Что такое главная ось развития европы как она влияет на развитие транспорта
Что такое главная ось развития Европы, как она влияет на развитие транспорта Европы?
Что такое главная ось развития Европы, как она влияет на развитие транспорта Европы?
1. В регионе благоприятные природно-рекреационные условия. К их числу относится благоприятный климат, изрезанность береговой линии, густая речная сеть, мозаичность ландшафтов, разнообразное сочетание пейзажей.
2. Богатство истории, высокий уровень культуры, образования, мозаичность национального и религиозного состава.
3. На развитее туризма влияет и то, что это страны высокого социально-экономического развития, растущие доходы населения, высокая урбанизация, наличие инфраструктуры.
4. Благоприятно на туризм влияет и достаточно мирная обстановка в регионе.
Далее учитель предлагает проанализировать статистические данные. Можно предложить построить столбчатые диаграммы, показывающие долю стран Европы в международном туризме. Для построения диаграмм можно использовать следующие данные.
Доходы от иностранного туризма (млн. долл.)
Приморский тип туризма:
Главный туристический центр Европы, который принимает самое большое количество туристов — Лазурный берег, с известными морскими курортами: Ницца, Канны и т. д. В Италии — это Итальянская Ривьера — продолжение лазурного берега Франции. В Греции — это побережье Эгейского моря.
2. Черноморское побережье Болгарии и Румынии (Золотые пески, Мамайя, Варна, Солнечный берег). Однако курортный сезон здесь продолжается меньше, чем на Средиземноморье — всего 4-5 месяцев.
Третьим районом морского тризма является побережье Балтийского моря, хотя сезон туризма здесь еще меньше, чем на Черном море. Всем известны туристические центры (Сопот в Польше, Кюлунборг в ФРГ, Брайтон в Великобритании, Сен-Мало во Франции).
Среди районов горного туризма в Европе и в мире, несомненно, первое место принадлежит Альпийским горам. Ежегодно их посещают от 80 до 150 млн чел. Отдыхают здесь не только летом, но и зимой.
На высоте до 500 м преобладает пеший туризм, выше — горный и альпинизм. Страны, находящиеся в этом регионе, получают доходы от туризма, которые составляют до 12% ВВП этих стран. Особенно в этом плане выделяются Австрия и Швейцария.
Горный туризм представлен и другими горными системами: Карпаты, Судеты, Родопы, Татры.
«Старые камни Европы»
Европейские страны привлекают туристов достопримечательностями своих городов. По количеству объектов Всемирного культурного наследия зарубежная Европа занимает первое место среди всех регионов мира. Наибольшее их число находится на территории таких стран, как Париж, Рим, Мадрид. Также к наиболее часто посещаемым странам относятся: Лондон, Амстердам, Вена, Дрезден, Прага, Краков, Будапешт, Венеция, Афины.
Что такое главная ось развития европы как она влияет на развитие транспорта
Цели: сформировать представление об уровне развития транспорта и туризма в Европе.
Оборудование: карты: «Транспорт Европы», «Рекреационные ресурсы Европы», учебник, атласы, инструктивные карточки.
Тип урока: урок-путешествие.
1. Как проявляется в Европе недостаточная обеспеченность топливом и сырьем?
2. Приведите примеры центров Европы, ориентированных на опытные кадры, на отечественное сырье, на выгоду транспортного положения.
3. Как решается проблема обеспеченности стран источниками энергии? Покажите роль внутренних и внешних факторов в ее решении.
4. Укажите особенности развития АПК региона. Какие факторы предопределили существующие различия сельскохозяйственного производства?
5. Эталоном интенсивного сельского хозяйства являются Нидерланды. Какие доказательства этого утверждения вы можете привести?
II. Изучение нового материала
Учитель раздает учащимся инструктивные карточки, по которым они самостоятельно изучают тему транспорт Европы.
1. Густота транспортной сети. (Густота транспортной сети достаточно высокая, по густоте транспортной сети Европа занимает первое место в мире.)
2. Частота перевозок. (Частота перевозок высокая.)
3. Доминирующий вид транспорта во внутренних перевозках. (Во внутренних перевозках превалирует автомобильный вид транспорта, так как преобладает небольшая дальность перевозок и к тому же автомобильный транспорт самый маневренный.)
4. Доминирующий вид транспорта во внешних перевозках. (Во внешних трансконтинентальных перевозках преобладает морской транспорт, доля железнодорожного транспорта невелика.)
5. Используя текст учебника и карту транспорта Зарубежной Европы в атласе, схематически нанесите на контурную карту железнодорожные магистрали, судоходные реки и морские порты региона. Приведите примеры стран с одноцентровой и многоцентровой конфигурацией транспортной сети. Подумайте над причинами их формирования.
6. Что такое главная ось развития Европы, как она влияет на развитие транспорта Европы?
Зарубежная Европа — основной туристический центр мира. Доля Европы в международном туризме превышает 60%. Такой высокий уровень развития туризма можно объяснить рядом предпосылок:
1. В регионе благоприятные природно-рекреационные условия. К их числу относится благоприятный климат, изрезанность береговой линии, густая речная сеть, мозаичность ландшафтов, разнообразное сочетание пейзажей.
2. Богатство истории, высокий уровень культуры, образования, мозаичность национального и религиозного состава.
3. На развитее туризма влияет и то, что это страны высокого социально- экономического развития, растущие доходы населения, высокая урбанизация, наличие инфраструктуры.
4. Благоприятно на туризм влияет и достаточно мирная обстановка в регионе.
Далее учитель предлагает проанализировать статистические данные. Можно предложить построить столбчатые диаграммы, показывающие долю стран Европы в международном туризме. Для построения диаграмм можно использовать следующие данные.
Доходы от иностранного туризма (млн. долл.)
Расходы на международный туризм (млн. долл.)
Задание: Пользуясь текстом и картами учебника, заполните примерами стран схему.
Приморский тип туризма:
Главный туристический центр Европы, который принимает самое большое количество туристов — Лазурный берег, с известными морскими курортами: Ницца, Канны и т. д. В Италии — это Итальянская Ривьера — продолжение лазурного берега Франции. В Греции — это побережье Эгейского моря.
2. Черноморское побережье Болгарии и Румынии (Золотые пески, Мамайя, Варна, Солнечный берег). Однако курортный сезон здесь продолжается меньше, чем на Средиземноморье — всего 4-5 месяцев.
Третьим районом морского тризма является побережье Балтийского моря, хотя сезон туризма здесь еще меньше, чем на Черном море. Всем известны туристические центры (Сопот в Польше, Кюлунборг в ФРГ, Брайтон в Великобритании, Сен-Мало во Франции).
Среди районов горного туризма в Европе и в мире, несомненно, первое место принадлежит Альпийским горам. Ежегодно их посещают от 80 до 150 млн. чел. Отдыхают здесь не только летом, но и зимой.
На высоте до 500 м преобладает пеший туризм, выше — горный и альпинизм. Страны, находящиеся в этом регионе, получают доходы от туризма, которые составляют до 12% ВВП этих стран. Особенно в этом плане выделяются Австрия и Швейцария.
Горный туризм представлен и другими горными системами: Карпаты, Судеты, Родопы, Татры.
«Старые камни Европы»
Европейские страны привлекают туристов и достопримечательностями своих городов. По количеству объектов Всемирного культурного наследия зарубежная Европа занимает первое место среди всех регионов мира. Наибольшее их число находится на территории таких стран, как Париж, Рим, Мадрид. Также к наиболее часто посещаемым странам относятся: Лондон, Амстердам, Вена, Дрезден, Прага, Краков, Будапешт, Венеция, Афины.
Комментарии для учителя. После проверки заполнения схемы учитель предлагает совершить путешествие по одному из предложенных на прошлом уроке маршрутов. Учащиеся делают доклады-путешествия по маршрутам: Лиссабон — Мадрид — Париж — Берлин; Гамбург — Берн — Рим; Вена — Прага — София — Стамбул. Выступающие рассказывают о достопримечательностях этого маршрута. Желательно чтобы выступления сопровождались наглядными материалами, видеосюжетами и т. д.
Прежде чем заслушать доклад учеников, слушатели знакомятся с географическим положением, природными условиями города с помощью карт. После проверки их работы можно приступать к заслушиванию доклада или просмотру фильмов.
В XVIII веке Рим уже явно отставал от других столиц Европы по развитию канализации, освещения, городского снабжения.
В 1798 году Рим оккупируют войска французской Директории, там провозглашена республика.
В 1808 году в город входят войска Наполеона, который в 1809 году ликвидирует светскую власть папы, а город и значительную часть Папской области присоединяет к Французской империи. В этот период из Рима вывезено много культурных ценностей, но император субсидирует и строительство, стремясь сделать древнюю столицу самой великой империи прошлого одной из жемчужин своей короны.
С 1814 года папы возвращаются в Рим, но светская власть их кажется уже архаизмом.
После революции 1848-49 гг. Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди провозглашают вторую Римскую республику. Для ее ликвидации в город снова входят французские войска, которые остаются здесь до 1870 года. Когда тяжелое положение Франции во время франко-прусской войны заставило вывести гарнизон, сюда вошли гарибальдийцы.
В 1943 году оккупирован войсками фашистской Германии, освобожден англо-американскими войсками 4 июня 1944 года. В настоящее время в Риме сосредоточены государственные органы власти, правительственные учреждения, центры политических партий и общественных организаций.
Рим живописно раскинулся на холмистых берегах Тибра. Сложившись на холмах Капитолий и Палатин, древний город распространился на соседние холмы Эсквилин, Авентин, Виминал, Целий, Квиринал, низину до излучины Тибра — Марсово поле и перекинулся на правый берег реки — район Трастевере.
В Риме сохранились почти в нетронутом виде целые средневековые кварталы, дворцы и церкви эпохи Возрождения и более поздних времен. С превращением в 1871 году Рима в столицу Италии его рост стал особенно интенсивным, застраивались преимущественно доходными домами восточные и юго-восточные районы. Большинство римских вилл оказалось включенным в городскую черту, а многие из их парков стали общественными.
В 1930-е гг. проложены новые магистрали, снесены некоторые ценные исторические кварталы. После второй мировой войны вокруг Рима выросли обширные новые районы, причем одни из кварталов застраивались богатыми виллами, утопающими в зелени, а другие — многоэтажными доходными домами, не имеющими архитектурных достоинств. Рим растет во всех направлениях, но прежде всего в двух — вдоль Тибра по направлению к морю и на восток. Промышленность развивается больше на восточной окраине. В 1960 году в Риме прошли Олимпийские игры.
III. Закрепление изученного материала
Вопрос: Почему Альпы и Карпаты пересекает больше транспортных магистралей, чем Пиренеи и Аппенины? (У Альп и Карпат больше перевалов, через Альпы проходит центральная ось развития и т. д.)
Подготовить доклады о хозяйстве, истории, населении ФРГ.
Что такое главная ось развития европы как она влияет на развитие транспорта
расселения и хозяйства
Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы в основном сложилась еще в XIX в., когда едва ли не главным фактором размещения был природно-ресурсный и когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран. После Второй мировой войны наибольшее влияние на эту структуру оказали факторы трудовых ресурсов и выгод ЭГП, а в последнее время также факторы наукоемкости и экологический.
В зарубежной Европе можно выделить еще несколько подобных «осей» меньших масштабов. Это промышленно-городской пояс, протягивающийся вдоль общих границ Польши, Чехии и ФРГ, дунайская «ось», полосы вдоль главных нефтепроводов, некоторые при морские зоны.
2. Высокоразвитые районы: примеры Лондона и Парижа.
Вы уже знаете, что наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, нayку, культуру. сферу услуг, служат столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа.
И Лондон, и Париж выросли прежде всего как административно-политические центры своих стран, которыми они служат уже более восьми веков. (Символично, что на гербе Парижа изображен серебристый кораблик с надписью: «Его качает, но он не тонет».) Обе столицы являются крупными промышленными цeнтрами, в которых широко представлены высоко-технологичные наукоемкие отрасли, а в Париже также выпуск так называемых множества
«парижских изделий» (швейных, ювелирных и др.), благодаря которым он уже на протяжении ряда веков выступает в роли законодателя мод для вceгo мира. Но еще важнее то, что именно здесь сосредоточены крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения, а также резиденции международных opгнизаций. [28]. В соответствии с региональными программами проводится разгрузка центральных частей обоих столичных peгионов.
3. Старопромышленные районы: пример Рура.
Ни в одном дpyгом регионе мира нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Eвропе. Наиболее крупные из них возникли на базе каменноугольных бассейнов. Но и среди тaких районов особенно выделяется Рурский, который на протяжении многих десятилетий по праву считается индустриальным сердцем Германии.
В пределах Pурскoгo бассейна и прилегающих к нему районов сложилась уже упоминавшаяся Рейнско-Рурская агломерация.
В последнее время промышленность Рура, насчитывающая несколько тысяч предприятий, подверглась значительной peконструкции. В 50-60-e гг. Рур считался едва ли не классическим депрессивным районом. Но в наши дни относить eгo к этой категории было бы неправильно. В Рурской области осуществлена большая экологическая прогpaммa. «Батюшка Рейн», который еще не так давно называли сточной канавой Европы, стал чище, в нем снова появилась рыба.
Примерами других старопромышленных районов могут служить Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс в Великобритании, Северный район, Эльзас и Лотарингия во Франции, Саар, который часто называют «малым Руром», в ФРГ, Верхне-Силезский район в Польше, Остравский в Чехии. Но большинство из них относится к категории депрессивных. (Задание 11.)
4. Отсталые aгpapныe районы: пример Юга Италии.
Государство проводит региональную политику, направленную на подъем Юга. Она привела к сооружению здесь крупных металлургических, нефтехимических комбинатов, других предприятий. В результате Юг уже перестал быть чисто сельскохозяйственным районом. Однако комбинаты почти не связаны с окружающей территорией, поскольку они работают на привозном сырье, а их продукция вывозится в другие районы стpaны и в другие страны. Не случайно сами итальянцы называют их «соборами в пустыне».
Примерами других aгpapныx районов Зарубежной Европы могут служить: западная часть Франции, центральная и юго-западная части Испании, некоторые области Португалии и Гpeции. Все они расположены за пределами «центральной оси». Проблема подъема отсталых районов еще более актуальна и для многих стран Восточной Европы.
5. Районы новoгo освоения: пример Ceвернoгo моря.
Для дaвно освоенной территории зарубежной Европы районы новoгo освоения в общем не характерны. Обычно к ним относили только северную часть Скандинавии. Но открытие в начале 60-х гг. крупного нефтегазоносного бассейна в акватории Ceвepнoгo моря изменило ситуацию.
6. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру xoзяйства.
К числу благоприятных предпосылок для развития международной экономической интеграции в регионе относятся территориальная близость, высокая освоенность территории, высокий уровень социально-экономического развития, хорошая транспортная обслуженность, давние традиции экономических связей. За время существования ЕС все это уже привело к дальнейшему сращиванию территориальных структур хозяйства отдельных стран, особенно в пределах «цeнтральной оси» развития. Происходит формирование пограничных интеграционных районов: между Фрг и Францией, между Францией и Бельгией, Францией и Италией и др.
Максаковский В. П., География. Экономическая и социальная география мира 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений
онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по географии, задания по географии 10 класса скачать
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Что такое главная ось развития Европы, как она влияет на развитие транспорта Европы?
Что такое главная ось развития Европы, как она влияет на развитие транспорта Европы?
1. В регионе благоприятные природно-рекреационные условия. К их числу относится благоприятный климат, изрезанность береговой линии, густая речная сеть, мозаичность ландшафтов, разнообразное сочетание пейзажей.
2. Богатство истории, высокий уровень культуры, образования, мозаичность национального и религиозного состава.
3. На развитее туризма влияет и то, что это страны высокого социально-экономического развития, растущие доходы населения, высокая урбанизация, наличие инфраструктуры.
4. Благоприятно на туризм влияет и достаточно мирная обстановка в регионе.
Далее учитель предлагает проанализировать статистические данные. Можно предложить построить столбчатые диаграммы, показывающие долю стран Европы в международном туризме. Для построения диаграмм можно использовать следующие данные.
Доходы от иностранного туризма (млн. долл.)
Приморский тип туризма:
Главный туристический центр Европы, который принимает самое большое количество туристов — Лазурный берег, с известными морскими курортами: Ницца, Канны и т. д. В Италии — это Итальянская Ривьера — продолжение лазурного берега Франции. В Греции — это побережье Эгейского моря.
2. Черноморское побережье Болгарии и Румынии (Золотые пески, Мамайя, Варна, Солнечный берег). Однако курортный сезон здесь продолжается меньше, чем на Средиземноморье — всего 4-5 месяцев.
Третьим районом морского тризма является побережье Балтийского моря, хотя сезон туризма здесь еще меньше, чем на Черном море. Всем известны туристические центры (Сопот в Польше, Кюлунборг в ФРГ, Брайтон в Великобритании, Сен-Мало во Франции).
Среди районов горного туризма в Европе и в мире, несомненно, первое место принадлежит Альпийским горам. Ежегодно их посещают от 80 до 150 млн чел. Отдыхают здесь не только летом, но и зимой.
На высоте до 500 м преобладает пеший туризм, выше — горный и альпинизм. Страны, находящиеся в этом регионе, получают доходы от туризма, которые составляют до 12% ВВП этих стран. Особенно в этом плане выделяются Австрия и Швейцария.
Горный туризм представлен и другими горными системами: Карпаты, Судеты, Родопы, Татры.
«Старые камни Европы»
Европейские страны привлекают туристов достопримечательностями своих городов. По количеству объектов Всемирного культурного наследия зарубежная Европа занимает первое место среди всех регионов мира. Наибольшее их число находится на территории таких стран, как Париж, Рим, Мадрид. Также к наиболее часто посещаемым странам относятся: Лондон, Амстердам, Вена, Дрезден, Прага, Краков, Будапешт, Венеция, Афины.
Что такое главная ось развития европы как она влияет на развитие транспорта
Подробное решение параграф 30 по географии для учащихся 10 класса, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Базовый уровень 2016
Вопрос 1. Каковы особенности географического положения Зарубежной Европы?
Ответ. Европа с греческого «зуропе» — страна запада, с ассирийского «ереб» — мрак, «заход солнца», «запад» (Азия от «асу» — «восход»).
Особенности географического положения
Территория Зарубежной Европы (без стран СНГ) — 5,1 млн. км2, а общая — около 10 млн. км2. Протяженность с севера на юг (от о. Шпицбергена до о. Крит) — 5 тыс. км, а с запада на восток — более чем 3 тыс. км.
Рельефная «мозаичность» ее территории: 1:1 — низменности и возвышенные территории. Среди гор Европы большинство средней высоты. Границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают препятствий для транспортных связей.
Высокая степень изрезанности береговой линии.
Приморское положение большинства стран. Средняя удаленность от моря — 300 км. В западной части региона нет места удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной на 600 км.
«Глубина» территории большинства стран невелика. Так в Болгарии и Венгрии нет места, которые бы были удалены от границ этих стран более чем на 115-120 км.
Соседское положение, благоприятное для интеграционных процессов.
Выгодное положение в плане контактов с остальным миров, т.к. находится на стыке с Азией и Африкой, далеко выдвинута в океан — «большой полуостров Евразии».
Разнообразие природных ресурсов, но некомплексное размещение по странам, многие месторождения в значительной степени выработаны.
Вопрос 2. В чём заключается специфика природных условий Зарубежной Европы?
Ответ. В Западной Европе широко представлены низменности, холмистые равнины и молодежи высокие горы альпийской складчатости, которые образуют главный водораздел материка.
Здесь находятся небольшие по площади и высоте горы: Центральный Французский массив, Вогезы, Шварцвальд, Рейнские Сланцевые горы, Северо-Шотландское нагорье т.д.. Альпы — самые высокие горы Европы, их длина — 1200 км, ширина — до 260 км. Складчатая структура Альп создана преимущественно движениями альпийского возраста. Самая высокая вершина — Монблан (4807 м). Высокая — осевая — зона гор образована древними кристаллическими (гнейсы, сланцы) породами. В Альпах доминируют гирськольодовиковий рельеф и современное оледенение (до 1200 ледников общей площадью более 4000 км2). Ледники и вечные снега снижаются до 2500-3200 м. Горы изрезаны долинами, заселены и освоены человеком, через перевалы проложены железные дороги и автомобильные дороги.
Равнинные территории расположены преимущественно в прибрежных районах. Крупнейшими низменностями является Северогерманского, Пивничнопольська и др.. Почти 40% площади Нидерландов находится ниже уровня моря, это так называемые «польдеры» — низинные земли, для которых характерна высокая плодородие.
Распределение речного стока территории региона неравномерно: он уменьшается с запада на восток и с севера на юг. Крупнейшие реки — Дунай, Рейн, Луара, Сена, Эльба, Маас, Рона, Темза т.д.. На западе питания рек преимущественно дождевое, они не замерзают, или имеют короткий неустойчивый ледостав. На восточных территориях преобладает также дождевое питание, а на реках высокогорных районов Альп до дождевого и снегового питания присоединяется ледниковое. Здесь летом характерны большие паводки, зимой сток очень мал или вовсе отсутствует. Некоторые страны постоянно ведут гидротехническое строительство и «борьбу с морем». Так, в Нидерландах построено 2400 км дамб и 5440 км каналов.
Значительная часть озер расположена в тектонических понижениях (котловинах, грабенах), характеризующихся очень изрезанной береговой линией, значительной глубиной, удлиненной формой. Таких озер много в Швейцарии: Женевское, Цюрихское, Боденское, Невшательське, Тунське, Лаго-Маджоре и т.д.. В Альпах и горах Британских островов есть небольшие озера в каровых углублениях. Ирландия особенно богата торфяники.
Западной Европы в прошлом имели высокий потенциал минерального сырья, но вследствие длительного промышленного использования они значительно исчерпаны.
На регион приходится более ¼ запасов каменного угля в Европе. Крупнейшими каменноугольными бассейнами и районами являются: в ФРГ — Рурский и Саарский, во Франции — лилльского бассейн и Центральный массив, в Великобритании — север Англии и Шотландия, в Бельгии — район Льежа. Бурый уголь имеет ФРГ (Германия) — Кельнский бассейн и Саксония.
Положение с запасами нефти и газа улучшилось после открытия в начале 60-х годов. огромных месторождений природного газа в Нидерландах (1929 млрд. м3 — 1-е место в Европе по добыче), а впоследствии — нефти и газа в британском секторе шельфа Северного моря (разведанные запасы нефти составляют 0,6 млрд. т, газа — 610 м3 ).
В Ирландии есть существенные запасы торфа. Великобритания — единственная из четырех ведущих индустриальных стран в Европе, полностью обеспечена собственными энергоресурсами.
Сравнительно большие залежи железной руды у Франции (Лотарингия), Люксембурге, полиметаллы — в ФРГ и Ирландии, олово — в Великобритании (полуостров Корнуолл), бокситы — во Франции (побережье Средиземноморья), уран — во Франции (Центральный массив, где находятся крупнейшие в Европе запасы).
Среди нерудного сырья заметны запасы каменной соли (ФРГ и Франция), очень большие запасы магнезита и графита (Австрия).
Гидроэнергоресурсы очень значительными. Особенно богаты ими альпийские районы (Швейцария, Австрия, Франция) и горные районы Шотландии, Припиренейськи районы на юге Франции. На Францию, Австрию и Швейцарию приходится более 2/5 гидроресурсов стран.
Регион беден леса, которые покрывают лишь 22% его территории. Значительные площади лесов в Австрии (лесистость составляет 47%), ФРГ (31%), Швейцарии (31%), Франции (28%). В большинстве стран преобладают искусственные леса, много окультуренных посадок деревьев, которые выполняют природоохранные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
Агроклиматические и земельные ресурсы благоприятны для ведения сельского хозяйства. Распаханы практически все пригодные земли: от 10% в Швейцарии до 30% во Франции, ФРГ и Великобритании. Наиболее распространенными являются почвы среднего и низкого плодородия в естественном состоянии. Но повсеместно они значительно улучшены благодаря высокому уровню агротехники. Климат благоприятен для выращивания многих культур.
Природные рекреационные ресурсы очень богаты и разнообразны: от Альп, высоких гор Европы, в самых низменных в Европе Нидерландов, от субтропического Средиземноморья Франции в прохладной и влажной Ирландии. Регион имеет большую рекреационно-туристическую зону. Привлекательными районами являются Лазурный берег во Франции, Альпы, Тюрингенский лес и др.
В странах региона количество заповедников, резерваций, национальных парков (91), охраняемых законом. Они охватывают большие площади. Например, во Франции всю приморскую атлантическую полосу длиной 2500 км провозглашена заповедной, в Великобритании — почти 5% ее территории и т.п.
Разнообразие природных условий и ресурсов в различных районах региона обусловило формирование различных видов хозяйственной деятельности, а соответственно и определенной их специализации.
Вопрос. Чем определяется рисунок хозяйства в стран Зарубежной Европы?
Ответ. Территориальная структура хозяйства зарубежной Европы сложилась еще в 19-ом веке, когда главным фактором был природно-ресурсный. В настоящее время в регионе насчитывается около 400 городских агломераций и около 100 промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах так называемой «центральной оси развития», которая простирается по территории восьми стран (Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, ФРГ, Италия, Австрия, Швейцария). Стержнем этой оси служит главная линия Рейн – Рона. В ее пределах проживают 120 млн человек и сосредоточено около половины всего экономического потенциала зарубежной Европы. В регионе можно выделить и ряд подобных «осей» меньшего масштаба (промышленно-городской пояс вдоль общих границ Польши, Чехии и ФРГ; дунайская «ось»; полосы вдоль нефтепроводов; некоторые приморские зоны). Промышленные районы Зарубежной Европы условно можно разделить на четыре группы:
1) Высокоразвитые районы, сосредоточившие высоко-технологичные, наукоемкие отрасли производства, крупнейшие банки, биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения и т.п.: столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа; южный район ФРГ с центрами в Штутгарте и Мюнхене; «промышленный треугольник» Милан-Турин-Генуя в Италии; промышленно-городская агломерация Рандстад в Нидерландах и др.
2) Старопромышленные районы, где преобладают базовые отрасли, возникшие в 19-ом, начале 20-го веков: Рур в ФРГ; Ланкашир, Йоркшир, Южный Уэльс в Великобритании; Эльзас и Лотарингия во Франции; Верхне-Селезский район в Польше; Остравский район в Чехии и др.
3) Отсталые аграрные районы, где доход на душу населения ниже, преимущественное занятие населения – сельское хозяйство: юг Италии; запад Франции; центральная и юго-западная часть Испании; Португалия; Греция и др.
4) Районы нового освоения: северная часть Скандинавии; акватория Северного моря.
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
Вопрос 1. Чему равна численность населения Зарубежной Европы?
Ответ. Численность населения Зарубежной Европы превышает 800 млн. человек. Это составляет приблизительно 11% от численности населения мира.
Вопрос 2. Какие основные религии распространены в странах Зарубежной Европы?
Ответ. Религиозный состав населения Зарубежной Европы довольно однороден. В регионе абсолютно преобладают христианские страны. Правда, народы Зарубежной Европы относятся к разным христианским церквям. Население Южной Европы тяготеет к католицизму. В Северной Европе распространён протестантизм. Восточная Европа — православный субрегион. А несколько европейских стран, например Албания и Босния, являются исламскими.
Вопрос 3. Какие города региона являются крупнейшими по численности населения?
Ответ. Зарубежная Европа — самый урбанизированный регион мира. Средний уровень урбанизации приближается к 80 %. В некоторых странах он ещё выше: в Германии и Испании показатель достигает 90 %, а в Бельгии — 97 %! Существенно ниже уровень урбанизации в Ирландии и некоторых странах Восточной Европы. А самая низкая доля городского населения в Европе отмечается в Молдавии — 47 %.
В Зарубежной Европе 40 городов-миллионеров, крупнейшими из них являются Лондон и Париж, численность населения в которых по одной из методик превышает 10 млн человек. Другие крупные города: Мадрид, Барселона, Рим, Афины, Берлин, София, Варшава, Белград.
Вопрос 4. Каковы главные особенности хозяйства Зарубежной Европы?
Ответ. В XVIII в. в ведущих европейских странах произошла промышленная революция. С тех пор на протяжении нескольких веков Зарубежная Европа была неоспоримым экономическим лидером планеты. Однако в XX в. ситуация изменилась. В экономическом отношении Зарубежная Европа утратила лидирующее положение. Ни одна из европейских стран, ни даже все страны Зарубежной Европы, вместе взятые, не могут конкурировать по объёму выпускаемой продукции с такими гигантами, как США или Китай. Тем не менее Зарубежная Европа играет заметную роль в мировом выпуске промышленной и сельскохозяйственной продукции. Почти все страны европейского региона относятся к числу развитых.
Общим для большинства стран Зарубежной Европы является преобладание в структуре хозяйства отраслей непроизводственной сферы: науки, культуры, образования, здравоохранения, сферы услуг. Она даёт значительно больше половины всей продукции региона. Да и занято в ней почти 60% экономически активного населения.
Особенностью промышленности стран Зарубежной Европы является сочетание в экономике «старых» и «новых» отраслей, таких, как металлургия, химическая промышленность, автомобилестроение, лёгкая и пищевая промышленность. Доля и значение «новейших» отраслей, основанных на достижениях современной НТР, меньше, чем в США и Японии. Это отставание ликвидируется общими усилиями: существует ряд международных европейских программ, направленных на развитие электроники, космической сферы и т.д.
Вопрос 5. Что такое «Центральная ось развития»?
Ответ. Основные промышленные районы образовали «Центральную ось развития», которая протянулась по территории восьми стран от Великобритании до Италии по линии Лондон — Париж — Милан.
Центральная ось развития — главный элемент территориальной структуры региона. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы в основном сложилась в 19 веке, когда едва ли не главным фактором размещения был природно-ресурсный.
И когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран.
После 2-ой мировой войны наибольшее влияние на эту структуру оказали факторы трудовых ресурсов и выгод ЭГП, а в последнее время также — наукоёмкости и экологический.
Всего в регионе насчитывается примерно 400 городских агломераций и около 100 промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах “центральной оси” развития, простирающиеся по территории 8 стран.
Ее стержнем служит ‘главная улица Европы’ — линия Рейн-Рона. В границах этой “оси” Живёт 120 млн. человек и сосредоточено около половины всего экономического потенциала региона.
А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Вопрос 1. Почему среди европейских стран преобладают однонациональные страны?
Ответ. Образовались они, в основном, в течении последних 100-150 лет, когда во всём мире, и особенно — в Европе, начался рост национального самосознания народов.. Некогда многонациональные государства начались распадаться на части в связи со стремлением каждого народа создать свое собственное национальное государство. Процесс распада империй шёл одновременно с усилением борьбы за права человека. Стоит учитывать ещё и возникновение в 19-м веке такого политического течения, как национализм, который пришёл на смену религиозной самоидентификации народов и достиг пика своей популярности в 20-м веке. Народы не просто захотели обособиться в границах своего этнического ареала, они ещё и стремились выжить со своей, как они считали, территории, представителей других этносов. В результате большинство народов получили свои государства.
Вопрос 2. Почему в Зарубежной Европе преобладают трудовые внешние и внутренние миграции?
Ответ. Зарубежная Европа со времен Великих географических открытий была главным в мире регионом оттока населения в заокеанские страны. Только за столетие с 1815 по 1914 г. «чистая» эмиграция из нее составила 35–40 млн человек. При этом в первой половине XIX в. среди эмигрантов преобладали жители Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Италии, Скандинавских и Пиренейских стран, а во второй его половине– из Австро-Венгрии, Балканских стран, России. Она продолжалась и в межвоенный период.
Вторая мировая война и связанные с нею изменения в политическом строе многих государств и в их границах привели прежде всего к массовым перемещениям населения между самими европейскими странами. В первую очередь это коснулось Восточной Европы. Наиболее многолюдные внешние миграции в субрегионе были связаны с массовым вселением немцев в Германию из других стран.
В дальнейшем, однако, положение стало быстро изменяться, и зарубежная Европа превратилась в крупнейший в мире рынок притяжения рабочей силы.. Главной причиной такого притяжения служит стремление к более высокому заработку и к более комфортным условиям труда и жизни, которое «гости-рабочие» («гастарбайтеры») из более отсталых стран рассчитывают удовлетворить в самых высокоразвитых странах Западной Европы. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран. Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь той демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных).
В 50—60-х гг. XX в., когда экономика Западной Европы развивалась преимущественно по экстенсивному пути, иностранную рабочую силу стали широко использовать преимущественно в самых низкооплачиваемых и малопрестижных сферах деятельности. Первой на такой путь встала Швейцария, а затем ее примеру последовали и другие страны. Во второй половине 70-х гг. XX в., после энергетического кризиса, который фактически перерос в экономический, начался некоторый отток иностранных рабочих. Позднее, когда в Западной Европе более четко обозначился переход к постиндустриальной стадии развития и резко повысились требования к качеству трудовых ресурсов, малоквалифицированные в основной массе трудовые мигранты перестали удовлетворять новым требованиям, и многие страны стали регулировать и ограничивать их приток. Тем более это относилось к нелегальным иммигрантам, общая численность которых в регионе, по некоторым данным, достигает 3 млн человек.
Вопрос 3. Что сделало Зарубежную Европу одним из самых развитых регионов планеты?
Ответ. Можно выделить несколько причин:
1. Европа — густонаселенная компактная территория;
2. Европа — один из центров мировой цивилизации;
3. Развитие науки и техники;
4. Достаточно благоприятные природные условия;
5. Развитый транспорт (внешний и внутренний);
6. Высокая степень интеграции.
Вопрос 4. Чем характеризуется европейский тип города?
Ответ. Классический город в данном регионе, как правило, включает в себя старую (историческую) часть и новую, где преобладает модерная застройка. Центр «старого города» обычно обозначен просторной площадью (рынком) с ратушей и костелом. От нее в разные стороны расходятся неширокие улочки. Именно старый город привлекает к себе огромное количество туристов, ведь здесь находятся почти все исторические и архитектурные памятники. Вокруг старого города находится так называемое средместье — район, который застраивался значительно позже — в XIX-XX веках. Еще дальше, на окраинах, расположен пояс новостроек (новая часть города), состоящий из «спальных» районов.
Типичные города в Западной Европе очень маленькие по площади, весьма «тесные», но при этом весьма разнообразны в архитектурном плане. Характерные черты западноевропейского города:
• небоскребы могут соседствовать со старинными особняками, бароковые здания — с домами в стиле хай-тек и т. п.;
• большое количество иностранных туристов и трудовых мигрантов;
• обязательное наличие городского герба;
• насыщенное автомобильное движение,
• постоянные проблемы с пробками на дорогах;
• наличие одного или нескольких аэропортов (даже в том случае, если город маленький);
• узкие улицы и дефицит зеленых насаждений;
• очень большое количество архитектурных памятников — церквей, костелов, гражданских сооружений и скульптур.
Вопрос 5. С чем связано преобладание отраслей непроизводственной сферы в структуре хозяйства Зарубежной Европы?
Ответ. Для современного периода развития отраслевой структуры хозяйства высокоразвитых стран Зарубежной Европы характерны следующие важнейшие черты: широкая полиспециализация сельского хозяйства, индустрии и сферы услуг; доминирование в индустрии отраслей обрабатывающей промышленности; доминирование в индустрии производства товаров потребления (сектор Б) над производством средств производства (сектор А), опережающее развитие наукоемких производств; переход на постиндустриальную стадию развития, когда ведущей в экономике становится сфера нематериального производства. Отрасли хозяйства, базирующиеся на эксплуатации природно-ресурсного потенциала, по доле в ВВП постепенно «уходят в тень». Однако абсолютные показатели производства во многих из них по-прежнему высоки.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Вопрос 1. С помощью карты состава населения Зарубежной Европы (см. рис. 73) выделите однонациональные и многонациональные страны Зарубежной Европы.
Ответ. 1) Однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%) — Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия, Нидерланды.
2) С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния).
3) Двунациональные (Бельгия).
4) Многонациональные страны со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Швейцария, Хорватия, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Македония
В связи с многомиллионной миграцией в Западную Европу и последующей ассимиляцией иммигрантов такие страны, как, например, Германия, Австрия, Нидерланды, можно считать условно однонациональными
Вопрос 2. На основании экономической карты Зарубежной Европы (см. атлас) сформулируйте вывод о различиях в промышленной специализации Западной и Восточной Европы. Результаты работы с картой атласа представьте в виде таблицы.