Что такое генезис в литературе

Генезис литературного творчества

Вы будете перенаправлены на Автор24

Генезис – это возникновение, происхождение, процесс образования и становления какого-либо явления или предмета, способного к эволюции.

Понятие генезиса применительно к литературе

Применительно к литературе как целому термин генезис фиксирует историческое происхождение художественной словесности. Генезис обращает нас к архаическим эпохам, в частности, к возникновению литературных родов.

Генезис отдельного произведения с его текстовыми свойствами – это путь от художественного замысла к его воплощению.

Такой аспект литературного творчества на протяжении многих лет изучал Пиксанов Н.К. Он считал, что генетическое рассмотрение литературы – это в первую очередь изучение творческой истории произведений. Эта область литературоведения тесно связана с текстологией и опирается на нее. исследование творческой истории художественного произведения в современной науке обозначается терминами динамическая поэтика и генезис текста.

Существует еще одно значение термина «генезис», которое для литературоведения является наиболее существенным.

В этом значении генезис – это совокупность факторов авторской деятельности, имеющих место как в сфере художественной словесности и других видов искусства, так и за пределами их (социально-культурная, индивидуально-биографическая сферы, область антропологических универсалий).

Этот аспект литературоведения называется генезис литературного творчества. Изучение стимулов авторов является важным как для понимания сущности произведений, так и для понимания всего литературного процесса – закономерностей развития словесного творчества.

Освоение генезиса словесного творчества в составе литературоведения является вторичным относительно изучения самих произведений. Но в истории науки о литературе генетические штудии предшествовали изучению самих произведений в их целостности и многоплановости.

Готовые работы на аналогичную тему

Генезис произведений является предметом многочисленных исследований самых разных литературоведческих школ 19 века. Эти исследования по преимуществу сосредоточены на вопросах эволюции литературы.

Генезис литературно-художественного творчества

Генезис литературно-художественного творчества, родословная произведений является предметом огромного количества исследований литературоведческих школ 19 века, которые преимущественно сосредоточены на вопросах широко понимания эволюции литературы и генезиса произведений. Независимо от того, возводилось произведение в конечном итоге к историческому событию, мифу, легенде в центре внимания мифологической, сравнительно-исторической, культурно-исторической школ оставалась литературная, фольклорная традиция, а не творческая воля писателя. Веселовский подчеркивал, что задачей основанной им «исторической поэтики» является определение роли и границы предания в ходе личного творчества.

Для того, чтобы понять своеобразие произведение, необходимо знать традицию, в первую очередь, жанровую. М. М. Бахтин считал, что именно жанры являются «главным героем» литературы. Он подчеркивал, что любое произведение своими корнями уходит в прошлое, подготавливается веками. А творческая история является только частью генезиса произведения, так как работе писателя над текстом предшествует работа времени над его элементами, над жанром. Поэтому необходимо отграничивать творческую историю произведения от понятия генезиса, являющегося более широким.

Интерес не к преданию, а к личному творчеству на первый план выдвигает творческую индивидуальность автора, а вместе с ним и историю произведения, созданного им. Источники этого произведения могли быть разнородными, в ряде случаев заимствованными. Например, для того, чтобы воссоздать творческую историю многих произведений отечественной литературы 18 века (например, пьес В. И. Лукина, басен А. П. Сумарокова и т.д.) необходимо установить литературные источники и влияния.

В 20 веке под влиянием К. Юнга, З. Фрейда многие исследования биографического характера стали одновременно психоаналитическими. Из отечественных писателей в этом ключе часто писали о Достоевском.

Представителям социологической школы был свойственен редукционизм иного рода. Они противопоставляли простому пути от произведения к биографии писателя сложный исследовательский путь через поэтический текст к жизни классовой группы и психологии, выраставшей на этой почве. Писатель, являясь носителем классовой психологии, изображал различные ее варианты в своем произведении. Задачей исследователя является поиск в объекте поэтического изображения его субъект, а в изображенном – изобразителя.

Таким образом, в этом контексте безразличие к фактам биографии является естественным, они не представляют интереса в социологическом плане.

