Что такое муниципальные финансы
Муниципальные финансы
Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающих на территории муниципального образования.
К доходам местного бюджета относятся:
Экономическую основу неналоговых доходов муниципальных образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений
Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в т.ч. путем выпуска муниципальных облигаций
Литература
Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Муниципальные финансы» в других словарях:
Финансы — Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Местный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок Финанс … Википедия
ФИНАНСЫ МЕСТНЫЕ — система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, предназначенный на социальное и экономическое развитие муниципальных образований. Это также совокупность денежных средств, формируемых и… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Публичные финансы — Финансы Публичные финансы: Международные финансы Государственный бюджет Федеральный бюджет Муниципальный бюджет Частные финансы: Корпоративные финансы Финансы домохозяйств Финансовые рынки: Рынок денег Валютный рынок Фондовый рынок Срочный рынок … Википедия
Местные финансы — 1. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Источник: Федеральный закон от 25.09.1997 N 126 ФЗ (ред. от 28.12 … Официальная терминология
МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ — совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. М.ф. включают в себя средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
Румянцева Елена Евгеньевна — Елена Евгеньевна Румянцева (род. 7 октября 1966, Москва) российский экономист, доктор экономических наук, профессор, лауреат международного проекта «Лучший экономист России» (2008 г.), потомок двух старинных дворянских родов XII и XIV века. Е. Е … Википедия
Денежный рынок — Финансовые рынки Рынок ценных бумаг Рынок облигаций Облигация государственна … Википедия
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РАЗВИТЫХ СТРАН — (англ. financial system of developed countries) – система, охватывающая государственный бюджет; муниципальные финансы (в федеративных государствах, напр., США, ФРГ – и финансы членов федерации); внебюджетные специальные фонды; финансы… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Содержание 1 Сущность финансовой системы 2 Структура финансовой системы … Википедия
Муниципальные финансы
Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования.
К доходам местного бюджета относятся:
* доходы от местных налогов и сборов
* отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов
* отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов
* безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
* доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
* часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
* штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
иные законные поступленияЭкономическую основу неналоговых доходов муниципальных образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путём предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и/или районных фондов финансовой поддержки поселений.
Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в том числе путём выпуска муниципальных облигаций.
Муниципальные и государственные финансы
Государственные и муниципальные финансы составляют основу хозяйства любой страны. Они определяются в качестве комплекса денежных взаимоотношений, возникающих в реальном обороте средств между соответствующими органами власти и прочими субъектами. Рассмотрим далее, как осуществляется государственное регулирование финансов.
Общая информация
Управление государственными финансами позволяет обеспечивать использование централизованных средств для погашения внутренних и внешних расходных обязательств страны. Наличие этого комплекса способствует планомерному расширению всех отраслей хозяйствования.
Государственные и муниципальные финансы, кроме прочего, обеспечивают достаточность и стабильность социальных гарантий, устойчивость денежного оборота, а также платежеспособность страны как самостоятельного заемщика. Внутри этого комплекса существует огромное многообразие типов бюджетных отношений, состоящих из различных звеньев. Эти взаимодействия постоянно усложняются вследствие расширения сферы услуг, глобализации денежного рынка, повышения стабилизирующей роли власти в хозяйственной области.
Структура государственных финансов
Этот комплекс сегодня считается одним из наиболее динамичных секторов. Система государственных финансов включает в себя Федеральный, региональный и местный бюджеты. В рамках этого института решается множество вопросов. Одной из наиболее актуальных задач выступает поиск оптимальных методов и направлений, в которых могут использоваться государственные финансы. Экономика страны только тогда выходит на принципиально новый, более совершенный уровень, когда осуществляется грамотное планирование распределения имеющегося денежного фонда. В этой связи особое значение имеет исследование закономерностей бюджетного сектора, тенденций его расширения. Такой подход обеспечивает объективный взгляд на формирование государственных финансов.
Важность изучения
Исследование закономерностей, по которым реализуются функции государственных финансов, позволяет максимально полно овладеть необходимой культурой мышления в области бюджетных отношений. Вместе с этим наличие знаний дает возможность качественно проводить анализ социально значимых процессов и проблем, существующих в стране, с высокой долей вероятности прогнозировать возможные и приоритетные направления использования средств.
Изучение закономерностей позволяет четко формулировать цели государственных финансов и находить наиболее оптимальные пути их достижения. Для каждого гражданина, выступающего в качестве получателя бюджетных средств, такие знания позволят наиболее четко осознавать собственные обязанности и права, определять степень ответственности для каждого бюджетного уровня. Это особенно важно в вопросе умения пользоваться основными формами государственного обеспечения, предусмотренными законодательством.
Инструменты воздействия
Развитие государственных финансов, их стабильность обеспечиваются посредством использования определенных координирующих методов. В частности, осуществляется распределение и перераспределения средств между действующими бюджетными звеньями. Различные формы государственных финансов образуются в результате взаимодействия различных институтов власти и граждан. Воздействие на денежные средства осуществляется опосредованно. Например, государство влияет на бизнес посредством установления налоговой политики, координации рынка, образования амортизационного фонда, обеспечение господдержки предприятий с помощью субсидий и так далее. Таким образом, система государственных финансов не находится под непосредственным влиянием власти. Правительство воздействует через денежный фонд на хозяйственный и социальный сектор посредством планирования и реализации бюджетной политики.
Зависимость комплекса от остальных секторов
Сфера государственных финансов находится под непосредственным влиянием преобразований, имеющих место в тех или иных звеньях денежного оборота. В первую очередь, это касается взаимосвязей между средствами макро- и микроуровня. К первым относят муниципальный и государственный бюджетные фонды. Они основываются на денежном потенциале действующих в стране предприятий. Средства используются для реализации общих задач по усовершенствованию хозяйственного сектора. В этой связи необходима оптимальная организация государственных финансов. Метод, посредством которого решается этот вопрос, отражает качественную определенность средств.
Основные принципы
Они выступают в качестве важного методологического фактора в вопросах координирования и использования муниципальных и государственных финансов. Существующие принципы позволяют определить направления влияния средств на становление всех хозяйственных секторов, установить критерии деятельности внутри них. Следует выделить 2 основных принципа, на основании которых реализуются функции государственных финансов:
Суть администрирования
Для того чтобы государственные финансы РФ находились в стабильном состоянии, используется набор определенных стимулов и санкций, обеспечивающих быстрое и эффективное решение поставленных задач. Администрирование денежными ресурсами осуществляется посредством принятия бюджетного законодательства, утверждения статей расходов и доходов федеральных и региональных средств, составления отчета по их исполнению, отмены либо введения отдельных сборов и налогов, установления предельной величины госдолга и так далее.
В качестве объекта выступают государственные финансы либо комплекс денежных взаимодействий. Субъектами администрирования являются уполномоченные службы, институты, отделы, инспекции и прочие. Суть управления отражается в финансовой политике государства. Она представляет собой комплекс методологических принципов, практических методов использования. Администрирование обеспечивает денежную независимость и устойчивость. Они, в свою очередь, проявляются в стабильности рубля, уменьшении внутренних и внешних долгов и сочетании общественных и государственных интересов.
Основные элементы
Государственные финансы координируются посредством использования нескольких элементов. В частности к ним относят:
Субъекты, осуществляющие администрирование
На макроэкономическом уровне направления, в которых распределяются государственные финансы, контролируются различными институтами власти. Они уполномочены на Федеральном уровне вести соответствующую деятельность. К таким институтам следует относить: непосредственно органы госвласти и территориального самоуправления, а также иных участников бюджетного оборота, в компетенцию которых входит решение указанных задач.
Прогнозирование
Этот процесс предусматривает исследование состояния, в котором находятся государственные финансы в отчетном периоде, установление объема мобилизации бюджетных средств, направлений использования и источников, обоснование показателей разработанных планов. Прогнозирование достаточно широко используется на всех уровнях, выступая в качестве инструмента научного предвидения, получения дополнительных сведений, вариантного анализа.
В этой связи оно способствует разработке финансовой концепции по развитию государства либо конкретного субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют уполномоченным органам определить несколько возможных вариантов совершенствования комплекса, предусмотреть методы реализации бюджетной политики. В финансовом прогнозировании традиционно используются экономические модели. Они могут с определенной степенью вероятности иллюстрировать динамику показателей с учетом разных факторов, которые могут воздействовать на денежный оборот.
Планирование
Оно выполняется на основе показателей, полученных в процессе прогнозирования. Планирование необходимо для научного обоснования перемещения денежных ресурсов и изменения соответствующих бюджетных отношений в определенном (заданном) периоде. На этом этапе достигается сбалансированное и пропорциональное развитие и деятельность хозяйственных субъектов. В ходе планирования осуществляется анализ денежного состояния, определяются возможности увеличения объема бюджетных ресурсов, а также направления наиболее эффективного их внедрения. В качестве информационной основы на этом этапе выступают данные, присутствующие в оперативной, статистической и бухгалтерской отчетности. Сведения в указанных документах должны отражаться в полном объеме и быть достоверными.
Оптимизация
Этап оперативного управления предусматривает разработку комплекса мероприятий, направленных на достижение максимально возможных финансовых результатов при минимальных расходах. На этом этапе учитывается анализ текущей ситуации в бюджетном секторе и соответствующее перераспределение средств.
В ходе оперативного управления государственными финансами таким образом достигается стабильность хозяйства страны и субъектов, задействованных в нем. На данной стадии, в частности, решаются задачи по обеспечению денежной поддержки населения. Кроме этого, проводится ликвидации и предупреждение кризисных явлений в ходе хозяйственной деятельности и минимизируются последствия, осуществляется маневрирование средствами для реализации бюджетных показателей на всех уровнях системы в рамках складывающихся условий.
Стратегическое координирование
Это один из способов управления финансами. Стратегическое координирование входит в полномочия высших исполнительных и законодательных органов. Данный процесс предусматривает:
Научный подход
В процессе оперативного и стратегического координирования финансов необходимо соблюдать системность при принятии административных решений. Она основывается на научном подходе обоснования методики планирования и прогнозирования, выработки методов и приемов контроля, соответствующих существующим рыночным условиям хозяйственной деятельности.
Такая стратегия позволяет создавать новые регулирующие механизмы, выявлять бесперспективность одних направлений и преимущества других, выработать дополнительные предпосылки к усовершенствованию бюджетных инструментов.
Научная основа для разработки и внедрения конкретных мер особенно важна в рамках рыночной экономики, где деятельность субъектов хозяйствования находится под воздействием жесткой конкуренции, а ее функционирование характеризуется стихийностью. Такая стратегия способствует обеспечению благосостояния населения, стабильной поддержки организаций и хозяйственных секторов. Она позволяет предупредить либо сгладить последствия кризисных явлений.
Правовые основы
Успешное проведение финансовой политики, эффективная реализация бюджетного и административного механизма во многом зависят от нормативного оформления бюджетных отношений. В связи с тем что страна перешла на рыночные условия хозяйствования, роль права в области денежных взаимодействий существенно возросла.
На государственные финансы значительное влияние оказали и создание федеративных взаимоотношений между органами власти, и кардинальное изменение административного аппарата. Это способствует возникновению предпосылок для разработки нового бюджетного законодательства и принятия соответствующих современности юридических норм. Такие мероприятия обеспечивают наиболее эффективное управление финансами хозяйственных субъектов и госорганов, защиту интересов участников денежного оборота и жесткую дисциплину.
Особенности юридического контроля
В ходе применения норм при управлении финансами отмечается их императивность. Это иллюстрирует практическую деятельность власти по координированию бюджетных отношений. Такая активность государства лишает хозяйственные субъекты возможности приобретать финансовые права по своему желанию и усмотрению, определять их содержание и самостоятельную реализацию.
Бюджетное законодательство тесно связано с Административным и Гражданским кодексами. В этой связи мнение о том, что финансовое право осуществляет регулирование всех денежных отношений, неверно. Бюджетное законодательство выступает в качестве комплекса юридических норм и предписаний, направленных на контроль отношений, которые появляются при образовании, распределении и использовании средств денежного фонда страны.
Классификация норм
Финансовые правовые акты, применяемые в ходе координирования бюджетной сферы, отличаются многообразием. Они классифицируются по:
Специфика законодательства
Основы финансового управления закладываются в Конституции. Она определяет федеративное устройство, в соответствии с чем в налоговой и бюджетной областях выделяется три уровня. Кроме этого, Конституция устанавливает сферу влияния Президента, федеральных представительных и исполнительных органов, а также местного самоуправления в финансовом процессе.
Нормы бюджетного законодательства координируют отношения, возникающие в процессе денежного оборота. К ним, кроме прочего, относят формирование доходов и затрат имеющихся государственных средств. Положения законодательства также координируют межбюджетные отношения, применение наказаний за нарушения предписаний, а также непосредственное осуществление денежного оборота внутри страны. Налоговые нормы регулируют взаимодействия, возникающие в процессе установления и взимания сборов и налогов. В ведение законодательства также входит координация отношений в области контроля и ответственности за несоблюдение бюджетной дисциплины.
Законы и подзаконные акты
Система государственных и региональных финансов основывается на решениях и нормах, принятых представительными органами, уполномоченными на координирование бюджетного сектора на территории России либо отдельного субъекта страны. Отдельное значение в вопросе контроля денежного оборота имеют Указы Президента, правительственные постановления, ведомственные акты – письма, инструкции, разъяснения, приказы федеральных агентств и служб, исполнительных инстанций регионального уровня, а также местной власти.
Последние играют существенную роль в вопросе контроля над оборотом муниципальных и государственных финансов. Они позволяют на правовом основании координировать бюджетные отношения в разных хозяйственных секторах, между получателями и распорядителями средств.
При этом следует отметить, что юридическое регулирование распространяется абсолютно на все элементы процесса администрирования финансовой отрасли – от планирования и прогнозирования источников образования бюджетных средств до контроля над реализацией принятых расходно-доходных статей и порядком проведения надзора за деятельностью исполнительных органов. Качество действующих законов и подзаконных актов определяет результативность координирующей активности власти в целом. Ввиду несомненной важности этого вопроса задачам правового регулирования финансового сектора Правительство уделяет особое внимание.
Муниципальные финансы
9.1. Понятие муниципальных финансов и их функции
Понятие финансов муниципальных органов власти. С принятием в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации, изменившей статус существовавших ранее местных органов власти, и переходом от унитарной к федеративной модели государственности резко усилилось внимание к муниципальным финансам. В научной и учебной литературе можно встретить два основных подхода к определению муниципальных финансов, их состава и места в финансовой системе страны.
При первом подходе приводится расширительная трактовка муниципальных финансов как экономических отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов всех субъектов экономики, участвующих в воспроизводственном процессе на территории муниципального образования. Соответственно в состав муниципальных финансов включаются финансы местных органов власти (органов местного самоуправления), хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств. При этом муниципальные финансы рассматриваются как самостоятельное звено финансовой системы государства.
Второй подход является более широко распространенным, причем не только в российской, но и зарубежной финансовой литературе. Под муниципальными финансами понимаются только финансы местных органов власти (органов местного самоуправления), что является более точным. В состав муниципальных финансов включаются: местные бюджеты, внебюджетные фонды; муниципальный кредит и финансы муниципальных предприятий. Трудности здесь возникают при определении их места в финансовой системе, что связано с неоднозначностью и даже некоторой противоречивостью правового статуса субъектов управления этой сферой финансовых отношений. Местные органы власти в конституционных законах многих стран, как правило, не относятся к органам государственной власти. Соответственно муниципальные (местные) финансы не входят в систему государственных финансов.
Для определения места муниципальных финансов в финансовой системе страны, их функций и роли в общественном воспроизводстве необходимо прежде всего рассмотреть понятие местного уровня власти и его роль в системе государственного управления. В Конституции РФ (ст. 12) установлено, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Признание самостоятельности местного самоуправления как одного из важнейших его признаков не означает, что оно осуществляется вне государственно-властных отношений и может быть прекращено по воле населения той или иной территории (как, например, может быть прекращена деятельность любой общественной организации по воле ее учредителей). Между тем последнее было бы вполне логично, если следовать буквальному пониманию ст. 3 Конституции, установившей, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». При этом под непосредственным управлением понимается прямое волеизъявление народа: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».
Понятие самостоятельности не только местного самоуправления как формы народовластия, но и самого народа (возможностей выражения его высшей воли и власти) весьма условно. Местное самоуправление означает возможность населения непосредственно влиять на проводимую на данной территории политику. Целью создания местного самоуправления является решение вопросов местного значения. С точки зрения финансовой системы это является и целью муниципальных финансов.
Аналогично этому и муниципальные финансы как основа местного самоуправления отличаются от государственных не принципиально иной природой их образования и функционирования, а спецификой функций, определяемой функциями соответствующих субъектов управления. И муниципальные, и государственные финансы относятся к категории общественных (публичных) финансов, представляющих собой властные отношения и характеризующихся единым социально-экономическим содержанием, едиными функциями и ролью в общественном воспроизводственном процессе, принципами построения и функционирования.
Фундаментальные положения, характеризующие сущность государственных финансов и их функции, относятся и к муниципальным финансам. В то же время последние, образующие самостоятельное звено (подсистему общегосударственных финансов), отличаются существенной спецификой по многим параметрам: целевым функциям, масштабности решаемых задач, структурным элементам (звеньям муниципальных финансов), характеру и принципам взаимодействия с другими звеньями финансовой системы и т. д. В объективном понимании муниципальные финансы выражают экономические отношения, возникающие между органами местного самоуправления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, а также другими звеньями государственных финансов, с другой стороны, связанные с формированием и использованием фондов финансовых ресурсов, предназначенных для выполнения местными органами власти возложенных на них функций.
Специфика муниципальных финансов заключается, во-первых, в том, что они являются экономической основой местного самоуправления, и, следовательно, во-вторых, в их целевой ориентированности на решение относительно узких территориальных (в пределах границ соответствующих муниципальных образований) задач социально-экономического развития, что проявляется в функциях муниципальных финансов.
Функции муниципальных финансов. Исходя из общего понимания финансов как экономической категории финансам муниципальных органов власти присущи те же функции: распределительная, регулирующая и контрольная.
С распределительной функцией теснейшим образом связана регулирующая функция, заключающаяся в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на социально-экономические процессы на подведомственных территориях. Эта функция часто объединяется с распределительной или выделяется как ее подфункция, поскольку перераспределение доходов хозяйствующих субъектов и населения всегда оказывает определенное регулирующее воздействие на социально-экономические процессы. Особое внимание к регулирующей функции финансов в значительной мере было обусловлено расширением функций государства, его активным вмешательством в экономику, что способствовало обособлению этой функции как самостоятельной. Поэтому под регулирующей функцией государственных и муниципальных финансов обычно понимается их целенаправленное использование в качестве механизма регулирования экономических процессов (темпов роста экономики и ее структурной перестройки).
Наиболее полно регулирующая функция реализуется на уровне государственных (центральных) органов власти и управления. На муниципальном уровне ее выполнение затрудняется объективными факторами: во-первых, функциональной ролью местных органов власти, ориентированных на решение прежде всего социальных задач; во-вторых, ограниченностью финансовых ресурсов, которыми располагает большинство органов местного самоуправления. Лишь на территории сравнительно немногих муниципальных образований местные органы власти могут проводить достаточно активную финансовую политику, стимулирующую экономическое развитие предприятий.
Основными инструментами реализации регулирующей функции муниципальных финансов являются: 1) налоги, установление размеров которых и предоставление налоговых льгот находятся в компетенции местных органов власти; 2) расходы местных бюджетов на реализацию инвестиционных программ развития предприятий и отраслей на соответствующих территориях; 3) заимствования, осуществляемые местными органами власти в целях реализации инвестиционных программ и проектов.
Контрольная функция финансов муниципальных органов власти проявляется в процессе распределения и перераспределения стоимости валового продукта, формирования фондов финансовых ресурсов муниципальных органов власти. Контрольная функция осуществляется специально уполномоченными органами. Основными направлениями финансового контроля являются: контроль за правильным и своевременным перечислением средств в финансовые фонды органов местного самоуправления; контроль за соблюдением пропорций при распределении средств между муниципальными и вышестоящими бюджетами; контроль за соблюдением структуры финансовых фондов как при их формировании, так и использовании ( контроль за целевым использованием средств) и т. д.
Состав муниципальных финансов. Выполнение территориальными органами власти возложенных на них функций требует формирования на постоянной основе финансово-бюджетных ресурсов, соответствующих законодательно установленным полномочиям. В теории муниципальных финансов выделяются следующие основные элементы (звенья):
На практике некоторые из этих звеньев могут отсутствовать, поскольку возможности их формирования определяются национальными законодательствами. Это касается таких элементов, как внебюджетные фонды, муниципальный заем и прочие финансовые источники, использование которых может быть сильно ограничено, вплоть до полного запрета. Поэтому главными и иногда единственными звеньями остаются местные бюджеты и финансы муниципальных предприятий.
Центральным звеном муниципальных финансов выступают местные бюджеты, формирующие материальную основу для реализации полномочий органов местного самоуправления. В системе муниципальных финансов это один из главных инструментов регулирования социально-экономических процессов на местном уровне. В общем понимании местный бюджет представляет собой специальный фонд финансовых ресурсов, находящийся в распоряжении местного органа власти, предназначенный для выполнения этим органом возложенных на него функций.
В составе муниципальных финансов внебюджетные фонды занимают особое место и играют специфическую роль. Формирование и использование этих фондов осуществляются вне рамок бюджетного процесса. Их возникновение было обусловлено необходимостью финансового обеспечения отдельных видов расходов, имеющих важное значение для данной территории. В мировой практике наибольшее распространение получили социальные, экономические, инвестиционные и экологические фонды.
Муниципальные внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение, поэтому характерными чертами этих фондов являются: четко обозначенная цель их создания и функционирования, отраженная в нормативном акте органа местного самоуправления; целевое закрепление различных видов доходов за соответствующими расходами; организационная самостоятельность, обеспечиваемая созданием специальной структуры, управляющей средствами соответствующих фондов.
Источниками формирования внебюджетных фондов могут быть: специально установленные решениями местных органов власти целевые отчисления и сборы в соответствующие фонды; добровольные взносы физических и юридических лиц; доходы от предпринимательской деятельности аппарата управления соответствующим фондом; штрафы за загрязнение окружающей среды и другие нарушения природоохранного и экологического законодательства; другие источники средств. В зависимости от метода привлечения средств в фонды (например, часть средств внебюджетного фонда может формироваться страховым или кредитным методом), взносы в фонды могут иметь безвозвратный (например, средства самообложения граждан) или возвратный характер (взносы в фонды жилищного строительства и инвестиционные муниципальные фонды, формируемые с использованием заемных средств).
В муниципальной собственности могут находиться:
Муниципальная собственность является важным элементом экономической основы самостоятельности и независимости органов местного самоуправления и используется как инструмент социальной защиты и финансовой поддержки отдельных социальных групп. Муниципальные предприятия, для которых характерно их общественное назначение, обычно не ставят целью своей деятельности получение прибыли. Тем не менее в ряде случаев может преследоваться и финансовый интерес (например, проникновение в новые сферы коммерческой деятельности), что позволяет привлекать в местные бюджеты дополнительные доходы. Традиционными сферами хозяйственной деятельности местных органов власти являются: жилищное хозяйство; коммерческо-бытовое обслуживание населения; благоустройство территорий; охрана окружающей среды.