Что такое мудрость с точки зрения древних философов

Что такое мудрость с точки зрения древних философов

МУДРОСТЬ

Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Смотреть фото Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Смотреть картинку Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Картинка про Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Фото Что такое мудрость с точки зрения древних философов

МУДРОСТЬ – высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. В античности мудрость рассматривалась как одна из четырех кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью, справедливостью и мужеством). По Лейбницу, мудрость есть «знание высшего блага», по Канту – «свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей»; Л.Н.Толстой определял ее как «знание вечных истин, приложимых к жизни» и т.д. Один из существенных изначальных смыслов мудрости связывался с психической трансформацией субъекта знания на пути восхождения (рационалистического, экстатического и др.) субъективного духа к Абсолюту. Данный смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, был впоследствии соотнесен в ряде направлений (трансперсональная психология и др.) с различными сверхнормальными проявлениями ментальности (предвидением, ясновидением и т.п.).

В этико-философском контексте значение слова «мудрость» тесней всего переплелось с греч. понятием софия, означающим не только субъективное состояние души или ума, но и объективные характеристики вещей (их совершенство, красоту, гармонию), а также содержащим вполне четкое указание на творчество. Последнее значение понятия «софия» наложило существенный отпечаток на его этико-философское осмысление, начиная с Сократа–Платона и кончая русскими философами-софиологами (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Е.Н.Трубецкой, Л.П.Карсавин и др.). В этико-философском смысле софия-мудрость стала пониматься как творческое воплощение идеи в бытии, истины в жизни, как идеальное преображение действительности и жизненное воплощение идеальности. Это состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение «этоса» достичь единения с Абсолютом. Т.о., мудрость в ее целостном духовно-практическом выражении сопрягается и с нравственной мудростью.

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития [Гл. IV]. Кн. 2. М., 1994;

2. Назаров В.И. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры. Тула, 1993;

3. Проделки хитрецов: Мифы, сказки, басни и анекдоты о прославленных хитрецах, мудрецах и шутниках мирового фольклора. М., 1977;

4. Соловьев В.С. Философия начала цельного знания. – Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988, с. 178–195.

Источник

«Мудрость – самая точная наука»: Аристотель о философии и науке

«Более мудрый во всяком знании – человек более способный научить», поэтому мудрость можно считать синонимом слову «наука». Наука имеет место быть только в размышлении, но не в опыте – считал древнегреческий философ. Научное знание – это знание первопричин различных явлений. Поэтому наука, которая изучает первопричины, способна научить:

«Всякое рассудочное познание, или такое, в котором рассудок играет хоть какую-нибудь роль, имеет своим предметом различные причины и начала, указываемые иногда с большею, иногда с меньшею точностью».

Изучение первопричины, наука имеет некое единство знания с различными степенями подчинения. Каждая отдельная наука, имея свой предмет изучения, создает это единство, в котором наименее общее подчиняется наиболее общему. Но свести все науки в одну нельзя, всегда имеется множество наук. Тогда, по Аристотелю, наука – сложная система, которую принято называть классификацией наук Аристотеля.

Древнегреческий мыслитель подразделил науки на три вида: теоретические, практические и творческие: «Всякое мышление направлено либо на деятельность, либо на творчество, либо носит теоретический характер». Но в чем принципиальные различия между теорией, деятельностью и творчеством, а также между последними, ведь как творчество может быть возможно без деятельности.

И наука, и искусство через первопричины познают общее, и различие между ними больше социальное. Аристотель считал, что науки не несут никакой пользы обществу, в отличие от искусства. Наука, существующая ради самой себя, а не ради выгоды, получаемой от нее, обладает большей мудростью.

А вот отличие между творчеством и деятельностью связано с более узким пониманием последней у Аристотеля. Различие можно увидеть в этом высказывании: «Творческое начало находится в творящем, будь то ум, искусство или некоторая способность, а деятельное начало – в деятеле как его решение, ибо сделанное и решенное – не одно и то же». Т.е. практические науки – тесно связанные этика и политика. Практика в понимании философа отличается от современного понимания, у него это этико-политическая деятельность.

По Аристотелю, «первая философия» (метафизика) и «вторая философия» (физика, математика) составляют теоретические науки. Философ отмечает: «Физика занимается предметами, существующими самостоятельно, но предметы эти не лишены движения; у математики некоторые отрасли имеют дело с объектами неподвижными, но такими, пожалуй, которые не существуют отдельно, а даются в материи; что же касается первой философии, то она рассматривает и обособленные предметы, и неподвижные», следовательно, физика, например, не столь же ценная, как «первая философия».

Аристотель выделяет опыт, искусство, знание и мудрость как этапов познавательной деятельности человека.

Опыт – первая ступень познания, постижение с помощью чувств, отдельных единичных сторон и свойств объекта.

Искусство – умение человека делать обобщения, т.е. искусство проявляется только, когда на основе приобретенных опытом мыслей, образуется один общий взгляд на сходные предметы. Искусство отличается от науки тем, что оно направлено не на изучение сущего как такового, а на созидание вещей.

Знание – понимание причин, сущности и закономерностей, составляющих содержание конкретных наук.

Мудрость – первая философия, т. е. познание универсальных основ, первопричин бытия. Имеющие опыт знают «что», но не знают «почему». Владеющие искусством знают «почему», т.е. причину.

Подводя итог, нужно отметить, по Аристотелю наука не простая сумма совершенно разнородных знаний, существует целая иерархия, сводящая науки в некоторую систему, чем выше наука на ступенях иерархии, тем точнее доступное в ней знание, тем больше ценности в ней. Наука, исходящая из меньшего числа начал, точнее и выше науки, требующей дополнительных начал. Мудрость изучает первопричины бытия, она дает человеку нечто большее, что никогда не даст иная наука. Именно поэтому, мудрость — это самая точная наука.

Источник

Мудрость

Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Смотреть фото Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Смотреть картинку Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Картинка про Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Фото Что такое мудрость с точки зрения древних философов

Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Смотреть фото Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Смотреть картинку Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Картинка про Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Фото Что такое мудрость с точки зрения древних философов

Му́дрость имеет несколько близких, но отличающихся значений:

Содержание

Мудрость, премудрость, благоразумие

В нецерковном употреблении премудрость — превосходная степень от мудрости (ум, способность, талант, мудрость и опытность в жизни).

По первоисточникам употребление др.-греч. σοφία применительно и к людям, и к Всевышнему не сопровождается никаким специальным усилением. Одно и то же слово употребляется, например:

Вместе с тем, в русской богословской лексике — если не употребляется специальный термин София (см. ниже) — наблюдается известное разделение терминов «мудрость» и «премудрость», когда последнему придаётся особый сакральный смысл — ср. возглас «Премудрость, проcти » при чтении Евангелия и т.п. Однако это ни в коем случае не принижает степень наполнения самого понятия «мудрости», так как в любом случае

Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Смотреть фото Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Смотреть картинку Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Картинка про Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Фото Что такое мудрость с точки зрения древних философовВсякая премудрость — от Господа и с Ним пребывает вовек

Со своей стороны, понятие благоразумие (ср. Благоразумный разбойник) обозначает качества, благоприобретённые человеком по жизни (ср. англ. mind ), в то время как «высший разум» бога в авраамических религиях априорно приравнен бесконечности, и свойств дальнейшего совершенствования во времени не имеет.

В античности

Античные философы уделяли большое значение мудрости: само слово «философия» (др.-греч. φιλοσοφία ) означало «любовь к мудрости». Гераклит сказал [2] :

Быть мудрым есть высшая добродетель; мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и согласовать с нею свои действия, вопрошая природу для того, чтобы узнать истину.

Мудрость вращается в области первых причин и начал… А самое основное из знаний и преобладающее над служебным есть то, в котором содержится понимание цели, ради которой всё в отдельности должно делаться.

В христианстве

В христианстве олицетворённая мудрость Бога (ср. выше «Премудрость») также может называться транскрипцией изначального греч. Σοφία (София) — «мастерство», «знание», «мудрость»). Представление о Софии как о «Премудрости Божией» получило особое развитие в Византии и на Руси.

В буддизме, индуизме

В мифологии

В исламе

Персоналии

Литература

См. также

Примечания

Ссылки

Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Смотреть фото Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Смотреть картинку Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Картинка про Что такое мудрость с точки зрения древних философов. Фото Что такое мудрость с точки зрения древних философов

Полезное

Смотреть что такое «Мудрость» в других словарях:

Мудрость — Мудрость ♦ Sagesse Идеал успешной жизни, не в том смысле, что ты преуспел в жизни (это всего лишь карьеризм), а в том смысле, что вся твоя жизнь удалась. По мнению древних греков, в этом и заключается цель философии. Вместе с тем мудрость –… … Философский словарь Спонвиля

МУДРОСТЬ — (греч. sophia, лат. sapientia, инд. prajna, др. перс. mazda, кит. чже, евр. hokma) понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно жизненный… … Философская энциклопедия

МУДРОСТЬ — МУДРОСТЬ, мудрости, мн. нет, жен. (книжн.). 1. отвлеч. сущ. к мудрый. Ммудрость решения. Мудрость старца. 2. Сложность, замысловатость (разг.). Сумею, не велика мудрость! ❖ Зуб мудрости третий коренной зуб (по обоим концам каждой челюсти),… … Толковый словарь Ушакова

мудрость — афина, умственность, разумность, дианойя, башковитость, премудрость, толковость Словарь русских синонимов. мудрость премудрость (часто ирон.); умственность (ирон.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

мудрость — МУДРОСТЬ характеристика знания, содержащая в себе как оценку его универсально фундаментального уровня, так и жизненно практической ориентированности. По представлениям, идущим от глубокой древности, мудрец не только знает, как устроен мир … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

мудрость — бездонная (Сергеев Ценский); высокая (Пушкин); глубокая (Лесков); змеиная (Тютчев); неистощимая (Пушкин); суровая (Фофанов); седая (Кольцов, Мятлев); ясная (Андреев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества… … Словарь эпитетов

МУДРОСТЬ — МУДРОСТЬ, и, жен. 1. см. мудрый. 2. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. М. провидца. Народная м. (также о сложившихся в народе изречениях, отражающих его жизненный опыт, знания). • Зуб мудрости третий коренной зуб, появляющийся после 20… … Толковый словарь Ожегова

Мудрость — см. Мудрец (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

мудрость — • большая мудрость • великая мудрость • высокая мудрость • высшая мудрость • глубокая мудрость • неистощимая мудрость • необыкновенная мудрость • необычайная мудрость • непререкаемая мудрость … Словарь русской идиоматики

МУДРОСТЬ — по мнению Гартмана Н., это: 1) «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; 2) постижение всего действительно… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Источник

Что такое МУДРОСТЬ

Вы наверное не заметили, но из нашего современного обихода тихо и незаметно исчезло понятие мудрости. Видимо современная новостная культура не имеет ничего общего со столь значимым некогда для людей понятием. А может этого понятия просто уже нет в лексиконе современных людей? Смотрим, что нам говорит кладезь современной мудрости, Википедия. Оставляя муть религиозной и философской трактовки находим наиболее жизненное определение. Мудрость, это свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в обществе, с учётом конкретной ситуации. Согласимся, что звучит красиво, но все же проведем анализ.

Для того, чтобы анализировать данное высказывание нам нужен разум и логика. А для того, чтобы быть уверенным в том что наша логика и разум не заведут нас в дебри обычного бесконечного умствования, разберемся, что такое разум и логика. Не мудрвствуя лукаво определим РАЗУМ как виртуальный мыслительный аппарат или процесс мышления. А логику определим как способность связывать различные составляющие процесса мышления в единую целостную картину. Причем целостность логики всегда относительна как и сам процесс мышления. То есть, все что описывается, это только точка зрения. И принимая любую точку зрения за стационарную истину, человек ставит каждый раз новый забор отделяющий себя от мудрости. То есть умствование является иной формой восприятия реальности. Объясняем начиная с повторения Википедии.

Мудрость, это свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в обществе, с учётом конкретной ситуации. Исходя из того, что как мы уже говорили, разум, это процесс мышления, в данном случае описывается вовсе не мудрость, а умность. Эти понятия отличаются кардинально — это разные формы восприятия реальности. Начнем объяснение понятия мудрость с несколько контраверсийного высказывания — Мудрость это свойство животной натуры восприятия и коммуникации доведенная до некого совершенства. В процессе все объяснится, а сейчас нарисуем еще один образ мудрости, возможно тебе более знакомый.

Существует такое понятие как интуиция. Это такой проблеск сознания когда ты без слов обдумывания понимаешь суть происходящего, задания или проблемы. Это такой лучик света понимания в пространстве разума затянутого тучами образов и мыслей. Этот миг ясности и есть основным элементом и сутью мудрости. Представьте себе, что таких лучиков ясности становится все больше и в конце концов твой разум исчезает в небе бесконечной ясности не обремененной мысле-образами. И все, что привлекло твое внимание становится ясным без слов. Что не мешает в дальнейшем трансформировать это понимание в слова и действия, выводя мудрость в плоскость разума.

Мудрость, это и есть то, что называют просветлением. И любое живое существо вышедшее за рамки эмоциональной коммуникации и реагирования, может быть мудрым, то есть иметь коммуникацию на уровне чистого понимания. А вот разум — процесс мышления и думания мыслями — это свойство человеческого сознания. Люди слишком высокомерно взяли курс на отход от всего животного в сторону знаковой коммуникации и… все больше становятся роботами с библиотекой программой в голове. В философии, это называется борьбой идеализма и материализма, где материализм стал доминирующим взглядом современной науки. Но кто же в здравом уме будет ограничивать свое восприятие, вырезав из него возможность целостного восприятия реальности? То есть, утратив совершенство обоняния, осязания и других органов чувств, люди заменяют все это шаблонным процессом мышления — знаниями. Это как наука, — вот это в тебе хорошо, это плохо, а этого ты знать не должен. И представьте себе, что эта наука работает.

Но чтобы понять как работает разум, как альтернатива интуитивного восприятия мудрости, приведем картинку как действует разум окультуренного оцивилизованного ссылками человека современного. Ум-разум похож на большой шкаф со множеством шуфлядок в каждой из которых хранится опыт человека и его библиотечные знания. Сталкиваясь с некой жизненной ситуацией, заданием, проблемой, человек начинает лихорадочно искать опыт и знания в бесконечном количестве шуфлядок, лихорадочно открывая и закрывая их в своем библиотечном шкафу. И вдруг о чудо, находится опыт очень похожий на ту ситуацию в которой человек находится в данный момент. и человек принимает решение, поступает так как подсказывает ему его опыт, но… Не даром китайцы говорят, что нельзя войти в одну и ту же реку войти дважды. Похожих ситуаций не бывает и действия в соответствии с имеющимися шаблонами часто не приносят ожидаемого результата. Именно из-за такого шаблонно-шуфлядкового мышления, появилось выражение, — Человеку свойственно ошибаться.

Фактически, разум способен рассматривать лишь стационарные картинки фотографии и уже в соответствии со своими логическими возможностями связывать, эти картинки в логические гифки. Мудрость же не концентрируется на стационарной картинке, а рассматривает происходящее как фильм без комментариев. Если мы представим как мудрость и разумность смотрят фильм жизни, это выглядит следующим образом. Разумность старается постоянно комментировать понравившиеся эпизоды, пропуская в момент комментирования целые фрагменты фильма. Такое поведение можно было бы назвать глупостью, так как не воспринимается целостная-реальная картина мира, но современная культура назвала такое восприятие разумностью и возвела на пьедестал почета своей ссылочной науки.

И для того, чтобы подвести итог сравнительного анализа способов восприятия реальности, введем в наш обзор понятие СО-ЗНАНИЕ. Где сознание, это неограниченное подсознанием пространство восприятия реальности. Неограниченное сознание можно сравнить с пространством современного интернета, но с неограниченным количеством информации и визуальных форм. И для разума это пространство сознания является чисто теоретическим описательным пространством не доступным восприятию подсознанием, а для мудрости, это бесконечный источник информации. И куда бы ясный внутренний взгляд не обратил свое внимание, везде есть ответы на любые вопросы. Это мудрость.

Но нужно заметить, что мудрость не ограничивается ничем и разум является естественной составляющей восприятия. Мудрость, это целостное восприятие реальности в каждый момент восприятия сознания, нашего общего пространства знаний-форм-концепций. Все живые существа находятся в общем поле того, что называют духом, но всеобщее культурное образование западного мира создает множество заборов из деревянных концепций ссылочной преемственности. Люди перестали воспринимать сознание и стали ограниченными роботами со вполне животным телом постоянно выплескивающим эмоциональную энергию.

Эмоции, это двери мудрости, но современная культура учит старательно прятать животные эмоции, изначально разделив их на хорошие и плохие. И люди старательно прячут эмоции своего тела даже от себя и оказывается, что этот спрятанный мир составляет 95% человеческого восприятия — это то, что называют подсознанием. Стыд и вина стали тем бичем, которым духовные пасторы научили людей прятаться от самих себя. И этот мир тихушничества ставится в пример как самый безопасный и прогрессивный мир, не замечая, что этот мир заполняется серым липким страхом перед своим и чужим спрятанным подсознанием. Где серый мрак концепций образов заслоняет от человека свет ясности восприятия текущего ручья жизни.

Мудрость исчезла из нашей жизни и никто не стремится на поиски света, потому, что не знает что это такое. Люди все больше закрываются заборами эгоизма и все труднее находят контакт в реальной жизни. А встретившись каждый рассказывает свои сказки из своих шулядок, обнюхиваясь как псы. Мы можем рассказывать свои сказки по кругу всю свою жизнь. Люди зацикливаются на идее, которые им подсовывают услужливые слуги этих идей и их ведут в серый мир голого разума роботов с двоичным кодом хорошо и плохо с относительными плавающими характеристиками. Древние жрецы строго хранят свои тайны за заборами ватиканской библиотеки и различных средневековых тайных обществ. И какими бы не были примитивными или мудрыми, эти тайны, они срывают от людей реальную историю власти так называемой западной цивилизации, где идейное рабство основывается на ограниченном всеобщем образовании необходимом лишь для использования глупого стада в своих корыстных и вполне материальных целях. Людей поместили в серую зону лабиринтов разума с ограниченными материальными стремлениями и вечным союзником чертей, страхом, красиво названным стрессом.

Свет мудрости страшен для строителей-копателей гробов пирамид. А любой Прометей пробующий донести свет ясности в сознание людей будет прикован к скале Кавказа, где проходит граница западного мира, для того, чтобы пугать тех кто вдруг решит вкрутить хотя бы лампочку в головах людских. Путь к мудрости лежит только через ВОЛЮ, несгибаемую волю стремления к ясности не ограниченной никаким подсознанием и деревянными концепциями. Наше сознание бесконечно и не имеет ограничений. И если не имеешь ясного сознания, нужно взращивать в себе позитивное мышление. Путь к мудрости несомненно лежит через веру, но веру в знания, а не неким институтам и обществам. Там, где начинается организационная тусовка, там всегда будут разные извращения. Там где кончается мудрость, начинается эгоистическое умствование. Любая эмоция, включая страх, должна изучаться как неотъемлемая составляющая нашего бытия. И не только разумом. Нужно научиться смотреть на свои эмоции страха, ревности, зависти, желания, эгоизма и злости.

Каждая эмоция является вратами в мир мудрости. Причем любая твоя доминирующая эмоция может стать твоим проводником. Нужно только научиться смотреть своим внутренним взглядом-вниманием на эту самую твою эмоцию в момент ее появления. Замри на миг и посмотри на свою злость или желание. И это одно мгновение осознания стоит целой библиотеки умных книжек. И тогда ясность бытия станет твоим ПОНЯТИЕМ этого мира. Твоя ЖИЗНЬ ПО ПОНЯТИЯМ станет ясной ответственностью за свою судьбу. Воля вместо зоны сумерек разума. Воля вместо зоны — наш мир может быть мудрым.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Мудрость – миф или реальность?

История общественной жизни отмечает, что на протяжении ее развития появляются люди, которые посредством своей деятельности существенно выделяются среди современников. Одних называют гениями, других – талантами, третьих – героями и т. п. Наряду с ними имеются индивиды, которых называют мудрецами. Понятие «мудрец» относится не только к человеку, но и к народам. Мы говорим о мудрости древних восточных народов, народов ману, ацтеков, майя. Отмечаем, что у каждого древнего народа есть пантеон своих богов, где имеется свой бог мудрости. В древности к мудрецам относили пророков, жрецов, астрологов, некоторых магов и поэтов. Для западноевропейского региона классическим примером является наличие «корпуса» мудрецов в Древней Греции.

На первый взгляд понятие мудрости ясно всем. Уже со школьной скамьи (если не раньше) человек знакомится со словами «мудрость», «мудрец», которые ассоциируются с выработкой сверхчеловеческих качеств и становятся своего рода идеалом теоретической и поведенческой жизни человека. Понятие «мудрость» для индивида выступает как предел достижений человеческих стремлений, а мудрец воспринимается в качестве человека, овладевшего мудростью. Представляется, что мудрец охватывает все богатство идей реальной действительности. Он способен превратить идею, лишенную материальности, в материальную реальность. Такое пред- ставление о мудрости является естественным. Однако по настоящее время сохраняется стремление связать мудрость лишь со знанием. Всякий раз, когда речь заходит о мудрости, ее наделяют многознанием. Между тем, как мы полагаем, мудрость не сводится к совокупности знаний. Она по своей сущности выражается во всеобщей идее бытия, представляющей все богатство мира. Существо, которое может целостным образом войти в ткань мудрости, становится мудрецом. Мудрец наделяется способностью одухотворять неодухотворенную часть Вселенной.

О мудрости сказано много. О ней говорили уже в Древнем Египте. Античность в стилизованной форме (Гесиод, Гомер) персонифицировала образ мудрости в мифическом существе (Метиде, затем Афине), представляющем всеобщее бытие Разума Бога. Неоднократно предпринимались попытки дать определение мудрости, которое всеми бы разделялось, но до сих пор безуспешно. Тем не менее, выделены признаки и свойства феномена (Аристотель), которому дается имя «мудрость». Учитывая это, автор данного материала не предпринимает попыток выработать какое-то определение мудрости. Цель статьи иная: выяснить место пребывания мудрости, к освоению которой стремятся люди, и разобраться, существует ли в реальности феномен, называемый мудростью, или мудрость – очередной миф, порожденный человеком; наряду с этим выяснить смысл существования мудрости и ее практическое значение для человечества. Нам это необходимо сделать для того, чтобы выяснить, жива ли мудрость, или она выброшена на помойку, как представляют себе некоторые мыслители (Э. Гуссерль и др.).

Подходы к осмыслению мудрости

Реальный процесс общественной жизни показывает, что всякий последующий этап развития рассматривает прошедший как несовершенный, страдающий массой ошибок и т. п. Действительно, новый исторический этап жизни совершеннее предшествующего. Но это не означает, что человек полностью изменяет процесс общественного развития, ранее имевший место. Как правило, люди еще при рождении застают уже сложившийся образ жизни. Они «вписываются» в него так, что усваивают историю и традиции предыдущего поколения, которое в какой-то степени выступает образцом их жизни. Но это не означает, что последующее поколение умнее, мудрее предыдущего, хотя и обладает большим знанием. Безусловно, последующее поколение знает больше, чем прошедшее. Но, находясь в частном отношении к средствам производства (а до сих пор жизнь человека находится в условиях частнособственнических отношений), от увеличения знания люди не становятсяумнее, тем более мудрее. Каждый раз разум и практическая деятельность людей дают им знать об их несовершенстве. Корректно ли говорить о совершенстве несовершенному человеку?

Не может быть такой ситуации, чтобы один человек как производное от несо­вершенной общественной жизни проявил бы себя как совершенный индивид или превзошел бы других целостностью своей жизни. Часто бывает так, что человек, сделав что-то, за что прослыл мудрецом, со временем добивается такого успеха, который превосходит прежний результат в несколько раз. Но звание мудреца этот человек не теряет. Такое положение дел вынуждает нас рассматривать ранее полученный результат как менее совершенный. А это приводит к тому, что на фоне нового результата мы должны старый результат признать как несовершенный, в то время как новый принять за совершенство. При этом за данным человеком как в первом, так и во втором случае остается звание мудреца. Получается так, что один и тот же индивид (до первого результата своей деятельности, когда он был еще не мудрым), будучи немудрым, в процессе своей работы становится мудрым. Рождение и реализация новой идеи, которая превосходит старую идею, превращает человека из мудреца в немудреца (как отрицание старого результата), а потом вновь делает его мудрым. Такая естественная жизненная ситуация, к сожалению, сопровождает людей, которых, как правило, называют мудрецами.

С другой стороны, в каждый исторический период в любом обществе есть индивиды, благодаря которым общество получает возможность прогрессивного развития. Как быть в данном случае? Как назвать этих людей? Понятно, что отдать им дань благодарности необходимо. Первым человеческим движением души их заслуг кажется достойным присвоение им высшего титула – Мудрец. Но Мудрец – это высший и последний титул. В несовершенных условиях (отсутствие социальной однородности) индивид всегда ущербен, и в этом состоит человеческая трагедия. Каждый раз разум и практическая деятельность дают людям знать об их несовершенстве. «Никто не обольщай самого себя. Если кто изъ васъ думаеть быть мудрым въ веке семь, тотъ будь безумнымъ чтобъ быть мудрымъ.»[1]

Содержание слов «мудрость» и «мудрец» в общей языковой коммуникации мало чем отличается в большинстве своем от их употребления в научно-теоретической литературе. Мудрец и мудрость рассматриваются в двух аспектах: божественном и земном.

В божественном понимании мудрость никогда не может быть достигнута человеком, как бы он ни стремился к ней. «Мудрость же мы проповедуемъ между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящихъ.»[2] Здесь мудрость отделена от индивида; она находится за пределами земной человеческой жизни. Для того, чтобы стать мудрецом с этой точки зрения, человек должен утратить свою земную основу и приобрести божественный статус. «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание въ ноздрях его, ибо что он значить?»[3] Только став божественным, существо может овладеть мудростью и превратиться в мудреца. Тогда мудрец становится неотъемлемой стороной целостной Вселенной. Он – представитель космического целого. Он действует как непосредственный представитель космического Разума, способный не только охватить мироздание в целом, но и творить, одухотворять неодухотворенные области Вселенной. Старая метафизика рассматривала мудрость как атрибут Бога. Полагали, что у Бога множество атрибутов: бессмертие, вечность, всеобщность, абсолют, бесконечность, единое, любовь, мудрость и ряд других, рассудком не выделяемых феноменов. Находясь у Бога, все они и тождественны, и различны. С этой точки зрения атрибуты не различались там, где они представляли Бога во всем Его богатстве (целостности); как атрибуты они сливались с Ним. Раз­личие же их заключалось в индивидуализации, когда атрибуты получали самостоятельность бытия. Мудрость, хотя и производна от Бога, но к нему несводима.

Мы уже говорили, что, отделившись от бога (как его атрибут), мудрость в качестве самостоятельного целого получила способность наделять частично своим основанием (мудростью) того, кто к ней стремится. Это означает, что мудрость в качестве самостоятельной сущности находится за пределами того, кто к ней стремится; мудрость в этой ситуации первее к ней стремящегося. То существо, которое постигает содержание мудрости, превращается в мудреца. Религиозная тенденция полагает, что «Бог вначале открыл свою Мудрость пророкам: следовательно, она целиком содержится в Священном Писании»[6]. И хотя некоторые теологи пытались «приспособить» мудрость к человеку, понимая ее как совокупность «иерархически организованных наук, каждая из которых извлекает свои принципы из науки, стоящей непосредственно выше нее»[7], но в конечном счете вынуждены были признать, что свыше стоят Священные Писания, которые превосходят всех людей.

Мудрость существует объективно, самостоятельно, независимо от человека. Несмотря на то, что она – свойство бога и находится за границей человека в виде объекта (в данном случае Священного Писания), тем не менее, оно проявляет себя к человеку как субъективное, согревающее и подающее индивиду надежду в достижении себя и обладании собой. Божественное понимание мудрости своей перспективой ведет человека в заоблачную высь, где у индивида появляется возможность стать божественным, стать святым. Стало быть, человек, несмотря на то, что никогда не может стать мудрецом, тем не менее, причастен к мудрости, ибо при определенных обстоятельствах она может его посетить, задеть одной из своих сторон. Мудрость посещает человека ровно настолько, насколько человек может быть причастен к мудрости. Слово «причастен» говорит о том, что человек обречен владеть только частью мудрости, ее какой-то стороной. Овладение целостной мудростью означает превращение человека в бога, что делает бессмысленным разграничение человека и мудрости. Следовательно, существо, достигшее своего высшего развития в человеке, но еще не перешедшее в божественную сферу, всегда обнаруживает себя в лучшем случае как частичный, ущербный мудрец. Даже те святые, пророки, великомученики, которые приходят на Землю для того, чтобы помочь людям разрешить насущные проблемы жизни, находясь в человеческом теле, не достигают полноты мудрости. Это обусловлено тем, что они становятся представителями физического мира. Они имеют способность выходить из материального видимого бытия в невидимый, тонкий мир реальных сущностей. Но получают они из мира тонкой реальной сущности не мудрость, а мысли и действия, знание природы вещей и духов и возможности реализации получаемых свыше знаний применительно к вещам и душам видимого мира. И эти знания они передают людям не языком мира тонкой реальной сущности, а огрубленным языком, присущим физической реальности.

Таков один из подходов понимания места пребывания мудрости и ее реального бытия.

Существует и прямо противоположное мнение. Оно утверждает, что человек посредством своих знаний и дел сам генерирует мудрость. Никакой мудрости вне человека нет. Человек имеет все возможности и способности для того, чтобы своими собственными силами стать мудрецом. Человек в процессе жизни имманентно развертывается так, что нарабатывает знания, опыт и всевозможные способы практической деятельности до такой степени, что подавляющему большинству современников это не под силу. За это такого человека и называют мудрецом. Мудрость – свойство человека, которое может быть выработано и приобретено человеком. В качестве доказательства обращаются к Платону, который считает, что мудрости можно научиться.

Когда Платон устами Сократа говорит об обучении мудрости, то под мудростью понимается философствование, вырастающее на основе знания, которому действительно можно учиться. Сама же мудрость, по Сократу, есть принадлежность бога; она у бога. И Сократ подтверждает это, говоря, что мудрость у бога, а он, Сократ, только любитель мудрости; на основе любви к мудрости Сократ лишь стремится к ней.

В наши дни также широко распространено в философской, научной и художественной литературе воззрение, согласно которому человек может стать мудрецом. Т. И. Ойзерман проводит мысль, согласно которой человек, опираясь на свои силы, приходит к вершине мудрости[8]. В. Б. Миронов в книге «Пир мудрецов», обращаясь к развитию цивилизации, представителей творческой ин­теллигенции и умных людей, приводит многочисленные примеры проявления человеческой мудрости[9]. А. Н. Чанышев в «Вестнике МГУ» опубликовал обширное исследование понимания мудрости и попытался дать ей классификацию[10]. Утверждается, что человек может своими силами достичь мудрости в той или иной сфере деятельности. В результате мудрость из неспециализированной области превратилась в специализированную форму.

Как мне представляется, мудрость по своей природе неспециализированна. Мудрость является всеобщим бытием Разума и способом его проявления. Мудрость как целостное явление нефункциональна и непрофессиональна. Она – выражение всего результата жизни человечества, сочетающая в себе все богатство знания и соответствующего ему действия в сфере физического и тонкого миров[11]. Она отображает целостным образом способ жизни не человека, а человечества. Становясь фрагментарной (специальностью), мудрость теряет свою специфику и перестает быть всеобщей, она становится частной.

У человека более высокого титула, чем «мудрец», нет. Человек, становясь мудрецом, достигает вершины своего совершенства. Но если человек достиг своего предела, то есть стал мудрецом, то тогда он останавливается в развитии; он приходит к отрицанию своей человеческой сущности. Не более чем недора­зумением мы можем назвать такие суждения, как «он мудрее его», «у него мало мудрости», «он более мудр» и т. п. Говоря, что кто-то мудр, мы хотим выделить некоторые особенности теоретических и практических способностей, имеющихся в большей мере у одного индивида, нежели у другого. Но наделяя индивида мудростью, мы ставим тем самым предел его развитию. А между тем человек развивается и преодолевает ранее имевшиеся у него достижения. И здесь невольно возникает вопрос: «А что, индивид в результате своего развития становится все мудрей и мудрей?» Или мы сгоряча, не подумав, в силу определенных обстоятельств назвали его мудрым? Тогда получается, что человек не изменяется, а остается в ранге мудреца до конца своей жизни. Это полностью исключено, ибо человек в силу своей природы является универсально всеобщим, а это означает, что ему нет предела в развитии: он всегда развивается. Если человек в процессе своего развития постоянно преодолевает ранее имевшийся уровень, то бывшее его состояние мы можем считать субстанцией (ведь человек стал мудрецом). Но на этом жизнь человека не прекратилась. Человек продолжает развиваться. И его развитие направлено к мудрости (к освоению иных принципов общественного бытия, которых раньше не было). В такой ситуации мудрец вынужден приобретать мудрость. Тогда субстанция (мудрец) переходит в свойство (мудрость). Это во-первых. Во-вторых, само свойство имеет степенное выражение, не затрагивающее основания. В-третьих, мы оказываемся в ситуации, для которой нет критерия, позволяющего остановить неуемное движение степени: человек все время нахо­дится в процессе, превышающем свою ограниченность: человек становится все мудрее, мудрее, мудрее. А когда же наконец (если он может стать мудрым) человек успокоится и станет мудрым (и станет ли)? Думается, что степенное понимание мудрости – недоразумение. Такое понимание мудрости приобретает субъективный характер. Тогда можно назвать любого человека мудрым. А если человек, изменяясь, пребывает в ранге мудреца, то говорить о мудрости индивида бессмысленно. Он или останавливается в развитии (это исключено), и тогда он не мудрец, или ранее имевшие место его способности не соответствовали действительности, то есть он не был мудрым.

Платон в диалоге «Пир» говорит, что боги не философствуют и не пытаются стать мудрыми, поскольку они уже мудры. А мудрый не стремиться к муд­рости, ибо он уже мудрец. К мудрости не стремится и невежда. К мудрости стремится тот, кто стоит между мудростью и невежеством[12]. Это своего рода интервал, в котором существует стремящийся к мудрости. Стало быть, муд­рость одна, а тех, кто стремится к ней, много. И пока будет стремление к мудрости, будет существовать и этот интервал. А как быть в том случае, когда люди преодолеют невежество? И могут ли они преодолеть невежество в условиях Земли?

По Платону невежество связано с неведением, приводящим к злу, называемому глупостью. Невежественный человек – это человек, введенный в заблуждение[13]. Это человек, лишенный знания. Такое понимание невежества говорит о том, что всегда будет часть людей, к которой можно отнести это определение, ибо человек по своей природе несовершенен; у него рабская природа (Аристотель). Следовательно, добро и зло будут сопровождать людей до тех пор, пока сохраняются развлечение и труд, справедливость и несправедливость, знание и незнание. И на этом фоне будут разворачиваться противоречия между любовью к мудрости, питающейся божественным порывом к совершенству, и невежеством, предающимся пиршествам и подобным развлечениям и забавам[14].

Присвоение человеческому индивиду титула «мудрец» означает перевод человека в ранг предельного бытия. Здесь можно было бы сослаться на религию, которая считает человека божественным существом. И это явилось бы своего рода оправданием использования понятия «мудрец». Возникает дополнительная сложность: будучи божественным, этот индивид должен обладать признаком божественности – бессмертием. Но человек – смертное существо. Правда, бессмертие можно рассматривать не только по биологическому, но и по социальному основанию. И тогда бессмертие будет связано с результатами человеческой деятельности, остающимися после жизни человека, а не с биологической вечностью. Старость – спутница мудрости. Нет мудрости без старости. Но не всякая старость – мудрость. Молодой не может быть мудрецом. Когда речь идет о старости, то здесь имеется в виду не какой-то земной, конкретно взятый старый человек, а общее состояние социальной формы движения, формирующей жизнь социального существа. Вместе с тем под «старостью» в данном случае следует понимать и совокупность всех ранее прожитых и еще предстоящих прожить обществу жизней на Земле до приобретения способности одухотворять Вселенную своим творчеством.

Мудрец тот, кто овладеет этой особенностью. Понятно, что отдельно взятому человеку достичь такого состояния невозможно принципиально. В то же время мудрость как самостоятельное, объективное явление должно иметь место в реальности, ибо к ней стремятся люди.

И вновь возникает уже поставленный вопрос: «Где пребывает мудрость?» Мифология древних народов говорила, что воплощением мудрости является сверхъестественное существо, находящееся за пределами земной сферы. Ученые видят мудрость в знающем человеке. Философы видят мудрость в уме и знании, охватывающем всеобщность. Мы полагаем, что мудростью является социальная форма движения материи как атрибут Вселенной. Вот к ней и стремятся люди.

Итак, мы выяснили, что божественная мудрость находится в мире тонкой реальной сущности. А домом смертного человека является система общественного бытия, которая строится самим же человеком. Но мудрость находится не у человека, а за его пределами, и своей собственной жизнью человек пытается достичь ее. Каковы же должны быть условия, чтобы человек достиг мудрости?

Условие существования любви к мудрости

По своей сущности в условиях земной жизни человек – общественное существо, а это значит, что стремление к полноте общественной жизни реализуется не индивидуальными, а совместными, общественными усилиями. И чтобы человек ни сделал, – это будет результат влияния общества на индивида; проявление общественного бытия.

Способность творчества индивид получает от социума. Мыслит не человек, а социум. Поскольку человек является результатом бытия социума, постольку он и наделяется всеми существенными и коренными признаками и свойствами социума. Способность мыслить – не индивидуальная, а социальная способность, которую на протяжении всей свой жизни развивает индивид. И познает не индивид, а социум, научное сообщество. Индивид – агент процесса познания, пчела, доставляющая нектар в улей. Приобретение индивидуумом основных признаков и свойств социума начинается уже в эмбриональном состоянии. Появившись на свет, индивид с первого же дня начинает наполняться признаками общественного бытия. И сформировавшись (то есть наработав основу социума), начинает относительно самостоятельно проявлять себя как индивидуальное социальное существо. Складывается представление, что все достижения индивида – проявление индивидуального, независимого от общественного бытия действия. Генезис изначального социального основания гаснет. Все достижения индивида, которые (отчасти) действительно ему принадлежат, приписываются только индивиду. А то, что получить и реализовать их человек смог только благодаря социуму и что только общественное бытие позволило ему выделиться, остается за кадром его собственного понимания и редко замечается людьми. Тем не менее, социум учитывает особенности и достижения индивида. Чем больше человек берет на себя заботы общественной жизни как собственные, тем больше он проявляет себя как общественное существо, тем выше он оценивается социумом.

При наличии частной собственности на средства производства общественная форма жизнедеятельности людей находится в прямом противоречии с индивидуальной жизнью человека. Общественный характер бытия человека подавляется индивидуальным способом жизни. Практически каждый индивид в повседневной жизни стремится упрочить прежде всего не общественную жизнь, а свою собственную. Упрочение общественного бытия осуществляется не благодаря достижениям индивидуальной жизни, а вопреки ей; косвенным образом. В результате проявления данной тенденции всегда страдает общество. Иногда противоречие общественной и индивидуальной жизни доходит до предела и заканчивается социальным конфликтом, в котором, как правило, страдает индивид. Все социальные конфликты в конечном счете возникают в результате наличия в обществе внутреннего антагонизма, который обусловлен непримиримым противоречием общественного и частного способов бытия. Сюда еще следует добавить неполноту общественной жизни, связанной с наличием двойственной структуры человека как биологической и социальной сторон.

У Аристотеля имеется положение, что человек является посредником между животным и божественным мирами. Если перевести эту мысль на диалектико-материалистическую основу (что, впрочем, имеет историческую тенденцию), то она означает, что человек находится в развитии от биосоциального к социальному содержанию. Это говорит о том, что человек развивается согласно своей природе – социальной сущности. Он должен оставить биологическую сторону за своими пределами, поскольку в условиях земной жизни человек по своей сущности не биосоциальное, а социальное существо. Социум является переходной ступенью человека от биологической жизни к собственно социальному его бытию (согласно Аристотелю, Фоме Аквинскому, Тейяру де Шардену и другим – к божественному существу, мы бы сказали – к социальному существу). Индивид, относящийся к роду «человек» и находящийся в социальной среде, в процессе жизни становится человеком. Формирование индивида как человека изначально происходит в социальной среде. Индивид «наполняется» социальной сущностью. Поэтому уже изначально человек – общественное существо (по К. Марксу). Следовательно, стремление людей к определенной желаемой цели должно осуществляться не индивидуальными, а совместными усилиями.

Общество, имеющее внутренний антагонизм, не может быть полноценным организмом, формирующим полноценное социальное существо. Такое общество является дискретным организмом. Многообразие общественных форм, существующих на земле, обусловлено историческим общественным разделением труда и в частности отделением умственного труда от физического. Результатом такой дифференциации явилось противоречие между общественным характером труда и частным способом присвоения об-щественного продукта, что породило социальный антагонизм. Ранние исторические процессы повлекли за собой существование частной собственности на средства производства и породили социально-классовую структуру общества. Естественная совместная взаимосвязь людей распалась. Ее место заняло разъединение людей как один из возможных типов повседневной связи индивидов. Историческое общественное разделение труда наложило свой отпечаток на всю общественно-производственную жизнь людей. С одной стороны, оно позволило укреплять человеку свою сущность и развивать свои способности. С другой стороны, оно породило антагонизм между людьми: жизнь одного индивида стала утверждаться за счет подавления (эксплуатации) многих других (ему подобных по природе) индивидов. Назвать такую ситуацию собственной историей человечества некорректно, ибо, во-первых, отсутствует социальное единство, дающее возможность каждому индивиду всесторонне развивать свои естественные природные задатки и способности, выражающие собственную природу человека (по К. Марксу). Во-вторых, поскольку человек – социальное существо, постольку он должен быть целью общественного развития, а не средством для достижения целей общества. И, в-третьих, для реализации единства сущности человека (как свободного универсально-всеобщего творческого существа) и его существования (осуществления в повседневной жизни свободного универсально-всеобщего творческого процесса) общество должно создать условия. А для этого общество само должно быть свободным. В свободном обществе каждому индивиду предоставляются все условия для реализации внутренней потребности в творчестве.

В условиях социального неравенства у подавляющего большинства людей отсутствует осознанная потребность в творчестве, которая должна прийти на смену труда. Более того, у этих людей, как правило, нет даже мысли о творчестве. Но это не означает, что человек как общественное существо, одним из признаков которого является творчество, не реализует себя с этой стороны. Не мысля о творчестве, находясь в биосоциальном состоянии, индивид спонтанно, фрагментарно, зачастую неосознанно в своей повседневной жизни фиксирует себя как творческое существо. Задача социума должна сводиться ктому, чтобы каждый человек в своей повседневной жизни в системе общественного бытия проявлял бы себя как творческое существо.

В условиях социального неравенства решить эти вопросы невозможно. Поэтому период, проживаемый людьми в состоянии внутреннего общественного антагонизма, является предысторией человечества. Только с уничтожением частной собственности как базового основания социального антагонизма будет сформирован социально однородный организм, создающий условия для реализации природных задатков и способностей каждому индивиду. Тем самым будет сформирован единый социальный организм – человечество. Жизнь каждого человека станет собственно природной, и человечество войдет в свою собственную историю. Это будет первый шаг человечества в организации социальной формы движения как атрибута Вселенной. В процессе формирования атрибута Вселенной каждый человек должен быть не только всесторонне развитым индивидом (это достигается в условиях социально однородного общества), не только талантом и гением (по Э. В. Ильенкову), но и мудрецом, способным совместной силой сублимированной мысли творить Вселенную. Творчество, выпадающее на долю социальной формы движения, заключается в одухотворении неодухотворенных уголков Вселенной. Вселенная должна быть живым организмом. Само собой разумеется, что создать образ будущей Вселенной человеку, еще не вышедшему из животной формы, очень сложно (если не невозможно). Но идея, начиная с древнеегипетского периода, и по сей день витает в воздухе. И философы обязаны исходить из нее, ибо их дело иметь отношение с всеобщей идеей, а не со знанием, которое является в большей степени арсеналом не социальных, а животных существ. Собственно человеческим является не знание, а идея. Нижний уровень знания появляется с возникновением биологического существа. Его собственная основа формируется у первобытных людей (Homohabilis). Достигая своего высшего уровня, знание с появлением Homo sapiens перетекает в понимание и понятие. Вступает в силу понятие (понимание). Когда человек достигнет своей социальности (единства своей сущности и способа бытия), основной единицей его интеллектуальной структуры будет идея. Но это очень далекая перспектива (кстати, к которой медленно и незаметно, но идет человек). Понятно, что это голая схема, которая ни в коем случае не претендует на единое представление о тенденции духовного развития человечества. Строгих границ, отделяющих знание от понимания и идеи, провести невозможно. Зоопсихология, например, имеет в своем арсенале множество примеров, которые показывают, что животные в экстремальных условиях выходят на уровень понимания. Люди, которые ухаживают за растениями, отмечают, что доброе отношение и ласковые слова, сказанные растению, благотворно оказывают влияние на его рост. Конечно, можно опуститься и еще глубже. Вода, например, изменяет свою структуру и свойства в результате определенного к ней отношения экспериментатора. На наш взгляд, лишить элементов знания воду неправильно. Основой знания являются фиксированный след отраженной реальности и способности этого следа обнаруживать (проявлять) себя[15]. В таком понимании основа знания присуща всей материи в виде ее свойства. Но степень ее проявления зависит от носителя, отражающего воздействие. С появлением головного мозга отражение реальности происходит посредством идеального образа. Способность существа изменять реальность в соответствии с идеальным образом является знанием. Знание связано с преобразованием окружающей реальности. Знание, направленное на изменение субстратом (носителем) своей сущности, перерастает в понимание. Понимание характеризуется общностью целей, приводящих людей к организации единого организма, который лишен внутреннего антагонизма. Понимание имеет место там, где выстраивается (формируется) социально однородный организм. О наличии идеи и проявления ее мы не будем говорить.

Современное состояние всех существующих на Земле обществ таково, что идет процесс перехода знания в понимание[16]. Знание – нижний уровень интеллекта Homo sapiens. На основе знания человек не может освоить полноценным образом мудрость. Не формирует мудреца и действие человека на уровне понимания. Мудрость вырастает только на почве освоения идеи. Однако человек, вставший на путь понимания (а не знания) и выходящий на уровень соприкосновения с идеей, проявляет любовь к мудрости. Поэтому неслучайно Платон от лица Сократа говорит, что рождение философа – редкое событие в жизни людей[17].

Социально неоднородное общество является частичным, неполноценным (лишенным целостности) обществом. Такое общество не может быть всеобщим бытием для человека. Действительной природной социальной сущностью является единый, внутри не антагонистический организм, которым является социальная форма движения как атрибут Вселенной. Этот организм исторически созревает на Земле через общественные системы. Его «выстраивают», «развертывают» люди своим трудом. На фоне вызревания единого организма в неполноценных обществах происходят все коллизии человеческой жизни: появляются гении, таланты, бандиты, убийцы и т. п. В этой связи всеобщим бытием для человека как человека (социального существа) является не общество (как принято считать), а только социальная форма движения, которая находится в начальном процессе становления.

До сегодняшнего дня мудрость рассматривается как итог накопленного человеком (проживающим в том или ином обществе) знания. Богатство общественной жизни на земном шаре является всеобщим фактором для индивидуальной жизни человека. Человек стремится познать общественное бытие в его многообразии, выработать о нем понимание. По отношению к отдельному человеку целостная жизнь общества выступает мудростью.

Проявляя свою любовь в познании принципов всеобщего человеческого бытия и стремясь практически их осуществить, человек приобретает свойство мудрости. Того индивида, который приобретает богатство принципов общественного бытия в высшей степени по сравнению с современниками, называют мудрецом.

Уже было сказано, что род человека вышел из недр животной жизни и продолжил свое развитие через исторические формы общественного разделения труда, породившие частную жизнь индивида. Такие обстоятельства не способны формировать свободное универсально-всеобщее творческое существо, коим, по сути, является человек. Для того чтобы сформировать человека как человека, необходимы соответствующие условия, дающие возможность каждому индивиду проявлять себя ежедневно в свободном всеобще-универсальном творческом процессе. Говорить о человеке как социальном существе можно только тогда, когда у каждого индивида имеется единство сущности и существования. Следовательно, когда мы имеем дело со свободным универсально-всеобщим творческим существом, способ повседневной жизни которого является свободным всеобщим универсально-творческим процессом, только тогда можно сказать, что перед нами полноценный (социальный) человек. Силами отдельного общества создать такие условия, которые позволили бы каждому человеку развивать свои природные социальные качества, невозможно. Для этого должен быть сформирован иной организм – социальная форма движения как атрибут Вселенной.

Человек как социальное существо сам является продуктом общественного развития, и в структуре его бытия не найдется того, что принадлежало бы ему: все его содержание – плод общественного. Индивидуально ему принадлежит только рефлексия – способ собственного существования, поведения, через что он и проявляет себя как личность. Это дает повод считать, что достижения индивида в подавляющем большинстве вызваны не собственными его способностями, а условиями, которые были созданы человеку для проявления его способностей, а уж только потом и реализацией его способностей. Это во-первых. Во-вторых, содержание новизны раскрывающихся способностей было заимствовано у общества или «подсмотрено» у природы, а поэтому скорее принадлежит обществу (людям), нежели собственному проявлению «творчества» индивида. Можно сослаться на мнение эзотериков, которые считают, что все выдающиеся «заслуги» человека – «подарок» эгрегора, а индивид выражает только божественную волю через собственные действия. Такой подход позволяет рассматривать человека как «мудреца» не в индивидуальном проявлении, а в контексте коллективной формы взаимодействия. Это означает, что индивид в необщественной форме не может быть не только мудрецом, но даже любителем мудрости.

Только социальная форма движения как единый, внутри неантагонистический организм может быть для человека мудростью. Социальная форма движения как единый социальный организм представляет собой неотъемлемую часть в структуре Вселенной. И здесь она рассматривается как единое совокупное образование. В-третьих, положительное достижение и жизнь индивида находятся в таком соотношении, что жизнь человека шире позитивного результата, полученного им, хотя, казалось бы, последний должен быть снятой формой всей прожитой индивидом жизни. Как правило, этого не случается, ибо наивысшие достижения индивида свершаются в расцвет его земной жизни как момент. В старости человек немощен. В связи с этим признание людьми ве­личайших поступков индивида (за что он получает звание мудреца) выглядит как признание одной из сторон, а не всей его прожитой жизни. Это, в свою очередь, говорит о том, что оценка имеет как субъективный, так и абстрактный характер. И действительно, в процессе исторического развития в обществе появляются новые индивиды, которым дается тот же титул, но по другим заслугам или по другому основанию.

Только в обстановке социальной однородности создаются возможности каждому индивиду проявлять себя в повседневной жизни как любителю мудрости. Проявление данного свойства исходит от собственной природы человека как социального существа. Истинной любовью к мудрости в такой обстановке является не выделение каждым индивидом своей персоны среди соотечественников, (что имеет место до сегодняшнего дня), а утверждение социальной атмосферы, позволяющей каждому человеку реализовать свои творческие способности. Применительно к собственной (социальной) природе человека мудрость и любовь к ней – реальность. Но в условиях современной общественной жизни (внутреннего антагонизма и наличия частной собственности в обществе) мудрость и любовь к ней – миф.

[1] Первое Послание къ Коринфянамъ Святаго Апостола Павла: 3, 18 // Библия, или Книги Священнаго Писания Ветхаго и Новаго Завета. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – С. 1435.

[2] Первое Послание къ Коринфянамъ Святаго Апостола Павла: 2, 6 // Библия, или Книги Священнаго Писания Ветхаго и Новаго Завета. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – С. 1434.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *