Что такое гсв на мтз
ГИДРОУВЕЛИЧИТЕЛЬ СЦЕПНОГО ВЕСА ТРАКТОРА МТЗ-80
Для повышения тяговых качеств тракторов применяют увеличители сцепного веса, т. е. устройства, с помощью которых на ведущие колеса трактора передается часть силы, действующей на агрегатируемую машину. По конструкции они бывают механические и гидравлические.
Механический догружательпредставляет собой серьгу 23 (см. рис. 84, а), прикрепленную к корпусу заднего моста, с несколькими отверстиями для монтажа верхней центральной тяги навесного устройства. Перераспределение нагрузок на ведущие колеса зависит от угла наклона верхней тяги:чем больше угол наклона, тем больше догружающая их сила.
Гидравлический увеличительсцепного веса или гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ) установлен на тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 и вместе с гидроаккумулятором 13 (рис. 85) включен в гидросистему трактора. Действие ГСВ заключается в том, что при работе трактора с навесной машиной в нагнетательной полости гидроцилиндра 14 создается давление подпора масла, которого недостаточно для подъема навесной машины в транспортное положение. Поскольку его недостаточно для подъема машины, копирование рельефа почвы опорными колесами сохраняется. С машины как бы снимается часть ее собственного веса и передается через навесное устройство на остов трактора и соответственно на задние ведущие колеса. Одновременно часть веса с передних колес трактора также передается на задние ведущие колеса. Таким образом, увеличивается сцепной вес трактора.
Рычагом 9 можно устанавливать ползун 1 в четырех положениях: «ГСВ выключен», «ГСВ включен», «Заперто» и «Сброс давления». В первых трех положениях он удерживается шариковыми фиксаторами, а в четвертом — от усилия тракториста.
Гидроаккумулятор 13 предназначен для создания постоянного подпора масла в гидроцилиндре при включенном ГСВ.При включении ГСВмасло подается под давлением в гидроаккумулятор, создавая в надпоршневом пространстве давление. Цилиндр сжимает пружину 12. Гидроаккумулятор заряжается. При сообщении гидроаккумулятора с штоковой полостью гидроцилиндра 14 через ГСВ и трубопровод Б давление масла, возникающее под воздействием пружины 12 на цилиндр, передается в гидроцилиндр, обеспечивая в нем необходимый подпор.
В положении рычага 9 «ГСВ выключен» ползун перекрывает доступ рабочей жидкости к золотнику 6. Масло от распределителя по трубопроводу В, запорному клапану 2 и трубопроводу Б направляется в гидроцилиндр 14. Управляют гидросистемой через рукоятку распределителя.
В положении рычага 9 «Заперто» ползун 1 сдвигается в крайнее левое положение и клапан 2 закрывается. Нагнетательная полость гидроцилиндра 14 отъединена от гидросистемы трактора. Это предотвращает самопроизвольное опускание машины, поднятой в транспортное положение, при переездах на большие расстояния.
В положении рычага 9 «ГСВ включен» ползун 1 сдвинут вправо. Запорный клапан 2 открыт, и на золотник 6 действуют с одной стороны пружина 7, а с другой — давление масла на торец.
Если в момент включения ГСВ гидроаккумулятор разряжен, то золотник 6 под действием пружины 7 займет крайнее левое положение. Масло, поступающее из распределителя по трубопроводу В, не может сливаться в трубопровод Г и бак. Рабочая жидкость, текущая из распределителя по трубопроводу В под давлением, открывает обратный клапан 4 и направляется по трубопроводу А в гидроаккумулятор 13 на его зарядку одновременно через открытый клапан 2 и трубопровод Б, обеспечивая подпор в нагнетательной полости гидроцилиндра 14.
Давление подпора зависит от степени сжатия пружины 7, и его регулируют вращением маховичка 8. Когда давление в гидроаккумуляторе достигнет установленного значения, масло, поступающее через клапан 4, воздействуя на золотник 6, преодолеет усилие пружины 7 и переместит его вправо, открыв доступ на слив. Давление снизится, и клапан 4 закроется. Масло, нагнетаемое насосом, пойдет на слив в бак, а подпор в гидроцилиндре 14 будет только за счет гидроаккумулятора 13.
В случае увеличения давления в магистрали больше установленного на 0,8. 1,5 МПа открывается предохранительный клапан 5 и часть масла сливается в бак.
Если в результате разгрузки опорное колесо машины не опирается на почву, то необходимо вращением маховичка 8 уменьшить давление подпора масла в гидроцилиндре. После этой регулировки нужно проверить глубину обработки почвы. Давление масла в гидроаккумуляторе регулируют от 1,6 до 5,3 МПа.
Для того чтобы поднятая машина опустилась под действием собственной силы тяжести, рычаг 9 устанавливают в положение «Сброс давления» и удерживают рукой. Ползун 1 перемещают рукояткой в крайнее правое (заднее) положение. Клапан 2 принудительно открывается, и масло идет на слив из полости нагнетания гидроцилиндра сквозь отверстие в ползуне и канал в корпусе. Гидроаккумулятор отключается от нагнетательной полости гидроцилиндра ползуном 1. После опускания машины и заглубления рабочих органов рычаг 9 отпускают и ползун автоматически возвращается в положение «ГСВ включен».
Рис. 85. Схема гидросистемы трактора МТЗ-80 с гидравлическим увеличителем сцепного веса (ГСВ):
а — ГСВ включен; б — подзарядка гидроаккумулятора; в — ГСВ выключен; г — заперто; д — сброс давления; 1 — ползун; 2 — запорный клапан; 3 — толкатель; 4 — обратный клапан; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — пружина золотника; 8 — маховичок; 9 — рычаг управления ползуном; 10 — шариковый фиксатор; 11 — корпус гидроувеличителя; 12 — пружина; 13 — гидроаккумулятор; 14 — гидроцилиндр; А, Б, В и Г — трубопроводы; I — заперто; II — ГСВ выключен; III — ГСВ включен; IV — сброс давления
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЛУБИНЫ (САРГ) ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ ТРАКТОРА МТЗ-100
Система автоматического регулирования глубины обработки почвы предназначена для комбинированного позиционно-силового способа регулирования при любом соотношении составляющих способов — силового и позиционного. САРГ обеспечивает также режим работы ГСВ, работу по высотному, силовому, позиционному, высотно-силовому и высотно-позиционному способам «регулирования глубины обработки почвы.
Система имеет датчики 1 (рис. 86) позиционного и 3 силового регулирования, а также датчик давления масла в штоковой (подъемной) полости основного гидроцилиндра 34. Датчики 1 и 3 управляют золотником 31 регулятора не только раздельно, но и одновременно. Для этого на крышке корпуса заднего моста трактора установлен механический сумматор сигналов. Рычаг 6, приводимый в движение коромыслом, поворачивает шлицевый валик 5, соединенный через переключатель 12 (в положении Р) с винтом 11 привода золотника 31. Положение рычага 6 на валике 5 и коромысле 7 изменяют рукояткой 2 из кабины через рычажно-тросовый привод.
При крайнем правом положении рукоятки 2 рычаг 6 прижимается к рычагу 4 датчика 3 и поворачивается только этим рычагом. Данное положение соответствует силовому способу регулирования.
При крайнем левом положении рукоятки 2 рычаг 6 прижимается к рычагу 8 датчика 1 и поворачивается только им. Это относится к позиционному способу регулирования.
В любом промежуточном положении рукоятки 2 поворот рычага 6, валика 5 и винта 11 одновременно зависит от длин правого и левого плеч коромысла 7, направления и угла их поворота рычагами 4 и 8. Такое формирование и передача к золотнику суммарного сигнала соответствуют комбинированному позиционно-силовому способу регулирования положения механизма задней навески трактора за счет изменения регулятором давления масла в штоковой полости гидроцилиндра 34.
Регулятор САРГ отличается от рассмотренного ранее регулятора, применяемого на тракторах МТЗ-80, наличием клапана приоритета с обратным клапаном 26 в золотнике 25 и маховичка 13 (вместо поворотного крана), а также конструкцией гильзы 28, золотника 31, деталей их привода и корпуса.
Позиционно-силовой способ регулирования обеспечивается при нейтральном положении золотников 14, 19 и 20 распределителя, левом положении переключателя 12, открытом кране 35 и промежуточном положении рукояток 2 и 30.
Управляющий (основной) поток масла от насоса 24 через стержневой (обратный) клапан 15 и дроссель 17 в плунжере перепускного клапана 16, канал управления распределителя и трубопровод малого сечения подводится в правую полость клапана приоритета. Далее через обратный 27 и запорный 32 клапаны жидкость поступает в гидроаккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34 и частично или полностью сливается через радиальные отверстия в золотнике 31.
Под давлением масла в правой полости золотник 25 клапана приоритета смещается влево, дополнительно сжимая пружину. Левая полость канавкой золотника сообщается с центральной.
Дополнительный поток масла от насоса 24, минуя распределитель, движется в левую полость клапана приоритета, а из нее через канавку золотника 25, центральную полость и обратный клапан 33—в гидроаккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34, Часть масла сливается через приоткрытые золотником 31 правые отверстия в гильзе 28. При увеличении удельного сопротивления почвы и неизменном положении рукояток 2 и 30 датчик 3 силового регулирования формирует такой же сигнал коррекции на подъем, как на тракторе МТЗ-80. Однако угол поворота шлицевого валика 5 коромыслом 7 тем меньше, чем больше влево от рычага 4 смещен рычаг 6. В результате коррекция на подъем оказывается частичной при возрастающем тяговом сопротивлении, но при уменьшенном выглублении рабочих органов машины. Скорость коррекции регулируют маховичком 13.
Среднюю глубину обработки почвы задают рукояткой 30. При ее повороте вперед гильза 28 перемещается вправо, гидравлическое сопротивление сливу масла и его подпор уменьшаются и рабочие органы заглубляются.
Рис. 86. Схема САРГ трактора МТЗ-100:
1 — датчик позиционного регулирования; 2 — рукоятка управления сумматором сигналов; 3—датчик силового регулирования; 4, 6 и 8— рычаги сумматора сигналов; 5 — шлицевый валик; 7 — коромысло; 9 — гидроаккумулятор с датчиком давления; 10 — гайка-упор золотника; 11 — винт привода золотника; 12 — переключатель; 13 — маховичок регулирования скорости коррекции; 14 — золотник управления основным гидроцилиндром; 15, 26, 27 и 33 — обратные клапаны; 16 — перепускной клапан; 17 — дроссель (калиброванное отверстие); 18 и 21 — предохранительные клапаны; 19 — золотник управления левым выносным гидроцилиндром; 20 — золотник управления правым выносным гидроцилиндром; 22—фильтр; 23 — бак; 24 — насос; 25 — золотник клапана приоритета; 28—гильза; 29—гайка-упор гильзы; 30—рукоятка управления регулятором; 31 — золотник регулятора; 32 — запорный клапан; 34 — основной гидроцилиндр; 35 — кран
Силовой или позиционный способ регулирования выбирают, поворачивая рукоятку 2 соответственно вправо или влево.
Включение любого золотника распределителя вызывает выключение регулятора клапаном приоритета. Предпочтение (приоритет) распределителя регулятору обусловлено необходимостью управления выносными гидроцилиндрами, что обеспечивается перекрытием канала управления золотниками 14, 19 и 20. Управляющий поток масла в регулятор не поступает. Золотник 25 смещается вправо под действием пружины и выключает дополнительный поток. Жидкость из гидроаккумулятора 9 и штоковой полости гидроцилиндра 34 начинает сливаться, а рабочие органы машины — заглубляться. Золотник 31 под действием датчиков 1 и 3 смещается вправо. Радиальные сливные отверстия золотника и гильзы 28 закрываются. Заглубление прекращается.
После установки золотников распределителя в положение «Нейтральное» работа регулятора возобновляется без изменения его настройки.
Режим ГСВ обеспечивается при нейтральном положении золотников 14, 19 и 20 распределителя, правом положении переключателя 12, открытом кране 35 и положении рукоятки 30 в зоне регулирования.
В начале гона рукоятку 30 поворачивают вперед, минуя регулируемый упор. Гильза 28 под действием пружины перемещается вправо, обеспечивая слив масла из гидроаккумулятора 9 и штоковой полости гидроцилиндра 34 через правый и средний ряды радиальных отверстий. Управляющий поток масла из правой полости клапана приоритета через обратный клапан 27 тоже сливается через отверстия гильзы, а дополнительный поток — через ее левый торец. Такое положение регулятора аналогично положению «Плавающее» золотника распределителя.
После заглубления рабочих органов рукоятку 30 поворачивают назад в такое положение, ограниченное упором, при котором опорные колеса навесной машины катятся без отрыва от почвы. Золотник 31, управляемый гидроаккумулятором 9 как датчиком, поддерживает давление в штоковой полости гидроцилиндра 34 постоянным. Данный режим работы регулятора по результату действия аналогичен включению ГСВ трактора МТЗ-80.
В конце гона рукоятку 30 поворачивают в крайнее заднее положение («Подъем»), удерживают ее и отпускают после подъема машины. Рукоятка устанавливается в положение «Нейтральное», при котором гильза 28 смещается влево, а толкатель клапана 32 входит в ее правую канавку. Запорный 32 и обратный 33 клапаны закрываются, отключая гидроаккумулятор 9 и штоковую полость гидроцилиндра 34 от регулятора.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Устройство гидросистемы трактора МТЗ-80
Трактора МТЗ оснащаются раздельно-агрегатной гидравлической системой, которая необходима для обеспечения работы трактора с навесными и полунавесными агрегатами, а также с прицепными машинами, оборудованными гидравлическими механизмами.
Основу гидросистемы составляют следующие компоненты:
1. Гидравлический насос — создает в гидравлической системе давление потока масла, которое необходимо для управления гидравлическими органами управления прицепных и навесных сельхозмашин.
Он крепится к корпусу гидроагрегатов на шпильках и центрируется посредством специального стакана. Привод осуществляется с помощью промежуточной шестерни ВОМ. Включается насос только на малых оборотах двигателя.
Масло поступает в насос благодаря разрежению, которое создается в зоне всасывания вследствие вращения шестерен, после чего между зубьями и корпусом выбрасывается в нагнетательное отверстие. За счет разницы диаметров нагнетательного и всасывающего отверстий создается необходимое давление.
2. Распределитель — этот механизм выполняет несколько важнейших функций в работе гидросистемы:
Трактора МТЗ преимущественно использовались с распределителями Р75-33. Управление им идет из кабины оператора.
Работа распределителя предусмотрена в четырех основных положениях:
При долгой работе гидравлической системы возможны различные перегрузки. Для того, чтобы уберечь элементы системы от перепадов давления в состав распределителя внедрен предохранительный клапан, который срабатывает при превышении давления в 135 кгс/см2. Этот показатель устанавливается заводом-изготовителем, после чего клапан пломбируется.
В случае, когда трактор оснащен системой силового (позиционного) регулирования, используются распределители с литерой «Р» в обозначении. Например, Р75-33Р. Устанавливать его в систему без регулятора допустимо только в крайних случаях. При этом необходимо предусмотреть соединение управляющего канала распределителя с масляным баком. Перекрывать управляющий канал нельзя, так как в этом случае возрастет давление на предохранительный клапан, и система будет перегреваться от постоянных нагрузок.
Распределитель включается в систему просто. На схеме обозначены позиции:
В настоящее время помимо гидрораспределителей серии Р75 в различных тракторах МТЗ используются следующие модели:
Гидрораспределитель | Марка трактора |
Р80-3/1-222 Р80-3/1-222Г (с гидрозамком) | МТЗ-50, МТЗ-80 и модификации |
Р80-3/4-222 Р80-3/4-222Г (с гидрозамком) | МТЗ-50, МТЗ-52, МТЗ-570, МТЗ-572, МТЗ-80 и модификации, МТЗ-82 и модификации, МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-1221. Используется только на технике с силовым регулированием |
РП70-1221 РП70-1221С | МТЗ-100, МТЗ-1221, МТЗ-1521 |
РП70-822 | МТЗ-1221, МТЗ-921 |
РП70-923 (РП70.000-01) | МТЗ-1522/1523 |
РП70-921 | МТЗ-1221 |
РП70-890 | МТЗ 80.1, 82.1, 892.2 без регулятора и гидравлического подъемника |
Силовые гидравлические цилиндры
Используются для управления подъемом, опусканием и удержанием навесных и прицепных сельхозмашин. В тракторах МТЗ нашли применение два вида силовых цилиндров. Основной цилиндр – диаметр внутренней полости 100 мм (Ц100) используется для управления задней навеской. В качестве дополнительного оборудования применяют два выносных цилиндра внутренним диаметром 75 мм (Ц75) с замедлительными клапанами. Их ставят на прицепное или навесное оборудование и соединяют с гидросистемой шлангами и трубопроводами.
Гидроувеличитель сцепного веса с гидроаккумулятором
ГСВ необходим для точной регулировки веса, приложенного к задним колесам трактора. Это достигается путем нагнетания давления подпора масла в основном силовом цилиндре и компенсации нагрузок на аналогичных органах навесной сельхозмашины. Увеличивая нагрузку на ведущие колеса трактора, например, при пахоте тяжелых почв, можно уменьшить эффект пробуксовывания. Исходя из этого, ГСВ называют еще и догружателем ведущих колес. ГСВ комплектуется гидроаккумулятором, назначение которого в накоплении и поддержании давления масла, компенсация гидроударов в системе.
Позиционно-силовой регулятор
Этот механизм объединяет в себе устройства для осуществления как силового регулирования, так и позиционного. Необходимо оно для управления с места оператора положением сельхозмашин и приспособлений. Данный регулятор позволяет увеличивать и уменьшать догрузку на задние колеса трактора, изменять величину заглубления в землю сельхозорудий, поддерживать эту глубину постоянной.
Применение механизма дает прирост в производительности и уменьшение расхода дизельного топлива примерно на 10% по сравнению с применением ГСВ.
Масляный бак
Служит одновременно емкостью для рабочей жидкости и корпусом для крепления гидроагрегатов. Оборудован фильтром, не позволяющим попадать в бак посторонним примесям.
Оснащение погрузчиком и экскаватором
Трактора МТЗ могут оборудоваться различными типами погрузчиков.
Существуют погрузчики с гидравлическим питанием от гидросистемы трактора. Они подключаются маслопроводами высокого давления к соответствующим выходам гидрораспределителя через разрывные муфты. Также выпускаются варианты погрузчиков с собственными гидрораспределителями. Такие модели подключаются непосредственно к масляному насосу, при этом гидравлические выходы распределителя трактора остаются свободными и могут использоваться с другими механизмами.
В случае необходимости комплектования трактора экскаватором необходимо учесть следующее:
Основные неисправности гидросистемы тракторов МТЗ и ремонт
Замена масла
Масло в гидросистеме обычно меняют ежесезонно при ТО либо каждые 2000 моточасов. Однако, при использовании некачественных масел, либо при загрязнении может понадобиться внеплановая замена.
Материал по теме: Масло для гидравлики: какое бывает и на что обратить внимание при выборе
Эта процедура состоит из нескольких важных этапов:
Гидросистема трактора
МТЗ-80 «Беларус» относится к знаменитой 800 серии универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом с 1974 года по настоящее время. Трактор тягового класса 1,4 представляет собой мощную и многофункциональную машину, которая широко используется на фермах, стройплощадках и в частном бизнесе. Как и в случаях с другими узлами, схема гидравлики МТЗ 82 устроена достаточно просто и при необходимости может быть отремонтирована своими руками.
Устройство и принцип гидросистемы
Преимущества трактора перед другой техникой хорошо известны: универсальность, способность работать с разным навесным оборудованием и прицепами. Именно гидравлическая система позволяет агрегатировать, т. е. объединять трактор с навесным и полунавесным рабочим оборудованием, различными прицепами и полуприцепами, оборудованными гидравлическими механизмами. За счет давления масла — рабочей жидкости системы — обеспечиваются манипуляции всем навесным оборудованием: бульдозерными отвалами, ковшами, плугами и боронами, органами для посадки и уборки урожая. Основу гидросистемы составляют гидронасос и распределитель.
Насос создает в системе необходимое давление, за счет которого делается возможным управление дополнительным оборудованием и прицепами. Во избежание перегрузки работает только на малых оборотах двигателя. Располагается насос на корпусе гидроагрегатов, зафиксирован шпильками, центровку обеспечивает специальный стакан. Привод соединен с промежуточной шестерней вала отбора мощности (ВОМ).
Гидравлика обеспечивает работу навесного оборудования
Принцип работы:
Распределитель выполняет следующие функции:
Предохранительный клапан срабатывает, когда давление в гидросистеме МТЗ 82 увеличивается до 135 кгс/см².
Режимы работа гидрораспределителя:
Гидробак МТЗ 82 представляет собой чугунный корпус с одной верхней и двумя боковыми крышками. К нижней части присоединены насос с приводом. Объем бака — 6 л, заправляется универсальными сезонными маслами. Уровень масла проверяется масломером по трем отметкам: О — минимальный допустимый уровень, П — верхний, С — верхний уровень для работе с самосвальными прицепами и стогометателями.
Общее устройство гидравлики организовано по раздельно-агрегатному типу. Это значит, что навесная гидросистема и система гидроусилителя руля (ГУР) управляются отдельно. Это обеспечивает одинаковую легкость управления независимо от вида и режима работы навески или прицепа.
Схема гидравлической системы
Схема гидросистемы
Общее устройство системы включает в себя:
Насос соединен с баком, распределителем и силовым регулятором. К баку идет всасывающий патрубок, к распределителю и регулятору — нагнетательные маслопроводы. Поток масла направляется распределителем либо в бак, либо в ГСВ и далее через регулятор и силовой цилиндр подводится к гидроприводу прицепа или навесного оборудования. В результате рабочий орган (отвал, ковш, косилка) перемещается в соответствие с командами оператора.
Возможные неисправности
Исправная работа системы обеспечивается использованием подходящих деталей и расходников, а так же своевременным техническим обслуживанием. Техобслуживание сводится к регулярной замене масла, а также проверке состояния деталей, накладок и маслопроводов.
Замена масла производится раз в сезон или после каждых 2000 моточасов работы. Предварительно заводят двигатель, пока масло не прогреется до 30° С. Затем отключают мотор и сливают отработанное масло через сливное отверстие в днище картера. Масляный фильтр гидравлики снимают и промывают в дизельном топливе. Промытый фильтр ставят на место и заливают свежее масло до отметки «П». Рекомендуемая марка масла в гидравлику МТЗ 82 — М-8Г2К, М-10Г2К, М-10Г2. На заключительном этапе заводят мотор и несколько раз опускают и поднимают механизма задней навески, чтобы прокачать гидросистему.
Памятка по проведению ТО:
Одновременно выполняется регулировка включения шестерни привода, механизма блокировки рычагов управления ГСВ, распределителя, систем силового позиционного регулирования.
Наиболее распространенные неисправности:
Способы устранения
Проблема: не поднимаются и не опускаются навесные рабочие органы.
Причина: нехватка масла в баке. Долить до отметки.
Проблема: повышенный нагрев масла.
Причина: неправильная регулировка сектора управления регулятором. Его необходимо отрегулировать.
Проблема: слишком медленный подъем навесного оборудования.
Причина: возможно, поврежден насос на гидравлику, что вызвало утечку масла. Поврежденный насос необходимо заменить.
Проблема: буксование колес при включении ГСВ.
Причина: нарушение длины тяги рычага, управляющего основным цилиндром. Необходимо отрегулировать длину тяги.
Знание этих основных неисправностей поможет разобраться, если не работает гидравлика на МТЗ 82, в чем причина и что делать. Большинство неполадок могут быть устранены своими руками, а для всех остальных есть форумы и профессиональная помощь.
Раздельно-агрегатная гидравлическая система тркатора МТЗ-82/80
Раздельно-агрегатная гидравлическая система трактора МТЗ-82/80 с гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ) и силовым (позиционным) регулятором обеспечивает работу трактора с навесными орудиями как с опорными колесами, так и без. При агрегатировании трактора с орудиями без опорных колес может быть использован силовой или позиционный способ регулирования; при этом управление гидросистемой и положением орудия производится одной рукояткой регулятора (см. «Указания по работе трактора с использованием силового регулятора»). При агрегатировании трактора с орудиями, имеющими опорные колеса, используется высотный способ регулирования (с включенным или выключенным ГСВ); при этом управление гидросистемой производится рукоятками распределителя и ГСВ, а регулирование положения орудия — перестановкой по высоте опорных колес (см. «Указания по работе трактора с использованием ГСВ и без ГСВ»).
Рис. 62. Привод масляного насоса гидравлической системы:
1 — корпус гидроагрегатов; 2 и 5 — шарикоподшипники; 3 — шестерня привода насоса; 4 и S — стопорные кольца; 6 — стакан; 7 — кольцо уплотнительное; 9 — насос; 10 — всасывающий патрубок; 11 — промежуточная шестерня; 12 — стопорный болт; 13 — вилка; 14 — вал управления; 15 — пластина фиксатора; 16 — рукоятка включения; 17 — шлицевая втулка.
Масляный насос гидравлики
С навесными орудиями, имеющими опорные колеса, могут также использоваться комбинированные способы регулирования: высотный с силовым и высотный с позиционным. При использовании комбинированных способов, управление гидросистемой производится рукояткой регулятора, а регулирование положения орудия перестановкой по высоте опорных колес. Универсальная гидронавеспая система состоит из корпуса гидроагрегатов (масляного бака) с фильтром, насоса, распределителя, цилиндров, гидравлического увеличителя сцепного веса, силового (позиционного) регулятора, гидроаккумулятора, механизма для навески машин, запорных устройств, разрывных муфт.
Рис. 63. Масляный насос трактора МТЗ-82/80 гидравлической системы:
1 — корпус; 2 — манжеты уплотнения вала ведущей шестерни; 3 — центрирующая втулка; 4 — ведущая шестерня; 5 — уплотиительиое кольцо; 6 — крышка; 7 — манжеты торцового уплотнения; 8 — платики; 9 — ведомая шестерня; Б — всасывающее отверстие; А — нагнетательное отверстие.
Агрегаты гидросистемы размещены в различных местах трактора МТЗ-82/80 и соединены между собой металлическими трубопроводами и гибкими шлангами.
Масляный насос гидросистемы правого вращения (рис. 63) имеет привод от двигателя через вал привода ВОМ и промежуточную шестерню (рис. 62).
Распределитель (рис. 64) направляет поступающий от насоса поток масла в соответствующую полость силового цилиндра, автоматически переключает насос на холостой ход по окончании рабочей операции и предохраняет систему от перегрузок.
На тракторах без силового регулятора устанавливается распределитель, который имеет следующие отличия от показанного на рис. 64: отсутствует клапан 8 и пружина 9; вместо штуцера 31 установлена заглушка; в корпусе имеется отверстие, сообщающее каналы С и Д возле штуцера.
Следует иметь в виду, что на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 распределитель не имеет фиксации золотников в позиции «опускание». Для принудительного опускания рабочих органов сельскохозяйственной машины (навески) рычаги придерживайте рукой до окончания опускания.
Силовые цилиндры (рис. 65) служат для подъема или опускания навесных машин и управления рабочими органами прицепных гидрофицированных машин.
Распределитель
Рис. 64. Распределитель:
1 — нижняя крышка; 2 — рычаг золотника; 3— золотник; 4 — упор; 5 — уплотнптельное кольцо; б — направляющая перепускного клапана; 7 — пружина; 8 — клапан; 9 — пружина клапана; 10 — перепускной клапан; 11 — гнездо перепускного клапана; 12 — гнездо предохранительного клапана; 13 — предохранительный клапан; 14 — направляющая клапана; 15 — пружина; 16 — регулировочный вннт предохранительного клапана; 17 — колпачок; 18 — обойма фиксатора; 19 — фиксатор; 20 — фиксаторная втулка; 21 — пружина фиксатора; 22 — стакан; 23 — пробка; 24 — пружина золотника; 25 — верхняя крышка; 26 — корпус; 27 — гильза золотника; 28 — толкатель; 29— пробка; 30 — регулировочный виит; 31 – штуцер; 32 — пружина толкателя; 33 — направляющая клапана бустера; 34 — клапан; 35 —гнездо клапана; 36 — нижнее кольцо; 37 — верхнее кольцо; D, С — масляные каналы.
Трактор МТЗ-82/80 комплектуется силовыми цилиндрами двух типоразмеров: основной цилиндр с диаметром поршня 100 мм установлен в комплекте с механизмом навески; два выносных цилиндра с диаметром поршня 75 мм являются дополнительным рабочим оборудованием.
При работе с навесными машинами, не требующими ограничения хода штока, упор 17 основного цилиндра механизма навески необходимо установить в крайнее положение и развернуть так, чтобы он не нажимал на хвостовик клапана 14.
Рис. 65. Силовой цилиндр трактора МТЗ-82/80:
1 — палец; 2 — быстросъемный шплинт; 3 — гайка; 4 — шток; 5 — поршень; 6 — задняя крышка; 7 — шпилька; 8, 10, 11, 13 и 19 — резиновые уплотнительные кольца; 9 — маслопровод; 12 — корпус цилиндра; 14 — гидромеханический клапан; 15 — заглушка; 16 — вилка штока; 17 — упор; 18 — чистики; 20 — передняя крышка; А и Б — полости цилиндра.
Шланги силовых цилиндров подсоединяются к металлическим маслопроводам гидросистемы с помощью запорных устройств (см. рис. 74).
Запорное устройство предотвращает вытекание масла и попадание грязи при разъединении маслопроводов и шлангов.
Разрывные муфты (см. рис. 75) используют при работе трактора с прицепными машинами, имеющими гидравлическое управление.
Муфты вместе с кронштейном являются дополнительным рабочим оборудованием. Устанавливаются муфты на сельскохозяйственной машине и служат для автоматического разъединения шлангов без разрыва и потерь масла при возникновении случайных рывков (самопроизвольное отсоединение машины и т. п.).
Гидроувеличитель сцепного веса
Рис. 66. Гидроувеличитель сцепного веса:
1 — корпус; 2 — большой плунжер; 3 — предохранительный клапаи; 4 — золотник; 5 — пружина предохранительного клапана; 6 — гайка; 7 — малый плунжер; 8 — регулировочная пружина; 9 — фигурная гайка; 10 — болт; 11 — регулировочный болт; 12 — передняя крышка: 13 — уплотиительное кольцо; 14 — маховичок; 15 — наружный рычаг; 16 — внутренний рычаг; 17 — ось рычагов; 18 – сепаратор; 19 — шарик; 20— обойма фиксатора; 21 — пружина ползуна; 22 — ползун; 23 — шарик запорного клапана; 24 — пружина запорного клапана; 25 — штуцер; 26 — толкатель клапана; 27 — задняя крышка; 28 — обратный клапан.
Гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ) (рис. 66) с гидроаккумулятором позволяет повысить производительность тракторного агрегата и уменьшить расход горючего за счет снижения буксования задних колес трактора, особенно на влажных и рыхлых почвах.
Пользоваться ГСВ для увеличения сцепного веса необходимо при работе трактора с навесными почвообрабатывающими и посевными машинами, которые позволяют создать давление подпора в подъемной полости цилиндра механизма навески (пахота, сплошная культивация, сев, посадка картофеля, междурядная обработка и т. д.).
Рис. 67. Пружинный гидроаккумулятор:
1 — болт; 2 — передняя крышка; 3 — цилиндр; 4 — кожух; 5 — пружина; б — шток; 7 —защитное кольцо; 8 — поршень; 9 — уплотннтельное кольцо; 10 — пробка.
* Регулятор устанавливается иа трактор только по заказу потребителя.
ГСВ следует также использовать при переездах с навесными машинами и при работе с прицепными машинами с целью повышения герметичности гидросистемы и предотвращения самопроизвольного перемещения поршня в цилиндре механизма навески.
Гидроувеличитель установлен на корпусе гидроагрегатов рядом с распределителем. Работа ГСВ показана на рис. 68.
Рис. 68. Схема работы гидравлической системы с гидроувеличителем сцепиого веса:
1 – пружинный аккумулятор; 2 – гидроувеличитель; 3 – цилиндр; 4 – распределитель; 5 – насос; 6 – бак; I — «заперто»; II – «выключен»; III — «включен»; IV — «сброс давления».
Гидроаккумулятор (рис. 67) установлен на рукаве левого заднего колеса и предназначен для восполнения утечек масла и создания подпора в заднем цилиндре.
Силовой (позиционный) регулятор* 1 (рис. 69) установлен на кронштейне заднего цилиндра и соединен трубопроводами с распределителем и ГСВ и шлангами с гидроцилиндром. С левой (по ходу трактора) стороны регулятор через переключатель 2 соединен тягами 3 и 4 с датчиками регулирования.
Установка и управление силовым регулятором
Рис. 69. Установка и управление силовым (позиционным) регулятором:
а — вид сбоку; б — вид сзади (по стрелке К); 1 — регулятор; 2 — переключатель; 3 — тяга силового регулирования; 4 — тяга позиционного регулирования; 6 — рукоятка; 33 — рычаг силового регулирования; 34 — рычаг позиционного регулирования; 35 — зубчатая пластина; 36 — сектор управления; 37 — пластинчатая пружина; 38 — короткий рычаг; 39 — длинный рычаг; 40 — тяга; 41 — гайка; 42 — палец; 43 — муфта; 44 — гайка; 45 — муфта; 46 и 47 — гайки; 48 — маховичок-ограничитель; 49 — муфта; 50 — рычаг; 51 — фиксатор; 52 — фиксирующее устройство; 53 — пружина; 54 — левая крышка.
Управление регулятором производится рукояткой 6, расположенной справа от сиденья водителя. При силовом и позиционном регулировании рукоятка фиксируется зубчатой пластиной 35 на секторе управления 36 в заданном положении. Для выключения из работы регулятора рукоятка устанавливается на фиксатор 51.
Рис. 70. Силовой (позиционный) регулятор:
2—переключатель; 7 — корпус регулятора; 8—гильза; 9 — золотник; 10— гайка гильзы; 11 — винт гнльзы: 12 — гайка золотника; 13 — винт золотника; 14 — упорный подшипник; 15 — пружина; 17 — обратный клапан; 20 — кран; 21 — ручка крана; 24 — крышка; 25 — обратный клапан; 29 — стопорное кольцо; 30 — муфта; 31 — фиксатор; 32 — запорный клапан; 33 — рычаг силового регулирования; 34 — рычаг позиционного регулирования.
Конструкция регулятора показана на рис. 70. В корпусе 7 расположена подвижная гильза 8, а в гильзе, концентрично ей,— золотник 9. Гильза соединена стопорным кольцом 29 с ходовой гайкой 10, фиксированной от вращения выступами, заходящими в пазы корпуса. Ходовая гайка 10 установлена на винте 11, наружный конец которого рычажной передачей связан с рукояткой 6 (рис. 69). Золотник упирается торцом в ходовую гайку 12 Гидросистема. 70), также фиксированную от вращения и установленную на винте 13, на наружном конце которого находится переключатель 2. На обоих винтах расположены упорные подшипники 14 (рис. 70). Внутри золотника находится распорная пружина 15, поджимающая золотник к торцу ходовой гайки 12, а подшипники 14 через гайки 10 и 12 — к внутренним плоскостям крышек. В корпусе 7 находится обратный клапан 17, регулирующий кран 20, управляемый ручкой 21, и запорный клапан 32. Второй обратный клапан 25 расположен в крышке 24, закрепленной к корпусу 7 болтами.
Переключатель 2 состоит из муфты 30, жестко соединенной с винтом 13, и фиксатора 31. В среднем положении фиксатора рычаги 33 и 34 свободно вращаются на муфте МТЗ-80 при перемещении тяг 3 и 4 (рис. 69), не вызывая вращения, винта 13 (рис. 70). При повороте ручки фиксатора 31 влево или вправо (по ходу трактора) муфта 30 блокируется соответственно с рычагом 33 или с рычагом 34, передавая вращение соответствующего рычага на винт 13.
Работа регулятора показана на рис. 71. Золотник 9 под воздействием силовой тяги 3 или позиционной тяги 4 (в зависимости от включенного способа регулирования) устанавливается в нейтральное положение относительно гильзы 8. Положение гильзы задается рукояткой 6. В нейтральном положении золотника перепускной клапан 55 распределителя полностью открыт, и поток масла от насоса через распределитель направляется в масляный бак на слив. Полость подъема гидроцилиндра в этом положении заперта золотником 9 и обратными клапанами 17 и 25 — орудие находится в заданном положении.
Схема работы гидравлической системы
Р
Рис. 71. Схема работы гидравлической системы с силовым (позиционным) регулятором:
а — коррекция на подъем; б — коррекция на опускание; 3 — силовая тяга; 4 — позиционная тяга; 6 — рукоятка управления; В — гильза; 9 — золотник; 11 — обратный клапан; 20 — регулировочный кран; 25 — обратный клапан; 37 и 53 — пружины датчика; 55 — перепускной клапан; 56 — поворотный рычаг; 57 — полость подъема цилиндра!
При силовом регулировании отклонение положения орудия от заданного вызовет изменения тягового сопротивления орудия, а значит, и изменение деформации пружин датчика 37 и 53. Полученный сигнал через рычаги и тяги передается на золотник 9, который перемещается в ту или иную сторону от нейтрального, фиксированного рукояткой 6, положения гильзы. В одном случае перемещение золотника вызывает частичное или полное (в зависимости от регулировки крана 20) закрытие перепускного клапана 55 распределителя и направление потока масла от насоса через оба обратных клапана регулятора в полость подъема 57 гидроцилиндра — происходит коррекция на подъем (рис. 71, а); в другом случае перемещение золотника вызывает соединение полости подъема цилиндра со сливом— происходит коррекция на опускание (рис. 71, б). В обоих случаях движение поршня гидроцилиндра будет автоматически направлено в сторону, соответствующую исправлению отклонения фактического положения орудия от заданного.
При позиционном регулировании отклонение положения орудия от заданного вызовет вращение поворотного рычага 56; полученный сигнал передается на золотник 9, перемещение которого направлено, как и при силовом регулировании, в сторону исправления положения орудия.
Поворот ручки 21 (рис. 70) регулирующего крана 20 определяет положение перепускного клапана распределителя при коррекции на подъем. Чем больше закрыт кран, тем больший поток масла поступает на слив через распределитель при коррекции и тем меньше скорость коррекции.
При высотном регулировании рукоятка 6 (рис. 71) устанавливается на фиксатор 51 (рис. 69) (выключение регулятора).