Что такое грузооборот транспорта
Что такое грузооборот и его виды
Грузооборот — это количество (общий объём) перевезённых грузов согласно рассматриваемому объекту за определенный период времени: будь то предприятие, тип транспорта, отрасль либо государство в целом.
Грузооборот как экономический показатель работы транспорта – это произведение веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.
Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 х 150=750 млн. тонно-километров.
Измеряется показатель грузооборота такой единицей как тонна-километр, однако больше распространено использование показателя суммарного тоннажа выполненных перевозок.
Для измерения объёма перевозок в рамках государства или выделенного региона задействуются сразу две единицы измерения. Процесс оценки функционирования объекта транспорта либо отдельного узла предполагает использование лишь суммарного веса груза, перевезённого в тоннах.
В масштабном значении показатель грузооборота даёт оценку взаимоотношениям государств или регионов, а в транспортной сфере определяет пропускную способность определённых объектов. Рост межгосударственного грузооборота указывает на развитие торговли и экономики. В момент кризиса происходит падение грузооборота. Нестабильность грузооборота между регионами позволяет говорить о сложностях в основной транспортной системе, в функционировании компаний, а также слабых междоусобных экономических связях.
Виды грузооборота
Обычно весь грузооборот транспорта соотносят с конкретной транспортной сферой, чтобы дать оценку определённому типу грузооборота.
Железнодорожный транспорт – наиболее масштабный и бюджетный. В России сеть железнодорожного полотна обслуживает 4/5 от всего грузооборота страны. Прокладка и развитие линий сообщений беспрерывно наращивает число перевозимых грузов. Общая оценка грузооборота страны позволяет утверждать, что чем развитие сеть железных дорог, тем ниже затраты на перевозку тоннажа.
Водный транспорт – также один из выгодных вариантов транспортировки груза, вот только возможен он далеко не в каждом регионе, а только между территориями, прилегающими к морю или широкой реке. Ко всему прочему речная навигация возможна лишь летом – в холода реки замерзают. В жаркий сезон речной транспорт берёт на себя 10–15% всего грузооборота России. Судоходство по морю – это обычно межгосударственные поставки. На их долю приходится 4–7%.
Трубопроводный транспорт используется только для передачи жидких и летучих смесей. Передаётся по трубопроводам газ, аммиак, нефть и прочие химические связующие. В РФ большинство экспортных поставок «нефтегазовой продукции» производится посредством трубопроводов. В данной отрасли повышение грузооборота определяется прокладкой новых трубопроводных трасс.
Автомобильный транспорт полностью зависим от наличия и качества дорог. Большинство автомобильных грузоперевозок имеет локальное значение, т.е. выполняется между предприятиями, портом и предприятием и т.д. Такие поставки выполняются быстрее. Автотранспорт не требует выполнения дополнительных загрузок/выгрузок, уменьшающих экономическую выгоду от транспортировки, и потому более выгоден. С его помощью можно без дополнительных трат и задержек доставить вверенный груз по месту назначения.
Мобильность и разнообразие автотранспорта гарантирует ему востребованность для дальних поставок любого по объёму груза.
Воздушный транспорт – дорогостоящий подход к перевозке грузов. Его преимуществом является срочность доставки или поставка груза в места, где трассы не обустроены. К примеру, надо быстро доставить товары в таёжное поселение. В России подобных мест особенно много. По причине этого и грузооборот авиатранспорта достаточно высок.
Сводная оценка грузопоставок по каждой отрасли транспорта позволяет определить уровень развития сферы и её потребность в модернизации и сопутствующем оборудовании плюс постройке новых путей. Также общее оценивание позволяет выявить значимость конкретной отрасли в грузообмене всего народного хозяйства.
Грузооборот
Понятие грузооборота
Методы расчёта грузооборотов
Содержание
Содержание
Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.
Раздел 2. Методы расчёта грузооборота.
Грузооборот — это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.
Основная характеристика грузооборотов
грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 Ч 150 = 750 млн. тонно-километров.
Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой политической партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.
Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения эффективности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), исходная стоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как издержки на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.
Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.
Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.
Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.
Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.
Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. Политическая партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:
дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспорте;
коносамент и манифест – на морском транспорте;
путевой лист и товарно-денежная накладная на товар – на автомобильном транспорте;
сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте.
Statistics перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:
К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:
отправлено (отправление) грузов;
прибыло (прибытие) грузов;
перевезено (перевозка) грузов;
перевезено в прямом смешанном сообщении;
объем выполненной транспортной работы – грузооборот.
Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.
К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:
среднее расстояние перевозки в 1т груза;
средняя густота перевозок 1т груза;
средняя продолжительность перевозки 1т груза;
средняя скорость продвижения 1т груза.
Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,
железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;
автомобильный транспорт – в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;
морской транспорт – при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;
магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;
воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.
В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.
Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки – большая начальная стоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.
Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые – для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи – для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензин провод, маслопровод, мазут провод. Преимущество трубопроводного транспоПреимуществото у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.
Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля затрат на начальные и конечные операции.
Внутренние водные пути.
К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.
Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.
Методы расчёта грузооборота
Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.
Статистическая группировка – позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.
Методы для расчета:
Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);
Показатели вариации (дисперсия);
Графическое построение (графики).
Абсолютные показатели – именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.
Абсолютный прирост – это разность между исследующим уровнем ряда иприростущим (или базисным).
Они характеризуют изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Иначе относительные величины динамики называют темпами роста и прироста.
Источники
Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia
Что такое грузооборот: особенности и виды
Грузооборот транспорта представляет собой суммарное количество перемещенной, в процессе оказания услуг, продукции. Фактический показатель грузооборота рассчитывается на основе такого показателя, как тонно-километр, но в сфере логистики значительно больше распространено такое определение, как суммарный тоннаж реализованных перевозок.
Работа транспортного средства или профильного логистического узла предусматривает применение только общего веса груза, перемещение которого было реализовано с расчетом в тоннах. В сфере перемещения грузов точный расчет определяет действующую пропускную способность разных типов объектов. Повышение оборота грузов может указывать на развитие экономики и торговли.
Проведение оценки грузооборота в зависимости от использованных видов транспорта предполагает возможность ведения точного мониторинга перемещаемых товаров, определять потенциал торговых операций и выручку от оборота продукции в зависимости от типа компаний и ключевого направления деятельности.
Какие виды грузооборота бывают?
Фактический грузооборот транспортных средств на практике расценивается, исходя из его отдельных видов. Это позволяет оценивать положение на основе определенной сферы деятельности. Грузооборот России по видам транспорта предусматривает активное применение следующих вариантов технических средств для перемещения товаров.
Доля видов транспорта в грузообороте России на практике определяет техническое развитие действующей структуры и потребность в применении для перевозок определенных средств. Для реализации проектов поддерживается строительство новых путей, а грузооборот занимает ключевую роль в формировании стремительного совершенствования народного хозяйства.
Процентное соотношение видов транспорта в грузообороте РФ
В системе грузоперевозок на территории России основную часть до настоящего времени занимает перемещение продукции с применением магистральных трубопроводов и железнодорожного транспорта. Одновременно активно развиваются другие варианты сообщения, совершенствуются коммуникации и материально-техническое обеспечение. Грузооборот видов транспорта в России:
Следует обратить внимание, что приведенная статистика учитывает, как международное, так и внутреннее транспортное сообщение. Развитие разных видов транспорта стимулирует расширение объемов экспортных поставок, совершенствованием внутренней инфраструктуры на территории страны. Благодаря этому обеспечивается возможность снижения издержек на доставку товаров даже в самые отдаленные регионы и другие страны, наращиваются торговые операции. Для транспортировки применяется новая техника, выполняется оптимизация текущих маршрутов, реорганизация логистики с целью повышения эффективности процесса перевозок продукции в другие регионы.
8.2. Грузооборот
Рассчитывается как сумма произведений массы перевезенных грузов каждой позиции перевозку в тоннах на расстояние перевозки в километрах
Грузооборот транспорта определяется как сумма грузооборота следующих видов транспорта железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, морского, внутреннего водного и воздушного
для сопоставлений показатель может быть выражен величиной грузооборота на единицу ВВП или в % отдельного вида транспорта в общем объеме грузооборота
Субъект официального статистического учета
Росстат (п. 1.24.1 ФПСР), Росавиация (п. 33.2 ФПСР), Росморречфлот (п. 35.14 ФПСР)
Статистический инструментарий формирования данных
формы федерального статистического наблюдения
N 2-РЖД (жел) «Сведения о перевозочной деятельности на железнодорожном транспорте общего пользования»,
N 1-ТР (автотранспорт) «Сведения о грузовом автотранспорте и протяженности автодорог необщего пользования»,
N 1-ИП (автогруз) «Анкета обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку грузов на коммерческой основе»,
N 2-ТР (труб) срочная «Сведения о магистральном нефтепроводном транспорте»,
N 12-труб (нефтепродукты) «Сведения о магистральном нефтепродуктопроводном транспорте»,
N 1041-труб «Сведения о магистральном газопроводном транспорте»,
N 1-море «Сведения о перевозках грузов и пассажиров морским транспортом»,
N 1-река «Сведения о перевозках грузов и пассажиров внутренним водным транспортом»,
N 912-ГА «Сведения о перевозках пассажиров и грузов»;
N 1-ТР (мор) «Сведения о перевозочной деятельности на морском транспорте»,
N 1-ТР (вод) «Сведения о перевозочной деятельности на морском транспорте»
Периодичность формирования информации
Уровень агрегирования статистической информации
по видам транспорта
Связь с международными целевыми показателями
H.3. Доля грузооборота по отдельному виду транспорта в общем объеме грузооборота
H.4. Грузооборот на единицу ВВП
Открытые данные и статистическая информация, размещенная в открытом доступе
Объем перевозок грузов на морском транспорте
Субъект официального статистического учета
Статистический инструментарий формирования данных
форма федерального статистического наблюдения N 1-ТР (мор) «Сведения о перевозочной деятельности на морском транспорте»
Открытые данные и статистическая информация, размещенная в открытом доступе
Объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте
Субъект официального статистического учета
Статистический инструментарий формирования данных
форма федерального статистического наблюдения N 1-ТР (вод) «Сведения о перевозочной деятельности на морском транспорте»
Открытые данные и статистическая информация, размещенная в открытом доступе
Что такое грузооборот транспорта
Раздел 4. Перевозки грузов и грузооборот
По строке 29 «Перевозки грузов» и строке 31 «Грузооборот» показываются суммарные объемы перевозки грузов и грузооборота, выполненные по дорогам общего пользования грузоперевозящими автомобилями: грузовыми (включая грузовые такси), пикапами и легковыми фургонами на шасси легковых автомобилей и автоприцепами, как на коммерческой основе (за плату для заказчика), так и для собственных производственных целей (собственные грузы).
Перевозки пассажиров в грузовых автомобилях не являются перевозкой грузов и в отчет не включаются.
К перевозкам грузов для собственных производственных целей по дорогам общего пользования относятся перевозки некоммерческих грузов, т.е. принадлежащих отчитывающейся организации товаров и нетоварных ценностей, используемых в производстве или для обеспечения функционирования производства. Например: завоз на территорию организации сырья и материалов, топлива, тары, запчастей, мебели, вычислительной техники, канцтоваров, продуктов для столовой и тому подобное, а также вывоз за территорию организации (хозяйства) по дорогам общего пользования продукции в собственную торговую организацию или собственный склад, расположенный на другой территории; белья в прачечную (в больницах, детских учреждениях и тому подобное); отходов производства, металлолома, вторсырья и прочего.
В отчет не включаются перевозки грузов:
— нетоварного характера (очистка территории от бытового мусора, снега и так далее);
— почты и периодической печати;
— перевозки грузов на автомобилях, сданных в аренду;
— при использовании автомобилей:
на обслуживании линий связи и электропередач, трубопроводов и так далее,
на научно-изыскательских, геологоразведочных работах.
36. Общий объем перевезенных грузов определяется в зависимости от используемых показателей первичного учета, отражаемых в транспортной документации отчитывающейся организации.
Если учет количества грузов, перевезенных соответствующим грузоперевозящим автотранспортным средством, осуществлялся в натуральном выражении (в тоннах), то значение данного показателя определяется по фактической массе (весу) перевезенных грузов с учетом веса тары, веса контейнеров за каждую ездку (заезд).
При этом определение массы (веса) штучных длинномерных, а также объемных грузов (дрова, лесоматериалы, песок, известь и тому подобное) в товарно-транспортных накладных производится грузоотправителем путем частичного взвешивания, замера или путем применения соответствующих переводных коэффициентов, приведенных в таблицах 1 и 2 приложения N 3 к настоящим Указаниям.
Определение массы (веса) стандартного груза производится путем умножения количества мест на вес одного места. Определение массы (веса) груза, учитываемого в штуках (станки, машины, холодильники и другое), производится путем умножения на вес, указанный в технической документации (с учетом веса тары).
Если для учета объемов перевозок использовались другие показатели (километр пробега, часы работы и тому подобное), то общий объем перевозок грузов определяется расчетным путем в зависимости от вида сообщения: для городского и пригородного или для междугородного и международного (раздел II приложения N 3 к настоящим Указаниям).
37. Грузооборот характеризует перевозку груза с учетом расстояния перевозки в километрах и определяется как сумма произведений массы (веса) груза по каждой ездке (заезду) на расстояние перевозки (пробег с грузом) по каждой ездке.
Общий грузооборот определяется как суммарный грузооборот по каждому грузоперевозящему автотранспортному средству в зависимости от используемых показателей учета транспортной работы.
Если учет количества грузов, перевезенных соответствующим грузоперевозящим автотранспортным средством, осуществлялся в натуральном выражении, то грузооборот определяется суммированием произведений фактически перевезенного за отдельные ездки (заезды) груза (включая груз, перевезенный на автоприцепах) на расстояние перевозки в километрах. При этом объем перевозок и расстояние перевозки должны отражаться в транспортной документации отчитывающейся организации.
За день было выполнено 3 ездки:
1-ая ездка: 3 тонны на расстояние 20 км
2-ая ездка: 4 тонны на расстояние 30 км
3-ая ездка. 3 тонны на расстояние 10 км
перевозки грузов составят 10 тонн
грузооборот = (3 т x 20 км) + (4 т x 30 км) + (3 т x 10 км) = 210 ткм
Если для учета объемов перевозок грузов использовались другие показатели (километр пробега, часы работы и тому подобное), то грузооборот определяется расчетным путем в зависимости от вида сообщения: для городского и пригородного сообщений или для междугородного и международного (раздел II приложения N 3 к настоящим Указаниям).
Суммарный объем перевозок грузов и грузооборота складывается из данных по грузоперевозящим автомобилям и автоприцепам, работа которых учтена в натуральном выражении (в тоннах и тонно-километрах), и расчетных данных (раздел II приложения N 3 к настоящим Указаниям).
38. Из общего суммарного объема перевезенных грузов (строка 29) и общего объема грузооборота (строка 31) выделяются объемы перевозок грузов и грузооборота, выполненные на коммерческой основе (за плату для заказчика), которые показываются соответственно по строке 30 и строке 32. Порядок расчета данных показателей аналогичен приведенному для строк 29 и 31.