Что такое геометрия для детей 6 лет
Конспект серии занятий «Знакомство с основами геометрии детей 5–7 лет»
Елена Вахрушина
Конспект серии занятий «Знакомство с основами геометрии детей 5–7 лет»
Конспект
серии занятий
«Знакомство с основами геометрии детей 5-7 лет»
С давних времен людям необходимо было размечать земельные участки под поля, дороги, строения. Так родилась геометрия, что в переводе с греческого языка означает землемерие. Без знания геометрии невозможно построить дома, дачи, создать машины, мебель, одежду, игрушки и многое другое.
Данная серия занятий позволит
— познакомить дошкольников в возрасте 5-7 лет с основными понятиями геометрии на плоскости и в пространстве,
— формировать геометрическое и логическое мышление,
— активизировать творческое мышление, побуждать к поиску нестандартных решений сложных математических задач,
— вырабатывать внимательность и привычку к продолжительной умственной работе.
Предлагаемые задания можно использовать как часть занятия по ФЭМП.
Совенок и Сова – игрушки;
Для каждого ребенка: ндивидуальная тетрадь, линейка;
На каждый стол: набор цветных карандашей, фломастеров, автоматических ручек.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о маленьком Совенке.
Однажды он услышал незнакомое слово ГЕОМЕТРИЯ. Ему стало очень интересно, что это такое, и он побежал к маме – Мудрой Сове.
Воспитатель: Как вы думаете, на что похожи точки, если их очень много? (ответы детей).
Задание: Откройте чистый лист бумаги, нарисуйте точки.
Воспитатель: Посмотрите друг у друга, расскажите, о чем вы думали, когда рисовали? (рассуждения детей).
Воспитатель: Вот это да, точки то у всех получились разные!
Задание: А сейчас попробуйте соединить все свои точки, не отрывая карандаш от бумаги.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на линию, которую каждый из вас нарисовал. Какая она? (Кривая). На этой линии можно отметить еще много точек другого цвета. Кто хочет пробовать? (самостоятельная работа).
Воспитатель: А теперь слушайте сказку о Совенке дальше.
Совенок очень обрадовался, когда у него получилась прямая линия,и даже быстро сочинил стихотворение: «Прямая линия у нас нарисовалась в первый раз!».
Задание: Ребята, вы тоже возьмите карандаш и линейку и нарисуйте прямую линию. Сначала поставьте 2 точки, потом с помощью линейки соедините их (самостоятельная работа).
А теперь попробуйте продолжить эту прямую линию вправо от правой точки и влево от левой точки насколько это возможно.
Подумайте, где же конец у прямой линии.Приходим к выводу:
Без конца, без края –
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдешь конца пути.
Совенок и Сова – игрушки;
Для каждого ребенка: линейка, ножницы, набор счетных палочек;
На каждый стол: набор цветных карандашей, фломастеров, автоматических ручек, полоски бумаги, ленточки, веревочки разной длины.
Ход занятия:
Воспитатель: В прошлый раз я рассказала вам сказку о Совенке, про маму Сову и про страну Геометрию. А что же было дальше, на следующий день?
Мама Сова была занята своими делами на кухне, а нетерпеливый Совенок отправился в страну Геометрию один. И, конечно же, заблудился. Тут он повстречал одну очень любопытную Точку.
Она тоже хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит (слайд №5): «Как эта линия называется? (Прямая или кривая? Длинная или короткая) (Ответы детей).
И отправились они в путешествие вдвоем.
Пошли они вместе по прямой линии. Шли-шли, устали.Остановились и говорят: «Долго ли мы еще будем идти? Скоро ли конец прямой?»
Что вы ответите им ребята?
Дети: «Без конца, без края –
Хоть сто лет по ней иди
Не найдешь конца пути».
Воспитатель:Опечалились Точка и Совенок: «Как же нам быть? Так идти без конца?».
Тут появились ножницы, щелкнули перед самым носом и разрезали прямую с одной, а потом и с другой стороны.
Задание: Ребята, возьмите ножницы и сделайте отрезок из полоски бумаги.
Воспитатель: Поднимите то, что у вас получилось.
Воспитатель: Отрезок – часть прямой, которая ограничена с двух сторон.
Воспитатель: А кто нам расскажет, чем отличается прямая от отрезка? (есть ли концы у прямой, сколько концов у отрезка).
Воспитатель: Ножницы разбросали отрезки повсюду.
А Точка нарисовала кружочек, и получилось солнышко с разными лучиками.
Воспитатель: В это время Точка все играла с отрезками, потом она спросила у Ножниц, как можно определить, какой из отрезков самый длинный, а какой самый короткий?
Как вы думаете, что ответили Ножницы? (рассуждения детей, самостоятельная работа по сравнению отрезков разной длины).
Вывод: Отрезки можно измерять путем приложения или наложения друг на друга.
Тема 3: «Разнообразие линий и отрезков».
Материал: Совенок и Точка – игрушки;
Для каждого ребенка: альбомный лист, ножницы.
На каждый стол: набор цветных карандашей, фломастеров, автоматических ручек, кистей для рисования разного размера, гуашь, шерстяные нитки, полоски цветной бумагн, клей ПВА, влажные салфетки и т. д.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы опять будем путешествовать с нашими старыми знакомыми Точкой и Совенком. Значит, как можно назвать всех нас? (путешественники). А тот, кто много путешествует, часто фотографируют красивые уголки земного шара.
Посмотрите, какие снимки сделали наши знакомые: слайд №7, 8 (смена снимков по клику).
Воспитатель: Природа нашего земного шара очень разнообразна, ее нужно беречь, чтобы эту красоту могли увидеть и другие поколения.
А линии и отрезки можно увидеть не только в природе, но и в нашей комнате.
Задание: найдите вертикальные линии, горизонтальные, наклонные, широкие, узкие и т. д.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные! А сейчас попробуйте на своем листе бумаги порисовать с помощью разных линий и отрезков (самостоятельная работа, рассматривание, обсуждение рисунков).
Тема 4: «Знакомство с углами».
Материал: Совенок и Точка – игрушки;
Для каждого ребенка: рисунок города из геометрических фигур, набор цветных карандашей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Геометрии. А наши друзья Совенок и Точка еще не встретились сегодня. Давайте привезем их сюда на машинах.
Обыгрывается ситуация: одна машина везет Совенка, другая Точку (соответственные движения детей). Друзья встречаются в одной точке, здороваются, дети садятся за столы, см. Слайд №9.
Воспитатель: Посмотрите, это 2 дороги, по которым ехали наши машины. В одной точке дороги пересеклись, образовался угол.
А Совенок предлагает найти в нашей группе, где спрятались углы? (самостоятельная работа).
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь посмотрите на картинки у вас на столах, это задание вам от мамы Совы. Она хочет, чтобы вы внимательно рассмотрели рисунки, нашли все углы, геометрические фигуры, аккуратно разукрасили все, что видите, а потом мы побеседуем (самостоятельная работа).
Воспитатель: Итак, все вы справились с этим заданием, молодцы. А кто догадался, как называется этот город, который изображен на ваших рисунках? (город Геометрии).
Тема 5: «Знакомство с кругом».
Материал: Точка – игрушка;
Для каждого ребенка: набор геометрических фигур, индивидуальная тетрадь, набор цветных карандашей, линейка.
На каждом столе: набор предметов круглой формы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам снова пришла в гости Точка. Давайте ей расскажем, что мы знаем о стране Геометрии (Геометрия – это точки, линии, отрезки, углы, треугольники, четырехугольники).
Точка: Хорошо, что вы это запомнили, но страна Геометрия очень большая и разнообразная. Ее населяет множество геометрических фигур. О некоторых вы уже знаете, но давайте пойдем дальше и познакомимся с еще одним удивительным жителем этой страны, см. Слайд №10. Это круг. Он бывает большой, средний, маленький.
Как вы думаете, как можно нарисовать ровный круг? (рассуждения детей).
Задание: Нарисуйте на чистом листе бумаги – круг и закрасьте его.
Воспитатель: Молодцы, задание выполнили аккуратно.
Посмотрите, пожалуйста, вокруг, а есть ли еще у нас в комнате предметы, похожие на круг (Ответы детей).
Воспитатель: Теперь послушайте внимательно (Слайд №11). Все, что закрашено – это круг, а линия, которая идет по краю круга – называется окружность.Давайте поиграем: я называют цвет круга, а вы цвет окружности. А теперь называйте вы цвет окружности, а я буду называть цвет круга.
Точка: а я знаю новую загадку, ребята, попробуйте отгадать о чем она?
«У круга есть одна подруга
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется (окружность)».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли в круге нарисовать треугольник? Попробуйте нарисовать его. А можно ли нарисовать в круге четырехугольник? (Дети выполняют задание). Какие четырехугольники получились? Как их можно назвать? (Квадрат, ромб, прямоугольник). Как вы это делали? (ставили точки на окружности, соединяли их с помощью линейки. Сколько точек поставишь, такая фигура и получится).
Фотоотчет о серии занятий с детьми по исследовательской деятельности «Юные экологи» Серия занятий с детьми по исследовательской деятельности (опыты, эксперименты, наблюдения, игры, рисунки, поделки, зарисовки по охране.
Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего возраста из серии «Что я вижу?», «Что я слышу?», «Что я чувствую?» КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия «ЧТО Я ВИЖУ?» (старший возраст) Цель: коррекция и развитие психических процессов через разные.
Конспект НОД по теме «Знакомство с профессией эколог» для детей 5–6 лет Цель: Формировать представления о профессии эколог Задачи: 1. Дать представления о профессии эколог. 2. Дать знания о том, что профессия.
Конспект ООД «Знакомство с книгой А. Барто «Игрушки» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 2–3 лет Цель: Сформировать у детей интерес к книгам. Задачи: Познакомить детей с книгой А. Барто «Игрушки». Развивать интерес к книгам и рассматриванию.
Конспект занятий по физической культуре для детей от 2 до 3 лет Программное содержание: упражнять детей в ходьбе по ограниченной плоскости, упражнять детей в действиях с предметами,ползании на четвереньках,.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей 6–7 лет «Знакомство с далёким Севером» Цель: знакомить детей с природой и жизнью людей на Севере, развивать активный словарь детей, обогащать речь детей прилагательными, правильно.
Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского Цель урока- Освоить новый вид народного промысла (Чернышенская игрушка) на основе ранее изученного (Плешковская игрушка). Дать обучающимся.
Программа занятий кружка «Детская лаборатория» в старшей группе для детей 5–6 лет Управление дошкольного образования Администрации г. Глазов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.
Разработка серии занятий для подготовительной группы «Откуда хлеб пришел» «Откуда хлеб пришел» Задачи: • Формировать интерес к самостоятельному познанию, о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. •.
Ознакомление детей с основами правил дорожного движения Правила дорожного движения обязаны знать все его участники – водители и пешеходы, взрослые и дети. Незнание этих правил не освобождает нас.
Конспект занятия для детей 5–6 лет «Геометрические фигуры»
Пяткова Ольга Валентиновна
Конспект занятия для детей 5–6 лет «Геометрические фигуры»
Для группы компенсирующей направленности детей с ОВЗ.
Выбор возрастной группы определяется подготовленностью детей.
Предварительная работа: изучение геометрических фигур на предыдущих занятиях.
Цели. Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Повторение признаков геометрических фигур: углы, стороны.
Демонстрационный материал. Круг, треугольник, квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник; (на фигурах следует наклеить или нарисовать смешные мордочки, «оживить» чтобы фигурки были героями игры, картинки с изображением предметов разной формы. Платок или коробка чтобы фигурки могли «спрятаться». Нейтральный музыкальный фон для экскурсии по группе.
Раздаточный материал. Напольная мозаика геометрические фигуры. Лото «Геометрические фигуры».
Ход занятия
Игра «Повтори, не ошибись». Круг — квадрат — треугольник, треугольник — ромб —- круг, квадрат — круг — трапеция, круг — треугольник — квадрат, треугольник — круг — квадрат.
Ребята к нам в гости пришли фигурки. Они очень расстроились, они долго до нас добирались и забыли свои имена! Давайте поможем фигуркам вспомнить их названия. (Пока фигурку не отгадали она спрятана, как только фигуру называют она появляется на доске. Используются фигурки с нарисованными лицами)
Игра «Узнай фигуру по описанию и покажи ее» (используются фигуры из напольной мозаики или фигуры на магнитах)
— У этой фигуры три угла.
— У этой фигуры нет углов.
— У этой фигуры четыре угла и все стороны одинаковые по длинне.
— У этой фигуры четыре угла. И разные по длине стороны, одна длинная, а другая короткая. И еще есть наклонные стороны.
— А у этой фигуры четыре угла, два острых, а два тупых.
— А у этой тоже четыре угла, а стороны разные две длинные, две короткие.
Методическое пояснение: если детям трудно узнать фигуру по устному описанию педагог добавляет «рисование в воздухе». Те фигуры, которые наиболее трудно запоминаются «рисуем в воздухе» вместе с детьми. Угаданная фигурка появляется из коробки и здоровается с ребятами. Здравствуйте, правильно – я треугольник. и т. д.
Дефектолог – мы узнали все фигуры и они принесли нам подарок! Лото «Геометрические фигуры»
Игра «Найди для предмета форму» (лото «геометрические фигуры»)
Перед детьми раздаточные карточки с изображением геометрических фигур. Педагог показывает карточку с изображением определенной геометрической формы и спрашивает: «Какой формы платок, апельсин и т. д ребенок у которого на карточке есть такая фигура говорит платок – квадратный и забирает карточку себе.
Дефектолог – Какие мы молодцы! Всем предметам нашли свои места, давайте немного разомнемся. Проведем для наших гостей экскурсию по нашей группе. (Музыка фоном)
Покажите нашим гостям предметы соответствующих форм в группе. Вот стол, правильно он квадратной формы, а вот посмотрите наверх у нас круглые лампы… и т. п.
Усложнение: К предметам круглой формы дети должны подойти на пятках, к предметам квадратной формы — подбежать на носочках, к предметам треугольной формы — на наружных сторонах стоп.
Работа с раздаточным материалом
Педагог показывает детям геометрические фигуры и спрашивает: «По какому признаку сгруппированы эти фигуры?»
—Три треугольника разного цвета одинакового размера.
— Два квадрата разного цвета одинакового размера.
—Три круга разного цвета разного размера.
Игра «Сложи фигуру»
Дети играют с напольной мозаикой.
Геометрические фигуры
Я приглашаю вас на тур,
Заглянем вместе в мир фигур:
Прямоугольник, ромб, квадрат
Представить их я буду рад.
Итак,смотрите: это круг,
Немало есть кругов вокруг:
Монета — круг, и блюдце — круг,
И солнце на картине — круг.
Прямоугольник с виду прост,
Его построить — не вопрос,
И он совсем не виноват,
Что не сложился как квадрат.
А вот — квадрат. Он очень рад,
Что сложен словно на парад,
Красив и строг: ведь у него
Равны все стороны его.
Ромб, как фигура,чуть сложней:
Одни углы его острей,
Другие, так сказать, тупей,
Но сам он — легче и стройней.
Про треугольник что сказать?
Его не сложно описать,
Он как подобие крыла:
Три стороны и три угла.
Два треугольника — и вот,
Имеет крылья самолёт.
Два круга взять — велосипед
Или очки, что носит дед.
Весь мир устроен из фигур,
Лишь присмотритесь — я не лгу
Дома, машины, люди, звери,
Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля
И в целом вся наша Земля.
Вот и окончен первый тур
По изучению фигур.
Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры» Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Геометрические фигуры» Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах:.
Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе «Геометрические фигуры» Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе «Геометрические фигуры». Цель: Закрепление и умение называть.
Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Геометрические фигуры» Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Геометрические фигуры» Цель: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры:.
Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» для детей 5–6 лет в условиях дистанционного домашнего обучения Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» для детей 5-6 лет в условиях домашнего обучения. Подготовила Самарина Е. И. ГБОУ.
Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» в средней группе Тема: «Геометрические фигуры» (треугольник, круг, квадрат) Задачи: учить находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника, вырезать.
Конспект занятия по познавательному развитию «Геометрические фигуры. Счет до 5» для средней группы Тема: «Геометрические фигуры». Счет до 5. Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое. Цели: упражнять.
«Геометрические фигуры. Круг, квадрат». Конспект занятия по математике в младшей группе Программное содержание: 1. Учить сравнивать два предмета по форме и величине. 2. Содействовать овладению умения обследовать геометрические.
Задания по геометрии для дошкольников 5-6 лет в картинках
Упражнения по геометрии для детей старшей группы
Предлагаем вашему вниманию развивающее упражнения для детей 5 — 6 лет, которое в доступной и занимательной форме поможет ребенку освоить основы геометрии, а также развить зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, память, логическое и пространственное мышление.
Занятие с ребенком этого возраста должно длиться не более 25 — 30 минут. Объясните малышу задание, при необходимости помогите в его выполнении. Убедитесь, что задание выполнено верно.
Для работы малышу потребуются цветные карандаши или фломастеры.
Не забудьте проследить за правильной осанкой малыша, а также похвалить его за старание.
Успехов вам и вашим детям!
Задание №1
Раскрась фигуры так, чтобы круг лежал на квадрате.
Задание №2
Раскрась фигуры так, чтобы треугольник лежал на трапеции.
Задание №3
Раскрась фигуры так, чтобы овал лежал на ромбе.
Задание №4
Раскрась фигуры так, чтобы пятиугольник лежал на прямоугольнике.
Задание №5
Найди продолжение каждой цепочки. Соедини начало и конец цепочки. Раскрась их. Из каких фигур они состоят?
Задание №6
Нарисуй в пустых клетках фигуры, на которые похожи эти предметы. Назови фигуры.
Задание №7
Соедини предметы линиями с похожими на них геометрическими телами.
Задание №8
Обведи прямые линии красным цветом, кривые – синим, ломаные – зелёным.
Задание №9
Выполни штриховку круга вертикальными линиями, квадрата – горизонтальными, треугольника – наклонными.
Задание №10
Здесь нарисованы разные линии, и среди них — ломаные. Найди и сосчитай ломаные линии. Сосчитай их звенья. Посмотри, что нарисовал художник на концах ломаных линий. Нарисуй на противоположных их концах такие же предметы.
Задание №11
Продолжи ломаные линии так, чтобы получились различные предметы. Назови, что у тебя получилось.
Задание №12
При помощи линейки соедини точки так, чтобы получились многоугольники. Многоугольник, у которого все углы прямые, раскрась красным цветом. Многоугольник, у которого все углы тупые, раскрась синим цветом. Объясни, почему одна фигура осталась нераскрашенной.
Задание №13
Поставь цветными карандашами точки в местах пересечения линий.
Задание №14
Обведи в каждом ряду лишнюю линию. Объясни, чем она отличается от других.
Задание №15
Обведи прямые углы красным карандашом, острые зеленым, а тупые — синим.
Задание №16
Красным карандашом обозначь вершины многоугольников, а синим — стороны многоугольников.
Задание №17
Раскрась фигуры, используя обозначения.
Задание №18
Раскрась фигуры разными цветами, используя обозначения.