Что такое дымковская роспись для дошкольников
История дымковской игрушки
Оксана Полежаева
История дымковской игрушки
1. История создания дымковской игрушки.
2. Технология изготовления игрушки.
(фото, работы детей д/с)
Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.
Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке, Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
1. История создания дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушки, русский народный художественный промысел издавна существует в слободе
Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров).
Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет.
Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска», к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они «военную» хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой «Свистуньей». В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.
Удалой город Хлынов располагался на востоке от Москвы. В 16 веке население Хлынова стало пополняться выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы 20 в. и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».
Позднее расширился круг тем за счет внесения в игрушку новых бытовых сюжетов, сказочных тем, разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.
Дымковская скульптура давно стала народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.
Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложны геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.
2. Технология изготовления игрушки.
1. Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась.Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.
2. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.
Следы «примазки»при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.
«Отбеливание». Цветовая гамма, геометрический орнамент
Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Мы использовали белую гуашь.
Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент.
Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна.
У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой.
Из этого описания мы можем узнать, что в 1811 году праздник свистопляска еще разделялся на две не похожие друг на друга части. С утра в ветхой часовенке у городских валов поминали предков. А «остальная часть сего достопамятного дня»посвящалась увеселениям: «народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улице». И «продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». Таково самое раннее (из разысканных до сих пор) свидетельство очевидца о дымковских глиняных расписных.
Такая мелочь, как глиняные игрушки, конечно, не попала бы в поле зрения «удаленного на Вятку», но сохранившего свой высокий чин генерал-майора Хитрово, не будь пронзительно шумной, бушующей весельем свистуньи, которую уж никак нельзя было не заметить.
Да и позже, вплоть до 1871 года, сведения о дымковских глиняных расписных мы находим опять-таки только в описаниях свистуньи. А она продолжала поражать современников, и ее описания появлялись в печати одно за другим, последнее по времени уже в 1940 году.
Не будь свистуньи, мы знали бы о дымковских глиняных расписных куда как меньше, да и судьба их, возможно, могла бы сложиться по-иному. Но что же такое свистунья? Обратимся к «Вятским запискам» Всеволода Лебедева, очень талантливого, безвременно умершего советского писателя. Лебедев ярко и эмоционально точно рассказал в этой книге о последних предреволюционных и первых советских годах Вятского края.
А было вот что: «Вятский праздник свистунья на большой площади. Когда к ней идешь, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору, вышина которой оглушает твою кровь и сознание. Потом у базара понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с легким нежным горловым оттенком. Что-то цветет и волнуется там на площади. И когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад.
Спрос на свистульки возрастал, особенно весной и производство на них оказывалось выгодным. Гончары работали всю зиму, готовясь к весне.
Конкурс свистунов проводился ежегодно, свистульки изготавливали в виде коней, всадников, коров, птиц.
Изучив материал, я узнала, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова) Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья.
1. Г. Л. Дайн «Русская игрушка»
2. Дьяконов Л. В. Дымковские глиняные расписные.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду «Народное искусство в воспитании дошкольника» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 2005 год.
Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» Программное содержание. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими.
Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина) Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин «Радуга» (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).
Фотоотчет «Роспись Дымковской игрушки» Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Именно она предоставляет уникальную возможность.
Фотоотчёт «Кукла в наряде по мотивам дымковской игрушки» Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней.
Изготовление дымковской игрушки «Уточка» в средней группе Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Задачи: Познакомить детей с процессом изготовления декоративной.
Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях.
Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки» Здравствуйте! Сегодня я вам покажу как создавались мои дымковские игрушки. Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных.
Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки «Индюк» из пластиковой бутылки Для изготовления «Индюка» нам понадобится: 1. Пластиковая бутылка – 0,5 л. 2. CD диск 3. Толстый карандаш 3. Скульптурный пластилин 4.
Рисование дымковской игрушки «Петух» (средняя группа) На сегодняшнем занятии мы с детьми в первые знакомились с Дымковской игрушкой. А рассматривали мы Петуха. Для работы нам понадобилось:.
Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 5–7 лет
Юлия Турбалива
Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 5–7 лет
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
— Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
— Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать Дымковскими узорами.
— Познакомить с историей Дымковской игрушки.
— Закреплять знания детей о процессе изготовления Дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
— Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные Дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге (формат А 4, «Карточки-образцы с элементами Дымковской росписи» и цветная гуашь.
Вид занятия: Познавательное.
Тип занятия: Художественная деятельность.
Тема занятия: «Дымковская игрушка«.
Способы организации детей на занятии: с группой и индивидуальная работа с детьми. Воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской.
Предварительная работа с детьми: Рассматривание альбома «Декоративно-прикладное искусство. Чтение и заучивание стихотворений о Дымковских игрушках.
Материал: демонстрационный Презентация, Раздаточный материал. Образцы Дымковских игрушек.
Словарь: Народные умельцы, Дымковская роспись, Дымково.
Оборудование: Ноутбук, телевизор, Презентация, раздаточный материал, образцы глиняных Дымковских игрушек, цветные карандаши.
План занятия:
1.1 Краткий обзор о Дымковской игрушке и ее истории. (Теория, презентация «Дымковская игрушка» Слайд 1-7)
2.1 Элементы росписи и образы Дымковской игрушки. (Презентация Слайд 8,9,10,11)
2.2 Физкультминутка «Мы игрушки расписные«
3. Практическая часть.
3.1 Роспись Дымковской игрушки.
Воспитатель раздает набор карточек с элементами Дымковской росписи каждому ребенку.
Трафареты Дымковских игрушек (барыня, олень, козел, лошадка) на выбор детей.
Дети,ориентируясь на экран и раздаточный материал, продумывают и представляют свой орнамент
и расписывают трафарет Дымковской игрушки. Для образца на экран воспитателем выводится (слайд №11).
Фоном звучит тихая русская народная музыка.
Дети расписывают трафареты бумаги А4 с использованием полученных знаний.
4.1 Воспитателем организуется выставка детских работ.
4.2 Анализ детских работ.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нет цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
В ней что-то есть от радости,
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала, до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно,от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?
1. Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Мчится глиняный олень.
2. Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша,
4. Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
(У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.)
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
(Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются).
ответы детей.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Ответы детей.
(Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.)
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети:Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках –(кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы)
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках?
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.
Воспитатель: Наиболее,распространённые сюжеты:
(няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)
Дети смотрят видео на экране, воспитатель параллельно рассказывает. (Слайд №10)
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз, она рождается, ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и прилепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть, двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
(Улыбка друг другу с поворотом)
(Поворот вокруг себя)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
3. Практическая часть. (Можно включить негромкую народную музыку)
Работа по таблице «Цвет и форма» (на экране).
Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты Дымковской игрушки.Для того чтобы начать работу необходимо:
Выбрать рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня, лошадка, олень, козел…
Воспитатель: раздает напечатанные трафареты всей группе. Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Мы будем украшать игрушку узорами.
Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.
Воспитатель: Давайте вспомним еще раз.
– Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках? (Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)
Посмотрите на экран. (слайд11) На экране расположены схемы с элементами Дымковской росписи.
— Дымковскую игрушку расписывают (элементы): кружками, кольцами, полосками, змейками. Обращайте внимание на карточки розданные вам с этими элементами.
А теперь, посмотрите на экран.
– Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
–Обратите внимание на точки:
У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.
Итак,вам предстоит задание: Оформить геометрическим узором.Выполните рисование цветной гуашью орнамента графическим способом: Для подбора цветовой гаммы воспользуйтесь таблицами на экране. Управляя процессом, художественной деятельностью детей воспитатель советует и оказывает помощь индивидуально.
4. Заключительная часть. Анализ детских работ.
(Выставка детских работ)
Воспитатель: Вот что у нас получилось!
– Какие замечательные работы получились у всех!
Мы оформим все работы выставкой и пригласим гостей посмотреть на искусство. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.
«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.
Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.
Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка» Цель: • Продолжать знакомить детей с дымковской росписью; • Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками;.
Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:»Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.
Лэпбук «Дымковская игрушка» Представляю Вашему вниманию лэпбук для второй младшей группы «Дымковская игрушка». Лэпбук стал одним из продуктов среднесрочного проекта.
Лэпбук «Дымковская игрушка» Лэпбук, в переводе с английского «папка на коленях», дает возможность воспитателям дошкольного образования разместить в нем в игры и задания.