Что такое гипотеза в проекте начальная школа 4 класс
Что такое гипотеза в проекте начальная школа 4 класс
Исследовательские работы и проекты
Гипотеза исследовательского проекта
Гипотезой исследовательского проекта принято считать научное предположение, допущение, которое в ходе исследования требует доказательства или опровержения. При формулировании гипотезы своего индивидуального проекта учащийся строит предположение о том, каким образом он будет достигать поставленной цели проекта. В процессе исследования формулировка гипотезы может меняться и корректироваться. В ином варианте смотри: гипотеза исследовательской работы
Построение гипотезы является основным методом развития научного знания, выражающегося в формулировании гипотезы индивидуального проекта и ее дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке, подтверждающей или опровергающей ее.
Подтвержденная гипотеза исследовательского проекта становится фактом или теорией, а отрицательный результат сужает круг возможных теорий.
В заключении исследовательского проекта дается оценка того, соответствует ли выдвинутая гипотеза работы истине.
Гипотеза исследовательского проекта школьника излагается во введении проекта после цели с задачами и перед методами исследования. Объем гипотезы составляет 2-3 предложения. Однако все последующее исследование строится вокруг выдвинутой гипотезы с целью ее опровержения или подтверждения.
Как подготовить и сформулировать гипотезу проекта?
Формулирование гипотезы ученического проекта основывается на разнообразных догадках, которые давно высказывались, но не были доказаны или опровержены в результате исследовательской или проектной деятельности. Для подготовки гипотезы исследовательского проекта необходимо логически сформулировать свое предположение и обосновать его.
Гипотеза в исследовательском проекте
Гипотеза исследовательского проекта сопровождает весь процесс исследования от начала и до конца. Во введении к исследовательскому проекту дается формулировка гипотезы, которая в процессе проведения исследования теоретической базы в первом разделе и практических работ и расчетов во второй части проекта доказывается или опровергается.
План работы с гипотезой исследовательского проекта
Как определить гипотезу в школьном проекте. Примеры гипотез.
Гипотеза какого-либо исследования – это в первую очередь предположение или допущение, выдвигаемое в научной плоскости. Важно заметить, что гипотеза требует обязательной проверки и доказательства/опровержения в качестве результата такого испытания.
Проектная деятельность в рамках школьного исследования осуществляется для того, чтобы объяснить какое-то непонятное явление, а также его взаимосвязь с другими явлениями. По своей сути построение гипотезы является основополагающим методом получения нового научного знания. При этом проверка выдвинутого предположения может проводиться как теоретически во время изучения библиографических и других письменных источников, так и практически или экспериментально.
Как создают гипотезы
Поскольку гипотеза школьного проекта неразрывно связана с исследуемым объектом (предметом), её формулирование связано с догадками, касающимися этого предмета. Чтобы создать правильную гипотезу, нужно:
Важно! Формулировка гипотезы не должна содержать всем известных, очевидных вещей, размытых понятий и спорных моментов.
Исследовательский проект и гипотеза
Созданная перед началом работы над проектом гипотеза постоянно сопровождает исследование на каждом его этапе. Правильная работа с гипотезой заключается в:
Заключительным этапом работы над гипотезой должно стать непосредственное сравнение полученных в ходе исследований результатов с гипотезой. Именно на этом этапе нужно получить ответ, соответствует ли выдвинутое предположение действительности, подтверждается ли оно.
Пример гипотезы для различных тем
Тема проекта: Планета в пластиковой упаковке
Гипотеза: мы предполагаем, что забота о природе, хотя бы на бытовом уровне, может уменьшить отрицательное влияние на всю планету.
Тема проекта: Все о лошадях
Гипотеза исследования: я считаю, что лошадь выполняет важную роль в жизни человека. Она способна оказать такое лечение, которое не под силу современным медицинским технологиям. Лошадь является достойным животным, заслуживающим человеческой любви, заботы и уважения.
Тема проекта: Интернет-зависимость — проблема современного общества.
Гипотеза: мы предполагаем, что Интернет-зависимость влияет на психическое состояние подроста и его взаимодействие с обществом.
Тема проекта: Занятия плаванием
Гипотеза: подростки мало осведомлены об огромной пользе занятий плаванием для организма.
Доклад на тему «Проектная деятельность. Что такое гипотеза и как её сформулировать.»
Выбранный для просмотра документ Гипотеза.docx
Проектная деятельность. Что такое гипотеза и как её сформулировать.
Пpи этoм выдвигaeмaя гипoтeзa дoлжнa:
быть простой (меньше возможных допущений);
быть проверяемой, при данном уровне знаний, т. е. следствия, выведенные из неё путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать (или удовлетворять) результатам опытов, наблюдений.
гипотеза не должна быть логически противоречивой. Из противоречивой гипотезы по правилам логики можно вывести любые следствия, как проверяемые, так и противоположенные им. Противоречивая гипотеза заведомо лишена познавательной ценности.
Приёмы построения гипотез различаются по:
форме («если…, то…», «если…, то…, так как. »);
уровню (эмпирическое и теоретическое исследования);
характеру (модификационная, революционизирующая);
механизму формирования (простые: индуктивные или дедуктивные; комплексные: индуктивно-дедуктивные);
логической структуре (линейная (1 предположение) и разветвлённая (возможные следствия));
функциональному назначению (объяснительная, предсказательная, смешанная).
Уровень гипотезы заключается в ее соответствии уровню проводимого исследования: эмпирического или теоретического.
Поскольку эмпирическое исследование основывается на результатах опыта, то и гипотеза формулируется о предположении изменения (либо не изменения) конкретного явления или факта, т.е. эмпирическое исследование и его гипотеза выступают в функции установления новых фактов для последующего развития теории.
Для теоретического уровня исследований гипотеза формулируется с целью проверки теоретического знания, например, следствия из теории.
По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.
для объяснения фактов или явлений
для предсказания законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов и явлений
сочетают в себе оба предназначения
По содержанию гипотезы делятся на:
гипотезы информационного характера
гипотезы инструментального характера.
Механизм построения гипотезы
Наблюдение факта или явления
От частного к общему
Анализ теоретического материала
Предсказание возможностей (следствий) из общей закономерности
От общего к частному
Механизм построения индуктивной гипотезы заключается в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося к группе явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей экспериментатора — от частного к общему. Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него. Из выдвинутых предположений делают выводы—допущения. Ход мыслей экспериментатора — от абстрактного (общего) к конкретному.
Индуктивно—дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов.
По своему характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том, что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено.
По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.
При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.
Метод ассоциации основан на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий.
Метод инверсии, предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.
Способы проверки гипотезы.
1. на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации,
2. на основе наблюдений, опытов, экспериментов,
Для формулировок гипотез можно использовать шаблоны
1. Что-то влияет на что-то в том случае, если.
2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.
3. Что-то будет успешным, если.
4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.
Помни! Одно исследование – одна гипотеза
Упражнения на развитие умения выдвигать гипотезу.
Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? «Почему весной появляются почки на деревьях?». «Почему течёт вода?» «Почему металлические самолёты летают?» и т.д. В данном случае гипотезами могут быть:.
— «возможно, птицы определяют дорог по солнцу и звёздам».
— «может птицы сверху видят растения, по которым они определяют направление полёта»;
— «вероятно, впереди летят птицы, которые уже знают дорогу»;
— «допустим, что птицы находят в воздухе теплые потоки и летят по ним»;
— « а может быть, у них внутри есть компас, как на корабле, который и указывает им дорогу».
Приведём несколько вариантов этого задания:
— Как вы думаете, почему детёныши животных любят играть?
— Почему весной тает снег?
— Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие – днём?
— Почему цветы имеют такую яркую окраску?
— Почему летом снег в горах тает?
— Почему бывают наводнения?
— Почему зимой идёт снег, а летом – дождь?
— Почему Луна не падает на землю?
— Почему в космос летают ракеты?
— Почему самолёт оставляет след в небе?
— Почему многие дети любят компьютерные игры?
— Почему бывают землетрясения?
Детям предлагается подумать на тему: «При каких условиях каждый из этих предметов может быть полезным? Можно придумать условия, при которых будут полезны 2 или более из этих предметов?.
— проект детской площадки,
— букет полевых цветов,
Также полезными бывают обратные задания. Например: «При каких условиях эти же предметы могут быть бесполезны или даже вредны?
Задание 3. «Найди возможную причину события»
— на улицах звучит музыка,
— на деревьях появилась листва,
— пожарный вертолёт весь день кружил над лесом,
— милицейский автомобиль весь день стоял у дороги,
— медведь зимой не засну, а бродил по лесу,
Задание 4. «Самое логичное (правильное) и самое нелогичное объяснение».
Детям предлагается задание придумать два логичных и два нелогичных объяснения по следующим событиям:
— «На столе лежит открытая книга»;
— «На улицах начал таять снег»;
— «Троллейбус сигналит под окном»;
Задание станет интереснее, если придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения. Представьте себе, что мухи стали размером со слонов? Люди во много раз меньше или больше, чем сейчас, летающие деревья, поющую реку,
Холодное солнце и дождь из конфет т.д.
Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых важных желания каждого человека на земле? Если бы никогда не наступала ночь? Если бы люди не умели писать, читать и т.д.
Задача: научить учащихся использовать свое воображение и предвидеть высказывания.
Выбрать видеосюжет с конкретной ситуацией. Эпизод должен быть законченным.
Объясните ученикам, что будете работать с кнопкой “Стоп” и задавать вопросы по сюжету.
Фрагмент демонстрируется со звуком и изображением. Учитель нажимает на кнопку “Стоп” в том месте, которое он заранее определил. Учащиеся выполняют задание.
О чем они говорят? (учащиеся предугадывают диалог)
Что же дальше? (На экране представлен диалог между двумя героями. Нажать кнопку, когда прозвучит вопрос одного из героев. Предложить учащимся придумать ответ и последующие события)
Задание 7. «Зачем тебе это?»
Скажите учащимся, что у вас для них есть предмет, который вы отдадите в подарок тому, кто убедительнее всех докажет, что ему действительно нужен этот предмет. Предмет может быть не очень ценным, но тогда ученикам придется включить все свое воображение, чтобы доказать, что этот предмет так необходим.
Задание 8. «Показания свидетелей»
Командная игра, где одна команда – “детективы”, а другая – “свидетели”. “Детективы” должны догадаться о ситуации по “свидетельским показаниям”.
Должно быть, она любит читать.
Должно быть, урок был скучным.
Он, наверное, не готовился к тесту.
Кажется, кто-то стоит за дверью.
Уже пора идти домой.
Она, наверное, иностранка.
Из газеты или журнала выберите краткий заголовок, например, “ Потери нефти на западном побережье ” и запишите его на доске. Учащиеся должны постараться восстановить полное предложение, например, “ На западном побережье произошла утечка нефти ”. Учащиеся расширяют предложение, победителем станет тот, кто составит самое длинное и информативное предложение.
Напишите на доске несколько восклицаний (не более десяти). В парах или группах учащиеся выбирают одно из восклицаний, придумывают, какое действие могло вызвать это восклицание и записывают предложение, дающее описание этого действия. Например, выбрав восклицание “Что?”, учащиеся могут записать: “Человек не расслышал сказанного”.
Затем пары или группы продолжают работу в течении двух минут и после этого зачитывают свои предположения в классе. Класс должен угадать, какое восклицание может последовать за данным предложением.
До свидания! Не повезло!
Упражнение 1 1 . “Гипотезы по картинкам”.
соотнесение графической информации сопровождающей текст с различными деталями текста.
Многие из нас, оказываясь перед кинотеатром, пытались по афише определить содержание фильма. Обычно в такой ситуации большое значение имеет название фильма. В нашем задании мы предлагаем усложнить ситуацию и угадывать только по картинке. Необходимо выбрать 4 иллюстрации сопровождающие текст. Желательно, чтобы текстовая подсказка была полностью исключена.
1.Разделить класс на группы по 4-5 человек. Каждая группа имеет свой набор картинок.
2. Записать наводящие вопросы на доске и попросит учащихся ответить на них:
— Что мы можем узнать о периоде, во время которого происходят события, описанные в тексте? Как люди одеты, как ведут себя, какому образу жизни они следуют?
— Какие отношения между людьми проявляются на картинках?
— Какие можно сделать предположения о событиях, изображенных на картинках?
— Если бы вам понадобилось выбрать одну картинку для иллюстрации рассказа, то какую бы картинку вы выбрали и почему.
Задача : развитие умения выдвигать гипотезы, доказывать свои идеи.
Содержание: педагог предлагает детям подумать над следующими ситуациями и предложить варианты решения:
? кто и как может помочь мальчику, который потерялся на улице;
? что ты сделаешь, если увидишь, как маленький мальчик споткнулся и упал;
? что ты сделаешь, если у твоей мамы заболела голова.
Педагог поощряет наиболее реальные и оригинальные идеи.
Гипотеза во введении проекта
Содержание
Гипотеза в проектной работе – предположение, допущение, выдвинутое автором проекта перед началом выполнения работы, которое должно быть доказано или опровергнуто в ходе исследования темы проекта и его написания, является отправной точкой исследования, требует как теоретическое обоснование, так и проверку на практике.
Гипотеза во введении проектной работы
Гипотеза является обязательным элементов введения для любой проектной работы, независимо от дисциплины, по которой выполняется работа и от класса (курса) автора.
Гипотеза располагается после предмета исследования в проектной работе, который также является обязательным элементом введения. Пример расположения гипотезы приведен ниже.
Расположение гипотезы во введении проектной работы
В результате проведенного в проектной работе исследования гипотеза должна быть подтверждена или опровергнута. Если в ходе работы над проектной работой выдвинутая гипотеза была подтверждена, она становится теорией, если же в процессе выполнения проекта гипотезу удалось опровергнуть, то она превращается в ложное предположение.
О том, доказана ли в ходе выполнения проектной работы гипотеза или она была опровергнута, необходимо указать в заключении.
Требования, выдвигаемые к гипотезе в проектной работе
Выдвинутая гипотеза в проектной работе должна отвечать следующим требованиям:
Виды гипотез в соответствии с типом проекта
Особенности составления гипотезы в проектной работе
Рассмотрим особенности, которые существуют при подготовке гипотезы:
Пример составления гипотезы в зависимости от класса или курса
Приведем примеры составления гипотезы для различных классов и курсов, для примера будет использоваться тема, которую могут рассматривать обучающиеся любого возраста.
Тема для которой будет составлена гипотеза:
Влияние пластика на природу.
Гипотеза для учащихся начальной школы (1-4 классы) может быть следующей:
Пример гипотез для 1-4 классов:
Мы предполагаем, что пластик оказывает влияние на природу.
Гипотеза для 5-6 классов должна быть более сложной, например:
Пример гипотез для 5-6 классов:
Мы предполагаем, что пластик оказывает негативное влияние не только на природу, но и человека.
Гипотеза для 7-8 классов должна более точно отражать изучаемый вопрос и показывать значимость темы проекта, например:
Пример гипотез для 7-8 классов:
Мы предполагаем, что пластиковые отходы оказывают негативное влияние на природу и организм человека, что связано с долгим периодом его разложения, поэтому на сегодняшний день так важно утилизировать пластиковые отходы.
Гипотеза в проектных работах, выполненная учащимися 9-11 классов, должна включать в себя не только предположения, которое необходимо доказать или опровергнуть в ходе выполнения проекта, но и более детальное описание исследуемого вопроса с вероятным решением проблемы. Предполагаемое решение проблемы может быть не во всех гипотезах, что связано с отсутствием проблемы в исследуемой теме.
Пример гипотез для 9-11 классов и колледжей:
Мы предполагаем, что пластиковые отходы в связи с большим сроком разложения наносят непоправимый вред всем живым организмам, засоряют Мировой океан, почву, оказывают отрицательное влияние на здоровье человека, поэтому в настоящее время важной является проблема переработки пластиковых отходов и уменьшения уже имеющихся захоронений пластика, что позволит очистить от него территории, которые в дальнейшем могут быть использованы человеком.
Гипотеза в проектных работах для вузов должна быть более объемной и сложной, может содержать в себе несколько предположений, которые в ходе работы над проектом должны быть доказаны или опровергнуты, при этом основная гипотеза помещается в начало, далее следуют уточняющие или дополняющие основную гипотезу предположения. Каждая такая гипотеза имеет отдельную нумерацию и должна быть обособлена в абзаце.
Как правильно составить гипотезу в проектной работе
В связи с тем, что гипотеза – это предположение, которое должно быть либо подтверждено, либо опровергнуто необходимо правильно структурировать её, в том числе, важно правильно начать формулировку.
Для правильной формулировки гипотезы можно использовать следующие вспомогательные словесные конструкции и слова:
Пример использования приведённых слов и словесных представлен ниже.
Использование слов и совесных конструкций в гипотезе проектной работы
Использование предложенных слов и словесных конструкций не является обязательным, но может помочь правильно сформулировать гипотезу, ведь её правильная формулировка облегчит выполнение проектной работы, при этом неправильно сформулированная гипотеза приведет к ложному результату, может потребовать частичной или полной переработки проектной работы.
Ошибки при составлении гипотезы проектной работы
При составлении гипотезы необходимо учитывать, что неправильное её составление и формулировка приведут к ошибочным выводам, а соответственно потребуется повторное проведение исследования.
Рассмотрим основные ошибки, которые могут возникнуть при составлении гипотезы проектной работы:
Памятка работы над проектом для ученика начальных классов
для ученика начальной школы
по созданию творческого проекта
Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями.
Предлагаю памятку, которая поможет в работе над проектом.
Разберёмся в значении некоторых слов:
Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.
Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.
Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.
Основная часть – описание поэтапного решения задач.
Можно использовать фразы – клише :
Я начал свою работу с того, что …
Потом я приступил к …
Я завершил работу тем, что …
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …
План моей работы был нарушен, потому что …
Мне удалось достичь цели проекта, потому что …
Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.
Этапы работы над проектом
Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.
Возможно, на помощь придут следующие вопросы:
*Что мне интересно больше всего?
*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
2. Формулировка темы проекта.
Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.
Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.
Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: « узнать», « выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».
Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.
В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».
5. Высказать одну или несколько гипотез.
Гипотеза (греч.) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».
Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».
Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.
Тема проекта: «Мир слов».
Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.
Изучить строение словаря.
Определить, когда и где можно использовать словарь.
Придумать рекламу для толкового словаря.
Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.
Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.
К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.
2) Методы исследования.
Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.
Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.
Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
Изучение источника исследования.
Поиск информации ( в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
Фонетический анализ ( размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).
Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.
Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.
3) Результаты исследования.
Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.
Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация, синквейн.
Синквейн (франц.) – пятистрочная форма, возникшая под влиянием японской поэзии.
В этом стихотворении пять строк.
Запишите тему стихотворения одним словом.
Подберите два прилагательных, которые характеризуют тему стихотворения.
Выберите три глагола, которые, на ваш взгляд, характеризуют тему стихотворения.
Запишите предложение, которое выразит ваше отношение к теме стихотворения (оно должно состоять из четырёх слов).
Одним словом выразите свою ассоциацию к теме стихотворения.
Объясняет, поёт, торжествует.
Маяк безбрежного моря жизни.
Учит, воспитывает, помогает.
Старый друг лучше новых двух!
Вывод — это логический итог рассуждений, умозаключение.
Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.
План защиты проекта
Методы и средства исследования.
Даю вам начало каждой фразы, а вы, дополнив предложения, получите текст своего выступления. Если проект групповой, для своей группы вам необходимо составить речь и затем распределить, кто какую часть будет произносить.
Тема моего / нашего проекта …
Цель моей / нашей работы …
Задачи моего / нашего исследования: …
Я / Мы выдвинул(и) гипотезу: …
Творческим продуктом будет …
Моя / Наша работа актуальна, потому что …
Этапы работы (указать время выполнения – количество недель (дней) – и перечислить все промежуточные этапы).
выбор темы и уточнение названия (1 неделя);
сбор информации ( _ недели).
эксперимент и анализ материалов ( _ недели);
изготовление продукта ( _ недели).
подготовка выступления (1 неделя);
подготовка к презентации проекта (1 неделя);
защита проекта (1 неделя).
Я / Мы начал(и) свою работу с того, что …
Потом я / мы приступил(и) к …
Я / Мы завершил(и) работу тем, что …
Закончив проект, я могу / мы можем сказать: не всё из того, что было задумано, получилось, например, …
Это произошло потому, что …
Я / Мы думаю(ем), что проблема проекта решена, так как …
Работа над проектом показала, что …
Я / Мы узнал(и) о себе и о проблеме, по которой работал(и)…
Презентация творческого продукта
Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков и переживаний.
Довольны ли вы своим выступлением?
Что вам особенно понравилось и запомнилось?
Что вам не понравилось?
Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях?
Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам?
Презентация и защита проектов
Образец сжатого выступления
Тема: Что важнее – гласные или согласные?
Цель: Узнать, какие звуки важнее.
Собрать информацию о гласных и согласных.
Найти сходство и различие между гласными и согласными.
Предположим, что согласные важнее, потому что их больше.
Возможно, гласные важнее, потому что без них не бывает слогов.
Допустим, что гласные и согласные равнозначны.
Методы исследования: поиск информации (энциклопедии, словари, интернет), фонетический анализ, мозговой штурм, наблюдение, сравнение, эксперимент.
Актуальность. Глубокое изучение гласных и согласных звуков позволяет:
грамотно писать – без пропусков букв, потому что диктуем по слогам:
быстро находить проверяемые и непроверяемые орфограммы;
выбор темы и уточнение названия (1 неделя);
сбор информации о гласных и согласных звуках (7 недель).
эксперимент и анализ материалов (2 недели);
изготовление продукта (2 недели).
подготовка выступления (1 неделя);
подготовка к презентации проекта (1 неделя);
защита проекта (1 неделя).
Сравнительная характеристика гласных и согласных звуков, ода о фонетике, конспект о звуках, песня о слабых позициях звуков.
О, фонетика! Как ты прекрасна!
С тобой в языке всё понятно и ясно!
Со звуками гласными – песни поёшь,
Ну а согласными и не поймешь:
То ли свистят, то ли шипят,
То ли глухие, то ли трубят?
Мы очень тщательно всё разбираем.
Где, какой звук – всё равно мы узнаем!
Вывод. Для русского языка важны и гласные, и согласные, так они хранят смысл слова, словосочетания, предложения.
Презентация творческого продукта.
«Ротонда для гласных»
« Небоскрёбы для согласных»
Проект защищает ученица 3 класса …
Тема моего выступления – «Учёба».
Цель моего выступления – выяснить: отметки приносят вред или пользу?
Задачи, которые я поставила перед собой до того, как приступила к исследованию, были такими:
Узнать, какую роль играют отметки.
Определить, почему одни учатся хорошо, а другие – плохо.
Предложить свои пути для улучшения успеваемости.
Я выдвинула гипотезу: Если отменить отметки, то дети будут учиться лучше.
Я решила, что проектным (творческим) продуктом будет диссертация.
первая неделя – выбор темы и уточнение названия;
вторая неделя – сбор информации.
третья неделя – анализ материалов;
четвёртая и пятая недели – изготовление продукта.
шестая неделя – подготовка выступления;
седьмая неделя – подготовка презентации проекта;
восьмая неделя – защита проекта.
Я начала свою работу с того, что собрала информацию – узнала от родителей и в интернете, где можно получить образование.
Потом я приступала к написанию своей диссертации.
Я завершила работу тем, что сделала необходимые выводы.
Закончив свой проект, я могу сказать, что мне очень понравилось работать над этой темой.
Думаю, что я решила проблему своего проекта, так как достигла цели.
Работа над проектом показала мне, что тема учёбы очень важна и надо помочь всем детям учиться с удовольствием.
Диссертация по теме «Учёба»
Мне кажется, что отметки могут играть как положительную роль, так и отрицательную. Например, очень часты случаи, когда девочки и мальчики занимаются на отлично и постепенно заболевают «звёздной» болезнью. Это происходит в четыре этапа:
Ребята отлично или почти отлично учатся.
Потом очень горюют из–за плохих отметок.
Нрав становится слишком «королевским».
В запущенной ситуации могут плакать из-за «четвёртки».
Бывают и худшие последствия. Так называемые отличники или хорошисты, оканчивая школу, институт или техникум, выходят во взрослую жизнь и ждут таких же отметок, как и в образовательных учреждениях. Когда они их не получают, эффективность работы снижается. Поэтому я не одобряю системы отметок.
Но для некоторых людей отметки – это помощь, они заставляют подтягиваться в учёбе, и без них эти люди будут относиться к учёбе слишком легкомысленно.
Встаёт вопрос: отметки – это вещь, приносящая вред или пользу?
Есть ещё одна проблема: ученики могут иметь разную успеваемость. Например, девочки в начальных классах учатся лучше, чем мальчики. Это связано с тем, что девочки рано понимают, зачем учиться, а мальчики – нет. Но когда мальчики переходят в старшую школу, картина меняется. Девочки не могут справиться с математикой, физикой, геометрией и другими предметами, а мальчики, уже понимая важность учёбы, занимаются более серьёзно. Поэтому наблюдается разная успеваемость.
Проект защищает ученик 4 класса …
Тема моего проекта – «Ассоциации для словарных слов».
Цель моей работы – научиться запоминать словарные слова
Задачи моего исследования:
Собрать информацию об орфограммах.
Изучит приёмы для развития воображения.
Создать творческий продукт.
Я решил, что творческим продуктом будет сказка со словарными словами и ассоциациями к ним.
Методы исследования : сравнение, эксперимент, анализ.
первая неделя – выбор темы и уточнение названия;
вторая неделя – сбор информации.
третья и четвёртая недели – подбор ассоциаций;
пятая и шестая недели – изготовление продукта.
седьмая неделя – подготовка выступления;
восьмая неделя – подготовка презентации проекта;
девятая неделя – защита проекта.
Я начал свою работу с того, что стал тренироваться, придумывать различные виды ассоциаций. Мне было легко сочинить сказку, но грамотно её написать помогли родители. В нашей семье много читают, и поэтому я люблю сочинять фантастические истории. Родители видели, как я стараюсь, много раз переписываю, и решили мне помочь. Мы завершили работу тем, что я нарисовал иллюстрацию к нашей сказке.
Закончив свой проект, я могу сказать: всё из того, что было задумано, получилось. Проекты помогли мне научиться творчески мыслить.
Я сумел заразить идеей сказки своих родных, и они оказали мне поддержку. Думаю, что я решил проблему своего проекта, так как цель достигнута, задачи решены.
Работа над проектом показала мне, что я умею сочинять и люблю узнавать новое. Проблема правописания словарных слов сложная. Но есть способы для её решения: сочинять сказки, стихи, песни. Можно рисовать иллюстрации. Приятно всюду придумать ассоциации.
Мы услышали, как он мол о тит молотком по гвоздикам:
— Готово! – через некоторое время воскликнул комбайнёр.
Мы очень обрадовались.
Мы пригласили всех в свой лагерь для г е ниев. И повар Г е рман напоил нас компотом из к о сточек граната.
Критерии оценки проектных работ
А это критерии оценки ваших работ, то есть что именно и как оценивается.
Постановка цели проекта (четкость формулировки цели, пояснения – в связи с чем эта цель поставлена; пути достижения цели): 0 – 5 баллов.
Решение задач проекта (чёткость формулировок, логичность и самостоятельность суждений, оригинальность, творческий подход, личное отношение к данному вопросу, возможность использования идей и результатов проекта в разных областях знаний: (0 – 25 баллов).
Оформление проекта (соответствие стандартам оформления, наличие и качество наглядных пособий для презентации проекта): 0 – 10 баллов.
Защита проекта (ясность, логика изложения, владение словом, заинтересованность аудитории; лаконичность выступления): 0 – 10 баллов.
Сумма в 47 – 50 баллов соответствует оценке «отлично».
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., и доп.- М.:
3. Н.М. Конышева Проблемы современного урока практического труда// Начальная школа.-2009.-№4.
4. Рыжова Н.А. Экологический проект “Мое дерево”// Начальная школа.- 2010.-№4.
5. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследования.// Начальное образование.- 2005.- №6.
6. Белонин И.В. Организация фронтальной работы при выполнении проектов// Школа и производство.-2006.- №6
8. Савенков А. И. «Я исследователь», рабочая тетрадь. Издательский дом «Фёдоров». – 2008
9. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2013.