Что такое муаровые полосы
Как формируется муаровый цвет и где его можно заметить
Эффект от наложения двух идентичных узоров на любой поверхности называют муаровым цветом, элементы в обязательном порядке должны быть смещены относительно друг друга. Довольно распространено применение прямых линий, которые выложены в форме сетки или точек с определенным вращением. Этот термин произошел от слова moiré, используемое во французском языке, некоторые люди привыкли слышать его как мойра. Является ли рябь или волна неким дефектом или это интересная особенность, не менее важно разобраться в вопросе, где именно можно заметить этот цвет.
Подробности структуры узора
Муаровый цвет зачастую связывают с тканью, принято считать, что некоторые типы шелка высокого качества обладают этим поразительным эффектом. Не так часто узор получится увидеть на хлопке или синтетике. Но муар довольно часто проявляется на изображениях, в этом случае его считают нежелательным артефактом. Получить подобное явление, можно с помощью некоторых цифровых методов визуализации и применив компьютерную графику. Ярким примером будет сканирование размытого рисунка через клетчатый узор прозрачного типа. Заметить проявление узора можно в таких вариантах исполнения как:
Линии располагаются не только на ровных плоскостях, их можно наблюдать даже в изогнутой поверхности.
Почему появляется этот эффект
Муаровый цвет становится видимым после нелинейного взаимодействия линий, направленных в разные стороны, они часто темные и светлые, и всегда накладываются друг на друга. Когда линии не параллельны или изогнуты, то узор будет более сложным, он может раскрашивать различные формы. Если встроенные элементы повторяют сжатые фигуры, изображение получается очень интересным, такие эффекты создаются специально, для этого используются несколько групп мойр. Муаровый цвет способен растягивать и увеличивать самые мелкие линии или формы полос, создается выразительный эффект 2D.
Простой пример
Увеличение и искажение зачастую можно увидеть, сопоставив одно звено цепи с другим, которое будет идентично определенной конструкции. Чтобы заметить мерцание ряби, не нужно подходить слишком близко, все тонкости получится рассмотреть даже на расстоянии. Посмотрев на ворота гаража роллерного типа, можно подметить изменения линий подвижной конструкции, каждый элемент соединен с небольшим смещением, что способствует проявлению эффекта муарового цвета.
Особенность или дефект
Имитировать качественную мойру довольно сложно, даже если воспользоваться современными технологиями, лучшие результаты были подмечены при использовании тканей или тонких элементов заграждения. Экспериментировать легче всего с черно-белыми узорами, зачастую основной формой выступают различные животные. Принцип создания и ход работы такой:
Известный конструктор из Италии Andrea Minini удачно завершил несколько экспериментов и его опытом стали пользоваться для графических смещений в разных изображениях.
Эффект на плакатах
Распечатанные полноцветные картинки с определенным содержанием создаются с помощью наложения полутоновых экранов. Зачастую это точечные узоры пурпурного, желтого, черного или голубого оттенка. Эти четыре муаровых цвета наиболее распространены, в некоторых ситуациях пространственную частоту сразу можно не заметить, настолько плотным получается изображение. Рисунок-искажение слишком заметен – этот момент в изобразительном искусстве называют именно муаровым эффектом. Но если использовать его с умом, то получится создавать потрясающие картины, а результат будет удивлять, это доказал Брайан Томас.
Телевизионные передачи и фото
На тканях муаровый цвет можно было встретить еще 200 лет назад, но в киноиндустрии подобный момент считается новинкой. Рубашка или пиджак ведущего программы могут обладать этим эффектом, обычно линии располагаются в клетку или полоску. Когда человек передвигается перед камерой, происходит межстрочное пересечение и волны можно сразу заметить. Регулярные участники программ на ТВ специально подбирают узор на одежде, чтобы избежать этого эффекта, ведь проявление муарового цвета отвлекает от сути репортажа. Визуальное искажение считается таинственным и интересным, поэтому к нему приковывается много внимания.
Признаки подлинности современных российских банкнот
С каждым годом сложность денежных знаков возрастает, а их подделка становится всё более трудозатратной. Считается, что российские банкноты одни из наиболее защищённых в мире. Однако, фальшивомонетчики всё равно находят способы копирования банкнот, подстраиваются под современные реалии. В точности повторить все защитные элементы невозможно, поэтому обладая опытом и знаниями можно почти всегда распознать подделку даже без использования специального оборудования. Попробуем в данной статье описать все современные разработки, которые внедрены на российских банкнотах 1997 года и более поздних модификациях. Считается, что для определения подлинности необходимо проверить наличие как минимум трёх признаков на своё усмотрение, хотя на купюрах их гораздо больше.
Раз в несколько лет российские банкноты подвергаются модификации (описание и фотографии всех банкнот РФ) — добавляются новые элементы защиты, могут немного изменяться рисунки. При этом старые модификации остаются в обращении и изымаются постепенно в течение многих лет. Поэтому даже подлинные купюры старого типа нередко воспринимаются как фальшивые. Определить модификацию можно по мелкой вертикальной надписи на левом белом поле лицевой стороны.
Категории признаков подлинности
Все защитные элементы российских современных банкнот можно разделить на несколько категорий, различающихся способом определения:
— визуальный осмотр: качество изображений, серия и номер.
— на просвет: водяные знаки, комбинированные изображения лицевой и оборотной сторон, защитная нить, невидимые изображения или текст на защитной нити, полимерное окно, микроперфорация;
— при увеличении: цветные волокна, скрытые изображения и микротекст, при обычном осмотре видимые как сплошной тон или линии;
— при изменении угла обзора: цветопеременная краска, скрытые муаровые (радужные) полосы, кипп-эффект, голография, оптически переменная краска;
— на ощупь: хруст бумаги, тиснение рисунка, бескрасочное тиснение бумаги;
— машиночитаемые признаки: видимость элементов под инфракрасным и ультрафиолетовом излучении, магнитный эффект.
Описание защитных элементов
Видимые при визуальном осмотре:
1. Качество изображений. Печать современных российских банкнот осуществляется способом металлографии — краска наносится на металлическую поверхность с выгравированными на ней элементами. Прокрашиваются те области, где краска оказалась в углублениях, а не на выступах, как при офсетной печати. Каждый цвет наносится отдельно, поэтому небольшие смещения разных цветов допускаются. Изображения состоят из тончайших линий, что сильно отличается от фальшивок, выполненных на принтере.
2. Серия и номер. На всех современных российских купюрах есть двухбуквенная серия и семизначный номер, с 2017 года номер 9-значный. Один и тот же номер может повторяться на разных сериях и наоборот. Повторение комбинации серии и номера исключено, в отличие от первых советских выпусков и выпусков Временного правительства, когда идентичных номеров могли быть тысячи. В серии используются не все буквы алфавита, существуют заглавные и строчные буквы. У купюр модификации 2010 года и на всех пятитысячных цифры номера имеют разную величину, шрифт возрастает слева направо.
Видимые на просвет:
1. Водяной знак. Является одним из самых первых элементов, введённых для защиты банкнот от фальшивомонетчиков. Водяные знаки были уже на первых ассигнациях 1769 года и представляли собой надписи. С конца XIX века в качестве водяного знака используют сложные элементы, например портреты императоров. Водяной знак включается в бумагу при её создании. Ранее для этого бумажную массу выкладывали на сетку с необходимым рельефом, при высыхании некоторые области получались тоньше и были видны на просвет. В настоящее время водяные знаки стали сложнее, для их нанесения используют новейшие технологии. Например, внедрены многотоновый и филигранный (объёмный) водяной знак на последних модификациях почти не искажает поверхность. Всё это невозможно подделать методом тиснения или вымачивания. Поддельный водяной знак обычно выглядит не очень чётко, его цвет не обладает большим количеством оттенков, может сильно выпячиваться наружу. Водяные знаки имеются на всех банкнотах России выпуска 1997 года и выше, с 2010 года он имеет более сложное оформление и объединяет портрет с числом номинала (комбинированный знак).
2. Комбинация изображений лицевой и оборотной сторон. Часть изображения на одной стороне при просмотре на просвет дополняется частью с другой стороны. Например, две дуги превращаются в круг. Присутствует на некоторых современных банкнотах. На поддельных купюрах изображения могут не совпадать. На 100 рублях «FIFA-2018» элемент с радужными полосами одной стороны должен совпадать с тем же элементом на другой.
3. Защитная нить. Выпуклая полоса, внедрённая в бумагу. Поначалу это была скрытая прямая тонкая полоса, которую видно на просвет, затем на ней стали наносить изображения, с 2004 года частично выходит на поверхность (ныряющая нить). На современных банкнотах в местах выхода
нити можно видеть фигурное окно, а сама нить может иметь голографический эффект или изображения, видимые на просвет. На купюрах 1997 года без модификации и модификации 2001 года нить прозрачная с чёрными цифрами и буквами, с 2004 года внедрена ныряющая нить серого цвета с металлическим блеском. Начиная с модификации 2010 года на нити видны надписи, перемещающиеся в зависимости от угла обзора.
4. Скрытые изображения на защитной нити, видимые на просвет. Внедрены на банкнотах с 2010 года. Защитная ныряющая нить в местах выхода на поверхность (в окнах) содержит надписи, указание номинала или мелкие изображения, которые не видны при обычном осмотре, но проявляются при просвечивании. Достигается это путём уменьшения толщины нити в этих местах, или частичного отсутствия краски.
5. Микроперфорация. Новый элемент, который имеется на банкнотах модификации 2004 и 2010 годов. Представляет собой выполненное в виде мельчайших отверстий цифровое обозначение номинала. Достигается только лазерным вытравливанием, обычное прокалывание оставит на бумаге шероховатость.
6. Полимерное окно. Этот элемент является традиционным для банкнот из полимеров (например, 100 рублей 2018 года «FIFA-2018»). Окно имеет частичную или полную прозрачность, может содержать изображения, голографию.
Видимые при увеличении:
1. Цветные волокна бумаги. В банкнотную бумагу пи изготовлении внедряются тонкие цветные волокна, напоминающие волоски. С недавнего времени они стали двухцветными и даже трёхцветными (цвет изменяется по длине волоска). На фальшивых банкнотах волокна могут быть приклеены, могут легко отрываться, или отсутствовать вовсе.
2. Микротекст. На российских банкнотах впервые появляется с 1990-х годов (чаще всего многократное повторение номинала). При обычном осмотре купюры текст выглядит как сплошная полоса, а при увеличении в 5-10 раз можно было прочитать надписи. Обладая хорошим зрением можно распознать текст и без лупы. Современные банкноты имеют большое количество скрытого микротекста.
3. Скрытые изображения. Впервые появились на модификациях 2010 года. При увеличении то, что казалось фоном, превращается в мелкие картинки. Например, на пятитысячной купюре можно увидеть представителей фауны Дальнего Востока.
Проявляющиеся при наклоне купюры:
1. Цветопеременная краска. Встречается на банкнотах России с 2004 года (ею выполнен герб города). При наклоне купюры меняется цвет элемента, это достигается путём внедрения в краску микроскопических волокон, свет по-разному отражается от них, изменяя спектр.
2. Муаровые (радужные) полосы. Официально называется эффектом MVC, впервые внедрён в 2004 году. Кажущийся поначалу однотонный цвет при наклоне купюры заменяется радугой. Эффект достигается методом микроскопического тиснения (продавливания) бумаги, лучи света отражаются от поверхности под разными углами. В местах этих элементов бумага имеет небольшую волнистость.
3. Кипп-эффект. Проявляющиеся изображения или текст при изменении угла обзора. Достигается методом совмещения микроскопического тиснения (как MVC) и различием в расположении штриховки, выполненной выпуклыми красками. Реализован на купюрах модификации 2004 года и выше.
4. Голография. При изменении угла наклона изображение как будто отделяется от поверхности и парит в воздухе, кроме этого может менять цвет и блеск, перемещаться по поверхности. Обычно применяется на защитных нитях и в полимерных окнах. Встречается в виде отдельного элемента на памятных 100-рублёвых купюрах.
5. Оптически переменная краска. При изменении угла обзора на поверхности как будто перемещается блестящая полоса. Эффект устроен также, как цветопеременная краска, но вместо изменения всего рисунка меняется толко его часть на участке определённого угла наклона светового луча. На банкнотах поздних модификаций оптически переменная краска (OVMI) имеет магнитный эффект (притягивается магнитом). На крупных номиналах (от 1000 рублей) введён с 2010 года.
Определяемые на ощупь:
1. Хруст бумаги. Банкнотная бумага очень сильно отличается по своему составу от обычной. Современные российские деньги изготавливают из смеси хлопка и льна, их соотношение может быть различным. В 2018 году впервые в российской истории была выпущена банкнота из полимерного материала. Бумажные купюры значительно толще стандартного бумажного листа, они слабее реагируют на увлажнение, более устойчивы к изгибам. Характерным атрибутом является «хруст» бумаги. Хруст может отличаться в зависимости от состава и используемых покрытий. На некоторых купюрах можно заметить тканевую структуру бумаги, но это не является обязательным параметром при определении подлинности. Гладкость бумаги также немного различается. Полимерные купюры выглядят как толстый полиэтиленовый пакет, но тоже обладают небольшим хрустом.
2. Рельеф изображения. Некоторые детали изображений или надписи имеют выпуклую поверхность. Этот эффект достигается тиснением бумаги в этих местах, поэтому на противоположной стороне можно заметить углубления.
3. Бескрасочное тиснение. Выпуклые полосы, часть которых не окрашена. Создаются тем же способом, который описан выше. На банкнотах модификации 2010 года такие полосы находятся по краям купюры.
Кроме элементов защиты, которые можно определить невооружённым глазом или при использовании подручных средств, существуют и те, для которых требуется специальное оборудование. Существуют карманные устройства для их определения.
1. Видимость при ультрафиолетовом излучении. Под воздействием света с длиной волны 350-380 нм на современных банкнотах отдельные элементы или части изображений начинают ярко светиться зелёным светом (на купюрах последних выпусков цвета разные), при этом остальная поверхность выглядит синей. На некоторых модификациях купюр светятся и защитные волокна бумаги, иногда они даже могут выглядеть цветными.
2. Видимость при инфракрасном излучении. Под воздействием света с длиной волны 880-1000 нм на современных банкнотах некоторые детали изображений остаются видимыми, остальное выглядит как белый лист бумаги.
3. Магнитные свойства элементов. Новый признак защиты от подделки, встречающийся на поздних выпусках. Краска имеет в своём составе металлы, поэтому обладает слабомагнитными свойствами, при поднесении магнита может немного притягиваться.
Экспертиза подлинности
Обладая элементарными знаниями основных признаков защиты банкнот можно удостовериться в их подлинности на 95-99%, в зависимости от опыта. При проверке большого количества купюр результат будет ещё ниже. Чтобы иметь 100% уверенность в подлинности, необходимо воспользоваться специальным банковским оборудованием. Экспертиза подлинности в банках осуществляется в обязательном порядке, но как правило сопряжена с дополнительными действиями (заполнением бланков, ожиданием очереди). Исключение — получение денег в банке, в этом случае они уже прошли проверку. Наиболее удобный способ — банкоматы, они ни в коем случае не примут фальшивые банкноты, даже если они выполнены на высоком уровне (вопреки всевозможным слухам). В банкоматы встроены сложные системы проверки, реагирующие абсолютно на все признаки защиты.
Следует добавить, что при обнаружении у вас фальшивой банкноты клиентом банка, она будет изъята в соответствии с законодательством. Банкомат фальшивую купюру тоже не вернёт обратно. При попытке сбыта фальшивок может быть возбуждено уголовное дело по статье 186 Уголовного Кодекса РФ, равно как и попытка изготовления их.
Муаровый эффект на ткани: что это такое, виды, фото и применение
В ассортименте роскошных видов текстиля муар является одним из популярнейших материалов для пошива нарядной одежды и дорогих интерьерных предметов. На картинах именитых художников, на фото в глянцевых журналах эту ткань невозможно не заметить. Упоминание о ней встречается в произведениях поэтов и писателей прошлых веков.
Муаровая ткань, что это такое, и каким способом получают необыкновенный эффект на поверхности материала, будет полезно узнать тем, кто начинает свой путь в швейном деле, и любителям стильных вещей.
История происхождения
Точной даты появления материала история назвать не может. Известно, что производство ткани с муаровым рисунком берет свое начало в Средневековье. Название произошло от французского moire, в переводе означающего “переливающийся” или “создающий волны”. Считается, что корни выражения имеют непосредственное отношение к восточным языкам.
Муар всегда считался символом достатка и роскоши. Одежду из него могли позволить себе только состоятельные особы. Камзолы, платья, орденские ленты из этого материала можно увидеть на портретах монархов и их приближенных. Изначально полотна создавались из премиального шелкового сырья. Сегодня переливчатую ткань изготавливают также из синтетических волокон.
Технология создания муарового эффекта
Муаровый эффект — это способность поверхности материала изменять цвет в зависимости от преломления света. Волны на ткани напоминают застывшие объемные волны или древесный рисунок. Эффект достигается несколькими способами обработки текстиля:
Ткань муар — виды, описание, как ухаживать
Слово «муар» или «муаре» во французском языке означает «создающий волны» или «переливающийся». Первоначально так называли шелковую ткань, поверхность которой обладает особым эффектом: при освещении на ней образуется переливающийся узор, похожий на волны или древесные слои.
Красота этого материала даже породила термин «муаровый», который используют для обозначения переходов цветовых оттенков в графических изображениях. В настоящее время муар чаще всего изготовляют на основе ацетата и синтетики, он стал более доступным, но остался таким же красивым.
Описание ткани муар
Дама в муаровом платье
Об истории создания муара известно мало. Предположительно, в Европе техника изготовления шелковых тканей с оптическим эффектом появилась с Востока. В России муар так же прижился быстро и прочно. В старину волнисто мерцающую ткань называли объяр. «Аб» в переводе с персидского «вода». В те времена полотна содержали дополнительную золотистую или серебряную нить. Ткань создавала эффект нисходящих, струящихся потоков воды.
Описывая женскую моду александровского времени, В.А. Верещагин замечает, что платья из муара (громуара) начали носить после 1806 года. Любовь к этой ткани сохранилась на столетия. В начале XX века А. Белый поэтически воспевал женщин в нарядах из муара. И. Северянин о даме в муаровом платье писал: «Вы такая эстетная», «Ваше платье изысканно». Русские поэты начала прошлого века знали толк в женщинах и их нарядах. Такое признание муара говорит само за себя.
Сначала ткань делали:
По мере появления нового текстильного сырья в составе муара стали появляться нити из следующих химических продуктов:
Серебристый муар
Основой технологии получения муарового эффекта является каландрирование. Материал, полученный полотняным плетением однородных или смешанных нитей, на заключительной стадии прокатывают через горячие каландры (вальцы). При этом уточные нити сдавливаются, сдвигаются, перенаправляются в другую сторону, что и создает эффект бликов на материале. Иногда кажется, что рисунок на поверхности муара напоминает продольный срез дерева. Игра воображения создает индивидуальное впечатление, которое в любом случае бывает загадочным.
Существует два вида муаровых тканей.
Раньше громуар делали только из лучших сортов шелка. Сейчас состав двух видов муаровых тканей может быть однородным или смешанным. Кстати, у торговцев тех времен приставка «антик» в названии указывала на высочайшие качества редко встречающегося товара.
В исключительных случаях муаровый эффект создают многослойностью тканей. При накладывании сетчатых материалов друг на друга появляется оптическое впечатление сияющей поверхности.
Особенности производства
Секрет получения муарового узора заключался в том, что шелк полотняного плетения подвергают каландрированию: пропускают через нагретые стальные гравировальные цилиндры под высоким давлением (до 35 тонн). Они сплющивают уточные нити, меняя их структуру и направляя волокна в другую сторону. Благодаря такой деформации на шелковой поверхности и появляется переливающийся и неповторяющийся в своих линиях волнистый узор, напоминающий волны или кольца на косом срезе дерева.
Каландрирование шелкового полотна.
Нити для изготовления муаровых тканей окрашивают заранее. Поэтому полотна этого типа могут быть различной плотности и толщины, но всегда имеют однотонную расцветку.
Позже ткань с переливами стали изготавливать на основе не только шелка, но и многих других материалов, таких как: сатин, жаккард, бархат, органза, велюр, полиэстер. Они ткутся из волокон самого разного происхождения: шелковых, полушелковых, хлопковых, вискозных, ацетатных, а объединяет их одно ― муаровый узор на поверхности.
Различают два вида муара:
Чем ярче и четче муаровый отлив, тем выше ценится ткань.
Громуар ― стопроцентная шелковая ткань высшего качества.
Муаровая скатертная ткань из 100% полиэстера.
Органза-муар для штор из 100% полиэстера.
Муаровый сатин-жаккард из смесовых волокон для пошива мужских сорочек.
Муаровая поверхность представляет собой уникальную игру цвета и света, которая зависит от того под каким углом на нее смотреть.
Из многочисленного семейства муаровых тканей особенно можно выделить бархат ― современную разновидность этого великолепного ворсового текстиля, пластичный материал, красиво струящийся в драпировках. Игра цвета, света и тени на бархатной поверхности выглядит очень эффектно. Бархат, как и любой другой муар, может быть как натуральным (хлопчатобумажным), так и синтетическим (полиэстровым). Иногда в него добавляют эластичные нити. Такая ткань хорошо тянется и идеально подходит для пошива вечерних платьев. Бархат муар ―натуральный или искусственный материал с мелким ворсом и эффектными переливами.
Свойства
Применение, что шьют из муара
Изначально муаровая ткань использовалась для пошива элитной одежды для высшего света. Муаровое платье стало очень популярным среди аристократии после 1806 года. А лента из этого материала служила особым знаком отличия, и это назначение ткани сохранилось и по сей день: к ней прикрепляются почётные ордена и медали, а также она используется вместо соответствующей награды.
В настоящее время муар из натурального шёлка стал большой редкостью, а на смену ему пришли более дешёвые и прочные синтетические аналоги с повышенными эксплуатационными характеристиками. Область применения ткани довольно широка. Она используется для пошива:
Также ткань можно увидеть на фото интерьеров в старинном стиле. Ей оформляются стены, а также мебель, которая используется очень редко.
Тканева Людмила Викторовна
Швея с 30 летним стажем
Задать вопрос эксперту
Но имеются и ограничения: материал не рекомендуется применять для изготовления изделий, которые наиболее часто поддаются трению, например, защитных чехлов для мебели, узких юбок и брюк.
Бархат-муар
Пожалуй, добавим пару слов о ткани бархат-муар. Это материал, похожий визуально на героя нашей статьи, но не имеющий с ним ничего общего по методу производства. В описании ткани бархат-муар вы найдете те же муаровые узоры, но появляются они на ткани совсем не методом каландрирования.
Так что за ткань бархат-муар? Это материя с густым ворсом, где узор получается за счет комбинирования ворсинок разного окраса и длины.
О том, какие характеристики материала бархат помогают ему быть таким красивым, узнайте в другой статье.
Как ухаживать за муаровыми тканями
Чтобы муаровые изделия как можно дольше сохраняли презентабельный вид, ухаживать за ними нужно бережно:
При соблюдении правильного ухода изделия из нарядного муарового текстиля будут очень долго служить без потери внешнего вида.
Ткань муар ― прекрасный способ создать праздник. Ее изысканные динамичные переливы формируют особый зрительный образ и наполняют пространство роскошью и ощущением внутренней свободы, поэтому в каждом доме или гардеробе не помешает иметь хотя бы одну муаровую вещь. Момент, когда она будет очень кстати, наступит обязательно.
Разновидности, свойства, уход
Виды муаровой ткани не изменились со времени ее создания. Их всего два:
Вне зависимости от плотности и состава, переливающийся текстиль очень прочен, хорошо держит объем и красиво драпируется. Из него можно создавать модели платьев и занавесей любого кроя, но наиболее выигрышно цветовые переходы выглядят на достаточно большой гладкой поверхности без конструктивных швов.
Следует помнить, что эта ткань плохо выносит постоянное трение, поэтому является не слишком подходящей для нарядных брюк, чехлов для мебели и т.п.
Для того, чтобы муаровые изделия долго радовали взор, им необходим бережный уход:
Особенности работы с муаровым полотном
Тонкости шитья из муарового полотна заключаются в учете состава материи. Муар может быть изготовлен из чистого шелка, также для производства материи используется синтетическое и искусственное сырье. Для работы следует брать тонкие, но прочные иглы и нитки, а перед раскроем уложить ткань на более прочное и не скользкое полотно. Вне зависимости от состава материал следует предварительно прогладить с изнаночной стороны без применения воды.
Что еще называют муаром?
Эффект муара на фото
Муаром называют не только ткань и способ ее обработки, но и сорт бумаги с тиснением на поверхности. Слово «муар» также распространено среди фотографов. В данном случае оно означает постороннее изображение, напоминающее волнистые полосы или сетку. Такой эффект возникает при наложении двух периодических сетчатых рисунков.