Что такое гуманистическое образование

Гуманистический подход в образовании в современных условиях

Что такое гуманистическое образование. Смотреть фото Что такое гуманистическое образование. Смотреть картинку Что такое гуманистическое образование. Картинка про Что такое гуманистическое образование. Фото Что такое гуманистическое образование Галина Алексеева
Гуманистический подход в образовании в современных условиях

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. В решении данной проблемы определяющее значение приобретает гуманизация образования, которое в современных условиях становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность исследования гуманистической направленности образования определяется необходимостью решения задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманизация подразумевает вернуть утраченную некогда духовность и человечные взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели, когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения его внутреннего мира нравственной ориентации прогресс и приобретения различных наук утрачивают всякий смысл или работают против человека.

Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Высшим гуманистическим смыслом развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни в России поставили перед необходимостью реформирования образовательной системы. В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном образовании. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека – таковы функции современного образования.

Следует отметить, что проблема гуманистического воспитания ребенка привлекала внимание многих замечательных педагогов прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Они считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования каждой личности. Идея экологии (эко в воспитании) не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека в современном обществе стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас дома – нашей Земли.

Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О. С.

Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека » внутрь себя «, к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе,оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?

Бесценными пособиями для современных учителей и воспитателей являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. Шалва Александрович Амонашвили – учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

К числу единомышленников Ш. А. Амонашвили, разделяющих его взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. Сухомлинского. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Вся жизнь должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на занятии царит духовная общность между воспитателем и детьми.

Российские дошкольные образовательныеучреждения в своей деятельности решают комплекс задач: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Образовательный процесс в детском саду тесно связан с нравственным воспитанием. Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок. Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения.

Таким образом, ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям. Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.

Что такое гуманистическое образование. Смотреть фото Что такое гуманистическое образование. Смотреть картинку Что такое гуманистическое образование. Картинка про Что такое гуманистическое образование. Фото Что такое гуманистическое образованиеУчастие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.

Источник

Гуманистические принципы образования

Сообщение: «Гуманистические принципы образования»

Цель: выявить и охарактеризовать основные гуманистические принципы образования.

План

1. Гуманистическая педагогика.

2. Принципы гуманистической парадигмы

О гуманистической педагогике

Гуманизация педагогики распространяет идеи гуманизма на форму и содержание учебного процесса, который концентрируется на гармоничном личностном развитии обучающегося. Гуманистическая педагогика старается установить гармонию не только в душе учеников, но и в самом обучении, найдя золотую середину между знанием как таковым, мировоззрением, личностью человека и его поступками.

Большое внимание в гуманистической педагогике уделяется этическому воспитанию обучающихся. Детям должны быть привиты высокоморальные ценности, и, более того, дети должны уметь сами осмыслять этические правила. Иными словами, учащиеся должны чётко осознавать разницу между моральным и аморальным и стараться придерживаться первой стороны, а также уметь брать ответственности за свои поступки.

У гуманистического подхода к образованию есть несколько принципиальных требований:

1. Содержание обучения обязательно должно отражать реалии окружающей действительности. В ходе обучения ученик должен сталкиваться с реальными жизненными проблемами и учиться взаимодействовать с другими людьми в жизнеподобной обстановке;

2. Преподаватель должен не только быть живым примером всех ценностей, о которых он говорит, но и проявлять свои реальные человеческие качества в частности, взаимодействуя с учениками;

3. Помимо этого преподаватель должен уметь принимать обучаемого таким, какой он есть, и проявлять понимание относительно его чувств и эмоциональных состояний. Уважительное отношение к ученику положительно сказывается на эффективности учебного процесса, особенно когда речь идёт о школьном обучении;

Преподаватель не должен навязывать своим ученикам знания, обучение не должно быть насильным. В идеале ученик должен чувствовать себя свободно в мире информации и по своему желанию обращаться к ней.

Эта система предполагает приближение образовательного процесса к реальности на всех уровнях. Например, она предлагает отказ от “масок” и привлечение к учёбе реальных чувств, эмоций, переживаний, опытов и действий. Установление крепких и положительных дружественных отношений между педагогом и учеников. Это не означает переход к фамильярности, это означает, что, вопреки сложившейся традиции, взрослый и ребёнок могут состоять в доверительных ученик-учитель отношениях.

Принципы гуманистической парадигмы

Рассмотрим гуманистические принципы образования в сравнении с принципами традиционного подхода. Увидеть отличия и преимущества данной системы будет проще в сопоставлении с устаревшим подходом.

Гуманистическая педагогика по-прежнему предполагает наличие некоей субординации. Только в её системе эта субординация не создаёт препятствия для коммуникации между учителем и учеником, а, скорее, является прямым следствием взаимного уважения обеих сторон друг к другу.

К слову о диалоге, в гуманистической педагогике действует принцип диалогизма. Миры взрослых и детей имеют огромное количество различий. И если в традиционной системе взаимодействие между двумя этими взглядами на жизнь осуществляется исключительно посредством насаждения взрослыми своих установок, то в гуманистической системе идёт разговор на равных, в котором и сами педагоги могут изучать мир детства.

Огромную роль в гуманистическом подходе играет принцип сосуществования, противопоставленный традиционному “принципу произвола”. Опираясь на правило взаимного уважения, в первом случае система оберегает детский суверенитет. Дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы мотивами эти действия не были вызваны. В традиционной системе мир детства беззащитен перед навязывающими ему свои законы взрослыми.

У чрезмерно опекающих и контролирующих родителей вырастают несамостоятельные и неуверенные в себе дети, которым гораздо тяжелее справиться с неожиданностями жизни, чем детям из семей, где родители давали своим детям больше свободы и персональной ответственности за что-то.

Своеобразным выводом из предыдущих принципов может стать принцип единства, признанный в гуманистической парадигме. Он гласит, что между миром взрослых и миром детей не должно существовать суровых границ, эти миры должны сосуществовать друг с другом, находясь в гармонии и делясь знаниями и опытом. Традиционная же парадигма диктует принцип инициации, согласно которому граница между мирами существует и может быть пройдена ребёнком только в определённый момент взросления.

Вывод

У гуманистического подхода к образованию есть несколько принципиальных требований:

1. Содержание обучения обязательно должно отражать реалии окружающей действительности;

2. преподаватель должен не только быть живым примером всех ценностей, о которых он говорит, но и проявлять свои реальные человеческие качества в частности, взаимодействуя с учениками;

3. должно быть уважение между всеми участниками образовательного процесса;

4. Отношения между преподавателем и учеником строятся в диалоге.

В данной работе были выделены следующие принципы гуманистической парадигмы:

• принцип равенства преподавателя и ученика;

Источник

Гуманизация образования в России

Что такое гуманистическое образование. Смотреть фото Что такое гуманистическое образование. Смотреть картинку Что такое гуманистическое образование. Картинка про Что такое гуманистическое образование. Фото Что такое гуманистическое образование Наталья Сметнева
Гуманизация образования в России

Российское общество находится на переломном этапе своего развития, который характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперёд. Высшим гуманистическим смыслом общественного прогресса становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социальной эволюции представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные тенденции построения и функционирования системы образования.

В настоящее время образование определяется как сфера общенациональных стратегических интересов России, приоритетами которой являются системные подходы и решения, ценности мировой и отечественной культуры, гуманистическая мораль, гражданственность, мировоззренческие взгляды и методологические решения, ориентированные на формирование новых поколений специалистов, способных к творческой, профессионально-ответственной деятельности, составляющих высшее достояние общества и государства.

Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие человеческих способностей, позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми. Будучи одной из мировых тенденций, гуманизация является основным принципом реформирования образования и в нашей стране. Это имеет объективные причины, так как в настоящее время цивилизационный процесс характеризуется глобальными экологическими проблемами, экспансией техносферы, дегуманизацией общества. В России данные негативные явления усугубляются государственно-политическими, экономическими изменениями, которые привели к нестабильности, резкому расслоению и социальной незащищенности большей части населения, межэтническим и национальным конфликтам, утрате ценностных ориентиров и глубокому нравственному кризису. По-прежнему пути выхода из сложившейся ситуации учёные видят в изменении отношения к личности, в совершенствовании самого человека, возрастании его духовного потенциала, в повышении ответственности за «судьбы мира», то есть в гуманизации всех сфер жизни общества и, в первую очередь, образования.

В чём же суть гуманистического подхода в образовании? Каждый обучающийся рассматривается как уникальная целостная личность, для развития которой необходимо создание определённых условий. Следовательно, целью образования становится развитие личности, а задачей – создание условий для этого развития. В данном случае формирование знаний, умений и навыков является средством достижения цели. Образование из функционального, превращающего годы обучения лишь в подготовку к будущим социальным функциям, становится развивающим, создающим новые смыслы и отношения к жизни, проживаемой «здесь и сейчас».

Цели образования при гуманистическом подходе во многом совпадают с целями личности в подростковом и молодом возрасте,которой присущи:

• специфическая социальная активность;

• усвоение норм и ценностей взрослого мира;

• настойчивое самоопределение, несущее осознание себя в обществе;

• учёт своих возможностей;

• формирование мировоззренческих позиций и оценочных представлений об окружающем мире и людях.

Главная цель процесса обучения при гуманистическом подходе – развитие личности – изменяет взгляд на ученика или студента, позволяет при сохранении его прежнего зависимого по объективным причинам статуса и невозможности всегда действовать по своему усмотрению (но стремлении к самостоятельности) дать ему ощущение принятия решений, значимости его роли.

Что такое гуманистическое образование. Смотреть фото Что такое гуманистическое образование. Смотреть картинку Что такое гуманистическое образование. Картинка про Что такое гуманистическое образование. Фото Что такое гуманистическое образование«Флаг России в творчестве детей» ко Дню России 12 июня – День России. Этот Праздник был учреждён в 1991 году в честь принятия РСФСР Декларации о полном государственном суверенитете.

Что такое гуманистическое образование. Смотреть фото Что такое гуманистическое образование. Смотреть картинку Что такое гуманистическое образование. Картинка про Что такое гуманистическое образование. Фото Что такое гуманистическое образованиеФотоотчет «Конкурс рисунков, посвященных 370-ой годовщине со Дня образования пожарной охраны России» Сегодня,30 апреля, свой профессиональный праздник отмечает одна из самых жизненно необходимых служб быстрого реагирования— пожарная охрана. В.

Что такое гуманистическое образование. Смотреть фото Что такое гуманистическое образование. Смотреть картинку Что такое гуманистическое образование. Картинка про Что такое гуманистическое образование. Фото Что такое гуманистическое образованиеФотоотчет об участии во всероссийском флешмобе «Окна России» и флешмобе «Флаги России» 12 июня Фото отчет об участии во Всероссийском флешмобе#ОКНАРОССИИ и флешмобе # Флаги России 12 июняВсем мой пламенный Физкульт- привет. В условиях.

Картотека стихотворений о России и Дне России К каждому празднику педагоги дают детям стихи для заучивания. У меня есть вот такая картотека стихотворений о России и празднике в честь.

Что такое гуманистическое образование. Смотреть фото Что такое гуманистическое образование. Смотреть картинку Что такое гуманистическое образование. Картинка про Что такое гуманистическое образование. Фото Что такое гуманистическое образованиеМастер-класс по изготовлению флага «Символ России — гордость России!» Поделки ко Дню России, ребятишки с удовольствием включаются в процесс их изготовления по инициативе взрослых. При этом они развивают.

Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 1. Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 2. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (гр. –.

Что такое гуманистическое образование. Смотреть фото Что такое гуманистическое образование. Смотреть картинку Что такое гуманистическое образование. Картинка про Что такое гуманистическое образование. Фото Что такое гуманистическое образованиеСтенгазета к Дню России «Цветы России» Коллективная работа детей старшей группы. Стенгазета»ЦВЕТЫ РОССИИ» 12 июня в России отмечался праздник важный для всех граждан могущественной.

Источник

Что такое гуманистическое образование

Гуманистическое образование рассматривается как образование, достойное свободного человека. Согласно сложившейся в Древнем Риме системе образования, «по окончании курса высшего образования идеальный римлянин становится обладателем не только обширных познаний в области высоких наук (optimus artes), мудрости (sapientia) и образованности (humanitas), но и прекрасных нравственных качеств. и, наконец, морального совершенства вообще-humanitas, которое представляет собой последнее звено в этом представительном ряду, заключительную ноту возвышенного аккорда» [1].

В средневековой христианской традиции человек рассматривается как «венец творения», когда образовывая себя, человек как бы освобождается от собственной греховности и стремится к первоначальному божественному образу. Именно в недрах средневековой мистики выкристаллизовывается смысл понятия «образование» как культивирования души посредством раскаяния, очищения и обращения к божественной природе.

Гуманистическими идеями изначально пронизано духовное наследие многих выдающихся мыслителей Востока. Так, ученый-энциклопедист аль-Фараби уделяет большое внимание таким педагогическим категориям как обучение, воспитание, похвала, порицание, принуждение, счастье, знание, навыки, привычки, умения и др. В созданной им структуре научного знания педагогика вместе с этикой входит в состав политической (гражданской) науки. Воспитание, по мнению аль-Фараби, способ наделения человека этическими добродетелями и искусствами, основанными на знаниях. Задача воспитания личности, как он считал, способствовать росту у нее положительных качеств.

Хороший нрав достигается при умеренных действиях, а плохой нрав это душевная болезнь. Согласно аль-Фараби, настоящим воспитателем может стать лишь тот, кто удачно соединяет в себе такие качества, как абсолютное совершенство органов чувств, железная логика, феноменальная память, острая наблюдательность, блестящая речь, беспристрастная любовь к познанию, воздержанность в еде и напитках, любовь к правде и

ненависть ко лжи, равнодушие к деньгам и прочим благам мирской жизни, справедливость, смелость, отвага и т.п.

Связывая общественное положение индивида со степенью достигнутого им совершенства, аль-Фараби ставит вопрос о соотношении природной одаренности, с одной стороны, воспитания, обучения и силы воли – с другой. В итоге получается гармонически развитая личность, сочетающая физические и душевные качества: здоровое тело, ясный ум, богатое воображение, хорошую память, выразительную речь, разумность в чувственных наслаждениях, благородство души.

Большое место среди социально-этических взглядов аль-Фараби занимают вопросы нравственности и воспитания совершенной личности. Цель образования виделась ему в формировании добродетельного во всех отношениях человека, способного воздерживаться от физических удовольствий и проявляющего эмоциональное равновесие перед лицом событий. Образование, по мнению аль-Фараби, – надежный руководитель в формировании у человека нравственных и интеллектуальных навыков, ведущих к подлинной гуманности и счастью. Его учение о гармонически развитой личности и путях достижения совершенства служило подлинному духовному раскрепощению человека [2].

Важное значение в процессе нравственного воспитания Коменский придавал примеру нравственного поведения самого педагога, а также примерам, заимствованным из истории и классической литературы. Необходимым условием эффективного нравственного воспитания детей Коменский считал ограждение их от вредного влияния безнравственных людей и от всяких поводов, могущих повлиять отрицательно на нравственность человека.

На первом месте, по Я.А. Коменскому, должно быть «благочестие» –питание души; на втором – «добрые нравы», закон человеческого взаимопонимания; на третьем – «познание», лицо таланта. «Благочестие» должно прививаться прежде всего, потому что в нем обетование земной и будущей жизни. Второе место после благочестия должны занять «добрые нравы», полезные в течение всей жизни для общения с людьми. О них распространенное изречение: «Кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот больше отстает, чем успевает» [3]. Особенно следует заботиться о том, чтобы все с ранних лет привыкли не к безделью, а к трудам и нравственности. И на последнее место Я.А. Коменский ставит познание. Почему? Ответ, по Коменскому, выглядит следующим образом: «Прекрасное вредно, когда к нему стремятся ради него самого». В широкий научный оборот термин «образование» был введен И.Г. Песталоцци, который понимал его как формирование духовного и физического образа человека, общий духовный процесс саморазвития в противоположность внешним воздействиям [4].

В близком для нас значении понимал назначение образования немецкий просветитель И.Г. Гердер – как возрастание к гуманности, которая составляет основу характера рода человеческого. Человек, по И.Г. Гердеру, от рождения обладает лишь способностью к обретению гуманности, которая обеспечивает становление внутреннего духовного человека, который образуется лишь постепенно. С момента рождения человека главным для него становится стремление обрести свой внутренний облик, форму человечности. Благодаря воспитанию и социализации, человек усваивает опыт предшествующих поколений, применяет и обогащает его. Немецкий мыслитель называл процесс образования человека «культурой», т.е. возделыванием почвы, или, обращаясь к образу света, просвещением. Для И.Г. Гердера «возрастание к гуманности» есть «культивирование человечности», возможное лишь в обществе, в пространстве созданной людьми культуры, универсальных общечеловеческих ценностей [5].

Практическое образование обеспечивает человеку возможность удовлетворять свои естественные потребности и влечения, соблюдая ту меру, которая лежит в границах их необходимости, т.е. необходимости самосохранения. Оно способствует выходу человека из естественного состояния, освобождению от него и в то же время углублению «в свое призвание», с которого нужно снять форму внешней необходимости и выбрать свою судьбу свободно. Практическое образование, позволяя субъекту реализовать свои интересы, потребности и ориентации, снимает односторонность объекта.

Таким образом, для Г. Гегеля образование – это способ осуществления человеком себя как духовного, разумного, свободного существа посредством подъема ко всеобщему, восхождения к культуре, выхода за пределы ограниченности собственной природной данности. Подчеркивая, что образованность есть действительность человека, он утверждал, что самосознание, будучи уверенным, что этот мир есть его субстанция, старается овладеть им. И оно достигает этой власти над миром именно благодаря образованности [6].

Культ знаний, по Гербарту, составляет то, что «передумано», «перечувствовано» человечеством и стало достоянием духовной культуры. Это возвышение человека к нравственно-духовным ценностям как возрастание «изнутри», саморазвитие. Это педагогическая деятельность как искусство стимулирования и создания условий для саморазвития, самовоспитания и самообразования. Главным результатом педагогической деятельности является не только сообщение знаний, но и пробуждение к умственной самостоятельности, к самообразованию.

Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновывал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому оно является живым образом в процессе народного развития. Подтверждению нравственного потенциала литературы служит творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, одухотворенное духовными поисками и любовью к человеку. Он был уверен, что главным условием духовного развития личности является свобода: «для того, чтобы образование было плодотворным, т.е. содействовало бы движению человечества к все большему и большему благу, нужно, чтобы образование было свободным». Поиск смысла существования, размышления о судьбах Родины привели Л.Н. Толстого к гуманистическому убеждению, что в основе русской педагогики должны быть заложены общечеловеческие ценности: «Если учитель имеет только любовь к делу, он хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, – он совершенный учитель».

Как видим, антропологическое видение образования было присуще многим выдающимся педагогам прошлого и получило отражение в различных современных образовательных моделях мира, многие из которых еще ждут своего теоретического осмысления. Целостное человекознание снова актуализируется но новом этапе развития общества. С введением дисциплины «Самопознание» личностно-ориентированный подход, долгое время носивший преимущественно декларативный характер, становится педагогической реальностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *