Что такое гносеология простыми словами кратко и ясно
ГНОСЕОЛОГИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ГНОСЕОЛОГИЯ» в других словарях:
гносеология — гносеология … Орфографический словарь-справочник
ГНОСЕОЛОГИЯ — (греч. gnosis знание, и logos слово). Теория познания; занимающаяся исследованием возникновения, сложения и границ человеческого познания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГНОСЕОЛОГИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка
ГНОСЕОЛОГИЯ — см. Теория познания. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ГНОСЕОЛОГИЯ … Философская энциклопедия
гносеология — ГНОСЕОЛОГИЯ, эпистемология ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ, эпистемологический … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ГНОСЕОЛОГИЯ — (греч. gnosis знание, logos учение) философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания… … Новейший философский словарь
ГНОСЕОЛОГИЯ — ГНОСЕОЛОГИЯ, гносеологии, мн. нет, жен. (от греч. gnosis знание и logos учение) (филос.). Наука об источниках и границах человеческого познания; то же, что теория познания. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГНОСЕОЛОГИЯ — ГНОСЕОЛОГИЯ, и, жен. В философии: теория познания. | прил. гносеологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
гносеология — сущ., кол во синонимов: 3 • теория познания (1) • философия (40) • эпистемология … Словарь синонимов
Гносеология — или гнозеология (более употребителен термин учение опознании, Erkenntnisslehre) философская дисциплина, исследующая вопросо возможности и условиях истинного знания … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Значение слова «гносеология»
[От греч. γνω̃σις — знание и λόγος — учение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ГНОСЕОЛО’ГИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. gnōsis — знание и logos — учение] (филос.). Наука об источниках и границах человеческого познания; то же, что теория познания.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
гносеоло́гия
1. филос. то же, что теория познания; раздел философии, в котором изучаются источники, формы научного познания, способности человека познавать действительность ◆ Индийская гносеология лучшим образом систематизируется через учение об источниках достоверного знания (праманы), которые должны отвечать требованиям истинности и несводимости к другим познавательным средствам. «История восточной философии», 1998 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова неказистый (прилагательное):
Гносеология
Познавательное отношение строится на суждениях человека и явлениях мира. Понятие «гносеология» — означает учение о познании. Кратко «гносеология» — раздел философии, изучающий природу познания, методологию, и чем отличается знание от действительности. Есть несколько решений проблем познания в гносеологии:
1. Оптимизм. Представители считают, что познать окружающую среду можно в независимости от того, как много мы о ней знаем.
2. Пессимизм. Представители сомневаются в возможностях познания среды. Это решение делится на два вида:
Скептицизм – человек не знает ответа на вопрос, не уверен в нем. Скептическое отношение превращается в отельный способ познания мира.
Агностицизм – человек уверен, что познание мира невозможно, за счет недостаточного количества объяснений окружающей действительности, а только через ограниченный чувственный опыт.
Вопросы гносеологии изучались давно, а c 19-20 века ознаменовались формированием конвенционализма – концепции, похожей на агностицизм, и уверяющей, что доказательства науки возникают благодаря согласованию фактов ученых. Теория познания основана на непрерывном углублении и
изменения наших знаний с помощью преобразований действительности.
Философская гносеология
Гносеология изучает все от содержания до условий формирования знаний. Философское познание – результат полученной информации о правилах создания мира.
Суть познания в гносеологии основана на диалектике — то есть чувственное и рациональное, явления и сущность, абстрактное и конкретное, приспособление к социальным условиям. Формирование познания – это логика человеческого мышления, язык и знание.
Гносеология в философии изучает возможность познания, и его отношения к реальному миру, помогает понять, где истина, а где ложь. Познание в гносеологии – это способ получения знаний, помогающих увидеть полную картину мира. В итоге человек с помощью познания получает знание.
Направления гносеологии
Сознание людей обладает несколькими формами гносеологического познания. Интуиция относится к иррациональной форме, рассудок – к рациональности, инстинкт – к эмпиризму, чувственное познание – к сенсуализму. Это основные направления гносеологии, развивающие эту науку. Однако они таят в себе много особенностей и деталей:
Иррационализм. Это направление занимается объединением разных философских систем, но обычно продолжает показывать только мистическую картину мира. Этот процесс использует исключительно интуицию, не затрагивая остальные формы познания. Чаще всего подобное направление фигурирует в религиозных проповедях, интеллектуальных и неожиданных озарениях ученых, вдохновениях творческих людей. Однако при интуитивном методе познания есть только один вариант поиска правды – созерцание.
Рационализм. Направление, которое признает рассудочные суждения главной истиной. Логичность обработки материала в рационализме приводит к вроде и понятной определенности, но универсальной и не совсем правильной из-за недостатка опыта и практики. Рассудок полагается только на теорию и умозаключения. В 17-18 веках он стал главным философским источником познания и Просвещения.
Эмпиризм. Направление, связанное с чувственным опытом и ощущениями, появилось в 17-18 веках. Суть мышления в эмпиризме основана на подтверждении теорий, что отличает ее от рационализма. Научная база соотносится с эмпирическими доводами, потому что факты проверяются на практике. Существует два вида этого направления:
• Идеалистический – опирается на инстинкты и чувства человека.
• Материалистический – появился в Новом времени, и основывался на теориях Бэкона, Гоббса и многих других материалистов 18 века.
Они полагали, что органичность сочетания внутренней мысли и внешнего опыта помогает лучше познать мир.
Сенсуализм. Считается, что достоверность познания определяется телесными ощущениями и чувствами. Результат достигался чувственными наблюдениями (зрение, слух и т.д.) и использовал три вида форм познания:
• Ощущение – отображение свойства предмета и его структуры в человеческом сознании и определение, как именно воздействует этот предмет на органы чувств.
• Восприятие – полное представление о предмете, который человек закладывает в сознание после наблюдения.
• Представление – влияние на память человека, при котором он может вспомнить, как выглядел этот предмет, без помощи двух предыдущих форм познания.
Главными представителями сенсуализма были: Аристотель, который говорил, что в разум полагается на чувства, Эпикур, а уже позже Дидро, Ламетри и др. Их теории познания в гносеологии заключались в сопоставлении ощущения с восприятием всего мира вокруг. Они утверждали, что сознание человека формируется с помощью внешней среды.
Существует еще одно направление гносеологии, которого придерживался Иммануил Кант. Это – критицизм. Основная его суть основана на следующем тезисе: созерцать мир можно только вслепую без понятий, а они в свою очередь бесполезны без созерцания.
Гносеология располагает самостоятельностью от остальных разделов философии, потому что благодаря различным направлениям помогает человеку сознательно воспринять окружающий мир.
Связь онтологии и гносеологии
Онтология – это еще один раздел философии, который изучает сопоставление всех реальностей и бытие. Под реальностью понимается объективная, физическая, субъективная, социальная и виртуальная.
Взаимозависимость гносеологии и онтологии проявляется в сопоставлении вопросов о существовании предметов и вопросов о познании человеком свойств предмета. Познавательная особенность гносеологии развивает в мышлении человека рассуждения о том, как получить знание о явлениях вокруг. Даже сейчас подобная зависимость двух философских разделов развивается, потому что ученые и философы стараются создать целостную систему всех учений и направлений.
Проблемы гносеологии
Формирование гносеологических проблем проходило на протяжении всей истории. Еще в Античной философии самым важным вопросом было отношение знаний и мнений, истин и заблуждений. Знания сопоставлялись напрямую с предметами.
Средние века сильно повлияли на философию, подчиняя мысли людей догмату. Знания стали делится на два вида:
• Мистический, например, в Библейских текстах.
• Естественный, направляемый разумом человека. Например, Платон и Аристотель использовали его в своих текстах.
Европейская философия ознаменовалась новой проблемой, изучающей связь «Я» и внешних условий среды, опыт человека и его сознание.
Немецкая классическая философия поднимала проблему изучения истории формирования практической и информативной деятельности. Кант первый предпринял попытку создать теоретическую основу для познания, которая стала независимой от описаний явлений и реальностей, изучающихся на онтологическом и психологическом уровне.
20 век стал основополагающим для возникновения эмпиризма, означающего познание через чувственный опыт человека и на его основе получения выводов. Сейчас самым главным удобным вариантом осмысленного мышления стало сопоставление сознания и научных знаний.
Важно отметить, что принципы гносеологии постоянно менялись, и каждый период истории формировал свои проблемы, требующие решений и объяснений. Еще с древних времен познание было сложным процессом, связанным с недостатком знаний в какой-то области.
Современная гносеология
В современном мире наука о познании отстаивает изучение возможных адекватных воспроизведений реальности в сознании человека. Для этого гносеология обращается к опыту и практике.
Практическая деятельность напрямую связана с сознательной, потому что знания – это не пассивное созерцание мира, а постоянно функционирующий и совершенствующийся процесс. Раньше гносеология была исключительно отдельным философским разделом, однако современная наука о познании связана со многими другими дисциплинами: психология, логика, методология, социальный фактор и т.д. Целостности всех наук и учений сейчас отведена самая главная роль.
Что такое гносеология
«Самое непостижимое в этом мире – это то, что он постижим».
Альберт Эйнштейн.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы коснемся мира сложнейших понятий философии и попробуем на самом элементарном уровне разобраться в том, что же такое гносеология.
Многие и не слышали этого слова – его нечасто произносят в обыденной речи, хотя гносеология – одна из основных дисциплин науки философии.
Гносеология — это теория познания
Гносеология – слово из греческого языка, состоящее из двух корней: γνώσις (gnosis) – знание, λόγος (logos) – учение. В дословном переводе получается, что это учение о знании, но в философии принято кратко определять гносеологию как теорию познания.
Без понимания, что такое познание, невозможно говорить о гносеологии, это ее центральная категория.
Познание в философии – это процесс получения человеком знаний о мире, его устройстве и законах.
Деятельность, направленная на получение нового, ранее неизвестного знания является одной из главных потребностей человека. Интеллект дан нам как инструмент для познания мира, без интеллектуальной деятельности человек деградирует. Собственно, познание – это развитие человека, его интеллектуальная эволюция.
«Мы не потому действуем, что познаем,
а познаем потому, что предназначены действовать».
Иоганн Г.Фихте, немецкий философ.
Таким образом, гносеология отвечает на сложнейшие философские вопросы, касающиеся проблематики познания человеком мира, в котором он существует. Перечислим часть из них.
Но пожалуй, главнейший вопрос гносеологии — возможно ли в принципе познание мира?
От ответа на этот вопрос зависит, к какому из трех направлений гносеологии тяготеет философ.
Гносеология — это философская дисциплина, которая изучает возможности и границы познания мира, структуру познавательной деятельности, существующие формы познания и его отношение к реальности, критерии истины и достоверности знания.
Что такое эпистемология
Наряду с гносеологией, употребляют термин эпистемология, отождествляя эти два понятия. Зачастую в современных переводах эпистемология, действительно, является синонимом гносеологии, т.к. в английском языке между ними нет никакого отличия.
Но в русском традиционно эпистемология (episteme – знание, наука; logos – учение) считается разделом гносеологии, занимающимся конкретно научным познанием, т.е. познанием, опирающимся на рациональную научную деятельность.
Как гносеология сложилась в самостоятельную дисциплину
По одной из версий термин «гносеология» ввел немецкий философ Эдуард Целлер в своей речи «О значении и задаче теории познания», произнесенной им в 1862 году на кафедре Гейдельбергского университета.
Несмотря на такое позднее утверждение термина, вопрос о возможности познания мира ставился с самого начала возникновения философии в древних цивилизациях.
Античные мыслители (Парменид, Сократ, Платон, Аристотель) формируют основные проблемы гносеологии, во многом актуальные до сих пор. Несмотря на то что в античности был заложен фундамент этой науки, теория познания как таковая еще не выделялась в самостоятельную область философии.
Гносеологические изыскания были подчинены царившей в те времена онтологии (учению о фундаментальном устройстве мироздания). Так гносеология «растворялась» в онтологии вплоть до XVII века.
Средневековая религиозность обозначила новую проблему гносеологического плана – вопрос соотношения знания и веры.
Проблема познания выходит на первый план в философии Нового времени, когда меняется восприятие места человека в мире.
Свободный человек эпохи Возрождения может самостоятельно искать достоверное знание, но для этого ему необходимо преодолеть оковы ложных авторитетов и окаменевших традиций, мешающих познать истину.
Гносеология начинает приобретать черты отдельной философской дисциплины с появлением трудов англичанина Френсиса Бэкона (1561—1626 гг.) и француза Рене Декарта (1596—1650 гг.), в которых определяется разное отношение к науке и познанию.