Что такое гончарство определение
Гончарство
Полезное
Смотреть что такое «Гончарство» в других словарях:
Гончарство — гончарное дело, произ во керамики, изделий из обожженной глины. Осн. этапы произ ва составление глиняной массы, ее формирование, просушка, обжиг и покрытие поливой или глазурью. В зависимости от свойств черепка и характера обжига гончарные… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Гончарство — ср. разг. Ремесло гончара. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
гончарство — гончарство, гончарства, гончарства, гончарств, гончарству, гончарствам, гончарство, гончарства, гончарством, гончарствами, гончарстве, гончарствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
гончарство — гонч арство, а … Русский орфографический словарь
гончарство — (2 с) … Орфографический словарь русского языка
гончарство — а, с. Виготовлення посуду та інших виробів з глини; заняття гончаря … Український тлумачний словник
гончарство — а; ср. Ремесло гончара, изготовление изделий из обожжённой глины … Энциклопедический словарь
гончарство — а; ср. Ремесло гончара, изготовление изделий из обожжённой глины … Словарь многих выражений
гончарство — іменник середнього роду … Орфографічний словник української мови
гончарство — гончар/ств/о … Морфемно-орфографический словарь
ГОНЧА́РСТВО
Том 7. Москва, 2007, стр. 415-416
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОНЧА́РСТВО, производство посуды и др. изделий на основе природного пластичного сырья (преим. из глины, см. также в ст. Керамика ). В изготовлении посуды выделяют 3 стадии, а внутри них – ступени, в рамках которых решаются промежуточные технологич. задачи. К I ( подготовительной ) стадии относятся отбор сырья, его добыча и обработка (высушивание, дробление, отмучивание и т. п.), составление формовочных масс. В качестве примесей могли использоваться минеральные (дресва – дроблёный камень, шамот – дроблёная керамика или сухая глина, песок и т. д.) и органические (навоз, шерсть, трава и т. д.) добавки. II ( созидательная ) стадия включает изготовление начина (так называют работу, с которой начинается конструирование посуды), полого тела, т. е. ёмкости сосуда, формообразование, обработку поверхностей (заглаживание, лощение, обваривание и т. п.), включая орнаментацию готового изделия. В основе всех вариантов конструирования полого тела лежат 4 осн. способа: лоскутный, кольцевой и спиральный налепы, а также ручное выдавливание; 5-й способ конструирования – вытягивание глины с помощью вращения гончарного круга. К III ( закрепительной ) стадии относится придание посуде прочности и влагонепроницаемости. Это может делаться путём пропитывания стенок особыми органич. растворами, иногда в сочетании с ограниченным термич. воздействием, или посредством сильного (св. 650 °C) и длительного термич. воздействия на сосуды (см. также Гончарный горн ).
Гончарное производство
Гончарное производство — обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть керамика вообще.
Включает три главных класса производств:
По основным приёмам между этими тремя родами производств нет существенных различий; но так как для них применяются весьма неодинаковые сорта глины и отдельные особенности приемов, то, рассматривая в отдельности производство кирпича, фаянса и фарфора, здесь мы сводим некоторые общие сведения, относящиеся особенно к тому роду разнообразных глиняных изделий среднего достоинства, которые известны в частности под названием гончарных.
«Из народов Азии китайцы за 2000 лет до н. э. выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор, а это уже ясно указывает, что начало гончарного производства в Китае было гораздо ранее этого времени.»
Содержание
Разновидности керамических изделий
Оставляя в стороне красоту формы, изделия, изготовляемые в наше время, различаются между собою не столько степенью отделки, сколько, прежде всего, составом массы, из которой выделываются, и родом глазури, которою поливаются. Все изделия керамики в этом отношении разделяются на 2 группы: плотные и пористые.
Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твердую массу; в изломе они более или менее имеют вид стекла, полупрозрачны, не впитывают в себя воды и при ударе о сталь дают искры. Типом их служит фарфор.
Пористые, напротив, имеют всю массу, из которой сделаны, неплотную, в изломе пористую; легко ломаются; пропускают сквозь свою массу воду, если полива удалена, и своим изломом пристают к языку. Типом их служит фаянс. Между теми и другими есть переходы. Те и другие бывают покрыты поливою или её не имеют. Обыкновенный кирпич есть пористое изделие без поливы и низшего качества по роду материала.
Плотные
К плотным гончарным изделиям принадлежат:
Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы; иногда бывает без глазури; обыкновенно покрыта очень тонким слоем, образующемся от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная и покрытая свинцовой или борной поливой.
Пористые
К пористым керамическим изделиям относятся:
Материалы гончарного производства
Выделка кирпича, фарфора и фаянса состоит из следующих работ: составления глиняной массы, её формования, просушки, обжигания и покрытия поливою, или глазурью. Основным материалом для выделки всяких гончарных изделий служит глина. Для работ этого рода избирают по возможности чистую «горшечную» глину, обладающую должною вязкостью и таким сопротивлением жару, который отвечает назначению изделий. Хотя глина и обладает высокою степенью пластичности, тем не менее, одна не может быть употребляема на выделку гончарных изделий, так как вследствие быстрого и неравномерного сжатия при обжигании изделия из неё трескаются и теряют свою форму. Недостаток этот уничтожается примесью разного рода веществ, которые уменьшают степень сжимания массы от действия огня. Вещества эти различны; так, для самых простых изделий употребляется песок, зола, древесные опилки; для лучшего рода продуктов — шамот, то есть порошок от измельченных гончарных изделий или слабо обожженной заранее глины. Хотя приготовленная из таких веществ масса очень удобна для выделки, сушки и обжига, но так как она после обжига остается пористой и с трудом принимает глазурь, то для уничтожения сего недостатка прибавляют к массе какое-либо вещество, делающее состав легкоплавким и твёрдым, не принимающим воду и хорошо покрываемым глазурью. Глина, употребляемая для выделки обыкновенных гончарных изделий, очень часто заключает в своем составе окислы железа, известь, щёлочи, гипс и т. п. подмеси, которые, смотря по содержанию, могут быть иногда даже полезны для спекаемости массы и прочности изделий; но неизбежно необходимо, чтобы смесь была однородна и не содержала крупных зерен и частиц. Такая чистая глина редко встречается в природе, и для того, чтобы могла быть употреблена в дело, её надо первоначально очистить и тогда уже смешать с другими веществами.
Для выделки обыкновенных гончарных изделий добытая соответственных качеств глина оставляется на один или лучше на два года на воздухе или в воде и тогда только может быть употреблена в дело, для чего первоначально мнётся в деревянных ящиках, а на фабриках — особыми машинами, при чём очищается от находящихся в ней камней. Вынутая из ящиков глина складывается в кучи, которые проволокою или ножами режутся на тонкие пластинки, ещё раз очищается от видимых примесей и снова складывается в ящики, в которых переминается вторично. Для высшего сорта изделий, особенно бесцветных, масса должна состоять из составных частей, особо хорошо и отдельно очищенных и затем перемешанных. Главное условие доброкачественности массы — это её однородность. Для очистки глина разбивается на мелкие кусочки, которые обливаются водою и после суточного лежания сбрасываются в особого рода месильные машины — это деревянный ящик, в котором вращается железная ось с насаженными на неё ножами. При вращении ножи разрезывают куски глины, причём проходящая через ящик струя воды мелкие её части уносит с собою в особый бассейн, а крупные остаются на дне ящика. В бассейне осаждаются скорее всего грубые частицы глины, и затем жидкость пропускается во второй бассейн, где она окончательно отстаивается и отстой представляет собою вещество совершенно чистое, нежное и однородное. Тёплая вода лучше разъединяет и скорее отмучивает глину, чем холодная. Куски кварца, полевого шпата, кремня и т. п. составные части, как тела очень твёрдые, первоначально накаливаются докрасна в печах и в таком виде бросаются в воду, чем увеличивается их хрупкость, а потому дается возможность измельчения их. По вынутии из воды их разбивают кулаками и измалывают на жерновах или под бегунами в порошок, который затем водою отмучивается так же, как и глина.
Теперь остаётся полученные вещества смешать между собою как можно совершеннее. Пропорция составных частей массы определяется в каждом случае и при опредёленных задачах производства опытом. Перемешивание веществ производится особыми машинами, в которые всыпаются все составные части смеси и затем посредством находящихся в этих машинах ножей очень хорошо перемешиваются. Такое простое смешение, годное для выделки грубых изделий, для более тонких производится с помощью воды. Раствор, образованный из смеси составных начал с водою, не должен быть ни слишком густым, ни слишком жидким, так как в первом случае хорошее смешение будет затруднительно, а во втором — частицы оседали бы не вместе, а отдельно, сообразно своему удельному весу. Для смешения существует несколько способов. Наиболее легкий и практический следующий: для разведения водою каждого из составных веществ отдельно существуют особые резервуары, от которых проведены трубы с кранами в центральный чан. На его стенках вбиты три колышка, из которых каждый обозначает высоту, до которой следует держать открытым кран из резервуара с каждою составною частью. Высота эта определяется расчетом — сообразно пропорции каждого вещества, заключающегося в массе. Когда наполнение окончено, всю жидкость старательно перемешивают и через особый кран внизу чана выпускают в соответственный резервуар. Полученная таким образом масса не может быть употреблена ранее удаления из неё воды, для чего или
Полученная таким образом масса ещё не вполне однородна и заключает в себе много воздушных пузырьков и влажности, поэтому её вновь перемешивают ногами и убивают трамбовкою, режут ножом на тонкие пластинки, которые складывают в кучу и вновь перерабатывают ногами.
Формовка изделий
Формование ведется очень различными способами, смотря по роду изделий.
Огнепостоянные кирпичи больших размеров делаются в формах или рамах, подобно обыкновенному кирпичу, на досках, которые ставятся одна на другую правильными рядами, опираясь на поддерживающие их обыкновенные кирпичи. Лещади больших размеров делаются так: на деревянный стол кладется тонкий слой соломы (соломинки должны лежать крест-накрест, иначе образуются трещины); потом кладут раму или форму, сделанную с запасом на % усушки данной глины; наваливают внутрь её глину и утаптывают ногами, пока не наполнится вся форма. В случае надобности добавляют глину, но не по краям формы, а всегда на середине, и по срезке ножом неровностей посыпают песком, который вместе с тем предохраняет от растрескивания. По мере усушки глины, начинают белеть углы плиты, и когда глина под пальцем не поддается, тогда снимают форму, понемногу передвигают плиту с места на место, и когда бока её побелеют совершенно, то лещадь ставят вертикально, сырою плоскостью к какому-либо предмету, препятствующему быстрому высыханию, а не наружу. Плавильные тигли требуются одного размера, а потому выдавливаются в формах. Тигли для плавления стали приготовляются прессованием: чугунную форму (внутри отполированную) набивают глиною, а потом вбивают в середину деревянный сердечник, соответствующий внутреннему виду тигля, отчего масса уплотнится и тигли получатся все одной меры (см. Графитовые тигли). Этот способ пригоден для тиглей небольших размеров, если же требуются большие горшки, напр. для варки стекла, тогда поступают так: на столе, покрытом холстом или рогожею, выбивают колотушкою дно желаемой толщины и вокруг него устанавливают форму тигля, обложив её прежде мокрым холстом. Мастер входит в форму и утаптывает дно ногами, от центра к окружности, заставляя известную часть глины приподняться и образовать нижнюю часть стенок тигля; потом уже руками приклепываются к верху нужные части стенок до самого верха, наблюдая, чтобы стенки имели желаемую толщину. Когда при высыхании горшок побелеет весь, его кладут на бок на верхней полке; тут он высыхает окончательно. Летом горшки поспевают в 4 недели, а зимою в 6 недель (см. Стеклянное производство).
Черепица. Она бывает весьма разнообразной формы и величины; но все видоизменения представляют собою 2 типа: плоская и желобчатая. Плоская черепица обыкновенно длины 12-18 дюйм. (30 — 45 см); ширина 6-8 дюйм. (15 — 20 см) и толщ. ½ — ¾ д. (1.3 — 2 см), приготовляется различным образом (см. Черепица). —
Дренажные трубы формуются редко руками, а в основном машинами; размеры их бывают различны — от 1 до 21 дюйма (от 2м легко движется труба. Для разрезания опускается рама с натянутыми проволоками, составляющая принадлежность машины (подробнее см. статью: Трубы гончарные и дренажные).
Горшки. Выделка производится на гончарном станке (фиг. 2) — инструменте очень древнем, так как устройство его было известно египтянам ещё за 1900 л. до н. э. Это стол на 4 ногах, книзу раздвинутых и соединённых перекладинами.
В одной из них укреплен чугунный пятник, в котором вращается вертикальный железный четырёхгранный стержень. На нижнем его конце насажен наглухо деревянный круг диам. 1 арш. (71.1 см) 2 вершк. (8.9 см), а на верхнем конце его, проходящем и укрепленном к верхней доске стола, насажен наглухо небольшой деревянный кружок, на котором и производятся все работы. Ногами рабочий поворачивает в любую сторону нижний круг, а руками на верхнем кружке придает глине желаемую форму. Чтобы сделать совершенно ровную поверхность горшка, обтачивают его деревянным ножом, потом срезают с формовального круга ниткою, снимают и относят в сушильню или оставляют в том же помещении, наблюдая, чтобы сырые горшки стояли на нижней полке до тех пор, пока не окрепнут так, что от давления пальца не будет оставаться знаков; гончары говорят в таком случае, что горшки провяли. Такие горшки ставятся на верхнюю полку, где и стоят до тех пор, пока не начнут при ударе палочкой издавать чистого звука, после чего ставятся на печь, где и остаются уже до самого обжига. Формовка горшков, из которых делаются легкие перегородки (нежилых помещений) и своды, производится на том же станке. Горшки этого рода имеют коническую или цилиндрическую форму. В них бывает одно дно квадратное, другое круглое, в которых делаются отверстия для предупреждения, дабы не лопались при обжиге. Для лучшей связи с раствором на наружной поверхности таких горшков делаются рубцы. Размеры их бывают от 4 ½ до 10 дюйм. (11.4 — 25.4 см) выс. и от 4 ½ −5 ½ дюйм. (11.4 — 14 см) в диаметре.
Терракота. Для производства архитектурных украшений из глины (капителей, кронштейнов, консолей и пр.) сперва изготовляется модель из дерева или чугуна. По ней отливают из гипса форму, которую хорошо изнутри пропитывают маслом и начинают набивку в неё глиняной массы. Сложные изделия делаются частями и уже потом примазываются одна к другой. По осторожной высушке изделия подлежат обжигу. Выделываемые под этим названием терракотовые плитки для полов покрываются ещё слоем в 1 /3 дюйм. (8.5 мм) толщ., наиболее крепким (после обжига), разных цветов и составляющим особенность разных заводов. Лучшие изделия выделываются в Бельгии; у нас очень хорошие произведения этого рода выделываются на нескольких заводах.
Каменная посуда делается из огнеупорной глины, содержащей 74 % кремнистых частей, или из жирной лепной, содержащей 60 % кремнезема. Глина эта фиолетового или голубого цвета, а изделия из неё серого, бурого и белого цветов; отличаются от глиняных горшков раковистым и зернистым изломом, непроницаемостью для воды; выдерживают без изменения быстрые перемены погоды; нечувствительны на действия разного рода химических составов, легко вынося без изменения формы температуру выше ярко-красного каления, и обладают при незначительной толщине большою твердостью. Для заводов каменная посуда бывает натурального желтовато-красного цвета, для общежития же — разных цветов, от светлых до чёрного.
Обжигание гончарных изделий
Обжигание гончарных изделий производится в трёх видах печей: а) стоячих; б) лежачих, называемых закальными, и 3) горнах. В стоячих, или этажных, печах обжигаются каменная посуда, фаянс, фарфор и пр.; в лежачих — обыкновенные простые гончарные изделия, не требующие сильной закалки, а в горнах — горшки. Стоячая печь обыкновенно цилиндрической формы, покрыта сводом и имеет дымовую трубу (см. Фарфор). Лежачая, или закальная, печь представлена на рис. 3 в статье Глина. Кроме этих печей, употребляют ещё особого рода, называемые горном, служащие для обжига простых гончаров. Горн всегда строится в земле, и жар проводится особым каналом. Он строится или в берегу реки, или в боках оврагов и состоит из 2-х рукавов, встречающихся под прямым углом. Горизонтальный рукав служит вместо топки, а вертикальный наполняется гончарами. Обжигание производится так: сухие горшки ставятся в горн друг на друга так, что в горне образуется несколько правильных рядов, а иногда и без всякого порядка. Хотя в последнем случае горшки обжигаются и лучше, но зато в печь входит их очень немного. Когда горн наполнен горшками, то верх его засыпают горшечным ломом и потом разводят слабый огонь сырыми дровами; такой огонь называется куревом и поддерживается, пока не прекратится отделение паров, после чего огонь усиливают до красного каления. В этом огне горшки находятся в течение 6 часов, а потом верх горна засыпают песком, а топку замазывают глиною и так оставляют на 2 суток. После этого времени делают в топке отверстие, которое постепенно увеличивают, и наконец раскрывают верх горна и вынимают готовые горшки. Описанный способ — самый первобытный, как и изделия, из него получаемые. Некоторое улучшение заключается в муравлении, то есть покрытии внутренней поверхности горшков нерастворимой блестящей корой. Это делается так: во время обжигания горшков в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на горшки в виде стекловидной массы (см. глазурь). При обжигании соблюдается общее правило, чтобы температуру в печи в начале держать весьма долго низкою, и уже когда изделия получат совершенно чистый звон, то температуру начать возвышать медленно до красного каления; потом поднимают её до белого каления и в этом жару продерживают от 18 до 36 час. Через отверстие в печи, заткнутое пробкою из огнеупорной глины, наблюдается действие огня, и по вкладываемым туда малым образцам судят о степени обжига всей печи. По окончании обжига огонь тушат и запирают печь на 4 или на 5 дней для остывания, после чего печь разгружают и вынутые изделия сортируют на 4 отдельных сорта. Первый сорт составляют изделия отличной выделки, правильной формы, чистоты рисунка, не имеющие трещин, пятен, царапин и неправильных оттенков красок; второй сорт — с очень малыми недостатками, но во всяком случае изделия очень хорошей отделки; третий сорт, брак, составляют изделия нечистой отделки, покоробленные, с испорченной или неровной глазурью, но могущие быть употребленными в дело, и четвёртый сорт — совершенно негодные, изломанные и проч., употребляемые как шамот.
Нанесение глазури
Дешевые Гончарные изделия покрываются глазурью в сыром виде и обжигаются одновременно. Действие это называется муравлением; оно состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, называемого муравою.
Второй способ покрытия глазурью состоит в том, что состав поливы толкут в мелкий порошок, просеивают и посыпают им изделия, обыкновенно грубой выделки, например необожженные трубы, черепицу, горшки и пр. До посыпки изделия обмазывают мучным клейстером, а потом обжигают.
Третий способ состоит в обливании поливою, разведенною до густоты сливок. Этим способом покрываются изделия непористые, следовательно твердые, мало всасывающие в себя воду, например английский фарфор и некоторые сорта фаянса. Способ обливания дает возможность внутреннюю глазурь делать отличною от наружной.
Наконец, четвёртый способ заключается в погружении изделий фарфоровых и фаянсовых в глазурную массу. Bce изделия этого рода первоначально слабо обжигаются, не теряя способности впитывать в себя воду. Полива, растертая в мельчайший порошок, с водою образует молоко, в котором погруженные изделия впитывают в себя воду, твердые же частицы поливы осаждаются плотно на поверхность, приставая к ней очень сильно. На глазури иногда делают живописные рисунки металлическими красками, растертыми на скипидаре. Для укрепления таких красок нужно глазурь расплавить, а для этого изделия обжечь ещё в 3-й раз. Чтобы при этом краски не полиняли от действия огня, обжигание делают в особой камере, называемой муфелем.
Значение слова «гончарство»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова умозрительность (существительное):
Ассоциации к слову «гончарство»
Синонимы к слову «гончарство»
Предложения со словом «гончарство»
Понятия, связанные со словом «гончарство»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «гончарство»
Бужане в основном были земледельцами, занимались гончарством, кузнецким и другими ремёслами.
Со временем гончарство развивалось, стали производить множество новых изделий: появились огнеупорный кирпич и каменная посуда, черепица и изразцы, дренажные трубы и архитектурные украшения…
Нехватка земли привела к появлению в общинах «лишних людей», которые пытались прокормиться с помощью гончарства или ткачества.
Гончарство
ГОНЧА́РСТВО — гончарное дело, произ-во керамики, изделий из обожженной глины. Осн. этапы произ-ва — составление глиняной массы, ее формирование, просушка, обжиг и покрытие поливой или глазурью. В зависимости от свойств черепка и характера обжига гончарные изделия бывают 1) плотными — фарфор твердый или мягкий, бисквит, или неглазурированный фарфор, париян, желтоватый неглазурированный мат-л, каррара, белый слабопрозрачный мат-л, кам. изделия — плотная мелкозернистая масса, издающая при ударе звук, 2) пористыми — нежный фаянс, непрозрачный незвонкий мат-ал из огнеупорной глины с кремнеземом, с прозрачной поливой, обыкновенный фаянс, или майолика, красновато-желтый мат-л, покрываемый оловянной поливой, терракота, обожженная очищенная глина с порошком гончарного боя без глазури, обыкновенные гончарные изделия — посуда, кирпич, черепица, дренажные трубы и др. Осн. мат-л Г. — глина, в к-рую для уменьшения пластичности добавляют разл. примеси: песок, золу, кварц, шамот (порошок из обожженной глины) и др., для понижения температуры спекания добавляют плавни (щелочи, известь, магнезия, костяная зола и др.) и флюсы. Глину вымораживают и выветривают на открытом воздухе до 2-х лет, затем очищают просеиванием, продавливанием или отстаиванием в воде (при обработке глины в фарфоровом или фаянсовом произ-ве). Формование может вестись путем ручной лепки, ручного или машинного прессования, выжимания или выдавливания через мундштуки, отливкой в формы (изделия тонкого рельефа), обтачиванием на гончарных станках. Обжиг изделий производится в печах. Обычно обожженные изделия (кроме кирпичей, терракоты, черепицы) покрываются для водонепроницаемости поливой или глазурью и снова обжигаются, на глазури иногда делают рисунки металлич. красками, растертыми на скипидаре, после чего необходим третий обжиг.
Г. возникло в неолите — в 7 тыс. до н. э. — в Передней Азии, из всех континентов не было известно только в Австралии. В 5 тыс. до н. э. в Месопотамии возникли двухкамерные обжиговые печи. Ручной гончарный круг появился впервые в Передней Азии в 4 тыс. до н. э. Расцвет худож. керамики приходится на античный мир 7—6 вв. до н. э. и позднее, тогда же изобретен и гончарный круг с ножным приводом. В исламском мире достигла высокого уровня облицовочная керамика, в 2—17 вв. — расцвет произв-ва персидских люстрированных фаянсов, в 16—17 вв. — турецких полуфаянсовых изразцов. В Зап. Европе расцвет худож. керамики начинается с 15 в., итал. фаянса — майолики — с 16 в., печных изразцов — с 15 в. и кам. посуды — с 16 в. в Германии, руанских фаянсов — с 17—18 вв. во Франции и т. д. Фарфор изобретен в Китае ранее 8 в., в Японию попал в 16 в., в Европе производится с 16 в. (фарфор Медичи), расцвет европ. фарфора начинается с 18 в. У вост. славян гончарный круг появился в 9 в., получил всеобщее распространение в 10 в. В 12—13 вв. в др.-рус. городах имелись круглые гончарные горны, б. производительные и совершенные четырехугольные появились позднее и получили распространение лишь в Гжели и на Смоленщине. В деревнях широко применялся обжиг глиняных изделий в домашних печах. Керамика в России использовалась для облицовки стен и пола. В 15—16 вв. развилось произ-во красных изразцов, не покрытых поливой. С 17 в. ощущается влияние зап. образцов, началось про-изв-во пестрых изразцов (синие, зеленые, желтые, буро-красные краски), применявшихся в церк. зодчестве, центром этого произв-ва была гончарная слобода в Москве. После 1709 пленные шведы положили начало производству изразцов для голландских печей (подглазурная синяя краска по белой эмали). С сер. 18 в. существуют керамич. заводы в Гжели под Москвой и Императорский фарфоровый завод под Петербургом. Г. у русских было традиционно муж. занятием, за исключением изготовления глиняных игрушек. Гончар в воззрениях вост. славян — колдун-ведьмак, посредник между миром мертвых и миром живых, гончарный горн — модель ада. Гончар, подобно др. ремесленникам, считался пьяницей («гончары пропили ризы св. Петра, за что были им прокляты»). В то же время в нек-рых мифологич. преданиях славян гончар — создатель мира, его профессия — одна из самых уважаемых в деревне. Во мн. местах считалось, что появление горшечника предвещает свадьбу, в нек-рых же деревнях, напротив, «встретить гончара — замуж не выйти». Был распространен обычай, по к-рому девушки, желающие скорее выйти замуж, крали с воза гончара горшки и били их. После 1917 традиционное Г. у русских пришло в упадок в результате принудит. кооперации (30-е гг.) и насыщения рынка фабричной посудой (кон. 40-х — 50-е гг.). С 60-х гг. Г. существует в осн. как вид декоративно-прикладного иск-ва на гос. заводах, с кон. 80-х — нач. 90-х гг. наблюдается возрождение рус. гончарного иск-ва как индивид. промысла.
Лит.: Бобринский А. А. Гончарство Вост. Европы. М., 1978; Милюченков О. А. Белорусское нар. гончарство. Минск, 1984; Топорков А. Л. Гончарство: мифология и ремесло // Фольклор и этнография. Л., 1984.
Полезное
Смотреть что такое «Гончарство» в других словарях:
Гончарство — производство из обожжённой глины посуды, игрушек, светильников, кирпича, черепицы, изразцов и т. п. Слова «Г.», «гончар» («горънчар»), «горшок», («горнец») происходят от русского слова «горн». Открытое в раннем Неолите, Г. намного… … Большая советская энциклопедия
Гончарство — ср. разг. Ремесло гончара. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
гончарство — гончарство, гончарства, гончарства, гончарств, гончарству, гончарствам, гончарство, гончарства, гончарством, гончарствами, гончарстве, гончарствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
гончарство — гонч арство, а … Русский орфографический словарь
гончарство — (2 с) … Орфографический словарь русского языка
гончарство — а, с. Виготовлення посуду та інших виробів з глини; заняття гончаря … Український тлумачний словник
гончарство — а; ср. Ремесло гончара, изготовление изделий из обожжённой глины … Энциклопедический словарь
гончарство — а; ср. Ремесло гончара, изготовление изделий из обожжённой глины … Словарь многих выражений
гончарство — іменник середнього роду … Орфографічний словник української мови
гончарство — гончар/ств/о … Морфемно-орфографический словарь