Что такое гуманитарное государство
Международное гуманитарное право
Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.
Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.
Содержание
Правовой статус государств по отношению к конфликту
Состояние войны. Объявление войны. Агрессия
Состояние войны влечет за собой определенные юридические последствия в соответствии с международными договорами. Состояние войны выражается не только в открытой вооруженной борьбе государств, но и в разрыве мирных отношений между ними (дипломатических, торговых и др.).
С принятием Устава ООН в 1945 году угроза силой или ее применение были запрещены за исключением случаев:
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14 декабря 1974 г. [4] определяет следующие действия как акты агрессии:
При наступлении состояния войны государство отвечает за то, чтобы граждане неприятельского государства, пользующиеся иммунитетом, в кратчайшие сроки покинули его территорию. К гражданам неприятельского государства, не обладающим иммунитетом, могут быть приняты меры ограничения свободы передвижения, вплоть до интернирования.
Нейтралитет
Нейтралитет — правовой статус государства, при котором оно воздерживается от действий, способных вовлечь его в международный военный конфликт.
Права и обязанности держав, являющихся нейтральными по отношению к конфликту, определяются V Гаагской конвенцией 1907 г. [5]
Территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим сторонам запрещается использовать её для перемещения войск, военных грузов и для установки оборудования связи. Запрещается проводить вербовку на территории нейтрального государства. Последнее, со своей стороны, обязано не допускать нарушения её нейтралитета со стороны воюющих государств.
В случае, если на территории нейтрального государства появляются войска воюющих сторон, оно обязано их интернировать на территории, находящейся как можно дальше от театра войны. При этом оно имеет право отпустить офицеров под честное слово не покидать нейтральной территории. В случае, если на территории нейтрального государства окажутся военнопленные, бежавшие из мест содержания, оно обязано их освободить.
Постоянно-нейтральные государства
Данные государства не размещают на своей территории военных баз других государств, при этом они не лишены права на самооборону. В прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (1813—1919), Люксембургу (1867—1944), в настоящее время постоянно-нейтральными государствами являются Мальта, Туркменистан, Лаос, Камбоджа, Австрия, Швейцария. Данное положение ни в коей мере не лишает государство суверенитета. В случае возникновения военного конфликта постоянно-нейтральные государства не должны допускать использование своей территории, водного и воздушного пространства, для целей военного принуждения одного государства другим. Правовой статус постоянно-нейтрального государства устанавливается и международно-правовыми актами, и внутренним законодательством страны. Внутреннее законодательство стран в основном преобладает над международным законодательством, однако международное признание данного правового положения является определяющим.
Война и права человека
Участники конфликта
Личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил и непосредственно принимающих участие в боевых столкновениях, автоматически являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами.
Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне её, даже если эта территория оккупирована, являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами, если отвечают нижеследующим условиям:
К комбатантам относятся:
Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил. [7]
Наёмники
Согласно Первому Дополнительному Протоколу к Женевским Конвенциям наёмники не получают статуса комбатанта и военнопленного, но тем не менее с ними необходимо обращаться гуманно согласно ст. 3 общей для всех Женевских Конвенций.
Военнопленные
Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией (принята в 1929 г., пересмотрена в 1949 г.). [9] [10]
Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства, а также некомбатанты, входящие в состав вооружённых формирований. Нарушение данным лицом международных норм ведения военных действий не является основанием для лишения его этого статуса, за исключением случаев шпионажа. Тем не менее, за совершение международных преступлений (но не за участие в боевых действиях) военнопленный может быть подвергнут уголовному преследованию.
Необходимо заметить, что наёмники и шпионы вообще не имеют права на статус комбатанта, а значит, и военнопленного.
Статус шпиона и разведчика
В соответствии с нормами международного гуманитарного права, любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом, то есть его могут подвергнуть уголовному преследованию.
В отличие от шпиона, разведчик, то есть лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил. Таким образом, в случае пленения разведчик имеет право на статус военнопленного.
Лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое не проживает на территории, оккупированной противной стороной, и которое занимается шпионажем на этой территории, не утрачивает свое право на статус военнопленного, и с ним не могут обращаться как со шпионом, за исключением тех случаев, когда оно захвачено до того, как оно вновь присоединилось к вооруженным силам, к которым оно принадлежит.
Соответственно, с точки зрения международного права, разведчиками могут считаться только фронтовые разведчики, носящие форменную одежду своих вооруженных сил. Все агентурные разведчики являются, по определению, шпионами.
Журналисты
Международное гуманитарное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны.
В зоне вооружённого конфликта могут работать две категории журналистов:
Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:
В этой же статье указывается, что военные корреспонденты при попадании в плен пользуются такой же защитой, что и военнопленные.
Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённого конфликта, не получают аккредитации в вооруженных силах, хотя могут сопровождать военные формирования, — по крайней мере, прямого запрета на подобное сопровождение нет. Такие журналисты обладают статусом гражданского лица и, как следствие, пользуются защитой от нападения, если только они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданского лица. Следует заметить, что норма ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. отсылочная и раскрывается в статьях, в которых говорится о защите гражданского населения.
Защита журналистов подразумевает не только необходимость предпринимать те или иные действия, но и обязательство не прибегать к определенного рода действиям по отношению к ним. Так, гражданские лица в соответствии со ст. 51 (2) I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. (в том числе журналисты) не должны являться объектом нападения, в соответствии со ст. 52 Протокола гражданские лица имеют право на то, чтобы к их собственности относились с уважением, если она не имеет военного характера.
Гражданское население и гражданские объекты
Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г.
В соответствии с этими документами запрещается:
В то же время, наличие гражданского населения в определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.
В протоколе также указано, что при планировании и проведении военных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди мирного населения или, в крайнем случае, свести их к минимуму.
Запрещенные средства и методы ведения войны
Законы и обычаи войны
Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:
Кроме того, запрещается использовать подданных неприятельской державы против их страны, даже если они состояли на военной службе в этом государстве до начала войны.
Во время осады или бомбардировки необходимо заботиться о том, чтобы по возможности не пострадали здания, предназначенные для нужд религии, искусства, науки, благотворительности, а также госпитали, памятники истории и места сбора раненых и больных, если только эти здания не используются в военных целях.
Грабеж и мародёрство запрещены.
Военная оккупация
Территория государства считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Вопросы, связанные с оккупацией, регулируются Гаагским положением 1907 года, IV Женевской конвенцией 1949 года и некоторыми положениями Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, принятого в 1977 году. [14]
С переходом фактической власти на территории к оккупационной администрации последняя обязана сделать всё от неё зависящее для восстановления общественного порядка и спокойствия. Законы, прежде установленные на данной территории, должны сохранять свою силу, если только обратное не продиктовано крайней необходимостью. Должны уважаться права семьи, отдельных лиц и частная собственность.
Оккупирующая держава не имеет права переселять часть своего населения на территорию, которую она оккупирует. [15]
Запрещено принуждать население оккупированной территории к выдаче информации об армии воюющей стороны и о её способах обороны. Запрещено принуждать население присягать на верность неприятельской державе. Запрещено наказывать лиц за деяния, которых они не совершали (коллективные наказания).
Грабёж безусловно воспрещен. Если неприятельское государство собирает на территории установленные законной властью налоги, оно должно руководствоваться существующими правилами налогообложения и нести расходы в размерах, соответствующих размеру расходов законного правительства на данной территории. Контрибуция может быть взимаема только на основе распоряжения начальствующего командира, при этом плательщикам контрибуции должна выдаваться расписка.
Армия, занимающая ту или иную область, имеет право завладеть деньгами, фондами, долговыми требованиями и другими активами, принадлежащими непосредственно вражескому государству, которые могут быть использованы в военных целях. В то же время собственность общин, религиозных, художественных, образовательных, научных и благотворительных учреждений приравнивается к частной, даже если последние принадлежат государству-врагу. Захват, повреждение или уничтожение подобных учреждений, а равно уничтожение исторических, культурных и научных ценностей, запрещаются и должны преследоваться.
Ответственность за военные преступления
Международным правом установлена не только личная ответственность за военные преступления и преступления против человечности, но также и командная ответственность. Статья 86 I протокола к Женевским конвенциям 1949 года утверждает, что командир несет ответственность за нарушения конвенций подчинёнными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.
Нюрнбергский и Токийский процессы
Нюрнбергский процесс был организован державами-победительницами — СССР, США, Великобританией и Францией. В Токийском процессе, кроме вышеперечисленных, принимали участие также Австралия, Канада, Китай, Индия, Нидерланды, Новая Зеландия и Филиппины.
Таким образом, эти процессы были судами победителей над побеждёнными, на что указывают противники их легитимности.
Международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии
Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде были учреждены Советом Безопасности ООН для наказания лиц, совершавших геноцид в Руанде и преступления в ходе вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии соответственно. Важной особенностью Международного трибунала по бывшей Югославии является то, что он рассматривает дела о преступлениях, совершенных всеми сторонами вооруженных конфликтов в бывшей Югославии.
Международный уголовный суд
Для того, чтобы не создавать отдельный трибунал для каждого конфликта, в 1998 году было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция. В 2002 году договор о его создании вступил в силу, однако многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его. Более того, США заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (зачастую такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).
Что такое международное гуманитарное право?
Что такое международное гуманитарное право?
Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых норм и принципов, направленных, по гуманитарным соображениям, на ограничение негативных последствий вооруженных конфликтов. Оно защищает лиц, которые не участвуют или прекратили свое участие в военных действиях, и ограничивает средства и методы ведения военных действий. Международное гуманитарное право известно также как право войны или право вооруженных конфликтов.
Международное гуманитарное право является частью международного права, представляющего собой совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Международное право, основанное на общепризнанных принципах, содержится как в соглашениях между государствами – договорах или конвенциях, так и в исторически сложившийся нормах обычного права и практики поведения государств (правового обычая), которые рассматриваются как юридически обязательные правила поведения.
Международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. Оно не определяет правомерность использования силы государствами в том или ином случае, что регулируется другими, не менее важными, отраслями международного права, а также Уставом Организации Объединенных Наций.
История международного гуманитарного права.
История международного гуманитарного права уходит глубоко корнями в устои древних цивилизаций и религиозные традиции народов – военные действия во все времена велись с соблюдением определенных обычаев и принципов.
Универсальная кодификация международного гуманитарного права началась в девятнадцатом веке. С тех пор государства согласовали ряд практических правил, основанных на горьком опыте современных войн. Соблюдение этих правил позволяет найти тонкий баланс между гуманитарными заботами и военными нуждами государств.
С ростом международного сообщества, все большее число государств принимают участие в развитии данных правил. В настоящее время международное гуманитарное право представляет собой свод правовых норм универсального характера.
Источники международного гуманитарного права.
Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года. Почти каждое государство в мире согласились принять на себя обязательства по их соблюдению. Конвенции были развиты и дополнены двумя последующими соглашениями: Дополнительными Протоколами 1977 года, касающимися защиты жертв вооруженных конфликтов.
Многие положения международного гуманитарного права в настоящее время содержатся составе международного обычного права – общих норм, в соответствии с которыми ведутся все отношения между государствами.
Когда применяется международное гуманитарное право?
Нормы международного гуманитарного права применяются только в период вооруженных конфликтов; они не регулируют вопросы, касающиеся внутригосударственных противоречий или преступлений, таких как отдельные акты насилия. Данные нормы вступают в действие при наступлении состояния войны и распространяются в равной степени на все стороны конфликта, вне зависимости от того, кто начал боевые действия.
Нормами международного гуманитарного права проводится разграничение между международными и немеждународными вооруженными конфликтами. Международные вооруженные конфликты — это конфликты в которых участвует по крайней мере два государства. Они регулируются широким диапазоном правил, в том числе изложенных в четырех Женевских Конвенциях и Дополнительном протоколе I.
Вооруженные конфликты немеждународного характера ведутся на территории только одного государства официальными регулярными вооруженными силами, противостоящими группам вооруженных диссидентов, либо между вооруженными группировками, воюющими друг против друга. К внутренним вооруженным конфликтам применяется менее широкий набор правовых положений, закрепленных в статье 3, общей для четырех Женевских Конвенций, и Дополнительном протоколе II.
Важно понимать различие между международным гуманитарным правом и правами человека. Хотя некоторые из их положений схожи, это две самостоятельные отрасли права, разработанные независимо и содержащиеся в разных договорах. В частности, нормы прав человека, в отличие от норм международного гуманитарного права, применяются в мирное время, а некоторые из его положений могут приостановить свое действие в периоды вооруженных конфликтов.
Функции международного гуманитарного права.
Приоритетными направлениями международного гуманитарного права являются две важнейшие задачи:
Что означает «защищать»?
Международное гуманитарное право защищает некомбатантов, например, гражданское население или военно-медицинский и военно-религиозный персонал, журналистов. Оно также защищает тех, кто по каким-либо причинам перестает принимать участие в сражениях, таких как раненых, потерпевших кораблекрушение, больных военнослужащих и военнопленных.
Эти лица имеют право на уважительное отношение к их жизни, их физическому и психическому состоянию. Они получают определенные гарантии по защите жизни и гуманному обращению при любых обстоятельствах, без каких-либо исключений.
Конкретнее: запрещено убивать или калечить врага, который готов сдаться в плен или не в состоянии оказывать сопротивление; больные и раненые должны быть эвакуированы, получить первую помощь и уход от той из воюющих сторон, под чьей властью в данный момент они находятся. Медицинский персонал, расходные материалы, госпитали и машины скорой помощи не должны подвергаться нападению.
Существуют подробные правила регулирующие условия содержания под стражей военнопленных и дозволенные способы обращения с гражданскими лицами, находящимися под властью неприятеля. Они включают в себя обязанность предоставления продовольствия, жилья и медицинского обслуживания, а также право на обмен сообщениями с членами семьи.
Устанавливается ряд четко узнаваемых эмблем, которые могут быть использованы для идентификации защищаемых людей, мест и объектов. Важнейшие из них – красный крест, красный полумесяц и отличительные знаки обозначающие культурную ценность и средство гражданской обороны.
Международное гуманитарное право запрещает все средства и методы ведения боя, которые:
Действительно ли международное гуманитарное право выполняет свои функции?
С учетом того, что в настоящее время существует достаточное количество различных причин для крайней нетерпимости и агрессивного поведения, реализация норм данного свода правил всякий раз сопровождается большими трудностями и проблемами. Все больше приходит понимание, что актуальность вопроса об их эффективном соблюдении обострилась как никогда.
Что необходимо предпринять для реализации гуманитарного права?
Необходимо принять определенные меры для обеспечения соблюдения международного гуманитарного права. Государства должны взять на себя обязательства по обучению утвержденным правилам своих вооруженных сил, а также всех слоев населения. Требуется предупреждать преднамеренное совершение противоправных действий или наказывать виновных, если нарушения все-таки имели место.
В частности, государства должны предусмотреть соответствующие законы для наказания за наиболее тяжкие нарушения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, которые следует рассматривать как военные преступления.
На международном уровне принимаются особые меры: создаются трибуналы, рассматривающие дела, связанные с преступлениями в период военных конфликтов. В соответствии с Римским статутом 1998 года был создан Международный Уголовный суд, обладающий правом судебного преследования, в том числе, военных преступлений.
Каждый человек, правительства государства и различные организации, должны предпринимать посильное участие в таком важном и нужном деле, как соблюдение и развитие норм международного гуманитарного права.
Международное гуманитарное право
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права
Идея защиты лиц от бедствий войны и вооруженных конфликтов оставалась нерешенной у всех народов с древних времен. Однако гуманизация вооруженных конфликтов стала развиваться в XIX в. благодаря созданию в 1863 г. Международного комитета помощи раненым и принятию Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов в действующих армиях 1864 г., которые сыграли большую роль в формировании международного гуманитарного права.
Инициатором создания Международного комитета помощи раненым (c 1880 г. — Международный комитет Красного Креста (МККК)) стал швейцарский врач Анри Дюнан, который был свидетелем битвы Сольферино (Италия), в результате которой 5,5 тыс. человек погибли, а 23 тыс. получили ранения; многие погибли из-за нехватки врачей.
После этого он написал книгу «Воспоминания о Сольферино», в которой подчеркнул необходимость создания в каждом государстве агентства по оказанию помощи жертвам войны; принятия законов, позволяющих ухаживать за ранеными солдатами, независимо от их национальности.
Международное гуманитарное право (МГП) определяется как совокупность международных принципов и норм, направленных на соблюдение и обеспечение защиты жертв вооруженных конфликтов, гражданского населения, гражданских объектов и культурных ценностей во время войны и вооруженных конфликтов.
Цель МГП заключается в уменьшении и предотвращении человеческих страданий в вооруженных конфликтах, а также в запрещении или ограничении применения определенных средств и методов ведения вооруженных действий.
Таким образом, МГП направлено на обеспечение гуманного обращения во время войны или вооруженного конфликта, без какихлибо различий по признаку расы, цвета кожи, религии, убеждений, пола, рождения, богатства или любых других аналогичных критериев.
Принципы МГП состоять из принципов международного права и отраслевых принципов МГП:
Источниками МГП являются международно-правовой обычай и международные договоры.
К международным обычаям относятся обычай, при котором медицинский и духовный персонал должен пользоваться уважением и защитой. В этом случае действует «оговорка Мартенса», которая прибрела форму правого обычая: «в случаях, не предусмотренных принятыми постановлениями государств, население и воюющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания».
Международные договоры по МГП разделяются на «право Гааги» и «право Женевы». Право Гааги регулирует порядок ведения войны и устанавливает ограничение на использование средств и методов ведения военных действий. К праву Гааги относятся: III Гаагская конвенция об открытии военных действий; IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны; V Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны; X Гаагская конвенция о применении к морской войне начал Женевской конвенции. Данные конвенции были приняты на Гаагских конференциях мира в 1899 и 1907 гг.
Право Женевы регулирует порядок защиты жертв вооруженных конфликтов, гражданского населения, гражданских объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. К праву Женевы относятся следующие международные договоры:
— Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов в действующих армиях 1864 г. Она содержит только десять статей, в которых говорится, что раненные, больные, находящиеся в медицинских организациях, а также весь персонал этих учреждений, включая немедицинский обслуживающий и административный персонал, считаются нейтральными лицами; уважение гражданских добровольцев, которые вносят свой вклад в работу по оказанию помощи; помощь без дискриминации; использование красного креста на белом фоне как отличительного знака медицинских организаций и персонала, занимающихся уходом за больными и ранеными;
— Конвенция по улучшению участи раненных и больных в армиях в поле 1906 г. Настоящая Конвенция дополняет и развивает первую Конвенцию и включает «больных», она также предусматривает пункт, который имеет значительные правовые последствия — условия взаимности;
— Женевская конвенция по улучшению участи раненых и больных в армиях в поле 1929 г. В ней говорится о машинах и самолетах, используемых как средства медицинской транспортировки, которые будут пользоваться защитой Конвенции при эвакуации раненых и больных и транспортировке медицинского персонала и материальных средств. Эта Конвенция одобрила использование двух эмблем наряду с Красным Крестом, Красным Полумесяцем, Красным Львом и Солнцем;
— Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1929 г. — касается наиболее важных аспектов жизни военнопленного, обеспечивает ему защиту со стороны неприятельской державы, взявшей военнопленного, и со стороны Международного комитета Красного Креста; предусматривает создание исследовательского агентства для сбора информации о военнопленных и обмена новостями с их семьями и родственниками. Эта Конвенция сыграла важную роль в обращении с военнопленными Второй мировой войны;
— Женевские конвенции 1949 г. В 1949 г. после Второй мировой войны Швейцарское правительство призывало международное сообщество к конференции в Женеве, которая привела к заключению четырех соглашений, действующих во время войны и вооруженных конфликтов. К ним относятся: Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Конвенция об обращении с военнопленными; Конвенция о защите гражданского населения во время войны.
Женевские конвенции специально защищают лиц, не участвующих в боевых действиях (как гражданских лиц и медицинского и духовного персонала, подразделений и работников по оказанию помощи), а также лиц, которые перестали принимать участие в военных действиях (раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение и военнопленные).
Женевские конвенции и три дополнительных протокола к ним требуют принятия действий по предотвращению или пресечению «грубых нарушений» и наказывать всех лиц за их нарушение. Женевские конвенции направлены также на защиту жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера и на защиту гражданских лиц, находящихся под оккупацией;
— Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1977 г.:
Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (I), Дополнительный протокол, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (II). В 2005 г. был принят Дополнительный протокол, касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы (III).
Предметом Протокола I является жертва международных вооруженных конфликтов. Данный Протокол рассматривает вооруженные конфликты между национальными освободительными движениями и метрополиями как международный вооруженный конфликт; расширил правовую защиту медицинских формирований, медицинского персонала стороны, находящейся в конфликте, как военного, так и гражданского; более подробно описывает санитарно-транспортные средства и их виды, предназначенные исключительно для санитарной перевозки (наземные санитарно-транспортные средства, санитарные суда и плавучие средства, санитарные летательные аппараты; признал партизан в качестве комбатантов, а партизан, захваченных неприятелем, военнопленными. Протокол уделяет внимание защите гражданского населения во время международных вооруженных конфликтов с целью снижения угрозы для гражданского населения. Протокол предусматривает создание органа для расследования случаев грубых нарушений МГП.
Согласно Протоколу II вооруженный конфликт немеждународного характера представляет собой «вооруженный конфликт, происходящий на территории какой-либо Высокой Договаривающейся Стороны между ее вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол». Протокол устанавливает основные гарантии для некомбатантов, предоставляет необходимые услуги, чтобы помочь военнопленным.
Дополнительный протокол III признает дополнительную отличительную эмблему наряду с отличительными эмблемами Женевских конвенций, состоящую из красной рамки в форме стоящего на одной из своих вершин квадрата на белом фоне — «эмблема третьего Протокола». Протокол принят с целью усилить защитную ценность и универсальный характер отличительных эмблем.
МГП основывается на ряде основополагающих принципов, прямо изложенных в международных соглашениях или косвенно вытекающих из их контекста, или предусмотренных обычными нормами МГП.
В качестве источника МГП может рассматриваться судебная практика или судебные решения (приговоры Нюрнбергского и Токийского трибуналов, международного военного трибунала по бывшей Югославии и Руанде, решения Международного уголовного суда, а также ряд решений Международного Суда ООН и др.).
Важную роль в качестве источника МГП играет научная доктрина. Большой вклад в развитие МГП внесли Институт А. Дюнана в Женеве, МККК и такие великие ученые, как Ф. Ф. Мартенс, И. П. Блищенко, Анри Дюнан, И. И. Котляров, О. И. Тиунов и др.
Вооруженные конфликты
Вооруженные конфликты делятся на международные вооруженные конфликты (МВК) и немеждународные вооруженные конфликты (НВК). Большинство заключенных международных соглашений направлено на регулирование МВК, а НВК регулируются только ст. 3, общей для Женевских конвенций, Дополнительным протоколом II и международными обычными нормами.
В ст. 2, общей для четырех Женевских конвенций, и в ст. 1 Дополнительного протокола I дано определение МВК. Данные нормы будут применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между:
Сторонами МВК являются государства, национально-освободительные движения.
НВК представляет собой вооруженный конфликт, происходящий на территории какой-либо высокой договаривающейся стороны между ее вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II.
Внутренние беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия, внутренняя напряженность не являются НВК.
Характерными признаками НВК являются:
В последнее время появились смешенные вооруженные конфликты, т.е. конфликты, имеющие черты МВК и НВК. К ним относятся:
Методы и средства ведения войны
Стороны, находящиеся в конфликте, ограничены в выборе средств и методов ведения военных действий. Запреты применения тех или иных методов и средств действуют и в условиях МВК, и НВК.
Методы ведения войны означают различные способы использования средств ведения войны в указанных целях. Они представляют собой тактические приемы и способы ведения военных действий.
К запрещенным методам ведения военных действий относятся:
К запрещенным или ограниченным средствам относятся:
Правовой статус комбатантов и некомбатантов, шпионов, наемников, добровольцев
В соответствии со ст. 43 Дополнительного протокола I комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.
К ним относятся лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте. Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов.
В соответствии с Женевскими конвенциями комбатантами являются:
Комбатанты не подлежат ответственности за факт их участия в военных действиях. Комбатанты, захваченные неприятелем, получают статус военнопленных.
В случае захвата неприятелем как на комбатантов, так и на неккомбатантов, распространяется режим военного плена, за исключением медицинского и духовного персонала. Согласно ст. 33 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. «медикосанитарный состав и духовный персонал, задержанный держащей в плену державой с целью оказания помощи военнопленным, не должны считаться военнопленными». Пользуясь преимуществами и покровительством указанной Конвенции, они будут продолжать выполнять медицинские и духовные обязанности.МГП регулирует правовой статус шпионов и наемников.
Согласно ст. 29 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. шпион — это лицо, которое тайно или под ложными предлогами собирает военную информацию на контролируемой противником территории с намерением сообщить таковые противнику.
Шпионом не считается лицо, собирающее информацию на территории, контролируемой противником, если оно носит форменную одежду своих вооруженных сил.
Шпион не пользуется защитой международного права. В соответствии со ст. 30 Конвенции «лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда». Любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом.
Наемник — это любое лицо, которое: а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; b) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; с) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; e) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и f) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Наемник также не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и может быть привлечен к уголовной ответственности.
Добровольцы — это лица, изъявившие желание выехать за пределы своего государства и принять участие в боевых действиях на стороне народа иностранного государства, борющегося за свою независимость.
Добровольцы включаются в состав вооруженных сил и становятся комбатантами в соответствии с положениями Гаагских конвенций 1907 г. и Женевских конвенций 1949 г.
Правовой статус и защита раненых, больных, военнопленных, гражданского населения
МГП обязывает участников вооруженных конфликтов обеспечить предоставление защиты этим категориям.
Раненые и больные — это военные или гражданские лица, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психологического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий.
К ним также относятся лица, потерпевшие кораблекрушение, новорожденные дети, беременные женщины и немощные.
Режим раненых и больных также распространяется на ополченцев, партизан, добровольческих отрядов, лиц следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов и др.
Защита этих категорий лиц заключается в следующем:
Согласно ст. 4 Женевской конвенции III 1949 г. военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий: личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; добровольческие отряды, ополчение, лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации сторон.
Правовой статус военнопленных заключается в следующем:
Они должны устанавливаться с учетом их привычек и обычаев и не должны быть вредными для их здоровья;
Гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами. Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений.
С точки зрения МГП гражданское население — это гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженных конфликтов и не принимающие участия в военных действиях.
Термин «гражданское население» охватывает всех гражданских лиц, проживающих на территории воюющих государств и гражданское население, проживающее на оккупированных территориях. Если возникает сомнение относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским, то оно должно признаваться таковым. К гражданским лицам также относятся медицинский персонал, корреспонденты и члены гражданской обороны.
Правовая защита гражданского населения осуществляется в международных вооруженных конфликтов и в конфликтах немеждународного характера и во всех случаях оккупации всей или части территории государств.
Защита гражданского населения заключается в следующим:
Оккупирующее государство обязано обеспечить снабжение населения продовольствием и санитарными материалами. Оккупирующее государство не имеет право принуждать гражданских лиц служить в ее вооруженных силах.
Защита гражданских объектов и культурных ценностей
Гражданские объекты — это все те объекты, которые не являются военными объектами.
Защита гражданских объектов заключается в следующим:
Дополнительный протокол I предусматривает специальную защиту определенным гражданским объектам, необходимым для жизни населения. К ним относятся: а) гражданские объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения, специально с целью не допустить их использование гражданским населением или противной стороной как средств поддержания существования, независимо от мотивов, будь то с целью вызвать голод среди гражданских лиц, принудить их к выезду или по какой-либо иной причине; б) при ведении военных действий воюющие стороны обязуются заботиться о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения. Причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий запрещается; в) установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электростанции, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами; г) особые разновидности гражданских объектов. К ним относятся: необороняемые местности; демилитаризованные зоны; объекты гражданской обороны; д) культурные ценности и место отправления культа. Международная защита данных объектов закреплена в ст. 53 Дополнительного протокола I, в IV Гаагской конвенции 1907 г., в Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и в Протоколах к ней.
Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта дает определение культурных ценностей, к ним относятся: а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли и др.; б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей (музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей и др.); в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей».
Конвенция устанавливает, что защита культурных ценностей включает охрану и уважение этих ценностей. На государства возлагается обязанность подготовить еще в мирное время охрану культурных ценностей от возможных последствий вооруженного конфликта. Государства обязуются уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других государств.
Государства обязуются, кроме того, запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Они запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другого государства.
Конвенция предусматривает предоставление специальной защиты культурным ценностям, внесенными в Международный реестр культурных ценностей; государства обязуются обеспечить иммунитет культурных ценностей, находящихся под специальной защитой.
Дополнительный протокол I в ст. 53 устанавливает запрет: на совершение каких-либо враждебных актов, направленных против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; использование таких объектов для поддержки военных усилий; на то, чтобы делать такие объекты объектами репрессалий.
Ответственность за нарушения норм международного гуманитарного права
В МГП ответственность делится на два вида: ответственность государства и ответственность физических лиц.
Международная ответственность государств за нарушения норм МГП установлена международными договорами, в частности:
Конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Версальским договором 1919 г.; Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1929 г., Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом I к ним и др.
Формирование института ответственности государств за нарушения норм МГПотносятся к концу XVIII в. Первым договором, содержащим положения об ответственности государств стал Сан-
Стефанский мирный договор, заключенный между Турцией и Россией в 1878 г. Согласно данному договору Турция обязывалась выплатить России компенсацию за военные издержки.
Анализ этих международных договоров свидетельствует о том, что они составили основу политической и материальной ответственности государств за нарушения норм МГП.
Основанием для возникновения международно-правовой ответственности государства является совершение государством международного правонарушения.
Основными видами международно-правовой ответственности государств являются политическая и материальная ответственность.
Политическая ответственность государств может наступать в форме сатисфакций, санкций и репрессалий.
Сатисфакция состоит в выражении сожаления, удовлетворения, сочувствия государства-нарушителя пострадавшему государству или наказание виновных за незначительные нарушения МГП. Она применяются в случае нематериального ущерба, причиненного чести и достоинству государства.
Санкции — это принудительные действия в отношении государств — нарушителей, применяемые Советом Безопасности ООН в соответствии со ст. 39, 41, 42 Устава ООН. Принудительные действия включают меры военного (демонстрации, блокада) и невоенного характера (полный или частичный разрыв экономических отношений, ст. 41 Устава ООН); исключение из состава ООН (ст. 6 Устава ООН); приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5 Устава ООН).
Репрессалии — ответные правомерные принудительные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом.
Материальная ответственность выражается в двух формах: репарации и реституции.
Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, в виде товаров, услуг.
Реституции представляют собой возвращение в натуре неправомерно изъятых у государства, его организаций и граждан материальных ценностей (либо их замена предметами того же рода и примерно равноценными).
Международная уголовная ответственность физических лиц.
Индивидуальная уголовная ответственность закреплена во многих международных договорах, в частности: в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.; в Женевских конвенциях 1949 г. и
Дополнительных протоколах I и II к ним; Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.; Уставах международных военных трибуналов; в Римском Статуте Международного уголовного суда 1998 г. Впервые принцип индивидуальной ответственности физического лица за нарушение норм международного гуманитарного права был закреплен в Уставе Нюрнбергского трибунала, предусматривавшего составы преступлений, за которые наступала ответственность физических лиц.
В соответствии со ст. 27 Римского Статута Международного уголовного суд настоящий Статут применяется в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения. К ним относятся: главы государств или правительств, члены правительства или парламента, избранные представители или должностные лица правительства. Статья 28 устанавливает ответственность командиров и начальников за преступления, совершенные силами, находящимися под его контролем и командованием, либо в зависимости от обстоятельств, под его эффективной властью и контролем, в результате неосуществления им контроля надлежащим образом над такими силами, когда:
1) такой военный командир или такое лицо либо знало, либо должно было знать, что эти силы совершали или намеревались совершить такие преступления;
2) такой военный командир или такое лицо не приняло всех необходимых и разумных мер в рамках его полномочий для предотвращения или пресечения их совершения либо для передачи данного вопроса в компетентные органы для расследования и уголовного преследования.
В ст. 29 Статута содержится положение о неприменимости срока давности в отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда.
Основанием для привлечения физических лиц к международной уголовной ответственности является совершение следующих международных преступлений: a) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий; б) военные преступления, а именно: нарушения законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления; в) преступления против человечества, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет; г) преступления агрессии. Преступление агрессии отнесено к юрисдикции Суда, однако определение преступления агрессии в Статуте отсутствует. Согласно п. 2 ст. 5 Международный уголовный суд осуществляет юрисдикцию в отношении преступления агрессии как только будет принято в соответствии со ст. 121 и 123 положение, содержащее определение этого преступления и условия, на которых Суд будет осуществлять юрисдикцию относительно него.
11 июня 2010 г. принята Резолюции RC/Res.6, согласно ст. 8-би которой «”преступление агрессии” означает планирование, подготовку, инициирование или осуществление лицом, которое в состоянии фактически осуществлять руководство или контроль за политическими или военными действиями государства, акта агрессии, который в силу своего характера, серьезности и масштабов является грубым нарушением Устава Организации Объединенных Наций». Акт агрессии в п. 2 данной статьи определен как «применение вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН».
Вопросы и задания для самоконтроля