Согласно теории структурализма, формальной школы, произведение является независимым, автономным от биографии автора. Исследователи оставляют в стороне историю создания произведения, биографию его автора и изучают имманентные свойства текста.

Воссоздание творческой истории связано с текстологией, которая прослеживает историю формирования текста. Опираясь на историю текста, творческая история дает историю создания произведения в целом.

Источник

Теория литературы | Страница 93 | Онлайн-библиотека

Развернутое и аргументированное изложение данной «сверхтемы» литературоведения (по сути — целого узда научных дисциплин) требовало бы как минимум отдельной книги. Мы ограничимся весьма немногим.

Генезис литературного творчества

§ 1. Значения термина

Освоение генезиса литературного творчества в составе науки о литературе вторично по отношению к изучению самих произведений. «Всякое генетическое рассмотрение объекта, — утверждал А.П. Скафтымов, — должно предваряться постижением его внутренне-конститутивного смысла». Однако в истории литературоведения генетические штудии предшествовали изучению самих литературных произведений в их многоплановости и целостности. Они едва ли не преобладали в науке о литературе вплоть до 1910–1920-х годов.

§ 2. К истории изучения генезиса литературного творчества

В последующие десятилетия социально-исторический генезис литературного творчества стал пониматься учеными-марксистами более широко: произведения рассматривались как воплощение идейной позиции автора, его взглядов, его мировоззрения, которые осознавались как обусловленные главным образом (а то и исключительно) социально-политическими противоречиями данной эпохи в данной стране. В этой связи социально-классовое начало литературного творчества вырисовывалось иначе, чем в 1910–1920-е годы, в соответствии с суждениями В.И. Ленина о Толстом: не как выражение в произведениях психологии и интересов узких социальных групп, а в качестве преломления взглядов и настроений широких слоев общества (угнетенных или господствующих классов). При этом в литературоведении 1930–1950-х годов (а нередко и позднее) классовое начало в литературе односторонне акцентировалось в ущерб общечеловеческому: социально-политические аспекты взглядов писателей выдвигались в центр и оттесняли на второй план их философские, нравственные, религиозные воззрения, так что писатель осознавался прежде всего в качестве участника современной ему общественной борьбы. В результате литературное творчество прямолинейно и безапелляционно выводилось из идеологических конфронтаций его эпохи.

Охарактеризованные литературоведческие направления изучали главным образом исторический и при этом внехудожественный генезис литературного творчества. Но в истории науки имело место и иное: выдвижение на передний план внутрилитературных стимулов деятельности писателей, или, говоря иначе, имманентных начал литературного развития. Таково было компаративистское направление в литературоведении второй половины XIX в. Решающее значение учеными этой ориентации (Т. Бенфей в Германии; в России — Алексей Н. Веселовский, отчасти Ф.И. Буслаев и Александр Н. Веселовский) придавалось влияниям и заимствованиям; тщательно изучались «бродячие» сюжеты, мигрирующие (странствующие) из одних регионов и стран в другие. Существенным стимулом литературного творчества считался сам факт знакомства писателя с какими-то более ранними литературными фактами.

Иного рода опыты имманентного рассмотрения литературы были предприняты формальной школой в 1920-е годы. В качестве доминирующего стимула деятельности художников слова рассматривалась их полемика с предшественниками, отталкивание от использовавшихся ранее, автоматизированных приемов, в частности — стремление пародировать бытующие литературные формы. Об участии писателей в литературной борьбе как важнейшем факторе творчества настойчиво говорил Ю.Н. Тынянов. По его словам, «всякая литературная преемственность есть прежде всего борьба», в которой «нет виноватых, а есть побежденные».

Источник

1 Генезис литературного творчества

Генезис литературного творчества

§ 1. Значения термина

Слово генезис (от др. — гр. genesis) означает происхождение, возникновение, процесс образования и первоначального становления того или иного предмета (явления), способного к развитию (эволюции). Применительно к литературе как целому этот термин фиксирует историческое происхождение художественной словесности, обращая нас к эпохам архаическим и, в частности, к становлению родов литературы (см. с. 295–296).

Генезисом отдельного произведения с его текстовыми свойствами называют нечто совсем иное, а именно — путь от художественного замысла к его осуществлению. Этот аспект литературного творчества много лет изучал Н.К. Пиксанов (на примере комедии «Горе от ума»). Полагая, что генетическое рассмотрение литературы — это прежде всего изучение творческой истории отдельных произведений, он утверждал: «Любой эстетический элемент, любая форма или конструкция могут быть научно осознаны наиболее чутко, тонко и естественно верно только в полном изучении их зарождения, созревания и завершения».[843] И, напоминая известную статью Б.М. Эйхенбаума, замечал: чтобы понять, как сделана «Шинель» Гоголя, надо изучить, как она делалась. Данная область литературоведения связана с текстологией и неизменно на нее опирается. Изучение творческой истории произведения в наше время обозначается терминами генезис текста и динамическая поэтика[844].

Бытует и третье значение слова «генезис», для литературоведения наиболее существенное. Это совокупность факторов (стимулов) писательской деятельности, которые имеют место как в области художественной словесности и иных видов искусства, так и за их пределами (сферы индивидуально-биографическая и социально-культурная, а также мир антропологических универсалий). Данный аспект литературной жизни мы обозначаем словосочетанием генезис литературного творчества. Изучение стимулов деятельности писателей важно как для уяснения сущности отдельных произведений, так и для понимания литературного процесса — закономерностей развития словесного искусства.

Освоение генезиса литературного творчества в составе науки о литературе вторично по отношению к изучению самих произведений. «Всякое генетическое рассмотрение объекта, — утверждал А.П. Скафтымов, — должно предваряться постижением его внутренне-конститутивного смысла»[845]. Однако в истории литературоведения генетические штудии предшествовали изучению самих литературных произведений в их многоплановости и целостности. Они едва ли не преобладали в науке о литературе вплоть до 1910–1920-х годов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

В мастерской художника слова Европейские реалисты о принципах литературного творчества

В мастерской художника слова Европейские реалисты о принципах литературного творчества Вам уже известно, что первые европейские реалисты не противопоставляли свое творчество произведениям романтиков и сами часто называли себя так. Французский реалист Фредерик

Специфика романтической фантастической повести и ее генезис

Специфика романтической фантастической повести и ее генезис Самой продуктивной формой фантастической прозы оказалась повесть, поскольку именно средний объем текста был наиболее пригоден для создания и поддержания атмосферы тайны, напряженности и занимательности

Екатерина Неклюдова «Воскрешение Аполлона»: literature and medicine — генезис, история, методология

Екатерина Неклюдова «Воскрешение Аполлона»: literature and medicine — генезис, история, методология Современная наука знает множество примеров сосуществования и взаимовлияния гуманитарных и естественных дисциплин. В сферу интересов гуманитариев все чаще попадают области,

Генезис практик себя: Платоновская модель

Генезис практик себя: Платоновская модель «Платоновская модель» практик себя, отвечающая классической античности, у Фуко реконструируется оригинально — путем разбора единственного текста, Платонова «Алкивиада» (точнее, «Алкивиада Первого»), и обсуждения

Закон трёх «В». Витамины литературного творчества

Закон трёх «В». Витамины литературного творчества Витамины — добавки жизни к жизни Закон трёх «В» говорит о трёх «витаминных» составляющих литературного творчества. Чем-то он перекликается с другими законами и размышлениями, приведёнными в этой книге. Но здесь речь не

Генезис

Генезис Чаадаев рано начал понимать лояльность как трагедию. Он делал приличную карьеру, служил адъютантом Васильчикова, командира гвардейского корпуса, и именно от него был послан в октябре 1820 году в Троппау, где собрались представители Священного Союза — обсуждать

ДЖОН ОБРИ И ГЕНЕЗИС «MONIMENTA DRITANNICA«309 310 (1982)

ДЖОН ОБРИ И ГЕНЕЗИС «MONIMENTA DRITANNICA«309310 (1982) Уместить Джона Обри в пределы краткого эссе – задача не из легких. Как описать гения, который никогда ничего так и не смог завершить? Который оставил не только все свои труды, но и все свое потомство в абсолютной неразберихе. Кто

7. Внутренний и внешний генезис эротического образа

7. Внутренний и внешний генезис эротического образа Горестное недоумение, пропитывающее повесть Ган, заставляет нас вернуться к вопросу о том, откуда, собственно, является или должен явиться к романтику его воплощенный эротический идеал. Теоретически тут вырисовываются

2. Театральный генезис

2. Театральный генезис Исторически воспитанное сознание естественным образом исходит из того, что театра когда-то не было, а потом он стал и теперь продолжает быть. Известно, что театр есть не во всех культурах, не у всех народов, но там, где он родился, он продолжает

§ 2. К истории изучения генезиса литературного творчества

§ 2. К истории изучения генезиса литературного творчества Каждая из литературоведческих школ сосредоточивалась на какой-то одной группе факторов литературного творчества. Обратимся в этой связи к культурно-исторической школе (вторая половина XIX в.). Здесь

§ 1. Генезис жанра

§ 1. Генезис жанра Жанр робинзонады зародился на рубеже XVII–XVIII веков и окончательно оформился как таковой в 1719 г., с выходом в свет романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве

Источник

ТЕМА 3. ГЕНЕЗИС ЛИТЕРАТУРЫ, ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА, ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Каковы значения термина «генезис» в литературоведении?

Генезис (от древнегреч. genesis) – происхождение, возникновение, процесс образования и первоначального становления того или иного предмета, явления, способного к развитию (эволюции).

Термин может применяться:

· для изучения происхождения литературы в целом,

· для описания факторов, вызывающих к жизни литературное творчество,

· для исследования истории создания отдельного произведения.

2. Назовите и коротко охарактеризуйте пути возникновения литературы как особого вида словесного творчества.

Поиск ответа на вопрос об историческом происхождении художественной словесности заставляет обращаться к архаическим эпохам.

Два пути формирования литературы как особого вида словесного творчества:

1путь –Европейская литература возникает в античной культуре на основе мифа и фольклора.

Эстетически значимые тексты письменно закрепляются за собирателем и завершителем устной традиции (Гомер). В культуреформируетсяфеноменличногоавторства.

2 путь–Ближневосточная (библейская) словесность лишена внутренней дифференциации на разные сферы: гносеологическую, этическую, юридическую и т.п. Произведение скрепляется религиозным смыслом, сакральным значением. Тексты анонимны или соотносятся с фигурой иерархически дистанцированного авторитета.

Древнерусская литература была синкретической средневековой книжностью ближневосточного типа. В средневековой Западной Европе также на протяжении многих веков доминировала словесность библейского типа, но античная традиция художественной литературы никогда не прерывалась.

3. Назовите и коротко охарактеризуйте различные научные подходы к изучению генезиса литературного творчества.

Генезис литературного творчества – это совокупность факторов писательской деятельности, все то, что стимулирует и определенным образом направляет творческую работу автора (В.Е. Хализев).

Изучение генезиса литературного творчества вторично по отношению к изучению самих произведений. Выявление факторов, влиявших на творчество писателя, не может заменить изучения самого творчества.

Литературоведческие направления, изучавшие:

· внехудожественный социально-исторический генезис литературного творчества: культурно-историческая школа (три фактора писательского творчества – раса, среда и историческиймомент; лит.произвед. при этом осознавалось как культурно-исторического свидетельство, нежели собственно эстетическое явление), социологическое л/в (лит.произвед. возникает не из замыслов писателя, а из бытия, а потому ученому необходимо прежде всего понять «социальное месторождение» лит. произвед.; произвед. при этом характеризовались «как продукт определенной социальной группы»);

· внутрилитературные стимулы деятельности писателей: компаративистика (решающее значение придавалось влияниям и заимствованиям; тщательно изучались «бродячие» сюжеты, мигрирующие (странствующие) из одних регионов и стран в др. Существенным стимулом лит.творчества считался сам факт знакомства писателя с какими-то более ранними литературными фактами), формальная школа (доминирующий стимул деятельности писателей – это их полемика с предшественниками, отталкивание от использовавшихся ранее, автоматизированных приемов, в частности – стремление пародировать бытующие литературные формы);

· антропологические универсалии, стимулирующие творчество писателей: мифологическая школа (лит.творчество стимулируется всеобщими, универсальными началами человеческого бытия и сознания,вечная основа художественных образов – это творящий дух народов, воплощающий себя в мифах и преданиях, которые постоянно пребывают в истории), психоаналитическое л/в (Фрейд и Юнг о бессознательном);

· зависимость литературы от внутреннего мира автора, его судьбы, черт личности: биографический метод, психологическая школа (худ.произведения ставятся в прямую зависимость от внутреннего мира автора, от его индивидуальной судьбы и черт личности.).

4. Что такое «генезис текста»? Назовите синонимы термина, литературоведческую дисциплину, объектом которой является генезис текста, укажите, что именно исследует филолог, изучающий генезис текста.

Генезисом отдельного произведения с его текстовыми свойствами называют путь от первоначального художественного замысла к его осуществлению (В.Е. Хализев).

Изучение творческой истории произведения обозначается также терминами «генезис текста», «динамическая поэтика».

Данная область л/в связана с текстологией.

Филолог изучает творческую историю произведения, то, как оно делалось.

Источник

Что такое генезис в литературе

Наука о художественной литературе (литературоведение) многопланова[1]. В ее составе различаются научные дисциплины двоякого рода. Первые традиционно именуются вспомогательными, но, по словам В. В. Прозорова, относятся «к основополагающим, жизнеобеспечивающим, опорным отраслям литературной науки»[2]. Эти дисциплины являются одновременно и служебными и «базовыми», фундаментальными, ибо придают литературоведению фактографическую, эмпирическую надежность. Таковы библиография, источниковедение (в том числе архивоведение), текстология (в ряде случаев основанная на данных палеографии) в их литературоведческих аспектах[3]. Без соответствующих знаний и практических навыков сколько-нибудь серьезный литературовед непредставим, ибо фундамент любой профессионально ответственной деятельности составляет владение ее техникой — ремеслом в самом высоком смысле этого слова.

Вторые дисциплины именуются «главными отраслями литературоведения» (Ю.В. Манн) и (в отличие от первых, «базовых») характеризуются как «надстроечные» (В.В. Прозоров). Это прежде всего крайне широкая область конкретных исследований историко-литературных фактов и связей между ними, т. е. история литературы, составляющая центр науки о литературе и, можно сказать, ее увенчивающая. И это также предмет нашей книги: теория литературы, или теоретическое литературоведение. Данная дисциплина занята общими закономерностями литературной жизни и в первую очередь — творчества писателей.

Теория литературы призвана обобщать сделанное в области истории литературы, а одновременно — стимулировать и направлять конкретные литературоведческие исследования, давать им познавательную перспективу. По отношению к истории литературы она является дисциплиной вспомогательной. Вместе с тем теория литературы обладает самостоятельной и уникальной гуманитарной значимостью. Ее правомерно отнести к числу фундаментальных научных дисциплин. Сфера теории литературы — максимально широкие обобщения, которые проливают свет на сущность художественной литературы, а в какой-то мере и на преломляемую ею человеческую реальность как целое. В этом отношении теоретическое литературоведение сродно (и постоянно пересекается) с теориями искусства и исторического процесса, с эстетикой, культурологией, антропологией, герменевтикой, семиотикой как дисциплинами философскими.

Теория литературы, в свою очередь, сложна и имеет различные аспекты и разделы. Ее центральное звено — общая поэтика, именуемая также теоретической. Это — учение о литературном произведении, его составе, структуре и функциях, а также о родах и жанрах литературы. Наряду с общей поэтикой теоретическое литературоведение включает в себя учения о сущности литературы как вида искусства, а также о закономерностях ее пребывания и движения в истории (теория литературного процесса).

Теория литературы изобилует моментами дискуссионными и спорными. Многие суждения и концепции между собой решительно расходятся, порой оказываясь несовместимыми. Разнобой мнений, позиций, точек зрения ученых закономерен и, надо полагать, неустраним в принципе, ибо понимание сущности литературного творчества во многом зависит от той культурно-исторической ситуации, в которой оно возникло и получило обоснование, и, конечно же, от мировоззренческой ориентации литературоведов, которая бывает самой разной. По словам современного польского ученого, любую теорию «надо рассматривать как документ, свидетельство о состоянии художественного сознания в данную эпоху». Отсюда делается достаточно жесткий вывод, что не может быть единой, универсальной теории литературы на все времена: «Суждения предыдущих теорий не входят в состав суждений теорий более новых — предыдущие обычно отвергаются или вообще игнорируются, а если что-либо из них и сохраняется, то всегда получает новую интерпретацию»[4]. При этом многие теории, склонные спорить с предшествующими, ориентируются на локальный художественный опыт, являясь программным обоснованием практики определенной литературной школы (направления), защищая и манифестируя некую творческую новацию. Таковы связи формальной школы на ее ранних этапах с футуризмом, ряда работ 30–50-х годов с социалистическим реализмом, французского структурализма (отчасти и постструктурализма) с «новым романом», постмодернизма с весьма влиятельной ныне эссеистикой. Подобного рода литературоведческие концепции имеют направленческий характер. Они, как правило, являются монистическими: сосредоточиваются преимущественно на какой-либо одной грани литературного творчества. Это обусловливает как их несомненные достоинства (углубленное рассмотрение определенного аспекта литературы, четкость обобщений и формулировок), так и нередко имеющую место односторонность: склонность к непомерно жестким схемам, которая ведет к догматической узости, а также невнимание к разнообразию и «многоцветью» словесного искусства. Среди монистических теорий (наряду с уже названными) — психоаналитический метод с опорой на 3. Фрейда, марксистская социология, структурализм, концепция мифопоэтической сущности искусства, опирающаяся на К. Г. Юнга. Перечисленные научные школы основываются каждая на своем, особом, специфическом методе, который его поборниками, нередко мыслится как единственно плодотворный и правильный.

Теория литературы располагает также и иной, «направленческой» традицией, которая чужда монистической жесткости и, на наш взгляд, ныне весьма актуальна. В отечественной науке она ярко представлена работами А.Н. Веселовского. Отвергая всяческий догматизм, ученый настойчиво отказывался провозглашать какой-либо научный метод единственно приемлемым и верным. Он говорил о границах использования каждого из них. Характеризуя труды одного из современных ему ученых, где акцентировалась генетическая связь народно-песенных сюжетов с бытовым укладом, Веселовский замечал: «Метод не новый, но им надо пользоваться умеючи, памятуя, что он не исключительный и что, когда бытового критерия не хватает, необходимо браться за другой»[5]. Теоретико-методологическая непредвзятость, недогматичность мышления Веселовского ценны и насущны поныне как противовес всякого рода «единоспасающим» концепциям и притязаниям ученых на полноту владения истиной, методологическому схематизму и априоризму.

Далеко не случайна и ненавязчивая, осторожная тональность работ Веселовского, которая, на наш взгляд, для теоретического литературоведения оптимальна. Ученый не любил жестких деклараций и резко провозглашаемых тезисов. Едва ли не основная форма его обобщающей мысли — это предположительное суждение, нередко формулируемое в виде вопроса. Например: «Сходство народных верований, при отличии рас и отсутствии исторических связей, не может ли быть объяснено из природы психологического процесса, совершающегося в человеке?»[6]. Или: «Нет ли законного (т. е. закономерного. — В.Х.) соотношения… между внешним признаком и тем содержанием, которое оно (произведение. — В.Х.) предназначено характеризовать?»[7]

Тому, что было свойственно «вненаправленческим» трудам А.Н. Веселовского, во многом сродны теоретические работы таких крупных ученых XX в., как В.М. Жирмунский, А.П. Скафтымов, М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев. Эти литературоведы активно синтезировали разнородный теоретико-литературный опыт и прошлых эпох, и современный. Подобные теоретические ориентации с некоторой долей приблизительности можно назвать традиционалистскими, или культурологическими. Они в большей мере опираются одна на другую, нежели враждуют между собою. Предлагаемая читателям книга наследует эту традицию теоретического литературоведения, но вместе с тем принимает во внимание и обсуждает опыт «направленческих» концепций[8].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *