Что такое графическая культура 7 класс
7 класс. Тема: ТЕХНОЛОГИЯ. Культура производства
12.11.2020. Технология 7 класс. Тема: ТЕХНОЛОГИЯ. Культура производства.
Культура объединяет в себе все материальные и духовные ценности, созданные человеческим сообществом. Это также принятая совокупность формальных и неформальных правил, норм, требований, которые должен соблюдать человек. Общая культура включает в себя материальную и духовную культуру.
Объектами материальной культуры являются орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения- всё то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека, т.е. всё созданное техносферой. К духовной культуре относятся язык общения, знаки и символы, накопленные знания, художественные произведения, моральные ценности, памятники литературы и искусства, архитектуры, религия, идеология, нормы и правила общения и поведения. Для создания материальных и духовных ценностей необходима культура их производства. Культура производства включает в себя технологическую, информационную, графическую и экологическую культуру, а также культуру коммуникаций (общения) и культуру труда работников. Технологическая культура является основой производственной культуры. Технологическая культура производства- это результат современных научно-технических и социально- экономических достижений людей. Её главными показателями являются достижения современных технологий, технических средств, качество продукта труда, экологичность производства. Информационная культура в производстве определяется видами применяемых форм отображения информации. Графическая культура в производстве является частью информационной культуры. Коммуникационная культура в производстве – это система норм и правил организации взаимодействия людей в деловой сфере. Экологическая культура на производстве- это система отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношений человека и природы. Культура труда работников производства выражается в методах, средствах и формах организации труда участников производства.
Ответить на вопрос : Что такое культура? Что можно назвать культурой, а что нельзя? Где можно увидеть проявления культуры?
Технология (мальчики). 7 класс
Подставьте к иллюстрациям, соответствующие им названия.
Технологическая культура производства
Графическая культура производства
Какие виды культуры объединяет общая культура?
В чём проявляются информационная и графическая культура?
различные виды информации
только наглядная и образная информация
Подберите продолжение для каждого предложения, чтобы получилось верное определение.
Графическая культура является частью
Экологическая культура является механизмом
Материальная и духовная культура являются составляющими
взаимного приспособления человека и природы
В каком из перечисленных видов культуры относятся системы норм и правил организации взаимодействия людей в деловой сфере?
Что является объектами материальной культуры?
Чем выражается культура труда работников производства?
системой норм и правил организации взаимодействия людей в деловой сфере
достижениями современных технологий, техническими средствами, качеством продуктов труда, экологичностью производства
методами, средствами и формами организации труда работников производства: рабочих, инженерно-технических работников, служащих, руководителей
Выберите верное определение.
Культура объединяет в себе все материальные и духовные ценности, которые созданы человеческим сообществом, а также принятые формальные и неформальные правила, нормы, требования, которые должен соблюдать человек.
Культура является системой норм и правил организации взаимодействия людей в деловой сфере.
Культура является результатом современных научно-технических и социально-экономических достижений людей.
Формирование графической культуры на первых уроках стереометрии
В статье раскрываются понятия «математическая культура» и «графическая культура» школьников, предложена серия задач, способствующая формированию графической культуры школьников с первых уроков стереометрии.
Статья издана в 2015 году в сборнике «Математика и информатика, астрономия и физика, экономика и технология и совершенствование их преподавания», посвященном международной конференции «Чтения Ушинского».
Просмотр содержимого документа
«Формирование графической культуры на первых уроках стереометрии»
Е.П. Голованова, Т.Н. Карпова
Формирование графической культуры на первых уроках стереометрии
Аннотация: В статье раскрываются понятия «математическая культура» и «графическая культура» школьников, предложена серия задач, способствующая формированию графической культуры школьников с первых уроков стереометрии.
Ключевые слова: культура, математическая культура, графическая культура, стереометрия, формирование графической культуры.
Графические дисциплины, такие как стереометрия, являются основополагающими в формировании профессиональной и графической культуры учащихся. Поэтому необходимо, чтобы методика преподавания стереометрии была больше ориентирована на развитие образного, логического, абстрактного мышления, давала возможность формировать статические и динамические пространственные представления школьников.
Раскроем суть понятия «графическая культура», для этого рассмотрим следующую цепочку: сначала остановимся на основном понятии «культура», затем раскроем суть термина «математическая культура», и в конечном итоге обратимся к понятию «графическая культура».
В словаре философских терминов под культурой понимается «совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных), созданных человеком в процессе освоения природы обладающих структурами, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными)» [6, с.271].
В педагогическом словаре культура определяется как « исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д.» [2, с. 67].
О. Шпенглер утверждал, что каждая культура имеет свою математику, поэтому математика призвана формировать у обучающихся свою, особую культуру – математическую.
Термин «математическая культура» появился в 20 – 30-е года ХХ века.
Дж. Икрамов говорит, что математическую культуру школьника стоит понимать как «совокупность математических знаний, умений и навыков» [1, с.5]. Он выделяет компоненты математической культуры, важнейшими из которых являются: математическое мышление и математический язык. Под «математическим языком» стоит понимать совокупность всех средств, помогающих выражать математическую мысль. Согласно Икрамову «языки математических символов, геометрических фигур, графиков, диаграмм, а также система научных терминов вместе с элементами естественного языка составляют математический язык» [1, с.6].
Дж. Икрамов под математическим мышлением, в основе которого лежат математические понятия и суждения, понимает совокупность взаимосвязанных логических операций; оперирование как свернутыми, так и развернутыми структурами; знаковыми системами математического языка, а также способность к пространственным преставлениям, запоминанию и воображению.
С. А. Розанова рассматривает математическую культуру не школьника, а студента технического университета, как выработанную систему математических знаний, умений и навыков, позволяющих использовать их в (быстро меняющихся условиях) профессиональной и общественно-политической деятельности, повышающую духовно-нравственный потенциал и уровень развития интеллекта личности. С.А. Розанова выделяет параметры математической культуры, и разбивает их на два класса в зависимости от значимости. «В первый класс входят знания, умения, навыки, формируемые посредством математики и необходимые в профессиональной, общественно-политической, духовно-нравственной деятельности и повышающие уровень развития интеллекта студента.
Ко второму классу можно отнести параметры, влияющие непосредственно на развитие интеллекта и опосредованно на другие параметры первого класса: математическое мышление, профессиональное мышление, нравственное развитие, эстетическое развитие, мировоззрение, способность к самообучению, качество ума (счетная способность, речевая гибкость, речевое восприятие, пространственная ориентация, память, способность к рассуждению, скорость восприятия информации и принятия решения)» [5, с.71].
С.А. Розанова утверждает, что «математическая культура – ядро профессиональной культуры специалиста» [5, с.71]. Несомненно, данный подход можно применить и к учащимся 10 – 11 классов.
Под графической культурой в широком значении понимается «совокупность достижений человечества в области создания и освоения графических способов отображения, хранения, передачи геометрической, технической и другой информации о предметном мире, а также созидательная профессиональная деятельность по развитию графического языка» [4].
А.В. Костюков в своей диссертационной работе говорит о том, что в узком значении графическая культура рассматривается как уровень совершенства, достигнутый личностью в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей [3].
Мы под графической культурой будем понимать интегративное качество личности, характеризующееся единством графических знаний, умений и навыков, достижения в области освоения и применения графических методов и способов преобразования информации.
Нашей целью становится подготовить такую систему заданий, которая будет способствовать формированию графической культуры учащегося как качество личности. Мы будем рассматривать упражнения, которые можно применить на первых уроках стереометрии в профильной школе и классах углубленного изучения математики, а также на элективных занятиях.
Теперь приведем несколько упражнений способствующих формированию графической культуры.
К любому школьному чертежу предъявляют ряд требований.
Изображение должно быть верным, т.е. должно представлять собой фигуру, подобную параллельной проекции оригинала.
Изображение должно быть по возможности наглядным, т.е. должно вызывать пространственное представление о форме оригинала.
Изображение должно быть полным, т.е. каждая точка принадлежащая оригиналу, должна быть задана на проекционном чертеже.
Изображение должно быть легко выполнимым, т.е. правила построения должны быть максимально просты.
Изображение должно быть удобным для проведения на нем дополнительных линий.
Верность изображения являются строго определенными понятиями, наглядность, полнота, легкость выполнения, удобность относятся к числу субъективных понятий.
Все представленные на рисунке 1а, б, в, г изображения являются верными изображениями куба. Однако наглядным представляется, только изображение под буквой г.
Все представленные на рисунке 2 а, б, в изображения являются верными изображениями усеченного конуса. Но наглядным является изображение 2 в. Представленные рисунки можно дополнить, например, тетраэдр, который может быть изображен в виде треугольника, цилиндр – в виде окружности, конус – в окружности, пирамида – в виде треугольника, четырехугольника и т.д.
Все представленные изображения являются верными и правильными, однако свойством наглядности обладают лишь два из них (1г, 2в).
Таково рода задания могут быть использованы как средства демонстрации изображений, полностью удовлетворяющих свойствам школьного чертежа.
Задачи неожиданного и непривычного содержания всегда надолго запоминаются учащимися, соответственно и их решение не остается забытым.
№1. Три мухи одновременно взлетели с одной лысины. В каком случае они окажутся в одной плоскости?
№2. Столяр с помощью двух нитей проверяет, будут ли устойчиво стоять на полу стол, имеющий четыре ножки. Как натянуть нити?
Задания по готовому чертежу, также могут поспособствовать развитию пространственного мышления, а значит и формированию графической культуры.
№1. На рис.3 три попарно пересекающиеся прямые а, b, с пересекают плоскость α в точках А, В, С соответственно.
Правильно ли выполнен рисунок?
№2. Найдите ошибки (если они имеются) в изображении сечений куба плоскостью на рис. 4.
№3. Правильно ли нарисованы сечения тетраэдра (треугольной пирамиды) плоскостью на рис. 5?
Также на первых этапах можно предложить учащимся задания на моделирования пространственных фигур.
№1. Изготовьте развертки и склейте их (рис. 6). Какие фигуры вы получили?
№2. Среди данных на рис. 7 разверток найдите развертки пирамид. Определите их вид.
№3. Развертки каких геометрических фигур изображены на рис. 8? Нарисуйте эти геометрические фигуры.
Также большое значение имеют задания на изображение плоской фигуры, комбинации фигур в произвольной параллельной проекции на плоскости чертежа. Изображение пирамиды, призмы, цилиндра или конуса обычно начинается с изображения их основания – многоугольника или круга. Именно на этом этапе построения возникает наибольшее количество ошибок, поэтому нужно уделить внимание такого рода заданиям.
№1. Треугольник АВС прямоугольный (С = 90 о ) рис. 9. Изобразите перпендикуляр, опущенный из заданной точки гипотенузы на какой – либо катет. Укажите условие его существования.
№2. Треугольник АВС прямоугольный (С = 90 о ) и равнобедренный рис. 10. Изобразите биссектрису прямого угла. Объясните свое построение.
№3. Постройте равнобокую трапецию АВСD. Изобразите высоту, опущенную из вершины В. Объясните свое построение.
№4. Построить изображение правильного восьмиугольника в параллельной проекции. Записать этапы построения.
Использование подобных упражнений позволяет акцентировать внимание учащихся именно на изображении фигур. Таково рода задания позволяют повысить графическую культуру учащихся, что позволяет достичь поставленной цели.
Икрамов, Дж. Математическая культура школьников. Методические аспекты проблемы развития мышления и языка школьников при обучении математике [Текст] / Дж. Икрамов. – Ташкент: УКИТУВЧИ, 1981. – 280 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. Пед. учеб. заведений [Текст] / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. – М.; И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
Лямина А.А. Графический язык – международный язык общения: мат-лы XI регион. Науч.-техн. Конф. «Вузовская наука – Северо – Кавказскому региону». Т. 2. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. 168 с.
Розанова, С.А. Математическая культура инженера как педагогическая проблема [Текст] / С.А. Розанова. – М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2003. – 176 с.
Флиер А.Я.Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей, а так же преподавателей культурологии. 2 издание, исправленное и дополненное. – М., МГУКИ, 2009. – … с.
Графическая культура в системе общей культуры личности специалиста XXI века
В статье мы рассмотрим понятие графическая культура в системе общей культуры личности специалиста XXI века и определим свое видение этого феномена. В связи с тем, что графическая культура связана не только с общей культурой человека, но и с его информационной культурой, мы также установим иерархию этих связей и введем тезаурус по теме исследования.
Латинский термин “культура” означает взращивание, совершенствование чего-либо, а в переносном значении – улучшение, образование.
В теории культур существуют различные подходы к определению понятия “культура”. Определений культуры существует столько, сколько пишущих о ней авторов. По различным оценкам насчитывается от 150 до 250 определений.
Проведя анализ научной литературы, можно выделить следующие подходы к феномену культуры: именно культура является выражением гармоничности, богатства и целостности личности, всесторонности и универсальности связей человека с окружающим миром и другими людьми, его способности к творческой самореализации и активной деятельности.
А.Л. Зворыкин, Е.Г. Силяева, В.И. Тютюнник, Т.Ф. Белоусова рассматривают культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, что предполагает ее деление на две основные сферы: материальную и духовную культуру.
Популярно определение, трактующее культуру как совокупность материального и духовного достояния человечества, созданного в ходе его исторического развития. При этом под общей культурой личности понимается совокупность практических, материальных и духовных достижений, которые отображают достигнутый уровень развития человека и воплощаются в результатах продуктивной деятельности.
Одной из важнейших составляющих общей культуры личности, сегодня становится ее информационная культура. Термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах и означал культуру рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей.
С.М. Михайлиди выделяет в понятии «информационная культура» три компонента – мировоззренческий, который содержит в себе представления о роли информационной технологии в оптимизации производственного и интеллектуального труда, о сущности информации и информационных процессов, коммуникативный, характеризующийся умением общения с людьми непосредственно и опосредованно с помощью компьютерной техники и других информационных средств, алгоритмический компонент, представляющий из себя рациональный способ мыслительной деятельности.
Э.Л. Семенюк рассматривает информационную культуру как важнейший компонент духовной культуры человека в самом общем смысле этого слова и приводит ряд ее составляющих: общеучебная культура как комплекс взаимосвязанных приобретенных знаний и умений, необходимых для успешного усвоения других предметных знаний и умений, и культура диалога, включающая следующие умения: адекватно относиться к чужому мнению, представлять информацию в требуемой форме, излагать свою точку зрения и доказывать свою правоту, находить общие решения и составлять программы совместного действия для достижения общих целей или в диалоге «человек « человек», или в диалоге «человек « компьютер».
Информационная культура включает в себя умение решать задачи на персональном компьютере, работать с прикладным программным обеспечением, а также умение создавать свои графические оболочки, т.е. умение программировать. Информационная культура – это, прежде всего, проникновение в суть процессов обработки информации, причем достаточно глубокое, чтобы можно было легко и быстро решать различные задачи на компьютере, подобно тому, как истинно грамотный человек может свободно читать и писать.
Принято выделять три уровня приобщенности человека к миру вычислительной техники: компьютерную осведомленность (первоначальное знакомство с компьютером), компьютерную грамотность и информационную культуру.
В.А.Извозчиков пишет, что “Информационная культура – это и понимание информационной картины мира, чтобы разумно использовать информационные потоки и анализировать их, реализовывать прямые и обратные информационные связи с целью адаптации, приспособления к окружающему миру и совершенствование его социально-экономической, общественно-политической и экологической структуры; это и грамотное владение языками общения с ЭВМ, и понимание возможностей электронно–вычислительной техники, места и роли человека в информационном обществе”.
В.Каймин под информационной культурой в узком ее понимании предлагает, прежде всего, умение получать, накапливать, искать, собирать, передавать информацию с помощью ЭВМ, используя базы данных и различные информационные системы.
Т.А. Бороненко определяет информационную культуру: а) в узком понимании – как культуру работы с информацией при помощи компьютера (уровень информационной культуры зависит от знаний программных средств и умения ими пользоваться) б) в широком понимании – как умение людей общаться друг с другом.
На основе теоретического анализа существующих подходов к понятию информационной культуры в нашем исследовании мы будем считать, что человек обладает информационной культурой, если:
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать следующее определение информационной культуре с точки зрения обеспечения дидактического процесса с использованием информационных технологий обучения. Информационная культура – это широкое понятие, включающее в себя не только умение работать на компьютере, выполнять элементарные задачи с помощью обучающих программ и систем, но и умение ориентироваться в современном информационной среде, умение искать, отбирать и критически анализировать ресурсы Интернета, умение общаться с помощью современных средств коммуникации, наличие так называемых навыков компьютерно–опосредованной коммуникации.
Развитие информационной культуры каждого потребителя информации, использование информации как важнейшего образовательного фактора, внедрение новых информационных технологий в образование, формирование графической культуры специалиста – все это актуальные задачи современных педагогических учебных заведений.
Ключевым термином в названии темы диссертационного исследования является понятие «графическая культура». В практическом аспекте графическую культуру можно рассматривать, как умение педагога создавать иллюстрации к опорным конспектам, умение рисовать и распечатывать на принтере блок схемы, создавать плакаты, рисовать электрические схемы и чертежи, умение оформить графикой книгу, статью в журнал, диссертацию, WEB-страницу (сайт) в Internet, оформить обычный или электронный учебник, умение создавать на экране компьютера мультимедиа презентации и, используя проекционную панель выводить их на большой экран и т.д. Творческий педагог стремится к возможно более полному использованию графических возможностей персонального компьютера, имея в виду различные аспекты его применения в образовании. В силу универсальности компьютер может успешно использоваться для разработки методических и дидактических средств обучения по любому предмету.
Графическая культура неотрывно связана с информационной культурой, готовностью специалиста к применению информационных технологий в обучении. Для решения этой сложной задачи необходима подготовка кадров всех работников сферы образования к использованию информационных технологий обучения, формирование информационной культуры педагогов, введение новых специальностей в педвузах для подготовки специалистов в области информатизации образования, осуществление подготовки в области информационных технологий студентов педагогических вузов.
Сегодня понятие “графическая культура” не является устоявшимся, поэтому имеет несколько интерпретаций.
С.А.Смирнов пишет, что “Графическая культура характеризуется пониманием механизмов эффективного использования графических отображений для решения стоящих перед преподавателем задач, умением интерпретировать и оперативно отражать результаты посредством читабельных изображений объектов и процессов на приемлемом эстетическом уровне”.
Согласно Мегаэнциклопедии, расположенной в Интернет и содержащей 10 энциклопедий, более 130 000 статей и более 30 000 иллюстраций: ”Графическая культура – умение использовать языковые графические средства передачи информации в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием высказывания”.
О том, что чертежи являются языком техники, писал еще в XVIII веке Гаспар Монж: «. Это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные детали». Графические изображения – язык, состоящий из знаков и символов. Причем лаконичный язык чертежей является единственным способом передать размеры, форму, взаимное расположение деталей с любой необходимой степенью точности.
В понятие информационной культуры в широком смысле кроме технического аспекта (что это язык чертежей и графического дизайна) входит и гуманитарный. Сюда можно отнести умение выражать свои мысли в графической и художественной форме, умение рисовать, общаться и сотрудничать с другими людьми при помощи графики. В графическую культуру в широком ее понимании можно внести многие другие умения, не связанные с работой на компьютере, например, умение оформить рабочую тетрадь или учебный модуль, умение работать с классной доской, оформление наглядных пособий и т.д.
В нашем понимании, графическая культура будущего учителя – это система организации учителем наглядности обучения посредством графических изображений, характеризуемая мерой освоения накопленного человечеством опыта в области дизайна, черчения, компьютерной графики и анимации. В качестве ведущих компонентов такой культуры выступают графические культурные ценности учителя, его умение читать, понимать, воспринимать, обрабатывать, накапливать и перерабатывать графическую информацию.
Таким образом, информационное общество и компьютер породили новые компоненты феномена “культура” – “культура информационная” и “культура графическая”, которые являются подсистемами общей культуры и обладают рядом специфических черт, благодаря которым мы имеем основание рассматривать их как самостоятельные понятие.
Рассмотренные выше компоненты графической культуры имеют общеобразовательное и общекультурное значение. Графическая культура педагогов должна обеспечивать им реальную возможность использовать информационные технологии в обучении различным предметам вузовского цикла и в управлении образованием, а также способствовать повышению качества образования.
1. В данной статье мы рассмотрели понятие графическая культура в системе общей культуры личности и определили свое видение этого феномена. В связи с тем, что графическая культура связана не только с общей культурой человека, но и с его информационной культурой, мы также показали иерархию этих связей и ввели тезаурус по теме исследования. Графическая культура характеризует уровень графического развития личности, уровень эффективности организации графических процессов, характеризуемый мерой освоения накопленного человечеством опыта в области дизайна, черчения, компьютерной графики и анимации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений. В нашем понимании, графическая культура будущего учителя — это система организации учителем наглядности обучения посредством графических изображений, характеризуемая мерой освоения накопленного человечеством опыта в области дизайна, черчения, компьютерной графики и анимации. В качестве ведущих компонентов такой культуры выступают графические культурные ценности учителя, его умение читать, понимать, воспринимать, обрабатывать, накапливать и перерабатывать графическую информацию.
2. В настоящее время ВУЗ обеспечивает лишь компьютерную грамотность студентов как пользователей персональным компьютером. Что же касается формирования графической культуры у студентов ВУЗа, то эта задача может быть решена только после того, как педагоги ВУЗа сами овладеют графической культурой.
3. Графическая культура связана не только с культурой информационной, но и с общей культурой специалиста и человека. Другими словами, для современного специалиста XXI века умение получать необходимую информацию из сети Internet становится неотъемлемой частью его общей культуры.
4. Развитие культуры каждого потребителя информации, использование информации как важнейшего образовательного фактора, внедрение новых информационных технологий в образование, формирование графической культуры специалиста – все это актуальные задачи современных педагогических учебных заведений.