Что такое гончарство определение

Гончарство

Полезное

Смотреть что такое «Гончарство» в других словарях:

Гончарство — гончарное дело, произ во керамики, изделий из обожженной глины. Осн. этапы произ ва составление глиняной массы, ее формирование, просушка, обжиг и покрытие поливой или глазурью. В зависимости от свойств черепка и характера обжига гончарные… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Гончарство — ср. разг. Ремесло гончара. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

гончарство — гончарство, гончарства, гончарства, гончарств, гончарству, гончарствам, гончарство, гончарства, гончарством, гончарствами, гончарстве, гончарствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

гончарство — гонч арство, а … Русский орфографический словарь

гончарство — (2 с) … Орфографический словарь русского языка

гончарство — а, с. Виготовлення посуду та інших виробів з глини; заняття гончаря … Український тлумачний словник

гончарство — а; ср. Ремесло гончара, изготовление изделий из обожжённой глины … Энциклопедический словарь

гончарство — а; ср. Ремесло гончара, изготовление изделий из обожжённой глины … Словарь многих выражений

гончарство — іменник середнього роду … Орфографічний словник української мови

гончарство — гончар/ств/о … Морфемно-орфографический словарь

Источник

ГОНЧА́РСТВО

Том 7. Москва, 2007, стр. 415-416

Скопировать библиографическую ссылку:

Что такое гончарство определение. Смотреть фото Что такое гончарство определение. Смотреть картинку Что такое гончарство определение. Картинка про Что такое гончарство определение. Фото Что такое гончарство определение

ГОНЧА́РСТВО, про­из­вод­ст­во по­су­ды и др. из­де­лий на ос­но­ве при­род­но­го пла­стич­но­го сы­рья (преим. из гли­ны, см. так­же в ст. Ке­ра­ми­ка ). В из­го­тов­ле­нии по­су­ды вы­де­ля­ют 3 ста­дии, а внут­ри них – сту­пе­ни, в рам­ках ко­то­рых реша­ют­ся про­ме­жу­точ­ные тех­но­ло­гич. за­да­чи. К I ( под­го­то­ви­тель­ной ) ста­дии от­но­сят­ся от­бор сы­рья, его до­бы­ча и об­ра­бот­ка (вы­су­ши­ва­ние, дроб­ле­ние, от­му­чи­ва­ние и т. п.), со­став­ле­ние фор­мо­воч­ных масс. В ка­че­ст­ве при­ме­сей мог­ли ис­поль­зо­вать­ся ми­не­раль­ные (дрес­ва – дроб­лёный ка­мень, ша­мот – дроб­лё­ная ке­ра­ми­ка или су­хая гли­на, пе­сок и т. д.) и ор­га­ни­че­ские (на­воз, шерсть, тра­ва и т. д.) до­бав­ки. II ( со­зи­да­тель­ная ) ста­дия вклю­ча­ет из­го­тов­ле­ние на­чи­на (так на­зы­ва­ют ра­бо­ту, с ко­то­рой на­чи­на­ет­ся кон­ст­руи­ро­ва­ние по­су­ды), по­ло­го те­ла, т. е. ём­кос­ти со­су­да, фор­мо­об­ра­зо­ва­ние, об­ра­бот­ку по­верх­но­стей (за­гла­жи­ва­ние, ло­ще­ние, об­ва­ри­ва­ние и т. п.), вклю­чая ор­на­мен­та­цию го­то­во­го из­де­лия. В ос­но­ве всех ва­ри­ан­тов кон­ст­ру­иро­ва­ния по­ло­го те­ла ле­жат 4 осн. спо­со­ба: лос­кут­ный, коль­це­вой и спи­раль­ный на­ле­пы, а так­же руч­ное вы­дав­ли­ва­ние; 5-й спо­соб кон­ст­руи­ро­ва­ния – вы­тя­ги­ва­ние гли­ны с по­мощью вра­ще­ния гончар­но­го кру­га­. К III ( за­кре­пи­тель­ной ) ста­дии отно­сит­ся при­да­ние по­су­де проч­но­сти и вла­го­не­про­ни­цае­мо­сти. Это мо­жет де­лать­ся пу­тём про­пи­ты­ва­ния сте­нок осо­бы­ми ор­га­нич. ра­ст­во­ра­ми, ино­гда в со­че­та­нии с ог­ра­ни­чен­ным тер­мич. воз­дей­ст­ви­ем, или по­сред­ст­вом силь­но­го (св. 650 °C) и дли­тель­но­го тер­мич. воз­дей­ст­вия на со­су­ды (см. так­же Гон­чар­ный горн ).

Источник

Гончарное производство

Гончарное производство — обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения, то есть керамика вообще.

Что такое гончарство определение. Смотреть фото Что такое гончарство определение. Смотреть картинку Что такое гончарство определение. Картинка про Что такое гончарство определение. Фото Что такое гончарство определение

Что такое гончарство определение. Смотреть фото Что такое гончарство определение. Смотреть картинку Что такое гончарство определение. Картинка про Что такое гончарство определение. Фото Что такое гончарство определение

Включает три главных класса производств:

По основным приёмам между этими тремя родами производств нет существенных различий; но так как для них применяются весьма неодинаковые сорта глины и отдельные особенности приемов, то, рассматривая в отдельности производство кирпича, фаянса и фарфора, здесь мы сводим некоторые общие сведения, относящиеся особенно к тому роду разнообразных глиняных изделий среднего достоинства, которые известны в частности под названием гончарных.

«Из народов Азии китайцы за 2000 лет до н. э. выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор, а это уже ясно указывает, что начало гончарного производства в Китае было гораздо ранее этого времени.»

Содержание

Разновидности керамических изделий

Оставляя в стороне красоту формы, изделия, изготовляемые в наше время, различаются между собою не столько степенью отделки, сколько, прежде всего, составом массы, из которой выделываются, и родом глазури, которою поливаются. Все изделия керамики в этом отношении разделяются на 2 группы: плотные и пористые.

Плотными называются такие, которые от действия высокой температуры при обжиге сплавились или слились в однородную твердую массу; в изломе они более или менее имеют вид стекла, полупрозрачны, не впитывают в себя воды и при ударе о сталь дают искры. Типом их служит фарфор.

Пористые, напротив, имеют всю массу, из которой сделаны, неплотную, в изломе пористую; легко ломаются; пропускают сквозь свою массу воду, если полива удалена, и своим изломом пристают к языку. Типом их служит фаянс. Между теми и другими есть переходы. Те и другие бывают покрыты поливою или её не имеют. Обыкновенный кирпич есть пористое изделие без поливы и низшего качества по роду материала.

Плотные

К плотным гончарным изделиям принадлежат:

Масса ординарных изделий состоит из окрашенной огнеупорной глины, песка и шамотной массы; иногда бывает без глазури; обыкновенно покрыта очень тонким слоем, образующемся от осаждения брошенной во время обжига поваренной соли. Масса нежных изделий состоит из огнеупорной глины, кварца и гипса, иногда подкрашенная и покрытая свинцовой или борной поливой.

Пористые

К пористым керамическим изделиям относятся:

Материалы гончарного производства

Выделка кирпича, фарфора и фаянса состоит из следующих работ: составления глиняной массы, её формования, просушки, обжигания и покрытия поливою, или глазурью. Основным материалом для выделки всяких гончарных изделий служит глина. Для работ этого рода избирают по возможности чистую «горшечную» глину, обладающую должною вязкостью и таким сопротивлением жару, который отвечает назначению изделий. Хотя глина и обладает высокою степенью пластичности, тем не менее, одна не может быть употребляема на выделку гончарных изделий, так как вследствие быстрого и неравномерного сжатия при обжигании изделия из неё трескаются и теряют свою форму. Недостаток этот уничтожается примесью разного рода веществ, которые уменьшают степень сжимания массы от действия огня. Вещества эти различны; так, для самых простых изделий употребляется песок, зола, древесные опилки; для лучшего рода продуктов — шамот, то есть порошок от измельченных гончарных изделий или слабо обожженной заранее глины. Хотя приготовленная из таких веществ масса очень удобна для выделки, сушки и обжига, но так как она после обжига остается пористой и с трудом принимает глазурь, то для уничтожения сего недостатка прибавляют к массе какое-либо вещество, делающее состав легкоплавким и твёрдым, не принимающим воду и хорошо покрываемым глазурью. Глина, употребляемая для выделки обыкновенных гончарных изделий, очень часто заключает в своем составе окислы железа, известь, щёлочи, гипс и т. п. подмеси, которые, смотря по содержанию, могут быть иногда даже полезны для спекаемости массы и прочности изделий; но неизбежно необходимо, чтобы смесь была однородна и не содержала крупных зерен и частиц. Такая чистая глина редко встречается в природе, и для того, чтобы могла быть употреблена в дело, её надо первоначально очистить и тогда уже смешать с другими веществами.

Для выделки обыкновенных гончарных изделий добытая соответственных качеств глина оставляется на один или лучше на два года на воздухе или в воде и тогда только может быть употреблена в дело, для чего первоначально мнётся в деревянных ящиках, а на фабриках — особыми машинами, при чём очищается от находящихся в ней камней. Вынутая из ящиков глина складывается в кучи, которые проволокою или ножами режутся на тонкие пластинки, ещё раз очищается от видимых примесей и снова складывается в ящики, в которых переминается вторично. Для высшего сорта изделий, особенно бесцветных, масса должна состоять из составных частей, особо хорошо и отдельно очищенных и затем перемешанных. Главное условие доброкачественности массы — это её однородность. Для очистки глина разбивается на мелкие кусочки, которые обливаются водою и после суточного лежания сбрасываются в особого рода месильные машины — это деревянный ящик, в котором вращается железная ось с насаженными на неё ножами. При вращении ножи разрезывают куски глины, причём проходящая через ящик струя воды мелкие её части уносит с собою в особый бассейн, а крупные остаются на дне ящика. В бассейне осаждаются скорее всего грубые частицы глины, и затем жидкость пропускается во второй бассейн, где она окончательно отстаивается и отстой представляет собою вещество совершенно чистое, нежное и однородное. Тёплая вода лучше разъединяет и скорее отмучивает глину, чем холодная. Куски кварца, полевого шпата, кремня и т. п. составные части, как тела очень твёрдые, первоначально накаливаются докрасна в печах и в таком виде бросаются в воду, чем увеличивается их хрупкость, а потому дается возможность измельчения их. По вынутии из воды их разбивают кулаками и измалывают на жерновах или под бегунами в порошок, который затем водою отмучивается так же, как и глина.

Теперь остаётся полученные вещества смешать между собою как можно совершеннее. Пропорция составных частей массы определяется в каждом случае и при опредёленных задачах производства опытом. Перемешивание веществ производится особыми машинами, в которые всыпаются все составные части смеси и затем посредством находящихся в этих машинах ножей очень хорошо перемешиваются. Такое простое смешение, годное для выделки грубых изделий, для более тонких производится с помощью воды. Раствор, образованный из смеси составных начал с водою, не должен быть ни слишком густым, ни слишком жидким, так как в первом случае хорошее смешение будет затруднительно, а во втором — частицы оседали бы не вместе, а отдельно, сообразно своему удельному весу. Для смешения существует несколько способов. Наиболее легкий и практический следующий: для разведения водою каждого из составных веществ отдельно существуют особые резервуары, от которых проведены трубы с кранами в центральный чан. На его стенках вбиты три колышка, из которых каждый обозначает высоту, до которой следует держать открытым кран из резервуара с каждою составною частью. Высота эта определяется расчетом — сообразно пропорции каждого вещества, заключающегося в массе. Когда наполнение окончено, всю жидкость старательно перемешивают и через особый кран внизу чана выпускают в соответственный резервуар. Полученная таким образом масса не может быть употреблена ранее удаления из неё воды, для чего или

Полученная таким образом масса ещё не вполне однородна и заключает в себе много воздушных пузырьков и влажности, поэтому её вновь перемешивают ногами и убивают трамбовкою, режут ножом на тонкие пластинки, которые складывают в кучу и вновь перерабатывают ногами.

Формовка изделий

Формование ведется очень различными способами, смотря по роду изделий.

Огнепостоянные кирпичи больших размеров делаются в формах или рамах, подобно обыкновенному кирпичу, на досках, которые ставятся одна на другую правильными рядами, опираясь на поддерживающие их обыкновенные кирпичи. Лещади больших размеров делаются так: на деревянный стол кладется тонкий слой соломы (соломинки должны лежать крест-накрест, иначе образуются трещины); потом кладут раму или форму, сделанную с запасом на % усушки данной глины; наваливают внутрь её глину и утаптывают ногами, пока не наполнится вся форма. В случае надобности добавляют глину, но не по краям формы, а всегда на середине, и по срезке ножом неровностей посыпают песком, который вместе с тем предохраняет от растрескивания. По мере усушки глины, начинают белеть углы плиты, и когда глина под пальцем не поддается, тогда снимают форму, понемногу передвигают плиту с места на место, и когда бока её побелеют совершенно, то лещадь ставят вертикально, сырою плоскостью к какому-либо предмету, препятствующему быстрому высыханию, а не наружу. Плавильные тигли требуются одного размера, а потому выдавливаются в формах. Тигли для плавления стали приготовляются прессованием: чугунную форму (внутри отполированную) набивают глиною, а потом вбивают в середину деревянный сердечник, соответствующий внутреннему виду тигля, отчего масса уплотнится и тигли получатся все одной меры (см. Графитовые тигли). Этот способ пригоден для тиглей небольших размеров, если же требуются большие горшки, напр. для варки стекла, тогда поступают так: на столе, покрытом холстом или рогожею, выбивают колотушкою дно желаемой толщины и вокруг него устанавливают форму тигля, обложив её прежде мокрым холстом. Мастер входит в форму и утаптывает дно ногами, от центра к окружности, заставляя известную часть глины приподняться и образовать нижнюю часть стенок тигля; потом уже руками приклепываются к верху нужные части стенок до самого верха, наблюдая, чтобы стенки имели желаемую толщину. Когда при высыхании горшок побелеет весь, его кладут на бок на верхней полке; тут он высыхает окончательно. Летом горшки поспевают в 4 недели, а зимою в 6 недель (см. Стеклянное производство).

Черепица. Она бывает весьма разнообразной формы и величины; но все видоизменения представляют собою 2 типа: плоская и желобчатая. Плоская черепица обыкновенно длины 12-18 дюйм. (30 — 45 см); ширина 6-8 дюйм. (15 — 20 см) и толщ. ½ — ¾ д. (1.3 — 2 см), приготовляется различным образом (см. Черепица). —

Дренажные трубы формуются редко руками, а в основном машинами; размеры их бывают различны — от 1 до 21 дюйма (от 2м легко движется труба. Для разрезания опускается рама с натянутыми проволоками, составляющая принадлежность машины (подробнее см. статью: Трубы гончарные и дренажные).

Горшки. Выделка производится на гончарном станке (фиг. 2) — инструменте очень древнем, так как устройство его было известно египтянам ещё за 1900 л. до н. э. Это стол на 4 ногах, книзу раздвинутых и соединённых перекладинами.

Что такое гончарство определение. Смотреть фото Что такое гончарство определение. Смотреть картинку Что такое гончарство определение. Картинка про Что такое гончарство определение. Фото Что такое гончарство определение

В одной из них укреплен чугунный пятник, в котором вращается вертикальный железный четырёхгранный стержень. На нижнем его конце насажен наглухо деревянный круг диам. 1 арш. (71.1 см) 2 вершк. (8.9 см), а на верхнем конце его, проходящем и укрепленном к верхней доске стола, насажен наглухо небольшой деревянный кружок, на котором и производятся все работы. Ногами рабочий поворачивает в любую сторону нижний круг, а руками на верхнем кружке придает глине желаемую форму. Чтобы сделать совершенно ровную поверхность горшка, обтачивают его деревянным ножом, потом срезают с формовального круга ниткою, снимают и относят в сушильню или оставляют в том же помещении, наблюдая, чтобы сырые горшки стояли на нижней полке до тех пор, пока не окрепнут так, что от давления пальца не будет оставаться знаков; гончары говорят в таком случае, что горшки провяли. Такие горшки ставятся на верхнюю полку, где и стоят до тех пор, пока не начнут при ударе палочкой издавать чистого звука, после чего ставятся на печь, где и остаются уже до самого обжига. Формовка горшков, из которых делаются легкие перегородки (нежилых помещений) и своды, производится на том же станке. Горшки этого рода имеют коническую или цилиндрическую форму. В них бывает одно дно квадратное, другое круглое, в которых делаются отверстия для предупреждения, дабы не лопались при обжиге. Для лучшей связи с раствором на наружной поверхности таких горшков делаются рубцы. Размеры их бывают от 4 ½ до 10 дюйм. (11.4 — 25.4 см) выс. и от 4 ½ −5 ½ дюйм. (11.4 — 14 см) в диаметре.

Терракота. Для производства архитектурных украшений из глины (капителей, кронштейнов, консолей и пр.) сперва изготовляется модель из дерева или чугуна. По ней отливают из гипса форму, которую хорошо изнутри пропитывают маслом и начинают набивку в неё глиняной массы. Сложные изделия делаются частями и уже потом примазываются одна к другой. По осторожной высушке изделия подлежат обжигу. Выделываемые под этим названием терракотовые плитки для полов покрываются ещё слоем в 1 /3 дюйм. (8.5 мм) толщ., наиболее крепким (после обжига), разных цветов и составляющим особенность разных заводов. Лучшие изделия выделываются в Бельгии; у нас очень хорошие произведения этого рода выделываются на нескольких заводах.

Каменная посуда делается из огнеупорной глины, содержащей 74 % кремнистых частей, или из жирной лепной, содержащей 60 % кремнезема. Глина эта фиолетового или голубого цвета, а изделия из неё серого, бурого и белого цветов; отличаются от глиняных горшков раковистым и зернистым изломом, непроницаемостью для воды; выдерживают без изменения быстрые перемены погоды; нечувствительны на действия разного рода химических составов, легко вынося без изменения формы температуру выше ярко-красного каления, и обладают при незначительной толщине большою твердостью. Для заводов каменная посуда бывает натурального желтовато-красного цвета, для общежития же — разных цветов, от светлых до чёрного.

Обжигание гончарных изделий

Обжигание гончарных изделий производится в трёх видах печей: а) стоячих; б) лежачих, называемых закальными, и 3) горнах. В стоячих, или этажных, печах обжигаются каменная посуда, фаянс, фарфор и пр.; в лежачих — обыкновенные простые гончарные изделия, не требующие сильной закалки, а в горнах — горшки. Стоячая печь обыкновенно цилиндрической формы, покрыта сводом и имеет дымовую трубу (см. Фарфор). Лежачая, или закальная, печь представлена на рис. 3 в статье Глина. Кроме этих печей, употребляют ещё особого рода, называемые горном, служащие для обжига простых гончаров. Горн всегда строится в земле, и жар проводится особым каналом. Он строится или в берегу реки, или в боках оврагов и состоит из 2-х рукавов, встречающихся под прямым углом. Горизонтальный рукав служит вместо топки, а вертикальный наполняется гончарами. Обжигание производится так: сухие горшки ставятся в горн друг на друга так, что в горне образуется несколько правильных рядов, а иногда и без всякого порядка. Хотя в последнем случае горшки обжигаются и лучше, но зато в печь входит их очень немного. Когда горн наполнен горшками, то верх его засыпают горшечным ломом и потом разводят слабый огонь сырыми дровами; такой огонь называется куревом и поддерживается, пока не прекратится отделение паров, после чего огонь усиливают до красного каления. В этом огне горшки находятся в течение 6 часов, а потом верх горна засыпают песком, а топку замазывают глиною и так оставляют на 2 суток. После этого времени делают в топке отверстие, которое постепенно увеличивают, и наконец раскрывают верх горна и вынимают готовые горшки. Описанный способ — самый первобытный, как и изделия, из него получаемые. Некоторое улучшение заключается в муравлении, то есть покрытии внутренней поверхности горшков нерастворимой блестящей корой. Это делается так: во время обжигания горшков в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на горшки в виде стекловидной массы (см. глазурь). При обжигании соблюдается общее правило, чтобы температуру в печи в начале держать весьма долго низкою, и уже когда изделия получат совершенно чистый звон, то температуру начать возвышать медленно до красного каления; потом поднимают её до белого каления и в этом жару продерживают от 18 до 36 час. Через отверстие в печи, заткнутое пробкою из огнеупорной глины, наблюдается действие огня, и по вкладываемым туда малым образцам судят о степени обжига всей печи. По окончании обжига огонь тушат и запирают печь на 4 или на 5 дней для остывания, после чего печь разгружают и вынутые изделия сортируют на 4 отдельных сорта. Первый сорт составляют изделия отличной выделки, правильной формы, чистоты рисунка, не имеющие трещин, пятен, царапин и неправильных оттенков красок; второй сорт — с очень малыми недостатками, но во всяком случае изделия очень хорошей отделки; третий сорт, брак, составляют изделия нечистой отделки, покоробленные, с испорченной или неровной глазурью, но могущие быть употребленными в дело, и четвёртый сорт — совершенно негодные, изломанные и проч., употребляемые как шамот.

Нанесение глазури

Дешевые Гончарные изделия покрываются глазурью в сыром виде и обжигаются одновременно. Действие это называется муравлением; оно состоит в том, что во время обжигания в печь бросают соль, которая, превращаясь в пары, садится на изделия, и там, где она сядет, глина с составными своими частями и солью образует легкоплавкое соединение, род стекла, называемого муравою.

Второй способ покрытия глазурью состоит в том, что состав поливы толкут в мелкий порошок, просеивают и посыпают им изделия, обыкновенно грубой выделки, например необожженные трубы, черепицу, горшки и пр. До посыпки изделия обмазывают мучным клейстером, а потом обжигают.

Третий способ состоит в обливании поливою, разведенною до густоты сливок. Этим способом покрываются изделия непористые, следовательно твердые, мало всасывающие в себя воду, например английский фарфор и некоторые сорта фаянса. Способ обливания дает возможность внутреннюю глазурь делать отличною от наружной.

Наконец, четвёртый способ заключается в погружении изделий фарфоровых и фаянсовых в глазурную массу. Bce изделия этого рода первоначально слабо обжигаются, не теряя способности впитывать в себя воду. Полива, растертая в мельчайший порошок, с водою образует молоко, в котором погруженные изделия впитывают в себя воду, твердые же частицы поливы осаждаются плотно на поверхность, приставая к ней очень сильно. На глазури иногда делают живописные рисунки металлическими красками, растертыми на скипидаре. Для укрепления таких красок нужно глазурь расплавить, а для этого изделия обжечь ещё в 3-й раз. Чтобы при этом краски не полиняли от действия огня, обжигание делают в особой камере, называемой муфелем.

Источник

Значение слова «гончарство»

Что такое гончарство определение. Смотреть фото Что такое гончарство определение. Смотреть картинку Что такое гончарство определение. Картинка про Что такое гончарство определение. Фото Что такое гончарство определение

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое гончарство определение. Смотреть фото Что такое гончарство определение. Смотреть картинку Что такое гончарство определение. Картинка про Что такое гончарство определение. Фото Что такое гончарство определениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова умозрительность (существительное):

Ассоциации к слову «гончарство&raquo

Синонимы к слову «гончарство&raquo

Предложения со словом «гончарство&raquo

Понятия, связанные со словом «гончарство»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «гончарство&raquo

Бужане в основном были земледельцами, занимались гончарством, кузнецким и другими ремёслами.

Со временем гончарство развивалось, стали производить множество новых изделий: появились огнеупорный кирпич и каменная посуда, черепица и изразцы, дренажные трубы и архитектурные украшения…

Нехватка земли привела к появлению в общинах «лишних людей», которые пытались прокормиться с помощью гончарства или ткачества.

Источник

Гончарство

ГОНЧА́РСТВО — гончарное дело, произ-во керамики, изделий из обожженной глины. Осн. этапы произ-ва — составление глиняной массы, ее формирование, просушка, обжиг и покрытие поливой или глазурью. В зависимости от свойств черепка и характера обжига гончарные изделия бывают 1) плотными — фарфор твердый или мягкий, бисквит, или неглазурированный фарфор, париян, желтоватый неглазурированный мат-л, каррара, белый слабопрозрачный мат-л, кам. изделия — плотная мелкозернистая масса, издающая при ударе звук, 2) пористыми — нежный фаянс, непрозрачный незвонкий мат-ал из огнеупорной глины с кремнеземом, с прозрачной поливой, обыкновенный фаянс, или майолика, красновато-желтый мат-л, покрываемый оловянной поливой, терракота, обожженная очищенная глина с порошком гончарного боя без глазури, обыкновенные гончарные изделия — посуда, кирпич, черепица, дренажные трубы и др. Осн. мат-л Г. — глина, в к-рую для уменьшения пластичности добавляют разл. примеси: песок, золу, кварц, шамот (порошок из обожженной глины) и др., для понижения температуры спекания добавляют плавни (щелочи, известь, магнезия, костяная зола и др.) и флюсы. Глину вымораживают и выветривают на открытом воздухе до 2-х лет, затем очищают просеиванием, продавливанием или отстаиванием в воде (при обработке глины в фарфоровом или фаянсовом произ-ве). Формование может вестись путем ручной лепки, ручного или машинного прессования, выжимания или выдавливания через мундштуки, отливкой в формы (изделия тонкого рельефа), обтачиванием на гончарных станках. Обжиг изделий производится в печах. Обычно обожженные изделия (кроме кирпичей, терракоты, черепицы) покрываются для водонепроницаемости поливой или глазурью и снова обжигаются, на глазури иногда делают рисунки металлич. красками, растертыми на скипидаре, после чего необходим третий обжиг.

Г. возникло в неолите — в 7 тыс. до н. э. — в Передней Азии, из всех континентов не было известно только в Австралии. В 5 тыс. до н. э. в Месопотамии возникли двухкамерные обжиговые печи. Ручной гончарный круг появился впервые в Передней Азии в 4 тыс. до н. э. Расцвет худож. керамики приходится на античный мир 7—6 вв. до н. э. и позднее, тогда же изобретен и гончарный круг с ножным приводом. В исламском мире достигла высокого уровня облицовочная керамика, в 2—17 вв. — расцвет произв-ва персидских люстрированных фаянсов, в 16—17 вв. — турецких полуфаянсовых изразцов. В Зап. Европе расцвет худож. керамики начинается с 15 в., итал. фаянса — майолики — с 16 в., печных изразцов — с 15 в. и кам. посуды — с 16 в. в Германии, руанских фаянсов — с 17—18 вв. во Франции и т. д. Фарфор изобретен в Китае ранее 8 в., в Японию попал в 16 в., в Европе производится с 16 в. (фарфор Медичи), расцвет европ. фарфора начинается с 18 в. У вост. славян гончарный круг появился в 9 в., получил всеобщее распространение в 10 в. В 12—13 вв. в др.-рус. городах имелись круглые гончарные горны, б. производительные и совершенные четырехугольные появились позднее и получили распространение лишь в Гжели и на Смоленщине. В деревнях широко применялся обжиг глиняных изделий в домашних печах. Керамика в России использовалась для облицовки стен и пола. В 15—16 вв. развилось произ-во красных изразцов, не покрытых поливой. С 17 в. ощущается влияние зап. образцов, началось про-изв-во пестрых изразцов (синие, зеленые, желтые, буро-красные краски), применявшихся в церк. зодчестве, центром этого произв-ва была гончарная слобода в Москве. После 1709 пленные шведы положили начало производству изразцов для голландских печей (подглазурная синяя краска по белой эмали). С сер. 18 в. существуют керамич. заводы в Гжели под Москвой и Императорский фарфоровый завод под Петербургом. Г. у русских было традиционно муж. занятием, за исключением изготовления глиняных игрушек. Гончар в воззрениях вост. славян — колдун-ведьмак, посредник между миром мертвых и миром живых, гончарный горн — модель ада. Гончар, подобно др. ремесленникам, считался пьяницей («гончары пропили ризы св. Петра, за что были им прокляты»). В то же время в нек-рых мифологич. преданиях славян гончар — создатель мира, его профессия — одна из самых уважаемых в деревне. Во мн. местах считалось, что появление горшечника предвещает свадьбу, в нек-рых же деревнях, напротив, «встретить гончара — замуж не выйти». Был распространен обычай, по к-рому девушки, желающие скорее выйти замуж, крали с воза гончара горшки и били их. После 1917 традиционное Г. у русских пришло в упадок в результате принудит. кооперации (30-е гг.) и насыщения рынка фабричной посудой (кон. 40-х — 50-е гг.). С 60-х гг. Г. существует в осн. как вид декоративно-прикладного иск-ва на гос. заводах, с кон. 80-х — нач. 90-х гг. наблюдается возрождение рус. гончарного иск-ва как индивид. промысла.

Лит.: Бобринский А. А. Гончарство Вост. Европы. М., 1978; Милюченков О. А. Белорусское нар. гончарство. Минск, 1984; Топорков А. Л. Гончарство: мифология и ремесло // Фольклор и этнография. Л., 1984.

Полезное

Смотреть что такое «Гончарство» в других словарях:

Гончарство — производство из обожжённой глины посуды, игрушек, светильников, кирпича, черепицы, изразцов и т. п. Слова «Г.», «гончар» («горънчар»), «горшок», («горнец») происходят от русского слова «горн». Открытое в раннем Неолите, Г. намного… … Большая советская энциклопедия

Гончарство — ср. разг. Ремесло гончара. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

гончарство — гончарство, гончарства, гончарства, гончарств, гончарству, гончарствам, гончарство, гончарства, гончарством, гончарствами, гончарстве, гончарствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

гончарство — гонч арство, а … Русский орфографический словарь

гончарство — (2 с) … Орфографический словарь русского языка

гончарство — а, с. Виготовлення посуду та інших виробів з глини; заняття гончаря … Український тлумачний словник

гончарство — а; ср. Ремесло гончара, изготовление изделий из обожжённой глины … Энциклопедический словарь

гончарство — а; ср. Ремесло гончара, изготовление изделий из обожжённой глины … Словарь многих выражений

гончарство — іменник середнього роду … Орфографічний словник української мови

гончарство — гончар/ств/о … Морфемно-орфографический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *