Что такое галицкая русь
Галиция: история одного региона
История Украины не обделена противоречиями, которые не смогут объяснить даже самые искушенные идеологи незалежности. То, что Киев, Полтава и Днепропетровск были центрами русской культуры, нам хорошо известно. А вот Львов, Тернополь и Ивано-Франковск ныне считаются рассадниками проукраинских настроений, хотя еще 100 лет назад среди галичан и жителей соседних провинций царили идеи панрусизма и панславизма.
Зарождение и истоки
Издавна Галиция была моноэтничной территорией, где уживались различные этносы. Самые ранние археологические сведения, полученные еще в конце 19 века, свидетельствуют о том, что эту землю населяли белые хорваты. В разное время здесь с войнами проносились войска Моравии, Венгрии, Чехии и Польши. В 981 году нашей эры легендарный древнерусский князь Владимир Святославович захватил Червен и Перемышль и включил их в состав Киевской Руси.
В дальнейшем русские князья ведут борьбу с западными конкурентами с переменным успехом до тех пор, пока в 1254 году князь Даниил Романович не объединяет галицко-волынские земли и основывает галицкий королевский дом. То был период наивысшего расцвета Галиции, ее культурного и политического доминирования в Восточной Европе, сегодня незаслуженно забытый свидомыми историками. Тогда восточные славяне окончательно укрепились в Галиции, преимущественно в восточной ее части, сегодня составляющей области Западной Украины.
Сильное и русское по духу государство тогда не нужно было никому из его соседей. После смерти Даниила Галицкого величие Малой Руси, как тогда называли Галицию, постепенно угасает. В ходе войны за галицко-волынское наследство территория региона делится между Польшей и Литвой. С этого момента начинается отсчет мытарств и угнетения галичан — русского народа, попавшего под власть иноземцев.
В составе Польши и Австро-Венгрии
Итак, мы остановились на том, что исконно русские земли были включены в состав совершенно иных по своему духу государств. Население Галиции, Буковины и Закарпатья оказалось зажато между откровенно русофобскими центрами. В целях самоидентификации и сохранения памяти о своем прошлом жители региона стали называть себя русинами. Многие из них вынужденно приняли католичество и униатство, но остались русскими внутри себя.
Раздел Речи Посполитой, ставшей совершенно нежизнеспособным государственным образованием, дал галичанам надежду на создание своей державы или хотя бы культурное обособление. Возможно, оно так бы и случилось, отойди Зарубежная Русь к Российском Империи. Более того, спустя несколько тяжелых и беспросветных веков галичане воссоединились бы с коренным русским народом, вернулись бы к своим истокам и корням. К сожалению, политическая ситуация в регионе и агрессия Австро-Венгрии вынудили Россию отдать русофильскую Галицию этой агрессивной немецкой империи, где ущемлялись и задавливались силой практически все народы кроме самих немцев. Тут-то и начинается самое интересное.
Во-первых, простые галичане в основной своей массе сохранили православие, хотя оно запрещалось почти всеми оккупационными правительствами. Это дало им надежду на воссоединение с единоверцами из России. По сути, культурное отчуждение 16-18 веков, начатое поляками и продолженное австрийцами, провалилось — Галицкая Русь по-прежнему действовала как альтернатива рабскому существованию под немецкой пятой. Его главной причиной было то, что ни западные славяне, ни германцы, ни венгры или кто-либо еще не могли предложить Галиции другие варианты развития. Идея украинства, за которую позже уцепился Бисмарк и другие европейские деятели, не существовала в принципе. Выбор стоял примерно таким: подвергнуться полонизации или сохранить национальную идентичность и нечто, что тогда не называлось «русскостью», но под ней прямым образом подразумевалось. И галичане сделали свой выбор.
1848 год и ряд буржуазно-демократических революций по всей Европе оказали свое влияние на развитие национальных движений Галиции. Впервые появились «украинцы» — сторонники самостийности создали свою организацию «Главная Руськая рада», просуществовавшую три года и первой провозгласившую, что галичане являются частью большого украинского народа. Неудивительно, что эта «рада» была создана при содействии австрийских властей и ими же была распущена, когда настал необходимый для сего момент. При этом некоторые деятели, принимавшие участие в функционировании Главной Руськой рады, стояли на позициях открытого панрусизма, но не смогли развернуться в надлежащих масштабах из-за массовых репрессий, последовавших со стороны администрации Австро-Венгрии.
Русофилы: русские патриоты в австро-венгерском государстве
В противовес украинизаторству среди прорусской галицкой интеллигенции было основано движение галицких русофилов. Предпосылки для его популяризации возникли в начале 19 века, когда такие представители культурных слоев региона, как Иван Орлай, Юрий Венелин, Михаил Балудянский и другие, переехали в Российскую Империю. Там они проводили активные исследовательские работы по этническому сходству русинов и великороссов и пришли к выводу, что карпатско-русинские говоры — это упрощенное звучание русского наречия, так же созданное на основе церковнославянского языка. В двадцатых годах 19 века жил и творил галицкий культурный и национальный деятель Николай Кмицкиевич, писавший о том, что сходства галицкого и великоросского наречия подразумевают и этническое сходство их носителей в составе единого, но «сильно разветвленного русского народа».
Русофильские симпатии Галиции были скреплены главным фактором: единством народа и интеллигенции. Как простые селяне, так и высшие культурные слои Галиции, которые еще не были полонизированы и украинизированы, стояли на единстве русского народа, и ничто не могло поколебить их решимость и веру. В это время на востоке Австро-Венгрии создаются многочисленные русинские газеты — «Галичанин», «Прикарпатская Русь», «Зоря Галицкая» и многие другие. Примерно 80% от общего тиража печаталось во Львове, ставшем центром противоборства русизма, полонизации и украинства. Последнее практически не пользовалось популярностью: если газеты прорусских галичан обеспечивались их доходом от продажи, то печатные издания проукраинских настроений целиком и полностью зависели от государственных субсидий. В конце пятидесятых создается общество Василия Великого, на повестку дня ставятся вопросы о русском языке и общности русского народа. Также функционирует Галицкий сейм — орган ограниченного автономного управления регионом, некоторую часть депутатов которого представляли этнические галичане.
Вполне логично, что австро-венгерская администрация, руководившая Галицией, не могла не заметить мощный национальный подъем русинов. Ситуация зашла дальше, чем предполагалось. В правящих кругах Австрии было принято решение обезглавить галицкое национальное движение — начались судебные дела против местных русофилов. Всеевропейский резонанс вызвал процесс, инициированный властями Австро-Венгерской империи против Ольги Грабарь — дочери Адольфа Добрянского, лидера русинов Закарпатья. В вину ей вменялось создание и управление панславистской организацией, ставящей своей целью отторжение исконно русских земель от Австрии. В лице прокурора и обвинителя на процессе выступил Кальман Тиса, премьер-министр Венгрии. Впрочем, дело против Грабарь было сфабриковано очень грубо, на что обращали внимание даже английские и французские газеты. Благодаря общественной поддержке дочь и отец были оправданы за неимением доказательств их вины, но Добрянскому запретили селиться в австро-венгерских провинциях, населенных русскими или любыми другими славянами.
С этого момента машина репрессий заработала в полную мощь. Лидеры галицких русофилов не могли быть просто так нейтрализованы, но к ним применялись все возможные меры для их устранения с политической арены. Неоднократно арестовывался Григорий Купчанко, автор важнейших историко-археологических работ о Буковине, Галичине и Угорской Руси. В домах других прорусских деятелей проходили регулярные обыски, им чинили всевозможные препятствия в общественной деятельности, а с начала двадцатого века австрийская полиция взяла за правило внедрение в среду русинских организаций своих агентов-провокаторов, причем эта практика стала очень популярной.
На этом фоне вряд ли выглядело удивительным взращивание австрийскими идеологами доморощенной украинской нации, которая тогда тянула максимум на несколько второстепенных упоминаний в учебнике историй. Планомерно создавались и популяризовались любые сообщества с антирусской позицией. Доходило до того, что они полностью спонсировались австро-венгерским правительством. Обстановка накалялась…
Превратности войны: Галиция на перепутье
Отношение австрийских властей к русофилам и вообще к прорусски настроенным жителям Галиции в двадцатом веке стало невыносимым. Так как столкновение немецкой нации с российской считалось делом ближайших лет, в германоязычной среде упорно зачищались все идеологические оппоненты. Впрочем, это были только цветочки — ягодки пошли с началом конфликта.
Как только началась война, Галиция оказалась напрямую вовлечена в нее. Уже 5 августа 1914 года состоялась Галицийская битва — одно из важнейших сражений на Русском театре военных действий. Здесь русская воинская традиция однозначно побила австрийскую: войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Иванова сокрушили всякое сопротивление и к 20 августа освободили всю Восточную Галицию. Австро-венгерские военные соединения были полностью деморализованы и отныне не приступали к крупным операциям без помощи немецкого командования.
Во Львове и Перемышле русских солдат встречали цветами. Галичане не чаяли, что дождутся того момента, когда воссоединятся со своими братьями. Было создано Галицкое генерал-губернаторство, которое в военных условиях просуществовало примерно год. К сожалению, это продлилось недолго: в ходе массированного германского наступления, начавшегося в 1915 году, российские войска были вынуждены разорвать линию фронта и отступить. Чтобы не допустить мобилизации галичан в немецко-австрийскую армию, генерал Иванов издал приказ о транспортировке в Волынскую губернию всего мужского боеспособного населения в возрасте от 18 до 50 лет. Также многие беженцы из Галиции направлялись в российскую глубинку — по некоторым данным, к августу 1915 года в Российской Империи насчитывалось более 100 тысяч галицийских переселенцев.
Пока функционировала австрийская администрация, вся территория Галиции стала большим концлагерем. Население убивали только за православие и верность своим традициям. Несколько десятков тысяч русофилов было заключено в концлагеря Талергоф и Терезин. За доносы на «москвофилов», как тогда называли русинов, можно было получить от 50 до 500 крон — новоявленные украинцы и поляки таким «заработком» не гнушались, а иногда галичан предавали их же соплеменники, иуды и предатели. Талергоф, кстати, стал первым концлагерем на территории Европы, кровь узников которого никогда не будет смыта с австрийского лица — и это за десятки лет до прихода нацистов ко власти! Становится ясно, что русинов тогда смертельно боялись — специальными указами представителей австро-венгерской власти нейтрализовывались все оппозиционные движения и их отдельные представители.
Но вот отгремела война. Австро-Венгерская империя закончила свое существование, развалившись на несколько суверенных и независимых государств. Большевики просто физически не могли бы дотянуться до Галиции, поскольку их зона влияния поначалу ограничивалась узким кольцом вокруг Москвы. На этом фоне галицкие русофилы решили взять инициативу в свои руки. В конце 1918 года во Львове был создан Русский исполнительный комитет, который стоял на позициях Белого движения и консолидировал русинов вокруг русской армии. Комитет действовал достаточно долго, продолжая свою деятельность даже во время создания Западно-Украинской Народной Республики. А уже к концу ноября Восточная Галиция была вместе с Буковиной захвачена польскими интервентами, которыми руководил небезызвестный всем Пилсудский. В дальнейшем она несколько раз переходила в руки большевиков, а по итогам советско-польской войны была закреплена за Польшей. На этом русский след в истории Галиции теряется.
И все-таки что же заставило жителей Галицкой Руси принять ненавистную им идеологию самостийности, которая зловонной ложью изливалась на их головы десятки лет? Что заставило их отказаться от своих исторических корней, от связи с великим русским народом, предпочтя местечковый национализм? Что заставило их навеки стать рабами Запада и возненавидеть все русское, в то же время живя только за счет России? Сложный вопрос. Возможно, многочисленные тягости века двадцатого, сперва принесшего нищету и разруху русским землям, сыграли свою роль, и галичане стали простыми приспособленцами, образцовыми поляками, затем нацистами, и потом — украинцами, но никак не русскими. Более того, Львов и вся Галиция стали эпицентром украинства, откуда эта язва ныне расходится по всей стране. Бандеровщина, фашизм и предательство всего человеческого — ныне это галицийское достояние, хотя когда-то местные русины были самыми ревностными борцами против «украинизаторов» и их покорных слуг.
Без сомнения, прозрение когда-нибудь придет. Прозреют галичане, поймут, кем они стали и какие идеалы они предали, попытаются вновь стать частицей русского народа не на словах, а на деле. Но… не будет ли поздно? И простит ли их великий русский народ, слишком много натерпевшийся за последние века? Как говорится, поживем-увидим…
ГАЛИЦКАЯ РУСЬ
Галицкое княжество
Попытка владимиро-волынского князя Романа Мстиславича, следуя призыву одной из группировок галицкого боярства, уже в 1188 году, через год после смерти Ярослава, сместить Владимира Ярославича и занять галицкий стол не удалась, так как бежавший в Венгрию Владимир навел на Галич венгерского короля Белу III. Король, заняв Галич, Владимиру его, однако, не вернул, а посадил на галицком столе своего сына Андраша, который также пользовался поддержкой какой-то части галицких бояр. Другая часть боярства призвала на стол князя Ростислава Иоанновича (сына Иоанна Берладника), пребывавшего на службе у смоленского князя Давыда Ростиславича. Но Ростислав потерпел поражение от венгров, был ими схвачен и отравлен. В 1189 году Владимир бежал из заключения в Венгрии и при поддержке германского императора Фридриха I Барбароссы, с военной помощью краковского князя Казимира II вернул себе Галич, в котором удерживался до конца жизни, до 1198-1199 годов, благодаря решительной поддержке владимиро-суздальского князя Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, своего дяди по матери, и союзу с киевским князем Рюриком Ростиславичем.
Галицко-Волынское княжество
Формально поддерживая Романовичей, краковский князь Лешек II и венгерский король Андраш II преследовали, однако, в Галицкой Руси собственные политические цели. Последний сразу же, не позднее января 1206 года, включил в свой титул звание «король Галиции» (латинское rex Galiciae). Попытки Игоревичей с помощью репрессий избавиться от контроля со стороны галицкого боярства побудили бояр просить у венгерского короля вернуть на галицкий стол пребывавшего в Венгрии отрока Даниила. В 1211 году венгерские войска овладели Перемышлем, Звенигородом и Галичем, но и Даниил с его волынским окружением оказался вскоре неугоден боярской верхушке Галича. Смута имела следствием невиданную прежде на Руси скандальную узурпацию княжеской власти одним из боярских лидеров (Володиславом Кормиличичем).
Политический хаос привел к прямой венгерско-польской агрессии с целью аннексии и расчленения Галицкого княжества, в столице которого должен был сесть сын венгерского короля Кальман (Коломан), а Перемышльская волость должна была отойти Кракову. В 1214 году этот договор был скреплен браком Кальмана с дочерью Лешка II Саломеей. В 1215 году союзники вошли в Галич, где с санкции папы Иннокентия III Эстергомский архиепископ (примас Венгерской Церкви) в присутствии польских архиереев короновал Кальмана «галицким королем». Поддержка папы была куплена ценой униатарных обязательств новоявленного «галицкого короля». Это натолкнулось на резкое неприятие православного духовенства и народа (смотрите подробнее в статье Галицкая епархия), кроме того, вследствии отказа венгров уступить полякам Перемышль разрушился венгерско-польский союз. В результате Даниил при поддержке Лешка II в 1216 году вокняжился во Владимире-Волынском, а Кальман в 1219 году был выбит из Галича благоверным князем Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удатным.
Таким образом, Галицко-Волынское княжество стало последним в ряду крупных земель-княжений, сложившихся на территории ранее единого Древнерусского государства. Княжество охватывало земли от Северо-Восточных Карпат (Перемышльская волость) на западе до Погорины (область по течению реки Горыни) на востоке (за исключением Дубровицкой волости в низовьях Горыни) и от Берестейской волости по среднему течению Западного Буга на севере до Среднего Поднестровья на юге, причем политическое и экономическое влияние Галицко-Волынского княжества к западу от Днестра распространялось на неопределенное расстояние вплоть до Черноморского побережья и устья Дуная. На территории княжества существовало 5 епископских кафедр: во Владимире-Волынском (основана в последней четверти XI века, возможно в конце X века, смотрите Владимиро-Волынская епархия), в Галиче, в Угровске (основана в 30-х годах XIII века, до 1238 года, или около 1219-1220 годов, около 1240 года переведена в Холм, смотрите Холмская и Люблинская епархия), в Перемышле (основана или возобновлена около 1219-1220 годов или около 1117-1128 годов, смотрите Перемышльская епархия), в Луцке (основана ранее 1288 года, вероятно в 20-30-х годах XIII века, смотрите Луцкая и Волынская епархия). Летопись особо отмечает участие князя Даниила в строении и украшении храмов в Холме, где попечением правителя был воздвигнут и богато украшен собор во имя апостола Иоанна Богослова.
Вместе с тем галицко-волынский летописец упорно придерживается титула «король» применительно к Даниилу Романовичу. Вероятно, коронация имела смысл для Даниила не только как уступка папской дипломатии, но и как инструмент в собственной политике по отношению к Ордену и Литве, прежде всего по отношению к Венгрии. Ведь Бела IV продолжал сохранять в своем титуле звание «король Галиции», очевидно считая Даниила своим вассалом еще с 1235 года, когда тот, присутствуя при восшествии Белы на престол, участвовал в церемонии, ведя под уздцы королевского коня, то есть признав сюзеренитет венгерского короля. И даже безуспешное участие Даниила в 1248-1253 годах в борьбе за австрийское наследство, когда в 1248-1253 годах он пытался сделать австрийским герцогом своего сына Романа (с 1252 года Роман был женат на Гертруде, племяннице Фридриха II Воинственного, последнего австрийского герцога из рода Бабенбергов), следует скорее рассматривать в русле венгерской политики. Равенство в титуле могло теперь служить формальной гарантией суверенитета Даниила Галицкого. Ордену пришлось уступить Даниилу и мазовецкому князю Семовиту треть всех завоеваний в Ятвягии (1254 год).
Тогда же Галицко-Волынское княжество сумело извлечь выгоды и из начавшейся литовской экспансии в сторону В. Понеманья: захваченное Миндовгом Городенское княжество с городами Городно (современное Гродно), Слоним и Волковыйск в качестве вассала Миндовга около 1254 года получил вернувшийся из Австрии князь Роман Данилович. По сообщению галицко-волынского летописца, в 1254 году Роману Даниловичу передал свое княжество с центром в Новгородке (современный Новогрудок Гродненской области) Войшелк, сын Миндовга, принявший монашество. В 1265-1266 годы младший сын Даниила Шварн вместе со своим дядей Васильком участвовал в борьбе за литовский великокняжеский стол на стороне Войшелка. Став великим князем, Войшелк сделал Шварна своим соправителем, а Василька назвал «отцом» и «господином», то есть сюзереном. Однако наметившаяся было династическая перспектива создания объединенного Галицко-Волынско-Литовского княжества пресеклась около 1269 года в связи со смертью Шварна Даниловича.
Панегирический летописный образ Владимира Васильковича, который как «книжник велик и философ» предавался богоугодным делам, в частности строительству и украшению храмов, резко контрастирует с лихорадочной политической активностью Льва Даниловича, в этом отношении живо напоминающего отца. Вместе с тем в отличие от политики Даниила Романовича интересы его преемника сосредоточены практически исключительно на западе. Об этом свидетельствует приблизительный список его предприятий: союз с венгерским королем Иштваном (Стефаном) V против чешского короля Пржемысла II Отокара (1271 год), безуспешная попытка стать кандидатом на краковско-сандомирский стол в Польше (1279-1280 годы), а затем поддержка чешского короля Вацлава II в его борьбе за Краков (1289, 1299 годы), поход в Силезию (1289 год), участие в военных акциях ордынцев (в 1277 году против Литвы, в 1285 году против Венгрии, в 1287 году против Польши), которых он привлекал и к собственным походам (в 1275 году на Литву, в 1280-1281 годы на Польшу). В качестве результата можно назвать разве что временное овладение им Люблинской землей (1293-1302 годы).
Сохранились грамоты князя Андрея Юрьевича 1320 года торуньским и краковским купцам. Подтверждая права, которыми купцы пользовались при Юрии Львовиче, князь делал это с согласия своих бояр и обещал не нарушать взятых обязательств от имени своего и бояр. Это свидетельствует о силе и влиянии, которым пользовалось галицко-волынское боярство в начале XIV века. К князьям Андрею и Льву Юрьевичам, как предполагают, относится обращение папы Иоанна XXII 3 февраля 1317 года (сохранились в копии, где оставлено место, чтобы позднее вписать имена) с предложением подчиниться Римской Церкви. Не позднее начала декабря 1323 года оба князя неожиданно скончались, об этом сообщил их дядя король Владислав Локетек папе. Исследователи полагают, что Андрей и Лев Юрьевичи, возможно, погибли в войне с литовцами. Очевидно, тогда Галицко-Волынское княжество утратило Берестейскую землю.
Как претендент на княжеский трон выступил князь Болеслав (смотрите Юрий II (Болеслав)), сын мазовецкого князя Тройдена и Марии, родной сестры Андрея и Льва Юрьевичей. Ему оказал поддержку Владислав Локетек, который, получив военную помощь у венгерского короля, в конце 1323 года предпринял поход, чтобы утвердить Болеслава на княжеском столе. Князь Юрий (Болеслав) поддерживал дружественные отношения также с Литовским великим княжеством. В 1331 году, по свидетельству Длугоша, он женился на дочери великого князя Гедимина, принявшей в Крещении имя Евфимия. На волынскую часть княжества претендовал Димитрий (Любарт) Гедиминович, зять Андрея Юрьевича (уже 8 декабря 1323 года Димитрий (Любарт) выдал жалованную грамоту епископской кафедре в Луцке, в которой именовал себя князем луцким и владимирским; обоснование датировки смотрите: Турилов А. А. Жалованная грамота Любарта Гедеминовича Луцкой кафедре и ситуация на Волыни после гибели галицко-волынских Рюриковичей // Вост. Европа в древности и средневековье: Пробл. источниковедения: XVII чт. памяти В. Т. Пашуто. IV чт. памяти А. А. Зимина: Тез. докл. М., 2005. Ч. 2. С. 266-268). Однако вскоре он, очевидно, признал верховенство Юрия (Болеслава), сохранив за собой Луцк.
В правление Казимира III католичество на галицких землях приобрело статус привилегированной религии (лишь оно признавалось христианством, Православие именовалось «ересью» и «схизмой»), католики получили посты в местной администрации и пожалования из бывших княжеских владений. В наиболее крупных городах были созданы самоуправляющиеся общины из немецких и польских колонистов-католиков. В середине XIV века возник проект создания на галицко-волынских землях католической митрополии, включающей 7 кафедр. Проект не осуществился, однако возникли католические епикопства в Перемышле (не позднее 1351 года), во Владимире-Волынском (1358 год), в Холме и во Львове (1359 год), в 1367 году упоминается Галицкий католический епископ. Польские власти поддерживали деятельность францисканского и доминиканского орденов в Галицкой Руси.
Когда после смерти Казимира его наследником стал польский и венгерский король Людовик, сначала передавший Галицкую Русь в управление одному из силезских князей, Владиславу Опольскому (1370-1379 годы), а затем подчинивший ее непосредственно венгерским органам власти, возросло внимание Ватикана к межконфессиональным отношениям на этой территории. Исходя из того, что в одном диоцезе не могут сосуществовать епископы разных конфессий, папа в 1372 году предложил удалить «схизматических» епископов в Галицкой Руси с их кафедр. В 1375 году папской буллой для этой земли была учреждена митрополия с центром в Галиче (с 1412 года во Львове), в состав которой были включены ранее созданные епископства в Перемышле, во Владимире и в Холме. Вскоре после выдачи буллы Владислав Опольский наделил католическую митрополичью кафедру во Львове обширными земельными владениями и десятиной от городских пошлин. В 1384 году кафедра получила значительные земельные дарения от венгерской королевы Марии. К 1385 году в центре католического диоцеза был построен кафедральный собор.
Деятельность православной Церкви в Галицкой Руси начиная с конца XIV века подвергалась многочисленным ограничениям, сохранявшим силу до конца XV века: ограничивалась свобода богослужения (были запрещены крестные ходы, православные священники не имели права посещать больных со Святыми Дарами и провожать умерших в церковных облачениях и со свечами, в некоторых местах не разрешался колокольный звон), действовал запрет на строительство православных храмов, православные мещане не допускались в состав городских магистратов, не принимались в цехи, в судебных спорах с католиками не могли выступать ни в качестве одной из сторон, ни в качестве свидетелей. Однако современные исследования показывают, что, несмотря на это, распространение католицизма на восточнославянских землях в составе Польши, как и в Великом княжестве Литовском, было незначительным. Прирост католического населения осуществлялся в основном за счет немецких и польских колонистов-горожан. В 1-й половине XVI века в силу ряда внешне- и внутриполитических причин польские власти частично отменили или ослабили ограничения в отношении православных. В некоторых городах на галицких землях православные мещане получили доступ в магистраты, приобрели возможность участвовать в судебных спорах, православные священники могли посещать больных в облачении, но без свечей. В 1539 году в Галицкой Руси было восстановлено православное епископство, центром которого стал Львов (смотрите Львовская и Галицкая епархия).
Галицкая Русь в составе Австрии (1772-1918 годы)
По 1-му разделу Польши в 1772 году основная часть Галицкой Руси вошла в Австрийскую империю как часть Королевства Галиции и Лодомерии (территория Королевства со столицей во Львове включала помимо Галицкой Руси с преимущественно восточнославянским населением Западную Галицию, населенную в основном поляками, и Буковину, населенную восточными славянами); холмские земли оказались в составе Российской империи. В 1809 году, после поражения Австрии в войне с Францией, Тернопольский округ был передан России, в 1815 году решением Венского конгресса были восстановлены прежние границы. Переход под власть Австрии способствовал экономическому оживлению края, но ключевые национальные и религиозные вопросы не были решены, в галицких землях сохранилась польская администрация, всемерно стремившаяся к ополячиванию и окатоличиванию местного населения.
Реформы императора Иосифа II 1781-1784 годов утвердили в империи принцип веротерпимости, Православие было официально признано в ряде земель, но не в Галиции. В 1786 году в Галиции открылась Генеральная консистория «русского» обряда. Во время массовой ликвидации католических монастырей в 1785 году был упразднен и разрушен также православный Манявский скит; последний его игумен Исаак (Протасевич) и 59 монахов отказались принять унию и перешли в монастыри Сучевица и Драгомирна в Южной Буковине, а также в Киево-Печерскую лавру. Небольшой православной общине, состоявшей из греков, румын и славян, было разрешено на свои средства устроить во Львове домовую церковь «без права публичности» (1-е богослужение состоялось в 1787 году). Церковь размещалась в разное время в частных домах, в 1896-1901 годах на купленном в 1856 году земельном участке была построена каменная православная церковь во имя великомученика Георгия.
В конце XVIII века на галицких землях существовали католическое Львовское архиепископство, Перемышльское и Тарновское епископства, а также Львовская и Перемышльская униатарные епископские кафедры. В 1808 году на территории Галиции была учреждена униатарная Галицкая митрополия (ее возглавил Антон Ангелович), в 1885 году создана униатарная Станиславская (Станиславовская) кафедра (современная Ивано-Франковская). В конце XIX века в Галиции действовало более 3 тысяч униатарных приходов, около 20 базилианских монастырей.
Кризис Австрийской империи в результате поражения в войне с Францией и Сардинским королевством в 1859 году заставил правительство пойти на реформы, оживившие общественную жизнь, в том числе в Галиции. В 1861 году был создан Галицкий краевой сейм (как представительство Королевства Галиции и Лодомерии), но большинство населения Галиции не получило избирательных прав. С 1861 года под редакцией Дедицкого выходила независимая политическая газета «Слово» на языке галицких русинов. Наумович инициировал широкое движение в униатарных приходах по возвращению в богослужение православного обряда (в него систематически вводились католические элементы). Львовский митрполит Г. Яхимович не мешал движению, но под давлением Рима вынужден был призвать униатов подождать до решения Собора, который он обещал вскоре созвать. Однако 29 апреля 1863 года он неожиданно умер, после чего «обрядовому движению» был положен конец.
8 февраля 1867 года образовалась Австро-Венгерская монархия, в которой венгры имели права автономии, надежды славянских народов на аналогичные права потерпели крах. В конце 60-х годов произошел раскол национального движения в Галиции на «русскую» и «украинскую» партии; последняя (во многом отвечая на русификаторскую политику российских властей в Восточной Украине) пропагандировала идею единой Украины. Возникли культурно-просветительские организации украинского направления («Просвiта», основана в 1868 году; «Наукове товариство iменi Т. Г. Шевченка», возникло после реорганизации общества имени Т.Г. Шевченко, основанного в 1873 году). Русские направления придерживалось общество имени М. Качковского (основано в 1874 году). В начале XX века одним из лидеров русского движения являлся О.А. Мончаловский, украинскую партию возглавлял М.С. Грушевский, оба деятеля входили в приходской совет львовской правосл. церкоь во имя великомученика Георгия.
На фоне ухудшавшихся взаимоотношений России и Австро-Венгрии австрийские правящие круги делали ставку на украинское движение в Галиции, подавляя в нем лишь крайние социалистические тенденции. «Москвофилы» постоянно встречали враждебное отношение австрийской администрации. В 1867 году Головацкий принял участие в этнографической выставке и славянском съезде в Москве, после чего был изгнан из Львовского университета и в 1868 году уехал в Россию. В 1882 году был начат судебный процесс против Наумовича, А.И. Добрянского-Сачурова, В.М. Площанского, О.А. Грабар и др., которых обвиняли в панславизме и государственной измене. Поводом для суда над ними было их участие в попытке жителей села Гнилички перейти в Православие (что не было запрещено законом). Обвинение провалилось, но за «нарушение публичного спокойствия» подсудимые были приговорены к нескольким месяцам тюрьмы. Наумович, кроме того, был лишен прихода, а затем отлучен от католической Церкви. Добрянский-Сачуров был выслан под административный надзор в Тироль, его дочь Грабар с семьей эмигрировала в Россию.
В конце XIX века в униатарной Церкви в Галиции произошли изменения. В 1882 году василианские монастыри (смотрите Василиане) были переданы под власть иезуитов. Против этой меры выступил униатарный Львовский митрополит Иосиф Сембратович, вскоре смещенный с кафедры. Его сменил Сильвестр Сембратович, поддержавший проукраинскую политику австрийской администрации. В 1893 году была закрыта галицко-русская униатарная ДС в Вене, под угрозой закрытия оказалась ДС во Львове, вместо которой предполагалось открыть несколько епархиальных ДС с пониженным образовательным цензом. В 1901-1944 годах главой униатарной Церкви в Галиции являлся принадлежавший к «украинской партии» Андрей Шептицкий. Он много внимания уделял очищению униатарного богослужения от латинских элементов и укреплению униатарной церковной жизни.
С конца XIX века имели место случаи возвращения галичан из унии в Православие. Этот процесс был разрешен австрийскими законами, хотя на практике против принимавших Православие применялись репрессии. В 1912 году состоялся процесс по обвинению в государственной измене и шпионаже православных галицких священников Игнатия Гудимы и священомученика Максима Сандовича и галицко-русских интеллигентов С.Ю. Бендасюка и В.А. Колдры. Подсудимые были оправданы. Тяжелое положение русинов вынуждало их к эмиграции в США, Канаду и другие страны, многие из них обратились там в Православие.
Начало первой мировой войны ознаменовалось в Галиции разгулом террора по отношению к восточнославянскому населению, которое власти обвиняли в симпатиях к России. Начиная с сентября 1914 года предположительно около 20 тысяч людей были отправлены в концлагерь Талергоф в Штирии, где значительная часть заключенных погибла от голода, болезней и побоев. 6 сентября 1914 года был расстрелян священик М. Сандович (канонизирован Польской автокефальной Православной Церковью). После смерти императора Франца Иосифа его наследник Карл I в 1917 году ликвидировал лагерь.
В ходе войны Галицию дважды занимали российские войска. В 1914-1915 годах, во время российской оккупации, галицкие приходы окормлял Волынский архиепископ Евлогий (Георгиевский), по настоянию Святейшего Синода стремившийся к скорейшему возвращению униатов в Православие. В 1916-1917 годах Галиция была вновь занята российскими войсками, церковными делами здесь ведал Георгий Шавельский, предпочитавший идти навстречу духовным нуждам униатов и не подталкивавший их к присоединению к Православию.
Галицкие земли в 1918-2005 годах
В 1918 году Австро-Венгерская империя распалась. В 1918-1919 годах на территории Галиции существовала Западноукраинская народная республика, до 1923 года регион был ареной польско-украинских боев. Согласно советско-польскому Рижскому мирному договору 1921 года, Галиция и Западная Белоруссия отошли к Польше, которая обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам все права, обеспечивавшие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов. Окончательно Галиция вошла в состав Польши в 1923 году, сразу же началась ее активная полонизация, особенно на Лемковщине (в школы направлялись учителя-поляки, порой даже не знавшие местного языка, который изгонялся из государственных учреждений и общественной жизни; при приеме на работу от чиновника требовалась декларация о переходе в католицизм и т. д.).
Сложно складывалась религиозная жизнь края. Униатарный Перемышльский епископ Иосафат Коцыловский при поддержке митрополита Шептицкого развернул в 20-х годах широкую украинизаторскую кампанию. Одним из результатов этой деятельности стал массовый переход в 1926-1927 годах в Православие лемковских сел, вошедших в Польскую автокефальную Православную Церковь. При переходе общины в Православие она теряла храм, между православными и униатами происходили столкновения. Польск. власти ничего не делали для предотвращения беспорядков, зачастую государственные чиновники натравливали общины друг на друга, действуя в русле привычной политики «напустить русина на русина». Церковная вражда утихла на Лемковщине лишь после того, как Рим изъял лемковские униатарные приходы из-под власти Коцыловского и создал на этих землях Апостольскую администратуру, подчиненную непосредственно Риму. Переход униатов в Православие происходил также в Восточной Галиции.
В 20-30-х годах в Галиции продолжали работу просветительские организации как украинских («Просвiта», «Наукове товариство iменi Т. Г. Шевченка» и др.), так и русских (Ставропигийский институт, «Галицко-русская матица» и др.) направлений. Движение «русских галичан», обескровленное репрессиями и потерявшее связь с Россией, носило в основном просветительский характер, его лидером с 20-х годов являлся В.Р. Ваврик. Украинское движение, в котором с 20-х годов играла значительную роль «Организация украинских националистов» (ОУН), приобрело экстремистский характер.
В сентябре 1939 года, после начала второй мировой войны, Польское государство перестало существовать. Граница между Германией и СССР прошла по Лемковщине, Перемышль (Пшемысль) оказался на советской территории. В сентябре 1939 года «русские» галичане приветствовали установление советской власти в большей части Галиции; сторонники ОУН перед приходом Красной Армии бежали на территорию, отошедшую фашистской Германии, где нашли доброжелательный прием. Галиция вошла в СССР как часть Украинской Советской Социалистической Республики (УССР) (Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области). 30 марта 1941 года на территории советской Галиции была восстановлена православная Львовская и Тернопольская кафедра.
На Западной Украине были упразднены католические монастыри, семинарии, издательства. Однако ни епархиально-приходская структура униатарной Церкви, ни ее клир не были затронуты новым режимом, на территории Львовской митрополичьей епархии продолжали действовать 1267 греко-католических прихода, существовавших здесь до 1939 года. После объединения украинских земель в составе СССР глава униатарной Церкви митрополит Шептицкий вынашивал планы прозелитической деятельности на всей территории страны, для чего в октябре 1939 года учредил 4 униатарные структуры: экзархат Великой Украины, экзархат Великой России и Сибири, экзархат Волыни, Полесья, а также занятых советскими войсками районов Холмщины и Подляшья, экзархат Белоруссии. Ватикан не сразу, но утвердил эту структуру униатской Церкви.
Исторические источники:
Наумович И.Г. Апелляция к папе Льву XIII: Пер. с лат. СПб., 1883;
Талергофский альм.: Пропамятная кн. австр. жестокостей, изуверств и насилий над карпато-рус. народом во время всемирной войны 1914-1917 гг. Львов, 1924-1932. 4 вып.;
Талергофский альм.: Военные преступления Габсбургской монархии 1914-1917 гг. / Ред. П.С. Гардый. Trumbull (Conn.), 1964. Кн. 1: Галицкая Голгофа;
Галицько-Волинський лiтопис: Дослiдж., текст, комент. / За ред. М.Ф. Котляра. К., 2002;
Codex diplomaticus Hungariae ecclesiasticus ac civilis / Ed. G. Fejer. Budae, 1829. T. 3. P. 1, 2;
Codex diplomaticus Arpadianus contianuatus / Ed. G. Wenzel. Pest, 1860-1861. T. 1, 2;
Documenta pontificum Romanorum historiam Ukrainae illustrantia / Ed. A. G. Welykyj. R., 1953. Vol. 1: (1075-1700). N 3-42;
The Texts and Versions of John de Plano Carpini and William Rubruquis / Ed.C.R. Beazley. L., 1903;
Плано Карпини Дж. дель. История монгалов // Джованни дель Плано Карпини. История монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Вост. страны. Книга Марко Поло / Вступ. ст., коммент. М.Б. Горнунга. М., 1997;
Magistri Vincentii Chronica Polonorum / Ed. M. Plezia. Kraków, 1994. (MPH. NS; T. 11);
Щавелева Н.И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша (книги I-VI): Текст, пер., коммент. / Под ред. и с доп. А.В. Назаренко. М., 2004. (ДИИВЕ);
Ист.: АЮЗР. Т. 10. Ч. 1: Акты, относящиеся к истории Галицко-руской православной Церкви (1423-1714). К., 1904.
Дополнительная литература:
Ваврик В.Р. Кр. очерк галицко-рус. письменности. Лувен (Бельгия), 1973;
iсаєвич Я.Д. Братства та ïх роль в розвитку укр. культури XVI-XVIII ст. К., 1966;
Ваврик В.Р. Терезин и Талергоф. М., 2001;
Magocsi P.R. Galicia: a Нist. Survey and Bibliogr. Guide. Toronto, 1983;
Добош О., прот. Унiя на Украïнi, вiк XX. Кам’янець-Подiльский, 1996;
Петрушко В.И. Автокефалистские расколы на Украине в 1989-1997 гг. М., 1998;
Бахтурина А.Ю. Политика Российской империи в Вост. Галиции в годы первой мировой войны. М., 2000;
Пашаева Н.М. Очерки истории рус. движения в Галичине, XIX-XX вв. М., 2001;
Пашаева Н.М. Немного об унии в Галичине: Глазами светского историка. М., 2003;
Щёголев С.Н. История «украинского» сепаратизма. М., 2004п;
Дашкевич Н.П. Княжение Даниила Галицкого по рус. и иностр. известиям. К., 1873;
Дашкевич Н.П. Переговоры пап с Даниилом Галицким об унии Ю.-З. Руси с католичеством // Унив. изв. 1884. № 4. С. 136-181;
Андрияшев А.М. Очерк истории Волынской земли до кон. XIV ст. К., 1887;
Иванов П.А. Ист. судьбы Волынской земли с древнейших времен до кон. XIV ст. Од., 1895;
Грушевський М. Хронольогiя подiй Галицько-Волинськоï лiтописи // ЗНТШ. 1901. Т. 41. С. 1-72;
Грушевський М. Еще раз о грамотах кн. Льва Галицкого // ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 4. С. 268-283;
Грушевський М. Iсторiя Украïни-Руси. Львiв, 19052;
Линниченко И.А. Грамоты галицкого кн. Льва и значение подложных док-тов как ист. источника // ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 1. С. 80-102;
Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950;
Пашуто В.Т. Образование Литов. гос-ва. М., 1959;
Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос-ва. М., 1951. С. 127-144;
Крип’якевич I.П. Джерела з iсторiï Галичини перiоду феодалiзму до 1772 р. К., 1962;
Ждан М.Б. До питання про залежнiсть Галицько-Волинськоï Русi от Золотоï Орди // Укр. iст. журн. 1967. № 1/2. С. 23-30;
Włodarski B. Polska i Ruś, 1194-1340. Warsz., 1967;
Исаевич Я.Д. Культура Галицко-Волынской Руси // ВИ. 1973. № 1. C. 92-107;
Stökl G. Das Fürstentum Galizien-Wolhynien // Handbuch d. Geschichte Russlands. Stuttg., 1981. Bd. 1. S. 484-533;
Котляр Н.Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси IX-XIII вв. К., 1985;
Котляр Н.Ф. Галицко-Волынская летопись: (Источники, структура, жанровые и идейные особенности) // ДГВЕ, 1995 г. М., 1997. С. 80-166;
Котляр Н.Ф. Данило Галицький. К., 20012;
Майоров А.В. Галицко-Волынская Русь. СПб., 2001;
Грушевський М., Левицький О. Розвiдки про церковнi вiдносини на Украïнi-Русi, XVI-XVIII вв. Львiв, 1900;
Грушевський М.С. Iсторiя Украïни-Русi. Львiв, 1905. Т. 3 (до рокi 1340);
Т. 5: Суспiльно-полiт. i церк. устрiй i вiдносими в укр.-рус. землях XIV-XVII вв. Львiв, 1905;
Болеслав-Юрий II, князь всей Малой Руси: Сб. мат-лов и исслед. СПб., 1907 [Библиогр.];
Пашуто В. Т. Образование Литов. гос-ва. М., 1959;
Abraham W. Powstanie organizacji Kościoła łacińskiego na Rusi. Lwów, 1904. T. 1; Włodarski B. Polska i Ruś, 1194-1340. Warsz., 1966;
Крижанiвський О.П., Плохiй С.М. Iсторiя Церкви та релiгiйноï думки в Украïни. К., 1994. Кн. 3. С. 115-119;
Флоря Б.Н. Православный мир Вост. Европы перед ист. выбором: (XIV-XV вв.). В печати.