Что такое генетическая психология

Генетическая психология

Что такое генетическая психология. Смотреть фото Что такое генетическая психология. Смотреть картинку Что такое генетическая психология. Картинка про Что такое генетическая психология. Фото Что такое генетическая психология

Как развивается интеллект и дан ли он нам априори? Каким образом человек приобретает знания – он их конструирует или они перенимаются в готовом виде?

На эти и схожие вопросы дает ответ та область знания, которую называют генетической психологией. Ее создателем является швейцарский психолог и философ Жан Пиаже (1896-1980), чьи открытия и идеи о когнитивном развитии мы уже освещали. На этот раз мы хотим познакомить вас с понятием генетической психологии и раскрыть ее суть и основные достижения.

Для начала стоит прояснить сам термин. Слово «генетическая» может быть немного сбивающим с толку, потому что не относится к вопросам наследственности или генома человека.

Что же такое генетическая психология

До того, как термин «генетический» стал употребляться в своем современном узкобиологическом значении, он использовался в психологии для обозначения индивидуального развития. И, соответственно, генетическая психология изучает индивидуальное развитие интеллекта, его происхождение, механизмы усложнения, наряду с тем, как формируются важные понятия.

Самого Жана Пиаже интересовали вопросы качественного развития знания, его происхождение и восприятие, к примеру, воздействует ли объективный мир на ум человека или же человек конструирует знание субъективно. Т.е., в центре внимания ученого были эпистемологические вопросы и соображения.

Эпистемология – это теория знания, дисциплина, исследующая научное знание, его строение, структуры, функционирование и развитие. Сам Пиаже считал себя эпистемологом и основал Международный центр по генетической эпистемологии в Женеве, который и возглавлял. Так как генетическая психология Пиаже по сути подготовляет базу для генетической эпистемологии, разграничить эти две дисциплины не всегда просто.

Интересно то, что в англоязычной научной литературе рассматриваемую нами область знаний называют genetic epistemology (также может встречаться термин developmental theory of knowledge). А термин «генетическая психология» (genetic psychology) употребляется для обозначения науки о том, как гены влияют на психологию и личность индивида. Обычно последняя занимается исследованием взаимосвязи генов и поведения людей на основании исследований близнецов и усыновленных людей.

Разобравшись с понятием генетической психологии, давайте перейдем к интеллекту и процессу его формирования.

Интеллект и его развитие

В своих исследованиях и научной работе Пиаже исходил из того, что считал интеллектуальное развитие человека продолжением биологического процесса адаптации. А сам интеллект в этой парадигме является своеобразной формой психологической адаптации, позволяющей эффективно подстраиваться под обстоятельства жизни.

Внешняя среда постоянно изменяется, и индивид стремится к установлению и поддержанию равновесия с ней. И этот процесс адаптации на когнитивно-психическом уровне осуществляется посредством схем действия и процессов ассимиляции и аккомодации:

Такое вот постоянное взаимодействие с внешним миром, поддержание равновесия с ним через эти два когнитивных механизма и составляет процесс развития мышления у маленьких детей. Сама потребность установить баланс между собой и окружающей средой и является движущей силой интеллектуального развития.

Итак, мы видим, что в данной системе интеллект не является врожденной данностью, однако человеческим существам свойственно стремление развиваться и способность к интеллектуальной деятельности и развитию. Это позволяет человеческим существам мыслить и приводит к совершенствованию интеллекта и знания. Необходимым условием для этого является активность – именно производя действия с объектами внешнего мира, ребенок применяет свой интеллект. Совершая действия и взаимодействуя со средой, субъект приобретает систему знаний, формирует понятия, схемы действия, умственные конструкции, а его когнитивные, умственные способности и мышление развиваются.

Понятие взаимодействия – один из важнейших элементов теории Пиаже. Исследователь показывает, что на всех этапах развития интеллекта и познания эти процессы тесно связаны с действиями субъекта и взаимодействиями. Они и являются источниками знаниями, но если действия направлены вовне, то внутри себя субъект конструирует схемы и понятия, которые и отражают внешние открытия и уроки. Т.е. основополагающие категории и понятия знания не даны нам априори, а усваиваются человеком в виде создаваемых их умственных структур. Структуры охватывают широкий спектр человеческого знания, которое в виде их интернализуется, а интеллект, в свою очередь, тоже представляет собой особый вид структуры.

Чтобы лучше понимать то, как протекает процесс совершенствования умственной деятельности у детей, полезно будет вспомнить стадии когнитивного развития, которые мы подробно разбирали в другой статье о Пиаже. В русскоязычной литературе принято выделять три фазы развития интеллекта, совпадающие с начальными тремя стадиями когнитивного процесса формирования. По их названиям можно обозначить и три вида интеллекта, которые присущи детям в ходе их роста.

Остановимся на них поподробнее.

Этапы развития интеллекта

Первой стадией развития является так называемая сенсомоторная стадия. Она называется так потому, что на этом этапе малыши осваивают свои моторные – двигательные – реакции, и их восприятие тесно связано с органами чувств. В этой стадии выделяют шесть подстадий, охватывающих период от рождения до года.

Сенсомоторная стадия

В начале жизни ребенок еще не отделяет себя от мира, не воспринимает себя как субъекта. Но взаимодействуя с игрушками, предметами вокруг, он осознает свою отдельность от внешнего мира, а также то, что некоторые его действия могут оказывать воздействие на объекты реальности. Так, если тронуть неваляшку, она будет издавать звуки, а если разжать пальцы, то предмет выпадет из рук. Таким образом, малыш активно осваивает мир, формируя различные схемы действия и понятия, опираясь на механизмы ассимиляции и аккомодации.

Важным достижением этой стадии является усвоение принципа постоянства – объект продолжает существовать, даже если становится недоступен органам чувств (невиден или спрятан). Вдобавок ребенок приобретает реакцию предвосхищения – он становится способен предугадать место появления движущегося объекта, но спрятанного под одеялом, например.

Также значительно то, что постепенно ребенок переходит от чисто рефлекторной деятельности к поведению, которому свойственны любознательность и экспериментация. Так, малыш начинает не просто активно исследовать окружающий мир, но пробовать разные варианты взаимодействия с объектами и получения желаемого, сильно расширяя свой арсенал схем и знаний. Действуя методом проб и ошибок, экспериментируя и перебирая различные возможные варианты действия, например, того, как достать игрушку с верхней полки, ребенок развивает свои мыслительные процессы.

К концу сенсомоторного периода дети становятся способны решать простые задачи с опорой на конкретную сенсорную информацию. Постепенно здесь совершается и переход от конкретно-чувственного мышления к символическому, которое свойственно следующей стадии развития интеллекта – дооперациональной.

Дооперациональная стадия

На дооперациональной стадии мы видим, что ребенок освоил речь и может мыслить образно – представлять, притворяться, использовать слова или объекты как символ, репрезентацию других предметов или понятий. Однако логического мышления у ребенка на этом этапе еще нет, он не овладел навыком манипулирования информацией и выполнения с ней мыслительных операций. Поэтому эту стадию также иногда называют допонятийной.

Операциональная стадия

На третьем этапе развития, приблизительно годам к семи, мыслительный аппарат ребенка уже довольно развит, так что он уже может совершать простые логические операции. Тем не менее, чтобы оперировать логикой и проводить мыслительные действия, дети нуждаются в физическом взаимодействии с объектами, т.е., пока не могут осмыслять абстрактные идеи и ситуации. Потому эта стадия получила название конкретно-операциональной, и она охватывает период примерно с 7 до 12 лет. Эту стадию часто объединяют со следующей (особенно в русскоязычной традиции) и называют операциональной. Однако Пиаже выделял четвертую стадию когнитивного развития детей и развития самого интеллекта – формально-операциональную или стадию формальных операций.

Стадия формальных операций

На стадии формальных операций мы уже можем наблюдать освоение детьми абстрактного мышления и логики. Это более высокий уровень развития интеллекта и мыслительной деятельности, позволяющий осмыслять и организовывать свое знание, решать задачи, мыслить логически и объективно, в том числе и об абстрактных, гипотетических, ранее незнакомых категориях и понятиях. В представлении Пиаже эта стадия представляет собой наивысшую точку развития интеллекта.

Как видно из вышесказанного, развитие мышления и ума заключается в переходе от простых форм умственной деятельности и взаимодействия с внешними объектами к более сложным, наработке новых неоднолинейных навыков и схем, а также совершенствовании логических структур и мыслительных умений.

Несмотря на то, что открытия Жана Пиаже оказались ценными для понимания детского мышления и развития психологии в целом, некоторые положения его теории были подвергнуты критике. Так, указывается на то, что интеллекту придается слишком большое значение в процессе развития ребенка, и не принимается во внимание тот факт, что развивается не только этот элемент, но и сам ребенок и его сознание. К тому же исследователи считают, что Пиаже недооценивал роль обучения в когнитивном процессе.

А теперь давайте подведем итог всему вышеописанному, но перед этим:

Резюме

Итак, мы выяснили, что генетическая психология занимается вопросами развития и происхождения интеллекта, процессов и особенностей приобретения знания и способности мыслить. Ее основатель, швейцарский ученый Жан Пиаже, рассматривал интеллект как определенный способ адаптации человеческих существ к постоянно изменяющейся внешней среде. Для успешного приспособления к ее условиям и сохранению этого равновесия индивид и развивает свои интеллектуальные способности, что позволяет ему быть в равновесии с миром и успешно существовать в нем.

Само совершенствование интеллекта представляет собой переход от менее к более сложным формам осмысления реальности, от конкретно-чувственного к логическому мышлению и умению оперировать мыслительно-интеллектуальными категориями и понятиями. При этом знания и интеллект вовсе не данность, а являются результатом создаваемых индивидом мыслительных структур. Таким образом человек конструирует свои знания и формирует свой сложный когнитивно-интеллектуальный аппарат.

Развивать интеллект и мышление никогда не поздно, и для взрослых это не менее актуально, чем для детей. Для этого мы создали практическую программу «Когнитивистика. Развитие мышления», которая призвана обучить 20 техникам мышления. Данный онлайн-тренинг помогает наработать и отточить навык мыслить эффективно, логично и последовательно, а также быстро принимать конструктивные решения. Предлагаем вам к ней присоединиться.

И напоследок желаем всем ясного и эффективного мышления!

Источник

Генетическая психология. Общая теория

Впервые термин «генетическая психология» был введён в обиход известным швейцарским психологом Жаном Пиаже. Он долгое время изучал человеческий интеллект, пытался найти алгоритмы, по которым он развивался.

Его интересовало, прежде всего, не какие знания приобретает человек в течение определённого времени, а как он это делает.

Что такое генетическая психология. Основы

Изначально термин «генетический» использовался в психологии для описания индивидуального развития человека (уже позже терминология перекочевала в узкобиологическую направленность).

Полноценное же определение «генетическая психология» описывает индивидуальное развитие интеллекта и всё, что с этим связано (т.е. в том числе и происхождение интеллекта, и механизмы его усложнения, и качественное восприятие получаемых знаний, и многое другое).

⭕ Как развивается человеческий интеллект? Каким образом в уме личности формируются важные понятия? Что влияет на ум человека? На эти и многие другие подобные вопросы и пытается ответить генетическая психология.

Отцом-основателем упомянутого направления в психологии выступил Жан Пиаже (1896-1980).

Психолога интересовали не только вопросы качественного развития знания как такового, но и его происхождение, его восприятие человеком и окружающими, воздействие объективного мира на человеческий интеллект (или отсутствие этого воздействия и субъективация понятия) и т.д.

В центре изучения находились для швейцарского учёного эпистемологические вопросы и рассуждения.

Эпистемология – это дисциплина, которая направлена на изучение работы научного знания, на его строение, форму, структуру, функционирование в жизни человека и мира, а также развитие и совершенствование.

В данном труде Ж. Пиаже описал общие тенденции генетической эпистемологии. Он постарался изложить максимально доступным языком подтверждающие факты для его теории.

Пиаже причислял себя как раз к эпистемологам, так что именно поэтому он основал Международный центр по генетической эпистемологии в Женеве и сам же возглавил его.

По сути, генетическая психология помогла Пиаже создать базу для изучения генетической эпистемологии (до сих пор найти чёткие разграничения между этими двумя дисциплинами сложно).

Что изучает генетическая психология?

В центре научного внимания в этой дисциплине стоит индивидуальное развитие интеллекта человека (и его происхождение непосредственно).

Для Пиаже было важно понять, влияет ли внешний (т.е. объективный) мир на человеческий ум, на то, каким образом индивид получает знание, усваивает их и формирует собственный интеллект, или же всё в данном процессе субъективно и индивид способен конструировать знание без опоры на объективное.

Генетическая психология тесно переплетается с генетической эпистемологией. Последняя исследует научное знание и его развитие, строение, особенности его формирования.

Потому для многих является затруднительным разграничить два этих термина. Для того чтобы как-то сгладить путаницу, было решено считать генетическую психологию теоретической базой для эпистемологии.

История развития исследования

Основное исследование человеческого интеллекта основатель теории Жан Пиаже начинал с изучения детского ума. Все рассуждения он выстраивал на логике и биологии.

Он поставил несколько экспериментов, в которых пытался наглядно показать, что уровень понимания и ум (интеллектуальное развитие) оказывают огромное влияние на речь ребёнка, его восприятие окружения и самого себя и, конечно же, память.

Один из первых трудов Ж. Пиаже, объединивший в себе все его исследования в области взаимосвязи детского мышления и развития речевой функции.

Несколько экспериментов помогли доказать, что дети могут судить об одном и том же явлении по-разному.

Когда им не дают дополнительных данных о предмете и просят зарисовать его, то характер их рисунков прослеживается один, но когда им после этого рассказывают о каких-то деталях, связанных с предметом их изучения (например, несколько сообщающихся сосудов с водой, один из которых закрыт пробкой), то характер их рисунков становится другим.

Они начинают зарисовывать предмет, опираясь на полученные знания (например, тщательнее показывать разный уровень воды в сосудах), и применять такую тактику в отношении других явлений или объектов.

Постепенно Пиаже развивал свою теорию. В 20-е годы XX века он выстроил своё исследование развития мышления на связи между мышлением и речью у детей.

Он буквально коллекционировал самые распространённые вопросы от «почемучек» и затем задавал их им сам. Например, «Откуда берётся дождь?», «Почему дует ветер?», «А куда уходит солнышко по ночам? В гости к луне?» и т.д.

Получив ответы от детей на такие вопросы, Пиаже пришёл к выводу, что мышление ребёнка проходит сразу несколько этапов развития:

Те же связи психолог усмотрел и в развитии речи. Она тоже сначала формируется внутри, являясь «речью для себя», а затем преобразуется в социальную, т.е. в «речь для других».

Позиция Пиаже заинтересовала многих именитых психологов во всём мире. К исследованию проявили интерес и Л.С. Выготский, и В. Штерн и другие. Открытия, сделанные Пиаже в эти годы, помогли гораздо детальнее очертить механизм развития детского интеллекта (а затем применить эти знания для изучения интеллекта взрослых).

На втором этапе своих исследований, пришедшемся на 30-е годы, Пиаже изучал операциональную сторону детского мышления. Он разрабатывал специальные экскременты для теоретизации своих размышлений.

Но в это время фактически Пиаже остался единственным исследователем, который рассматривал проблему развития интеллекта с этой стороны.

Выготский, Штерн, Бюлер и другие его коллеги интересовались не столько процессом развития интеллекта, сколько продуктами мыслительной деятельности (т.е. итогом, а не развитием).

Ступени развития интеллекта по Пиаже

Для Пиаже интеллектуальное развитие интеллекта человека напрямую было связано с биологическим процессом адаптации. По сути, во всей этой сложной схеме ум (интеллект, мышление, знание) – это один из способов психологической адаптации.

Он позволяет индивиду подстраиваться под постоянно изменяющиеся жизненные обстоятельства.

Окружающий мир постоянно меняется, поэтому для каждого человека важно сохранить этот баланс взаимоотношений с ним. Индивид стремится к гармонии с внешней средой, а потому на когнитивно-психическом уровне стремится к запуску процесса адаптации.

Здесь задействуются схемы действия ассимиляции и аккомодации.

Что такое генетическая психология. Смотреть фото Что такое генетическая психология. Смотреть картинку Что такое генетическая психология. Картинка про Что такое генетическая психология. Фото Что такое генетическая психология

Схемой действия называют сформировавшееся у человека понятие (или алгоритм взаимодействия с окружением, или категоризацию чего-либо).

Ассимиляция – это процесс, в котором индивид использует уже сформировавшуюся у него схему к какому-то новому объекту или явлению, чтобы успешно с ним взаимодействовать.

Аккомодация – это процесс, во время которого индивид либо создаёт какую-то новую схему взаимодействия с новым явлением или объектом, либо преобразует уже имеющуюся под изменяющиеся обстоятельства.

Управляет силой интеллектуального развития обычное стремление к гармонии с окружающей реальностью. Подобный вывод Пиаже сделал, изучая механизмы развития мышления у детей, как наиболее «незамутнённых» условностями уже устоявшихся принципов взрослого интеллекта индивидов.

Исходя из перечисленных характеристик, можно сказать, что интеллект – это не врождённая данность. Однако человеку дано от рождения стремление развиваться, улучшать свой интеллект, стремиться к изучению окружения, самого себя и т.д.

Взаимодействуя с внешней реальностью, индивид приобретает определённые знания, формирует схемы контакта, мыслительные парадигмы. Мышление и интеллект развиваются, давая субъекту возможность нормально жить в современном мире.

Вообще, понятие взаимодействия – это один из важнейших терминов в исследованиях Пиаже. Психолог пыталась наглядно показать, как на всех этапах развития человеческого ума и познания действительности действия субъекта связаны с взаимодействиями.

Последние являются источниками знаний, однако если действия направлены вовне, то внутри себя индивид будет формировать схемы и понятия, отражающие внешние открытия и уроки, которые, собственно, преподнесла ему окружающая действительность.

В русскоязычной психологии принято выделять три основных фазы развития ума. Они для удобства совпадают с начальными стадиями когнитивного процесса формирования (ими же и обозначаются три разновидности интеллекта, приписываемые детям в ходе их взросления и развития).

Сенсомоторная фаза

Первая ступень развития интеллекта. Она получила своё название потому, что на данной фазе малыши только-только осваивают моторно-двигательные реакции. Их восприятие практически полностью завязано на органах чувств.

У этой ступени выделяют ещё шесть подстадий, которые описывают развитие интеллекта детей от рождения до года.

На этой ступени важно отметить усвоение принципа постоянства. Суть его в том, что объект продолжает существовать в пространстве, даже если для органов чувств он по какой-то причине стад недоступен (например, его не видно или он спрятан).

На этом же этапе, к слову, ребёнок вырабатывает тактику предвосхищения, т.е. он может предугадать место, где появится тот или иной движущийся объект, который спрятан или не виден для него (например, заводная машинка движется под одеялом, а малыш уже точно знает, где она появится, когда проедет определённое расстояние).

Также на этом этапе важно формирование двух факторов: любознательности; экспериментации.

Ребёнок начинает не просто исследовать окружающую реальность, он делает попытки применить к ней различные варианты взаимодействия для получения желаемого. Его запас знаний и готовых схем взаимодействия значительно увеличивается.

Пресловутый метод «проб и ошибок» работает здесь как никогда удачно. Малыш будет перебирать имеющиеся схемы взаимодействия с объектами до тех пор, пока не подберёт подходящий или не поймёт, что у него пока ещё нужной схемы нет. Тогда начнётся процесс трансформации уже имеющегося принципа взаимодействия или создания нового.

К концу этого этапа дети научатся решать простые задачи, опираясь на сенсорную информацию. В это же время у них начнётся постепенный переход от конкретно-чувственного мышления к символическому. Обычно этот тип мышления приписывают следующей ступени развития – дооперациональной.

Дооперациональная фаза

Эту стадию иногда объединяют с первой. На данном этапе малыш уже полностью освоил речь, научился мыслить образами – представлять, воображать, использовать слова или объекты в качестве символов.

Однако на этой ступени ни о какой логике речи идти не может. Ребёнок ещё не способен «жонглировать» информацией, использовать её для систематизации мыслительных операций. Так что эту стадию можно назвать допонятийной фазой.

Операциональная фаза

Эта ступень развития приходится на возраст 6-7 лет. В это время мыслительный арсенал ребёнка уже вполне обширен, так что малыш способен самостоятельно совершать некоторые простые логические операции.

Однако для того, чтобы подобные процессы проходили успешно, ему нужно физическое взаимодействие с объектами (с абстрактным восприятием пока дело обстоит тяжело).

Именно поэтому во многих источниках эта стадия носит название конкретно-операциональной. Она охватывает период с 6 и до 12 лет. Довольно часто эту фазу объединяют со следующей (со стадией формальных операций).

Особенно такая традиция просматривается в русскоязычной психологии. Однако сам Пиаже предпочитал делить развитие интеллекта именно на четыре ступени.

Ступень формальных операций

На этом этапе уже можно чётко проследить использование детьми абстрактного мышления и логики. Эту ступень можно назвать высшей точкой развития интеллекта.

Дети в этой фазе способны осмыслить, организовать собственные знания, решать задачи, применять логику в любой сфере деятельности, мыслить абстрактно, гипотетически и даже рассуждать о категориях и явлениях, с которыми они ранее не были знакомы.

Именно поэтому в это время принято отдавать детей в школу.

Можно ли улучшить интеллект?

По сути, совершенствование интеллекта – это переход от простых к более сложным формам анализа и понимания реальности.

Это умение осознавать и использовать такие категории понятия, которые основываются на логике, а не на эмоциях (хотя эмоциональный аспект тоже важен, он не является ведущим в развитии мышления).

Индивид должен научиться сам создавать мыслительные конструкции и применять их к окружающей действительности.

Лучше всего, конечно, развивать свой ум в детском возрасте, но и для взрослого сформировавшегося мышления есть способы прокачки.

Например, некоторые предлагают проходить курсы, проходить обучение в образовательных учреждениях, заниматься самообразованием, пробовать новые хобби, учиться мыслить логически, эффективно, решать сложные задачи.

Источник

Генетическая психология Жана Пиаже – каковы предметы и задачи отрасли

Что такое генетическая психология. Смотреть фото Что такое генетическая психология. Смотреть картинку Что такое генетическая психология. Картинка про Что такое генетическая психология. Фото Что такое генетическая психология

Психолог. Занимаюсь научной деятельностью в области коррекционной психологи.

Что такое генетическая психология. Смотреть фото Что такое генетическая психология. Смотреть картинку Что такое генетическая психология. Картинка про Что такое генетическая психология. Фото Что такое генетическая психология

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Какая ассоциация тебе приходит в голову при словосочетании «генетическая психология»? Наследственные черты личности? Или передача какого-то психологического свойства от родителей ребенку? А вот и нет. Генетическая психология занимается совсем другими исследованиями. А именно происхождением и развитием интеллекта.

Что такое генетическая психология

А сейчас подробнее разберем, что же из себя представляет генетическая психология. Генетическая психология — это направление, развивавшееся в рамках Женевской школы. Предметом ее исследования является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект.

Некоторые ученые говорят, что эта дисциплина лежит на стыке психологии, нейробиологии, генетики и статистики. Другие считают ее областью психологической науки, которая просто использует методы генетики для изучения природы и происхождения индивидуальных различий у людей и животных.

По большей части генетическая психология изучает детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, переход форм мышления от простых к сложным. Ты же не станешь отрицать, что детское мышление, хоть и логичное, но очень сильно отличается от мышления взрослого.

Также представители генетической психологии занимаются памятью, восприятием, воображением и эмоциями. Данные процессы рассматриваются, как полностью подчиненные интеллекту.

Кстати, различия в поведении у людей разного пола тоже изучает генетическая психология. Одним из примеров, определившим современные представления о психогенетике пола, считается случай Дэвида Реймера.

Дэвид родился мальчиком, которого вырастили как девочку. Дэвид пережил несчастный случай, в результате которого потерял первичный половой признак. Реймеры долго не могли найти выход из сложившейся ситуации, а затем случайно узнали о теории Джона Мани (создателя термина «гендер»), который был уверен, что гендерная роль определяется воспитанием, а не ДНК. Данных, позволявших опровергнуть это, на тот момент не существовало. Данная теория провалилась, так как Дэвид вернулся к изначальному полу.

Наверное, тебе интересно, кто же основатель генетической психологии. Создателем школы генетической психологии является Жан Пиаже — швейцарский ученый, философ, психолог. Известность ему принесли работы по психологии детей и теория когнитивного развития. Пиаже рано увлекся биологией, до окончания школы написал несколько научных работ. Пиаже заметил, что мышление детей заметно отличается от мышления взрослых, впоследствии это определило его научный интерес к теме развития мышления.

Эгоцентризм, как черта детского мышления

Интересный факт, учение Пиаже основано на том, что ребенок не является более глупым, нежели взрослый, его мышление имеет количественные «изъяны». Поэтому, если ты оправдываешь плохое поведение детей фразой «это же ребенок», то вот тебе научное доказательство, что ребенок способен обдумать линию своего поведения. Но не все так просто.

Что такое генетическая психология. Смотреть фото Что такое генетическая психология. Смотреть картинку Что такое генетическая психология. Картинка про Что такое генетическая психология. Фото Что такое генетическая психология

Теория когнитивного развития Жана Пиаже

В рамках генетической психологии была открыта главная черта мышления ребенка — эгоцентризм Не путай эгоизм и эгоцентризм. Эгоист осознает мысли, желания и ценностные установки других людей, но не принимает их в расчет. Эгоцентрист считает собственную точку зрения представляется единственно возможной и правильной.

Развитие детского мышления предполагает переход через децентрацию от позиции эгоцентриста к более объективной. Такой переход Жан Пиаже определил, как главный закон психического развития.

Как ты поняла, детский эгоцентризм — это часть развития ребенка. Заключается он в том, что ребенок, видя постоянную заботу и внимание со стороны окружающих, начинает принимать это как что-то само собой разумеющееся и болезненно реагирует на любые перемены по отношению к собственной персоне.

У детей эгоцентрическая речь, поэтому они часто разговаривают сами с собой. Концепция детского эгоцентризма, занимает центральное место в раскрытии внутренней речи и всего внутреннего мира ребенка. Эгоцентрическая речь — это предварительная стадия, которая приводит к фактической социализированной речи, такой, как используют взрослые.

Детям трудно справиться с собственным мыслительным процессом, они не могут оперировать символическими и абстрактными операциями так, как это делают взрослые. Эгоцентрическая речь напоминает монолог, адресованный никому. Ребенок использует эту речь, чтобы сопровождать свои действия.

Метод клинической беседы

Генетическими психологами был разработан новый вид исследования, названный методом клинической беседы. Он предполагает изучение не внешних признаков и симптомов, а внутренних процессов, приводящих к возникновению какого-либо явления.

Данный метод при оказании психологической помощи, который относится к наиболее свободным формам взаимодействия с клиентом, в ходе которого появляется возможность фиксирования не только разнообразных суждений и умозаключений человека, но и разнообразных поведенческих реакций. В беседах такого типа психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента, но и его поведением. Обрати внимание, что при данный методе психолог обращает внимание и на тон, жесты, мимику клиента.

Обрати внимание, что клиническая беседа используется в психологии и психиатрии для помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения, а также причин своих проблем.

Основу клинической беседы составляет пассивный или естественный рассказ, который обычно предваряет расспрос, предоставляя человеку свободу выбора той информации, которую он хотел бы сообщить.

Ты наверное задумалась, почему именно эта форма взаимодействия наиболее эффективна. Причины использования такой формы взаимодействия следующие:

Данное требование относится не только к ситуациям, в которых человек излагает свою проблему, но и при формулирования запроса в отношении другого. Например, родители, описывая затруднения или неблагополучие своего ребенка, раскрывают собственное видение проблемы, не менее важное, чем смысл проблемы. Тем самым они отражают свои чувства, мысли, переживания, позволяя психологу вычленить субъективные условия возникновения проблемы.

Как видишь, генетическая психология является очень важной отраслью психологической науки и помогает найти многие ответы на вопросы о структуре психики человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *