Что такое гласное и негласное
Оперативно-розыскная деятельность. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оперативно-розыскная деятельность. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
7 ПРИНЦИП СОЧЕТАНИЯ ГЛАСНЫХ И НЕГЛАСНЫХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статьей 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что ОРД представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов.
Сочетание гласных и негласных средств и методов имеет большое значение в ОРД. Данные методы хотя противоположны по смыслу и автономны по содержанию, но дополняют друг друга, обеспечивая тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.
В законодательной формулировке рассматриваемого принципа употреблены термины «средства» и «методы».
Под методом ОРД понимается совокупность приемов и способов, применяемых для решения оперативно-тактических задач в процессе практической реализации ОРМ.
Средствами ОРД являются объекты, предметы материального мира, при помощи которых достигается (обеспечивается) осуществление оперативно-розыскной функции. К числу средств могут быть отнесены оперативная техника, оперативный учет и т. д.
Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут
использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания.
Согласно ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении, сделанное в устном или письменном виде. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ);
2) явка с повинной, т. е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Для обеспечения использования результатов ОРД в уголовном процессе представляется необходимым все сведения, которые получены негласным путем, проверять при помощи гласных приемов.
Сведения, полученные негласным путем, должны быть подкреплены официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств.
Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др.
Что такое гласное и негласное
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
15. Получение компьютерной информации.
(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть девятая введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел (общая часть)
Электронное учебное издание
§ 6. Понятие, виды и содержание содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел
Использование помощи лиц, не являющихся штатными сотрудниками правоохранительных органов, для получения информации о тайных планах и действиях противника применяется с давних времен как в политических целях, так и в борьбе с преступностью не только нашей стране, но и за рубежом.
Закон об ОРД определяет гласную и негласную форму содействия граждан оперативным подразделениям органам внутренних дел.
Гласное содействие — вид содействия, оказываемое лицом оперативному подразделению, при котором это лицо не требует сохранения в тайне его участия.
В соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой подразделения ОВД, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут привлекать отдельных лиц с их согласия к участию в подготовке и осуществлению оперативно-розыскных мероприятий в гласной форме (на гласной основе). В последующем полученная информация может быть предана гласности, а сами участники такого мероприятия могут стать заявителями и свидетелями по конкретному уголовному делу. Положительно зарекомендовал себя еще со времен СССР институт внештатных сотрудников полиции (ранее — милиции).
В целях обеспечения выполнения возложенных на нее задач полиции разрешается приглашать в установленном порядке для внештатной работы наиболее активных и подготовленных граждан не моложе 18 лет, способных по своим личным и деловым качествам оказывать полиции содействие на добровольной, гласной и безвозмездной основе. Сотрудники оперативных подразделений могут использовать помощь внештатных сотрудников для защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и для розыска лиц, их совершивших. Внештатные сотрудники полиции не являются должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации, они принимают участие в деятельности полиции под непосредственным руководством сотрудника полиции. Внештатному сотруднику полиции даются конкретные поручения. В своей работе он осуществляет только те действия, которые не выходят за пределы данных ему поручений. Оперативный сотрудник должен инструктировать его о способах их выполнения и контролировать их исполнение. Сотруднику органа внутренних дел ответственному за работу с нештатными сотрудниками полиции запрещается: Поручать самостоятельное производство следственных действий, проведение (участие в проведении) оперативно-розыскных мероприятий, составление протоколов об административных правонарушениях, а также проверку заявлений и сообщений о преступлениях и об административных правонарушениях. Привлекать внештатного сотрудника полиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для его жизни и здоровья. Знакомить внештатного сотрудника полиции с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иную информацию ограниченного пользования.
Привлечение внештатных сотрудников в проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий имеет ряд преимуществ:
— позволяет значительно сократить затраты времени и увеличить количество сил;
— с их помощью обеспечивается соблюдение принципа сочетания негласных мероприятий с гласным путем легализации полученной информации. Присутствие внештатных сотрудников при проведении оперативно-розыскных мероприятий дает им возможность осуществлять непосредственную фиксацию преступной деятельности. Все это позволяет использовать внештатных сотрудников в качестве свидетелей при процессуальном оформлении полученных результатов;
— создает условия и обеспечивает возможность зашифровать негласные источники получения информации, послужившей для разоблачения подозреваемых лиц и их привлечения к уголовной ответственности;
— повышает разведывательные возможности сотрудников оперативных подразделений, поскольку расширяет круг источников получения информации, представляющей интерес. В то же время необходимо помнить, что при использовании внештатных сотрудников следует соблюдать правила конспирации: во-первых, по возможности сохранять в тайне от проверяемых (проверяемых) лиц участие внештатных сотрудников; во‑вторых, не разглашать перед внештатными сотрудниками секретные средства и методы работы оперативных подразделений ОВД.
Вторая форма содействия — негласная. Под негласным содействием оперативным подразделениям органов внутренних дел понимается участие отдельных лиц в решении задач оперативно-розыскной деятельности на основе неразглашения сведений об их личности, а также характере и целях их деятельности.
Негласное привлечение граждан к выполнению заданий разведывательного характера, использование при этом доверительные отношения как с преступниками, так и лицами, осведомленными об их преступной деятельности, и получение при этом оперативно-значимой информации строится на правовой основе. До 1992 г. нормативно-правовая регламентация использования возможностей граждан, негласно оказывающих помощь органам внутренних дел, осуществлялась путем внутриведомственной правотворческой деятельности. После принятия закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» в марте 1992 г., а затем Закона об ОРД в августе 1995 г. институт сотрудничества граждан с органами внутренних дел на конфиденциальной основе получил официальный статус.
Граждане, которые оказывают помощь соответствующим органам в борьбе с преступностью на негласной (конфиденциальной) основе, в теории и практике ОРД называются негласными (конфиденциальными) сотрудниками или конфидентами. Конфиденциальность сотрудничества означает сокрытие этого факта от посторонних лиц, что позволяет негласным сотрудникам более эффективно добывать оперативно значимую информацию, а оперативным сотрудникам использовать ее в борьбе с конкретными преступлениями.
Основная их задача заключается в том, чтобы, используя свое должностное положение, доверительные отношения с лицами, совершающими неочевидные, замаскированные преступления или вынашивающими преступные замыслы, своевременно получать необходимую информацию, доводить ее до соответствующих компетентных органов для принятия мер, предусмотренных законом.
Практика оперативных подразделений органов внутренних дел и анализ уголовных дел в последние годы демонстрирует, что при совершении преступлений отчетливо проявляются признаки, свидетельствующие об их тщательной маскировке, что не позволяет отличить такие преступные действия от правомерно осуществляемых. Большинство общеуголовных преступлений тщательно готовится, а впоследствии маскируется, чтобы не оставлять никаких улик и следов.
Поскольку использование возможностей штатных оперативных сотрудников для внедрения в преступную среду в массовом порядке невозможно и нецелесообразно, то для этих целей подбирают и используют граждан различных профессий, социального и правового положения.
Закон об ОРД содержит ряд норм, реализация которых позволила поднять уровень организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Во-первых, ст. 17 Закона об ОРД официально закрепляет за гражданами возможность реализовать имеющиеся у них возможности оказывать помощь органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными подразделениями этих органов: «отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту». Во-вторых, закон определил круг лиц, с которыми органы внутренних дел могут устанавливать конфиденциальные отношения, в том числе на контрактной основе. В-третьих, закон предусмотрел социальную и правовую защиту лиц, негласно сотрудничающих с органами внутренних дел.
Негласное (конфиденциальное) сотрудничество граждан с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, должно носить исключительно добровольный, осознанный характер и выражаться в их согласии на такое сотрудничество. Однако это не означает обязательной реализации названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса является прерогативой органов внутренних дел. Следовательно, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии. Добровольность согласия на сотрудничество исключает применение со стороны ОВД в отношении лиц, привлекаемых к конфиденциальному содействию, методов запугивания, физического устрашения, насилия или других противоправных способов склонения их к сотрудничеству.
Отмечая добровольность изъявления согласия гражданина на конфиденциальное сотрудничество с подразделениями ОВД, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как форму реализации своего права на защиту от преступных посягательств, Закон об ОРД тем не менее запретил установление такого содействия по контракту с определенной категорией лиц. К ним отнесены народные депутаты, судьи, прокуроры, адвокаты, священнослужители и полномочные представители официально зарегистрированных религиозных объединений. В обоснование такого запрета положены следующие доводы.
Первое: депутаты, судьи и прокуроры, являясь государственными служащими, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
Второе: материально-зависимое положение, в которое попадают лица, наделенные законодательными, судебными и надзорными функциями, адвокаты и священнослужители, которым конфиденциальная информация стала известна в процессе защиты подозреваемого (обвиняемого) или тайной исповеди верующего, а также иные представители религиозных объединений, в случае заключения ими контракта о содействии с подразделениями ОВД, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, не должно быть использовано:
— для оказания негласного регулирующего воздействия на законотворческую деятельность и независимую работу судов и надзорную функцию прокуратуры;
— негласного влияния на подзащитных, верующих;
— воздействия на содержание и характер деятельности общественных, коммерческих, государственных и международных организаций, где они являются полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений.
Однако этот запрет не распространяется на установление отношений конфиденциального содействия с представителями указанных категорий лиц, с их добровольного согласия, на бесконтрактной основе, а также со священнослужителями, другими лицами из религиозных организаций (не зарегистрированных органами власти в установленном законом порядке) и лицами, занимающимися противоправной деятельностью, относящейся к компетенции субъектов оперативно-розыскной деятельности ОВД.
Конфиденциальность содействия может быть установлена как по инициативе представителей оперативных подразделений органов внутренних дел, так и по волеизъявлению лица, когда вовлекаемый в оперативно-розыскной процесс сам выступает инициатором конфиденциальности своих отношений с правоохранительными органами. Форма выражения согласия на оказание содействия в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий может носить устный, письменный или иной характер.
Конфиденциальное сотрудничество может устанавливаться с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений.
Конфиденциальная (негласная) форма содействия граждан органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности означает, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это требует от отдельных лиц, вступивших в отношения сотрудничества, в качестве непременного условия сохранения в тайне сведений, полученных ими в ходе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Такое требование определяется характером самой ОРД, осуществляемой скрыто, а также тем, что разглашение сведений, которые могут стать им известными в силу выполнения поручений и заданий (вне зависимости, составляют они государственную тайну либо конфиденциальны), может нанести непоправимый ущерб осуществлению конкретных оперативно-розыскных мероприятий либо оперативно-розыскной деятельности в целом. Кроме того, разглашение указанных сведений связано еще с одним видом риска — под угрозу ставится личная безопасность и жизнь лица, содействующего органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В связи с этим конфиденциальность предполагает:
— специальный допуск к работе с конфидентами только узкого круга лиц, определенного их специальной компетенцией, в порядке, специально установленном для этого в ведомственных нормативных актах МВД России;
— установление специальных правил документооборота в подразделениях ОВД, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
— обеспечение специальных мер защиты сведений, функционирующих в оперативных подразделениях и сосредоточенных в информационных массивах ОВД.
Сотрудник, допущенный к осуществлению ОРД в полном объеме, обязан использовать конфиденциальное содействие граждан в целях решения задач ОРД. Это его обязанность, а не право.
Между органами внутренних дел и гражданами, которые содействуют им в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, существуют определенные правовые отношения. Поэтому на государство возлагается обязанность принимать необходимые социальные и правовые меры по их защите, изложенные в ст. 18 Закона об ОРД.
К мерам социальной защиты можно отнести такие меры как:
— получение вознаграждения и других выплат, при оказании помощи в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших;
— включение в трудовой стаж, периода сотрудничества с оперативными подразделениями по контракту в качестве основного рода занятий;
— выплата единовременного пособия и назначение пенсии по инвалидности, в случае получения травмы, ранения, контузии, увечья;
— выплата единовременного пособия семье лица, который сотрудничал по контракту, а также назначении пенсии по потере кормильца, в случае его гибели.
К мерам правовой защиты можно отнести следующие меры:
— оперативные подразделения обязаны принимать меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности при возникновении реальной угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием, а равно членов их семей и близких;
— законодатель допускает проведение специальных мероприятий по защите лиц, сотрудничающих по контракту и членов их семей, для обеспечения их безопасности.
Оперативно-розыскная деятельность: гласно и негласно (Сочетание гласных и негласных мероприятий как важный принцип оперативно-розыскной деятельности)
Содержание:
Введение
Проблемы оформления результатов гласных ОРМ, касающиеся определения вида и содержания документов, возникли из-за законодательной неурегулированности этого процесса. На практике такие результаты оформлялись (и оформляются) в виде акта, справки, рапорта, объяснения и др. Некоторая определенность появилась после внесения дополнений в п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которым в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных ОРМ должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ.
Объект курсовой работы – принцип сочетания гласных и негласных мероприятий при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.
Предмет курсовой работы – общественные отношения в сфере осуществления гласных и негласных мероприятий в ОРД.
Цель курсовой работы – выявление особенностей и проблем сочетания гласных и негласных мероприятий при осуществлении ОРД.
В соответствие с целью определены следующие задачи курсовой работы:
— изучить сущность принципов оперативно-розыскной деятельности
— выявить сущность принципа сочетания гласных и негласных мероприятий в ОРД;
— выявить полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
— рассмотреть подходы к классификации оперативно-розыскных мероприятий по принципу гласности (негласности) ОРД;
— выявить проблемы разделения оперативно-розыскных мероприятий по принципу гласности (негласности);
— изучить проблемы оформления результатов гласных оперативно-розыскных мероприятий.
В процессе выполнения курсовой работы использованы следующие методы: системный анализ, анализ и синтез, формально-юридический, сравнительный.
1. Сочетание гласных и негласных мероприятий как важный принцип оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности
Слово «принцип» в переводе с латинского (principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности.
Содержание оперативно-розыскной политики [5] определяется задачами в области борьбы с преступностью, а также принципами, на которых строится борьба с преступностью. Оперативно-розыскной политике присущи специфичные принципы, основанные на идеях, являющихся отражением общих руководящих начал уголовной политики в сфере оперативно-розыскного права.
Значение принципов ОРД в том, что они выражают:
— сущность и характерные черты ОРД;
— систему юридических норм наиболее общего характера, служащую основой оперативно-розыскного законодательства;
Осуществляющие ОРД органы государства должны действовать на основе установленных принципов, при этом они несут ответственность за все последствия, связанные с нарушением этих принципов. Большой научно-практический интерес представляет формирование принципов розыскной работы полицейских подразделений развитых зарубежных стран. Например, в США, ФРГ, Франции и Италии основополагающими принципами являются следующие:
— соблюдение правового режима добывания криминальной информации;
— допустимость ограничения прав и свобод личности в целях борьбы с тяжкими и особо опасными преступлениями;
— использование в процессе полицейской разведки не только штатных сотрудников, но и осведомителей;
— обеспечение наступательного характера внутренней разведки посредством разделения ее на стратегическую и тактическую;
Вышеуказанные принципы соответствуют особенностям законодательства зарубежных стран в области ОРД. Статья 3 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет лишь четыре принципа ОРД. Два из них названы конституционными:
принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
— принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.
Итак, принципы ОРД выражают суть заключенных в них правовых требований, определяют социальный смысл и направленность оперативно-розыскной практики. Именно существо правового требования, а не способ или прием избранного законодателем выражения этого существа составляет содержание каждого из принципов ОРД. Под принципом законности ОРД понимается обязанность точного и неуклонного соблюдения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и лицами, содействующими ее проведению, требований Конституции Российской Федерации и законов России. Действием данного принципа объясняется и то, что законом четко определены цели, задачи и принципы ОРД, круг органов, уполномоченных на ее осуществление, правовое положение ее субъектов, основания и порядок проведения ОРМ. Принцип подчеркивает верховенство закона, взаимосвязь законодательных и ведомственных нормативно-правовых актов, правовой статус ОРО.
1.2. Сущность и значение принципа сочетания гласных и негласных методов и средств
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности») заключается в адекватном, творческом использовании субъектами ОРД преимуществ специфических сил, средств, форм и методов ОРД.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» в целях повышения эффективности ОРД, результативной работы ее субъектов должностным лицам ОРО предоставлена возможность решать ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. Одним из показателей профессионального мастерства субъектов ОРД является гармоничное применение гласных и негласных источников информации в раскрытии и расследовании преступлений. В связи с этим отметим, что те результаты ОРД, которые получены гласными методами и средствами, не могут составлять государственную тайну. Кроме того, факт проведения некоторых ОРМ и полученные при этом результаты не подлежат разглашению лишь на этапе ведения ДОУ. Существуют такие результаты (сведения) ОРД, которые и после завершения ДОУ нельзя предавать гласности, поскольку они составляют государственную тайну (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности»). Такие сведения при любых обстоятельствах остаются государственной тайной. Предание гласности данных сведений допускается лишь с согласия соответствующих лиц в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности»). Поэтому использование результатов ОРД, составляющих государственную тайну, независимо от временных факторов может иметь место лишь при соблюдении указанных выше условий.
В законодательной формулировке данного принципа употреблены термины «методы» и «средства».
Итак, в числе специальных принципов ОРД сочетание гласных и негласных мероприятий является краеугольным положением, определяющим сущностную характеристику ОРД, как деятельности, осуществляемой гласно и негласно с привлечением источников конфиденциальной информации.
2. Гласные и негласные мероприятия в ОРД
2.1. Подходы к классификации оперативно-розыскных мероприятий по принципу гласности (негласности) ОРД
Учеными для классификации оперативно-розыскных мероприятий был предложен такой признак, как гласность проведения. По этому критерию все оперативно-розыскные мероприятия были разделены на:
— мероприятия, которые можно проводить как гласно, так и негласно;
Вместе с тем, однообразного понимания исследователями отличий между гласной и негласной формой проведения ОРМ нет.
Так, в комментарии к Федеральному закону от 12 августа 1995 года №144-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» под редакцией А.Е. Чечетина сказано: «Под гласным проведением мероприятий следует понимать действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, без сокрытия, во-первых, самого факта осуществления каких-либо действий, а во-вторых, лиц, их осуществляющих. В то же время при гласном проведении оперативно-розыскных мероприятий может зашифровываться (скрываться) их истинная цель.
2.2. Проблемы разделения оперативно-розыскных мероприятий по принципу гласности (негласности)
Различные результаты при делении формы проведения ОРМ на гласную и негласную возникли в силу того, что в рассмотренных работах не сформулирован критерий, по которому это деление производилось.
Так, в приведенных нами классификациях, деление на гласную форму проведения ОРМ и негласную происходило по трем признакам:
— сокрытие факта проведения ОРМ;
— сокрытие лиц, осуществляющих ОРМ;
— сокрытие истинных целей проведения ОРМ.
Согласно правилам логики, при наличии трех признаков следует говорить не о двух формах проведения ОРМ (гласно, негласно), а о восьми.
В качестве такого признака А.Е. Чечетин предлагает осознание заинтересованным лицом факта проведения в отношении него оперативно-розыскной деятельности [25] . Такой подход представляется не достаточно удачным, хотя ради справедливости следует отметить, что мы сами его ранее придерживались. Недостатки этого подхода заключается в том, что при использовании обозначенного признака форма проведения ОРМ не зависит напрямую от намерений и действий сотрудника оперативного подразделения, и, следовательно, не может быть им выбрана. Например, сотрудники, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, для раскрытия преступления принимают решение провести ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». При проведении указанного мероприятия, они не скрывают, что являются сотрудниками полиции (находятся в форменной одежде), не скрывают цель своих действий. Однако по причине отсутствия в этом месте, лица, совершившего преступление, оно не узнает о проведении обследования, и соответственно может не осознавать, что в отношении него осуществлялась оперативно-розыскная деятельность.
Таким образом, по предложенному критерию указанное мероприятие следует отнести к числу негласных, несмотря на то, что сотрудниками органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оно планировалось как гласное.
Более правильным, в связи с этим, нам представляется мнение С.Я. Малышева и Н.Н. Киселева (2004 год), в соответствии с которым деление ОРМ на гласные и негласные должно проходить в зависимости от принятия или непринятия сотрудником оперативного подразделения мер негласности. Принимая такую позицию, полагаем, что термин «меры негласности» разумно будет заменить термином «меры недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности», поскольку он более полно раскрывает суть названных мер и позволяет избежать circulus vitiosus. При использовании такого критерия, акцент делается на том, что форма планируемого и проводимого оперативно-розыскного мероприятия определяется исключительно сотрудником оперативного подразделение.
Постановка в один ряд с гласной и негласной формами проведения ОРМ – зашифрованной, является логической ошибкой, возникшей в результате отсутствия четкого основания для деления.
Как уже было отмечено, дихотомическое деление ОРМ по признаку – принятие или непринятие сотрудником оперативного подразделения мер недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности, подразумевает существование только двух членов деления – гласная и негласная форма проведения ОРМ.
Дополнительно можно провести деление негласной формы проведения ОРМ, по такому признаку, как способ недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности. В результате деления получим два вида обеспечения негласности:
1. Полное сокрытие от заинтересованного лица информации, связанной с осуществлением оперативно-розыскной деятельности;
2. Оказание воздействия на заинтересованное лицо с целью введения в заблуждение относительно оперативно-розыскного характера осуществляемой деятельности.
Второй способ применяется в тех случаях, когда полностью скрыть осуществление оперативно-розыскной деятельности невозможно. Считаем, что ОРМ при проведении которых, негласность достигается за счет оказания воздействия на заинтересованное лицо с целью введения в заблуждение относительно оперативно-розыскного характера осуществляемой деятельности и получили в литературе название «зашифрованные» или «легендированные».
В заключении отметим следующее. Во-первых, существует две формы проведения ОРМ: гласная и негласная, основанием выделения которых служит такой признак, как принятие или непринятие сотрудником оперативного подразделения мер недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности. Во-вторых, негласная форма проведения ОРМ обеспечивается двумя способами: полное сокрытие от заинтересованного лица информации, связанной с осуществлением оперативно-розыскной деятельности; оказание воздействия на заинтересованное лицо с целью введения в заблуждение относительно оперативно-розыскного характера осуществляемой деятельности.
3. Проблемы оформления результатов гласных оперативно-розыскных мероприятий
Многие ОРМ могут осуществляться как в гласной, так и в негласной форме, и в ходе этих ОРМ производится изъятие документов, предметов и материалов (сбор образцов для сравнительного исследования; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; проверочная закупка; оперативный эксперимент; снятие информации с технических каналов связи и др.). Если в ходе гласных ОРМ не производится изъятие документов, предметов и материалов (опрос, наведение справок, отождествление личности, наблюдение и др.), результаты таких ОРМ могут оформляться иными документами (объяснение, справка, рапорт, акт и др.). Таким образом, законодатель определил вид документа, который необходимо оформить по результатам гласных ОРМ в случае изъятия документов, предметов, материалов, и указал требования к его содержанию. Закрепление в качестве вида документа протокола, вероятно, связано с тем, что во многих случаях результаты гласных ОРМ служат поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, приобщаются к материалам имеющегося уголовного дела, используются в уголовно-процессуальном доказывании (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности»; п. 36.1 ст. 5, ст. ст. 74, 84 и 89 УПК РФ). Содержание такого протокола законодатель предложил смотреть в уголовно-процессуальном законе. Очевидно, имелось в виду, что необходимо руководствоваться нормами ст. ст. 166-167 УПК РФ, закрепляющими содержание протокола следственного действия.
— составляется в ходе ОРМ или непосредственно после его окончания;
— в протоколе указываются: место и дата производства ОРМ, время его начала и окончания с точностью до минуты; должность, фамилия и инициалы лица, составившего; фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в ОРМ, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности;
— описываются действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в ОРМ;
— указываются технические средства, примененные при производстве ОРМ, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты;
— протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в ОРМ. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц;
— протокол подписывается оперативным сотрудником и лицами, участвовавшими в ОРМ;
— к протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при проведении ОРМ, а также электронные носители информации, полученной или скопированной с других электронных носителей информации в ходе проведения ОРМ (порядок изъятия документов и (или) электронных носителей информации детально изложен в п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности»);
— протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам ОРМ их прав, обязанностей, ответственности и порядка проведения ОРМ, которая удостоверяется подписями участников ОРМ;
— в случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в ОРМ, подписать протокол ОРМ оперативный сотрудник вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в ОРМ;
— лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол;
Возникают и сомнения в возможности применения отдельных норм ст. 166 УПК РФ при оформлении в виде протокола результатов гласных ОРМ:
1) в протоколе следственного действия должно быть отмечено, что лица, участвующие в нем, были заранее предупреждены о применении при производстве технических средств. При проведении отдельных ОРМ (проверочная закупка, оперативный эксперимент) предупредить заранее о применении технических средств всех участников не представляется возможным, так как начало таких ОРМ имеет зашифрованную либо негласную форму, при которой проверяемое лицо не знает о сущности проводимых в ходе ОРМ действий, и лишь после достижения поставленных целей мероприятие приобретает гласную форму [29] ;
2) при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности.
В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.
Следует также отметить, что не меняют порядок использования результатов ОРД в процессе доказывания последние изменения, внесенные в уголовно-процессуальный закон.
Заключение
Итак, в заключении можно сформулировать следующие выводы.
Данный принцип содержит основополагающие идеи, закрепленные в юридических нормах, регулирующих отношения по предоставлению результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следствию и в суд.
В целях правового регулирования гласных и негласных мероприятий в ОРД понятие каждого ОРМ, предусмотренного ст. 6 ФЗ об ОРД, виды и содержание документов, оформляемых по результатам гласных ОРМ, необходимо закрепить в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Такой подход позволит единообразно применять законодательные нормы на практике, не отождествляя результаты ОРМ с результатами следственных и иных процессуальных действий. Вопрос же о целесообразности придания результатам ОРД статуса процессуальных доказательств требует серьезного теоретико-прикладного исследования.
Список источников и литературы
Нормативные и правовые акты
Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г.К. Синилова. – М., 2006. – С. 27-28. ↑
Боруленков Ю.П. Принципы оперативно-розыскной деятельности как методологическая основа специфической юридической деятельности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2013. – № 2. – С.15. ↑
Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г.К. Синилова. – М., 2006. – С.27-28. ↑
Боруленков Ю.П. Принципы оперативно-розыскной деятельности как методологическая основа специфической юридической деятельности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2013. – № 2. – С.18. ↑
Боруленков Ю.П. Принципы оперативно-розыскной деятельности как методологическая основа специфической юридической деятельности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2013. – № 2. – С.19. ↑
Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г.К. Синилова. – М., 2006. – С.31-32. ↑
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: учебное пособие. Издание 8-е, переработанное и дополненное / Под ред. А.Е. Чечетина. – М.: Норма, 2004. – С.159. ↑
Нагиленко Б.Я. О правомерности отнесения гласных мероприятий к предмету регулирования Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями: материалы науч.-практ. конф., посвященной празднованию 70-летия подразделений экономической безопасности МВД России. – М., 2007. – С.81-89. ↑
Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: монография. – М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2006. – С.61-62. ↑
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: учебное пособие. Издание 8-е, переработанное и дополненное / Под ред. А.Е. Чечетина. – М.: Норма, 2004. – С.159. ↑
Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» / СПС КонсультантПлюс, 2013. ↑
Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и европейского Суда по правам человека / вступ. ст. В.Д. Зорькина. – М.: Норма, 2006. – С.286. ↑
Ивлев Д.В. Логика: учебник. – М.: Приор, 2014. – С.179. ↑
Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: монография. – М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2006. – С.62. ↑
Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и европейского Суда по правам человека / вступ. ст. В.Д. Зорькина. – М.: Норма, 2006. – С.286. ↑
Макаров А.В., Фирсов О.В. Проблемы оформления результатов гласных оперативно-розыскных мероприятий // Российский следователь. – 2013. – №12. – С.15. ↑
Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. № 18-О «По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (п. 4). ↑
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.