Что такое горизонт 3 класс планета знаний конспект урока
Технологическая карта «Что такое горизонт»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Автор УМК: « Планета знаний»
Тема урока: « Что такое горизонт?»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Знакомство с понятиями: горизонт, линия горизонта, ориентирование.
Общеобразовательные: Сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными); учить обозначать их на схеме, дать представление об умении ориентироваться.
Развивающие: Развивать речевую деятельность и самостоятельность;
Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, культуру взаимоотношений, воспитывать нравственность;
Личностные: Формирование внутренней позиции школьник; Развитие познавательных интересов, адекватной мотивации, самооценки и самовоспитания; Развитие познавательных интересов, учебных мотивов; Умение аргументировать;
Регулятивные: Постановка учебной задачи, прогнозирование результата; Выполнение учебного действия разными способами; Умение делать выводы; Управление своим поведением- контроль, коррекция способов действия; рефлексия учебной действий.
Коммуникативные: Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Умение слушать и выражать свои мысли; Участие в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать рабочие отношения; делать выводы;
Познавательные: Умение анализировать свои знания; Самостоятельное создание способов решения разнообразных задач; Выведение следствий; Умение устанавливать рабочие отношения;
Конспект урока по окружающему миру «Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу».
Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают задачи:
воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;
внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой;
реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель, стремящийся дать ученику старт счастливой жизни.
Здоровье человека – это актуальная тема во все времена. Сохранение и укрепление здоровья учащегося – одна из важнейших задач школы.
Н.К. Смирнов дает следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
З. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
— организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие
структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,
способствующих предотвращению состояния переутомления,
гиподинамии и других дезаптационных состояний;
— психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей школьника: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в активной деятельности, овладении опытом общения с людьми, природой, искусством.
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе
Образовательные : сформировать понятия «горизонт», «линия горизонта», «ориентирование». Научить определять стороны горизонта.
Развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, умение работать в группе с текстом учебника. Воспитательные: с пособствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности,умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения; способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к своему здоровью,.
Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока.
Познавательные УУД: работа с текстом учебника, поиск нужной информации из учебного текста и рисунков, устная и письменная речь, сравнение, классификация, причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД : сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Предметные: объясняют значение понятий «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование».
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, на основе алгоритма выполнения задачи.
Коммуникативные : организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта.
Урок открытия новых знаний.
Горизонт, линия горизонта, ориентирование.
Учебник Г.Г.Ивченко, И.В.Потапов Окружающий мир, 3 класс, проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация «Стороны горизонта», презентация «Контроль».
Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно – коммуникационные.
Дидактическая структура урока
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
1. Организацион ный момент
1. Подготовка к уроку.
Проверка готовности учеников к уроку.
— Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают.
— Переключим внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.
— Брюшное дыхание: представьте животик как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным.
— Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.
Положительный настрой на урок
Самоконтроль готовности к уроку
Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока
Дети, кто из вас любит путешествовать ?(Презентация 1, слайд 1).
Чтобы отправиться в путешествие, что нужно для этого знать? Как находят путь путешественники?
Беседа (определение темы и цели урока) (Презентация 1, слайд 2).
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема ?(Презентация 1, слайд 3).
Цели? ?(Презентация 1, слайд 4).
А что Вы знаете по данной теме?
А хотите ли вы узнать подробнее?
Постановка учебной цели и задачей урока.
Ответить на вопросы
Опора на опыт, знания учащихся.
Развитие речи учащихся, умения высказывать собственное мнение, развитие умения слушать товарищей.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
Конспект урока по окружающему миру
Тема: Что такое горизонт?
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»
Урок окружающего мира «Что такое горизонт. Ориентирование по солнцу» (3-й класс УМК «Планета знаний» )
Систематизировать знания обучающихся об ориентирах (известных способах).
Сформировать представления об ориентире (Солнце) и ориентировании.
Развивать интеллект обучающихся (внимание, память, мышление), практические навыки ориентирования на местности.
Прививать познавательный интерес к предмету.
Введение в тему урока.
— Прочитайте вопрос ( слайд 1). Сможете ли ответить на него? Почему?
— В конце урока сможете задать этот вопрос своим одноклассникам, причём в разных вариантах.
— Отгадайте математический ребус. Отгадка имеет отношение к нашему уроку.
ГОРИМ – М + ЗОНТИК – ИК (горизонт) (Слайд2- 3)
— Слышали ли это слово? Где? Какие есть предположения, что оно обозначает?
— Вот этим сегодня мы и займёмся. Сегодня на уроке мы узнаем новые географические понятия, научимся применять их и определять по фотографиям, картинкам.
1. Работа над термином «горизонт» и «линия горизонта».
-Посмотрите, как пишется слово горизонт. Какие буквы нужно запомнить? (орфографическое проговаривание) (слайд 3 – щелчок)
— Это слово не русское, оно пришло к нам из греческого языка и значило «намечать границу». Но в русском языке есть аналог этого слова «окоём». Раньше на Руси горизонт называли «Кругозор». (слайд 4) Попробуйте определить, что же обозначает современное слово «горизонт».
— Прочитайте 1 и 2 абзац на с. 10 учебника. Сформулируйте, что же такое, горизонт? (Это видимое вокруг нас пространство). (Слайд 5)
— Какое ещё понятие встретилось в тексте учебника? (Линия горизонта).
— Что такое линия горизонта? (Это воображаемая линия, где небо сходится с землёй) (Слайд 5)
2. Работа по применению знаний термина «линия горизонта»
— На ваших столах есть листочки с фотографиями разных пейзажей. Обозначьте на них линии горизонта (Слайд 6) (на одной фотографии невозможно обозначить линию горизонта)
— Что заметили? (Проверка со слайдом 7-10). Почему на рис. 4 невозможно обозначить линию горизонта?
— Какой вывод можно сделать? (линия горизонта видан только там, где хорошо видно небо, земля.
3. Работа над терминами «Открытая и закрытая местность».
— Рассмотрите 2 вида местностей. (Слайд 11) Сравните их. Что можете о них сказать? (на одной хорошо видна линия горизонта, на другой нет).
— Как бы вы назвали местность с рис. 1, где местность открыта, всё хорошо видно? А другую? (Вывод: линия горизонта хорошо видна на открытой местности и не видна на закрытой)
— Посмотрите ещё раз на свои листочки, Можно ли на рис.4 обозначить линию горизонта? Почему? (местность закрытая).
— с. 10, вопрос 2. (Местность перед зданием школы закрытая)
4. Дискуссия по вопросам: (Слайд 12)
— Можно ли дойти до линии горизонта?
— Изменятся ли горизонт, если подняться вверх? (После ответов детей (Слайд 13). Посмотрите на фотографии одной и той же местности. Сравните. Что можете сказать о горизонте? Какой вывод можно сделать? (При подъёме вверх горизонт расширяется.
— В каких случаях нам может понадобиться это свойство расширения горизонта при подъёме вверх? (заблудились и надо осмотреться, …)
— Встаньте, повернитесь, пожалуйста, на север; на юг; на восток; на запад.
— Почему вы не смогли выполнить мою просьбу?
— Чтобы её выполнить, что нам нужно будет сделать? (узнать, что это такое и где это находится)
— Чтобы узнать, что такое север, юг, запад, восток, прочитаем об этом с. 11 абзац 1.
— Что же такое «север, юг, запад, и восток»? (это стороны горизонта).
— Достаточно ли этого, чтобы выполнить мою просьбу? (нет. Надо знать где эти стороны относительно нас)
— Рассказ учителя о том, как определить стороны горизонта «Утром Солнце восходит на востоке и ровно в полдень (12 часов дня оно светит со стороны юга). Значит относительно нас в классе, где юг? Покажите. Противоположная сторона горизонта – это север. Закат Солнца – на западе.
хема: (Слайд 14)
— Потренируемся в определении сторон горизонта в нашем классе. Покажите руками, где юг, север, запад восток.
— Встаньте, повернитесь, где север, юг, запад, восток, юг, восток, север,…. (физминутка)
— Это основные стороны горизонта. Но есть и промежуточные. Как бы вы назвали сторону между севером и востоком? (Слайд 14). Между востоком и югом? Ит.д.
— с. 11, 2 абзац, чтение (обобщение)
— Тетрадь с.4 №2 (самостоятельно)
— Тетрадь с.4 №3 (проблемная ситуация)
Можно прокомментировать рассказом:
Ранним утром Костя и его товарищ отправились на реку. С Костей пошла и младшая сестрёнка Танюшка.
Дорога шла через лес, потом через поле. Ребята шли быстро, весело переговариваясь. Им хотелось скорее добраться до реки.
Но вот Танюшка захныкала:
Костя, я устала, давай отдохнём.
Погоди, дойдём до линии горизонта, тогда и отдохнём.
А где линия горизонта?
Да вон она, впереди. Там, где небо сливается с землёй. Минут через пятнадцать впереди заблестела лента реки.
А где же линия горизонта? — спросила Танюшка.
А ты сама разве не видишь?
Вижу. А далеко ещё до неё? Я хочу туда дойти.
Ну, вряд ли у тебя это получится.
«Как вы думаете, почему Костя так ответил? — спрашивает учитель. — Можно ли дойти до того места, где небо и земля сходятся?»
Постепенно дети приходят к выводу: нам только кажется, что небо и земля сходятся. Это обман зрения. В действительности же легко убедиться в том, что по мере движения вперёд линия горизонта как бы отступает. Далее формируются представления о закрытой и открытой линиях горизонта. Для этого дети рассматривают рисунки в учебнике (с. 10) и отвечают на вопросы.
На следующем этапе урока у учащихся формируются представления о сторонах горизонта. Учитель спрашивает: «Кому из вас приходилось наблюдать восход или заход Солнца? Расскажите об этом явлении. (Отмечается и эстетическая сторона обсуждаемого явления.) На какой стороне неба Солнце восходит? На какой заходит? Что вы можете рассказать о видимом движении Солнца по небосводу?»
Дети отмечают: «Солнце утром находится низко, затем оно поднимается по небосклону, а потом снова опускается и заходит за горизонт».
Учитель объясняет, что сторона, где солнце восходит, — это восток, в полдень оно находится на юге, а заходит на западе. При объяснении используются схемы «Движение Солнца над линией горизонта» и «Основные и промежуточные стороны горизонта».
Для повышения интереса детей к теме урока можно задать вопросы: «Приходилось ли кому-нибудь из вас заблудиться? Как вы нашли дорогу?» Выслушав ответы, учитель объявляет детям, что они сейчас узнают, что может помочь человеку не заблудиться, и рассказывает о значении умения ориентироваться в жизни людей.
— Мы с друзьями пошли в поход. Разделились на 2 группы и пошли к одному месту разными путями. Ваш маршрут: «Пройти 100 метром на север, затем 500 метров на северо-восток, затем 250 метров на юг, 470 метров на северо-запад». Как думаете, сможет ли неподготовленный человек пройти по этому маршруту? Что для этого нужно? (уметь находить стороны горизонта)
— Уметь находить и определять стороны горизонта – это значит уметь ориентироваться.
— Рассмотрите рис. С. 11. Как мальчик определил стороны горизонта? Сколько должно быть на часах времени, чтобы данный эксперимент удался? (12 часов дня)
III. Обобщение по теме:
— (электронный тест) Слайд 15 – 22) Слайд 23 –ключ для проверки
— задайте вопросы своим одноклассникам (Слайд 24).
План-конспект урока «Стороны горизонта»(3 класс)
Тема: «Стороны горизонта»
Тип урока: изучение нового материала.
личностные: развивать устную речь, мышление, развивать кругозор, обогащать словарный запас, развивать навыки сотрудничества со сверстниками, развивать умения работать с информацией;
предметные: формировать знания учащихся о горизонте, линии горизонта, основных и промежуточных сторонах горизонта, научить определять стороны горизонта, развивать интерес к предмету.
Оборудование: учебник О.Н. Федотова «окружающий мир» 3 класс 1 часть; презентация; рабочая тетрадь.
Проверьте свою готовность к уроку.
Здравствуйте! Меня зовут Наталья Викторовна, урок «Окружающего мира» проведу у вас я.
включаются в ритм урока.
Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности
Обычно день выдавался прохладным и знаменует собой начало холодных осенних дней. В старину в этот день первый раз протапливали дом, утепляли избы, заготавливали на зиму дрова | Грибов мало, а орехов много – зима будет суровой | Талисманом родившихся в этот день является опал, природа наделила их талантом обращаться с камнем и глиной
Как называется ровный участок земли, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте?
Как называется углубление в земле с крутыми и обрывистыми склонами?
Как называется место, где начинается гора и холм?
Чем гора отличается от холма?
а- Местом расположения
б- Занимаемой площадью
Каких равнин не бывает?
Как называется место, где начинается овраг?
Выполняют задание. Работают в группах, самостоятельно.
Л:развивать навык сам.раб.
К:развивать умение слушать и понимать других
Практический: кроссворд, задания в раб.тетр.
Формулируют цели урока.
Выразительно читают текст.
Отвечают на вопросы после прочтения текста.
Работают в рабочей тетради
Читают текст
Находят в тексте информацию
Озвучивают понятие
Отвечают на вопросы.
К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.
Учет разных мыслей.
Р:самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
К:развивать умение слушать и понимать других. Развивать навык работы в паре и группе
П: извлечение необходимой информации из текста.
Контроль и самопроверка знаний практический, графический диктант.
Решают графический диктант.
Л:развивать навык сам.раб.
К:развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание. Оформлять свои мысли в устной форме.
Р:контроль
Подведение итогов знаний.
Отвечают на вопросы.
Анализируют решение поставленных целей урока.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке
П: Перерабатывать полученую информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Р:контроль
Урок окружающего мира «Что такое горизонт. Ориентирование по солнцу».
Систематизировать знания обучающихся об ориентирах (известных способах).
Сформировать представления об ориентире (Солнце) и ориентировании.
Развивать интеллект обучающихся (внимание, память, мышление), практические навыки ориентирования на местности.
Прививать познавательный интерес к предмету.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира «Что такое горизонт. Ориентирование по солнцу».»
Урок окружающего мира «Что такое горизонт. Ориентирование по солнцу» (3-й класс УМК «Планета знаний» )
Систематизировать знания обучающихся об ориентирах (известных способах).
Сформировать представления об ориентире (Солнце) и ориентировании.
Развивать интеллект обучающихся (внимание, память, мышление), практические навыки ориентирования на местности.
Прививать познавательный интерес к предмету.
Введение в тему урока.
— Прочитайте вопрос ( слайд 1). Сможете ли ответить на него? Почему?
— В конце урока сможете задать этот вопрос своим одноклассникам, причём в разных вариантах.
— Отгадайте математический ребус. Отгадка имеет отношение к нашему уроку.
ГОРИМ – М + ЗОНТИК – ИК (горизонт) (Слайд2- 3)
— Слышали ли это слово? Где? Какие есть предположения, что оно обозначает?
— Вот этим сегодня мы и займёмся. Сегодня на уроке мы узнаем новые географические понятия, научимся применять их и определять по фотографиям, картинкам.
1. Работа над термином «горизонт» и «линия горизонта».
-Посмотрите, как пишется слово горизонт. Какие буквы нужно запомнить? (орфографическое проговаривание) (слайд 3 – щелчок)
— Это слово не русское, оно пришло к нам из греческого языка и значило «намечать границу». Но в русском языке есть аналог этого слова «окоём». Раньше на Руси горизонт называли «Кругозор». (слайд 4) Попробуйте определить, что же обозначает современное слово «горизонт».
— Прочитайте 1 и 2 абзац на с. 10 учебника. Сформулируйте, что же такое, горизонт? (Это видимое вокруг нас пространство). (Слайд 5)
— Какое ещё понятие встретилось в тексте учебника? (Линия горизонта).
— Что такое линия горизонта? (Это воображаемая линия, где небо сходится с землёй) (Слайд 5)
2. Работа по применению знаний термина «линия горизонта»
— На ваших столах есть листочки с фотографиями разных пейзажей. Обозначьте на них линии горизонта (Слайд 6) (на одной фотографии невозможно обозначить линию горизонта)
— Что заметили? (Проверка со слайдом 7-10). Почему на рис. 4 невозможно обозначить линию горизонта?
— Какой вывод можно сделать? (линия горизонта видан только там, где хорошо видно небо, земля.
3. Работа над терминами «Открытая и закрытая местность».
— Рассмотрите 2 вида местностей. (Слайд 11) Сравните их. Что можете о них сказать? (на одной хорошо видна линия горизонта, на другой нет).
— Как бы вы назвали местность с рис. 1, где местность открыта, всё хорошо видно? А другую? (Вывод: линия горизонта хорошо видна на открытой местности и не видна на закрытой)
— Посмотрите ещё раз на свои листочки, Можно ли на рис.4 обозначить линию горизонта? Почему? (местность закрытая).
— с. 10, вопрос 2. (Местность перед зданием школы закрытая)
4. Дискуссия по вопросам: (Слайд 12)
— Можно ли дойти до линии горизонта?
— Изменятся ли горизонт, если подняться вверх? (После ответов детей (Слайд 13). Посмотрите на фотографии одной и той же местности. Сравните. Что можете сказать о горизонте? Какой вывод можно сделать? (При подъёме вверх горизонт расширяется.
— В каких случаях нам может понадобиться это свойство расширения горизонта при подъёме вверх? (заблудились и надо осмотреться, …)
— Встаньте, повернитесь, пожалуйста, на север; на юг; на восток; на запад.
— Почему вы не смогли выполнить мою просьбу?
— Чтобы её выполнить, что нам нужно будет сделать? (узнать, что это такое и где это находится)
— Чтобы узнать, что такое север, юг, запад, восток, прочитаем об этом с. 11 абзац 1.
— Что же такое «север, юг, запад, и восток»? (это стороны горизонта).
— Достаточно ли этого, чтобы выполнить мою просьбу? (нет. Надо знать где эти стороны относительно нас)
— Рассказ учителя о том, как определить стороны горизонта «Утром Солнце восходит на востоке и ровно в полдень (12 часов дня оно светит со стороны юга). Значит относительно нас в классе, где юг? Покажите. Противоположная сторона горизонта – это север. Закат Солнца – на западе.