Что такое гпо в образовании

Что такое гпо в образовании

Что такое гпо в образовании. Смотреть фото Что такое гпо в образовании. Смотреть картинку Что такое гпо в образовании. Картинка про Что такое гпо в образовании. Фото Что такое гпо в образовании

Современная экономическая, техническая и иная деятельность предъявляет высокие требования к специалистам, которых готовят высшие учебные заведения. Стремительный рост объемов информации, расширение масштабов человеческой деятельности вызывают необходимость реформирования общества и образования. Построение инновационной экономики, основанной на коммерциализации новых научно-технических идей, требует существенного изменения в системе подготовки кадров. Возрастает потребность в разработке методик, изменяющих подход к образовательной деятельности вуза, благоприятствующих формированию соответствующих компетенций у будущих выпускников. Образование должно стать ресурсом подготовки специалистов, способных воспринимать любые новые веяния в науке, технологии и бизнесе. За последнее десятилетие в нашей стране произошли достаточно серьезные перемены в этом направлении. Развитие фундаментальной науки и модернизация образования провозглашены стратегически важными национальными приоритетами. Определен новый вектор развития, направленный в сторону сближения образовательных технологий России и Запада.

Основной стратегической целью новой Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики [2]. Программа опирается на новые образовательные стандарты, которые формируют новые требования к процессу и результатам обучения. Отличительной особенностью нового федерального стандарта высшего профессионального образования (ФГОС 3) является его направленность не только на накопление знаний, но и на формирование умения применять знания на практике, на развитие определенных компетенций и личности обучающегося. Для реализации этой задачи необходимо внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий и методов.

В статье обсуждается применение инновационной технологии группового проектного обучения (ГПО) в современном техническом вузе, приводятся его технологические особенности в рамках образовательного процесса, достигнутые результаты, преимущества и недостатки перед традиционным обучением, на примере сопоставления с учебно/научно-исследовательской работой.

Сравнение ГПО и учебно/научно-исследовательской работы

Для начала дадим общее определение, что такое исследовательские работы и проектное обучение в ВУЗе. Исследовательская работа – это, как правило, индивидуальная работа, для выполнения которой необходим выбор и приложение научной методики к поставленной задаче, получение собственного теоретического или экспериментального материала, на основании которого необходимо провести анализ и сделать выводы об исследуемом явлении. Принципиальной особенностью таких работ является неопределенность получаемого результата в результате проведенных исследований, по отношению к планируемому. В отличие от неё, выполнение проекта – это всегда коллективная, творческая практическая работа, предназначенная для получения определенного продукта или научно-технического результата. Такая работа подразумевает четкое, однозначное формирование поставленной задачи, определение сроков выполнения намеченного, определение требований к разрабатываемому объекту. Далее рассмотрим, как эти два понятия трансформируются в ходе образовательной деятельности.

Современный учебный процесс – это формализованный процесс, состоящий из множества составляющих – чтение лекций, проведение практических или лабораторных занятий, выполнение учебно-исследовательских работ (УИР), завершающихся традиционным контролем знаний (экзамен или зачет). Однако даже при выполнении всех заданий по изучаемым дисциплинам в полном объеме, творческий потенциал студентов используются недостаточно. Проявить себя студент может только при выполнении дополнительной, например, научно-исследовательской работы (НИР).

Сущность НИР состоит в создании системы научных исследований по направлениям, согласующимся со специальностями, получаемыми студентами. НИР выполняется под руководством преподавателя, являющегося специалистом в соответствующей области. Во время выполнения НИР предусматривается поиск и изучение информации, сравнение данных и подходов, алгоритмов, выработка собственного мнения в направлении изучаемой тематики. НИР позволяет готовить творчески мыслящих личностей, способных к нестандартному мышлению.

Новой формой мотивации студентов к обучению является привлечение их к работам над реальными задачами, путем организации соответствующих тематических проектов, формирования проектных групп для их выполнения и введения в учебный план отдельной дисциплины «Групповое проектное обучение». Идея проектного обучения предлагает построение обучения на активной основе, через личную заинтересованность обучающегося в получении определенных знаний, для достижения цели (интересный проект, рабочее место, возможность показать себя и др.). Важным отличием обучения при выполнении проекта от остальных изучаемых предметов, в том числе и НИР, является не оценка за проделанную работу, а оценка, фиксирующая решение задач проекта, степень и качество его реализации. Принципиально важно, чтобы решаемая в проекте проблема была взята из реальной жизни. Для решения этой проблемы участниками проектов применяются ранее полученные знания и добываются новые.

Основные требования, предъявляемые к проектному обучению:

Указанные выше требования, предъявляемые к проектному обучению, способствуют формированию новой волны специалистов, которые не только понимают и решают практические задачи, но и имеют возможность перейти к бизнесу.

На наш взгляд, выполнение НИР, в силу своей четкой направленности на научно-исследовательскую работу, позволяет перейти от обучения к бизнесу лишь в исключительных случаях.

Современные стандарты подготовки бакалавров, специалистов и магистров по программам высшего профессионального образования требуют от студентов получения наряду с академическими компетенциями дополнительных специальных и профессиональных навыков за короткое время. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании технологии обучения. Методика группового проектного обучения (ГПО), полностью разработанная, внедренная и успешно действующая в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) с 2006 года, является перспективной инновационной организацией учебного процесса и может быть использована как парадигма профессиональной подготовки, цель которой – повышение эффективности обучения.

Описание технологии ГПО

Работа над проектами ГПО начинается с выбора тематики проектирования через поиск и конкурсный отбор идей и предложений. Идеи и предложения могут быть реализованы в форме создания новых наукоёмких изделий, технологий, программных продуктов и услуг, востребованных на рынке. В конкурсе без ограничений участвуют: преподаватели, инженерный персонал вуза, инновационно активные студенты, выдвигающие свои предложения, а также фирмы, предприятия и организации, заинтересованные в разработке и выпуске новой наукоёмкой продукции. Основные требования, предъявляемые к проекту, – инновационный и/или наукоёмкий характер разработки, а также перспективы коммерциализации проекта [1].

Для выполнения проектов на каждой кафедре организуются специализированные лаборатории ГПО, в которых оборудованы рабочие места для студентов, а также монтажные, макетные, испытательные участки и пр. Лаборатории оснащены вычислительной техникой, измерительным и технологическим оборудованием [1].

Студенты, участники проектов группируются в творческие коллективы по 3–5 человек. Каждому проекту назначается руководитель, который поможет сформулировать и развить тематику проекта, спланировать сроки и наметить индивидуальные задачи для каждого участника. В одном проекте могут принимать участие студенты разных курсов, разных специальностей, разных кафедр и факультетов и даже студенты разных вузов города. Дальнейшая траектория обучения каждого студента, участника проектной группы, будет связана с выполнением проекта [3].

Работа проектной группы организуется как составная часть учебного процесса подготовки специалистов, бакалавров, магистров. На примере разработки реального проекта создания устройств, систем или программных продуктов, ориентированных на дальнейшее их коммерческое использование, происходит практическое закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности [3].

Таблица 1. Технологические аспекты работы над проектом

Источник

Презентация Группы профессионального общения педагогов дополнительного образования за 2015-2016 уч.год

Что такое гпо в образовании. Смотреть фото Что такое гпо в образовании. Смотреть картинку Что такое гпо в образовании. Картинка про Что такое гпо в образовании. Фото Что такое гпо в образовании

Описание презентации по отдельным слайдам:

Полушина Юлия Николаевна, рук. ГПО педагогов доп. образования Радость, с которой я сам познаю мир, побуждает меня учить других. Сенека Группа профессионального общения педагогов дополнительного образования 2015-2016 учебный год

Критерии оптимальности работы ГПО педагогов доп. образования: Результативность Экономичность Рациональные затраты времени Удовлетворённость педагогов своим трудом ГПО педагогов доп. образования– это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном итоге – на совершенствование учебно- воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных учащихся.

ГПО педагогов доп. образования 2015-2016 уч. год. Деятельность ГПО способствует: обобщению и распространению передового опыта; анализу качества знаний, умений и навыков учащихся; накоплению дидактического материала; активизации творческого потенциала учителей. Принципы ГПО Принцип связи с жизнью Принцип научности Принцип системности Принцип комплексности Принцип систематичности, последовательности, преемственности, непрерывности Принцип творческой активности Принцип конкретности Принцип направленности на выделение главного Принцип единства теории и практики Принцип оперативности, гибкости, мобильности Принцип коллективности Принцип создания благоприятных условий

18 сентября 2015г. 1. Ознакомление педагогов с планом работы ГПО на 2015-2016 уч.год. 2. Репродуктивный вид деятельности (круглый стол) 3. Обобщение и распространение педагогического опыта «Развитие творческих способностей обучающихся через реализацию дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Парикмахерское дело» Полушина Ю.Н., Гладышева Л.А.

18 сентября 2015г. Взаимодействие с организациями города в сфере образования. Мастер-класс для педагогов «Пейзаж гуашью. Летнее вдохновение» Полушина Ю.Н.

Октябрь 2015 Открытое занятие Кручининой Екатерины Вячеславовны, педагога дополнительного образования ЦДТ

18 ноября 2015г. Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования. Педагогическая мастерская Рублева Марина Викторовна, педагог доп. образования ЦДТ Шапикова Светлана Витальевна, педагог доп. образования СЮН

9 декабря 2015г. Мастер-класс «Новогодние поделки. Валяние» Рублева Марина Викторовна

12,13 декабря 2015г. Педагогическая мастерская «Изготовление новогодних сувениров», Полушина Н.В., Шадрина Н.В., Рублева М.В, Кручинина Е.В.

март 2016г. Призёры (3 место) очного этапа Конкурса педагогических работников, набравших от 85,9 % до 75,0 % от максимально возможного количества баллов: Шадрина Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования МБУДО «Центр детского творчества им. Н.М. Аввакумова», с результатом 80,5 % от максимально возможного количества баллов. Белобородова Любовь Сергеевна, педагог дополнительного образования МБУДО «Станция юных натуралистов», с результатом 84,3 % от максимально возможного количества баллов. Бабенкова Алёна Ивановна, педагог дополнительного образования МБУДО «Станция юных натуралистов», с результатом 85,7 % от максимально возможного количества баллов.

Семинар- практикум «Вариативность в образовательной области «Художественное развитие» как средство реализации ФГОС» 31 марта 2016 Шадрина Н.В., Полушина Ю.Н.

21 апреля 2016г. «Тайм – менеджмент, как условие успешности и профессиональной компетентности педагога», Полушина Ю.Н., Бабенкова А.И.

12.05.2016г. «Профилактика профессионального выгорания педагога», Рублева М.В., Бабенкова А.И.

Источник

Выступление на ГПО «Игровые технологии и образовательный процесс в современном ДОУ»

Что такое гпо в образовании. Смотреть фото Что такое гпо в образовании. Смотреть картинку Что такое гпо в образовании. Картинка про Что такое гпо в образовании. Фото Что такое гпо в образовании Ольга Гончарова
Выступление на ГПО «Игровые технологии и образовательный процесс в современном ДОУ»

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В современной педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции,как:

— коммуникативная: освоение диалектики общения;

— самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

— диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— коррекция: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

— межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

— социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной ДОУ, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игроваядеятельность используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

— в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как технологии досуговой работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования воспитанников к образовательной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при проведение организованной образовательнойдеятельности происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания воспитателем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процессавыделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Спектр целевых ориентации

— Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеразвивающих умений и навыков; развитие трудовых навыков.

— Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий

• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

• В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Игровые технологии в дошкольном периоде

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Технология развивающих игр Б. П. Никитина

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

• развивающие игры могут дать «пишу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

• их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

• поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

• развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Что такое гпо в образовании. Смотреть фото Что такое гпо в образовании. Смотреть картинку Что такое гпо в образовании. Картинка про Что такое гпо в образовании. Фото Что такое гпо в образовании«Активизация включения родителей в образовательный процесс в ходе проекта «Куклы наших прабабушек». Поиск современных форм взаимодействия педагогов и родителей опирается, в частности, на работу по патриотическому воспитанию детей. В настоящее.

Традиционное и инновационное образование. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ Современное российское дошкольное образование – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние.

Организация акций как средство вовлечения родителей в образовательный процесс (старшая группа) Организация акций как средство вовлечения родителей в образовательный процесс На первом собрание мы родителям рассказали что в нашей группе.

Актуальность включения проектной деятельности в образовательный процесс ДОО 1 слайд Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, положения федерального государственного.

Что такое гпо в образовании. Смотреть фото Что такое гпо в образовании. Смотреть картинку Что такое гпо в образовании. Картинка про Что такое гпо в образовании. Фото Что такое гпо в образованииПроект «Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс» Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение.

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Освоение и внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий Современные технологии в нашем детском саду в настоящее время направлены на реализацию перехода к Федеральным Государственным образовательным.

Проект по вовлечению родителей в образовательный процесс «Мы сказки Чуковского любим и знаем!» 1 МДОУ ЦРР «Кристаллик»-детский сад №30 г. Железногорска Курской обл. Презентация проекта по вовлечению родителей в образовательный процесс.

Что такое гпо в образовании. Смотреть фото Что такое гпо в образовании. Смотреть картинку Что такое гпо в образовании. Картинка про Что такое гпо в образовании. Фото Что такое гпо в образованииВовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Подготовила воспитатель Чагова Ольга Васильевна В деле воспитания детей ни.

Что такое гпо в образовании. Смотреть фото Что такое гпо в образовании. Смотреть картинку Что такое гпо в образовании. Картинка про Что такое гпо в образовании. Фото Что такое гпо в образованииЗдоровьесбережение и образовательный процесс в ДОУ Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Здоровьесберегающие педагогические технологии нашего ДОУ реализуются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *