Что такое глаголы говорения в русском языке
Глаголы говорения в русском языке: общая характеристика, примеры
Глаголов говорения, то есть тех, которые обозначают процесс устной передачи информации, достаточно много. Это связано с тем, что речь является главным способом коммуникации людей друг с другом.
Соответственно, у этого действия могут быть самые разные оттенки и особенности. Поэтому для каждого из видов речи люди придумали свой глагол говорения.
Особенности
Известный филолог В. И. Кодухов посвятил несколько своих научных работ глаголам говорения. Он утверждает, что это самая многочисленная группа среди слов, обозначающих действие. Чаще всего они используются для передачи косвенной речи. Такие слова сообщают читателю или слушателю информацию об интонационных особенностях произношения (басил, пищал и так далее), громкости голоса (шептал, кричал и так далее).
Вам будет интересно: Дисклеймер – это попытка уйти от ответственности
По ним можно догадаться и об обстановке, в которой происходит действие. Если, например, человек произносит слова быстро, то на это, скорее всего, есть определенные причины.
Классификация
1. Глаголы, описывающие факт произнесения слов в общих чертах. К ним можно отнести слова «говорить», «сказать», «поведать», «рассказать» и многие другие.
2. Глаголы, указывающие на особенности речи. Они обозначают характеристику речи того или иного лица. Например: «шептать», «кричать», «орать» и подобные им.
Встречая в тексте такие слова, читатель представляет себе особую манеру речи.
3. Слова, указывающие на место реплики в диалоге, монологе и так далее. В русском языке глаголы говорения данного вида относятся скорее к «книжным» стилям (научному, художественному и так далее). К этой подгруппе можно причислить слова «ответить», «спросить», «добавить», «продолжать», «закончить» и так далее.
4. Глаголы говорения, обозначающие место реплики в диалоге и указывающие на определенные особенности содержания произносимого текста. К ним относятся слова «спросить», «ответить», «возразить», «подтвердить» и ряд других.
Близкие по значению
Примеры глаголов говорения можно найти и среди слов, на первый взгляд не относящихся к ним.
Например, факт передачи текстовой информации нередко выражают, употребляя лексические единицы «телеграфировать», «звонить» и подобные им.
Удачная замена
Нередки случаи, когда вместо глагола говорения употребляется другое слово. Чаще всего это происходит с целью передачи состояния, в котором пребывает оратор. Пример можно найти в приведенном ниже предложении.
Он торопился: «Говори быстрее! Я опаздываю на урок». Глагол «торопился» употреблен здесь в значении «быстро произносил слова».
К этому же виду следует отнести и глаголы, обозначающие эмоции человека, во время произнесения им текста. Часто можно встретить выражения вроде: «Он улыбнулся: «Все будет хорошо!»
Подобное предложение можно составить с глаголами: «улыбнулся», «нахмурился», «обрадовался», «задумался» и другими.
Общая характеристика глаголов говорения
Разные ученые подходили к вопросу определения этого термина по-своему. Многие отечественные филологи высказывали предположение, что к этой категории можно отнести только те слова, которые обозначают непосредственно процесс речи. Описание различных нюансов данного действия прямого отношения к глаголам говорения не имеет.
Информация об иных подробностях коммуникативного процесса может быть получена благодаря другим словам или лексическим конструкциям.
Две задачи, которые ставят перед собой эти ученые:
1. Рассмотреть связь глаголов говорения с другими частями речи.
2. Определить, как меняется значение слов, выражающих процесс передачи информации, в зависимости от конструкций, в состав которых они входят. Следует добавить, что приверженцы данной теории называют глаголами говорения те лексические единицы, которые независимо от контекста всегда употребляются в значении «говорить». Эти филологи признают и возможность дополнительных значений и оттенков.
Художественная литература
Глаголы говорения часто упоминаются в работах, посвященных анализу средств художественной выразительности в различных произведениях русской и мировой литературы.
Нередко производится перечисление всех рассматриваемых нами глаголов, присутствующих в той или иной книге, а также подсчет количества употребления каждого из них. Преобладание «нейтральной» группы может считаться признаком особого авторского стиля. Чаще всего такой выбор слов говорит о том, что писатель стремился придать своему произведению большую стремительность, динамичность, не останавливаясь на незначительных подробностях. Этот же прием может служить и для сообщения тексту большей серьезности, научности или, наоборот, легкости.
Был проведен подобный анализ романа «Овод» английской писательницы Э. Войнич. В нем чаще всего встречаются именно нейтральные глаголы говорения. Это создает эффект безэмоционального, непредвзятого описания событий. Такой стиль изложения характерен для исторических романов. Через употребление тех или иных слов при описании речи персонажей можно проследить и отношение рассказчика к героям. Слова помогают раскрыть и характер действующего лица.
Грамотное употребление
Специалисты в области русского языка часто говорят о многочисленных случаях стилистических ошибок, связанных с употреблением синонимов слова «сказал». В средствах массовой информации большую популярность в последнее время приобрело слово «заявил». Но если обратиться к его определениям, то можно обнаружить следующее: заявить можно, либо произнося официальную речь, выражая мнение, которое запечатлено документально, либо выговаривая фразы с повышенной степенью эмоциональности.
Коварные синонимы
На первый взгляд, глаголы говорения не могут вызывать каких-либо затруднений у говорящего. Но это не совсем так. Данные слова являются синонимами, но контекстуальными. Это значит, что уместность их употребления зависит от конкретной ситуации. Также стоит обращать внимание на их сочетаемость с другими словами. Например, употребляя глагол «поделился» в значении «сказал», нужно помнить, что так можно описать не любую речь, а только ту, в которой кто-либо говорит о своих сокровенных мыслях или планах на будущее. Глагол «задаться вопросом» тоже можно отнести к категории слов, которым посвящена данная статья. Он не описывает непосредственно процесс говорения, но тесно с ним связан.
Как известно, текстовая и речевая информация может восприниматься и передаваться разными способами, при участии всех органов чувств. Поэтому в определенном контексте такие слова и выражения, как «задался вопросом», «задуматься», «рассмотреть», тоже могут косвенно быть связанными с речью. Например, предложение «Они рассмотрели вопрос о выделении средств на развитие культуры» описывает ситуацию, когда группой лиц сообща принимается определенное решение. А значит, речь, несомненно, участвует в этом процессе.
В качестве заключения
Что такое глаголы говорения в русском языке
«Говорительными» я называю те глаголы, которые с успехом заменяют замечательное слово «сказал». Например, братья Стругацкие не заморачивались особо подбором синонима:
— А друзей у него, значит, было немного?
— Друзей у него не было совсем, — сказал Сергей Павлович. — Я не виделся с ним с самого выпуска, но другие ребята из его группы говорили мне, что он с ними тоже не встречается. Им неловко об этом рассказывать, но, как я понял, он просто уклонялся от встречи.
И вдруг его прорвало.
— Ну почему вас интересует именно Лев? Я выпустил в свет сто семьдесят два человека. Почему вам из них понадобился именно Лев? Поймите, я не считаю его своим учеником! Не могу считать! Это моя неудача! Единственная моя неудача! С самого первого дня и десять лет подряд я пытался установить с ним контакт, хоть тоненькую ниточку протянуть между нами. Я думал о нем в десять раз больше, чем о любом другом своем ученике. Я выворачивался наизнанку, но все, буквально все, что я предпринимал, оборачивалось во зло.
— Сергей Павлович! — сказал я. — Что вы говорите? Абалкин — великолепный специалист, ученый высокого класса, я лично встречался с ним.
— И как вы его нашли?
— Замечательный мальчишка, энтузиаст. Это как раз была первая экспедиция к голованам. Его все там ценили, сам Комов возлагал на него такие надежды. И они оправдались, эти надежды, заметьте!
— У меня прекрасная малина, — сказал он. — Самая ранняя малина в регионе. Попробуйте, прошу вас. » (Жук в муравейнике)
Конечно, написать диалог без глагола «сказал» или синонима — реально, а иногда и необходимо. Можно использовать глаголы, обрисовывающие место действия, детали, жесты, мимику героев, поступки. Вот только «говорительные» глаголы отлично передают реакцию, эмоцию героев в диалоге, и часто без них не обойтись.
Я собирал такие глаголы, но заметил, что все реже заглядываю в свою коллекцию. Не потому что глаголы кончились, а потому что придумываю уже на автомате. Хочу поделиться с вами, потому что она реально здорово помогает при написании диалогов.
Это будет двадцать подборок на определенную тему, соответственно — четыре части статьи.
А в конце расскажу о некоторых правилах использования глаголов и о распространенных ошибках.
Первая пятерка:
Вторая пятерка:
Третья пятёрка:
Четвёртая пятёрка:
Конечно, список глаголов «двадцаткой» не ограничивается. Их много. И список можно пополнять и пополнять. Писательское чутье к слову позволит выбрать именно тот «говорительный» глагол, который нужен.
На что стоит обратить внимание (правила с антипримерами):
► Описание сопутствующего реплике жеста, мимики вполне может заменить «говорительный» глагол. С другой стороны, избыточность подобных действий делает персонажей «нервными», если это не соответствует замыслу, то лучше убрать ненужные «телодвижения».
— Ты с ума сошла?! — закатил глаза Петя.
— Это ты сошел с ума! — топнула ногой Аня.
► Причастные и деепричастные обороты в авторской речи снижают динамику диалога:
— Мы оба сошли с ума, — сказал Петя, обнимая Аню.
— Наверное, — ответила возмущенная происходящим Аня, высвобождаясь из рук мужа.
► Хорошо, когда «говорительные» глаголы соответствуют речи персонажей, так сказать, в их стиле. Плохо, когда наоборот.
— Ты меня не любишь, — подвела итог Аня.
— Нам нужно поговорить, — резюмировал Петя.
► Не стоит использовать глаголы «спросил», «воскликнул», если в реплике уже есть знаки.
— А ты меня любишь? — спросил Петя.
— Конечно! — воскликнула Аня.
► Не стоит использовать глаголы «перебил», «не договорил», поскольку, как правило, их смысл уже есть в диалоге.
— Что же нам… — не договорила Аня.
► Следует обратить внимание на наречия в случае атрибуции глаголов. Иногда возникает дублирование смысла. Наречие лучше убрать.
— Давай мириться? — тихо прошептала Аня.
— Давай! — громко крикнул обрадованный Петя.
► В этом же случае можно атрибутировать диалог действием.
— И больше не будем ссориться. — Аня отвернулась к столу и принялась нарезать огурцы для салата.
► Не красят диалог однотипные атрибутивные глаголы, если только они не нужны по смыслу.
► Слишком яркие говорящие глаголы затмевают слова героев. Эмоция все же должна быть в самой сцене, а не в глаголе.
— Аня, ты покрасила волосы? — Петя обиженно надул губы.
— Не нравится? — Аня презрительно подняла брови, собираясь возражать.
Правила просты, а иногда и вовсе лучше обойтись нейтральным глаголом «сказал». И все же мне список «говорительных» глаголов помогает при написании диалога. Надеюсь, пригодится и вам)
Добавить комментарий
Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.
Помним : 0 — 2: работа плохая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты
Записки учителя
июн. 21, 2009 04:55 pm Глаголы говорения Все чаще в последнее время звучит в новостях глагол «заявить», хотя большую часть заявленного уместнее было прошептать, чтобы никто не услышал. Сразу скажу, что «заявить» можно в двух случаях: либо это озвученная официальная информация, либо слишком эмоционально, отчасти даже со злостью произнесенные слова. Итак, привожу здесь список некоторых глаголов говорения: Помните, что глаголы говорения являются контекстуальными синонимами, то есть при их использовании необходимо учесть конкретную ситуацию. Определить степень уместности того или иного глагола в вашем тексте поможет не только ваше чутье языка, но и толковые словари русского языка. «Глаголы говорения» в художественных и научных текстахГлагол – самая сложная единица лексической системы языка и в то же время центральная единица этой системы. Глагол всегда называет процесс, действие и таким образом является основной единицей языка, представляющей действительность как движение и, посредством своих грамматических категорий, относящей эту действительность ко времени и субъектом и или объекту действия. Тематическая группа «глаголов говорения» очень широко представлена в русском языке, так как именно эти глаголы отражают важнейшую потребность человека- потребность общения. Эти глаголы, как правило, обладают сложной семантической структурой, они чаще всего многозначны, и с этой их особенностью связаны так называемые «оттенки значений» и употребление в текстах различных стилей. Тематическая группа «глаголов говорения» чрезвычайно востребована в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и учебной. Высокая частотность употребления глаголов говорения делает данное исследование особенно актуальным. Материалом исследования послужили тексты учебников «Русский язык» 5-6 классы, авторы С. И. Львова и В. В. Львов. Цель исследования: анализ глаголов говорения в научных и художественных текстах учебников. Задачи исследования: выбрать из научных и художественных текстов лексику, входящую в тематическую группу «глаголов говорения», определить их стилистическую принадлежность и «оттенки значений» этих глаголов в текстах разных стилей. В исследовании анализируются материалы «Русского семантического словаря» указанной тематической группы глаголов, представлена классификация глаголов говорения, их семантические группы и подгруппы. При работе с материалами учебников исследуется частотность употребления глаголов говорения в научных и художественных текстах, особенности лексических значений глаголов и их функционирование в текстах разных стилей. В заключение работы содержится вывод об особенностях реализации различных значений глаголов данной тематической группы в зависимости от стилистической принадлежности текста. Глаголы речи и их классификация в современном русском языкеГлаголы речи и их классификация в современном русском языке Глаголов говорения в современном русском языке довольно много, так как способов передать речь тоже существует множество (например, стилистически или семантически). Изначально выявим специфику понятия глаголов говорения или глаголов речи. Глаголами речи обычно называют глаголы, выражающие процесс говорения в его различных проявлениях. Но так как процесс говорения включает выражение чувств, восприятие, мышление, звучание и т.д., то лексико-семантическая система глаголов и фразем говорения представляется как сложное многоаспектное и многослойное поле, границы которого трудно определимы. Иными словами, глаголы говорения или глаголы речи – это лексические единицы, используемые для обозначения различных процессов речевой деятельности человека. Процесс речи – очень сложное явление. Он предполагает следующие части: говорящего (или говорящих); слушающего, собеседника (или слушающих, собеседников); процесс выражения мысли (а также чувства воли); процесс произношения (или написания); процесс сообщения мысли и, в связи с этим, обращение к слушающему, речевой контакт; объект (содержание) речи; Одни из этих факторов (1-5) являются обязательными, другие (6-7) – факультативными. При этом они могут выражаться как эксплицитно (то есть, с помощью существительных), так и имплицитно (то есть, с помощью глаголов). Следует отметить, что в группе глаголов, характеризующих речь со стороны ее содержания, большинство глаголов относятся к группе «поведенческих» (болтать, врать, шутить и т.д.). В данном случае речь служит не только средством выражения мыслей, понятий, но и средством их образования и развития, а эти процессы, в свою очередь, тесно связаны с чувствами, волей, мировоззрением, поведением человека, так как определяют его личностную характеристику. Поэтому при переводе этих глаголов переводчик должен исходить из личностных установок, целей, мотивов и интересов говорящего. Кроме того, переводчику необходимо учитывать, что оформление речевого акта зависит не только от его цели, содержания, чувств говорящего, но и от условий его осуществления, т.е. от отношений между говорящим и его собеседником или собеседниками. Характеристика процесса речи может также выражать уровень образованности собеседников, их социальный статус и другие весьма разнообразные обстоятельства реализации акта речи. Перевод глаголов речи и особенно глаголов «неговорения», употребляемых в значении речевых, требует соотнесенности с целостным контекстом. Каждый глагол говорения, как в оригинале, так и в переводе, соотносится с массой других элементов текста и поэтому, даже при переводе отдельно взятого глагола речи, всегда приходится учитывать роль окружения – контекста, который в известных случаях может потребовать или «подсказать» необходимость поисков нового варианта. В рамках русского языка существует множество классификаций глаголов речи. Рассмотрим подробнее. Автор толкового словаря глаголов Л.Г. Бабенко выделяет такие классы в рамках ЛСГ глаголов речи: глаголы характеризованной речевой деятельности; глаголы речевого сообщения; глаголы речевого общения; глаголы речевого воздействия. Васильев Л.М. выделяет две основные оппозиции, в которые входят глаголы речи. Это: Привативная оппозиция с маркирующими семами ограниченности; результативности; интенсивности; мультативности («количественная характеристика»); смягчительности («аттенциативности»); майоративности («провзойденности»); кратности; адресованности и эквиполентная оппозиция с маркирующими семами адресованности («неадресованности; предельности») партативности; начинательности. Степень близости данных оппозиций друг к другу различна, но наибольшей близостью характеризуется, например, оппозиции по семам интенсивности, градуальности, усилительности, мультативности. Отсюда, устанавливая круг глаголов речи в художественных текстах, нам необходимо относить данные глаголы к той или иной оппозиции, а на основе значения глагола определить его грамматическую сему. Так в повести «Степной король Лир» можно выделить следующие глаголы речи и из производные:говорить, сказать, кричать, восклицать, спрашивать, рассказывать, уверять, отвечать, молвить, перебивать, продолжать, брякать, окликать, отзываться, объявлять, уверять, закричать, выкрикивать, твердить, гаркать, проговаривать, заговариваться, договариваться, повторять, бормотать, возражать, шептать, затрещать (трещать), шамкать (прошамкал, лепетать, прибавлять, отзываться, греметь (загреметь). Каждый из перечисленных глаголов относится к определенному семантическому классу, имеет оппозиции с маркирующими семами, на основе которых определяется лексическое значение глагола речи. А.А. Зализняк не только выделяет отдельные классы глаголов, в толкование которых входит глагол «ГОВОРИТЬ», но и приводит слова, с которыми эти глаголы могут сочетаться. Отметим, что все глаголы речи/говорения подразделяются на несколько групп: нейтральные (лингвисты называют их «семантически недифференцированными»), просто передающие процесс речи, например: говорить, произнести, сказать, глаголы более широкого значения (глаголы с широкой семантикой), они не просто передают речь, но и имеют дополнительный оттенок, например: заметить, подчеркнуть, поправить, эмоционально окрашенные глаголы (эмотивные), например: крикнуть, проорать, стилистически окрашенные глаголы, например: глаголить, вещать, протрубить, прошипеть. Иногда в качестве глаголов речи используются и совсем «неречевые» глаголы, например: завершить, начать (Свою речь он завершил словами. /Свою речь он начал со слов. ) » [Зализняк А.А. 1988: 118]. Глаголы речи придают языку особую динамику и звучание. Важно отметить, что глаголы речи вступают в синонимические и антонимические отношения. Рассмотрим подробнее. Синонимия речевых глаголов – явление весьма распространенное: в текстах художественной литературы употребляются различные глаголы, но с одним и тем же значением, одной и той же семой. Например, глаголы «перебивать», «обрывать», «прерывать». Это глаголы синонимичны дуг другу, так как содержат общую сему «прерывности». Синонимы характерны почти для всех речевых глаголов. Но не всегда синоним по своей стилистической принадлежности соответствует основному глаголу. Так, разговорный глагол «брякать» имеет такой же разговорный синоним «бухнуть». Глаголу «лепетать» (разг.) принадлежит синоним «лопотать», который ближе к просторечию. Глагол «объявлять» (нейтр.) имеет синоним «провозглашать», который тяготеет к высокому стилю. Синоним «осведомляться» у глагола «спрашивать» (нейтр.) близок к публицистическому стилю. Хотя такая стилистическая дифференция характерна для синонимов речевых глаголов, тем не менее, она встречается не у всех глаголов речи. Чаще синоним и основной глагол принадлежит к одному и тому же стилю речи. Антонимия глаголов речи встречается реже, поскольку антонимов меньше, чем синонимов. В тексте нам встречалась одна антонимичная пара – это глаголы «шептать-греметь», имеющие различные семы: «очень громко» и «чуть слышно». Состав антонимичных глаголов речи пополняется за счет аспектуальных приставок, та в глаголах «заговорить» и «договорить», приставки за-, до, придают этим глаголам антонимичные значения начинательности \ завершительности. В целом же сами речевые глаголы являются антонимичными глаголами молчания, которые рассматриваются как особый класс. Таким образом, глаголы речи, распределяясь по семантическим классам, входят в эквиполентную или привативную оппозиции, что в текстах художественной литературы отражается в качестве различных значений глаголов речи.
|