Что такое гипотеза в социологическом исследовании
Гипотезы в социологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Гипотезы
Гипотеза в социологии — это предположение, выдвигаемое в качестве предварительного объяснения некого социального явления, которое может быть эмпирически подтверждено либо опровергнуто.
Вообще, в социологическом исследовании гипотеза является научным предположением о структуре изучаемого общественного объекта, механизме его деятельности и развития, характере составляющих его компонентов. И, конечно, гипотеза должна предлагать обоснованное решение какой-либо исследовательской проблемы.
Гипотеза считается очень важным средством получения новых данных в процессе творческого решения той или иной задачи. К тому же, гипотеза является предположением о свойствах и закономерностях реальной действительности. Гипотеза, в отличие от теории, представляет собой систему знаний, достоверность которых еще не была подтверждена. А значение гипотезы заключается в том, что она представляет собой форму перехода от известного к неизвестному.
В понятие гипотезы как научного предположения входят следующие компоненты:
Это значит, что в социальном плане гипотеза может быть:
Социологи считают гипотезу средством реализации поставленной цели исследования. Это значит, что главная функция гипотезы заключается в том, что образуются новые научные высказывания. Такие высказывания способны совершенствовать уже существующие знания. К тому же, они обогащают знания с помощью стремления к новым научным результатам.
По логической форме гипотеза является каким-то определенным заключением. Такое заключение имеет множество неизвестных предпосылок.
Готовые работы на аналогичную тему
Научная гипотеза является новым, но только вероятностным суждением относительно ранее известного объекта. Стоит отметить, что функция гипотезы, заключающаяся в формировании нового суждения, считается малоэффективной.
Использовать новые суждения можно только тогда, когда:
В случае, если сформированные предположения отвечают эти требованиям, характеризуются вероятностным характером, то они могут стать научными гипотезами. Ведь вероятностный характер нового суждения образуется из их недостаточной обеспеченности, проверенными и подтвержденными компонентами знания. Именно в этом и состоит прогностическое значение сформированных гипотез для создания теории. К тому же, это имеет большое значение для использования в сфере социальных исследований.
Абсолютно в каждом социологическом исследовании выдвижение гипотез является переходом от теории к дальнейшим эмпирическим процедурам, направленным на познание. Эти процедуры еще направлены на сбор и анализ первичных сведений, на обогащение теоретической базы в какой-то определенной сфере жизнедеятельности общества, а также на разрешение проблемы.
Формирование социологических гипотез
Вообще, пока остается неизвестным, с каких пор в науке используются гипотезы. Есть предположение, что они применяются с тех пор, когда появилась сама наука.
В социологии на этапе формирования программы исследования, т. е. на уровне теоретической подготовки, рассматриваются исследовательские или рабочие гипотезы. Такие гипотезы в социологии считаются равнозначными. Они создаются до начала самого эмпирического исследования.
Стоит отметить, что роль гипотезы в социологическом исследовании очень велика, впрочем, как и в любом другом исследовании в научной сфере. Социологи считают, что лучше придерживаться гипотезы, которая позже окажется ложной, чем вообще никакой.
В процессе проведения социологического исследования уже имеется социологическая теория выбранной области. Это способствует облегчению процесса выдвижения гипотез.
Бывает, что такой теории нет. Это, к сожалению, встречается намного чаще, чем хотелось бы. В таком случае нужно формировать гипотетическую схему, в которой знание о предмете берется как бы «в кредит». Из такого знания. Которое еще не проверено исследованиями, берутся необходимые аргументы для формирования исходных гипотез.
Стоит отметить, что процесс постановки различных гипотез до сих пор не получилось формализовать. На самом деле, довольно сложно поверить в разрешение этой задачи. Но, если опираться на опыт анализа в проведенных исследованиях, то можно выделить несколько источников гипотез.
Одним из источников можно назвать обыденное знание, ведь его рассматривают в качестве знания, которое основано на здравом смысле и повседневном опыте. Иначе говоря, оно рассматривается как знание, являющееся предполагаемой основой поведения человека в повседневной жизни. Многие начинающие социологи задаются вопросом о том, нужно ли проводить исследование, если информация, содержащаяся в гипотезе, уже известна. Другие социологи дают на это положительный ответ. Проводить исследования, на самом деле, нужно. Ведь обыденное знание не способно дать и обосновать ответы на многие вопросы.
В социологии существует только одна школа, которая принимает обыденное знание в качестве основы абсолютно любого научного знания. Все остальные школы, в том числе и российская, считают, что обыденное знание обычно рассматривают в качестве первого шага к достижению научного знания.
Еще одним источником гипотез является формирование гипотез с помощью метода аналогии. Ведь аналогию рассматривают в качестве вида какого-то умозаключения. В этом случае знание, которое получено в процессе изучения определенного объекта, переходит на менее известный, практически не изученный и сходный с первым по его свойствам уровень.
Гипотеза в социальных исследованиях
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие гипотезы
Определяя проблему, социолог, прежде всего, делает попытку выяснить ее на основании существующих знаний предыдущего опыта. Точнее, социолог делает попытку выяснить, объяснить существующими опытом и знаниями то, что еще не опознано полностью. Но для полного разрешения проблемы еще недостаточно таких шагов и мер. Тогда на основании существующих знаний могут делаться некоторые допущения, что целиком охватывают, объясняют явления, то есть образуют гипотезу.
Гипотеза в социологическом исследовании является научным предвидением структуры объектов в социуме, сущности и характера связей меж явлениями в социуме.
Основные функции гипотезы заключаются в получении новых научных высказываний, обогащении и усовершенствовании существующих знаний. Отличительные черты научной гипотезы состоят в том, что новые предположения можно называть научными гипотезами в случае, если они, во-первых, содержат научный вывод из доказанных положений, во-вторых, содержат высказывания, полученные посредством научных выводов для объяснения соответственного явления; в-третьих, абстрагированы от эмпирических сведений и подтверждены руководствами или практикой в соответственной теорией.
Научная гипотеза, и в том ее сила, может формулироваться лишь в результате предварительных анализов объекта.
Роль гипотезы в социологии, как и в любом научном анализе, очень велика. Социологи зачастую озвучивают высказывание Д. Менделеева о том, что лучше придерживаться такой гипотезы, которая со временем может оказаться неверной, ошибочной, чем никакой.
Роль гипотезы заключена в том, что опыт общественной практики, науки, опыт исследователя (включая интуицию) является своеобразным «пусковым механизмом» для перехода к важнейшим эмпирическим процедурам, которые призваны окончательно дать обновленные знания об объекте.
Требования к гипотезе
К гипотезе предъявляется следующий список требований:
Помимо общих требований к формулированию гипотез, в науке сформировалась стадиальная система их выдвижения:
Готовые работы на аналогичную тему
Известный социолог М. Р. Коэн как-то в шутку отметил: «гипотезы формируются у людей, которые думают». В условиях современности процесс постановки гипотез формализовать не удавалось.
Иногда появляется вопрос: нужно ли проводить исследования, если утверждение гипотезы и без того является известным? Да, необходимо, так как сознание не может давать обоснованного ответа на множество вопросов. Иным источником строения гипотез может являться аналогия. Методика давно известна в науке. Сущность методики аналогии заключена в том, что обретенные знания при исследовании какого-то объекта используются на иной, менее изученной, менее доступной основе. Необходимо помнить, что выводы, которые получены по аналогии, чаще всего правдоподобны.
Разновидности гипотез в социологическом исследовании
Гипотезы тесным образом связываются с проблематикой исследования. Они отталкиваются от проблем, образуют вероятные объяснения. Разновидности гипотез, которые используются в социологическом исследовании, и их краткое описание представлены на рисунке ниже.
Рисунок 1. Виды гипотез в социологическом исследовании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По мере обоснованности и проработки гипотезы разделены на:
Первичные гипотезы образуются до того, как собирается эмпирическая информация. Если эта информация опровергает предыдущие гипотезы, то вместо них выдвигаются вторичные гипотезы. Первичные гипотезы именуют рабочими. Глубочайшее исследование, как правило, делает опору на множество альтернативных гипотез, что способствует получению более весомых выводов.
По характеру взаимной обусловленности предсказаний гипотезы делят на:
Опровержение или подтверждение гипотезы-следствия – это доказательство обоснованности или необоснованности гипотезы-причины.
Зависимо от важности исполняемой роли различают гипотезы:
В отличие от гипотез-следствий и гипотез-причин, которые имеют логическую взаимосвязь, эти гипотезы считаются различными задачами исследования, и взаимодействуют друг с другом. Конечно, основное внимание при выдвижении гипотез уделено главным предположениям.
Для того чтобы проверять рабочие гипотезы, получать достоверные итоги социологического исследования, следует понимать, какую информацию необходимо собирать, почему конкретно эту, а не иную, и в какой форме. Разрешению таких вопросов способствует проведение специализированных операций исследования, которые дают возможности сравнения исходных теоретических знаний с объективным состоянием реальности, практики социума.
В современной социологической теории формулируются основные нормативы процедур по выдвижению, обоснованию и проверке гипотез и социологических исследований. Во-первых, в соответствии с восходящими, исходными методологическими принципами социологии и философии, образуются соответственные научные выводы, положения, истинность которых подтверждена установленными научно фактами. При выдвижении гипотезы, уточняются, опровергаются сформулированные положения теории, необходимыми являются экспериментальные проверки гипотезы и установление ее логической связи с опровергнутым положением. Во-вторых, обязательна интерпретация теории понятий, которые составляют гипотезу.
Гипотеза в социологическом исследовании. Классификация гипотез. Требования к гипотезе.
Классификация гипотез
Гипотезы бывают рабочими, каузальными (причинно-следственными) и описательными, абстрактными и конкретными, количественными и качественными, статистическими, нулевыми и т.д.
По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и прогностические.
Описательные гипотезы — предположения о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего, к эмпирическим фактам. Если, например, исследуется взаимосвязь конфликтных семей и уровня преступности несовершеннолетних, то на основе имеющейся статистической информации (в органах МВД) можно установить, какая часть обследованных лиц имеет прямую зависимость, а какая этой зависимости не имеет. Выдвижение этого типа гипотез позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных числах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах.
Объяснительные гипотезы относятся к уровню аналитических исследований, представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. На основании объяснительных гипотез делаются попытки раскрыть причины социальных явлений, процессов, тенденций, установленных в результате подтверждения описательных гипотез.
Одной из наиболее распространенных классификаций гипотез является их деление на общие (абстрактные) и конкретные. Гипотезы могут быть очень общими, если они касаются абстрактных понятий. Например, вы можете предположить, что забастовки суть проявление отчуждения труда, и чем выше уровень последнего, тем чаще возникают первые. Но отчуждение труда слишком общее понятие. Правильнее использовать более конкретные термины. К примеру, социолог предполагает, что с увеличением продолжительности забастовки число сочувствующих убывает. Или: с увеличением продолжительности забастовки растет вероятность заключения компромисса между враждующими сторонами. Конкретную гипотезу легче проверить в наблюдении или опросе. Интуитивно мы догадываемся, что обе гипотезы верны. Остается их проверить. Не подтвердившаяся гипотеза также полезна для науки, как и подтвержденная, но источником гипотез служит наша интуиция. Каждый может поупражняться в этом, а затем проверить, ошибся он или нет.
Требования к формулировке гипотез
1. Гипотезы должны быть концептуально ясными. При формулировании своей гипотезы не следует пользоваться двусмысленными, туманными и противоречивыми понятиями. Каждое используемое понятие необходимо снабдить операциональным определением. Это можно сделать с помощью: а) справочной литературы, б) исследований, в которых, возможно, оно операционально уже определено, в) обсуждения со специалистами, в исследовательской группе.
4. Если общую гипотезу можно разбить на подгипотезы, следует это сделать. Недостаточно сделать обобщенный прогноз войны: мы должны определить время, место и участников (категории населения, численность войск и т.д.). Предположение о всеобщем закате цивилизации не является гипотезой, которую можно проверить. Мы можем предположить, что урбанизация негативно влияет на здоровье населения. Но будет лучше, если мы разобьем общую гипотезу на несколько частных и выскажемся насчет сокращения детности, роста числа разводов, увеличения видов заболевания и количества заболевших, если поставим в зависимость размер города и уровень смертности, дифференцированный по видам и причинам, и т.д.
5. Гипотезы должны быть привязаны к методам и инструментам. Ранее уже говорилось о том, что у каждой гипотезы или совокупности гипотез должны быть инструменты и средства проверки. Социолог, который не знает, какие методы подходят для проверки его гипотез, навряд ли преуспеет в постановке ценных исследовательских вопросов. Для некоторых гипотез, особенно крупномасштабных, трудно или невозможно найти подходящий метод проверки, устраивающий или убеждающий всех.
Реферат на тему: Классификация и характеристика гипотез
Содержание:
Введение
На данный момент человеческая цивилизация находится на высокой стадии своего развития, имеет развитую сеть социальных институтов и иерархию власти. Но человечество всегда сталкивается с множеством сложных проблем.
Это может быть, например, оценка общественного мнения по любому вопросу. Для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, ее причине. Решающую роль в этом играют социологические исследования. Социологические исследования являются промежуточным звеном между теоретическим знанием и реальностью, устанавливающим новые закономерности развития общества в целом или любого из его структурных элементов в частности.
Понятие и сущность гипотезы в социологическом исследовании
Первоначальные задачи социологического исследования, во многом определяющие его успешность, научную и практическую значимость, решаются на первом, подготовительном и организационном этапе, при разработке программы.
С целью сбора информации для разработки эффективных методов решения сложившейся проблемной ситуации проводится социологическое исследование. Однако, если известны способы решения той или иной проблемной ситуации, есть соответствующий опыт или социальные технологии на других предприятиях, то, конечно, проводить социологические исследования нецелесообразно.
Программа исследования должна четко обозначить все противоречия, то есть сформулировать проблему, решение которой является фокусом исследования. Постановка проблемы должна более или менее точно отражать противоречия, для разрешения которых необходимо принятие соответствующих управленческих решений, содержание которых помогает охарактеризовать социологическое исследование.
Социальные проблемы в целом трактуются социологами как болезни общества. После постановки и обоснования актуальности проблемы выясняют, на какой результат ориентировано исследование и какими способами он достигается, то есть определяют цель и задачи исследования. Для этого изучают специальную литературу, данные исследований, накопленный опыт, документацию по изучаемой теме, проводят опрос, наблюдение и т. д.
Рабочие гипотезы формулируются в процессе предварительного анализа объекта и выбора факторов, значимых с точки зрения решения проблемы.
Выработка гипотез занимает центральное место в социологических исследованиях. Гипотезы могут быть научными, то есть основанными на хорошо известных теориях, или те, которые основаны на повседневном жизненном опыте и играют роль своего рода ключа для формулирования истинно научных гипотез.
Гипотетически обозначенные показатели интерпретируются эмпирически, то есть переводятся в адекватные вопросы анкеты, анкеты и т. д.
Подтверждение или опровержение гипотезы-следствия свидетельствует о справедливости гипотезы-причины. В зависимости от важности выполняемой роли гипотезы различают базовые и неосновные. В отличие от гипотез-причин и гипотез-следствий, которые логически взаимосвязаны, эти гипотезы представляют собой разные исследовательские задачи и кажутся сосуществующими друг с другом. Разумеется, основное внимание при формулировании гипотез уделяется основному предположению.
Чтобы проверить рабочие гипотезы, получить достоверные результаты социологического исследования, нужно знать, какую информацию нужно собирать, почему именно эту, а не другую и в какой форме. Решению этих вопросов способствует проведение специальных исследовательских работ, позволяющих сопоставить исходные теоретические знания с объективным состоянием действительности, социальной практикой.
Имеется в виду теоретическая и эмпирическая интерпретация исходных концепций, которая называется логическим анализом предмета исследования. Суть этого анализа заключается в структурировании основных понятий предмета и всестороннем объяснении их содержания.
Поскольку предмет исследования представлен через определенные абстрактные понятия, которые являются как бы символами изучаемого явления, то логическому анализу (разделению) подвергается не само явление, а воспроизводящие его понятия и категории. В целях описания предмета, наметить направление его последующего анализа, необходимо дать четкие определения категорий, используя для этого принято считать научные рецептуры (словари), а также исходя из логики, научная позиция и социальный опыт самого исследователя. Такая интерпретация носит логико-познавательный характер и называется интерпретацией.
Социологическое исследование должно проводиться только на основе категориального (линейного) аппарата. От этого во многом зависит успех теоретического анализа и глубина эмпирических исследований. Некоторые базовые концепции состоят из нескольких более узких концепций. Например, понятие социальная активность включает понятие трудовая деятельность, общественно-политическая активность и познавательная деятельность.
В связи с этим логический анализ, наряду с интерпретацией основного понятия, предусматривает выбор и интерпретацию тех простых понятий, которые в нем содержатся.
Разработка методологической части программы социологического исследования предполагает решение вопросов методологии и техники исследования, выбор наиболее приемлемых методов сбора, обработки и анализа первичной информации. При решении этих вопросов отправной точкой является определение общей и выборочной совокупностей.
Закон больших чисел, которому подчиняются все массовые процессы, является фундаментальным для отбора проб.
Инструменты социологического исследования представляют собой набор специальных документов (анкеты, анкеты, карточки для записи результатов наблюдений и др.), С помощью которых реализуются методы социологического исследования и необходима эмпирическая информация. многоэтапный отбор более гибок, чем одноступенчатый, и намного экономичнее.
Обратной стороной многоэтапного отбора является то, что возрастает вероятность ошибок репрезентативности: сложно четко идентифицировать ошибку и исправить ее. И если, скажем, первый этап отбора включает неполное количество относительно разнородных единиц, то после проверки на последнем этапе может произойти значительное искажение. При формировании многоэтапной выборки прежде всего следует убедиться в отсутствии систематической ошибки, которая очень часто встречается в социологических исследованиях.
В процессе непрерывного отбора обследованию подлежат все единицы совокупности либо все объекты репрезентации переходят на следующий этап. При случайной выборке каждая единица генеральной совокупности имеет одинаковую или почти одинаковую вероятность быть включенной в выборку.
Случайная выборка может быть получена по датам рождения, фамилиям, начинающимся с определенных букв, таблицам случайных чисел и т. д.
Следует отметить, что в процессе эмпирического социологического исследования наряду с особыми социологическими методами сбора первичной информации о социальных процессах, явлениях, отношениях (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент) используются методы других наук (экономические, психологические и др.) может быть использован.
В программе социологического исследования подробно рассматриваются методы обработки и анализа собранной информации.
Роль гипотез в социологическом исследовании
Гипотеза задает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и постановку вопросов.
Как возникают гипотезы? Гипотезы возникают в процессе работы социолога над проблемой, а именно: анализ литературных источников, беседы со специалистами в этой области, ознакомление с предыдущими исследованиями и собственным жизненным опытом. Социолог мысленно выстраивает вероятные причинно-следственные связи.
Вся структура социологического исследования построена на механизме постоянного формулирования и проверки различных предположений: есть центральная гипотеза, следствия из нее, вторичные гипотезы, возникающие из ошибочных суждений.
Процедурная часть программы социологического исследования состоит из методов и приемов исследования, включая описание метода сбора, обработки и анализа информации, полученной в результате социологического исследования.
Как и в любой науке, в социологических исследованиях очень важна роль гипотез. По мнению Д.И. Менделеева, лучше придерживаться такой гипотезы, которая в результате может оказаться ложной, чем никакой.
Сущность гипотез
В ходе исторического процесса стала очевидной невыполнимость некоторых постулатов марксистско-ленинской теории, таких как непрерывность перехода общества от стадии социализма к фазе коммунизма. Сторонники этой доктрины уверяют, что виной всему неправильное воплощение СССР; противники учения доказывают, что оно неверно. Но абсолютно никакое поражение практики социализма не может опровергнуть теорию для ее сторонников. Сторонники каждой неверной реализации теории на практике ищут новые причины, избегают критики теории марксизма. Из этого следует, что марксизм всегда будет гипотезой, правильность которой человечество еще раз проверит экспериментально.
В качестве примера научной гипотезы приведем отрывок из исследовательского проекта Определение сознания солидарности и действий солидарности: возможность участия в акциях солидарности (рабочих) зависит от сознания солидарности на трех уровнях: уровне ценностей, уровень обобщенных установок и уровень поведенческой готовности к действию. Для подтверждения гипотезы создается обобщенный тест для измерения состояний солидарного сознания, после чего его достоверность исследуется при сравнении полученных данных с реальным поведением в реальной ситуации трудового конфликта.
Процедура выражения гипотез играет важную роль в социологических исследованиях. Научная работа социолога во многом зависит от качества выдвигаемых гипотез. Зеттерберг выдвинул три критерия приемлемости гипотезы:
При разработке гипотезы исходная и очень расплывчатая гипотеза становится набором конкретных и экспериментально проверенных частных гипотез.
В большинстве случаев толчком к социологическим исследованиям и созданию новой теории является интересная идея, направленная на решение проблемной ситуации. Сначала социолог изучает существующие работы по этой теме. Он изучает литературу, отбирает факты из других исследований, с помощью которых можно проверить выдвинутую гипотезу, конкретные следствия из нее проверяет уже в собственном исследовании. С методологической точки зрения, разработка гипотезы подразумевает выдвижение как можно большего числа следствий. Поскольку количество последствий неизвестно, на практике они часто ограничиваются несколькими последствиями. Важно само наличие последствий. Количество следствий определяет качество теории. При выводе одного следствия есть вероятность получения ложной теории.
В методологии высоко ценится не только выдвижение различных следствий из одной гипотезы, но и создание альтернативных гипотез. Если рассматривать гипотезу о том, что уровень образования мужчин, вступающих в брак, как правило, выше, чем у женщин, специалист выдвигает антагонистическую гипотезу: в молодых семьях с возрастом супругов не более 25 лет их образование составляет одинаковый. Для проверки гипотезы можно проанализировать данные в банке данных по выборке семей, в которых возраст мужа и жены не превышает 25 лет. Когда гипотеза подтверждается, первая гипотеза опровергается, но это возможно при рассмотрении молодых семей. Однако это еще не все. Проанализировав подвыборку молодых семей, специалист создает специальную подвыборку семей старше 25 лет, после чего анализирует распределение образования между супругами. Изучается период, когда мужчины служили в армии, получали образование, после чего строили профессиональную карьеру, одновременно повышая свое образование, а женщины, получив первое образование, рожают, уходят в декретный отпуск и ухаживают за детьми. дома. На этом этапе начинается отделение обучения мужчин от обучения их жен. Таким образом, основная гипотеза не была полностью опровергнута, а область ее подтверждения значительно сократилась.
Затем ученый анализирует, на какие еще переменные может повлиять разница в уровне образования между мужем и женой. Начинают появляться такие переменные, как количество детей и количество повторных браков. При сравнении выборки одиноких и замужних женщин можно предположить, что одинокие женщины выбрали экономическую независимость, профессиональную карьеру и семейное счастье. То есть первая гипотеза получает дополнительное подтверждение, поскольку очевидно, что мужчины сознательно предпочитают выбирать в качестве супругов семейно-ориентированных супругов, нежели карьерно-ориентированных женщин.
В своем исследовании ученый выдвигает несколько различных гипотез и каждой дает альтернативу. В большинстве случаев социологи, опровергая гипотезы, считают, что они не преуспели как профессионалы или что сформулированная теория бесполезна. Иногда эксперты сознательно выдвигают только те гипотезы, которые подтверждаются. Это не правильно. Если каждая гипотеза подтвердилась, значит, ученые не создавали альтернатив и гипотез-следствий. Профессионализм ученого заключается в создании как можно большего числа гипотез, а не в выдвижении заведомо правильных гипотез.
Когда гипотезы подтверждаются или опровергаются, исследователь видит достаточно полную картину социальной реальности и надежно работающую теорию.
Классификация и характеристика гипотез
Существуют различные классификации гипотез. Гипотезы могут быть рабочими, причинными (каузальными) и описательными, абстрактными и конкретными, количественными и качественными, статистическими, нулевыми.
Кумулятивная гипотеза сочетает реализацию нормы с одновременным наличием нескольких условий.
Альтернативная гипотеза устанавливает выполнение нормы в зависимости от наступления одного из нескольких условий.
По составу предположений, качающих исследуемый объект, гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогностические.
Любое явление или событие, имеющее исследовательское значение для социолога, находится в целостной системе, оно может проявляться как тенденция или закономерность. Следовательно, необходимо создавать как объяснительные, так и прогностические гипотезы, содержащие высокий уровень знания социальной реальности. Благодаря прогностическим гипотезам можно отразить самые разные явления, проанализировать некоторые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем. В этом случае значимость результатов исследования начинает иметь значение для построения статистических рядов, которые, в свою очередь, воссоздают развитие социальных процессов в обществе.
Науке нужны обобщения. Конкретность и количество в цифрах не связаны. Гипотезы должны быть конкретными, но не обязательно выражаться численно. Гипотезу, содержащую числа, легко опровергнуть, поэтому ее научная ценность невысока. Чтобы быть конкретным, гипотеза должна быть достаточно обобщенной. В некоторых случаях заказчик ставит задачу социологу на основе числовых формулировок, например: Если условия работы в бригаде №9 ухудшаются на 10%, то вероятность возникновения конфликтов увеличивается на 40%. Добиться подтверждения конкретных гипотез очень сложно, но в то же время они имеют большое значение для науки.
В то же время абстрактные гипотезы применимы ко всем явлениям. Если социолог выдвигает гипотезу о том, что мужчины, имеющие высшее образование и подающие на развод по моральным соображениям, с большей вероятностью снова вступят в брак, то, если гипотеза подтвердится, результаты полученного теоретического утверждения не могут быть распространены на всех женатых мужчин. Начинающие социологи часто не учитывают этот факт, незаконно увеличивая объем своих гипотез и теорий. Из-за такого упущения гипотезы теряют не только объяснительную, но и предсказательную способность.
Другой пример предлагает Г.С. Батыгин: социологи в США проверяли предположение о том, что демократический тип лидерства в малых группах более эффективен, чем авторитарный. Исследования проводились в колледжах, научных коллективах и на предприятиях. Эта гипотеза не подтвердилась в армейских частях, демократический стиль руководства неэффективен в молодежных группах и политических партиях.
Тривиальные гипотезы не имеют научной ценности. Гипотеза должна обладать рядом качеств: она должна быть смелой, рискованной, оригинальной. Его результатом должны быть новые знания.
В процессе эмпирической проверки гипотезы выделяются основные и неосновные гипотезы. Основные гипотезы отражают основную задачу (цель) социологического исследования. Неосновные гипотезы отражают второстепенные задачи социологического исследования.
Кроме того, гипотезы делятся на основные и второстепенные. Гипотезы, сформулированные до получения информации об исследуемом объекте, считаются первичными. Вторичные гипотезы формулируются после получения дополнительной информации об объекте. На начальных этапах исследования выдвигаются рабочие гипотезы, которые представляют собой исходные предположения о характере и свойствах исследуемых связей объекта. Типы и свойства гипотез показаны в таблице.
Характеристики гипотез
По мнению ученых, при тех же условиях предпочтительнее гипотеза, охватывающая более широкий круг объектов. С повышением уровня обобщения гипотезы ее значение для науки возрастает. Но с повышением уровня обобщения пропорционально возрастает сложность исследования и снижается истинность заключения.
Как правило, расширение гипотезы происходит в процессе тщательного распространения принятой модели на родственные социальные группы. При изучении зависимости выбора формы досуга от материального положения опрошенных студентов, то с определенной долей вероятности эта гипотеза может быть распространена на более широкие слои населения, такие как студенты и молодежь. В то же время, когда обнаруженная зависимость людей пенсионного возраста будет распространяться, то с большой долей вероятности эта зависимость окажется ложной.
Характеристики гипотез также включают проверяемость, специфичность, воспроизводимость, детерминизм, опровержимость, предсказуемость, связь, стабильность.
Ставя вопрос о соотношении теории и реальности, исследователь переводит теоретические утверждения в гипотезы. После обработки эмпирических данных предсказанные гипотезы могут оказаться верными в реальном мире. Если гипотеза будет проверяться экспериментально, то ее формулировка должна быть простой и понятной, кроме того, необходимо указать метод, средства или метод такой проверки. Второе условие очень важно: выдвигая гипотезу, ученый должен указать способы ее проверки.
Очень важно учитывать эмпирические факты, свидетельствующие не в пользу выдвинутой гипотезы. Рассмотрим пример из теории социального обмена Дж. Хоманса.
В основе теории лежит позиция: чем чаще два человека взаимодействуют друг с другом, тем сильнее они укрепляют дружеские отношения. Но Хоманс не указал, о каком взаимодействии идет речь. Его торий подвергся критике. Заявление критиков основано на том факте, что если два конфликтующих человека часто взаимодействуют, то конфликт, а не дружба, усиливается. По мнению критиков, теория Хоманса имеет низкий прогностический потенциал.
Этот пример доказывает, что автору исследования необходимо указать объем теории и объем проверки гипотез. Чтобы определить границы области гипотезы, необходимо изучить широкий круг явлений, указать факты, которые ей противоречат, и выдвинуть либо новые предположения, либо вспомогательные или альтернативные гипотезы. Предположим, прикладной социолог изучает взаимосвязь между моралью (социально-психологический климат в бригаде) и производительностью труда. Исходя из гипотезы о том, что высокий моральный дух на производстве положительно связан с высокой производительностью труда, он рассматривает не весь спектр явлений, а только те из них, которые, по его мнению, должны подтвердить выдвинутую им гипотезу. Обнаружив доказательства в ее пользу, он публикует результаты проверки гипотезы. Однако коллеги, ознакомившись с результатом, указали автору на серьезную ошибку: увлекшись положительными связями, он упустил отрицательные. Фактически, к первой гипотезе следовало добавить по крайней мере еще одну гипотезу: высокая производственная мораль отрицательно связана с высокой производительностью труда. Это только на первый взгляд кажется абсурдным. Если мы ее переформулируем, то мы получим не менее плодотворную гипотезу, чем первая гипотеза о том, как связаны минимальная производительность и максимальный моральный дух.
Предположим, что сплоченная бригада прибегает к рестрикционизму из соображений классовой солидарности или по серьезным политическим причинам (в знак протеста против несправедливого обращения) коллективно организует забастовки, требуя улучшения условий труда. Такое поведение очень распространено и подтверждает, что классовая солидарность отрицательно сказывается на высокой производительности, так как в одном случае рабочие снижают производительность (рестрикционизм), а в другом они вообще бросают работу (забастовка).
В заключение можно судить, что, ограничившись одной гипотезой, ученый не смог ее проверить. Критике подверглась не только область ограничений исходной гипотезы, но и была доказана ее эмпирическая ложность. В будущем для такой гипотезы необходимо указать сферу ее применения, определить эмпирические ситуации, к которым она применима, а к которым недопустима. Эта процедура называется конкретизацией гипотезы.
Требования к формулировке гипотез
Гипотезы должны быть четкими и лаконичными. При выражении гипотезы не используются неоднозначные и противоречивые понятия. Каждому понятию, используемому в исследовании, должно быть дано рабочее определение. Это делается с помощью справочной литературы, а также исследований, где это понятие уже оперативно определено, а также в ходе бесед со специалистами, опросов в исследовательской группе.
Реальные чувства, явления, процессы могут выступать в качестве эмпирического референта. Итак, плохое настроение может быть референтным признаком разочарования, повышение курса доллара может быть референтом или признаком инфляции.
В гипотезах не должно быть моральных суждений или суждений. Чтобы убрать моральные оценки, необходимо рассортировать используемые понятия на оценочные и фактические. Фактические оставлены без изменений, а оценочные переведены в разряд фактических.
Если возможно, общая гипотеза разбивается на подгипотезы. Недостаточно сделать обобщенный прогноз войны: надо определить время, место и участников (категории населения, численность войск и т. д.). Предположение об общем упадке цивилизации не является гипотезой, которую можно проверить. Можно выдвинуть гипотезу о негативном влиянии урбанизации на здоровье человека. Правильнее в исследовании эту общую гипотезу разбить на несколько частных, таких как снижение рождаемости, рост смертности, увеличение количества разводов, увеличение видов заболеваний и количества случаев.
Гипотезы должны иметь отношение к методам и инструментам. Каждая гипотеза или набор гипотез должны иметь инструменты и средства проверки. Для масштабных сложно найти подходящий метод проверки, который устраивает или убеждает всех.
Заключение
Роль гипотез в социологических исследованиях чрезвычайно велика. Его наиболее важные функции:
Весь процесс исследования направлен на проверку истинности гипотез, по результатам которых гипотеза подтверждается и становится тезисом, истинность которого уже доказана или опровергнута. Гипотеза подтверждается фактами, обнаруженными в ходе исследования. Вместе с тем несоответствие выдвинутой гипотезы фактам также является научным результатом, который может иметь не меньшее значение, чем установление ее адекватности.
Выдвигая гипотезы, социолог производит:
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.