Что такое гуманитарные технологии

Характеристика гуманитарных технологий

В последние десятилетия в передовой европейской и отечественной педагогической мысли в качестве альтернативы технологизации (образовательные технологии, педагогические технологии) и гуманитаризации (концепции духовно-нравственного воспитания) образовательного процесса выдвигаются идеи так называемых гуманитарных технологий. Гуманитарные технологии подразделяются на управленческо-гуманитарные (человековедческие), педагогические и психологические.

Гуманитарные технологии — технологии самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств.

Гуманитарные технологии — особый вид профессиональной деятельности. Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами, имеющим жизненный опыт, прошедшим специальную подготовку. Обращение к гуманитарным технологиям правомерно для тех, кто испытывает потребность в общении с людьми, обладает развитой интуицией, коммуникабельностью и эмпатией.

Педагогические технологии гуманитарны по своей природе. Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путём преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений учителя и учащихся. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения. Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога.

На первый взгляд может показаться, что понятие гуманитарные технологии не содержит принципиально новых, инновационных идей и подходов к образованию. Но это далеко не так. Обратимся сначала к трактовке данного понятия. В самой общей трактовке гуманитарные технологии представляют собой совокупность технологий влияния на человека (отсюда и специфический признак данных технологий – гуманитарные). В узком смысле к таковым технологиям относят, например, технологии PublicRelations,политтехнологии, манипулятивные методики, коммуникационный менеджмент и т.д. В широком смысле гуманитарные технологии – это «систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания»

Неслучайно, тенденции и европейского образования (Болонский процесс, например), и отечественного образования (например, ФГОСы второго поколения для среднего (полного) образования) нацеливают образовательные системы на деятельностно-компетентностный подход, реализацию индивидуальных стратегий обучения, вариативность обучения. В этом случае гуманитарные технологии позволяют ответить на вопрос как конкретно осуществить данные цели. Такая спецификация обуславливает следующие особенности гуманитарных технологий:

— ориентация на освоение гуманитарной культуры, отраженной в тексте и выражающейся через текст, т.е. через «особые» нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы,

В науке принято различать следующие виды гуманитарных технологий, функционирующих в сфере образования:

— технологии, направленные на социум;

— технологии, направленные на группу;

— технологии, направленные на другого;

— технологии, направленные на себя.

В качестве гуманитарной технологии, направленной на социум, можно рассматривать, например, политику многоязычия.

К гуманитарным технологиям, направленным на группу относятся следующие конкретные технологии: проектное обучение, технология развития критического мышления для чтения и письма, case-study, технологии игрового обучения и пр. Предлагаем остановиться на технологии case-study как на одной из самых эвристичных и гибких технологий. Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить кейс с различными информационными материалами, это могут быть статьи, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.

После того как поставлена задача и подготовлен кейс, необходимо организовать деятельность учащихся по разрешению поставленной проблемы. Совместными усилиями каждая из подгрупп анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

Гуманитарные технологии нацелены на образование для жизни и в течение всей жизни.

Источник

Что такое гуманитарные технологии

Что такое гуманитарные технологии. Смотреть фото Что такое гуманитарные технологии. Смотреть картинку Что такое гуманитарные технологии. Картинка про Что такое гуманитарные технологии. Фото Что такое гуманитарные технологии

Традиционная логика предписывает давать определение через ближайший род и специфическое различие [14]. Очевидно, для гуманитарной технологии родовым понятием является технология как таковая. По отношению к последней более общим является понятие деятельности. Не случайно уже А. Эспинас, предлагавший в конце XIX в. в своей книге «Возникновение технологии» создать учение о различных искусствах и техниках, рассматривал последние как виды деятельности [12].

Деятельность определяется философами как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Она включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, ее неотъемлемой характеристикой является осознанность [13].

