Что такое главный челение предреложение
Глоссарий. Русский язык и литература
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
Подлежащее
Подлежащее — это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Способы выражения подлежащего
Способы выражения | Примеры |
---|---|
1. Имя существительное в именительном падеже (или другая часть речи, употребленная в значении имени существительного) | Метель надвинулась сразу. (Н. Островский) Собравшиеся обсуждали повестку дня. |
2. Местоимение в именительном падеже | Каждый отправился в комнату, ему предназначенную. (А. Пушкин) |
3. Неопределенная форма глагола | Охранять природу — значит охранять Родину. (К. Паустовский) |
4. Фразеологизмы | В поле вышли от мала до велика. |
5. Собственное наименование | Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь. (В. Арсеньев) |
6. Синтаксически цельное словосочетание | Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. (М. Горький) |
Сказуемое
Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др. Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений. Сказуемое может быть простым и составным.
Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.
Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Составное сказуемое может быть глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) — основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы. Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение. Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности. В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений. Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение. Наиболее употребляемым является глагол-связка быть, выражающий только грамматические значения.
Примечание: В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.
Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.
Примечание: В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно, вносящие в сказуемое значение сравнения.
Предложение
Предложение — это сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль.
Слова в предложении связаны грамматически, то есть с помощью окончаний и предлогов, а также по смыслу.
Не является предложением:
Члены предложения
Члены предложения — это слова, входящие в состав предложения, которые отвечают на какой-нибудь вопрос.
Пример. В предложении
Наша семья осенью переезжает из деревни в город
Слова из и в не отвечают на вопросы и поэтому самостоятельными членами предложения не являются, а входят в состав тех членов, к которым относятся.
Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены: подлежащее и сказуемое
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.
Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее называет объект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком. Подлежащее подчёркивается одной чертой: подлежащее.
Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.
Дождь шёл весь день. Что шло? — Дождь.
Мы идём в кино. Кто идёт? — Мы.
Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: что делает? что делается? каков? кто он? что такое? Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. Сказуемое подчёркивается двумя чертами: сказуемое.
Сказуемое обычно выражается глаголом, но оно может также быть выражено именем существительным и именем прилагательным. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос.
Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
Типы сказуемых
Сказуемое может быть простым и составным. Составные сказуемые делятся на глагольные и именные.
Простое глагольное сказуемое | работают боится |
Составное глагольное сказуемое | продолжают работать стал бояться |
Составное именное сказуемое | стали рабочими остался трусом |
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Пример. В предложении
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку
подлежащее щенок и сказуемое разглядывал; второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
Отношение членов предложения друг к другу можно изобразить такой схемой:
Любой второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.
Второстепенные члены предложения в зависимости от того, как они поясняют другие члены предложения, делятся на определения, дополнения и обстоятельства.
Определение
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей? Определение подчёркивается волнистой линией: определение.
Определение относится к имени существительному.
Яркие звёзды сияли в ночном небе.
Звёзды какие? — Яркие. Небо какое? — Ночное.
Моя шапка упала в лужу.
Чья шапка? — Моя.
Марине пошёл восьмой год.
Который год? — Восьмой.
Дополнение
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? Дополнение подчёркивается пунктирной линией: дополнение.
Дополнение обычно относится к глаголу.
Обстоятельство
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает, как и при каких обстоятельствах (то есть где? когда? почему? и т. п.) совершается действие. Обстоятельство отвечает на вопросы: как? каким образом? где? когда? куда? откуда? почему? зачем?. Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точкой: обстоятельство.
Обстоятельство обычно относится к глаголу.
Зимой мы катаемся на лыжах.
Катаемся когда? — Зимой.
Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы погорим о том, что такое члены предложения и какие они бывают. Эту тему каждый школьник проходит еще в начальных классах.
Но многое из того, что мы когда-то учили, позабылось. А что-то, возможно, будет для кого-то и открытием.
Главные и второстепенные члены предложения
Члены предложения – это слова и словосочетания, которые связаны друг с другом различными способами. Каждый из них призван дать более точную информацию о предмете повествования.
Все члены предложения делятся на две категории – главные и второстепенные.
Подлежащее — самый главный член предложения
Подлежащее – это то, на чем строится все предложение. Это главный член, так же как и сказуемое. Но если можно так сказать, то подлежащее в данном случае главнее.
Распознать его просто. Во-первых, именно вокруг этого слова или словосочетания (что это?) строятся все остальные. А во-вторых, оно всегда употребляется в именительном падеже и отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?».
На столе лежит КНИГА
МАША прыгает по лужам
Выделенные слова и есть подлежащее – человек или предмет, о котором и рассказывает конкретное предложение.
Подлежащее может состоять из одного или нескольких слов.
Когда слово одно, то оно может быть следующим:
Но есть предложения, в которых в качестве подлежащего выступают сразу несколько слов:
Кстати, в редких случаях подлежащее может употребляться и не в именительном падеже. Но только тогда, когда речь идет о чем-то приблизительном. Например, около десяти самолетов (что?) вылетели на задание.
Сказуемое — второй главный член предложения
Сказуемое – это второй главный член предложения. Оно обозначает действие, которое совершает сказуемое, или его состояние.
Сказуемое отвечает на вопросы – «Что делает?», «Что сделает?», «Что сделал?» и «Каков?». Чаще всего в этой роли выступает глагол, но бывают и другие части речи.
Все сказуемые можно поделить на три части:
Определение — второстепенный член
Определение – это второстепенный член предложения, который всегда относится к существительному, местоимению или части речи, которое в конкретном случае выступает в роли существительного.
Определение отвечает на вопросы – «Какой?», «Который?» и «Чей?».
Все определения делятся на категории:
К определениям также относятся слова существительные, которые пишут с основными через дефис, или являются названиями, которые употребляются часто в кавычках. Например, город-герой, Архип-кузнец, газета «Московский комсомолец».
Обстоятельство
Обстоятельство – это еще один второстепенный член предложения, который обозначает характеристику какого-либо действия или состояния.
Отвечает на вопросы – «Как?», «Где?», «Почему?», «Откуда?», «Каким образом?», «Куда?» и «Зачем?».
Чаще всего обстоятельство выражается в форме наречий, существительных в косвенных падежах глаголом-инфинитивом или деепричастием. Вдали (где?) слышались раскаты грома. Он шел очень тихо (как?). Он приехал из соседней страны (откуда?).
Дополнение
Дополнение – еще один второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
Например, «Кого/Чего?», «Кому/Чему?», «Кем/Чем?», «О ком/О чем?».
Выражается в форме существительного, местоимения или именных словосочетаний. Он любил сына (кого?). Этот подарок он приготовил для нее (кому?).
Разбор предложения по членам
В школе ученикам часто дают задание – разобрать предложение по членам. Это означает, что надо найти в нем подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, если они есть. А для выделения в тексте каждого члена предложения используют подчеркивания, которые указаны в следующей таблице:
Приведем пример. Нужно разобрать предложение:
Опытный охотник крался тихо по лесу и искал добычу.
В данном случае подлежащим будет слово «охотник». Сказуемых здесь сразу два – «крался» и «искал». Определением будет слово «опытный», так как отвечает на вопрос «какой охотник?». Дополнение – это «добыча» (кого искал?). И обстоятельства здесь тоже два – «тихо» (как крался?) и «по лесу» (где крался?).
И в итоге правильный разбор предложения будет выглядеть как показано чуть выше.
Заключение
В русском языке члены предложения могут находиться в каком угодно месте.
Например, подлежащее, как главное слово, не обязано располагаться в самом начале. Им может и заканчиваться фраза. И этим наш «великий и могучий» отличается от большинства иностранных языков.
Например, в английском любое предложение строится по формуле – сначала подлежащее и сказуемое, а уже потом все остальное. С одной стороны, так, конечно, проще. Но с другой – теряется эмоциональность и разнообразие, которым славится русский язык.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Хотя, в русском языке члены предложения могут располагаться в любом порядке, это часто затрудняет понимание сказанного, особенно для иностранцев.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое
Содержание:
Понятие о предложении
В науке о русском языке очень много определений, рассказывающих о том, что такое «предложение». Все определения данной синтаксической единицы сводятся к тому, что предложение – это высказанное сочетание слов, содержащих два главных члена – сказуемого и подлежащего.
Также в них говорится, что подлежащее, как член предложения, не главнее сказуемого. Суть спора сравнима с извечной философской проблемой: «Что было раньше – слово или дело?».
Есть в русском языке предложения, не нуждающиеся в сказуемом, а есть и другие – не требующие подлежащего. Как же быть? Что такое подлежащее и сказуемое? Разберем два простых примера.
На улице – мороз.
На улице морозит.
Во втором предложении нет существительного, то есть, объекта действия, или подлежащего.
Значит, и подлежащее и сказуемое равноправны и могут обходиться друг без друга. Они самые главные в предложении (сообщении), так как все остальные слова играют в нём второстепенную роль. Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения и содержат в себе основную часть информации. Оказавшись вместе в одном предложении, они не спорят, а согласуются между собой и доносят информацию точнее и проще.
Подлежащее: примеры
Подлежащее — это субъект речи, которым называют главный член предложения, обозначающий предмет или явление, действие, признак или состояние кого или чего-либо. Отвечает на вопросы – «кто?», если обозначает одушевленное существо, или «что?» – если неодушевленное.
В предложении подлежащее может выражаться определенными частями речи или другими словарными формами и сочетаниями слов.
Старший сын (кто?) уехал в столицу.
Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие.
Сказуемое: примеры
Сказуемое – главный, равноправный и согласующийся с подлежащим член предложения, обозначающий действие или состояние. Отвечает на вопросы: «что делает предмет/ что с ним происходит/каков он/что он такое/ кто он такой?».
Чаще всего бывает выражено:
Ещё одна особенность форм выражения сказуемых заключаются в том, что в СИС связка между частями сказуемого может отсутствовать. А именная часть может быть выражена почти всеми значимыми частями речи русского языка, а также фразеологизмами и другими словосочетаниями.
Способы выражения сказуемых
Способы выражения сказуемых представлены в данной таблице:
Форма
Примеры
1. Глагол в форме какого-либо наклонения
2. Независимый инфинитив
3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг)
4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме
5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)
Урок русского языка «Главные члены предложения»
«Главные члены предложения.»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Аркатова Елена Викторовна
2015/2016 учебный год
Тема урока: Главные члены предложения.
Технология деятельностного метода
Открытия новых знаний
Л.Ф.Климанова, УМК «Перспектива»
Познакомить учащихся с главными членами предложения, их существенными признаками
— познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
— формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с
основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;
— развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,
осуществлять ее решение под руководством учителя;
— развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;
— развивать умение оценивать результаты своей деятельности;
— развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельностина уроке.
— научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях.
— выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;
— работать с информацией в учебнике;
— осуществлять сравнение, анализ, обобщать;
— выдвигать гипотезы, рассуждать.
— удерживать учебную задачу;
— составлять план действий;
— осуществлять контроль и взаимоконтроль.
— с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
— допускать возможность существования разных точек зрения.
Компьютер, проектор, презентация, учебник русского языка для 2 класса часть 2 Л.Ф.Климановой
Л.Ф.Климанова Методические рекомендации к учебнику русского языка
Оргмомент. Мотивация учебной деятельности
Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу и тихо-тихо сели
Кто с работой дружен, нам сегодня нужен?
Кто с учебой дружен, нам сегодня нужен?
С русским языком кто дружен, нам сегодня нужен?
Таким ребятам хвала и честь. Такие ребята в классе есть?
— Как вы понимаете это высказывание и как эти слова связаны с нашим уроком ? ( Чем больше мы узнаем нового и будем много трудиться, тем сильнее станем в знаниях, а значит лучше сможем защитить свою страну)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
— Сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
— А как вы узнаете новое на уроке? ( выполним два шага учебной деятельности)
— Какие? (читают хором)
-Чтобы узнать что–то новое, что надо сделать сначала? (Повторить то, что знаем)
— Открыли тетради, записали число, классная работа.
1 — Начинаем работать с минутки чистописания
-Письмо какой буквы будем повторять на уроке?
-Дайте краткую характеристику [п ] (согл., глух., парный, может быть как твёрдым, так и мягким)
-С каким соединением будем писать эти сочетания?
-Прочитайте слова, какие орфограммы вам встретились в этих словах?
П о беда пам я т ь подви г п а ра д
— По какому признаку можно объединить эти слова и с каким событием они связаны? (начинаются на букву п, связаны с прошедшим праздником днём Победы) В этом году наша страна отметила 71-ю годовщину со дня Победы.
— Запишите красиво слова, поставьте ударения, подчеркните опасные места.
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
-И сейчас мы продолжим работать со словами на военно-патриотическую тему
— Запишите слова под диктовку, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
(ребята обмениваются тетрадями, проверяют по эталону, на полях карандашом ставят оценку)
-Поднимите руки, кто получил оценку «5», «4», «3».
-Какие ошибки допустили? На какое правило.
— Надо поработать с этими словами.
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.
-Что такое предложение? (Слова, связанные по смыслу)
Составьте предложение со словом солдаты. Прочитайте. (Заслушивается несколько вариантов предложений)
Давайте запишем предложение в тетрадях, а один человек идет писать на доске (комментируем у доски)
С лдаты ср жалис ь на фронте.
— Сколько слов в этом предложении?(4)
— Прочитайте предложение без первого слова.
— Про что мы не смогли узнать? ( Про солдат, кто сражался на фронте)
— Нравится вам такое предложение? (нет)
— Теперь без второго слова прочитайте. (Солдаты на фронте)
— И без третьего (Солдаты сражались… фронте: нет связи слов в предложении)
-Без четвёртого (Солдаты сражались на…; не можем сказать, где они сражались)
— Какой-то вывод можем сделать? (В предложении должны быть главные слова и все слова связаны по смыслу)
— Подчеркните главные слова в предложении. подлежащее и сказуемое.
— Кто подчеркнул, поднимите руку? Молодцы!
— Вы можете доказать, что это главные члены предложения? (Нет, мы не можем доказать, что это главные члены предложения)
— Кто не смог подчеркнуть?
— Тогда какая тема нашего урока?
Тема урока : Главные члены предложения.
— Какую цель поставим перед собой?
Цели урока : Узнать, что такое главные члены предложения, научиться находить их и выделять.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
— Как мы будем это делать?
Построим алгоритм (эталон) нахождения главных членов предложения
5. Реализация построенного проекта.
— Х ором прочтите предложение.
Солдаты сражались на фронте.
— О ком в нём говорится? (о солдатах)
— Задайте вопрос к слову солдаты. (кто?)
— Главный член предложения, отвечающий на вопрос что? или кто? называется подлежащее, подчеркивается одной чертой, подчеркните подлежащее.
— Что говорится о солдатах? (то, что они сражались)
— Задайте вопрос к слову сражались: солдаты что делали?
— Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делали?
называется сказуемое, подчёркивается двумя чертами, подчеркните сказуемое.
— Какой частью речи выражено подлежащее?
— Какой частью речи выражено сказуемое?
— Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
— Прочтём главные члены предложения. ( Солдаты сражались.)
— Какой вывод мы можем сделать?
6. Работа в группах. Выведение алгоритма нахождения главных членов предложения
— А сейчас попробуем составить алгоритм нахождения главных членов предложения.
— Для этого поработаем в группах. (у вас на столах лежат листки с предложениями, попробуйте по порядку составить алгоритм нахождения главных членов предложения)
Не забывайте о правилах работы в группе:
— уважать чужое мнение;
— не обижать и не обижаться
— слушать и слышать друг друга
Спикеры групп представляют результаты работы группы, доказывая свою точку зрения
— Замечательно. А сейчас отдохнём.
— Быть защитником всегда считалось в России великой честь
Физкультминутка. («Честь»)
(спортивные движения под музыку)
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Работа в паре
— Давайте попробуем применить новое знание при работе в парах, пользуясь алгоритмом.
— Возьмите карточки со словами, из этих слов составьте предложения. Найдите главные члены предложения, алгоритм вам поможет.
1. В майские дни народ вспоминает грозные годы войны.
2. Вся страна поднялась на битву с врагом.
3. Победа досталась нам дорогой ценой.
4. Ежегодно мы наблюдаем салют в день победы.
5. Мы поздравляем вас с великим днём победы!
— Каждая пара сверяет результат своей работы по эталону.
— Кто выполнил работу безошибочно? ( Мы поняли, как находить главные члены предложения.)
— У кого возникли затруднения?
— Что вы пожелаете себе? (Тренироваться в нахождении главных членов предложения)
8 . Самоконтроль с самопроверкой по эталону
А. сейчас, я предлагаю применить знания на практике. Упр.171с.125(1-3пред.)
(объясните 1 предложение)
Пришла долгожданная весна. Говорится о весне. Что? весна. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Весна (что сделала?) пришла. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
— А теперь попробуйте поработать самостоятельно. Для этого подчеркните главные члены предложения во 2, 3, предложениях.
— Проверим. (с объяснением каждого предложения)
— Встаньте, пожалуйста, у кого не было ошибок. Какой вывод вы можете сделать для себя? ( Мы поняли, как находить главные члены предложения.)
— У кого возникли затруднения?
— Что вы пожелаете себе? (Тренироваться в нахождении главных членов предложения)
9. Рефлексия учебной деятельности.
— Сегодня, в этот майский день на уроке русского языка мы ещё раз вспомнили с вами о главном празднике весны – днём Победы. Ваше трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли вам сделать на уроке открытие.
— Какое открытие сделали сегодня на уроке? (познакомились с главными членами предложения, научились находить их и выделять)
— Достигли цели? (Да)
— Какой был девиз сегодня на уроке?
— Получилось учиться на 5, трудиться на 5? (Да) Я думаю, мы постараемся стать надёжными защитниками своей страны.
— Оцените свою работу на уроке дополняя предложения.
Я всё понял и могу объяснить другому …
Я могу похвалить себя за …
9. Домашнее задание:
– упр.170, подчеркнуть главные члены предложения, выучить правило на с.124