Нужно ли выжимать сцепление? Нужно ли включать нейтралку?
Вообще, откуда все это пошло? Езду накатом придумали наши деды и прадеды. В те времена двигатели были слабенькими и ненадежными, поэтому надо было регулярно давать им остыть – снижать обороты до холостых, для чего и включали нейтраль. Кроме того, на старых машинах так экономили топливо. Оно и логично: меньше обороты мотора – меньше расход топлива.
А что сегодня? Сегодня двигатели надежны, как гвозди, и здоровы, как быки. Они не нуждаются в дополнительном охлаждении, тем более таком, как включение нейтрали, и даже рассчитаны на интенсивную работу на высоких оборотах.
Экономия топлива
Что касается расхода топлива, уже лет 30 как существует режим принудительного холостого хода. Суть его в том, что при отпускании педали газа на включенной передаче топливо перестает поступать в двигатель, и расход во время замедления равен нулю. Сложно поверить? Если маршрутный компьютер в вашей машине умеет считать моментальный расход топлива, попробуйте сами и посмотрите на показания расхода топлива во время торможения. Вы увидите там ни что иное, как нуль без палочки. А при движении на нейтрали двигатель работает на холостых оборотах и потребляет 1-2 литра в час топлива. Выходит, тормозить на передаче с отпущенным газом экономичнее, чем на нейтрали или с выжатой педалью сцепления. Полностью тему экономичного вождения я раскрываю на эксклюзивном курсе нашей школы «курс МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».
Движение накатом и безопасность вождения
Теперь порассуждаем на тему «безопасно ли ездить на нейтралке?»
Что значит водить безопасно?
Вернемся к определению безопасности вождения, которое я дал в статье «Безопасное вождение: крутящий момент двигателя» и в своей книге «100 способов избежать аварии«: безопасность – это возможность совершить маневр, который позволил бы избежать ДТП. Маневров может быть три:
1. Изменение направления движения (действия рулем).
3. Ускорение (нажатие на педаль газа)
Педаль газа доступна не всегда
Руль и педаль тормоза активны всегда, а педаль газа – не всегда, а только при включенной передаче. Поэтому если в движении включена нейтраль или нажата педаль сцепления, у вас неактивна педаль газа и нет возможности тормозить двигателем или ускоряться. То есть вы вооружены только двумя возможностями маневра из четырех, и ваше движение – «наполовину безопасно» 🙂 А можно ли быть «немножко беременной»? :)))
Приведу такой пример. Представьте себе, что у вас в салоне машины есть кнопка включения педали тормоза. Пока она выключена, педаль тормоза неактивна: нажимай-не нажимай, машина тормозить не будет. И только при включенной кнопке педаль тормоза будет работать. Как бы вы предпочли ездить – с включенной кнопкой или выключенной? 🙂 Представляю себе картину: водитель едет, вдруг перед ним неожиданно возникло препятствие и нужно экстренное торможение, чтобы избежать столкновения. Водитель в шоке вспоминает о кнопке, судорожно ее ищет, впопыхах пытается включить ее и только потом начинает тормозить. Смешно, не правда ли?
Так вот, ездить на нейтралке – все равно что с выключенной кнопкой педали тормоза. Так оно вам надо?
Вот и решайте: можно ли ездить накатом? Можно, но не нужно. Вы теряете в безопасности, в экономии топлива и ничего не приобретаете взамен.
Безопасное торможение – на передаче
Выходит, самый правильный способ торможения – на включенной передаче, что называется комбинированным торможением. Так вы и топливо экономите, и сохраняете связь колес с двигателем во избежание блокировки колес, что актуально для машин без АБС, и имеете запас тяги на случай необходимости торможения двигателем или разгона. Кстати, а что общего между всеми торможениями? То, что после каждого торможения следует ускорение! И часто от нас требуется ускорение интенсивное – хотя бы для того, чтобы избежать столкновения с автомобилем сзади, который не успевает за вами затормозить.
О нюансах торможения на передаче вы можете прочитать в статьях «Как правильно тормозить?» и «Как правильно тормозить на механике?» или на практическом курсе «Магия переключения передач». А здесь напишу лишь, что правильно тормозить на передаче практически до полной остановки и выжимать педаль сцепления только тогда, когда стрелка тахометра приблизится к холостым оборотам – 1000 об/мин. А нейтраль включать уже после остановки машины.
В следующей статье — о том, какие есть недостатки автомата с той же точки зрения — безопасного вождения.
Новое в блогах
Как правильно двигаться накатом. Чем опасно движение с выключенной передачей
Как правильно двигаться накатом. Чем опасно движение с выключенной передачей
Несмотря на то, что об опасности движения накатом твердят все и всюду, число водителей, практикующих езду с выключенной передачей, меньше не становится.
Что такое накат
Движение накатом является режимом, при котором рычаг механической коробки переключения передач находится в нейтральном положении. Детали механизма переключения передач при этом пребывают в состоянии покоя, за исключением ведущего вала. Если дополнительно выжать еще и педаль сцепления, двигатель превращается в автономное устройство, работающее на холостых оборотах.
Некоторые водители, с целью экономии топлива, во время движения накатом практикуют выключение двигателя. В результате автомобиль представляет собой, образно говоря, «тележку», перемещающуюся по инерции за счет набранной ранее скорости.
Езда накатом используется нерадивыми водителями на длинных спусках или при подъезде к перекресткам и другим участкам дороги, где необходимо плавно замедлить движение.
Экономия топлива
Устоявшееся мнение об экономии топлива при движении накатом пришло к нам еще из прошлого века, когда двигатели были несовершенны. Что же мы имеем сейчас?
При движении автомобиля с выключенной передачей его двигатель работает в режиме холостого хода, потребляя топливо в количестве от 2 до 3 литров на 100 км пути. Если же оставить передачу включенной и отпустить педаль акселератора, то есть перейти в режим торможения двигателем, подача топлива к двигателю почти полностью прекратится и расход топлива станет близким к нулю.
В этом очень легко убедиться при наличии в машине бортового компьютера с функцией отображения текущего расхода топлива. Действительно, при отпускании педали газа прибор покажет практически нулевой расход бензина или дизельного топлива.
В результате, желая сократить расход топлива за счет использования движения накатом, водители его лишь увеличивают.
Эффективность торможения
Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что эффективность торможения при выключенной передаче существенно выше, чем при включенной. При движении с выключенной передачей, в случае необходимости резко замедлить скорость движения или остановиться, в торможении участвует только основная тормозная система автомобиля. При этом очень высока опасность блокировки колес и потери управляемости машиной из-за уменьшения сцепления колес с дорогой.
В случае же включенной передачи работающий двигатель не даст колесам ни малейшего шанса на блокировку, а комбинированная система торможения, включающая в себя торможение двигателем и основной тормозной системой, позволят добиться минимального остановочного пути.
Особенно опасно торможение с выключенной передачей в условиях мокрого дорожного покрытия или гололеда, когда появление даже небольшого сухого участка дороги и последующее за ним неравномерное распределение тормозных усилий на колеса способно привести к заносу, чреватому дорожно-транспортным происшествием.
Экономия ресурсов сцепления и коробки передач
Глубоко заблуждаются те, кто считает, что пуская автомобиль в движение накатом, экономят ресурсы механизмов сцепления и переключения передач. Частота и интенсивность использования педали сцепления и рычага переключения передач на долговечность коробки передач и сцепления практически не влияют.
Гораздо больший урон этим механизмам наносят неправильная работа сцеплением и нарушение последовательности действий при переключение с одной передачи на другую.
«Любителям» подолгу держать нажатой педаль сцепления хочется еще раз напомнить, что нажатие педали сцепления допустимо лишь на непродолжительное время, необходимое для переключения на следующую передачу. Во всех остальных случаях для отсоединения двигателя от ведущих колес необходимо выжать сцепление и включить нейтральную передачу.
Исходя из вышесказанного, возникает закономерный вопрос: «Если вождение накатом не экономит топливо, не повышает эффективность торможения и не влияет на ресурс механизмов, есть ли хоть какой-нибудь смысл в его использовании?»
На наш взгляд, накат допустим лишь в завершающей фазе движения, когда двигаясь с минимальной скоростью по сухой дороге, через несколько метров планируется выполнить остановку автомобиля.
Движение накатом: вчера и сегодня
Автомобили постоянно совершенствуются, меняются и приемы управления: некоторые усовершенствуются, а кое-какие просто устаревают. Но движение накатом используется до сих пор. Что это такое, знают многие водители, ведь этот способ передвижения использовался практически с рождения автомобиля. Связано это со многими техническими особенностями машины. Какими? Давайте разбираться.
Движение накатом подразумевает под собой движение либо с выключенным сцеплением, либо на нейтральной передаче на механической коробке передач, либо на автоматической коробке передач, когда рычаг переключения находится в положении «нейтраль». Чаще всего его используют при на участках дороги с уклоном или на длинных прямых.
Раньше этим приемом пользовались чаще, чем сегодня. Легковые автомобили были не так эффективны в управлении, движение было размеренное и спокойное, никаких тебе пробок и агрессивного вождения. Кроме того, машины имели большую массу и поэтому могли долго двигаться по инерции, да и двигатель и основные узлы были не долговечны и не совершенны, поэтому при движении накатом они получали возможность «продышаться» и, конечно, экономить топливо.
А как сегодня? Насколько часто его применяют наши водители? Ответ лежит в особенностях конструкции современного автомобиля. Дело в том, что до 60-70-ых годов прошлого века у машин не было усилителя руля и тормозов, либо они были — механическими. Поэтому их работа не зависела от того, включен двигатель, или нет. Т.е. раньше заглохни мотор, при движении накатом, и рулевое управление автомобиля не менялось.
А вот сегодня совсем другая история. Практически все машины имеют либо гидро, либо пневмо усилители этого узла, не говоря уже обо всех остальных помощниках, и функционируют они только при работающем двигателе, так что, если он заглохнет во время движения, автомобиль станет практически неуправляемым, руль будет вращаться очень туго, а тормоза потеряют до 60% эффективности.
Но это не самое главное. Важно знать, где и когда можно пользоваться этим способом передвижения. На скользкой дороге движение накатом может быть очень опасно в силу того, что отсутствует возможность торможения двигателем, а как раз этот прием наиболее эффективен в любое время года, когда сцепление с дорогой не достаточно хорошее. Касается это всех легковых автомобилей, независимо от класса и типа привода: переднего, заднего или полного.
Современный безопасный стиль вождения подразумевает моментальное вмешательство водителя в любой ситуации. А это невозможно, если автомобиль движется накатом.
Езда накатом, гул стук и шум при движении накатом
Во все времена водителей беспокоил вопрос экономии топлива. Об одном из таких способов сократить расход бензина слышал каждый автолюбитель — езда накатом. Сразу следует разделить этот термин на два абсолютно различных:
Рассмотрим оба способа, сравним их вредные и полезные особенности. Вдобавок изучим, от чего может возникнуть подозрительный гул при движении накатом.
Преимущества и недостатки
Движение накатом на нейтральной скорости допустимо только на машинах с механической коробкой передач. Да, на автоматах есть положение «N», но оно предназначено для проведения ремонтных работ, кратковременной буксировки или стояния в городских пробках. Передвигаться на этой передаче таким машинам не рекомендуется.
Езда накатом на нейтральной передаче, на самом деле, не приносит ожидаемой экономии. Двигатель работает на холостом ходу и потребляет штатное для этой режима количество топлива.
А вот, если водитель не давит на акселератор при включенной передаче, поступление горючего в цилиндры прекращается. Поэтому второй способ приносит реальное уменьшение расходов.
Существенным также является вопрос безопасности при такой манере езды. Движение накатом под горку связано с набором скорости. При перемещении на «нейтралке» будет сложно вернуть автомобиль в рабочее состояние и включить соответствующую передачу — механика будет всячески сопротивляться критическим перегрузкам.
» alt=»»>
Это обстоятельство может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому лучше передвигаться при работающей коробке скоростей, для возможности необходимого торможения двигателем.
Применять рассмотренный стиль вождения стоит только опытным водителям, хорошо знающим особенности своего автомобиля и способных адекватно среагировать на возникшие дорожные опасности.
Посторонние звуки при накате
Некоторых автолюбителей серьезно беспокоит непонятный гул при движении накатом. Эти настораживающие явления могут иметь под собой различную природу:
Движение накатом-мифы и реалии
Авто, движущееся накатом, все равно, что корова на льду – такое же неуправляемое. Другого сравнения подобрать нельзя. Однако же преимущества до сих пор заставляют автолюбителей пользоваться этим приемом.
Движение накатом — мифы и реалии
Хорошо, что в современных машинах нельзя отключать двигатель при этом, так как перестает функционировать:
— гидроусилитель руля;
— тормозная система;
— может сработать блокиратор руля, и машиной невозможно будет управлять.
А вот советские автомобилисты еще и двигатель отключали.
Что движет людьми?
Водители полагают, что получают преимущества в виде:
— экономии топлива;
— снижения тормозного пути;
— сохранения исправности сцепления.
На самом деле, накат не оказывает никакого влияния на автомобиль: не улучшает его характеристики, не увеличивает и не снижает срок службы. Он лишь разобщает автомобиль с водителем. Но прежде чем опровергнуть эти «преимущества», давайте разберемся, что такое движение накатом.
Что такое движение накатом?
Накатом называют движение авто, когда колеса крутятся по инерции, а не за счет работы двигателя, например, при спуске или после разгона. В этот момент рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. То есть двигатель работает вхолостую. Соответственно и режим мотора переключается на холостой ход. А в таком режиме, как известно, расходуется меньше топлива. Но…
Движение накатом: открываем глаза водителям
1. Накат экономит топливо – это правда, об этом уже было сказано выше. Но стоит водителю отпустить педаль газа, не выжимая сцепления и не ставя рычаг на нейтралку, как расход вообще прекращается. Объясняется все просто, таким образом происходит торможение двигателем. По логике топливо не может в него поступать, потому что это увеличило бы скорость, но никак не замедлило хода ТС. Вывод: торможение двигателем вообще не расходует топливо, не лишая водителя полного контроля над авто.
2. Движение накатом позволяет сократить тормозной путь – полная чушь. При накате работает только тормозная система, которая полностью блокирует колеса, тем самым, уменьшая силу сцепления с дорогой. Это приводит к неуправляемому заносу. Когда двигатель подключен к трансмиссии, то замедляют ход уже две силы: тормозная система и мотор. Торможение происходит эффективнее. Кроме этого, двигатель не позволяет колесам полностью заблокироваться, а значит, вы не теряете статуса хозяина трассы.
3. Повышается срок службы сцепления – очередная байка. Неважно сколько раз вы будете нажимать на педаль – это никак не влияет на состояние сцепления. Важно, как вы это делаете и в какой последовательности.