Что такое мпс в банке

Как работают денежные переводы с карты на карту

Что такое мпс в банке. Смотреть фото Что такое мпс в банке. Смотреть картинку Что такое мпс в банке. Картинка про Что такое мпс в банке. Фото Что такое мпс в банке

Несмотря на то, что популярность данного вида переводов с каждым годом растёт все больше, в интернете очень мало информации о том как они работаю «изнутри» и в этой статье я простым языком расскажу что такое p2p-переводы, какие они бывают и как они устроены.

Переводы с карты на карту (они же p2p, card2card, c2c) – это способ перевода денег в Интернете между физическими лицами с использованием реквизитов банковских карт. Для перевода необходимо иметь свою банковскую карту (и желательно деньги на ней) и знать номер карты получателя.

Перевести деньги с карты на карту можно практически в любом интернет-банкинге, но если у вашего банка такой функции нет, то можно воспользоваться сторонними сервисами (гуглим «переводы с карты на карту»).

Виды p2p-переводов

Внутренние — переводы с банковской карты, выпущенной в российском банке на банковскую карту, выпущенную в российском банке.

Трансграничные — переводы с банковской карты, выпущенной в российском банке на банковскую карту, выпущенную в зарубежном банке (например, в Украине). Немногие банки предоставляет такую услугу, комиссия при переводе за границу как правило намного выше (в среднем 2% + 150 RUB и плюс еще валютная конвертация), а лимиты на переводы ниже.

При трансграничных переводах деньги списываются с вашей карты в рублях, конвертируются по курсу международной платежной системы VISA\Mastercard (как правило курсы МПС не сильно отличаются от ЦБ, узнать точные курсы МПС можно воспользовавшись калькуляторами: Mastercard VISA) в валюту платежной системы (евро или доллар), после чего происходит еще одна конвертация в местную валюту по курсу банка выпустившего карту получателя (тут уже вы где-то 0.5% потеряете, но можете и больше, все зависит от жадности банка). Например, при переводе с российской карты на украинскую будет две конвертации — RUB->USD\EUR->UAH.

Совершать перевод на российских сервисах с использованием карты отправителя выпущенной за границей нельзя. Также нельзя совершать перевод с российской карты на карты локальных платежных систем, таких как белорусская «Белкарт» или китайская «UnionPay», т.е. карта получателя должна быть либо VISA либо Mastercard.

Как это работает?

Для начала давайте рассмотрим участников процесса:

Банк-эмитент карты отправителя и карты получателя, т.е. тот банк который выпустил карту.

Банк-эквайер — банк осуществляющий прием реквизитов банковских карт и осуществляющий процессинг перевода — взаимодействие с платежными системами, проверку на мошенничество и тд. Банк-эмитент и банк-эквайер могут быть одним и тем же банком.

Платежная Система. Когда мы совершаем перевод с карты на карту и вводим реквизиты карт отправителя и получателя, банк-эквайер не знает, что это за карты и каким банкам они принадлежат и обращается в ПС (т.к. у ПС есть юридические взаимоотношения со всеми банками членами ПС и вся информация о том какие карты какими банками были выпущены).

Также ПС выполняет функции клиринга и т.к. деньги фактически приходят на счет в банке только на следующий день — является гарантом того, что деньги точно придут, что позволяет зачислять деньги на карту физ. лицам мгновенно не ожидая завершения расчетов.

ПС бывают международные (VISA, Mastercard и т.д.) и локальные (Белкарт, Элкарт и тд).

Сервис-провайдеры (IPSP). Представьте, что вы не очень крупный банк и хотите предоставить своим клиентам возможность переводить деньги с карты на карту у себя в интернет-банкинге. Для этого вам потребуется:

Верхнеуровнево процесс перевода выглядит следующим образом:

Что такое мпс в банке. Смотреть фото Что такое мпс в банке. Смотреть картинку Что такое мпс в банке. Картинка про Что такое мпс в банке. Фото Что такое мпс в банке

1. Отправитель вводит реквизиты перевода (данные карт, сумму и т.д.)

2,3. Реквизиты передаются в банк-эквайер (либо напрямую, либо через сервис-провайдера)

4. Банк-эквайер инициирует перевод обращаясь в платежную систему и пересылая ей реквизиты перевода

5. Платежная система определяет по номеру карты банк-эмитент карты отправителя и отправляет в банк запрос на перевод

6. Банк-эмитент проводит авторизацию – перенаправляет отправителя на страницу ввода 3DS (смс или push-уведомление с кодом)

7. Отправитель вводит проверочный код

8. Банк-эмитент карты отправителя отправляет ответ в платежную систему о том, что авторизация проведена успешно

9. Платежная система отправляет запрос в банк-эмитент карты получателя на зачисление денежных средств на карту получателя

10. Банк-эмитент карты получателя зачисляет деньги на расчетный счет получателю

Когда вы увидели надпись об успешном переводе (и у вас деньги списались, а получателю начислились), на самом деле деньги еще никуда не ушли, успешно прошла только авторизация. Деньги уйдут на следующий день, после того как в конце операционного дня ПС проведет клиринг и сообщит банку-эмитенту карты отправителя, что ему необходимо отправить деньги в банк-эмитент карты получателя, а также выставит отдельный счет для оплаты комиссии в пользу ПС. Именно поэтому иногда переводы задерживаются, так как некоторые банки ждут завершения фактических расчетов, которые происходят только на следующий день.

Банковский клиринг — это взаимозачет, выглядит следующим образом:

Юридические артефакты

Оферта — это договор между физическим лицом и банком-эквайером на совершение p2p-перевода. Когда вы совершаете перевод вы проставляете галочку о том, что соглашаетесь с условиями оферты (иногда она бывает проставлена по умолчанию). Если у вас возникнут проблемы с переводом, то де-юре вам нужно обращаться в банк-эквайер по реквизитам указанным в оферте. Де-факто первым делом лучше попробовать воспользоваться контактами техподдержки сервиса в котором вы совершали перевод.

Обращаю внимание что если вы переводите деньги, например, на сайте банка «А» то в оферте, особенно у маленьких банков и у финансовых сервисов может быть указан другой банк — «Б», и юридически вы предъявить в банк «А» ничего не сможете, так как услугу по переводу вам оказывал в данном случае банк «Б».

ФЗ-161 «О национальной платежной системе» — этот ФЗ, который должны соблюдать все банки-эквайеры, следит за соблюдением данного закона ЦБ РФ. Если вас как физ.лицо обидел какой-то банк, например, вы совершили перевод с карты на карту и он не дошел в течении 5 календарных дней до получателя и деньги не вернулись (это максимальный срок по данному ФЗ), а банк отказывается вам помогать в решении данного вопроса, то вы можете написать жалобу в ЦБ — это может помочь.

Что такое мпс в банке. Смотреть фото Что такое мпс в банке. Смотреть картинку Что такое мпс в банке. Картинка про Что такое мпс в банке. Фото Что такое мпс в банке

За что мы платим комиссию

Комиссия за p2p-перевод состоит из:

На комиссии также можно сэкономить, воспользовавшись Системой Быстрых Платежей, но это уже тема для отдельной статьи.

Источник

Как самостоятельно сделать Чарджбэк (Chargeback): пошаговая инструкция

Банковские карты уже давно и вполне оправданно заслужили репутацию надёжного и удобного платёжного инструмента. Однако безналичный способ оплаты не способен дать представление о добропорядочности участников сделки, а потому сопряжён с рисками, будь то система финансовых рынков или покупка товаров и услуг в интернет-магазинах.

В связи с чем платёжные системы разработали процедуру chargeback (чарджбэк), позволяющую защитить держателя карты от проблем, связанных с мошенничеством или другими непредвиденными ситуациями, грозящими потерей денег.

К сожалению, уровень финансовой грамотности не у всех граждан на высоте, чем и пользуются не только мошенники и недобросовестные продавцы, но и банковские сотрудники. Будем исправлять ситуацию и расскажем всю правду о том, что такое чарджбек, как инициировать возвращение платежа и всегда ли это возможно.

Как работает электронная платёжная система

Система электронных платежей (СЭП VISA, Mastercard или даже МИР) представляют собой комплекс взаимосвязанных структур и объектов, осуществляющих финансовые транзакции (операции по переводу денежных средств с одного счёта на другой).

Рассмотрим алгоритм проведения электронных переводов посредством СЭП:

Что такое чарджбэк?

В переводе с английского «chargeback» означает «возвратный платёж». Именно под данным термином процедура опротестования проведённой транзакции вошла в практику безналичных взаиморасчётов, с помощью банковских карт. Говоря простыми словами, чарджбэк – это возможность вернуть деньги в досудебном порядке.

Chargeback – это не банковская услуга! И за возврат денег на карту с банком придется побороться.

Механизм и этапы процедуры chargeback

Механизм чарджбэка регулируется:

Высокая степень защиты системы чарджбека исключает возможность её использования в мошеннических целях. Фактически операция сводится к следующим этапам:

К сведению! Продавцы замотивированы на снижение процента возвратных платежей, т.к. МПС предъявляют высокие требования к репутации банков-эквайеров, которые в свою очередь лимитируют допустимый процент чарджбэков в отношении каждого своего клиента. Превышение обозначенного лимита грозит продавцам, как минимум, существенными штрафными санкциями, а как максимум – отказом в дальнейшем обслуживании.

Поэтому большинство добросовестных продавцов заинтересованы в цивилизованном методе решения проблемных ситуаций со своими клиентами посредством рефанд-метода (refund), заключающегося в добровольном (порой автоматическом) возмещении денег покупателю без привлечения банков и МПС. Тем более что причины возникновения проблем чаще непреднамеренны:

В зависимости от ситуации и суммы возврата рефанд бывает полным или частичным.

Ремарка. В роли инициатора чарджбека может выступать и продавец товара или услуг, когда оказанная им услуга была выполнена в полном объёме, но оплаты он не получил (чаще всего из-за технических проблем в работе СЭП).

Сроки подачи на Чарджбэк

Регламентом МПС обозначен максимальный срок, отведённый на опротестование платежа и проведение чарджбэка, — 540 дней с момента осуществления транзакции. Однако следует учитывать, что подготовка документов на Chargeback банком-эмитентом и передача дела в арбитраж могут быть затянуты, а значит, практически этот срок ограничивается 500 днями.

К сведению! Каждая платёжная система (ПС) предъявляет свои требования к срокам оспаривания Chargeback. Сроки для ПС Visa и MasterCard рассмотрим ниже.

В процессе рассмотрения претензии на каждый этап также отводится определённый период времени:

Документы, которые понадобятся для подачи на Chargeback

Для того чтобы опротестовать законность оспариваемого перевода, в банк необходимо предоставить ряд документов, которые обоснуют Ваши требования. Без них заявление на chargeback просто не примут!

В первую очередь – это копии документов, подтверждающие личность заявителя, и письменное заявление, в котором указываются:

Кроме того понадобятся документы, подтверждающие факт нарушения Ваших прав:

Обратите внимание: все предоставленные в банк документы должны быть зарегистрированы с обязательным составлением их описи.

Чарджбэк с VISA

К сожалению, основные правила по чарджбеку (chargeback guide) ПС Visa в свободном доступе изложены только на английском языке: https://usa.visa.com/dam/VCOM/download/merchants/chargeback-management-guidelines-for-visa-merchants.pdf

В самом обобщённом виде некоторые разъяснения изложены на русском в Правилах ПС Виза по осуществлению финансовых операций в РФ от 01.01.2018. Это существенно осложняет процедуру инициализации chargeback и контроля механизма возврата гражданам, не владеющим английским, чем, собственно говоря, и пользуется большинство банков сознательно затрудняя подачу на чарджбэк.

Разберём базовые моменты, относящиеся к основаниям, по которым инициализируется процедура возврата денежных средств по чарджбэку:

Коды основных причин возвратных платежей Visa Chargeback reason codes

На картинке ниже представлена выжимка из правил «Chargeback management guidelines for visa-merchants».

Важно! 14.04.2018 вышел в свет новый регламент. После ознакомления с ним, информация на сайте будет обновлена. Следите за нашим релизом!

По опыту процедура подачи на chargeback в Виза проходит легче.

Самые распространенные коды chargeback для Виза

Код 30. Товар не доставлен (или сервис не предоставлен)

Для процедуры чарджбэк физический товар и услуга – это одно и то же!

Основания для chargeback:

Код 41. Отмена повторяющихся транзакций

Пример: автоматическое списание денег с карты раз в год за пользование лицензионным ПО.

Основания для chargeback:

Код 53. Дефектный или не соответствующий описанию товар

Товар не соответствует своему описанию в платежных документах: он сломан, он с дефектами или с абсолютно другими техническими характеристиками. Еще один вариант: товар идентифицирован как подделка (например, нейтральным экспертом).

Основания для чарджбек:

Причины отказа в возврате денег по чарджбэку:

Код 57. Множественная мошенническая транзакция

Обязательные условия для подачи на chargeback (все одновременно):

Важный момент! Код 57 неприменим для покупок через Интернет, по телефону и по почте!

Код 75. Транзакция не признается

Суть претензии: владелец карты утверждает, что не оплачивал проведенную транзакцию. Актуально только для неумышленных транзакций и тех, что подтверждаются подписью владельца.

Код 80. Неверная сумма сделки или неправильный номер счета

Основания для chargeback:

В случае удачного чарджбэка на счет будет возвращена разница между правильной и неправильной суммой!

Код 82. Двойная оплата

Суть претензии: одна и та же транзакция была проведена больше одного раза (например, в торговом терминале). Бывает, что одну сумму депонировали сразу и продавец, и эквайер. Либо же по одной транзакции создали два чека-дубля.

Код 85. Оплата не была оформлена

В каком случае используется этот chargeback-код:

Сумма возврата не может быть больше суммы транзакции!

Чарджбэк с MasterCard

Руководство по чарджбеку ПС MasterCard также представлено только в англоязычном формате: https://www.mastercard.us/content/dam/mccom/en-us/documents/rules/chargeback-guide.pdf

Ключевые моменты операции полностью описанному выше механизму, отличия касаются следующих аспектов:

Коды основных причин возвратных платежей MasterCard reason codes

На картинке выше выжимка из официального chargeback-guide.pdf

Опять же по опыту chargeback в Mastercard и Maestro проходит сложнее чем в других системах. Особенно если ваш случай связан с брокерами на Форекс и Бинарными опционами.

Обновление правил от апреля 2017, связанное с брокерами

Обратите внимание что в апреле 2017 года правила были обновлены и появилась следующая, противоречащая самой себе формулировка:

Chargebacks are available to the issuer for transactions in which any value is purchased for gambling, investment or similar purposes. However, issuers have no chargeback rights related to the use of these chips or value, unspent chips, or withdrawal of such value, or on any winnings, gains or losses resulting from the use of such chips or value.

Этой формулировкой вводится в действие новое правило, которое запрещает проведение чарджбэка по операциям, связанным с использованием денежных средств в гэмблинге, трейдинге и инвестициях.

Пугаться не стоит, потому что почти во всех случаях подачи на chargeback, связанных с брокерами форекс, фондовых рынков и бинарных опционов правило можно обойти, доказав, что компания, в которую вы перечислили деньги не имеет лицензий на осуществление своей деятельности. Проблема в том, что на практике это долго и сложно доказать, но положительные прецеденты есть!

Чарджбэк с МИР

Единственный официальный русскоязычный источник, позволяющий в полной мере ознакомиться с регламентом разрешения спорных вопросов, — это правила ПС «МИР». В некотором смысле их можно рассматривать как эталонные, т.к. основы работы механизма чарджбека схожи во всех платёжных системах:

Кодировка оснований возвратных платежей (аналог Чарджбэк) ПС МИР

Примеры и самые частые ситуации, в которых работает чарджбэк

Предлагаем рассмотреть наиболее частые причины для инициализации процедуры chargeback:

Если в сложившихся обстоятельствах доказана непосредственная вина самого покупателя (владельца карты), в chargeback отказывают:

Варианты подачи заявления на Чарджбек

Заявление на чарч бэк в банк может быть подано:

• лично (владельцем карты);
• посредством привлечения третьих лиц, действующих на основании нотариально оформленной доверенности.

Как подать на возврат с помощью юриста

В роли посредника выступают, как правило, профессиональные юристы. По факту заключения договора, они берут на себя обязательства по:

Стоимость их услуг, безусловно, зависит от суммы возврата (завязана на проценте от неё), но не может быть меньше определённого рубежа. Поэтому большинство юридических компаний не берут в работу возвраты, менее 50 000 руб.

Как самостоятельно подать на чарджбек?

Данный вариант предпочтительнее: личное участие позволит держать ситуацию под неусыпным контролем, да и обойдётся дешевле. Однако специфика процедуры chargeback потребует от Вас определённых знаний, навыков и настойчивости.

Здесь также существует 2 варианта обращения в банк:

Первый способ лучше, т.к. помогает контролировать и при необходимости корректировать ситуацию на месте: настоять на принятии заявления по чарджбеку, удостовериться в его регистрации, своевременно предоставить недостающие документы и пр.

Второй, безусловно, экономит Ваше время, но увеличивает шансы затянуть процесс и получить форменную отписку.

Четыре этапа оспаривания платежа

Для общего понимания процесса chargeback приводим схему, далее подробно расскажем про каждый этап.

Алгоритм ваших действий на получение чарджбэка на первом этапе

Короткий чеклист для тех, кто хочет подать на chargeback как можно быстрее:

Далее расскажем как действовать в каждом конкретном случае.

Пошаговая инструкция по самостоятельному ведению процесса Chargeback

Предлагаем вам инструкцию на примере возврата депозита от Forex-дилера или брокера бинарных опционов. Инструкция подготовлена исходя из нашей практики и позволит вам понять весь процесс чарджбэка изнутри.

Один из самых распространенных случаев: вы завели деньги на счет брокера, далее путем обмана или пользуясь вашей некомпетентностью эти деньги были потеряны. Компания больше не выходит на связь либо пытается вытянуть из вас дополнительные деньги под видом «страховки», «кредитования» или других совершенно стандартных ухищрений.

Запомните — их главная цель на данном этапе — постараться вытянуть из вас как можно больше денег. Поэтому не затягивайте процесс и сразу начинайте готовить документы на чарджбэк.

Шаг 1. Попытка урегулирования проблемы до инициализации процедуры чарджбэка

Как мы уже упоминали выше, чарджбек по банковской карте должен рассматриваться как крайняя мера. Возможно, что на первом этапе Вам удастся договориться с поставщиком товаров (услуг) в мирном порядке и оформить возврат посредством рефанда.

В любом случае данная попытка позволит Вам собрать дополнительный материал для его предоставления в качестве доказательной базы:

Если договориться все-таки не получается, используйте собранные доказательства, чтобы показать банку, что вы пытались решить проблему мирным путем и смело начинайте готовить документы на chargeback. Здесь главное быстрота.

Шаг 2. Подготовка документов для обращения в банк

Перечень документов, которые могут использоваться в качестве аргументов, мы уже обозначили выше. Главное помните, что чем больше документов, доказывающих Вашу правоту, будет предоставлено, тем больше шансов на благоприятный исход чарджбека.

Шаг 3. Подача заявления в свой банк-эмитент

Заявление на оспаривание подаётся владельцем карты в свободной форме или на фирменном бланке (зависит от условий и уровня кредитного учреждения) Например в Сбербанке требуют заполнить свое чарджбек-заявление, которое называется «Заявление о спорной транзакции».

Будьте готовы к отстаиванию своей точки зрения и проявите максимум настойчивости, т.к.:

Заявление должно быть зарегистрировано, а Вам — предоставлены данные, по которым Вы сможете отслеживать процесс, т.к. непосредственное Ваше участие в нём на данном этапе заканчивается. Напомним что подавать на чарджбэк можно лично, либо по почте, с описью вложения.

Шаг 4. Взаимодействие банков-участников процесса

Механизм взаимодействия регулируется правилами ПС и описан выше. Непосредственное участие заявителя в процессе исключается. Итогом становится решение о выплате чарджбэка или отказе в нём, которое и сообщается заявителю.

По итогу, в случае отказа вам обязаны предоставить объяснения, которые дала противоположная сторона.

Шаг 5. Подача заявления на повторное рассмотрение дела (арбитраж)

В случае получения отказа по первоначальному заявлению, необходимо оценить его правомерность и предоставленные противоположной стороной контрдоводы. Возможно, удастся собрать дополнительную доказательную базу. И в течение 45 дней подать заявление на повторное рассмотрение чарджбека, которое теперь будет рассматриваться ПС на основании установленных ею правил.

Шаг 6. Обращение в суд

В случае полной уверенности в своей правоте и невозможности её доказать в рамках установленного механизма чарджбека может быть использовано право обращения в суд, как в последнюю инстанцию.

Советы или как повысить шансы на Чарджбэк

Что делать если банк отказывается принимать заявление на Chargeback?

Приём заявления на чарджбэк – обязанность банка, а не право. Работая с МПС, он принимает её условия, что закреплено соответствующими договорами, и нарушение данных правил грозит банку определёнными санкциями. Тем не менее, в ряде случаев банковские учреждения отказывают в приёме заявления. Причин может быть несколько:

Однако чаще всего сотрудники банков просто игнорируют эти проблемы, не желая загружать себя дополнительной работой, связанной с рассмотрением чарджбека.

Помните! Ответ по заявлению может быть разный, но принять его они обязаны в любом случае!

Настаивайте на своём, требуйте принятия заявления и его регистрации, в противном случае, требуйте предоставления письменного отказа с обоснованием его причин. При невозможности последнего, отправляйте заявление официальным заказным письмом с уведомлением, подавайте официальные запросы с требованием отреагировать и предоставить обратную связь.
В дальнейшем с данным документом Вы сможете обратиться с жалобой на некомпетентность и незаконность действий сотрудников банка:

В крайнем случае, можно возбудить судебное разбирательство против банка по статье о нарушении прав потребителя, затребовав при этом не только возмещение морального ущерба, но и выплату той суммы по чарджбэку, возврату которой он воспрепятствовал.

Что делать если пришел по чарджбэку пришел отказ в возврате?

Если заявление было принято, но в результате по нему пришёл отказ, необходимо разобраться в причинах этого решения, которыми могут быть:

Проинформируйте руководство банка о своём несогласии с принятым решением, исправьте допущенные ошибки, соберите дополнительную доказательную базу и подавайте запрос на повторное разбирательство. По правилам чарджбека на это отводится 30-45 дней.

Однако следует помнить, что неудовлетворяющее Вас решение может быть вполне обоснованным. Если нарушены сроки или представленные доказательства не были убедительными, а других просто нет, инициировать повторный чарч бэк не имеет смысла.

Подводные камни процедуры

Как отдельные банки относятся к чарджбэку

Как мы обозначали выше, не все банки однозначно относятся к практике чарджбэков. Ниже мы представляем сводную таблицу лояльности, основанную на отзывах клиентов банков по вопросу возвратных платежей.

«> Лояльны«> Не очень лояльны«> Не лояльны
«> Сбербанк«> Газпромбанк«>

«> ВТБ (но затягивают процесс)«> Альфабанк«> БанкМосквы
«> ПочтаБанк«> БинБанк«> Тинькофф
«> Райффайзен«> Русский Стандарт«>
«> ДойчеБанк«> СитиБанк«> БКС-банк
«> Азиатско-тихоокеанский банк«> Хоум Кредит«> Абсолют
«> ЮниКредитБанк«> МТС банк«>

Статистика отзывов по чарджбэк в России

Реальность такова, что в России шансы на положительный результат по чарджбеку невелики – не больше 25% от поданных заявок. Причин этому много, но основных всего три.

Низкая компетентность банковских сотрудников. Для России процедура сhargeback сравнительно нова. И многие банкиры с ней попросту не знакомы. Сплошь и рядом сотрудники банков отказываются принять у клиентов заявление на чарджбэк. Типичная формулировка отказа: «Наш банк таких услуг не предоставляет».

Большое количество заявлений. С каждым годом все больше россиян узнают о процедуре чарджбэк. Банки буквально завалены требованиями на возврат средств. У них нет времени и желания возиться с процедурой. Тем более что половина заявлений составлена некорректно. И получить по ним возврат невозможно в принципе.

«Саботаж» банкиров. Банки не хотят тратить лишние деньги на работу, которая не приносит им прибыли. Ведь процедура сhargeback возвращает деньги не банку, а клиенту!

И напоследок. В наш век цифровых технологий и электронных денег просто необходимо работать над своей финансовой грамотностью, ведь при её отсутствии мы становимся лёгкой мишенью для всякого рода мошенников.

Если у вас есть какие-то вопросы по проведению процесса chargeback или вам нужен наш совет — пишите в комментариях к этой статьи и не стесняйтесь спрашивать нашего юриста-консультанта на сайте. Его консультации для вас бесплатны!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *