Что такое гордость русской литературы определение
Что такое гордость? Определение понятия гордость для сочинения.
Определение понятия «ГОРДОСТЬ»для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ГОРДОСТЬ?», «Какого человека называют гордым?» «Для чего человеку нужна гордость?».
О понятии «гордость»
Об отрицательном значении слова «гордость»
Отрицательный смысл слова был раскрыт в древнегреческом представлении о hybris’e — особой форме самонадеянности, присущей эпическому или трагическому герою, пытавшемуся нарушить границы человеческих возможностей в установленном богами миропорядке.
Аристотелевская теория пороков и добродетелей затрагивала сугубо нравственные проявления порочной гордости, связанные с завышенной самооценкой и неумеренной потребностью принимать по отношению к себе знаки почета и уважения. Порочная гордость по Аристотелю близка таким понятиям, как честолюбие, кичливость и спесь. В отличие от представителей позднейшей христианской традиции, Аристотель не считал проявления порочной гордости слишком опасными и разрушительными: «Людей [спесивых] считают не злыми (так как они не делают зла), а заблудшими».
В восточно-христианской литературе гордость и предшествующее ей тщеславие понимали как две последовательные стадии единого стремления к собственному возвеличению. Им противопоставляли смирение. Тщеславие и гордость свидетельствуют о непреодолимой потребности продемонстрировать, во-первых, свое превосходство над ближними и, во-вторых, независимость от Бога. Добродетельный поступок такого гордеца становился лишь способом для достижения славы или самоуспокоения, целей суетных и тщетных. Главный же мотив христианского подвижничества уходили на второй план.
Характерными свойствами личности, порождаемыми пороком тщеславия, являются лицемерие и ложь. Если тщеславный концентрирует свое внимание всего лишь на наслаждении собственными достоинствами, приносящими известность и уважение, то гордый считает их исключительно собственной заслугой, своим неотъемлемым достоянием и не признает слабости своей природы. Если тщеславие принижает другого человека, превращая его из объекта братской любви в контрастный фон для демонстрации собственных достоинств, то гордость стремится к полному «уничижению» ближнего или к ничем не ограниченному господству над ним.
Большую роль в разработке западно-христианских представлений о греховной гордости сыграл христианский теолог Августин Аврелий (354 —430), который предложил в своей «Исповеди» следующую классификацию типов греховной гордости: «страсть оправдывать себя», «желание, чтобы нас любили и боялись», сопряженное с любовью к похвалам, и самовлюбленность, которая даже не снисходит до желания нравиться другим.
Переход к представлениям о ведущей роли человека в мире в эпоху Возрождения создал позитивную трактовку гордости, превратив гордость в один из синонимов человеческого достоинства, самоуважения, независимости.
Так, английский философ Д. Юм (1711 —1776) выступил против «школьного» понимания гордости как порока, противостоящего добродетели «смирения» или «униженности». Гордость, по Д. Юму, — это то «приятное впечатление, которое возникает в нашем духе, когда сознание нашей добродетели, красоты, нашего богатства или власти вызывает в нас самоудовлетворение». Такое «впечатление» совсем не обязательно порочно, ведь даже самая строгая мораль «позволяет нам чувствовать удовольствие при мысли о великодушном поступке». Искренняя и оправданная гордость является тем качеством, которое более всего необходимо для приобретения «уважения и одобрения человечества». Нравственное осуждение гордости оправдано только тогда, когда присутствует «преувеличенное мнение о собственном значении». Тенденция же порицать любое «самодовольство», которую Д. Юм называет «предубеждением», связана лишь с тем, что адекватную самооценку очень трудно сделать даже людям разумным и достойным.
Московская Сретенская Духовная Академия
ГлавнаяНовостиДеятельность «Гордость надо иметь. »: понимание слов.
«Гордость надо иметь. »: понимание слова «гордость» в русской книжной традиции и культуре
Порой случается так, что слово в языке с течением времени меняет свое значение либо приобретает новые смысловые оттенки. Поэтому бывает весьма занимательно наблюдать за жизнью слов. Предлагаем нашим читателям вместе с нами рассмотреть историю гордости и гордыни в русском языке, о значении которых в текстах Священного Писания говорилось в двух предыдущих статьях.
В художественных произведениях, статьях, словарях и речи людей существуют устоявшиеся понимания тех или иных слов. Используясь в речи людей, отражаясь в традиции и затем переходя в письменные источники, понятия приобретают оттенки значения, не очевидные для носителей других языков. Именно это произошло и с русскими словами «гордость» и «гордыня». В греческих текстах Священного Писания они являются исключительно отрицательными характеристиками, в то время как в русской традиции с течением времени эти слова приобрели не столь однозначные определения. Чтобы увидеть это, можно обратиться к словарям, отражающим устоявшееся в культуре понимание.
Можно предположить, что поскольку первое из них (гордость) начинает приобретать уже не имеющее исходного отрицательного оттенка значение «чувство собственного достоинства, самоуважения, самоудовлетворения», второе (гордыня) остается синонимичным только первому значению слова гордость. По мере того, как частота употребления слова гордость в новом первоначально не присущем ему значении начинает возрастать, в определении слова гордыня, для отличия его от гордости, появляется уточнение — «чрезмерная гордость».
Когда именно произошла эта дифференциация значений, сказать достаточно трудно.
На конец XVIII века как переломную эпоху для понятия «гордость» и развития его значений указывает лингвист В. В. Колесов. Он, развивая мысль о том, что А. С. Пушкин оказал влияние и на становление морально-этических терминов, предлагает сделанное В. М. Кругловым[9] наблюдение над словом «гордость»: «Старорусское слово гордыня обозначало поведение, в котором высокомерие, надменность, заносчивость, сочетались как с унижением других, так и с богоборческими настроениями (только я! — по Достоевскому). Включение в оборот слова гордость сняло богоборческие коннотации, но сохранило все остальные, и только в XVIII веке в сочетаниях типа благородная гордость в результате семантической компрессии был устранен оттенок, связанный с выражением надменности и высокомерия. Наконец, лишь с появлением слова достоинство (человеческое достоинство) был устранен и оттенок уничижительности по отношению к другим людям. Пушкин впервые новое этическое понятие (не образ!) передает самостоятельным словом, которое, вероятно, было калькой с немецкого Selbstachtung или английского self—respect— самоуважение: “Независимость и самоуважение одни могут нас возвысить над мелочами жизни и над бурями судьбы”. Это характеристика человеческой личности в общественной и социальной среде»[10].
Дмитрий Николаевич Ушаков В Толковом словаре Д.Н. Ушакова, отражающем состояние словарной системы русского языка к началу ХХ века, даются следующие определения:
Таким образом, можно отметить, что словарный материал не дает возможности точно определить, насколько последовательно различаются эти понятия на раннем этапе бытования славянских и древнерусских текстов.
Можно отметить, что словарный материал на современном этапе фиксирует именно в качестве основного значения гордости — чувство собственного достоинства, самоуважения.
Можно отметить, что словарный материал на современном этапе фиксирует именно в качестве основного значения гордости — чувство собственного достоинства, самоуважения, имеющее положительную оценку в силу однозначно положительно воспринимаемого слова «уважение». Одобрение вызывает и гордость как чувство удовлетворения успехами кого-либо, что стало вторым значением слова, вобрав в себя положительное значение таких понятий как «радость за успех», «признание важности и значительности чьей-либо деятельности», «причастность этим успехам и достижениям».
Так, исследование А. В Санникова, посвященное рассмотрению понятий «достоинство», «гордость» и «самолюбие» в русской наивной этике свидетельствует о том, что доминантой (главным словом) указанного синонимического ряда является именно слово достоинство, от которого отличаются другие языковые единицы. При этом слово гордыня вовсе в этом ряду отсутствует.
А. В. Санников обозначает в своей работе основные оппозиции внутри синонимического ряда. Так, он указывает, что «синонимы различаются по следующим смысловым признакам:
1) источник свойства (сознание субъектом своей ценности в случае достоинства, желание быть не хуже других в случае гордости и самолюбия);
2) способность описывать внешние проявления свойства в поведении (присутствует в случае достоинства);
3) зависимость от мнения других людей (гордость независима от чужого мнения, самолюбие зависимо);
4) тип субъекта (самолюбие описывает только свойство отдельной личности, субъектом достоинства и гордости может быть народ);
5) оценка свойства говорящим (положительная в случае достоинства, разная в зависимости от обстоятельств в случае гордости и самолюбия)»[16].
Брейгель. Гордость Также и по большинству семантических признаков «существительное достоинство противопоставляется двум другим синонимам»[17]. Не перечисляя подробно все отмеченные автором особенности, можно обратить внимание именно на те качества, которые оказываются присущи русскому языковому сознанию, а значит, и этике, понятию гордость.
Так, для гордости, как и самолюбия, в целом не характерно описание внешних проявлений данного свойства (можно вспомнить о таком примечательном описании в Пс. 72:6-9). При этом свойство, которое описывают слова гордость и самолюбие, «предполагает желание субъекта быть не хуже или лучше других людей. Ср. Отступить? Никогда! Вся моя гордость подымается при одном этом предположении (Гаршин, БАС). Это желание может рассматриваться и как естественное, нормальное, и как преувеличенное, плохое»: здоровая гордость — неуемная гордость[18]. Примечательно, что гордость и самолюбие могут удерживать субъекта от каких-либо действий. Ср. Тогда Василий Васильевич побагровел, приподнялся, но и тут удержала его гордость (А. Толстой. Петр Первый).
Далее А. В. Санников продолжает, что «основное различие между этими двумя синонимами заключается в том, что гордость человека не зависит от мнения других людей и предполагает стремление субъекта к независимости, нежелание принимать помощь; ср. Мы все собрали для нее денег, но она не приняла их из гордости. Самолюбие, напротив, предполагает ревнивое отношение субъекта к мнению других людей о себе; ср. Серегин не знал, о чем спрашивать, потому что не был знаком с техникой стрельбы. Признаться же в своем невежестве ему мешали самолюбие и ложный стыд (А. Гончаров, МАС).
С этим свойством существительного самолюбие, по мнению исследователя, связано то, что в некоторых контекстах оно сближается с синонимами ряда тщеславие; ср. И то вздор, будто мною руководит самолюбие или тщеславие. Какие пустяки! Разве за голодающих дадут мне звезду, что ли, или сделают меня директором департамента? Вздор, вздор! (А.П. Чехов. Жена)»[19].
Наконец, важной особенностью понятия гордость является, по мнению А. В. Санникова также то, что она«обычно проявляется в важных ситуациях, определяющих дальнейшую жизнь человека, затрагивающих его жизненные принципы и т. п.; ср. Счастья я лишился, но у меня осталась гордость (А.П. Чехов. Дядя Ваня)»[20].
Психологи считают, что эти понятия не идентичны друг другу.
Подобное рассуждение о значении понятий гордость и гордыня обнаруживается в психологии. Так, психологи считают, что эти понятия не идентичны друг другу. При этом, как можно видеть, они обосновывают различие гордости и гордыни, ориентируясь на сложившуюся традицию употребления данных слов в ранее определенных значениях, также ориентированных на традицию христианской нравственности, неких сложившихся этических принципов.
Встречающаяся в литературе попытка провести оценочное различие этих слов, по-видимому, возникла из-за изменений в русском языке.
Архимандрит Иов (Гумеров) отмечает: «Слова гордость и гордыня не только однокоренные, но и синонимичные. По свойству русского языка форма слова гордыня может означать непомерную гордость (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова). Встречающаяся в литературе попытка провести оценочное различие этих слов, по-видимому, возникла из-за изменений в русском языке. В современном светском словоупотреблении гордость часто рассматривается как положительное качество. Например: чувствовать гордость за свою страну. На языке духовном гордость всегда является самой опасной страстью. “Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостнее всех гордость сердца” (прп. Антоний Великий)»[26].
Таким образом, можно обозначить, что осмысление гордыни как исключительно отрицательного свойства является позднейшим, при этом оно связано с тем, что изначально тождественное гордыне понятие гордость приобрело в ряде контекстов положительный смысл.
монах Кирилл (Попов)
Ключевые слова: гордость, гордыня, словари, русская книжная традиция.
[1] Гордость // Словарь русского языка XVIII века. — Л.: Наука, 1984 — Вып. 5. — С. 168.
[3] Данные Словаря церковно-славянскаго и русскаго языка. — СПб.: Императорская Академия Наук, 1847. — Т. I: А-Ж. — С. 278: гордость — качество гордого, надменность, высокомерие и гордыня — то же, что гордость, а также Словаря Академии Российской. Часть II. От Г до З. — СПб., 1790. — Стлб. 239-242.: гордость — высокомерие, надменность, высокоумие, высокое о себе мечтание, кичливость, напыщение, спесь и гордыня — то же что гордость. В интерпретации значений указанных слов они очевидно связаны с церковнославянской или славянской книжной традицией. Так, в них в качестве примеров используют тексты библейского происхождения, летописный и житийный материал, а также отрывки из произведений М.В. Ломоносова.
[4] Ср. замечание: «Отбор слов для словника (имеется в виду САР) основан, с одной стороны, на принципе употребительности и распространенности слова, а с другой стороны, на принципе пуризма, определяемом идеей самодостаточности «славенороссийского языка». Такой подход продиктован стремлением представить нормы литературного языка и речи своего времени». См.: Чернышева М.И. Словарь и структура Словаря Академии Российской.
[5] Следует обратить при этом внимание на то, что Словарь живого великорусского языка В.И. Даля (Т.1. СПб.-М., 1880) традиционно фиксирует соответствующие значения понятий: Гордость, гордыня, горделивость (ж.): качество, свойство гордого; надменность, высокомерие.
[6] В качестве источников для раскрытия 2 значения понятия гордость в нем в том числе использовались следующие издания: Пантеон иностранной словесности — альманах, выходивший в Москве в 1798 году. В 3 ч. Ч. III. — С. 137; Сочинения Карамзина в 7 т. — М., 1803. — Т. 7. — С. 200; Прибавление к Московским ведомостям, 1783-1784 г. — 1783. № 5.
[7] Словарь современного русского литературного языка. Т. 3. — М.-Л., 1954. — Стлб. 275. Следует отметить, что изменился порядок представления значений в словаре, отразивший изменившееся с течением времени понимание этих слов в русском языке.
[8] Словарь современного русского литературного языка. Т. 3. — М.-Л., 1954. — Стлб. 277.
[9] См.: Круглов В.М. Имена чувств в русском языке XVIII века. — СПб., 1998.
[10]Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова…» // URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/46566.php(дата обращения: 21.06.2017 года).
[11]Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: ОГИЗ1935-1940. (4 т.). — С. 134.
[14]Среди положительных ассоциаций Русский ассоциативный тезаурус приводит следующие: «честь», «радость», «за страну / страны», «сила», «слава», «достоинство», «это не порок», «это хорошо». См.: URL: http://tesaurus.ru/dict/dict.php. (дата обращения: 21.06.2017 года).
[15]Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000.
[16] Санников А.В. Самооценка человека в русской языковой картине мира. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 2006. — С. 90.
[21]Коврижных А. Ю. Концепт «гордость» в современной российской публицистике (на материале Национального корпуса русского языка). С. 2. // Электронный научный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» №1 (2014) // URL: http://journals.susu.ru/lcc/article/view/90/35(дата обращения: 21.06.2017 года).
[24] Маслова Н. В. Корона гордыни. Электронный ресурс. // URL:http://econet.ru/articles/65896-korona-gordyni (дата обращения: 05.04.2016 года).
[25] Коврижных А.Ю. Концепт «гордость» в современной российской публицистике (на материале Национального корпуса русского языка). — М., 2005. — С. 3.
Новости по теме
Комментарии (1) добавить
Тип “гордого человека” и его воплощение в произведениях отечественной литературы
Проблема “гордого человека”, его отношения с окружающими, его жизненного пути волновала многих отечественных классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Горького и др. Гордость – один из семи смертных грехов. Гордые герои по своей природе одиноки, холодны.
Они ставят себя выше простых смертных, считают, что им уготована иная, высшая миссия.
В русской литературе сложилась целая галерея подобных героев: Онегин (роман ” Евгений Онегин “), Печорин (” Герой нашего времени “), князь Андрей Болконский
Отчуждение, одиночество – вот страшные последствия гордости.
Галерея “гордых героев” открывается образом Евгения Онегина. Европейское воспитание, оторванность от национальных корней, самолюбие, умение притворяться,
Здесь она впервые видит, чем живет ее возлюбленный, проникает в сферу его духовных интересов. В книгах, которые читает Онегин “отразился век и современный человек с его холодною душою”.
Гордость, стремление подражать Наполеону, самомнение мешают Онегину открыться навстречу истинным чувствам, ответить Татьяне взаимностью. Его скука, “тоскующая лень” – еще один вариант проявления гордости. Герою кажется, что он постиг мелкую сущность людей, знает цену жизни.
Но это не так. Своей гордостью и эгоизмом он приносит несчастья многим героям, даже совершает убийство друга на дуэли.
Но в итоге, простота, открытость, искренность чувств победили, сердце героя наполнилось нежностью и любовью к изменившейся Татьяне. Только теперь Онегин стал жить по-настоящему, почувствовал весь аромат жизни, испытал и муку, и счастье. Любовь и гордость находятся на разных полюсах.
Они не сосуществуют вместе. Гордыня была свойственна и Печорину, который привык смотреть на всех свысока, отстраненно. Во многих случаях он был прав. Его холодность связана с пошлостью высшего общества, но эгоизм, самоуглубленность героя распространяются и на его близких людей: Максима Максимыча, Мери, Бэлу.
Причины и характер гордыни Печорина отличаются от его знаменитого предшественника. Гордыня, одиночество стали для него своеобразной защитной маской. С детства Печорину не позволяли быть искренним, и он научился лицемерить.
Герой рано разочаровался в идеалах и окружающих людях.
Печорин ко всему подходит со своей меркой. Его “я” всегда выступает на первом плане. Он видит в людях марионеток, играющих глупую игру, жизнь же считает нелепой шуткой: “Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…”.
Недаром из дневника Печорина мы узнаем, что он принимает за счастье “насыщенную гордость”. Человек, уставший от жизни, разочаровавшийся в людях, может быть, нашел бы счастье с Бэлой. Но Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия.
Именно поэтому “глаза его никогда не смеялись”.
Сам герой напряженно ощущает свою внутреннюю обреченность нести людям беды, в одной из дневниковых записей он называет себя “топором в руках судьбы”. Для окружающих он, как и Онегин, – загадка. Этой таинственностью, непохожестью на других он привлекает княжну Мери.
В этой манящей загадочности Печорину пытается подражать Грушницкий, но это оборачивается нелепой и трагической комедией.
Гиперболизированная гордость наполняет сердце Ларры в повести М. Горького “Старуха Изергиль”. Здесь отчуждение достигает высшей степени, высшего накала. Небывалая самовлюбленность героя, его самоуверенность в собственной красоте и величии толкает его на преступления. Проблема эгоизма и вседозволенности решается М. Горьким в символическом, аллегорическом плане.
Люди наказывают Ларру самым страшным приговором – одиночеством. Таковы последствия его гордости.
Таким образом, проблема “гордого человека” всегда оставалась актуальной для русских писателей во все времена. Они решали ее в нравственном, гуманистическом ключе. Гордость создает изоляцию, делает жизнь искусственной, одинокой, приносит страдания, сожжет подтолкнуть к преступлению.
Гордость вовсе не означает величия или превосходства, ибо “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.
Related posts:
Что такое гордость? Определение понятия гордость для сочинения.
Определение понятия «ГОРДОСТЬ»для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ГОРДОСТЬ?», «Какого человека называют гордым?» «Для чего человеку нужна гордость?».
Гордость — это…Определение, значение.
ГОРДОСТЬ — особое состояние (чувство), в котором отражается высокая оценка человеком своих или чьих-либо достижений и заслуг; чувство собственного достоинства, самоуважения.
ГОРДОСТЬ — это чувство собственного достоинства, самоуважения; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов; чувство превосходства в чём-л.
ГОРДОСТЬ — это уважение к себе, к своим поступкам, чувство собственного достоинства.
ГОРДОСТЬ — это чувство удовлетворения от чего-н.
ГОРДОСТЬ — это предмет чьей-н. высокой оценки, восхищения, уважения. Отрицательное значение:ГОРДОСТЬ — это чрезмерно высокая самооценка, спесивость (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит.
О понятии «гордость»
Гордость представляет собой способность человека давать высокую оценку собственным достоинствам. Чувство гордости, как правило, возникает, когда человек осознает свою личную причастность к созданию каких-либо ценностей. Это состояние сопровождается высокой оценкой достижений и заслуг человека им самим и другими людьми, ощущением личной независимости и свободы. В зависимости от этической и культурной традиции, а также от соответствия самооценки реальным свойствам индивида гордость как черту характера можно рассматривать и как добродетель, и как порок. Если человек утрачивает критическое отношение к самому себе, гордость превращается в гордыню.Об отрицательном значении слова «гордость»
Отрицательный смысл слова был раскрыт в древнегреческом представлении о hybris’e — особой форме самонадеянности, присущей эпическому или трагическому герою, пытавшемуся нарушить границы человеческих возможностей в установленном богами миропорядке.
Аристотелевская теория пороков и добродетелей затрагивала сугубо нравственные проявления порочной гордости, связанные с завышенной самооценкой и неумеренной потребностью принимать по отношению к себе знаки почета и уважения. Порочная гордость по Аристотелю близка таким понятиям, как честолюбие, кичливость и спесь. В отличие от представителей позднейшей христианской традиции, Аристотель не считал проявления порочной гордости слишком опасными и разрушительными: «Людей [спесивых] считают не злыми (так как они не делают зла), а заблудшими».
В восточно-христианской литературе гордость и предшествующее ей тщеславие понимали как две последовательные стадии единого стремления к собственному возвеличению. Им противопоставляли смирение. Тщеславие и гордость свидетельствуют о непреодолимой потребности продемонстрировать, во-первых, свое превосходство над ближними и, во-вторых, независимость от Бога. Добродетельный поступок такого гордеца становился лишь способом для достижения славы или самоуспокоения, целей суетных и тщетных. Главный же мотив христианского подвижничества уходили на второй план.
Характерными свойствами личности, порождаемыми пороком тщеславия, являются лицемерие и ложь. Если тщеславный концентрирует свое внимание всего лишь на наслаждении собственными достоинствами, приносящими известность и уважение, то гордый считает их исключительно собственной заслугой, своим неотъемлемым достоянием и не признает слабости своей природы. Если тщеславие принижает другого человека, превращая его из объекта братской любви в контрастный фон для демонстрации собственных достоинств, то гордость стремится к полному «уничижению» ближнего или к ничем не ограниченному господству над ним.
Большую роль в разработке западно-христианских представлений о греховной гордости сыграл христианский теолог Августин Аврелий (354 —430), который предложил в своей «Исповеди» следующую классификацию типов греховной гордости: «страсть оправдывать себя», «желание, чтобы нас любили и боялись», сопряженное с любовью к похвалам, и самовлюбленность, которая даже не снисходит до желания нравиться другим. Переход к представлениям о ведущей роли человека в мире в эпоху Возрождения создал позитивную трактовку гордости, превратив гордость в один из синонимов человеческого достоинства, самоуважения, независимости. Так, английский философ Д. Юм (1711 —1776) выступил против «школьного» понимания гордости как порока, противостоящего добродетели «смирения» или «униженности». Гордость, по Д. Юму, — это то «приятное впечатление, которое возникает в нашем духе, когда сознание нашей добродетели, красоты, нашего богатства или власти вызывает в нас самоудовлетворение». Такое «впечатление» совсем не обязательно порочно, ведь даже самая строгая мораль «позволяет нам чувствовать удовольствие при мысли о великодушном поступке». Искренняя и оправданная гордость является тем качеством, которое более всего необходимо для приобретения «уважения и одобрения человечества». Нравственное осуждение гордости оправдано только тогда, когда присутствует «преувеличенное мнение о собственном значении». Тенденция же порицать любое «самодовольство», которую Д. Юм называет «предубеждением», связана лишь с тем, что адекватную самооценку очень трудно сделать даже людям разумным и достойным.