Что такое грех в исламе
Семь смертных грехов в исламе
Сейчас странно писать о чем-то, кроме коронавируса, поэтому предлагаю просто продлить эту тему до логического конца. Представьте, что все уже случилось: все наши усилия оказались тщетны, гречка и маски не помогли, вирус победил и мы оказались на том свете. Что будет дальше? Рассмотрим исламский вариант.
В загробном мире мусульманам, как и христианам, придется расплачиваться за свои грехи. В правоверном исламе есть свой набор смертных грехов, не столь четкий, чем у католиков, но по-своему не менее убедительный.
«Берегитесь семи вещей, которые приводят человека к погибели! – призывал Пророк. – Это придание Аллаху сотоварищей, колдовство, убийство человека, которое Аллах сделал запретным, ростовщичество, пользование имуществом сироты, побег с поля битвы, когда напал враг, обвинение целомудренной женщины в прелюбодеянии».
Все, кто занимаются ростовщичеством или участвуют в нем, – прокляты Аллахом. Пророку Мухаммеду было видение Ада, в котором он увидел людей с огромными животами, наполненными змеями. «Кто это, Джабраил?» – спросил он ангела, и тот ответил: «Ростовщики».
Ислам безусловно запретил пьянство и проституцию. «Все, что опьяняет, запретно (харам)». «Алкоголь – мать бесстыдства, величайший из грехов. Кто выпьет, может блудодействовать и с матерью». Нельзя не только пить, но и сидеть за одним столом с пьющими.
Ни один мужчина не должен оставаться наедине с женщиной. Когда мужчина остается вдвоем с женщиной, третий с ними – шайтан. Бросив взгляд на женщину, тут же отведи взгляд и больше не смотри. Первый взгляд тебе простится, второй – вменится в грех. Взгляд – это прелюбодеяние глаз, разговор – прелюбодеяние языка, прикосновение – прелюбодеяние рук. Мужчине с женщиной можно общаться только через занавесь или дверь.
Нельзя изменять друзьям и предавать людей, даже если они предали тебя. Нельзя присваивать себе лишние трофеи. Нельзя ни сплетничать, ни подглядывать, ни злословить, даже если твои слова – правда. Лучше просто промолчать, если не можешь сказать о человеке хорошее: «Или говори хорошее, или молчи». «Кто попрекнет другого а каком то грехе, тот не умрет, пока сам не совершит тот же грех». «Тот, кто молчит, спасен!»
Гордыня в исламе, как и в христианстве, – страшный грех. «Горделивые люди в Судный день будут собраны в виде маленьких красных муравьев, имеющих человеческий облик. Их будет окружать огонь огня, и они будут пить напиток из крови, гноя и нечистот, который называется Тинатуль-хабаль». «Если в сердце человека есть хоть крупица гордыни, он не войдёт в Рай».
Пророк осуждал не только поступки, но и помыслы: «Берегитесь тех желаний, которые приходят в сердце прежде совершения греха! Потому что они являются началом греха».
Тут же следует призыв к покаянию: «О люди! Кайтесь перед Аллахом. Ибо я каюсь перед Ним сто раз в день». «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».
Страшный суд, Рай и Ад
По учению ислама, после трубного гласа мертвые поднимутся из гробов и предстанут перед престолом Аллаха. Появятся весы и книга, где собраны все добрые и злые поступки каждого. Дальше воскресших ждет пропасть, а над пропастью – мост Сират, тонкий как паутина и острый как меч. Добрый перейдет по нему в рай, а злой упадет в адскую бездну.
Ад в исламе представлен как «геенна огненная», глубокий ров с полыхающим огнем, где грешники пьют гнойную воду и кипяток, «рассекающий их внутренности». Питаются в аду только плодами дерева Зуккум, на котором растут головы шайтанов. Грешники постоянно горят в огне, от которого «скручивается кожа», но тут же восстанавливается, чтобы муки могли длиться вечно. Об устройстве ада говорится скупо, известно только, что в нем имеется семь кругов, каждый с отдельным входом, и что чем ниже круг, тем сильней и страшней огонь.
Рай описан более подробно. В Коране сказано, что Всевышний «купил жизнь верующих и их имущество, заплатив им раем». Награда эта поистине велика. Рай – это место, где праведники никогда не будут испытывать голода и жажды, питаясь самыми изысканными яствами на блюдах из золота и запивая их чистой проточной водой, молоком, медом и вином. Лежа на расшитых подушках и коврах в тени деревьев, они будут есть лучшие плоды и мясо птиц и пить напитки, не вызывающие головной боли, которые разносят вечно юные мальчики с чашами, сосудами и кубками.
Рай – обитель чистоты, где «не будут ни плевать, ни сморкаться, ни испражняться». Съеденная там пища будет превращаться в ароматный мускус. В Раю все будут одного возраста (тридцати трех лет), а по некоторым толкованиям, даже одного роста.
Среди наслаждений рая: прохлада тенистых садов, одежда из роскошных тканей («зеленые одеяния из атласа и парчи») и гурии – чернооокие девственницы, подобные жемчугу, «которых не коснулся до них ни человек, ни джинн». Что касается женщин, то в Раю они либо сами превратятся в гурий, либо получат райских мужей.
Но высшее блаженство праведных – это лицезрение Аллаха.
Смертные грехи в исламе: чем они отличаются от христианских
Такое философско-этическое понятие как грех не имеет однозначной трактовки. Люди по-разному оценивают одни и те же поступки в зависимости от исторической эпохи, национального менталитета, а также от целого ряда социальных, экономических и политических обстоятельств. Но определяющим фактором в данном случае является религиозная принадлежность человека. Каждое вероучение имеет собственную концепцию греха. И это понятие для мусульман и христиан не всегда означает одно и то же.
Сура «Аль-Исра»
Не секрет, что христианство и ислам имеют общие корни, и духовной основой морально-этических норм, принятых обеими религиями, являются всем хорошо известные Десять заповедей пророка Моисея. Правда, каждая из религий по-своему переосмыслила их.
Доктор философских наук, известный азербайджанский религиовед Айдын Ариф оглы Али-заде в своей книге «Библия и Коран: сравнительный анализ» (Баку, 2002 г.) отметил, что наиболее последовательно нравственные принципы ислама передает сура 17 «Аль-Исра» (Перенесение ночью).
Самым главным грехом мусульмане считают вероотступничество. В Коране сказано: «Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то сядешь униженным и покинутым» (сура 17, аят 22).
Далее Коран учит людей почитать своих родителей, проявлять милосердие, ни в коем случае не обижать сирот, быть щедрыми ко всем нуждающимся, избегать прелюбодеяний, не поддаваться гордыне. Все эти морально-этические нормы обязательны и для христиан, понятны им. А вот запрет необдуманных расходов и пустого разбазаривания средств, упомянутый рядом с основополагающими нравственными принципами, может удивить людей, не знакомых с исламской этикой.
«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее [не будь скуп], и не раскрывай ее во всю длину [не расточительствуй], а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (сура 17, аят 29).
Еще одно существенное различие касается заповеди «Не убий». Коран ясно разграничивает, кого именно нельзя лишать жизни: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех» (сура 17, аят 31).
И еще сказано: «Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права. Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть, но пусть он не излишествует в отмщении за убийство. Воистину, ему будет оказана помощь» (сура 17, аят 33).
Иными словами, лишение человека жизни, совершенное по приговору шариатского суда, грехом не считается. И мусульманин, чей родственник был убит, не должен безоглядно стремиться к мести, ведь справедливость восстановит сам Всевышний.
Грехи для мусульман
С точки зрения исламских богословов, грех – это отклонение человека с праведного пути, неповиновение законам, которые установил Аллах. Причем, самым тяжким и непростительным деянием является вероотступничество или служение ложным богам. Об этом доктор философских наук Андрей Поломошнов написал в статье «Грех и спасение в религиозной антропологии: ислам и христианство», которая вышла в журнале «Исламоведение» (том 9, № 4 за 2018 г.).
Любые неблаговидные поступки, кроме вероотступничества, могут быть прощены человеку, поэтому списка смертных грехов Коран не содержит. Однако, основываясь на его тексте, мусульманские богословы сформулировали различные перечни порицаемых деяний, включающие от 12 до 150 пунктов. При этом все грехи делятся на большие, которые упомянуты, например, в суре «Аль-Исра», и малые.
Помимо разделения неблаговидных поступков по степени тяжести, они также классифицируются в зависимости от своего источника:
-грехи разума (неверие, религиозное невежество);
-грехи тела (глаз, ушей, языка, рук, ног, живота и половых органов);
Как указал А.Ф. Поломошнов, к наиболее тяжким нравственным грехам в исламе относятся: гордыня, высокомерие, тщеславие (самолюбие), зависть, лицемерие, хитрость (коварство, предательство) и алчность.
Для сравнения ученый привел аналогичный список, который составил Римский папа Григорий I Великий (540-604 гг.). В него вошли: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие, похоть и, разумеется, блуд. А вот православный святитель Тихон Задонский (1724-1783 гг.) отнес к числу смертных грехов следующие семь: гордость, лакомство, блуд, обжорство, зависть, гнев и леность.
Как видно, представленные здесь списки имеют как различия, так и явное сходство. Все богословы, как один, ставят на первое место непомерную человеческую гордыню. При этом ислам хоть и порицает людей за обжорство, депрессивный настрой, гневливость и лень, все же, не считает эти свойства личности непреодолимой преградой для души на пути к спасению. В то же время, среди смертных грехов, недопустимых для христиан, не упомянуты хитрость, лицемерие и коварство.
Стоит отметить, что различные религиоведы и богословы по-своему трактуют концепцию греха, принятую в исламе. Например, вышеупомянутый Айдын Ариф оглы Али-заде называет самым тяжким деянием «придание Аллаху равного». То есть, убийство одним человеком другого человека.
Грехи для христиан
Наиболее последовательное описание морально-этических норм, которым должен следовать каждый христианин, содержится в знаменитой Нагорной проповеди Иисуса Христа, которую апостол Матфей поместил в 5-7 главах своего Евангелия.
Переосмыслив ветхозаветное учение, Спаситель наполнил его новым смыслом. Он проповедовал: «Вы слышали, что было сказано: «возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего». Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас, чтобы стать вам детьми Отца вашего, Который на небесах; ибо Он являет солнце Свое над злыми и добрыми, и посылает дождь для праведных и неправедных» (Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 43-45).
Известный богослов, священник Георгий Максимов описал представления христиан о природе греха в своей книге «Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам» (Москва, 2008 г.). Автор отметил, что грех в понимании православного человека представляет собой болезнь души. А источником неблаговидных поступков является несовершенство человеческой натуры, возникшее в результате первородного греха, совершенного еще в Эдеме.
«По христианскому учению, вкусив плод, человек не узнал чего-то нового и не утратил части какого-то знания, но переступил грань. Грехопадение качественно изменило отношения человека с Богом, образовав пропасть между ними, и осквернило само человеческое естество», – написал Г.В. Максимов.
А поскольку все люди, живущие на Земле, считаются потомками Евы и Адама, то получается, что каждый человек по факту своего происхождения обладает искаженной и помраченной природой, унаследованной от Прародителей. Такое сильное влияние на всех оказал первородный грех.
Исламские же богословы отрицают принцип коллективной ответственности людей перед Всевышним. Они полагают, что каждый человек должен в полной мере расплачиваться лишь за те неблаговидные поступки, которые совершил сам. Раз Адам покаялся Аллаху и получил прощение, то никакого первородного греха нет.
Правда, ислам так же, как и христианство, признает несовершенство человеческой природы, которым ловко пользуется коварный Иблис, чтобы сбить людей с праведного пути. А вообще, обе религии считают грехи результатом различных искушений и обязывают своих последователей стойко противостоять проискам злых сил.
Искупление и покаяние
Христиане считают, что поскольку Сын Божий искупил первородный грех своей мученической гибелью, то сам факт крещения освобождает человека от коллективной вины за действия Евы и Адама, которые привели к изгнанию из Эдема. Дальнейший шаг на пути к спасению души – искупление неблаговидных поступков, совершенных человеком, через покаяние, молитву и богоугодные дела. При этом священник на исповеди может грехи отпускать.
Ислам же не признает таких полномочий за религиозными деятелями, поскольку Аллаху не требуются посредники для оценки тех или иных поступков человека. Незначительные прегрешения прощаются людям в результате намаза (регулярной краткой молитвы) и соблюдения поста. А для искупления более тяжких деяний требуется тауба – особая покаянная молитва о прощении грехов, адресованная Аллаху. Кроме того, многие мусульмане верят, что паломничество в Мекку (хадж) снимает с человека практически все его грехи.
В отличие от христианства, ислам не считает человеческую душу ареной постоянной борьбы добра и зла. А праведный путь, по мнению мусульман, вовсе не означает непримиримой борьбы человека с собственной природой. В то же время, каждый правоверный должен соответствовать высоким нравственным критериям и неукоснительно следовать духовным наставлениям религиозных деятелей.
Руководитель швейцарской благотворительной организации «Исламская помощь» Джамаль Крафесс посвятил данной теме статью «Ислам и гуманитарная помощь», которая опубликована в международном журнале Красного Креста (№ 858, июнь 2005 г.). Он отметил, что многие религиозные тексты сурово порицают тех мусульман, которые не помогают нуждающимся, тем более, что благотворительность – это действенный способ искупления грехов.
Джамаль Крафесс считает, что мусульманин, совершивший неблаговидный поступок, должен не просто раскаяться, повиниться перед людьми и возместить пострадавшим причиненный ущерб. Он обязан загладить свою вину перед Всевышним благими делами.
Например, в случае несоблюдения клятвы следует накормить или одеть десять бедняков. А если во время Рамадана правоверный нарушил пост без уважительной причины, то ему предписано оказать благотворительную помощь шестидесяти страждущим.
Пророки непогрешимы
Ислам признает как ветхозаветных пророков, так и Иисуса Христа. Причем, всех без исключения посланников Аллаха, отправленных к разным народам для передачи им божественного откровения, мусульманские богословы считают людьми. Но несмотря на их человеческую природу, Коран описывает всех пророков абсолютно безгрешными. Об этом азербайджанский религиовед Айдын Ариф оглы Али-заде написал в своей вышеупомянутой книге.
Мусульманские богословы считают людей, которых избрал сам Аллах, в том числе Лота, Авраама, Давида, Аарона и Иакова, безупречными образцами благочестия. А все ветхозаветные истории, в которых упоминаются и неблаговидные с этической точки зрения поступки пророков, объявлены вымыслом.
Представление о грехе в христианстве и исламе
Вступление
Каким образом надлежит давать отчет о нашем уповании (см. 1 Пет 3:15) интересующимся мусульманам так, чтобы оно было адекватно ими воспринято? С чего следует начинать? С доказательства ли превосходства Библии над Кораном? С личности ли Господа нашего Иисуса Христа и значения Его крестной жертвы? С богооткровенной ли тайны Пресвятой Троицы? Расхождения между христианством и исламом дают здесь большой простор, а мусульмане, со своей стороны, также не прочь поговорить на эти темы.
Однако опыт современных христианских миссионеров, работающих в арабских странах, показывает, что диалог с мусульманином следует начинать прежде всего с учения о грехе, ибо мы должны помнить, что Апостолы проповедовали краеугольные истины христианства людям, которые знали, что чистый от нечистого не рождается (см. Иов 14:4) и что нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл 7:20). Мусульмане же этого не знают, и этим во многом объясняется расхождение и непонимание по другим вышеозначенным вопросам.
Различия между христианским и мусульманским пониманием греха можно разделить на несколько основных пунктов.
1. Существо греха
Христианство никогда не рассматривало грех только лишь как неведение. Религиозный опыт не только христиан, но всего человечества убеждает в том, что грех оказывает влияние на согрешающего гораздо более глубинное, чтобы можно было ограничивать его только лишь умом. “Грех в православном понимании — это не преступление или оскорбление в юридическом смысле, это и не просто некий безнравственный поступок; грех — это прежде всего болезнь человеческой природы” 2 ; так Шестой Вселенский собор в 102-м правиле определяет грех как болезнь души.
2. Первый грех
Однако ни в Коране, ни в позднейшем мусульманском богословии не прояснено, почему Бог, даровав прощение Адаму, не возвратил его в Эдем. Если Адам был изгнан за свой личный грех (а Коран подчеркивает, что это именно так) и если этот его грех не имеет последствий для дальнейшего человечества (как утверждает исламское богословие), то почему мы, его потомки, также не рождаемся и не живем в Эдеме, но в земле изгнания? В этой связи можно сказать, что наше нынешнее состояние не соответствует фитре, то есть первозданному состоянию человеческой природы. Наши условия de facto весьма различны по сравнению с условиями, в которых находились Адам и Ева в Эдеме, так что по умолчанию некая ответственность за чужой грех все же подразумевается и требования коранической справедливости все равно не удовлетворены. На это следует обращать внимание мусульман в диалоге.
По христианскому учению, вкусив плод, человек не узнал чего-то нового и не утратил части какого-то знания, но переступил грань. Грехопадение качественно изменило отношения человека с Богом, образовав пропасть между ними, и осквернило само человеческое естество. А поскольку искаженная, помраченная природа не может породить природу чистую и первозданную, каждый человек от рождения получает природу, пораженную грехом. Это и называется в христианском богословии первородным грехом. Они же, подобно Адаму, нарушили завет и тем изменили Мне (Ос 6:7); О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим (3 Езд 7:48).
Как последствия первого греха христианство осмысляет несколько явлений жизни человека.
3. Покаяние
В Коране христианская практика исповеди при свидетельстве священника подвергается резкой критике: Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех. Разве ты не видел тех, которые очищают самих себя? Нет, Аллах очищает, кого пожелает, и они не будут обижены и на финиковую плеву! Посмотри, как они измышляют на Аллаха ложь! Довольно в этом явного греха! (Коран 4.48–50).
Однако какова дисциплина покаяния в самом исламе? Рассмотрим несколько хадисов на этот счет.
С точки зрения христианства любое совершенное человеком доброе дело не может быть сверхдолжным, поскольку является его обязанностью: Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10). Поэтому даже миллион добрых дел не может стереть одного проступка. Только Бог может избавить человека от греха и его последствий посредством установленных Им таинств. На деле же как раз мусульманское учение о том, что человек может очистить себя посредством собственных поступков, означает, что это мусульмане “очищают самих себя”. Отказавшись от четких критериев христианской дисциплины покаяния (а попросту, не будучи с ней толком знакомым), ислам должен был выработать свои критерии, согласно которым можно было бы с достаточной степенью точности определить, в каком случае покаяние считается принятым, а в каком нет, и что именно необходимо сделать, чтобы оно считалось совершенным.
Заключение
В своем суровом реализме христианское учение о грехе может показаться страшным. Однако необходимо всегда помнить и напоминать собеседнику, что смысл проповеди христианства как раз состоит не в возвещении гибели от греха, а в возвещении спасения от Бога, явившемся нам в лице Господа нашего Иисуса Христа, взявшего на Себя грех мира (см. Ин 1:29), и потому именно мы не боимся осознавать грех в его истинном значении, ибо имеем истинного Спасителя, истинно разрешающего нас от наших грехов.
1ал-Газали Абу Хамид. Избавляющий от заблуждений // Степанянц М. Т. Восточная философия. М., 1997. С. 435.
2Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. М., 1997. С. 148.
3Преподобный Каллист Ангеликуд. Слово XVI // Путь к священному безмолвию. М., 1999. С. 105.
Источники различаются по точному значению различных терминов, обозначающих грех, используемых в исламской традиции.
СОДЕРЖАНИЕ
Терминология
В исламской традиции используется ряд различных слов, обозначающих грех.
В писаниях
Семантический анализ терминологии в Коране
Дханб
Если вы избегаете великих грехов (кабаир или дханб), которые вам запрещены, Мы отпустим от вас ваши злые дела (саййа).
Тот, кто общается с Богом, несомненно, совершил великий грех ( ифм ).
Эта ассоциация с ширком примечательна, поскольку ширк считается непростительным, если в нем не раскаяться.
Бог не прощает (греха) присоединения к Нему других богов; но Он прощает кому угодно другие грехи: тот, кто присоединяется к другим богам с Богом, заблудился далеко-далеко.
Хатия
«Скажи:« О мои слуги, которые согрешили против своей души! Не отчаивайтесь милосердия Аллаха, ибо Аллах прощает все грехи, ибо Он Прощающий, Милосердный ». Сура Аз Зумар, 39:53
И снова Бог говорит верующим в хадис Кудси: «О сын Адама, пока ты призовешь Меня и просишь Меня, Я прощу тебе то, что ты сделал, и не буду возражать. О сын Адам, если бы твои грехи достигли небесных облаков, и если бы ты тогда попросил у Меня прощения, Я бы простил тебя. О сын Адама, если бы ты пришел ко Мне с грехами, почти такими же большими, как земля, и если бы ты был тогда лицом ко Мне, не приписывая Мне партнера, Я принесу вам почти такое же великое прощение ».
Джуна / Харадж
Для вас не грех ( джунах ), если вы делаете предложение руки и сердца женщинам или храните это в секрете.
Определение в хадисах
Грех широко обсуждается в хадисах (сборнике высказываний Мухаммеда ). Об этом сообщает Ан-Наввас бин Саман:
Вабисах бин Мабад сообщил:
Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке моя жизнь, если бы вы не совершили греха, Аллах стер вас с лица земли и заменил бы (вас) теми людьми, которые совершили грех и искали прощения у Аллаха, и Он бы простил их «.
Покаяние в грехе
Согласно исламу, человек может получить прощение грехов через истинную тауба (покаяние), что буквально означает «вернуться».
Просите у вашего Господа прощения, а затем вернитесь к Нему.
В отличие от католической концепции искупления, тауба не предполагает формального церковного исповедания религиозного лидера. Как и протестантизм, ислам позволяет последователям непосредственно каяться перед Богом. Кроме того, в то время как христианство и ислам считают людей склонными к греху, ислам в конечном итоге считает их ответственными за свои действия и опровергает христианскую концепцию первородного греха.
Ведь душа человека подстрекает его ко злу, если мой Господь не проявит милосердия.
Более того, в исламе мусульманам не рекомендуется признаваться в своих грехах и делиться проступками других.
Когда человек нарушил права другого человека, Сукук аль-Шибад, компенсация необходима, чтобы показать, что он исправился.
Когда человек оскорбил Бога или не повиновался ему, Хукук Аллах, раскаяние, раскаяние и решимость необходимы для того, чтобы показать, что он искренен и не будет повторять проступок в будущем.
По словам Шаддада ибн Ауса:
Неужели мне не искать прощения? О Аллах, Ты мой Господь, нет Бога, кроме Тебя; ибо Ты создал меня, и я Твой слуга; и я верю Твоему завету и Твоему обещанию, насколько могу; Я ищу у Тебя убежища от зла того, что я сделал; Я признаю Твою милость ко мне, и я признаю свои грехи, так что прощаю мои грехи; воистину, никто не может прощать грехов, кроме Тебя.
С традиционной точки зрения грех применяется к действиям человека. Через веру и добрые дела человек может удалить свой грех и обрести благосклонность Бога. Классический правовед Мухаммад аш-Шафии (767-820) получил это понимание из отрывков Корана, таких как:
С модернистской точки зрения грех также применяется к коллективному поведению группы или сообщества. Путем публичного признания правонарушений люди могут взять на себя ответственность за отсутствие морали в своем обществе и провести социальную реформу. Египетский реформатор Мухаммад Абдух (1849–1905) и его ученик Мухаммад Рашид Рида (1865–1935) почерпнули это понимание из отрывков Корана, таких как:
если они раскаиваются, исправляются и провозглашают истину. Я обязательно приму их раскаяние.
Те, кто каются, веруют и делают добрые дела: Бог превратит злые дела таких людей в добрые.
По словам Шаддада ибн Ауса:
Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «Малое паломничество к меньшему паломничеству искупит любые грехи, совершенные между ними; а принятое паломничество не имеет иной награды, кроме Рая.
Однако, независимо от внешних поступков, Бог не принимает прощения неискренних:
Основные грехи: Аль-Кабира
Вот некоторые из основных грехов или грехов аль-Кабаира в исламе:
К добрым делам в исламе относятся:
Эти ссылки не составляют всех основных грехов в исламе или обширного списка добрых дел. Есть еще пятьдесят четыре других серьезных греха и бесчисленное количество добрых дел. Даже самый незначительный поступок доброты, такой как дружеское слово или улыбка, считается добрым делом и добрым поступком, достойным вознаграждения. Некоторые в этом списке также представляют мнения конкретных ученых и поэтому не полностью представляют ислам. Ислам побуждает все человечество работать каждый день, чтобы делать добрые дела и избегать плохих дел / грехов. Чтобы быть лучшими, какими они могут быть.
Помимо того, что мусульманские ученые согласны с семью основными грехами, существует идея, что основные грехи простираются далеко за пределы семи. Эти дополнительные проступки, потенциально число которых может достигать семидесяти, не являются общепринятыми, и они явно не указаны в Коране, однако, как думают, они подразумеваются в тексте. Дополнительные грехи в целом не обладают духовной серьезностью первоначальных семи и включают такие вещи, как употребление алкоголя и подслушивание.