Любая деятельность может осуществляться с большей или меньшей эффективностью. Под последней понимается «достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции из данного количества ресурсов» [17]. К примеру, субъект политической деятельности может в различной степени владеть умением «достигать максимальных результатов соответственно поставленным (субъективным) целям, запросам, потребностям с минимумом потерь, затрат, наращиванием отдачи, достижением выгод при неусилении конкурентов, соперников, антагонистов» [2].

Слово «технология» образовано соединением греческих слов «техно» и «логос». При этом известно, что первое из них, нередко встречающееся в античной философии, означало не исключительно технику, а всякое искусство делания вещей, начиная от создания картин и скульптуры, заканчивая техническими изделиями, например военными машинами [12]. Как подчеркивает М. Хайдеггер, в те времена «словом «техне» назывался и «пойесис» изящных искусств» [15, с. 329].

Слово «технология» в современном мире используется в столь же широком значении, как и слово «техне» у древних греков. Отражая эту тенденцию, В.В. Ильин и А.С. Панарин пишут о специфических чертах современного технологического человека, ориентированного на преобразование мира [2, с. 204]. Б.Г. Юдин говорит о технологическом отношении к миру, называя его признаками рациональность и целенаправленность [18, с. 133]. Необходимыми признаками любой технологии этот автор считает как эти две характеристики [18, с. 133], так и «ограниченность и конкретность». Автор подчеркивает, что результат применения технологии «уже в исходной точке должен быть задан со всей определенностью, позволяющей оценить, действительно ли удалось его достичь» [19, с. 109].

На основании изложенного технологию можно определить как систему способов какой-либо деятельности, направленных на наиболее эффективное достижение определенного результата. Вопрос о причинах, по которым субъект деятельности заинтересован именно в таком, а не в каком-то ином результате, выходит за рамки собственно технологии. Можно согласиться с предложением В.В. Ильина и А.С. Панарина различать апологии и технологии. Если первые «заявляют, обосновывают, разумно ставят, оправдывают цели и интересы; посредством концептуальной проработки, интеллектуальной тематизации. действий. целеориентируют», то вторые «практически проводят, реализуют интересы и цели, влияют на жизнеустройство, ускоряя, сдерживая его темпы» [2, с. 31]. Таким образом, технологии носят инструментальный характер и, как правило, сами по себе не могут оцениваться как позитивные или негативные.

Вместе с тем исследователи подчеркивают неразрывность технологий и апологий: «В серьезной политике. не бывает программ без планов действий. Апология конструирует, проектирует, технология претворяет» [2, с. 31]. Рисунок 1 призван показать, что различение этих двух категорий не означает их абсолютной обособленности. В частности, регулярное применение субъектом одних и тех же технологий может повлиять на его картину мира, что скажется и на его апологиях.

Что такое гуманитарные технологии. Смотреть фото Что такое гуманитарные технологии. Смотреть картинку Что такое гуманитарные технологии. Картинка про Что такое гуманитарные технологии. Фото Что такое гуманитарные технологии

Культурологи, описывающие структурный сдвиг в Европе Нового времени, выделяют появление технологий двух типов: промышленных, направленных на преобразование природной среды, и социальных, направленных на преобразование среды общественной [2, с. 204]. Как указывает Л.Г. Ионин, термин «социальная технология» имеет два смысла. Под ним понимается либо совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем, либо способ применения теоретических выводов социологии в практических целях [3, с. 345]. Представляется, что первый подход в большей степени отражает тенденцию «технологизации» современной науки, означающей, что на первый план выходит не внедрение уже имеющихся достижений, а выработка нового знания в соответствии с запросами практики [18, с. 134-136].

Под социальными технологиями, на наш взгляд, следует понимать технологии, призванные оказать целенаправленное воздействие на социальные структуры и социальные процессы. Включает ли так сконструированное понятие в свой объем технологии, применяемые в сферах образования и воспитания? На этот вопрос следует ответить положительно, так как изменение умственных и нравственных качеств населения оказывает прямое воздействие на общественную среду.

Что такое гуманитарные технологии. Смотреть фото Что такое гуманитарные технологии. Смотреть картинку Что такое гуманитарные технологии. Картинка про Что такое гуманитарные технологии. Фото Что такое гуманитарные технологии

Социальные технологии взаимосвязаны с техническими (рис. 2). Не ограничиваясь банальным примером текстов, написанных с использованием программы MS Word, можно упомянуть здесь феномен Интернета как такового и социальных сетей, в частности. Отличительной чертой социальных технологий является то обстоятельство, что их воздействие на социальные структуры и процессы носит не косвенный (побочный), а прямой целенаправленный характер (хотя, конечно, оно может иметь и непредвиденные последствия).

Актуален вопрос о том, как различать социальные и гуманитарные технологии. По мнению Б.Г. Юдина, «там, где речь идет о технологических воздействиях на индивида (или на индивидов), имеет смысл говорить о гуманитарных технологиях (ГТ); там же, где речь идет о воздействиях на социальные общности любого масштаба, имеет смысл говорить о социальных технологиях» [19, с. 106]. При этом автор признает, что при таком подходе «очень часто одни и те же воздействия можно относить и к одному, и к другому виду» [19, с. 106].

Существует масса других трактовок понятия «гуманитарные технологии». Одни исследователи подчеркивают направленность последних на всестороннее прогрессивное развитие личности [5]. Другие описывают их как новый тип управления процессами, основанный на «мягком» взаимодействии сторон, без использования средств «прямого авторитарного давления [6]. Третьи подчеркивают опору этих «приемов, методов и средств трансляции и реализации управленческих решений» на «ценностный пласт сознания индивидов и групп», который при этом определяется как сложная система, «где в равной мере представлены рациональный и эмоциональный элементы; а также сознательный и бессознательный уровни психики» [10]. Четвертые считают гуманитарными технологии, направленные на создание, образование, обработку либо изменение правил и рамок сообщения и взаимоотношения людей согласно вызовам внешней (как общественной, так и природной) среды [16]. Пятые акцентируют внимание на манипулятивном компоненте, позволяющем внедрять в массовое сознание под видом объективной информации желательное для определенных групп содержание [16]. Существуют и иные точки зрения.

На наш взгляд, классификационным основанием должна выступать специфика самих технологий. Как указывает С.Г. Кара-Мурза, «мягкие» (гуманитарные) технологии предполагают достижение целей путем рационального убеждения или психологических манипуляций, которые не просто побуждают человека делать то, чего желают другие, но и заставляют его хотеть это сделать [4, с. 13]. Использование применительно к «мягким» технологиям синонима «гуманитарные» оправдано и особой ролью, которую играют в их разработке и применении такие гуманитарные науки, как психология, культурология, лингвистика, этнография, религиоведение и т.д. Словосочетание «гуманитарные технологии» близко понятию «мягкая сила», которое определяется Дж.С. Наем-мл. как «способность получить то, чего Вы хотите, скорее благодаря привлекательности, чем посредством принуждения или платежей» (20, с. 10).

Что такое гуманитарные технологии. Смотреть фото Что такое гуманитарные технологии. Смотреть картинку Что такое гуманитарные технологии. Картинка про Что такое гуманитарные технологии. Фото Что такое гуманитарные технологии

Как отмечают В.В. Ильин и А.С. Панарин, «люди издавна употребляли против себе подобных не только мягкие технологии убеждения, примера или прельщения, но и жесткие технологии насилия, убийства» [2, с. 204-205]. Вместе с тем важно заметить, что «негуманитарность» вовсе не синоним «негуманности», а гуманитарные технологии могут, к сожалению, быть использованы в антигуманных целях.

«Негуманитарные» технологии используют три основных типа воздействия: принуждение, поощрение (к примеру, финансовое), а также приказы внутри иерархических структур. Последний вариант, не выделяемый отдельно Дж.С. Наем-мл., имеет, на наш взгляд, свою специфику. Начальник, отдавая указание подчиненному, зачастую не убеждает его в разумности решения, не обещает премию и не угрожает увольнением, а просто использует отношения субординации.

Также следует указать на отсутствие непреодолимой грани между гуманитарными и негуманитарными социальными технологиями. Многие реально применяемые гуманитарные технологии содержат значимые элементы методов принуждения, поощрения и приказа. В случае с технологией «стратегического ненасильственного сопротивления» («цветных революций») примерами таких «вкраплений» являются обструкция оппонентов, подкуп «силовиков» и приказы внутри организаций «борцов за свободу» соответственно.

Также социальные технологии могут быть классифицированы по сферам общественной жизни, в которых они применяются. По этому основанию можно выделить технологии политические, социально-экономические, информационные, образовательные и т.д. В социуме существует ряд подсистем, обладающих относительной автономией (и даже «собственной логикой строения, функционирования и развития» [7, с. 173]). Социальные технологии находят широкое применение в различных сферах жизни общества.

Что такое гуманитарные технологии. Смотреть фото Что такое гуманитарные технологии. Смотреть картинку Что такое гуманитарные технологии. Картинка про Что такое гуманитарные технологии. Фото Что такое гуманитарные технологии

Сферы социальной жизни различны, однако не изолированы друг от друга [7, с. 176], а применяемые в них гуманитарные технологии имеют общие черты. Наряду с преимуществами, это создает и риски кумулятивного эффекта негативных воздействий (к примеру, паника на бирже, созданная путем применения определенных психологических технологий, может иметь как экономические, так и политические последствия).

Рецензенты

Викторук Елена Николаевна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Сибирского государственного технологического университета, г. Красноярск.

Копцева Наталья Петровна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой культурологии Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.

Источник

Гуманитарные технологии: сущность, подходы, классификация

Словосочетание «гуманитарные технологии» становится все более и более популярным в наши дни. Несомненно, система образования, реализующая гуманитарные (т. е. направленные на человека) процессы становления и развития личности человека в образовательном процессе, не может не обратиться к феномену гуманитарных технологий. Это обусловлено качественно новым этапом развития профессионального образования, когда возникает потребность в выработке общепедагогической платформы деятельности вуза; в развитии потребности в знаниях об организации образовательного процесса у руководителей предприятий, общественных деятелей, т. е. у профессионалов сферы «человек — человек»; в укреплении экспертной функции образовательных учреждений в оценке инновационных процессов в социальной сфере.

Как отмечает проф. С. А. Гончаров[5], проблемы создания и использования гуманитарных техно­логий связаны с развитием гуманитарного знания, которое строится на междисциплинарной основе — общей философско-социологической теории — теории современного общества и теории коммуникаций, герменевтики и семиотики, культурологи и психологии. В западной философско-социологической традиции она находит свое адекватное выражение, прежде всего, в трудах Н. Лумана и Ю. Хабермаса, в отечественной — в работах М. Бахтина, Ю. Лотмана, П. Щедровицкого, М. Мамардашвили. Гуманитарные технологии возникают из синтеза философского знания (философской антропологии); теории коммуникации, герменевтики и семиотики, психологии, знания частных социальных наук и методического набора антропотехник, социотехник и культуротехник, ориентированных на решение проблем человека и человеческих ресурсов в условиях меняющейся жизненной среды.

В дискурсе образования термин «гуманитарные технологии» распространен достаточно широко, как обладающий широким спектром смыслов обозначения педагогических действий, конструктов содержания и методов образования. Многие исследователи отмечают, что понятие «гуманитарная технология» наполнена смыслами: «уважение личности», «ценность жизни», «существование, развитие человека», «качество жизни». Педагогическое сообщество продуцирует новый дискурс образования, наполненный вызовами и импульсами, которые проецируются на определенные модели построения обучения на позициях разнообразия мнений, толерантности, признания прав и достоинств учащихся, опыта и жизненных позиций, языковой культуры и других факторов жизненного уклада, деятельности и отношений.

Гуманитарный дискурс образования означает, что его технологические, конструктивные составляющие обращаются к практике образования. Познание, учебная деятельность представ­ляются как диалогическое отношение в широком смысле, выбор между множеством почти равнозначных истин, различных культур и позиций. Дискурсивно эти модели образования определяются в форме метафор — педагогика толерантности, здоровья, гражданства, права, проекта (творчества), партнерства (признание равноправности) и т. д. В плане компетенций педагога данные дискурсы определяют все его действия и способности достигать цели образования раз­личными методами, т. е. они определяют его установки и позиции в педагогическом процессе, а также влияют на отбор содержания и организацию его освоения, использования образо­вательных ресурсов (контент образования).

Что есть гуманитарная технология в образовании? Существует несколько определений гуманитарных технологий, представим лишь наиболее значимые позиции.

В позиции В.Грановского, В.Осипова, М.Карижского[6], гуманитарные технологии – это технологии или инструменты влияния, мягкого взаимного воздействия институтов, корпораций и отдельных лиц друг на друга, при котором грубые средства (убийства, компрометации, дискредитации, шельмование, бойкот и изоляция, недопущение к СМИ) не идут в расчет и не рассматриваются в качестве инструментов. Это технологии мягкого человечного влияния, технологии социальной инженерии. Это влияние нужно затем, чтобы преобразовать нынешнее общество в общество открытое, обращенное к своей истории и своему будущему, перспективное про­странство и пригодную для жизни среду, чтобы преобразовать это общество в образованное и увлеченное новой социальной игрой, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху. Эти технологии создают условия для конвенциональной социальной игры, которая занимает и охватывает все большее количество людей, благодаря ее открытости к прошлому, к будущему и открытости людей навстречу друг другу.

По мнению Е.Островского, П.Щедровицкого[7], гуманитарные технологии – совокупность технологий, направленных на создание, образование, обработку либо изменение правил и рамок сообщения и взаимоотношения людей согласно вызовам внешней (как общественной, так и природной) среды.

П.Г. Кузнецов, Ю.В. Громыко[8] считают, что гуманитарные технологии – это технологии по внедрению в массовое сознание под видом объективной информации желательного для определенных групп общества содержания. Гуманитарные технологии тем более эффективны, чем сильнее могут воздействовать на болевые точки общественного сознания, то есть возбуждать чувства, эмоции: радость, гнев, страх, счастье, ненависть.

Б.Е. Большаков, С.П. Никаноров, Дж. Тенненбаум[9] утверждают, что гуманитарные технологии – набор тщательно выверенных и научно обоснованных приемов и специальных техник непрямого воздействия гуманитарных технологов на общество (через управление социальным поведением).

П. Щедровицкий[10] настаивает на том, что гуманитарные технологии — это, прежде всего, систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания. Согласно П. Г. Щедровицкому, составляющими гуманитарной технологии являются «особые» нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, конструкты, знаковая среда (реклама, продукты СМИ и др.), квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность, авторитет, авторское право и т. п.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом в современном научном знании имеются как узкое понимание гуманитарных технологий (например, PR или политтехнологи и манипулятивные методики ресурсами), так и широкое, размывающее понятийные границы — как программы, имеющие ориентации на человека. Гуманитарная технология — разновидность социальных технологий, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всесто­роннего развития личности.

Таким образом, под гуманитарными технологиями можно понимать технологии влияния на общество, на человека. Так, в открытом пространстве коммуникации через определенные группы влияния и средства массовой информации (с помощью гуманитарных технологий, т. е. мягких технологий воздействия на человека) продвигаются новые формы деятельности, которые «прорастают» в непосредственные стратегические государственные проекты и управленческие структуры государства, в корпоративные проекты и различные кампании. Зачастую это качество влияния усиливается, переходя в манипулирование.

Гуманитарные технологии проектируются на основе системного и деятельностного подходов, мышление становится основным и центральным их звеном. Организация мышления как технической составляющей гуманитарной технологии осуществляется по «особым» гуманитарным законам и методам. Гуманитарные технологии ресурсоемки. Под ресурсом в них понимается наличие:

а) идей, концептов и т.п. и их перевод в разряд деятельностных целей и задач, программ и проектов;

б) людей, способных разрабатывать и реализовывать развивающие проекты и программы;

в) финансов и требуемой материальной базы.

Ядром гуманитарных технологий является информация. Именно информация в гуманитарных технологиях выполняет посредническую функцию между активными деятелями и позволяет значительно «сжимать» и «технологизировать» время. Технологизация отдельных составляющих (низовых и рутинных работ) значительно высвобождает время и пространство для других видов работ – мыслительно-рефлексивных (концептуализации, идеологизации, целеполагания и т.п.). Гуманитарные технологии являются инфраструктурными (нелинейными). Это означает зависимость каждого элемента гуманитарной системы от целого ряда неопределенных факторов. Нелинейность как характеристика гуманитарных технологий выражается в необходимости фиксировать получаемые промежуточные результаты и продукты, а также их использование в других системах деятельности. Именно поэтому гуманитарные технологии характеризуются функциональным укрупнением деятельности и, как следствие, – автономизацией отдельных ее составляющих. Уже сегодня можно наблюдать четкое вычленение в отдельные институты таких составляющих гуманитарных технологий, как консультирование, экспертирование, обмен информацией, правовое обеспечение и осуществление между ними кооперации на договорных основаниях. В гуманитарных технологиях важны не столько содержания отдельных элементов, сколько тип системных отношений, определяющий специфику и название той или иной гуманитарной технологии.

Если производственные технологии отражают объективные возможности производства, то гуманитарные технологии отвечают за субъективный фактор, претворяющий некоторое возможное будущее в реальность. Первые формируют пространство тенденций, а вторые управляют реализацией этих тенденций. На практике гуманитарные технологии применяют бизнесмены для управления предприятием, государство – для решения своих проблем. Следовательно, выходит, что всю человеческую деятельность, кроме материального производства, можно отнести в разряд гуманитарных технологий.

Гуманитарные технологии, в отличие от технологий производственных, где объекты и материал максимально независимы от человека и его деятельности, становятся зависимы от человека и имеют дело с «человеческим материалом». Гуманитарной технологией в сфере образования, по мнению П.Щедровицкого[11], становится технология организации мыследеятельности и ее нормирования. Это технология принятия решений и их рефлексия, это конфликт идей и разрешение конфликта, это осознанное планирование деятельности и ее осуществление, это аналитика и рефлексия деятельности и мышления, это осознание самого себя как деятеля и как личности, индивидуальности. Кардинальная смена целей образования приводит к определению принципа непрерывности образования, обеспечению прав человека на постоянное освоение новых способов мышления и деятельности на основе культурных норм. Проблематизация социокультурной ситуации и определение первоочередных и долговременных задач, стоящих перед образованием, задают направление поиска новых технологических форм образования.

Таким образом, возникает необходимость еще раз подчеркнуть, что понятие «гуманитарные технологии» не обрело четких познавательных границ, на сегодняшний день эта дефиниция активно используется преимущественно в политической сфере, но также предпринимаются довольно-таки успешные попытки определить суть этого понятия в социологической и педагогической литературе. Именно на удачное соединение философско-методологического и политико-конъюнктурного моментов указывает С.М. Елисеев[12]: «В принципе, гуманитарные технологии – это одновременно и удачный бренд, и самостоятельная методология, возможно, до сих пор не вполне последовательно и ясно изложенная. По мере того как государство утрачивало монопольную позицию на этом рынке, стали образовываться новые структуры, имеющие достаточное количество финансовых, административных, материальных и интеллектуальных ресурсов для самостоятельного производства смысла деятельности (политической, управленческой, экономической, научной, социокультурной и др.)».

В контексте гуманитарных технологий человек выступает как своеобразная знаковая система, высоко информативная и открытая для контактов, что облегчает актуализацию индивидуально-личностных смыслов, выступающих в этом случае в качестве преобразующего и преобразуемого начала. Гуманитарные технологии предполагают обязательное наличие обратной связи, диалога/общения между участниками коммуникативного процесса. Таким образом, образование может рассматриваться как сфера социогуманитарного творчества, где совершается становление человека, личности, как система гуманитарных технологий, служащая вхождению человека в современный мир.

Итак, если рассматривать гуманитарные технологии в узком смысле, то это — PR и политтехнологии, манипулятивные технологии и т. д., а если в широком смысле, то это разновидность социальных технологий, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности.

Гуманитарные и образовательные технологии имеют разнообразное толкование на современном этапе и в силу своего разнообразия могут иметь различные варианты взаимоотношений.

Во-первых, часть образовательных технологий можно рассматривать как полноценные гуманитарные в том случае, если они ориентированы на самого обучающегося, на его индивидуальные потребности и особенности, на группу обучающихся или на социум. К таким технологиям могут быть отнесены, в частности, технология развития критического мышления, технология рефлексивного обучения и т. п.

Во-вторых, образовательные технологии могут превратиться в полноценные гуманитарные технологии, если они будут наполнены собственно гуманитарным знанием.

Таким образом, гуманитарные технологии или шире образовательных технологий, или могут быть приравнены к ним.

Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путем преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений преподавателя и студента. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения, что позволяет достичь желаемого результата и реализовать замысел.

Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности преподавателя. Открытость возможно обеспечить через прояснение целей, возможность их коррекции, изначально заложенную в алгоритм технологии. Постоянная диагностика выполнения замысла позволяет выявлять и устранять ошибки, корректировать процесс обучения и получать желаемый результат.

Таким образом, гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности ее влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной системы в целом. Гуманитарность технологии определяется возможностью «оборачиваемости» используемых методов, так называемого «двустороннего» эффекта их применения и возврата к педагогу на индивидуально-личностном уровне.

По своей природе педагогические технологии гуманитарны. Для расширения границ педагогической технологии представляет интерес развития различных компетенций: компетенция в организации способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; компетенция в организации культуры; коммуникативная компетенция; компетенция в организации самостоятельной деятельности в условиях неопределенности; компетенция в организации системного мышления; компетенция в организации готовности проявлять ответственность за выполняемую работу. Содержание обучения включает целостный опыт студентов (не только знания или умения), порождение смыслов, управление психофизическими состояниями, саморефлексию действий, способов получения нового опыта, процесс коммуникации и саморазвитие личности, что очень важно в профессиональной деятельности человека. Для «технологического» анализа интересна воспроизводимость получаемых результатов и процесса их достижения.

Высшее образование, ориентируясь на подготовку специалиста для продуктивной жизнедеятельности в этом обществе, несет определенную ответственность перед студентами за то, насколь­ко успешно оно сможет подготовить их к жизни в пространстве мягких технологий влияния. Как отмечает профессор С. А. Гончаров[13], это обусловлено тем, что человек, который не научен про­цедурам понимания себя, своего жизненного контекста и среды, особенностям сложных и многомерных коммуникаций, в которых он находится, неизбежно становится рабом чужих стремлений и манипуляций. Человек должен иметь больше точек опоры, в том числе — внутри себя. Тогда и бизнес будет успешнее и надежнее. Важно формировать через образование человека понимающего (себя и окружающий мир), который благодаря этой способности сможет успешно проходить процесс социализации как свободная и творческая личность в течение всей жизни.

Овладение современным педагогом гуманитарными технологиями является важной задачей, и включение в педагогический процесс по подготовке педагогов образовательных технологий, обладающих гуманитарным потенциалом, позволяет «осваивать в деятельности» необходимые технологии.

Основные понятия

Гуманитарная технология, гуманитарное знание, манипуляция, мягкое влияние, социальная инженерия, гуманитарный потенциал

Вопросы

1. В чем, на Ваш взгляд, заключается общее и различное между гуманитарными и образовательными технологиями? Аргументируйте свою позицию.

2. Каковы характерные особенности гуманитарных технологий?

3. Почему гуманитарные технологии называют технологиями влияния и управления?

4. Как Вы понимаете понятие «социальная инженерия»?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *