Что такое мультисенсорная среда

Использование мультисенсорной среды для коррекции речи

Аннотация: В условиях нового стандарта дети больше времени проводят в школе, поэтому необходимы условия для отдыха, расслабления. В связи с тем, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, в адаптации, для профилактики школьных трудностей, улучшения результатов обучения в школе, укрепления психического и соматического здоровья, необходимо проведение комплексной развивающей и психокоррекционной работы. Сенсорная комната позволяет решить эти проблемы. Она предоставляет условия для психологической разгрузки младших школьников и одновременно содержит богатую среду для исследования, дает пищу различным каналам восприятия.

Эта статья позволит вам узнать, что такое сенсорная комната, какие задачи можно решить с ее помощью; научиться организовывать работу по сохранению и укреплению психофизического и эмоционального здоровья учащихся, создавать условия для коррекции речевых недостатков посредством использования мультисенсорной среды.

Использование мультисенсорной среды для коррекции речи

Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Чем большее количество информации получит мозг ребенка через анализаторы, тем лучше будет он функционировать, тем богаче будет его опыт. У детей с различными речевыми расстройствами помимо собственно речевого недоразвития исследователи отмечают недостаточную сформированность внимания, памяти, восприятия, низкий запас знаний и представлений об окружающем, а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук.

Нынешние дети, пришедшие в школу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет. А учебная нагрузка приводит к умственному переутомлению, что сопровождается ухудшением здоровья, что, в свою очередь, становится проблемой для ребенка и сказывается на его учебной деятельности.

Сохранить и укрепить психофизическое и эмоциональное здоровье учащихся, улучшить память, внимание, восприятие, включить сенсомоторные механизмы, способствующие развитию речи, поможет организация сенсорной комнаты в логопедическом кабинете, группе.

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех подвержены утомлению.

Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Организация работы сенсорной комнаты

Цель : сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся, создать условия для коррекции речевых недостатков посредством использования мультисенсорной среды.

Оборудование сенсорной комнаты

Условно оборудование сенсорной комнаты (СК) можно разделить на два функциональных блока:

I. Релаксационный — в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, библиотека релаксационной музыки.

II. Активационный — в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн.

Оборудование сенсорной комнаты (сенсорного уголка):

1. Кресла-пуфики с гранулами.

2. Настенные зеркала «Отражение».

Настенное небьющееся зеркало «Отражение» — безопасное акриловое зеркало для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления воздействия световых установок.

3. Музыкальный центр с набором СD-дисков. Музыка является неотъемлемой частью СК. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в СК целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.п.

Луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество “зайчиков”, которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой вы стали.

5. Оптико-волоконный пучок «Звездный дождь».

Безопасный оптико-волоконный пучок «Звездный дождь» — водопад огромного числа тонких волокон (можно использовать мишуру). Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.

6. Проектор мультимедийный со светоотражающим экраном — прибор, проецирующий на противоположной стене картинки движущихся форм различной тематики (животные, растения, природа, облака, подводный мир, далекий космос и т. д.)

7. Сенсорные дорожки – мягкие из пряжи, гладкие из бумаги, ребристые из деревянной соломки. Используются для массажа кистей рук, развития тактильных ощущений. Способствуют снятию напряжения и агрессии.

8. Губки шершавые – для массажа кистей рук, активизации мышечного тонуса.

9. Сосновые шишки – для массажа, тактильных ощущений.

10. Мячи – гладкие пластмассовые (для сухого бассейна), резиновые с шипами и без – для развития ловкости, в дидактических играх.

11. Тазы – емкости для сухого бассейна.

12. Мелкие игрушки от киндер-сюрпризов – для развития тонких дифференциальных движений пальцев рук.

13. Пробки от пластиковых бутылок разного цвета в качестве материала для мозаики, поделок, как счетный материал.

14. Различные по форме подушечки с нашитыми пуговицами для тренировки навыка застегивания и расстегивания.

15. “Волшебный мешочек”. В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Ребёнок находит предмет по названию. Например, в мешочек можно положить письменные принадлежности и попросить ребёнка не глядя достать резинку, карандаш, ручку.

При невозможности оборудования отдельной сенсорной комнаты рекомендуется организовать «сенсорные уголки» в логопедическом кабинете. Их можно оборудовать при помощи подручных средств.

Например, угол в комнате отгораживается занавеской или ширмой для создания ощущения изолированности и безопасности; в качестве сидения используется мягкая банкетка, мат или кресло; живые или искусственные цветы, аквариум с подсветкой, окно, при помощи цветной пленки превращенное в витраж, магнитофон или проигрыватель с медленной музыкой успокаивают и способствуют расслаблению. В этом уголке можно проводить занятия по развитию восприятия с использованием наборов Монтессори, «волшебного мешочка» и других средств.

Сенсорная комната — это важное лечебное средство для людей, чьи возможности осязать мир ограничены болезнью. Сеансы в сенсорной комнате можно включать в комплексную систему реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения.

Мозг и центральная нервная система определяет развитие многих заболеваний. В сенсорной комнате возможно, осуществлять немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности.

Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для человека, если они завершаются расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями.

Львова Любовь Станиславовна,
учитель-логопед,
МБОУ НШ-ДС №43,
г.Сургут, Тюменская область

Источник

Методическая работа «Методические приёмы мультисенсорного обучения детей».

«Методические приёмы мультисенсорного обучения детей»

2.1. Что такое мультисенсорное обучение.

2.2. Четыре категории учащихся, выделенных по способу восприятия и переработки информации.

2.3. Методика определения ведущей модальности восприятия на основе кратковременной памяти (А.И. Захаров)

2.4. Методические приёмы мультисенсорного обучения детей.

Развитие человеческой цивилизации переступило невидимую черту, разделяющую тысячелетия. К концу ушедшего века стало ясно, что информационные технологии современного образования развиваются невиданными темпами. Подобная интеллектуальная революция требует гуманизации образовательных процессов, обращения к хрупкому внутреннему миру личности ребенка. Таким образом, главное стратегическое направление образования видится в решении проблемы личностно ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога.

Сегодня образование должно рассматриваться как процесс и результат целостного становления личности: физического, интеллектуального, духовного. Процесс обучения должен стать лишь одним из составляющих, одним из средств образования человека. Усваиваемые знания и способы деятельности не должны являться самоцелью, а должны стать средством для реализации потребности человека “быть личностью”.

Технология личностно ориентированного обучения позволяет активно развивать субъективный опыт жизнедеятельности ученика, помогает личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Её содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания.

Что такое мультисенсорное обучение

«Если ребенок не учится так, как вы его учите, поменяйте свою стратегию и учите ребенка так, чтобы он учился!»

Мультисенсорные техники часто используются для детей с разными стилями обучения. Исследования Национального Института детского здоровья и развития человека (Соединенные штаты Америки) показали, что для детей, которые испытывают трудности в обучении чтению, мультисенсорные методы являются наиболее эффективными.

Мультисенсорные методы обучения и стратегии стимулируют учеников путем вовлечения их в процесс на нескольких уровнях. Они побуждают учащихся использовать некоторые или все свои чувства, чтобы:

— собрать информацию о задаче;

— связать информацию с идеей, которая им уже знакома и понятна;

— осознать наличие логики при решении проблемы;

— изучить проблему, решая задачи;

— использовать невербальные навыки аргументации;

— осознать связь между понятиями;

— сохранять информацию для последующего использования.

Использование мультисенсорных техник помогает ребенку учиться более чем через одно чувство. Большинство методов обучения направлены на зрение или слух. Ребенок использует зрение при чтении информации, при просмотре текста, картинок или надписей на доске. Слух используется, чтобы слушать то, что говорит учитель. На восприятие через зрение могут влиять трудности со слежением или проблемы с визуальной обработкой. Иногда степень аудиальной обработки также может быть слабой. Решение может заключаться в воздействии на другие чувства ребенка, особенно на тактильные и кинетические. Это поможет мозгу ребенку развить тактильную и кинетическую память, на которую он может опираться наряду со слуховой и визуальной. Учащиеся, которые испытывают трудности в обучении, обычно имеет сложности в нескольких сферах: чтение, письмо и правописание, математика, устное понимание и речь. Мультисенсорные методы позволяют использовать сильные стороны учащихся, чтобы помочь им учиться. Они могут варьироваться от простых до сложных, в зависимости от потребностей ученика и поставленных задач.

Исследователи считают, что ученики обладают определенным стилем обучения, который опирается на их наиболее развитые чувства восприятия. Использование методик в соответствии со стилем обучения помогает ребенку учиться легче, быстрее, запоминать и использовать понятия в дальнейшем обучении.

Одним из путей совершенствования учебной деятельности является ее индивидуализация, связанная с созданием условий для удовлетворения потребностей субъекта в реализации своей познавательной активности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями. Приближение технологий к человеку, к его индивидуальным особенностям является в настоящее время устойчивой образовательной тенденцией. Педагогическая практика свидетельствует о том, что длительное игнорирование индивидуальных стратегий познания со временем приводит к отрицательным последствиям в развитии ребенка, а в крайних случаях может привести к нарушению его здоровья.

Четыре категории учащихся, выделенных по способу восприятия и переработки информации

В рамках нейрофизиологических представлений предполагается, что информацию об окружающем мире мы получаем, используя три основных канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Приоритетным у каждого человека обычно является один канал. Считается, что именно через ведущий канал поступает основной поток информации. Если мы учитываем ведущий канал собеседника, то, используя предпочитаемые им «ключи» восприятия, оптимизируем процесс общения. Если же процесс общения строится без учета ведущего канала восприятия, то большая часть информации не будет воспринята.

В учебном процессе основная задача учителя заключается в том, чтобы дети освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. При этом учителю необходимо понимать, что возможно расхождение между его предпочитаемым каналом восприятия и переработки информации (что предпочитаем, то и используем) и ведущим каналом ребенка. Ведь то, что учителю представляется оптимальным, для ребенка может быть недоступным. Различие модальностей – одна из причин, по которой дети оказываются в неравных условиях обучения. Поэтому учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого ученика.

Так, в зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных категории. Это:

Дети-визуалы. Как отличить визуалов и как с ними работать?

Дети, познающие мир с помощью зрения — визуалы, лучше воспринимают и запоминают то, что увидели. Они могут часами рассматривать картинки, в их речи чаще можно услышать слова: увидел, разглядел, посмотрел и даже озарило. Ребенок запоминает не только сюжет фильма, но и может в подробностях описать костюмы персонажей, он запоминает мизансцену, для него важен цветовой фон. Он очень быстро учиться отличать формы, размеры, цвета предметов, может с легкостью повторять ранее увиденные действия или игры. Если предоставить ему выбор занятия, то он предпочтет то, где можно что-то долго рассматривать.

Для визуала любого возраста очень важен внешний вид: все должно быть красиво и эстетично оформлено. Они любят фотографировать и впоследствии любоваться видами. Они будут упоенно рассказывать о своих впечатлениях, входя в мельчайшие подробности.

Маленькие визуалы, мальчики и девочки, похожи на завзятых модников: и те, и другие очень аккуратны и опрятны. Им важно, во что они одеты и как выглядят. Они спокойны, ходят всегда прямо, осанка гордая, взгляд почти всегда направлен вверх и прямо. Эти дети с большим трудом находят себе друзей, так как немногословны и малообщительны. Обычно, прежде чем войти в чужую игру или просто в любой детский коллектив, они долго наблюдают. И если их что-то в игре не устроило, то предпочтут оставаться в одиночестве.

Визуалам довольно легко найти себе подобных, так как в мире их более 45%.

Чем отличаются дети-визуалы?

Если подключить свое внимание, то с легкостью можно определить, к какому психотипу относится ребенок, и затем уже выстраивать свою линию поведения для общения с ним.

Визуалы, рассказывая о чем-либо, постоянно используют глаголы со значением «видеть».

Визуалы — самые усидчивые из детей и подростков, их трудно отвлечь, заставить переключиться на что-то иное. Они могут часами заниматься делом, которое им нравится.

При общении такой ребенок смотрит или прямо в лицо, или поверх головы. Кстати, если мы видим на уроках отсутствующий взгляд у такого ребенка, то это вовсе не означает, что он не слушает, как раз в этот может, скорее всего, и идет напряженная умственная работа. Если приходится что-либо вспомнить, взгляд их может быть направлен вверх.

Во время перемен визуалы чаще всего остаются в классе за партой. Он предпочитает тишину, и спокойная обстановка дарит ему комфорт.

Доказано, что когда визуал «не видит», то он и перестает «слышать», поэтому для получения полной информации он будет предпочитать соблюдать большую дистанцию, причем, чем дальше, тем лучше. Он вовсе не старается дистанцироваться от вас и вашего занятия, а пытается обозреть все и вся как можно лучше.

Визуалу очень трудно получать информацию по телефону, поэтому свои телефонные разговоры он будет сводить до минимума. Личную встречу он всегда предпочтет альтернативным средствам коммуникации.

Очень часто, особенно в подростковом возрасте, эти дети имеют комплексы по поводу своей внешности и одежды.

Какие приемы лучше использовать при работе с визуалами?

Поскольку любой человек на 85% познает мир визуально, то классическая система образования и воспитания, основанная на принципах наглядности и образности, прекрасно подходит для такого ребенка.

Наглядность на уроке необходима для визуалов

Эти дети обычно очень усидчивы и внимательны, а значит, они достаточно неплохо усваивают полученную на занятиях информацию.

Если зрительной информации недостает, то ребенок может этот недостаток с легкостью устранить, так как постоянно пользуется таблицами, схемами, графиками. В начале обучения нужно предлагать детям нарисовать рисунок, иллюстрацию, изготовить макет и т.д. Уже с самого раннего детства такой малыш может иногда словно «зависать» над какой-то картинкой, то это не страшно, ребенок считывает зрительно всю информацию о предмете. Подростки-визуалы иногда что-то чертят в тетрадях или блокнотах, причем для вас это может казаться ненужными закорючками, каракулями и т.д., на самом деле для него это особая форма концентрации.

Визуалов нельзя назвать особо красноречивыми и даже просто разговорчивыми людьми, поэтому следует умело направлять развитие их речи, уметь их выслушать, они могут довольно долго подбирать нужные слова. Можно попросить их построить опорную схему на доске или листе бумаги, а затем ее озвучить поэтапно. Визуал для того, чтобы внятно рассказывать о чем-либо, должен обязательно иметь наглядный материал.

Визуалы не терпят нарушения их интимного пространства, поэтому могут устраиваться на задних партах. Это еще им нужно и для лучшего усвоения информации: обзор будет более полным. Поэтому пересаживать их поближе бесполезно, успеваемость от этого не улучшится.

Для визуала крайне важен внешний вид (учителя в том числе), он как никто другой обратит внимание на все мелочи вашего костюма, макияжа и прически, а отсюда и будет складываться его отношение и к вам как к учителю и человеку, так и к предмету, который вы преподаете.

Дети этого психотипа очень легко выучат правило, если его представить в виде схемы, стихотворение по картинкам и т.д. С самого раннего детства ему нужно покупать красиво оформленные книги, показывать обучающие мультфильмы, составлять вместе с ним плакаты, схемы, коллажи и любой другой демонстрационный материал, это очень сильно облегчит ему обучение.

Рассказывая что-то, визуал будет жестикулировать, не следует его останавливать, так как его жесты являются для него способом некоего рисования, и так ему легче выразить свои мысли.

С этим ребенком следует говорить на одном языке, то есть как можно чаще употреблять в своей речи глаголы со значением «видеть, смотреть», следует обучить его приемам «словесного рисования» и тогда речь его будет развиваться более успешно.

В сплошном тексте ему можно подчеркивать особо важные моменты цветными карандашами, нарисовать какие-то схемы, иногда можно и шуточные.

Для ребенка-визуала важен укоризненный или поощрительный жест, он его понимает даже лучше чем замечание, высказанное вслух.

Как распознать аудиала в ребёнке?

Звук — это самое главное в окружающем мире для маленького аудиала. Он начинает разговаривать раньше, чем сверстники. У него богатый словарный запас. Рано интересуется самостоятельным чтением, знает наизусть много детских стишков.

Это очень общительные дети. Для них более важно не что говорят, а как. Они акцентируют внимание на тембре, интонации, легко узнают знакомых по голосу. Научившись говорить, становятся настоящими «почемучками». При этом сам ответ взрослого может не сильно их волновать. Часто дети спрашивают ради самого вопроса, чтобы пообщаться.

Таким ребятам нравится слушать музыку, аудиосказки, беседовать. Они с удовольствием что-то обсуждают, отстаивают свою точку зрения.

У детей богатая фантазия: они придумывают свои истории, сказки, игры. Занимаясь своими делами, тихонько бормочут что-то под нос. Аудиалы стараются достичь желаемого, уговаривая и убеждая.

Неактивны в подвижных играх. Отстают от других детей в плане развития зрительных и моторных навыков. Они долго ищут отличия на картинках, не могут быстро и продолжительно бежать, ловко взобраться на высокую горку. Родителям надо развивать эти умения, используя игры и упражнения.

Часто близкие люди сталкиваются с такой ситуацией: их ребенок знает о том, что скрывалось от его ушей. Это вовсе не значит, что он подслушивал. Просто у него острый слух.

Ребенок с единственным видом восприятия — редкость. Но один канал восприятия остается более развитым, чем другие, на протяжении всей жизни. Если родители знают, как работать с детьми-аудиалами, они правильно скорректируют процесс обучения.

Например, настало время освоить азы чтения. Для такого ребенка важно, чтобы текст зазвучал. Он будет с удовольствием проговаривать и пропевать буквы, слоги, слова.

Аудиал-школьник: какой он?

Общая характеристика детей с доминирующим звуковым каналом восприятия информации:

Их внимание неустойчиво: школьники легко отвлекаются, переключаясь на что-то другое.

Без труда запоминают услышанное.

Задумавшись, разговаривают сами с собой.

Проговаривают слова при чтении. Это заметно по шевелящимся губам.

В их речи четко прослушивается определенный ритм.

Отдают предпочтение счету и письму.

В классе бывают самыми разговорчивыми, вступают в дискуссии.

Реагируют на интонацию.

Уверены в своих силах, легко беседуют с одноклассниками и педагогами.

В игре — заводилы и лидеры.

Без труда выполняют задания учителей, но монотонная работа им быстро наскучивает. Аудиалам сложно усидеть на месте и долго работать над самостоятельным заданием.

Чтобы определить ведущий канал восприятия, надо понаблюдать за ребенком и выполнить несложные эксперименты. Особенности поведения таких учеников:

Когда они задумчивы, что-то вспоминают, их взгляд направлен по средней линии.

Жесты — на уровне груди.

В их словаре много слов, связанных с восприятием на слух (обсуждать, тихий, послушайте, мелодичный, голос).

Их легко отвлекают посторонние звуки.

Главное во время отдыха — вдоволь наболтаться и пошуметь. Особенно это заметно после долгого вынужденного молчания.

Стараются обратить на себя внимание друзей: шумят, громко разговаривают. Кажется, что слышно только их.

На рабочем месте нет порядка. Школьные принадлежности разбросаны по парте.

Разговаривают быстро, смотря поверх голов собеседников. Используют зрительные указатели.

Общаясь с другими людьми, держатся на расстоянии. Эта небольшая дистанция позволяет им избежать лишних прикосновений.

Когда пишут, «поднимают» вверх окончания слов или всю строчку.

Записывая в дневник домашнее задание с доски, уточнят номера у соседа. Сделают записи со слуха или вообще не станут ничего делать, а дома узнают все по телефону у одноклассников.

Аудиалы обожают разговаривать по телефону. Для них это прекрасный шанс насладиться голосом собеседника. Такой человек, не видя партнера по диалогу, чувствует себя вполне комфортно. Некоторым аудиалам так легче собраться с мыслями.

Когда им не хватает разговоров в жизни, они начинают вести их сами с собой. Тогда такие школьники могут показаться излишне замкнутыми или погруженными в свой внутренний мир.

Линия поведения с детьми-аудиалами

Действительность такова, что в нашем мире проще живется визуалам (доминирует зрительный канал). Ребенку-аудиалу придется столкнуться с определенными трудностями: организация обучения в детском саду и начальной школе не дает возможности усваивать большинство информации на слух. Педагоги и воспитатели акцентируют внимание на принципе наглядности.

Чтобы создать для всех учеников комфортные условия, надо знать, как работать с детьми-аудиалами. Принципы общения со школьником на «его языке»:

Такой ребенок не воспримет предупреждение учителя, когда он сосредоточенно что-то запоминает. В процессе ученик издает звуки, шевелит губами. Такие действия помогают ему добиться успеха.

При разговоре следует использовать голосовые вариации (оперировать громкостью, паузами, высотой тона). Нужно отражать телом ритм речи (головой) со скоростью, характерной для аудиалов.

Ученик быстро отреагирует на словесные замечания. Когда он нарушает дисциплину, эффективнее сказать шепотом «ш-ш-ш».

В классе ему будет хорошо на передней парте, ближе к педагогу. Для аудиала важно все слышать.

Вынужденный прикасаться к собеседнику или смотреть на него, ребенок фактически «выпадет» из диалога. На этом продуктивный разговор закончится: ученик перестанет слышать и воспринимать учителя.

Выражать свои мысли и ощущения словами для аудиала так же важно, как дышать. Школьник может не заметить внешние проявления позитивного отношения к себе, он не способен разобраться в чужих чувствах. Желая наладить контакт с ребенком, педагог должен именно говорить с ним.

Школьнику-аудиалу для подготовки домашнего задания необходима тишина. Любые посторонние звуки его отвлекут. Родителям не надо разговаривать с ним, мешать ему читать вслух, издавать монотонные звуки. Аудиал таким образом облегчает свою работу.

Математика детям с развитым звуковым каналом дается легко. Они хорошие логики, разбираются в алгоритмах и применяют их на практике. В комфортных условиях у них все получится.

Родители могут помочь справиться с заданием высокой сложности: проговорить, разобрать условие задачи или спланировать решение уравнения. Сделав это один раз вслух, ребенку будет намного проще все записать.

Аудиалам трудно переключать внимание. Близким нельзя отвлекать ребенка, который делает домашнее задание. Ему сложно, читая параграф, ответить на телефонный звонок, вынести мусор, и потом снова активно взяться за работу.

Запоминая стих, ученику надо выразительно, четко несколько раз его прочитать. Ему важно сделать лексический разбор, понять общий смысл. Задача родителей — помочь с анализом и объяснить значение незнакомых слов.

Дети-аудиалы часто плохо рисуют и неаккуратно пишут. Сильно ругать их за это не стоит, такова уж природа. Со слухом у школьника все в порядке, а вот зрение развито хуже.

Зато у таких ребят есть музыкальные способности. Зная, как работать с детьми-аудиалами, можно обеспечить ребенку все условия и достичь определенных результатов на этом поприще. Известен тот факт, что среди людей с доминирующим звуковым каналом много успешных музыкантов.

Необходимо с раннего детства окружить малыша инструментами: клавишами, дудками, барабанами. Взрослея, он заменит их гитарой, пианино или баяном. Самое приятное, что ребенок будет заниматься сам, без принуждения.

Главная задача родителей — обеспечить своему ребенку полноценное общение и комфортную звуковую среду. Для маленького аудиала нужно тщательно «фильтровать материал». Надо следить за тем, чтобы детские уши слышали меньше непредназначенной для них информации.

Особенности поведения, которые «выдадут» кинестетика:

В словаре ребенка преобладают слова, описывающие чувства или движения (холодный, прикосновение, твердый, схватить). В разговоре большое внимание уделяет внутренним переживаниям.

Этот ребёнок просто обожает домашних животных. Он постоянно к ним прикасается: гладит, носит на руках.

Любит телесный и эмоциональный комфорт. Одеть его в колючий свитер практически невозможно.

Во время диалога смотрит не в глаза собеседнику, а вниз. При этом совершает множество движений и жестов, старается стать поближе к нему. Даже может начать крутить пуговицу на одежде другого человека.

Во время беседы постоянно меняет позу. Любимое положение — руки обнимают себя, ноги поджаты или переплетены. Часто сутулится, ходит с поникшими плечами.

Проявляет склонность к молчанию. Иногда такие дети кажутся робкими и застенчивыми. Это мнение ошибочно, просто ребята теряются на общем фоне.

Часто полагается на свою интуицию, которая развита очень хорошо.

Таким детям трудно сосредоточиться. Они отвлекаются по любому поводу.

Ребенок четко запоминает общее впечатление.

Память включается во время движения. Ученик, слушая педагога, может даже не смотреть на него, но перебирать пальцами ручку или карандаш.

Если нужно переписать с доски домашнее задание, ребенок будет долго рыться в портфеле. Вероятнее всего, достанет учебники и прямо в них отметит нужные номера.

Его тетради неопрятные: они покрыты пятнами, помяты. На парте — полный кавардак, в котором ученик отлично ориентируется.

Перемену использует, чтобы размяться и подвигаться.

Школьник исключительно владеет своим телом: отличается отличной координацией движений, он гибкий и ловкий. У него ярко выраженная тяга к спорту.

Склонность к ручному труду.

С такими детьми учителям трудно. Они их называют «гиперактивными», «необучаемыми». Кинестетик, которого вынуждают сидеть спокойно, чрез некоторое время начтет стучать пальцами, двигать ногами или что-то в этом роде. При неправильном отношении к ребенку 90% усилий учителя тратится впустую.

Если кинестетик что-то держит в руках, ему проще понять учителя.

Проблема неправильного подхода к ребенку, когда не учитывается его способ усвоения информации, довольно глубокая. Специалисты говорят, что от таких детей нельзя требовать быстрого решения задачи или немедленного повторения услышанного материала.

Например, ученики-кинестетики долго считают на пальцах, когда их одноклассники уже начали решать примеры устно. Для детей это становится большой проблемой. Чего только они не придумывают, чтобы скрыть свою «неуспеваемость»: прячут ладони под партой, за спиной, стучат по столешнице пальцами. Ребята нуждаются в совершенно другом отношении к себе, терпении со стороны педагогов и близких людей.

По мнению некоторых профессионалов, все дети — кинестетики. Такая точка зрения имеет право на существование, поскольку все дети дошкольного и младшего школьного возраста очень подвижны и эмоциональны. Позже у большинства детей доминирующий канал меняется на зрительный или слуховой.

Как вести себя с детьми-кинестетиками?

Детям, познающим мир тактильным способом, сложно воспринять лекцию и словесные объяснения учителя. Педагогам приходится повторять одно и то же много раз, показывать иллюстрации. Крик на таких школьников не действует.

Нельзя спешить и вешать на ребенка ярлык «неуспеваемый ученик». Учитель должен разобраться, как правильно работать с детьми-кинестетиками.

Рекомендации по работе с детьми-кинестетиками.

Ребенку очень сложно долго сидеть неподвижно. Надо обеспечить ему моторную разрядку. Он может сходить за мелом, написать что-то на доске.

Два человека поймут друг друга, разговаривая на одном языке. Так же и с кинестетиками. Им помогут жесты, прикосновения, типичная для них медлительность мыслительных операций.

Такие ученики обучаются посредством памяти. Преувеличения способствуют запоминанию.

Ребенок отреагирует на замечание учителя, если оно сопровождается мягким прикосновением к плечу.

Лучше воспримет тот материал, который был записан.

Практичная деятельность (конструирование, эксперимент) — наиболее продуктивная деятельность на уроке.

Для ученика важна физическая нагрузка. Чем больше он потратит сил, тем успешнее проявит себя в других жизненных сферах.

Ученик-кинестетик действует, проверяет и анализирует. Он обучается, запоминая алгоритмы. Ему важно понять, для чего нужно то или иное правило. Какой толк от теоремы? Как она поможет в жизни? Работая с детьми-кинестетиками, нужно дать им ответы на эти вопросы, показать область применения на практике изучаемого материала.

Ни в коем случае нельзя пренебрегать другими каналами восприятия. Их нужно задействовать по максимуму. Важно запастись терпением и все равно объяснять, снова и снова показывать. Эффективность процесса обучения напрямую зависит от количества открытых каналов и уровня их развития.

Как действовать родителям?

От линии поведения родителей зависит очень многое. Непонимание ребенка приведет к конфликтам.

Ребенок справится с домашним заданием в комфортных условиях. Если его заставлять читать или учить стихотворение «как положено», через некоторое время эти виды деятельности вызовут только ненависть. Монотонное зубрение математики результата не даст.

Дома кинестетика нельзя через силу заставлять сидеть неподвижно и учить уроки. Ему нужна разрядка: пусть сходит поставит чайник, подаст что-то из другой комнаты, выглянет на балкон. Ему так легче запомнить материал: порциями, во время движения.

С кинестетиком сложно изучать точные науки, но выход есть. Пусть ребенок как можно больше вырезает из бумаги: цифры, знаки, неизвестные, даже формулы. Если ученик держит что-то в руках, ему вообще проще понять учебный предмет.

Любые образы можно связать через ассоциации. Бумажная аппликация напомнит об усвоенном материале. Вопрос «Что мы учили, когда вырезали машинку?» запускает механизм ассоциативного мышления.

Кинестетик не выучит стих, если будет просто сидеть и читать его. Когда он возьмет что-то повертеть в руках, начнет лепить или рисовать, результат получится совершенно другой.

Ребенку с кинестетическим ведущим каналом полезно:

Иметь набор материалов для разных поделок, экспериментов, практических занятий дома.

Читать большие энциклопедии, где он найдет много ответов на интересующие его вопросы.

Смотреть познавательные фильмы и передачи.

Ходить на выставки, в музеи, ездить на экскурсии.

Кинестетикам трудно справится со стрессом и дискомфортными ситуациями. Они полностью погружаются в свои переживания. Родителям важно больше говорит с ребенком о его чувствах, выяснить источник беспокойства.

Как бы не было сложно с такими детьми, у них есть один огромный плюс. Это открытые миру маленькие человечки, интересующиеся всем подряд. Они доверяют окружающим, заряжаясь позитивными эмоциями.

Дигитал или дискрет

Ведущего канала нет. Восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Вообще, дискретов можно отнести к «вымирающему типу», таких людей среди нас довольно мало, около 1-2%. Кинестетиков несколько больше – по разным данным от 3 до 5-8%.

Всё вышесказанное можно структурировать в виде таблицы.

Нейропсихологическая характеристика учеников по типу модальностей

Смотреть, видеть, наблюдать, картина, ясный и т.д.

Хватать, чувствовать, придерживаться, трогать и т.д.

Слушать, ритм, звуки и т.д.

На уровне глаз: мигание, прищуривание, нахмуренные брови

Голос высокий, много интонаций, при разговоре подбородок поднимается вверх

Голос низкий, при разговоре подбородок опускается вниз

Голос средний, речь монотонная

Тихий, задумчивый. С трудом завязывает контакты с детьми. Послушен. Учится легко (успешно). Любит конструктор, телевизор, компьютер. К животным равнодушен, хотя может и полюбоваться. Гулять не любит. Очень разборчив в еде и одежде. Зрелища производят сильное впечатление, гно рассказывает о них мало. При переживании стресса замыкается в себе.

Очень подвижен. Главное – заниматься делом. Очень самостоятелен и талантлив. Всё надо потрогать. Хорошо воспринимает запахи. Отлично развит вкус. Очень любит животных.

Говорит без умолку. Без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми. Любит слушать, когда читают или рассказывают. С трудом запоминает написание букв. Непослушен. На замечания взрослых возражает. К еде и одежде равнодушен. Не любит красочных зрелищ. При переживании стресса срывается на крик. Не способен сосредоточиться. Склонен ко всевозможным угадываниям.

Стоит отметить, что разделение людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков является весьма условным.

Таким образом, чистых аудиалов, визуалов и кинестетиков найти невозможно. У нас в той или иной степени развиты все каналы восприятия. Разве что тотально слепой или глухой человек может быть лишен одного из каналов. Но все-таки у каждого есть свои предпочтения (преференции).

Методика определения ведущей модальности восприятия на основе кратковременной памяти (А.И. Захаров)

Ведущая модальность определялась у учащихся первого класса.

Ребёнку прочитывают на слух слова с интервалом в 5 секунд: дирижабль, лапша, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.

— Сколько слов ты запомнил?

На доске крупно записаны слова в столбик: самолёт, чайник, бабочка, ноги, хомут, бревно, свеча, машина, журнал, малина. Время просмотра – 1 минута, затем слова закрываются.

— Сколько слов ты запомнил?

— Сколько слов ты запомнил?

Учащиеся, у которых равномерно работают все анализаторы.

Слова записаны крупно на доске. Учитель читает слово, ученик повторяет его шёпотом, прописывая в воздухе: волк, бочка, коньки, самовар, пила, весело, загадка, пальто, прогулка, книга.

если ученик запомнил 4 и более слов, то сформированы межанализаторные связи;

если меньше 4 слов или 4 слова, то этих связей нет, есть доминанта одного из анализаторов.

Результаты исследования учащихся первого класса показали, что только у 27% учащихся равномерно работали все сенсорные каналы.

Полностью был закрыт один из каналов восприятия у 27% учащихся (зрительный – 5%, слуховой – 14%, кинестетический – 8%). Эти ученики попали в группу риска, так как, например, ребёнок с закрытым слуховым каналом восприятия испытывает трудности в понимании словесных заданий, упражнений.

Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс взаимодействия с окружающими.

Методические приёмы мультисенсорного обучения детей

(на примере некоторых тем по русскому языку)

Соотнесение части слова с образом

Правила в стихах и сказках

Соотнесение геометрических фигур с частями слова: приставка – параллелепипед, корень – шар, суффикс – конус, окончание – куб.

Изображение учеником (самостоятельно или вместе с товарищем) части слова позой.

Выкладывание из ниток или проволоки схемы слова.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Соотнесение звуков с образом птицы:

Свиристель – звонкие согласные,

Глухарь – глухие согласные

Правила в сказках и стихах.

Фонограмма голоса птиц (свиристели и глухаря).

Соотнесение звуков с «тактильными» дощечками.

Звоним в колокольчик – звонкие согласные;

Закрываем уши – глухие согласные

Правописание безударных гласных в корне слова

Соотнесение правила с образом

Правила в сказках и стихах

Соотнесение звуков с «тактильными» дощечками.

Изображение буквы учеником на пальцах или позой (самостоятельно или вместе с товарищем).

Игра «Волшебный мешочек» (узнай на ощупь букву)

Слова с непроизносимыми согласными

Соотнесение правила с образом

Правила в сказках и стихах

Изображение буквы учеником на пальцах или позой (самостоятельно или вместе с товарищем)

Приставка. Приставка и предлог

Соотнесение правила с образом

Правила в сказках и стихах

Изображение образа в движении (работа в парах, группах)

Разделительные Ъ и Ь знаки

Соотнесение правила с образом

Правила в сказках и стихах.

Использование музыкального сопровождения (марш, вальс)

Соотнесение звуков с «тактильными» дощечками.

Изображение образа в движении, позе

Использование при разработке уроков многосенсорного подхода расширяет возможности достижения целей обучения и создает условия для развития всех сенсорных систем учащихся. Как показывает проведенная работа, при активизации межанализаторных связей процесс обучения становится более успешным. При этом подача нового материала одновременно по нескольким каналам восприятия – зрительному, слуховому, тактильно-кинестетическому предупреждает психосоматические и эмоциональные перегрузки ребенка, облегчает понимание новой информации и развивает каналы восприятия, которые у данного ребенка не являются ведущими.

Брэдвэй Л., Альберс Хил Б. Ребенок от 7 до 14 лет. Как научить вашего ребенка учиться. – М.: ЮНВЕС, 1997 г.

Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа общеобразовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск: ГлавУОПО, 2003г.

Дзятковская Е.Н. Учитель – ученик – родитель: как им понять друг друга! – Изд-во «ЭО» РАО РС, 2003 г.

Дзятковская Е.Н., Дзятковский Д.К., Дзятковский Д.Д. Русский язык для правополушарных. – Иркутск: ИПКРО, 2001 г.

Костин А.К., Дзятковская Е.Н., Одинец Н.Г., Голенецкая Е.С. Здоровье и образование. Тезисы научно-практической конференции. – Иркутск, 2001 г.

Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: Вако, 2005 г.

Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005 г.

Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ Сфера, 2001 г.

Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *