Что такое гривен паволоки узорочье
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс.
Урок 2. Из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Яства – (устар.) еда, кушанье.
Гривна – денежная единица в Древней Руси – серебряный или золотой слиток весом около 400 г.
Паволоки– нарядные ткани, покрывала.
Узорочье – драгоценности, наряды.
Яства; гривна; паволоки; узорочье.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017..С.7-11
2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 9-12
3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Основное содержание урока:
Как создавались летописи?
При каждом монастыре был свой летописец.
Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
На основе первичных летописей составлялись летописные своды.
Доверить составление летописи можно было отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой.
Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.
Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской.
Сегодня на уроке Вам предстоит познакомиться с отрывками из летописей «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»
Отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» переносит нас далекие времена начала 10 века. В то время населению Киевской Руси регулярно доводилось отражать посягательства на их территорию со стороны воинственных соседей – печенегов, хазар и варягов.
В лето 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же он с собой множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов – всех их называют греки «Великая Скифь». И с этими со всеми пошёл Олег на конях и на кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег и начал воевать. И много убийства сделал около города, и разбил много палат, и церкви пожёг. И много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к Олегу:
– Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь. И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки яства и вино, но не принял Олег вина, ибо было оно отравлено. Испугались греки и сказали:
– Это не Олег, но святой Димитрий, посланный на нас от Бога.
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей; а потом дать дани для русских городов: прежде всего для Киева, а затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов, ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.
В летописи встречаются слова, значения которых вам могут быть непонятными.
Чуди – общее название польских племен у славян.
Русы – название народа, который проживал на территории средневекового государства и дал ему название – Русь.
Узорочье — узор, украшение.
О.: О походе князя Олега на Царьград.
В.: Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?
О.: Да, две тысячи кораблей по 40 человек. Греков поразили и испугали корабли на колёсах
В.: О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.
— Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь.
И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека.
И согласились на это греки, и начали они просить мира, чтобы не воевал Греческой земли.
В.: Что получила Русь в результате победы над греками?
О.:Мир с греками, дань
В.: Почему народ прозвал Олега Вещим?
О.: Вещий, значит знающий, тот, кто предвидит будущее.
В.: Как ты думаешь, что ещё (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? Существовали ли на Руси города? Какой веры придерживались русичи?
О.: На Руси существовали и другие города, кроме Киева: Чернигов, Любеч, Переяславль, Полоцк, Ростов. Русичи придерживались языческой веры. Верили в Перуна, Велеса и других богов.
В.: Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи?
О.: Как князь Олег греков победил.
В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:
– От чего мне умереть?
И сказал ему кудесник один:
– Княже! Коня любишь и ездишь на нём, – от него тебе и умереть!
И запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:
– Никогда не сяду на него и не увижу его больше.
И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока ходил на греков.
– Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?
Олег засмеялся и укорил того кудесника, сказав:
– Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив.
И повелел оседлать себе коня:
– Да увижу кости его.
И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.
В.: 1. Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?
О.: Олег жил и правил в Киеве. Мудрость его заключалась в том, что он сумел установить мир с другими странами.
В.: 2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.
В.: 3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.
О.: Олега оплакивали, потому что он был мудрым правителем, принесшим мир.
В.: 4. Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?
О.: «Смерть Олега», «Пророчество кудесника».
В.: 5. Знаете ли вы, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найдите это стихотворение и прочитайте вместе с родителями. Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?
О.: Фрагмент отличается от произведения Пушкина. В «Песне о вещем Олеге» подробно описана встреча Олега и кудесника, есть описание пира. Кроме Олега и кудесника в «Песне. » упоминаются князь Игорь и княгиня Ольга.
Эти отрывки являются частью «Повести временных лет» Нестора Летописца. В основе – реальные исторические события, которые происходили в Киевской Руси в 907 году. Прочитав это произведение, вы познакомились с традициями, особенностями быта и верованиями византийцев и жителей Киевской Руси.
Разбор типового тренировочного задания:
1. Единичный / множественный выбор;
Текст вопроса: В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях?
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:
Разбор типового контрольного задания:
2.Подчеркивания / зачеркивания элементов;
Текст вопроса: Когда вспомнил Олег коня своего? Подчеркните правильный вариант.
Вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
В лето 6420; в осень 6420; в зиму 6420; в весну 6420
узорочье
Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи Половѣцкыми. 11.
907: И приде Олегъ к Киеву, неся злато, и паволоки, и овощи, и вина, и всякое узорочье. Пов. врем. лет (Радз.), 25 (XV в. ← нач. XII в.). 1183: И тако загорѣся (церковь) с верху, и что бяше в неи, и дну узорочии, и поникадила серебреная, и судъ златыхъ и сребреныхъ бе-щисла, портъ шитыхъ золотомъ и женчюгомъ. Ипат. лет., 630 (XV в.). 1203: По манастыремъ и по всѣмъ церквама, вся узорочья и иконы одраша и везоша погании въ землю свою. Новг. 1 лет., 45 (XIII в.). И весь град пожгоша, и все узорочье нарочитое, богатство резанское и сродник их киевское и черъниговское поимаша. Пов. разор. Ряз., 12 (XVI в. ← XIV в.). Уже рускиа сынове разграбиша татарская узорочья, доспехи и кони, волы и велблуды, вино, сахарь, дорогое узорочье, камкы, насычеве везут женам своимъ. Задон. Ист.-1, 545 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.). Обогатеша до вѣка своего казанскимъ богатеством, и наполнишася всякого узорочья. Каз. лет., 162 (XVI—XVII вв.). Да говорили послы: тотъ образъ украшенъ, много въ немъ каменья дорогого и всякого узорочья. Польск. дела III, 744 (1570 г.).
паволока
Помчаша (русичи) красныя дѣвкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты. 10—11.
Тъгда Володимиръ повелѣ метати людьмъ кунами же и скорою, и паволокы. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 40 (XII в. ← XI в.). 907: И приде Олегъ к Киеву, неся злато, и паволоки, и овощи, и вина, и всякое узорочье. Пов. врем. лет (Радз.), 25 (XV в. ← нач. XII в.). 944: А самъ (Игорь) вземъ у грекъ злато и паволоки и на вся воя, и́ възратися въспять. Пов. врем. лет, 34 (1377 г. ← нач. XII в.). 969: Рече Святославъ. „. хочю жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: отъ Грекъ злато, поволоки, вина и овощеве разноличныя“. Там же, 48. 1164: И присла царь дары многы Ростиславу: оксамоты и паволокы, и вся узорочь разноличная. Ипат. лет., 522 (XV в.). Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть; тако и ты, княже, многыми людми честенъ и славенъ по всѣмъ странам. Сл. Дан. Зат., 16—17 (нач. XVII в. ← XII в.). Ты же облачиши ся и ходиши въ паволоцѣ и в кунахъ, а убогыи руба не имать на телеси. Сб. Тр. № 12, 15 об. (кон. XII в. ← нач. XIII в.). А предрукавие драгимъ жемчюгомъ сажены, а наколенники его бяху драгая паволока, а сапоги его вси златы. Девг. Д. (Тихон.), 137 (XVIII в. ← XII—XIII вв.). 1228: Не мыслилъ есмь до пльсковичь груба ничегоже; нъ везлъ есмь былъ въ коробьяхъ дары: паволокы и овощь, а они мя обьщьствовали. Новг. 1 лет., 66 (XIII в.). 1289: И иньдитья золотом шита вся, а другая паволокы бѣлчатое, а в малою олтару обѣ иньдити бѣлчатое ж паволокы. Ипат. лет. (Хлебн. спис.), 926 (XVI в.).
И начатъ ему (Девгению) дѣвица глаголати: На отце моемъ брони златы, и шеломъ златъ з драгимъ камениемъ и жемчюгомъ саженъ, а конь его покрытъ паволокою зеленою. Девг. Д. (Тихон.), 141—142 (XVIII в. ← XII— XIII вв.).
И се, похваливь крѣпость и бодрость его (воина) и тщание, и възложь на нь вѣнець злат, и гривну злату, и хоруговь серебрену от плѣненаго злата и сребра. И паволокы пущаше, и чинъ его измѣняше в лучьшии чинъ. Флав. Полон. Иерус., 435 (XVI в. ← нач. XII в.).
УЗОРОЧЬЕ
узорочье ср. устар. 1) а) Резьба по дереву как вид декоративного искусства. б) Резные украшения в архитектуре. 2) перен. Богатство, роскошь, драгоценности.
Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи Половѣцкыми. 11.
907: И приде Олегъ к Киеву, неся злато, и паволоки, и овощи, и вина, и всякое узорочье. Пов. врем. лет (Радз.), 25 (XV в. ← нач. XII в.). 1183: И тако загорѣся (церковь) с верху, и что бяше в неи, и дну узорочии, и поникадила серебреная, и судъ златыхъ и сребреныхъ бе-щисла, портъ шитыхъ золотомъ и женчюгомъ. Ипат. лет., 630 (XV в.). 1203: По манастыремъ и по всѣмъ церквама, вся узорочья и иконы одраша и везоша погании въ землю свою. Новг. 1 лет., 45 (XIII в.). И весь град пожгоша, и все узорочье нарочитое, богатство резанское и сродник их киевское и черъниговское поимаша. Пов. разор. Ряз., 12 (XVI в. ← XIV в.). Уже рускиа сынове разграбиша татарская узорочья, доспехи и кони, волы и велблуды, вино, сахарь, дорогое узорочье, камкы, насычеве везут женам своимъ. Задон. Ист.-1, 545 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.). Обогатеша до вѣка своего казанскимъ богатеством, и наполнишася всякого узорочья.Каз. лет., 162 (XVI—XVII вв.). Да говорили послы: тотъ образъ украшенъ, много въ немъ каменья дорогого и всякого узорочья. Польск. дела III, 744 (1570 г.).
Значение слова «узорочье»
узо́рочье
1. устар. резьба по дереву как вид декоративного искусства
2. резные украшения в архитектуре
3. перен. богатство, роскошь, драгоценности ◆ Но не будет уж бора, синей зимней тишины и золотой летней, и только сказочники, с пёстрым узорочьем присловий, расскажут о бывалом, о волках, о медведях, о важных зеленошубых столетних дедах, о Руси. Е. И. Замятин, «Русь», 1923 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: словесный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «узорочье»
Предложения со словом «узорочье»
Цитаты из русской классики со словом «узорочье»
Понятия со словом «узорочье»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «узорочье»
Великая княгиня монастырю узорочье вышивает, чем наши девки хуже?
Он князь, а значит, законовед и законодатель, воин и полководец, праведный христианин и защитник веры, ценитель узорочья искусств и щедрый покровитель его творцов, достойно прославлявших божью и княжью власть“.
– Два года назад мы тоже думали набить кормовые каморы да засеки узорочьем и паволоками. Чем кончилось, сам знаешь…