Что такое мпу в школе

Что такое мпу в школе

Молодёжная партия Украины

магнитный путевой угол

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

матричное печатающее устройство

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

[кафедра] математических проблем управления

матем., образование и наука

Московское политическое управление

минимальный прожиточный уровень

средняя пенсия была в четыре раза меньше и покрыла МПУ лишь на 44,3%

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

максимальный подпорный уровень

местный пульт управления

Московский педагогический университет

Москва, образование и наука

машинный пост управления
машинный пункт управления

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

машина погрузочная для угля

мембранное предохранительное устройство

мобильный пункт управления

механическое противоугонное устройство

Полезное

Смотреть что такое «МПУ» в других словарях:

МПУ — магнитный путевой угол максимальный подпорный уровень машина погрузочная для угля машиный пост управления микропрограммное управление Московское политическое управление … Словарь сокращений русского языка

Московский педагогический университет (МПУ) — (, 10а). Ведёт историю от областного педагогического института (МОПИ), основанного в 1931 на базе педагогического техникума имени Профинтерна (с 1923). Размещался в Подсосенском переулке, 20; с 1949 — по современному адресу. В 1957—91… … Москва (энциклопедия)

Методы последовательного улучшения допустимого решения (МПУ) — [sequential perfec­tion of feasible solutions tech­nique] один из общих подходов к решению дискретных задач оптимального программирования, основанный на том, что вначале выбирается произвольно выбирается некоторое допустимое решение задачи, а… … Экономико-математический словарь

местный пульт управления (МПУ) — 3.11 местный пульт управления (МПУ): Пульт управления, располагаемый в непосредственной близости от РП. Источник: ГОСТ Р 53326 2009: Техника пожарная. Установки пожаротушения роботизированные. Общие … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

КАНВА Мпу — КАНВА (Kanwa) Мпу, яванский поэт 1 й пол. 11 в … Литературный энциклопедический словарь

ТАНТУЛАР Мпу — ТАНТУЛАР (Tantular) Мпу, яванский поэт 14 в … Литературный энциклопедический словарь

ТРИГУНА Мпу — ТРИГУНА (Triguna) Мпу, яванский поэт кон. 11 — нач. 12 вв … Литературный энциклопедический словарь

Московский педагогический университет — МПУ (улица Радио, 10а). Ведёт историю от областного педагогического института (МОПИ), основанного в 1931 на базе педагогического техникума имени Профинтерна (с 1923). Размещался в Подсосенском переулке, 20; с 1949 по современному адресу. В 1957… … Москва (энциклопедия)

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ — (МПУ), организован как Моск. обл. пед. ин т (МОПИ) в 1931 на базе пед. техникума им. Профинтерна (осн. в 1923). В 1935 имел 5 ф тов. В 1957 ин ту присвоено имя Н. К. Крупской. Совр. статус и назв. с 1991. В составе ун та (1992): 9 уч. ф тов рус.… … Российская педагогическая энциклопедия

Эшелонирование (авиация) — Одна из задач службы управления водушным движением эшелонирование воздушных судов) Эшелонирование создание интервалов по высоте и расстоянию между находящимися в полёте воздушными судами с целью предотвращения опасного сближения и… … Википедия

Источник

Что такое мпу в школе

Смотреть что такое «МПУ» в других словарях:

МПУ — Молодёжная партия Украины http://www.opr mpu.org.ua полит., Украина МПУ магнитный путевой угол Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318… … Словарь сокращений и аббревиатур

Московский педагогический университет (МПУ) — (, 10а). Ведёт историю от областного педагогического института (МОПИ), основанного в 1931 на базе педагогического техникума имени Профинтерна (с 1923). Размещался в Подсосенском переулке, 20; с 1949 — по современному адресу. В 1957—91… … Москва (энциклопедия)

Методы последовательного улучшения допустимого решения (МПУ) — [sequential perfec­tion of feasible solutions tech­nique] один из общих подходов к решению дискретных задач оптимального программирования, основанный на том, что вначале выбирается произвольно выбирается некоторое допустимое решение задачи, а… … Экономико-математический словарь

местный пульт управления (МПУ) — 3.11 местный пульт управления (МПУ): Пульт управления, располагаемый в непосредственной близости от РП. Источник: ГОСТ Р 53326 2009: Техника пожарная. Установки пожаротушения роботизированные. Общие … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

КАНВА Мпу — КАНВА (Kanwa) Мпу, яванский поэт 1 й пол. 11 в … Литературный энциклопедический словарь

ТАНТУЛАР Мпу — ТАНТУЛАР (Tantular) Мпу, яванский поэт 14 в … Литературный энциклопедический словарь

ТРИГУНА Мпу — ТРИГУНА (Triguna) Мпу, яванский поэт кон. 11 — нач. 12 вв … Литературный энциклопедический словарь

Московский педагогический университет — МПУ (улица Радио, 10а). Ведёт историю от областного педагогического института (МОПИ), основанного в 1931 на базе педагогического техникума имени Профинтерна (с 1923). Размещался в Подсосенском переулке, 20; с 1949 по современному адресу. В 1957… … Москва (энциклопедия)

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ — (МПУ), организован как Моск. обл. пед. ин т (МОПИ) в 1931 на базе пед. техникума им. Профинтерна (осн. в 1923). В 1935 имел 5 ф тов. В 1957 ин ту присвоено имя Н. К. Крупской. Совр. статус и назв. с 1991. В составе ун та (1992): 9 уч. ф тов рус.… … Российская педагогическая энциклопедия

Эшелонирование (авиация) — Одна из задач службы управления водушным движением эшелонирование воздушных судов) Эшелонирование создание интервалов по высоте и расстоянию между находящимися в полёте воздушными судами с целью предотвращения опасного сближения и… … Википедия

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «МПУ»

Данная рабочая программа предназначена для подготовки детей к сдаче ВСОКО в конце 2-го класса.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «МПУ»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 368 «Лосиный остров»

директор ГБОУ Школа

№ 368 «Лосиный остров»

по внеурочной деятельности

Направленность программы: интеллектуально-развивающая

Составили: Бодрягина Н.А., Ильина А.А., Ковалева И.Ю., Королева М.П.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия:

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны,

различать основные нравственно-этические понятия,

соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.),

мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.,

воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся,

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать,

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач,

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

удерживать цель деятельности до получения ее результата,

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий),

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно», «ложно», «истинно», «существенно», «не существенно»),

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения,

анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека,

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»),

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей),

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные универсальные учебные действия:

различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление),

выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения),

анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты,

проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу,

применять таблицы, схемы, модели для получения информации,

сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия,

выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах,

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку),

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений,

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени,

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента,

выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»),

выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное,

преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью,

моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения,

сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче,

анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения,

составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану,

оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета,

различать особенности диалогической и монологической речи,

описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка,

характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду),

характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации,

выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью,

составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.

II. Содержание учебного предмета

Содержание программного материала

устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность чисел (фигур), составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу,

заполнять несложные готовые таблицы, читать, записывать и сравнивать величины: масса, длина и др.,

выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление (в том числе с остатком) в пределах 100 с использование алгоритмов,

читать, записывать и сравнивать величины: масса, длина и др.,

устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий,

выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки и треугольника, измерять длину отрезка,

решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи, связанные с повседневной жизнью,

группировать числа по заданному правилу, классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свой выбор,

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деления, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100,

выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки и треугольника, измерять длину отрезка,

группировать числа по заданному правилу, классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свой выбор.

деление слов на слоги, различение звуков и букв: буква как знак звука, мягкие и твёрдые согласные, алфавит: правильное название буквы, знание их последовательности,

различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, форм одного и того же слова, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки и суффикса,

формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове, правописание проверяемых безударных гласных в корне слова,

глагол, значение и употребление в речи,

наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова,

корректирование порядка предложения,

отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде),

определять основные события и устанавливать их последовательность, пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе активный словарный запас,

устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста, находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет (без использования терминологии), определяющие отношение автора к герою, событию, с помощью учителя,

подбирать заголовок, соответствующий содержанию текста, формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающий вывод,

понимать информацию, представленную в неявном виде, устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающий вывод.

Источник

Аналитическая справка № 2 по анализу содержания тестов МЦКО по определению уровня сформированности МПУ учащимися 5 классов и результатов диагностики в рамках сопровождения ФГОС

Что такое мпу в школе. Смотреть фото Что такое мпу в школе. Смотреть картинку Что такое мпу в школе. Картинка про Что такое мпу в школе. Фото Что такое мпу в школе

Аналитическая справка № 2 по анализу содержания тестов МЦКО по определению уровня сформированности МПУ учащимися 5 классов и результатов диагностики в рамках сопровождения ФГОС.

Стартовая диагностика МПУ в 5 классах проводилась с целью оценки образовательных достижений выпускников начальной школы, которые являются основой для успешного продолжения школьниками образования на следующей ступени.

Содержание диагностической работы определялось Кодификатором познавательных метапредметных результатов обучения, который составлен на основе требований к метапредметным результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного стандарта образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 000) и с учетом материалов раздела «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» Примерной образовательной программы начального общего образования (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. ). — 4­е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013, Стандарты второго поколения), Программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий Стандарта второго поколения (2009 г., www. standart. *****) и с учётом раздела Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004 г. «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности» (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 000).

Образовательные достижения включают три типа образовательных результатов – предметные (тестирование по математике, русскому языку в начале учебного года в рамках школьной стартовой диагностики), метапредметные и личностные.

Метапредметные показатели включаются в индикаторы качества образования при проведении международных исследований.

Под метапредметными результатами понимают освоенные обучающимися на базе всех учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы включают познавательные и информационно-коммуникативные умения, которые в действующем стандарте определены как общие учебные умения, в соответствии с которыми и разрабатываются проверочные материалы для стартовой диагностики по оценке готовности выпускников начальной школы к продолжению обучения.

К таким универсальным учебным умениям, которыми дети должны овладеть в начальной школе, относятся следующие:

· Умение находить информацию в разных формах: текстах, таблицах, рисунках и т. п.

· Умение анализировать полученную информацию (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий.

· Владение навыком смыслового чтения: умение вычитывать необходимую, в том числе, подтекстовую информацию.

· Умение классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия.

· Умение сравнивать по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия.

· Умение устанавливать аналогии.

· Умение представлять информацию в развернутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план).

· Умение излагать свое мнение, подтверждая, аргументируя его.

· Умение создавать устные и письменные тексты.

Задания на проверку уровня сформированности читательских умений конструировались на основе как литературного, так и познавательных текстов. Методологические умения проверялись на материале естествознания. Задания для проверки логических умений и умений по работе с информацией конструировались на материале предметов: математика, русский язык, история, а также на контексте ситуаций практико-ориентированного характера.

Задания стартовой работы относились к трем уровням по степени овладе-ния способом деятельности:

В диагностике МПУ ОУ участвует второй год. Методической темой, над которой работали не только педагоги 5 «А» класса в учебном году, но и весь педагогический коллектив было формирование УУД. Однако, несмотря на некоторый сформированный опыт, подготовить обучающихся 5 классов к таким диагностикам представляется достаточно проблематичным:

1. Представления составителей тестов МПУ о готовности выпускников начальной школы к выполнению предложенных заданий, о существовании определенного жизненного опыта, который должен помочь справиться с тестами, не соответствуют действительности, что подтверждается не только школьными, но и городскими результатами (43%).

2. Некоторые заложенные в тестовых заданиях умения и предметные знания не входят в обязательный минимум образовательных программ начальной школы.

3. Содержание тестов по новым ФГОС, формулировки некоторых заданий даны без учета того, что выполнять их должны выпускники начальной школы, обучавшиеся в соответствии с образовательными стандартами начального образования 2004 года.

4. Демоверсия, предложенная МЦКО, отражает только структуру и предметные составляющие диагностической работы (чтение, математика, русский язык, окружающий мир).

5. Стартовая диагностика МПУ проводилась 18 сентября: этого времени недостаточно на вхождение 5-классников в рабочий режим после 3-месячных летних каникул, адаптацию к новым образовательным условиям. В содержании и объеме диагностических материалов (каждый вариант состоит из 9 печатных страниц, включающих художественный текст, текст официально-делового стиля, инструкции, 2 текста научно-популярного стиля, 18 заданий с выбором ответа, 3 задания с развернутым ответом, связный текст из 3-4 предложений с обоснованием своего мнения и подтверждением примерами из текста, описание опыта, который поможет проверить гипотезу, 2 задания, предполагающие перенесение и заполнение предложенной таблицы в бланк ответа) не учитывался реальный темп работы учащихся в начале года: 60 минут 5-классникам было явно недостаточно.

6. Разработчиками тестов МПУ не учитывается контингент средних общеобразовательных учреждений: материалы тестов рассчитаны на хорошо владеющих русским языком обучающихся (навык беглого, смыслового чтения, хорошее владение лексикой, восприятие текстов разных стилей).

7. Содержание диагностической работы оказалось сложным не только для слабых детей, но и для мотивированных учащихся.

Данные обстоятельства предопределили результат выполнения тестов по городу – 43%

Диагностическая работа включала 4 блока метапредметных умений:

1. Методологические умения

Обращает на себя внимание несущественное расхождение (на 3-7%) или совпадение результатов очень разных по уровню подготовки, организованности, сформированности предметных и универсальных учебных умений классов. При этом выше 50% выполнения учащиеся показали, анализируя тексты (работа с текстом): работа в этом направлении достаточно успешно ведется в начальной и средней школе, что подтверждено результатами независимых диагностик:

· Средний % выполнения теста – 75% (городской уровень – 67%)

· 10 «А» МПУ на основе предметов гуманитарного цикла.

· Средний % выполнения теста по классу – 59%; по городу – 61%.

· 6 «А» класс: МПУ (читательская грамотность)

Работа с текстом включала задания, широко применяемые учителями-предметниками на уроках в начальной и средней школе, без которых невозможно понимание текста:

Ø определение темы (выбор из предложенных формулировок);

Ø выстраивание событий в необходимой последовательности (задание построено на умении делать план, выделять главное и второстепенное);

Ø задания на понимание текста (Почему?);

Ø определение идеи текста;

Ø читательская оценка событий, героев

Для анализа были предложены отрывки из рассказов детских писателей В. Драгунского (1 вариант), В Крапивина (2 вариант), Н. Дубова (3 вариант), В. Осеевой (4 вариант). К сожалению, не все школьники хорошо знакомы с этими авторами, однако содержание отрывков было достаточно понятным, актуальным и соответствовало познавательным интересам и психологическим возможностям учащихся данной возрастной категории.

Наиболее успешным оказалось задание на установление последовательности событий, происходящих в тексте. Данное задание показывает уровень понимания содержания текста и проверяет умение выделить первичное событие из пяти предложенных и выстроить последовательность остальных событий. Умение правильно устанавливать последовательность успешно выполняют учащиеся, продемонстрировавшие высокий и средний уровень освоения метапредметных умений. Результаты работы подтверждают вывод о том, что Проверочная работа включала два задания с кратким ответом на понимание информации, представленной в художественном тексте в неявном виде. Содержание заданий было построено на интерпретации характера героя и общего восприятия художественного текста. Выполнение данных заданий составляет почти 70%. Ученики достаточно свободно определяют характер событий, описанных в тексте: весёлые, поучительные, фантастические, добрые, таинственные и т. п. Менее успешно выполнено задание на определение характера героя.

Возможно, на более низкий процент выполнения данного задания, по сравнению с другими заданиями этого типа, повлияло как незнание лексического значения некоторых предложенных характеристик, так и недостаточно точное понимание текста и мотивов поступка героя.

В этим же связаны затруднения учащихся при определении авторской позиции. Умение понимать авторское отношение к герою – ключевое умение при анализе художественного текста. Понять оценку автора можно только на основе текста, поэтому важно научить обращать внимание на лексику и те художественные детали, которые несут оценочную информацию.

Если работа с информацией, представленной в неявном виде, на примере художественного текста не вызывает больших трудностей, то задание этого же типа на примере познавательного текста требует от учащихся больших усилий и результативность его выполнения гораздо ниже (задание по раскройке фартука и конструированию скворечника). Выполняя данное задание, учащиеся руководствовались не инструкцией, а скорее личным опытом и своими сформировавшимися на бытовом уровне представлениями о предмете. Это 18% учащихся, выбравших ответ 1 и 3 (в тексте не было информации о декоративной отделки фартука и о снятии мерок), это 28% учащихся не сумевших по инструкции понять, как обрабатывается край изделия («Обработайте края изделия. Для этого верх, низ и боковые срезы подверните дважды на ширину 5 мм и подшейте»).

Причина большой разницы в уровне выполнения заданий одного типа, но построенных на разных контекстах, принадлежащих к разным функциональным стилям речи, состоит в том, что художественный стиль речи отрабатывается в школе с 1 класса, в том числе на уроках литературного чтения. Методика обучения пониманию учебно-познавательных текстов находится в стадии становления. Для учителей, работающих в 5 классах, важно осмыслить важность проблемы обучения учащихся смысловому чтению как метапредметному умению, уровень сформированности которого влияет на уровень предметной подготовки.

Безусловно, на низкий процент выполнения данного задания повлияла форма задания с множественным выбором. Почти треть учащихся находят только одну ошибку (ответ 1 и 2). Четверть учащихся неправильно устанавливают причину ошибки (выбирают ответ 4) Таким образом, можно говорить о несформированности для большинства учащихся умения как устанавливать неявные связи в тексте, так и соотносить один текст с образцом.

Хуже всего у обучающихся 5 классов развиты общелогические и умения работать с информацией.

Для проверки непосредственно общелогических умений в диагностические тесты было включено три задания. Заданием с кратким ответом проверялось умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков и подводить анализируемые объекты под понятие.

Заданиями с развернутым ответом проверялись умения сравнивать объекты по наиболее характерным признакам и формулировать выводы по результатам сравнения, а также умение систематизировать объекты по указанному признаку. Для проверки общелогического умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков в диагностические тесты были включены задания, в которых было дано описание объекта живой природы и дан список утверждений, описывающих данный объект. Учащиеся должны были выделить из общего списка признаков только существенные, которые описывали бы указанные признаки этого объекта. Всего предлагалось 6 утверждений, нужно было сделать выбор трёх правильных признаков.

В качестве объектов для выбора общих классификационных признаков учащимся предлагались группы веществ или частей речи. При этом все предлагаемые объекты и их основные признаки изучались на уроках окружающего мира, а части речи – на уроках русского языка.

Результаты выполнения заданий практически не зависели от предметного контекста. Многие учащиеся формулировали вопросы, отражающие либо только сходство, либо только различие объектов, либо допускали ошибки в ответе на сформулированный вопрос. Последнее скорее свидетельствует о недостаточном уровне усвоения предметного содержания. Поэтому в целом с учетом формы предлагаемых заданий (задание с развёрнутым ответом) можно говорить о сформированности данного умения.

Умение систематизировать объекты проверялось также следующим типом заданий: учащимся необходимо было распределить семь перечисленных объектов в предложенной таблице, в которой уже были перечислены основания для классификации. Объектами были названия растений, животных или слова (имена существительные, глаголы). При этом один из них не попадал в таблицу, а два должны были быть сгруппированы вместе. Это учащиеся должны были определить самостоятельно на основании полученных предметных знаний. В целом эта группа заданий выделяется как вызвавшая наибольшие затруднения. Можно рекомендовать учителям включать в текущий контроль задания на систематизацию и классификацию объектов по нескольким основаниям одновременно.

В работу для стартовой диагностики было включено 4 задания, проверяющих группу умений по работе с информацией. 3 задания были основаны на работе с табличной информацией и одно задание на понимание информации, представленной в виде чертежа. При этом в 2 заданиях на понимание табличной информации и работу с чертежом требовалось преобразование её в текстовую задачу. Решения осложнялись использованием вычислительных операций.

Учащиеся испытывали явные затруднения с чтением чертежа-рисунка, при выполнении других заданий не учитывали стоимость проезда в обе стороны, разницу в стоимости проезда для взрослого и для ребёнка или общее количество дней проживания.

Отмечая недостаточный уровень владения данными умениями, разработчики тестов рекомендуют на уроках математики чаще использовать контексты, связанные с практико-ориентированными ситуациями.

В настоящее время задача формирования пусть элементарного, но целостного представления о процессе научного познания очень актуальна для начальной школы (методологические умения). Специалисты МЦКО, мотивируя включение экспериментальной части в диагностическую работу, ссылаются на требования стандарта 2004 г., по которому ученик, оканчивающий начальную школу, должен иметь элементарное представление обо всех эмпирических методах познания (наблюдение, опыт, измерение) и частично использовать их в своей деятельности.

В каждый вариант стартовой диагностики было включено четыре задания на проверку методологических умений на материале естествознания. Задания с выбором ответа проверяли умение формулировать гипотезу опыта по его описанию и вывод по предложенным результатам опыта. При выполнении заданий с развернутым ответом необходимо было самостоятельно описать ход опыта, проверяющего предложенную гипотезу, и составить описание объекта по определённому алгоритму. Одной из пропедевтических задач предмета «Окружающий мир» является формирование приемов исследовательской деятельности, которые напрямую связаны с пониманием обучающимися отдельных этапов проведения опытов и наблюдений. Вот почему в стартовой диагностике 5 классов в каждый вариант были включены задания на определение уровня сформированности указанного умения у учащихся на момент окончания начальной школы. К 5 классу учащиеся должны знать, что фиксировать наблюдения необходимо как до начала, так и после проведения опыта, а для формулирования вывода необходимо сравнивать результаты наблюдений с эталоном.

Задания, проверяющие умения, связанные с овладением метода описания, заключались в самостоятельном составлении описания по указанным характеристикам. В начальной школе требуется составление описания по заданному плану (алгоритму). В каждый вариант включалось задание, в котором предлагалось составить описание природного объекта (птицы или растения), но не в целом, а в определенных параметрах.

Результаты диагностики показывают, что в рамках преподавания предмета «Окружающий мир» несомненно, уделяется внимание формированию умения описывать изучаемые объекты. Однако учащиеся испытывают серьезные затруднения в самостоятельном выборе признаков для описания объекта. Недостаточный уровень выполнения заданий на проверку методологических умений объясняется тем, что на уроках окружающего мира проводится мало демонстрационных и лабораторных опытов, которые помогают сформировать данную группу умений.

Высокий уровень владения МПУ показали 5 учащихся 5 «А» класса: Ермачкова А, ; 3 учащихся 5 «Б» класса:

Высокий уровень свидетельствует, что учащиеся достаточно свободно владеют проверяемыми способами деятельности, могут комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения учебных задач.

Средний уровень показали большинство 5-классников: 11 учащихся 5 «А» класса, 15 учащихся 5 «Б» класса. Средние показатели усвоения МПУ свидетельствуют о том, что учащиеся справляются с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно используют изученные алгоритмы действий на уровне их применения, однако нуждаются в определенной коррекции и оптимизации способов деятельности.

Учащиеся с низким уровнем подготовки не достигли 50% выполнения ни для одного из проверяемых умений. Невыполнимыми для этой группы учащихся оказались задания на работу и преобразование информации, методологические задания на описание объекта наблюдения и хода опыта и логические задания на сравнение объектов по заданным критериям и установление аналогии.

Учащиеся со средним уровнем подготовки достигли 60% выполнения для групп заданий, проверяющих читательскую грамотность, и методологическое умение формулировать гипотезу экспериментального исследования.

Учащиеся с высоким уровнем подготовки справились со всеми заданиями не менее чем на 35%, а для большинства заданий процент выполнения превысил 60%.

В целом показатели выполнения теста по МПУ ОУ соответствуют городским

Тестовый балл по 5 «А» классу – 13,8%, по 5 «Б» классу – 13%, по городу – 13,8%

· Овладение методологическими умениями: по 5 «А» классу – 36%, по 5 «Б» классу – 33%, по городу – 37,9 %;

Наибольшие затруднения учащихся 5 «А», 5 «Б» классов вызвали задания, формирующие следующие МПУ (выполнение ниже 50%)

Диагностическая работа по МПУ обнаружила некоторое несоответствие оценивания учащихся в конце 4 класса по литературному чтению, математике, окружающему миру и результатов диагностики, что во многом объясняется традиционным оцениванием учителя знаний учащихся по конкретному предмету исходя из существующих критериев. При этом формируемые умения также оцениваются только применительно к данному предмету. Учитель не видит перспективы формирования неких универсальных умений, которые независимо от ситуации, не привязывая к какому-либо предмету, сможет применить обучающийся в новой обстановке.

Результаты выполнения диагностической работы свидетельствуют об овладении выпускниками начальной школы на первом уровне освоения способа деятельности (узнавание алгоритма, следование образцу и т. п.) такими умениями, как:

— выявление идеи (предположение), которая проверяется в ходе наблюдения или опыта;

— деление текста на смысловые части, определение основной темы;

— вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности;

— нахождения информации, фактов, заданных в тексте в явном виде;

— установление связей, не высказанных в тексте напрямую, их интерпретация, соотнесение с общей идеей;

— формулирование выводов по содержанию текста;

— выявление информации, содержащейся одновременно в двух текстах или сопоставление сообщений, содержащихся в разных частях текста

Проведенный анализ по результатам диагностики МЦКО позволил сформулировать приоритетные задачи образовательного учреждения, спланировать работу по формированию метапредметных умений в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Деятельность педагогов, работающих в 5 классах, будет связана с формированием следующих компетенций:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (5-й класс)

    ставить учебную задачу; понимать последовательность действий; сравнивать полученные результаты с учебной задачей; оценивать свою деятельность и деятельность других; правильно оформлять и вести тетрадь.

    работать с учебником и дополнительной литературой; различать повествование, описание, рассуждение; составлять на основании текста таблицы, схемы, графики; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом; владеть различными видами пересказа.

    выделять главное; составлять простой план; сравнивать факты, явления, события по заданным критериям; давать определение по существенным признакам; высказывать суждения, подтверждать их фактами; обобщать, подытоживать информацию.

    высказывать суждения; задавать уточняющие вопросы; слушать друг друга; распределять работу при совместной деятельности; участвовать в учебном диалоге; организовывать работу в группе.

В этих целях необходимо:

1.Составить совместно с учителями план коррекционной работы по устранению пробелов в знаниях учащихся и совершенствованию умений.

2. Включить в план ВШК на текущий учебный год тематический контроль по направлениям: «Формирование и совершенствование метапредметных умений учащихся на уроках». «Коррекционная работа по устранению пробелов в знаниях учащихся 5 «А» класса».

3.Организовать посещение и взаимопосещение уроков с целью анализа обучающей деятельности учителей по формированию и развитию метапредметных умений, а также с целью обмена опытом.

4. Запланировать проведение педагогического совета с включением вопросов о вертикальной и горизонтальной преемственности в формировании метапредметных умений и способов деятельности. Возможная тематика педагогических советов: «Формирование и развитие метапредметных компетентностей учащихся как фактор повышения качества образования», «Формирование и оценка универсальных учебных действий в условиях введения новых ФГОС».

5. Проанализировать содержание диагностических тестов по метапредметным умениям (МПУ). Обратить внимание в тестах по МПУ на задания, составленные на основе жизненных ситуаций, выполнение которых предполагает комбинирование известных алгоритмов деятельности и выбор оптимального пути решения. Определить знания и умения, которыми овладели ученики в начальной школе и которые необходимо совершенствовать в процессе дальнейшего обучения.

6. Используя формы с данными по диагностике, оценить результат каждого ученика с учетом его школьной успеваемости, обратив особое внимание на учащихся, для которых уровень школьной успеваемости отличается от уровня овладения МПУ и школьная оценка по предмету не соответствует оценке за тест.

7. Провести поэлементный анализ результатов выполнения работ и выявить пробелы, имеющиеся у учащихся, продемонстрировавших низкий и средний уровни овладения МПУ.

8. Определить причины недостаточного уровня овладения учащимися определенных групп умений (результаты выполнения ниже городских).

9. По результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов, обратив внимание на индивидуальный характер работы по формированию МПУ.

Школьным методическим объединениям учителей

Проанализировать содержание тестов; определить знания и умения, которыми овладели ученики в начальной школе и которые необходимо совершенствовать в процессе обучения в основной школе. Спланировать методическую работу, направленную на оказание помощи учителям в повышении качества обучения; Разработать алгоритмы (памятки) коррекционной работы с учетом результатов МПУ диагностики. Методическим объединениям учителей гуманитарного и естественнонаучного циклов рекомендуется объединить усилия по формированию метапредметных умений и способов деятельности для обеспечения как горизонтальной (в рамках работы учителей различных предметов, преподающих в одном классе), так и вертикальной (на ступенях начальной и основной школы) преемственности в формировании МПУ. Подготовить методические рекомендации по совершенствованию МПУ учащихся на различных предметах (например, обучение составлению плана, работа над смысловым анализом текста, развитие логических умений при выполнении различных упражнений, использование современных учебно-методических комплектов в практике работы учителей и т. д.). Включить в план заседаний методических объединений отчеты учителей по результатам проделанной работы. Запланировать расширенные заседания методических объединений учителей гуманитарного и естественно-математического циклов с целью рассмотрения эффективных методик формирования и развития метапредметных умений и согласования различных видов деятельности учащихся (в том числе учебно-исследовательскую и деятельность в системе дополнительного образования).

8. Разработать пакет методических рекомендаций по развитию и формированию универсальных учебных действий на основе опыта работы экспериментальных площадок г. Москвы, разработок специалистов МЦКО.

9.Запланировать обучающие семинары по изучению методики развития универсальных учебных действий и критериев их оценивания, по изучению диагностических материалов по метапредметным умениям, по обучению анализу и интерпретации результатов диагностики.

Включить в план работы проведение в течение учебного года мастер-классов педагогов, успешно осуществляющих развитие метапредметных умений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *