Что такое гидроблейд в фигурном катании
Шпагат в воздухе, левитация и другие суперэлементы фигуристов. Фотографии, которые удивляют
Последнее время фигурное катание ассоциируется у зрителей исключительно с четверными прыжками, но это, конечно, упрощение — на самом деле фигуристы делают множество других сложнейших трюков, поражающих воображение не только в динамике, но и в статике.
В подборке «Матч ТВ» — уникальные элементы в исполнении Трусовой, Валиевой, Коляды, Ханю и других, которые отвергают законы физики и суперэффектно выглядят на фото.
Кантилевер. Александра Трусова
Первым исполнителем кантилевера считается Илья Климкин — эту спираль даже называют «кораблик Климкина». За последние сезоны элемент стал визитной карточкой Александры Трусовой — она использует его в каждой соревновательной программе и на показательных выступлениях. Смотрится эффектно — как супергероиня, стремящаяся пройти под опасными лазерными лучами. Требует выворотности бедренных и коленных суставов, сильных ног и спины — опуститься в кантилевер еще полдела, а вот аккуратно из него подняться действительно сложно.
Бауэр, ина бауэр. Юлия Липницкая
У Юлии Липницкой было сразу несколько фирменных элементов — бильман с захватом за голень и вращение в плотной затяжке на высочайшей скорости, а также бауэр — разновидность спирали, когда ноги стоят на разных ребрах, но параллельно друг другу. Таким образом фигуристка движется по дуге с драматичным прогибом в спине.
Липницкая не единственная, кто исполняет бауэр, но по совокупности прогиба и продолжительности скольжения в этой позе, а еще вписанности в музыку в «Списке Шиндлера» ее можно назвать одной из лучших исполнительниц.
Флажок. Камила Валиева
Еще одна фигуристка с яркой индивидуальностью во всех элементах, требующих растяжки и выворотности, — Камила Валиева. Флажок, кстати, входит в число первых спиралей, которые разучивают начинающие спортсмены, но в случае с Камилой он доведен до абсолюта и никак не напоминает легкий детский элемент. Опорная нога прямая, свободная нога максимально поднята к корпусу, и в этом положении Валиева завершает одно из своих фирменных вращений — с центровкой и на скорости.
Вращение с ногой за головой. Даниэль Грассль
У этого элемента пока нет официального названия, но, возможно, однажды его будут именовать «грассль». У итальянского одиночника Даниэля Грассля индивидуальный подход к фигурному катанию — своеобразная группировка в прыжках и попытки делать необычные вращения. Эта версия на одной ноге с ногой, заведенной за голову, — одна из самых узнаваемых позиций в арсенале Даниэля.
Бедуинский прыжок. Алена Косторная
Бедуинский прыжок еще называют «бабочкой». Особенность — плечи в течение всего прыжка остаются параллельными льду, а ноги показывают мощный круговой мах. Фигурист как бы лежит на плоскости, параллельной льду, а на фото — как будто левитирует. Используется как связующий элемент во вращении, а также как самостоятельный прыжок в дорожке шагов.
Чинян. Андрей Мозалев
Внешне это похоже на волчок в полете, и по факту таковым и является. Основное требование к чиняну — чтобы была принята позиция волчка в воздухе, с бедром, параллельным льду. После приземления из этого положения фигурист обычно продолжает вращение в волчке, либо же потом меняет позицию.
Волчок в складке. Михаил Коляда
Волчок считается классической позицией во вращении, но его вариация в плотной складке более сложная. Прежде всего потому что она требует развитой гибкости для плотного прилегания линии тела к линии свободной ноги. Опорная нога при этом должна выдержать вес тела на нужной скорости в должном количестве оборотов без потери центровки.
Заклон. Сатоко Мияхара
Заклон — базовая позиция во вращении, имеющая свои особенности у каждого фигуриста. Кто-то склоняет только одно плечо, кто-то держит руки вместе, кто-то — разводит их. У японки Сатоко Мияхары заклон получается со спиной, уложенной практически параллельно льду, и с замком рук.
Кораблик. Эшли Вагнер
Разновидность спирали, когда лезвия обоих коньков стоят на одинаковом ребре. Выглядит визуально довольно легко, однако поставить так ноги в линию в одной плоскости сложно даже без коньков. Требует не столько растяжки, сколько выворотности и баланса.
Бильман. Елена Радионова
Говорят, что первой вращение с поднятой за головой ногой выполнила Тамара Братусь (она же Тамара Москвина), но вращение назвали по имени другой исполнительницы Дениз Бильман. Бильман требует растяжки, гибкости позвоночника и здоровой спины — именно поэтому он пропадает у многих взрослых фигуристок и почти отсутствует у мужчин.
Классический вариант бильмана был у Елены Радионовой — захват свободной ноги за лезвие и положение корпуса и рук, образующее силуэт бутона тюльпана.
Либела с захватом ноги. Алина Загитова
Либела — еще одно название всем нам известной ласточки. Либела бывает качающаяся (с переменой положения корпуса), обратная (с разворотом лица или корпуса полностью к потолку), бывает и с захватом ноги. Иногда она так и остается финальной позицией, а иногда бывает промежуточным положением к переходу во вращение в колечке.
Наглядный пример либелы с захватом ноги — у Алины Загитовой.
Прыжок в шпагат. Джейсон Браун
Прыжок в шпагат на льду выглядит впечатляюще, потому что, отталкиваясь зубцами на скорости, фигурист выпрыгивает на высоту борта. Тут все просто — чем лучше растяжка в шпагат, тем качественнее получится элемент. Шикарные прыжки в шпагат были у Саши Коэн, а из мужчин можно выделить Джейсона Брауна.
На что стоит обращать внимание в хорошо выполненном прыжке в шпагат? Прямые колени, развернутое бедро и носки — передний тянется вперед, насколько позволяют ботинки, а задний направлен вправо и вверх.
Гидроблейд. Юдзуру Ханю
Основной принцип этого элемента — в сильном приседании на глубокое ребро (внешнее или внутреннее) с значительным наклоном корпуса параллельно льду. Фигурист движется по крутой дуге, держа ноги либо скрещенными, либо вынося одну ногу вбок. Название объясняется визуальным впечатлением, как будто спортсмен зависает над водной гладью. Гидроблейд — бренд-элемент для японца Юдзуру Ханю, хотя им владеют многие. Каждое его исполнение Ханю заставляет трибуны визжать от восторга.
Бэкфлип. Нейтан Чен
Сальто запрещено правилами к исполнению в соревновательных программах ввиду его высокой травмоопасности. Но некоторые отчаянные ребята все же делают сальто на шоу — по отталкиванию и направлению прыжка этот элемент еще называют бэкфлип. Кстати, женщины тоже его прыгали — например, француженка Сурия Бонали.
Бантики и пуфики – баттл
Выражаем благодарность пользователю Чуаньхуа за помощь с поисками видеоматериалов.
Сегодня у нас будет необычный баттл между фигуристами – не альтернативной музыки к их программам, а сравнивание их умений приукрашивать свои прокаты разнообразными по выражению профессора А.Н. Мишина «бантиками и пуфиками».
Очень распространено мнение, что компонентные фигуристы катаются более разнообразно, чем не обладающие высокой второй оценкой, а уж кантилевер Шома Уно так вообще пытаются «продать» как откуп за его отсутствие сложных шагов перед сольным прыжком в короткой программе и другие многочисленные технические недостатки. Вот мы вместе и разберемся сейчас, какими достоинствами обладают самые обсуждаемые мужчины-одиночники сегодняшнего дня.
В нашем обзоре присутствуют три участника: Юзуру Ханю, Шома Уно, Боян Цзинь.
Для оценки хореографических талантов мы используем такие элементы хореодорожки, как ина-бауэр, кораблик, прыжок-шпагат, кантилевер и гидроспираль. Будем присваивать за хорошее исполнение элемента 1 балл, за не очень хорошее/надежное исполнение – 0,5 балла, за не владение – ноль. А в конце посчитаем, кто набрал больше баллов.
1) Ина-бауэр
Эталонное исполнение Шизукой Аракавой
Элемент похож на кораблик, но ноги в нем стоят не во второй позиции (не на одной линии), а ближе к четвертой (параллельно друг другу). Нога, которая находится сзади, всегда стоит на внутреннем ребре, а та, что спереди, может быть на внутреннем или на наружном.
Прогиб в спине не является обязательным, но очень эффектен. (с)
Бауэр от Юзуру Ханю
Очень хорошее исполнение, почти что как у Аракавы. Ставим +1.
Бауэр от Шома Уно
Не существует. Все, что нам удалось найти – это секундные поворотики на внутренних ребрах в позе бауэра, что полноценным бауэром не является. Ставим за исполнение 0.
Бауэр от Бояна Цзиня
Извините за качество гиф, к сожалению, это максимальный размер видео, который мне удалось выудить из твиттера. Прогиб в спине Боян делает небольшой, но это по требованиям к исполнению не обязательно. Как мы видим, фигурист элементом владеет и вполне уверенно. Ставим ему +1.
2) Кораблик (Spread eagle)
Скольжение на двух ногах на наружных или внутренних ребрах в выворотном (пятки смотрят друг на друга) положении. (с)
Отличный кораблик внутрь в исполнении Саши Коэн
Кораблик Юзуру Ханю
Уверенное расслабленное исполнение, Ханю очень любит вставлять этот элемент перед и после каждого прыжка и иногда вместо. Поставим ему +1, отгоим по-полной.
Внешний кораблик Шома Уно
Этот элемент Шома очень любит и вставляет его практически перед каждым прыжком. Внутренним корабликом Шома тоже владеет уверенно, поэтому получает +1.
Внутренний кораблик от Бояна Цзиня
Исполнения внешнего кораблика найти не удалось. Поставим ему +0,5 в связи с тем, что внешний кораблик у Бояна пока находится под вопросом.
3) Прыжок-шпагат (луч-шпагат)
Несоревновательный зубцовый прыжок в позицию поперечного шпагата в воздухе. Распространенные заходы: с ритбергерной или с флиповой тройки. Выезд как правило козликовый (с).
Исполнение шпагата Джейсоном Брауном
Прыжок шпагат Бояна
Этот шпагат не больше 180, как у Саши Коэн, но Саша в прошлом занималась художественной гимнастикой, поэтому ее растяжка уникальна даже для женщин. Для мужчины в этом элементе достаточно неполного шпагата (еще раз смотрим на неполный шпагат Джейсон Брауна). Ставим +1.
Прыжок-шпагат Юзуру
Вот, нам принесли крупное видео. Ну, гордиться особенно нечем. Высота достаточная, а вот ножки выше таза не поднимаются. Даже не знаю, что с этим делать. Поставим за это произведение недошпагатного искусства 0,5. Хотя, вряд ли мы его вообще где-то еще увидим.
Шпагат Шома Уно
Внимание-внимание, редкий кадр. 🙂 Шомочка прыгает шпагатик.
Почему шпагатик? Потому что не очень понятно, то ли он прыгнул, то ли просто широко шагнул)))
По такой высоте и не понятно). К слову, один из поклонников японского дарования объяснил нелобовь Шома к этому элементу тем, что по его словам Шома боится его исполнять). Нет, как хотите, а за этот метр надо льдом, да еще и с паническим страхом, я больше 0,5 поставить не могу.
4) Кантилевер
Корабликоподобная спираль. Ноги сгибаются в коленях и подаются сильно вперед так, чтобы таз оказался прямо над коньками, а корпус укладывается назад параллельно льду и максимально низко. Есть вариации с касанием одной или двумя руками льда как в мостике.(с)
Кантилевер Климкина. Мда, элемент на любителя, так же как и А-спин.Особенно хорош ракурс спереди.Лично мне совершенно не хочется, чтобы мои любимые фигуристы в позе рожающей женщины ездили по катку.
Кантилевер Юзуру Ханю
На 46:17 минуте въедливый комментатор нашел кати-левер от Ханю. На мой взгляд формально элемент выглядит исполненным. Кто знает, почему Ханю никогда его не исполняет на шоу, и даже тогда, когда он и Шома должны были выезжать симметрично (на представлении японской команды), Шома сделал кантилевер, а Ханю не стал. Возможно Ханю в этом элементе не уверен.
Но мы поставим все равно +1 (аттракцион неслыханной щедрости).
Кантилевер Шома Уно
Самый обожаемый Шома элемент, который завершает все его программы на музыкальной коде. Звучат даже отдельные забавные разговоры, что Шома – единственный исполнитель кантилевера среди мужчин. Ставим ему в зачетку +1.
Кантилевер Бояна Цзиня
Видно, что Бояну неудобно удерживать равновесие в таком положении (природа так распорядилась, что ноги у него в полтора раза длиннее, чем у Шома Уно), но элементом Боян владеет, хотя и не очень уверенно. И получает он у нас 0,5.
Гидроблэйд (гидроспираль)
Эталонная гидроспираль назад-внутрь в исполнении Крейга Хита. Как видим, обе руки находятся на льду, корпус надо льдом очень низко, параллелен льду. Высшая точка надо льдом – попа бедро.
Гидроспираль от Юзуру Ханю
Как видим, Ханю предпочитает делать гидроспираль без простирания вдоль льда, лишь наклоняясь, придерживаясь за лед одной рукой. От этого его гидроспираль не получается низкой, зрелищной, как у Крейга, но тоже любопытный вариант. Ставим +1 (за собственное прочтение).
Гидроспираль Бояна Цзиня
Гидроспираль от Шома Уно
ИГОГО, подведение итогов.
Юзуру 1+1+1+0,5(выцыганили)+1=4,5
Шома 0+1+0,5+1+0=2,5
Боян 1+0,5+1+0,5+1=4
Вот такая прямо скажем печальная статистика.
К обсуждению приглашаются все поклонники китайского и японского народного кати-ливера творчества, а так же их родители и собачки. Молодцы, что дочитали до конца, вы настоящие энтузиасты.
11 способов нестандартно зайти на прыжки. Часть вторая: риттбергер
Краткое предисловие: если вы не видели предыдущую часть про флип, то советую сначала просмотреть её — там есть, например, небольшое вступление про сущность самого понятия «сложный заход». А ещё в конце поста я добавил вариант, предложенный вами, читателями — действительно красивый заход от Джейсона Брауна, за что ещё раз выражаю огромную благодарность. Теперь к риттбергеру.
Заход первый. Крюк в исполнении Виктории Васильевой.
Начнём с одного из самых тривиальных вариантов — крюка. Этим заходом владеет Морис Квителашвили, а когда-то его прыгала и Вика Васильева.
В сезоне 2020/2021 Морис прыгает риттбергер иначе, про качество говорить нечего, поэтому особой нужды останавливаться на крюке не вижу, дальше будет интереснее.
Заход второй. Многократные тройки в исполнении Эмбер Гленн и Каори Сакамото.
Наверное, самый популярный вариант. Подобным образом риттбергер прыгали Каори Сакамото, Алексия Паганини, Карен Чен, Эмбер Гленн, Кейдзи Танака, Николь Шотт, Анна Щербакова ещё в её программе «Dreamcatcher», и весь этот список явно неполный, но выделяется заход на прыжок в исполнении Каори.
Две гифки, два варианта исполнения. В сравнении особенно заметны различия в лёгкости и безусильности исполнения. На самом деле, вариант Эмбер не вот чтобы плох — встречаются и хуже, где и повороты помедленнее, и владение корпусом менее уверенное, но с Каори и её заходом (ещё и с ласточки!) вряд ли кто-то может тягаться. Красота.
Заход третий. Кораблик в исполнении Анастасии Гуляковой.
Роскошный, длинный кораблик перед риттбергером раньше вставляла Настя Гулякова, но сейчас, увы, сложного захода на этот прыжок у неё нет.
Из более свежих примеров сезона уже нынешнего — Ю Ён и Дарья Усачёва.
Заход четвёртый. Выкрюк в исполнении Алёны Косторной, Евгении Медведевой и всех-всех-всех.
Казалось бы, всего лишь один сложный поворот, зачем напрягаться, но реальность такова, что этот поворот правильно выполняют очень-очень редко. Да и к чему? Судейские правила никак чистоту рёбер не регламентируют, а иногда хотелось бы.
На замедленной гифке с Алёной Косторной заметно, что изначально она фиксирует наружное ребро, показывая, что сейчас будет выкрюк, но задолго до поворота меняет его на внутреннее, и в итоге получается достаточно несложная тройка. И эта техника встречается у очень многих.
Любопытно, что через этот же заход прошли практически все фигуристки Хрустального, и это отмечал в не самом приятном интервью Александр Волков:
— На мой взгляд, программы в группе Тутберидзе все одинаковые. Возьмите любую, поменяйте музыку и ничего не изменится. Одинаковые заходы на прыжки у всех фигуристок. Если риттбергер, то он условно будет с выкрюка.
За резкие высказывания в стиле «поменяйте музыку и ничего не изменится» говорить не буду, но по поводу риттбергера Волков попал в точку: через выкрюк прошли и Евгения Медведева, и Алина Загитова.
А ещё Полина Цурская, Анна Щербакова, Александра Трусова. Более того, выкрюк перед риттбергером был характерен не только для спортсменов Хрустального! Причём акцент в этой фразе не на Хрустальный, а на спортсменов.
Как видите, у Даниила Марковича заход даже более сложный. Перед выкрюком, о котором идёт речь, он делает ещё один, а после него — ещё и двукратную тройку. При этом он покрывает этим заходом практически весь каток! Мне же остаётся только извиниться, что гифка с таким выездом.
Впрочем, прошло довольно много времени с момента интервью, и сейчас можно с уверенностью сказать — тренерский штаб Тутберидзе стал подбирать заходы на риттбергер более разнообразные.
Ещё из любопытного — от варианта с выкрюком со временем отказались вообще все фигуристки из списка выше, некоторые сольный риттбергер и вовсе не вставляют в программы. Словом, жаловаться практически не на кого.
Сейчас риттбергер с выкрюка выполняют, например, Брейди Теннелл и Софья Муравьёва, а это вариант от ученицы Виктора Кудрявцева Агнеты Латушкиной:
Заход пятый. Кантилевер в исполнении Софьи Акатьевой.
Чем же ещё разнообразил заходы на риттбергер Хрустальный? Освободившуюся вакансию на исполнение кантилевера с успехом закрыла Соня, и использовала его в произвольной программе этого сезона. И это не только эффектно, но и безумно сложно — кантилевер и так могут исполнить единицы в мире, а здесь ещё нужно встать и сразу же сделать прыжок в три оборота.
Впрочем, надолго кантилевер перед риттбергером не задержался, уже после юниорского первенства Москвы его оттуда убрали. Но то, как тасовались заходы между прыжками в произвольной программе Сони в этом сезоне — отдельная захватывающая история.
Заход шестой. Спираль «флажок». и снова в исполнении Софьи Акатьевой.
Пока кантилевер последовательно переезжал на другие прыжки, перед риттбергером устоялась иная версия довольно непростого захода — спираль флажок. Ехать в ней длительное время по прямой сложновато, потому что Соня держит свободную ногу сразу двумя руками, и в такой позиции её может немного закручивать.
В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы Соня прыгала риттбергер сразу же после поворота из спирали, но и такой вариант исполнения впечатляет.
Заход седьмой. Крюк+выкрюк в исполнении Шомы Уно и Эндрю Торгашева
Усложнённая версия захода выкрюком, но здесь есть на что посмотреть и обратить особое внимание. Тому же Шоме я, так и быть, даже готов простить некоторые технические огрехи вроде подтормаживания свободной ногой на выкрюке по одной простой причине — риттбергер-то четверной.
А может, и не готов. В любом случае, вставить сложный заход перед крайне сложным четверным — очень смелое решение, заслуживающее уважения.
Эндрю Торгашев квадом хоть похвастаться и не может, а вот небольшим гидроблейдом перед связкой — вполне, да и рёберность у него отменная.
Заход восьмой. Бести + бауэр в исполнении Андрея Мозалёва
Кораблики со спиралями были, кантилевер был, гидроблейд тоже, какие ещё в запасе остались средства выразительности у фигуристов? Бести и бауэр.
Хоть Андрей долго в них и не сидит, смотрится всё равно гармонично и достаточно нестандартно.
Заход девятый. Бильман + крюк в исполнении Дарьи Усачёвой
Если внимательно присмотреться, то этот вариант очень похож на её заход на флип из предыдущего поста, но адаптирован под совсем другой прыжок, да и на один выкрюк стало поменьше.
Впрочем, его сложности и эффектности это не отменяет!
Заход десятый. Ойлер+крюк+выкрюк+перетяжка в исполнении Даниила Самсонова.
Очень внушительный набор шагов демонстрировал Даниил перед тройным риттбергером в прошлом сезоне, что, хочется верить, вместе с насыщенным выездом отразилось и на оценке за переходы.
Кстати, здесь же и кроется ответ на вопрос, можно ли использовать ойлер как часть захода. Можно, причём к другим прыжкам будут примеры и полюбопытнее.
Заход одиннадцатый. Скобка+выкрюк+крюк в исполнении Андрея Кутового.
А на десерт — один из самых артистичных юниоров Андрей Кутовой и его сложный заход.
Татьяна Анатольевна нечасто радует зрителей какой-то технической информацией в одиночном катании, но про существование так называемого «блока» в дорожках шагов от неё наверняка слышал каждый. Блок — последовательность трёх сложных поворотов подряд на одной ноге без смены ребра, и наличие двух блоков на разных ногах уже приносит спортсмену один уровень.
К чему это я? Мастерство Андрея настолько высоко, что он может себе позволить вставлять подобные блоки не только не в дорожке, не теряя скорость, но ещё и перед тройным прыжком, что не может не восхищать. При этом, шаги не выглядят чем-то запредельно сложным благодаря хорошему владению корпусом и выразительному движению рук перед последним поворотом. Как дети в школу!
Зачастую бывает и так, что совсем-совсем неизвестные фигуристы вставляют в программы интересные детали, остающиеся незамеченными. Всех не посмотришь, да и наверняка есть какие-то иные заходы, которые я пропустил по простой невнимательности. Так что обязательно пишите в комментариях, если помните что-то ещё!
Фотография для обложки поста: Мария Катешова
Дополнение от пользователя Юлена:
Сложнейший заход на четверной риттбергер от Юзуру Ханю из короткой программы сезона 2016/2017 чоктау-выкрюк-вальсовая тройка-кораблик: