Что такое геральдика пятый класс
Геральдика. О чем рассказывают гербы и эмблемы (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Геральдика.
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Учитель: Ли Бэла Моисеевна
Описание слайда:
Что такое геральдика?
Что такое символ?
Что такое герб?
Как герб и символ могут рассказывать?
Описание слайда:
Описание слайда:
Знак- это изображение, имеющее только одно, лишь ему свойственное, узкоспециальное значение. Знак должен как можно лаконичнее и точнее передавать конкретную информацию: разрешать, предупреждать, запрещать.
Описание слайда:
Символ- это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это- условное обозначение какого-либо понятия. Символ не сводится к одному значению, он может иметь несколько значений, иногда понятен только в контексте.
Описание слайда:
История возникновения знаков и символов
Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку.
Описание слайда:
Герб (от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству.
Геральдика — наука о гербах.
Описание слайда:
Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах
( штандартах) и на попонах лошадей.
Описание слайда:
Описание слайда:
В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем
Описание слайда:
В геральдике используются 7 цветов.
Желтый (золотой)- символ богатства и справедливости;
Белый ( серебро)- символ чистоты;
Червленый ( темно-красный)- символ любви и смелости;
Голубой – символ красоты и величия;
Зеленый- символ изобилия и надежды;
Пурпурный ( оттенок красного)- могущество;
Черный- мудрость и печаль.
Описание слайда:
Каждое условное обозначение имеет свое значение:
Лев- символ силы и власти, мужества и благородства;
Дуб, медведь- сила, мужество;
Факел, раскрытая книга- знание;
Пчела- трудолюбие;
Лавр- слава;
Крылатый змей- зло, смуту;
Змея- ум, изворотливость, внезапное нападение;
Дракон- могущество;
Рука- храбрость.
Описание слайда:
Описание слайда:
Многие гербы украшает лента с девизом.
Девиз- это выражение, отражающее принципы рыцаря.
Описание слайда:
Герб рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов.
Описание слайда:
Описание слайда:
Новосибирская обл.
г. Татарска
Татарский район
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Что такое геральдика?
Что такое герб?
Что такое символ?
Как герб и символ могут рассказывать?
Где и когда появились первые гербы?
Где можно использовать полученные знания?
Описание слайда:
Информация о гербе России
www.kostyor.ru
« И край мне этот дорог…»
www/edu54.ru /user/ 1704
Домашнее задание принимаю
poniriv@mail.ru
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Гербы обычно состоят из следующих элементов: геральдического щита, геральдического шлема, намёта(шлемового покрывала, изорванного в лоскуты, обычно имеющего верхнюю сторону в цвет главной финифти герба, а подкладку — в цвет главного металла), короны, нашлемника, щитодержателей (изображения людей, аллегорических фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах), мантии и девиза.
Гербы, в близкой к современной форме, появились в Средние века в западной Европе, в Англии и Франции. Первым гербом считается щит с шестью золотыми львами в лазоревом поле, который, согласно оспариваемой сегодня версии, Жоффруа V Анжуйский получил в 1127 или 1128 году от своего тестя, короля Англии Генриха I по случаю женитьбы на его дочери Матильде, вдове императора Генриха V.
У аланов и тюркских народов родовые знаки существовали в виде тамги, которые присваивались каждой аристократической фамилии (например у осетинской аристократии).
Гербы можно систематизировать по принадлежности, рангам, изображениям юридического состояния, стилям.
Презентация по ИЗО «Геральдика» (5класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Герб- символическое изображение, составленное по точно определённым правилам и служащее постоянным отличительным знаком отдельного лица, рода или учреждения, а также города, области, государства.
Гербы появились давным –давно в зарубежных странах. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей. Наследственно – владельческие (принимались одновременно с унаследованием родового владения) Притязания (притязание на какое-либо владение) Должностное (Присваивались почётной должности или званию и переходили по наследству к знатным фамилиям.) Благочестия (за заслугу в пользу церкви.) Пожалования (были знаком королевского покровительства и представляли собой герб государя, помещённый в герб рода, города и т.п. Загадочные (это гербы, в которых допущено бросающиеся в глаза нарушение какого – либо геральдического правила, сделанное намеренно, с целью вызвать вопрос, по какой причине оно было допущено.Этим способом увековечивалось какое-либо событие, подвиг или особое отличие в истории рода, города или страны).
Специальные люди – герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением. Была выработана даже целая система строгих правил, по которым составлялись гербы. Форма щита варяжская итальянская испанская французская германская
Носителем герба являлся щит, который составлял необходимую существенную часть полного герба. Поверхность гербового щита могла быть одноцветной или окрашенной в несколько цветов, разграниченных линиями. Первоначально использовались красный, синий, белый цвета. Позднее к этим цветам добавились зелёный, жёлтый или золотой, пурпурный или оранжевый.
Какое символическое значение имеют цвета? Жёлтый Белый Червлёный (тёмно-красный) Голубой Зелёный Пурпурный (красный с оттенком синего) чёрный
Ответ: Жёлтые и белые цвета соответствовали цвету золота и серебра. Золото считалось символом богатства и справедливости, серебро- символом невинности и чистоты. Использовались ещё 5 цветов: червлёный( тёмно-красный)- символ любви, смелости, голубой- символ красоты и величия; зелёный- символ изобилия; пурпурный( красный с оттенком синего)- могущества; чёрный – мудрости.
Презентация «Геральдика» (5 класс)
Выбранный для просмотра документ p11.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Геральдика Введение в историю
Как появились гербы? Первыми гербами можно считать и изображения, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира. Уже в 3-м тыс. до н. э. символом у шумерских государств был орёл с львиной головой. Известны также: змея Египта, орёл в Персии и Риме, коронованный лев Армении. В Древней Греции – сова Афин, крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др. Птица Анзуд. Шумер Сова. Афины Около тысячи лет назад, в Средние века, на полях боёв и на специальных воинских соревнованиях – турнирах – в Европе сражались профессиональные конные воины, которые считались людьми благородного происхождения. Их называли рыцарями (от немецкого слова, обозначающего «всадник»).
Как появились гербы? Чтобы выбрать на поле боя или на турнире достойного противника, нужно было узнать, принадлежит ли он к благородному сословию, достойному роду, совершил ли он уже какие подвиги. Даже если шлем был открытый, рыцарь не всегда мог узнать другого рыцаря в лицо. Рыцари стали использовать специальные отличительные изображения – гербы. Они наносились на щиты и на знамёна рыцарей, изображались на шлемах, вышивались на одежде владельцев и попонах лошадей. Ими украшали ворота замков и домов, посуду и мебель, вырезали на печатях. Гербы имели такое же значение, как и имя их владельца, только имя можно было услышать или прочитать, а герб – увидеть издалека.
Герольды Поэтому появились люди, которые специально изучали гербы и историю родов, ими обладавших, читали и истолковывали гербовые изображения. Таких людей называли герольдами (от латинского Heraldus – глашатай), а их занятие – геральдикой. Герольды Часто они выступали как глашатаи на турнирах, к их помощи прибегали рыцари, когда у них возникали затруднения при истолковании герба противника. Гербов постепенно становилось всё больше, они делались всё сложнее и сложнее. Каждый рыцарь уже не мог запомнить все гербы и понять их содержание. Гербовник XV столетия, представляющий щиты рыцарей Нормандии. Постепенно правила составления герба стали одинаковыми для всех государств. Герольды тщательно следили за их соблюдением.
Элементы герба В геральдике существуют строго определенные типы щитов. В каждой стране приживался тот, или иной тип. В Германии не придерживались строгих правил, поэтому немецкие щиты имели причудливую (вырезную) форму. Особую форму имели женские гербы. В их основе лежали или овал, или ромб. Если положение женщины менялось, о изменялся и ее герб. У замужней женщины разрешалось использование формы и изображений щита мужа. Если женщина становилась вдовой, то щит вновь становился овалом, или ромбом.
Значение гербов Так же как и генеалогии, гербы рассказывают историю дворянских родов, но не в словах или схемах, а в изображениях. Иногда их рассказ правдив, а иногда содержит и вымыслы, включённые чтобы добавить роду древности и заслуг, чтобы было основание требовать для себя большего почёта и уважения. Герб князей Багратионов, которые заявляли о своем происхождении от еврейского царя Давида (на щите – арфа Давида; праща и камень убивший Голиафа).
Значение гербов Постепенно гербы появились у государств как символ их независимости. Как правило, это были изображения из гербов королей, великих князей, царей возглавлявших эти государства. Возникли также гербы у городов и у живших в них групп ремес-ленников одной профессии – цехов. Во всех случаях они символизировали независимость и значительность обладателей герба, их особые исключительные права. Гербы основных европейских монархий (слева направо сверху вниз): Пруссия, Австрия, Венгрия, Бавария, Россия, Германия, Великобритания, Саксония, Италия, Испания, Вюртемберг. Гербы студенческих братств из университета в Гелдельберге Средневековая гербовая грамота свечников Лондона, 1463 год.
Задание Выполните задание
Д.з. Попробуйте нарисовать и описать герб вашей семьи или ваш личный герб?
Выбранный для просмотра документ test4.ppt
Изобразительное искусство. 5 класс
Конспект урока
«Изобразительное искусство» для «5» класса
Тема урока «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы часть 1»
В рамках урока мы познакомимся с рыцарскими гербами, их формой, с почётными геральдическими фигурами разнообразных видов, расположенными на щите герба. Увидим негеральдических фигур в украшении гербов, имеющих условно-изобразительный характер, а также познакомимся с символическим значением некоторых из них.
На уроке мы узнаем:
Глоссарий по теме урока:
Геральдика—наука о составлении, истолковании, изучении гербов и одно из самых условных орнаментальных искусств.
Герб (нем. erbe — наследство) — отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и т. д.
Геральдические фигуры — неизобразительные символы, которые располагались на щите герба и делили его на несколько полей определённого цвета.
Негеральдические фигуры — изобразительные символы; естественные: человек, животные, растения, различные явления природы, планеты, звёзды; искусственные: постройки, корабли, атрибуты власти, войны, охоты, предметы быта, орудия труда; фантастические: единорог, дракон, сказочные птицы и др.
Щит — основа герба. Может иметь разную форму.
Щитодержатели — звери, люди или вымышленные существа, которые держат на гербе щит.
Открытые электронные ресурсы:
Отличительным знаком рода или племени у древних людей были изображения животных, птиц, растений и явлений природы (река, орёл, медведь, дуб, змеи и так далее). Такое изображение называется – тотем. «Тотем» – на языке североамериканских индейцев племени Оджебве означает «его род». Члены рода или племени, чтобы обозначить свою принадлежность наносили изображение тотема на тело красками или в виде татуировки. Тотем рисовали на украшениях, одежде и других предметах. Можно сказать, что тотем был первым гербовым или отличительным знаком человека, рода, поселения.
В Средние века воины принимали участие в специально организованных боях или соревнованиях – турнирах. В турнирах могли принимать участие воины – рыцари (от немецкого слова, обозначающего «всадник»), которые отличались благородным происхождением.
Для поединка выбирали соперника, принадлежащего к благородному и достойному роду, имевший победы в других поединках. Для этого придумали отличительный знак – герб.
Герб (немецкий erbe — наследство) — отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и так далее.
Герб обозначал принадлежность к определённому роду или сословию. Позже уже сложно было запомнить и распознать гербовую символику, поэтому появились люди, которые специально занимались изучением гербов и истории родов, чтением и толкованием гербовых изображений. Таких людей называли герольдами (от латинского Heraldus – глашатай), а их занятие – геральдикой.
Геральдика — наука о составлении, истолковании, изучении гербов и одно из самых условных орнаментальных искусств.
Чтобы научиться толковать и разбираться в гербовых знаках и символике гербов, надо знать основные составные элементы герба – это корона, мантия, нашлемник, намёт, шлем, щит, щитодержатели, девиз, основание.
В центре герба располагается щит, он является обязательным гербовым элементом. Треугольная форма была самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики. Позже появились щиты самых разных форм.
Так причудливой (вырезной) формой отличались немецкие щиты. Особой формой щита является ромб, он использовался в геральдике женских гербов.
Часто щит был разделён на части, каждая из которых называется полем.
Для деления щита на части использовали геральдические и негеральдические фигуры.
Огромное значение в геральдике уделяется цвету.
На больших государственных гербах, на гербах монархов и высшей аристократии изображается мантия. В российских гербах изображение мантии присутствовало только на гербах князей. Мантия была пурпурного цвета, с отделкой из горностая, стянутая по углам золотым шнуром с кистями. Иногда над мантией размещался шатер – сен.
Над мантией изображалась корона, которая указывала на титул владельца герба. Существовала целая система определения корон от баронской до императорской. Позже корону использовали как декоративный элемент.
Над щитом располагался шлем, который соответствовал, боевому шлему владельца. Верхушка шлема была украшена навершием (нашлемником) или наметом, который служил дополнительным опознавательным знаком.
Фигуры животных или людей поддерживали щит с обеих сторон. Эти элементы называются щитодержателями. Изображения щитодержателей обозначали животных, характерных для той или иной местности или символизировали святых покровителей.
Позже гербы стали появляться и групп ремесленников одной профессии – цехов. На них изображались профессиональные инструменты или предметы обозначавшие профессию. На гербе у портных изображались ножницы, у перчаточника – перчатки, у мельников – мельницы. Распознать их было не трудно.
Знатные синьоры и рыцари носили так называемые «Гербовые платья». Рисунок герба наносился на ткань налатника (короткий плащ, надевавшийся на латы). Затем гербовые знаки вышивали золотом и серебром с примесью шелковых ниток на военном платье. Цвет платья соответствовал цвету гербового поля. На платье знатной дамы изображали сразу два герба – герб мужа и герб своего отца, что подчеркивало статус происхождения. Гербы объединялись в одном условном поле щита или располагались рядом по сторонам: слева — герб отца, справа — герб мужа.
Гербовые изображения наносились на перстни и украшения и использовались в качестве печати. Позже гербы стали печатать на монетах. Как символ независимости появились национальные гербы у отдельных государств. Гербы датского и английского королевств считаются старейшими гербами.
Герб создаётся по сложившимся за многие века принципам и правилам геральдики. Герб может обозначать семейные традиции и преемственность поколений, но в первую очередь, он является представителем своего владельца, его изобразительным именем.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1.Название задания. Основные элементы.
Текст задания. Выберите основные элементы герба.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
2.Название задания. Формы щитов.
Текст задания. Установите соответствие между изображением герба и его названием.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
«О чем нам рассказывают гербы». 5-й класс
Разделы: МХК и ИЗО
Класс: 5
1-й урок
Оборудование: проектор, компьютер, работы учащихся разных лет.
Музыкальный ряд: средневековые баллады в исполнении группы “Blackmore’s Night”.
Материал для работы учащихся (на компьютере):
Приложение 2: папка со вспомогательным раздаточным материалом.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности рабочего места.
2. Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации)
Учитель: Ребята, скажите, изображение какого символа России вы видите?
А вы знаете, что такое герб, и о чем он может нам рассказать?
Сегодня, и на следующих уроках, мы будем изучать с вами тему “О чем нам рассказывают гербы”. Те знания, которые вы получите, пригодятся вам на уроках истории в 6 классе, и вы будете уметь “читать” гербы, например, герб России.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь написаны вопросы, которые помогут нам ориентироваться в море информации, и на которые в конце урока я хочу от вас услышать ответы.
3. Объяснение нового материала
Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.
Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности – эмблемы.
Собственно герб появился в раннем средневековье, в X-XI веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. На турнир они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо. Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно.
И вот, чтобы зрители могли узнавать рыцарей, на щитах и знаменах (флагштоках), у них появились особые знаки. Такие знаки стали передаваться по наследству – от отца к сыну, потом – к внукам и правнукам. Это уже был знак не одного рыцаря, а целого рода. Он стал называться “гербом”, что в переводе на русский язык означает “наследник, наследство”.
На рыцарских турнирах присутствовали распорядители – герольды, в обязанности которых входило подавать сигналы к бою, распознавать рыцарей по их убранству. Со временем герольды стали устанавливать жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок, и кому их дозволено носить. Так возникло искусство составления гербов – геральдика. Образовалась геральдическая азбука.
Все в композиции герба имеет важное значение и несет информацию о владельце.
Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.
Остановимся поподробнее на элементах герба.
Щит – главная часть герба. Первая форма была треугольная.
Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический (у дам), круглый, квадратный.
В настоящее время употребляется исключительно французской формы – прямоугольник, основание которого 8/9 высоты, выступает в середине нижней части и имеет закругленные углы.
За проступок в наказание отрезали угол щита.
Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.
Композиция, например, способ разделения поля, названа “делением”, основные рисунки – “ординариями”, изобразительные символы на щите герба – “загрузкой”.
Дополнительная информация (можно не “озвучивать”):
Часто встречается изображение:
коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель)
Геральдика представлены деревьями – дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами – роза, лилия (геральдическая и натуральная 45–46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь.
Искусственные фигуры представлены предметами военного быта:
Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).
В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые “гербовые платья”. Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами – символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке.
Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.
4. Закрепление знаний по теме
Давайте вернемся к гербу России. Из каких элементов состоит герб? Как вы думаете, что они означают? Какие цвета используются?
После ответов детей учитель щелчком мыши открывает правильные ответы и идет проверка ответов учащихся.
1. Практическая работа
Обратите внимание на доску. Сейчас я покажу вам способ создания герба в технике коллажа в программе PowerPoint.
Учитель показывает, как использовать папку с шаблонами, с помощью которого создается основа и последующие части.
Учитель работает с заранее заготовленными формами, прикрепляя их последовательно.
На глазах у ребят в течение двух-трех минут появляется готовый герб.
Задание учащимся: Представьте себе, что вы – древние рыцари и вам необходим свой герб. На сегодняшнем уроке вы выполните эскиз герба в технике коллажа на компьютере, пользуясь знаниями о форме гербов, символике цвета, символике качеств животных, растений и предметов, и правилах их изображения.
Попробуйте придумать девиз, который подходил бы к изображенному вами гербу.
Вспомогательные материалы с информацией лежат у вас на рабочем столе в папке “Геральдика”.
Выполненные вами гербы сохраните, пожалуйста, в этой же папке.
Учащиеся выполняют практическое задание.
В это время звучит музыка средневековых баллад.
2. Итог урока
Задание выполнялось в активной творческой атмосфере, школьники были увлечены работой, гербы получились интересные и выразительные.
Два-три наиболее удавшихся герба можно вывести на экран и обсудить их.
Итак, сегодня мы с вами познакомились с гербами, их символикой, попробовали создать свои гербы. А сейчас давайте вернемся к вопросам на доске и ответим на них.
Выставляем оценки за урок (не всем, а только тем, у кого работы наиболее удачны, остальные – комплексная оценка).
7. Домашнее задание
1-я группа готовит сообщение о гербе Московской области.
2-я группа готовит сообщение о гербе Каширского района.
3-я группа готовит сообщение о гербе сельского поселения “Топкановское”.