Что такое мусульманство кратко

Кратко о мировых религиях. Ислам

Что такое мусульманство кратко. Смотреть фото Что такое мусульманство кратко. Смотреть картинку Что такое мусульманство кратко. Картинка про Что такое мусульманство кратко. Фото Что такое мусульманство кратко

Ислам: определение

Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:

В переводе с арабского Ислам означает «покорность».

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Что такое мусульманство кратко. Смотреть фото Что такое мусульманство кратко. Смотреть картинку Что такое мусульманство кратко. Картинка про Что такое мусульманство кратко. Фото Что такое мусульманство кратко

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Главные предметы веры в Исламе:

Что такое мусульманство кратко. Смотреть фото Что такое мусульманство кратко. Смотреть картинку Что такое мусульманство кратко. Картинка про Что такое мусульманство кратко. Фото Что такое мусульманство кратко

Течения ислама

Ислам делится на два основных течения:

Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.

Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.

Ислам и православие

Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

Что такое мусульманство кратко. Смотреть фото Что такое мусульманство кратко. Смотреть картинку Что такое мусульманство кратко. Картинка про Что такое мусульманство кратко. Фото Что такое мусульманство кратко

В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Источник

Что такое мусульманство кратко

Хиджра – год переселения Мухаммеда и начало мусульманского летоисчисления (622 г.).
Коран – священная книга мусульман.
Шариат – свод мусульманских законов.
Сунна – сборник изречений Мухаммада и рассказов о нем.
Хадж – паломничество к святым местам.

Основные даты:

Природа и занятия населения Аравии.
Племена бедуинов

Ислам зародился на огромном полуострове в юго-западной Азии, который называется Аравийским полуостровом. Аравийская степь была высохшей, совершенно безводной. Но во многих местах подпочвенные и грунтовые воды находятся очень близко к поверхности.

Родина арабов – Аравийский полуостров. Районы и население Аравии:

Что такое мусульманство кратко. Смотреть фото Что такое мусульманство кратко. Смотреть картинку Что такое мусульманство кратко. Картинка про Что такое мусульманство кратко. Фото Что такое мусульманство кратко

Климат в Аравии сухой и жаркий. На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. (Оазис — расположенный около источника воды островок растительности посреди пустыни).

На Аравийском полуострове проживали кочевые арабы – бедуины, которые передвигались со своими стадами. Их называли бедуинами, что значит “степняки”. Они передвигались со своими стадами по покрытым жесткой травой и колючим кустарником степям. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Верным другом был верблюд. Они питались его молоком и мясом, одевались в ткани из верблюжьей шерсти, укрывались в палатке из верблюжьего войлока от зноя. Из кожи верблюда шили обувь, сёдла. Сбрую. При переходе на новое место верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество. Жили арабы родами и племенами. Ожесточённые схватки вызывали у них обычаи кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род или даже племя. Войны длились иногда десятилетиями. Во главе племени стояли вожди, которые выбирались из богатого рода.

Мухаммед – основатель ислама

Переход арабов к единой религии – Исламу (“покорность богу”) связан с именем Мухаммеда. Записи откровений, полученных Мухаммадом от Аллаха, получили название Коран. Ислам провозглашает строгий монотеизм, выражающийся в формуле: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха».

Мухаммед – проповедник из Мекки. В Мекке было расположено древнее святилище – храм Кааба («куб»), служивший святым местом для всех арабов. Знать Мекки руководила религиозными обрядами, снабжала паломников пищей и одеждой. Курайшиты (курейшиты) — правящий клан (племя) древней Мекки, хранители Каабы.

Мухаммед родился в 570 г. в обедневшем клане Хашим могущественного племени курейш (курайшитов). После смерти родителей Мухаммеда воспитывал его дедушка. Когда не стало деда, мальчиком зани­мался его дядя Абу-Талиб. Перенесенные страдания сделали его чутким к людям и чужим невзгодам. Примерно в 20 лет Мухаммед начал самостоятельную жизнь. По словам арабских историков, Мухаммед отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, верностью данному слову. Став погонщиком верблюдов, Мухаммед побывал во многих странах, видел людей разных верований, многое познал и понял. В 25 лет он женился на богатой мекканской вдове Хадидже и стал богатым и уважаемым в Мекке человеком.

Мухаммед знакомился с религиозными традициями народов, отмечал положительные и отрицательные стороны. В едином боге Аллахе Мухаммед увидел идеал религии. Мухаммед молился Аллаху сначала в полном одиночестве, проводя дни и ночи в молитвах. По преданию, после трех лет неустанных молитв к Мухаммеду ночью снизошло откровение Аллаха. Он увидел ангела, который сообщил ему слова Аллаха, где говорилось о сущности бога и его отно­шении к человеку.

Возникновение ислама

Вначале Мухаммед не настаивал на том, что создает новое учение, новую религию. Всю догматику своего учения, включая пророков от Авраама до Иисуса, он откровенно заимствовал из Библии. Показательно, что в первые годы распространения нового учения Мухаммед даже молился, обратив лицо к святому городу иудеев и христиан — Иерусалиму. Только после того, как евреи стали критиковать теологические и догматические высказывания Мухаммеда, пророк предписал обращать лицо во время молитвы в сторону Мекки, которая к этому времени превратилась в духовный центр ислама.

Сила проповеди Мухаммеда была не в оригинальности и не в следовании канонам, а в том, что форме религии дал то главное, что в конкретных условиях Аравии начала VII в. было так необходимо,— призыв арабов к сплочению под знаменем единого бога. Этот-то призыв и создал импульс невиданной силы.

Мухаммед призвал своих последователей ежедневно молиться ему, сопровождая молитву призывом к ней и омовением, а также соблюдать пост и вносить в общую кассу правоверных налог в пользу бедных, милостыню — «закят» (вначале примерно 2,5% общей стоимости имущества). Из Библии Мухаммед заимствовал идею страшного суда, представление о рае (обогащенном гуриями) и аде, о сатане (шайтане), бесах (джиннах) и многое другое. Не чужд Мухаммеду оказался и дух раннехристианского эгалитаризма: по крайней мере на первых порах он активно выступал в защиту бедных, против притеснений («обмериваний») со стороны богатых купцов.

Проповедь вызвала недовольство мекканских купцов, опасавшихся, что проповедь Мухаммеда скажется на посещении Каабы. Курайшиты не верили, что Аллах создал землю, человека, животных, требовали от него чуда. Пока Мухаммед про­славлял Аллаха в своих проповедях, горожане с этим мирились. Но когда он стал нападать на богов, которых почитали в храме Кааба, то тут курайшиты решили запретить мо­литься Мухаммеду и его сторонникам около храма. Его обли­вали грязной водой, забрасывали камнями, ругали, унижали.

Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в соперничавший с Меккой торговый город Ясриб (позднее названный Мединой, т. е. «Городом пророка»). Это событие, называемое по-арабски «хиджра», т. е. «переселение», стало точкой отсчета мусульманского летоисчисления (622 г.).

Вырабатывая законоположения новой религии, Мухаммед заметно углубил отличия между его учением и учениями христиан и иудеев, что вполне естественно: культурные традиции арабов не могли не оказать своего воздействия и на нормы семейной жизни (многоженство, подчиненное положение женщины), и на сферу права (четкое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торгового народа), и даже на характер пищевых запретов (не пить вина) и т. п. Все это, вместе взятое, позволило Мухаммеду в Медине сделать значительный шаг по пути обособления новой религии от других, пусть даже и родственных ей. Этому шагу способствовал и разрыв пророка с иудейской колонией в Медине, выступившей в союзе с Меккой против мусульман.

В последующие годы большинство арабских племен приняло ислам. Мухаммед и его сторонники торжественно возвратились в Мекку. Кааба стала главным святилищем мусульман. Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Окончательное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.). Тогда была составлена священная книга ислама — Коран (по-арабски — «то, что читают»). Она содержит речи Мухаммеда, записанные его сподвижниками. Для мусульман Коран — прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. п.

Особенности новой религии

Пять главных обязанностей мусульман: вера в то, что Аллах — единственное божество, а Мухаммед — его посланник, молитва, пост в месяц рамадан, хадж — паломничество в Мекку и посещение Каабы, налог на имущество и доходы, который распределяется среди бедных. К обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возможностей во имя торжества ислама, вплоть до «священной войны» против немусульман (называемой газават). Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства. Бог, согласно исламу, посылал людям своих посланников — Моисея, Иисуса, которые несли слово Божье. Однако люди забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, чтобы наставить их на праведный путь. Это было последнее предупреждение Бога людям, после которого наступит конец мира.

Законы Шариата и нормы мусульманского права:

Мусульмане верят в единого Бога, его посланников и пророков от Адама до Мухаммеда, в Божественные Писания, ниспосланные посланникам, а также в ангелов, в судный день, в рай и ад, воздаяние за добро и зло. Священное предание мусульман — сунна. Правовая система ислама разработана в шариате. Основные направления — суннизм и шиизм, возникшие на основе спора о наследнике духовной и политической власти Мухаммеда.

Сунниты и шииты

Суннизм (от «сунна» — образ действий, поведение) — основное направление в исламе, считающееся ортодоксальным. При решении вопроса о главе мусульманской общины — об имаме-халифе — сунниты считают важным опираться на принцип выборности. Первые имамы после Мухаммеда были выборными. Сунниты утверждают, что имамом может быть выбран любой правоверный мусульманин, отличающийся знанием Корана и соответствием его поведения предписаниям, изложенным в суннах — мусульманском священном предании, изложенном в хадисах о поступках и изречениях Мухаммеда. Сунна стала чем-то вроде комментария и пояснений к Корану.

Шиизм (от араб, «ши’а» — группа приверженцев) — одно из основных направлений в исламе. Шииты считали, что не Осман — соратник пророка, а Али, ближайший родственник и сподвижник пророка, должен был занять место халифа. Таким образом, спор был о том, что важнее в передаче традиции: верность идее или признак крови. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имама Али и его потомков: заместитель пророка — халиф — не должен быть избираем людьми. В самом лагере шиитов оказалась значительная группа мусульман («хариджиты» — вышедшие), склонявшаяся к тому, что халиф не должен быть наследственным правителем, его следует избирать «по воле Аллаха и народа». В 661 г. Али пал от кинжала хариджита. Шииты лишились власти. Новым халифом был провозглашен Муавия, ставший родоначальником династии Омейядов, правившей халифатом до 750 г. Начиная с Омейядов, покровительствовавших суннитам и противопоставивших их сторонникам Али, это направление в исламе стало считаться ортодоксальным, по отношению к которому все иные, в первую очередь, шииты, были в явной или скрытой оппозиции. Один из сыновей Али и Фатимы Хасан смирился с суннитами, другой — Хусейн — нет, погиб в битве, стал мучеником шиитов.

Это конспект по теме «Ислам. Мусульманство. Арабский халифат».

Источник

Мусульманство

Что такое мусульманство кратко. Смотреть фото Что такое мусульманство кратко. Смотреть картинку Что такое мусульманство кратко. Картинка про Что такое мусульманство кратко. Фото Что такое мусульманство кратко

Ислам (араб. الإسلام ‎‎, от корня сэлэмэ араб. سلم ‎‎, al-Islām — покорность Богу (Аллаху), покорность воле Бога) — одна из мировых религий. Ислам — монотеистическая религия. Вместе с иудаизмом и христианством входит в группу авраами́ческих рели́гий. Приверженцы ислама называются мусульманами (от араб. مسلمون ‎‎, муслимуна — мн.ч., ед. ч. араб. مسلم ‎‎ (муслим) приставка му- и огласовка «касра» [краткое «и»] формирует причастие глагола четвёртой породы от упомянутого выше корня سلم). Само слово «муслим» на арабском языке означает «предавшийся воле Господа Бога».

Чтобы стать мусульманином, необходимо и достаточно верить в то, что нет бога, кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха, произнести «Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха» ((араб. أشهد أن لا إله إلاَّ الله و أشهد أن محمد رسول الله ‎‎) Ашhаду-а-ль-ля-иляhа-и-ль-ля-л-Лаh. Уа-ашhаду-анна-Мухаммадар-расулю-л-Лаh). Такое свидетельство называется Шахада.

Содержание

Ислам об исламе

Согласно учению Ислама Адам был первым человеком и первым пророком Ислама, поэтому мусульмане считают Ислам Первой Религией человечества. В Исламе считается, что Адам, Моисей (Муса) и Иисус Христос (Иса) проповедовали Ислам(то есть были предавшимися воле Бога, см. перевод слова Ислам), но основы веры были искажены людьми и утратили свою подлинность, и поэтому Аллах ниспослал пророка Мухаммеда. В Исламе считается, что Мухаммед был последним пророком, принесшим знания о Монотеизме, а после него уже не будет пророков несущих знания. Будет только один пророк Иса (Иисус), которого Аллах вернет на землю, чтобы он выполнил последнюю свою миссию для человечества, возглавил борьбу против Даджаля (Антихриста) и призвал людей к Исламу.

Священная книга (Коран)

Священная книга Ислама — Коран — пользуется среди большинства мусульман непререкаемым и абсолютным авторитетом. Ряд направлений в Исламе, однако, считают, что Коран должен пониматься аллегорически, а не буквально. В суннитской теологии существует доминирующая точка зрения, что Коран не является сотворенным (махлюк), то есть существовал вечно, тем самым являясь одним из атрибутов Всемогущего. В шиитской теологии эта точка зрения тоже представлена, хотя и менее распространена.

Согласно учению ислама, Коран был ниспослан Всевышним Богом на седьмое Небо, а затем ангел Джабраиль (Архангел Гавриил) передавал его частями пророку Мухаммаду в течении 23 лет его пророческой деятельности.

В Исламе боговдохновенными также признаются книги Мусы (Тора Моисея), Забур Дауда (Псалтирь Давида) и Инджиль Исы (Евангелие Иисуса). Мусульмане считают, что эти Писания были искажены правителями и недобросовестными служителями религии. Принимая во внимания также неточности перевода этих Писаний и утраты оригиналов многих из них, мусульмане не принимают полностью и дословно их современные варианты и переводы. Иудеи и христиане упоминаются в Коране как Люди Писания. Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый закон Бога, имеющий малозначительные отличия от ветхозаветного закона, а также что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений в них.

Мы Книгу в истине тебе послали
Для подтверждения того,
Что прежде из Писания пришло,
Для охранения его (от всяких искажений).

Суди же между ними по тому,
Что Бог тебе низвёл,
Не следуй их страстям,
Что в сторону от истины идут,
Когда она тебе уже предстала.

Мы каждому из вас предначертали
Устав (для жизни) и дорогу (к свету).

И если бы желал Господь,
Он сделал бы вас всех одним народом,
Но (волею Своей Он хочет) испытать вас
(на верность в соблюдении того), что Он вам даровал.

Стремитесь же опередить друг друга в сотворении благого,
к Аллаху — возвращение вас всех,
Тогда Он ясно вам покажет
Всё то, в чём расходились вы!

Коран, перевод смысла и комментарии Иман (Валерии) Пороховой, сура 2, стих (аят) 48.

Столпы Ислама

Согласно Корану (15:29, 16:4, 23:14), Аллах создал человека из глины, придав ей форму и вдохнув в нее дух. Согласно учению Ислама, всё в этом мире создано для человека, а сам человек — для поклонения Всевышнему Богу. Земная жизнь в учении Ислама выступает в качестве проверки на веру, в которой Аллах испытывает людей, ниспосылая Свои знамения и испытания и помогает, посылая пророков людям. В конечном итоге люди будут воскрешены на суд в Судный день и будут «рассчитаны по их делам». В Коране (2:30) сказано, что первоначально ангелы усомнились в том, что человек сможет стать наместником Аллаха на земле, но Он ответил: «Я знаю то, о чём не ведаете вы».

«Ведь верующие — только те, Сердца которых трепета полны При поминании Аллаха, Чья вера укрепляется сильнее, Когда читают им знамения Его; И кто надежду возлагает Лишь на Владыку своего, Кто постоянен в совершении молитвы И (щедро) раздаёт из благ, Что Мы им дали на потребное (в сей жизни).» Коран, перевод смысла и комментарии Иман (Валерии) Пороховой, сура 8, стихи (аяты) 2—3:

Пророк Мухаммед сказал:

…Суть веры (Имана) заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха [Единого Бога], и в Его Ангелов, и в Его Писания, и в Его Посланников, и в Последний [Судный] День, а (также в том, чтобы) уверовал ты в Предопределённость как хорошего, так и плохого… («Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима).

Клятва в Исламе

Клясться в Исламе можно только Всевышним, и клятвой считается только то, что было произнесено. То, что пронеслось в голове, как мысли, или даже осознанная решительная клятва, если она не была озвучена, — это не клятва.

Если Вы поклялись Аллахом что-то сделать и не сделали, то Вы должны заплатить штраф за не исполненную клятву. В виде штрафа Вы должны накормить десятерых бедняков мусульман или же одеть их, (согласно мазхабу Абу Ханифы, можно выплатить стоимость штрафа деньгами). Если Вы не в состоянии сделать этого, то Вы должны поститься три дня, можно и с перерывами, не обязательно подряд.

Если человек принес две клятвы, противоречащие одна другой, то вторая недействительна и он не обязан ее выполнять, также вторую клятву искуплять не нужно, нужно просить прощение у всевышнего Аллаха.

Клятвы же, допущенные в ходе мирских разговоров, спонтанные и не преднамеренные, прощаются Всевышним, но тем не менее это крайне не желательно. В Коране сказано: Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что Вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем Вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление Ваших клятв, если Вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет Вам Свои знамения, — быть может, Вы будете благодарны.

Отношение к иудаизму и христианству

Согласно учениям ислама, мусульмане обязаны относиться к приверженцам других религий Единобожия с почтением и уважением. Мусульмане-мужчины имеют право брать в жены женщин из иудеев и христиан. Мясо животных, зарезанных в соответствии с иудейскими и некоторыми восточнохристианскими традициями, также считается дозволенным.

Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах — Слышащий, Знающий. Коран 2:256, перевод и комментарии Э. Кулиева

Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (приданое), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон. Коран 5:5, перевод Э. Кулиева

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах, и да приветствует) сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках жизнь Мухаммада (да благословит его Аллах, и да приветствует), нет ни одного из этой общины, будь то еврей или христианин, кто услышит обо мне, затем умрет, не уверовав в то, с чем я был послан, чтобы он не был из обитателей Огня». (Хадис из свода Муслима)

Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения мне будет предоставлено право заступничества, и я скажу: „О Господь мой! Введи в рай тех, у кого было в сердце (веры хотя бы) с горчичное зерно!“ — и они войдут (в рай), а потом я скажу: „Введи в рай тех, у кого было в сердце (хоть) что-нибудь (от веры)!“» Анас сказал: «И у меня до сих пор стоят перед глазами пальцы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует «. Бухари, 7509

Юсуф Кардави так говорит об отношении к людям Писания:

Поистине, заповедана нам любовь к людям Писания, рекомендовано предоставить им возможность ознакомиться с Последним Откровением Господа — Священным Кораном. Нам, мусульманам, разрешено делить трапезу с ними, брать в жены благонравных, благочестивых женщин из их числа, а также проявлять к ним благородство во всем. Все это делается во имя того, чтобы и христиане, и иудеи имели возможность полноценно и всесторонне ознакомиться с Исламом, понять, что Ислам есть религия истинного Единобожия, которому следовали их отцы, вера Авраама, Моисея, Иисуса. Чтобы они осознали, что учение Ислама свободно от искажений и человеческого вмешательства, что Ислам — продолжение и завершение того учения Единобожия, которое ранее было ниспослано Божьим пророкам [1]

Исламское право

Некоторые элементы исламской этико-правовой системы называются шариатом. Границы того, что регулируют право и моральные нормы в исламе и в традиции, идущей от римского права и греческой философии, не совпадают. Нормы шариата различаются в различных течениях ислама и мазхабах суннитов. Шариат основывается на Коране, Сунне (совокупность общепризнанных в данном течении ислама хадисов) и общем согласии мусульманских богословов (иджма). В различных мазхабах и течениях ислама в качестве вспомогательных могут рассматриваться кыяс (умозаключение по аналогии), а также иджтихад (собственное мнение ученого-богослова на основе его знаний и опыта). Человеческие поступки могут быть разделены на пять типов: харам (запретное), макрух (нежелательное или порицаемое), мубах (дозволенное), мандуб (желательное) и фард (обязательное). Кроме норм шариата в исламских странах основой законодательства является обычное право (адат) и светское законодательство. Так, например, хотя в законодательство Египта инкорпорировано много шариатских норм, тем не менее его основой является Кодекс Наполеона. В мусульманских странах для христиан, евреев и зороастрийцев, а также индусов и сикхов действует самостоятельная система гражданского и административного права, в которую мусульманские власти стараются не вмешиваться, хотя сохраняют право аппеляции в мусульманские суды для немусульман.

Различные течения в Исламе

Расхождение течений в Исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда ученые начали переводить на арабский язык сочинения иранских и древнегреческих ученых и анализировать и интерпретировать их с исламской точки зрения. Хотя Ислам и сплачивал людей на основе общности религии, но этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах отнюдь не исчезли. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии. С. Гафуров, в частности, утверждал, что все различия между течениями в Исламе (суннизмом и различными направлениями шиизма) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики, так как для того, чтобы быть мусульманином необходимо и достаточно публичного принятия символа веры, состоящего всего из двух положений:

Все течения шиизма, как и мазхабы суннизма признают оба положения. Он полагал, что оформление отдельного течения сводится к кодификации и созданию отдельного, самостоятельного квази «мазхаба», то есть правовой школы и норм права, отличающих данное течение от других направлений в Исламе. Его аргументация строилась на опыте правоприменения в Британской Индии и (в части друзов и алавитов) в подмандатных Сирии, Ливане и Палестине. Гафуров подчеркивал, что даже категорически антиалавитски настроенный Ибн Таймийа, отказывая алавитам в праве пользоваться многими благами членства в умме, тем не менее, не позволял себе прямо квалифицировать их в своей фетве как немусульман.

Хотя Ислам и считается Единой Религией всех мусульман, между представителями Исламских течений существует ряд разногласий. Существуют также значительные разногласия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.

Суннизм

Кроме того, отдельно выделяются сенсуисты. Суннитами является большинство мусульман мира (85 %). Сунниты враждуют с шиизмом: в Ираке — эта вражда поставила страну на грань гражданской войны.

Суфизм

Суфизм (араб. تصوف ‎‎) — ряд учений, мистико-аскетическое течение в исламе, акцентирующее идею Пути к Аллаху, выделяющееся нормой поклонения, которая объявляется несущественной или вторичной часто на основании обращения к опыту пророка Хызра. Хотя суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с абсолютом (богом), на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), чьи лидеры имеют духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Салафиты (в том числе ваххабиты) часто считают суфизм замутнением ислама, например, христианскими и индуистскими традициями, а ряд практик суфизма даже объявляются антиисламскими: почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге.

Суфийские ордена и традиции могут сильно отличаться друг от друга.

ТАСАВВУФ (Суфизм) — духовное учение и практика в Исламе, направленное на борьбу человека с сокрытыми душевными пороками и духовное воспитание личности. Часто употребляется как синоним термина «суфизм». В отличие от фикх (права), регулирующего внешние, видимые аспекты проблем, Т. обладает способностью воздействовать на духовный мир человека и совершенствовать его посредством искреннего и преданного служения Богу. Считается одной из исламских наук, однако всегда подчеркивается, что положения Т. должны быть приняты на веру, постигаться душой и сердцем, восходят к практике пророка Мухаммада и его первых сподвижников, имеют своими источниками Коран и Сунну. Путь к духовному совершенству совершается различными тарикатами.

Слово «Т.» в Коране и Сунне не упоминается, но его основы были сформулированы пророком Мухаммадом посредством откровения — Корана, либо нашли отражение в хадисах. Некоторые сподвижники пророка Мухаммада вели аскетический образ жизни и превосходили других в совершенствовании своих духовных качеств. Начиная со II в. х. таких людей стали называть суфиями. Точное происхождение слов «Т.» и «суфий» неизвестно. Их возводят к греческому софия («мудрость»), к арабским суф («шерсть», так как суфии надевали накидки из грубой шерсти), суффа («скамья», см. Ахль ас-Суффа), сафа («чистота»), сифат («свойство») и пр.

Цель Т. — воспитание «совершенного человека» (аль-инсан аль-камил), свободного от мирской суеты, сумевшего возвыситься над негативными качествами своей природы. Т. сыграл большую роль в развитии мусульманской этики, эстетики, поэзии, литературы, архитектуры, изобразительного искусства, музыки.

Мировоззрение Т. выражено, в частности, в сочинениях Хариса ибн Асада Мухасиби, Хакима ат-Тирмизи, Абу Насра Сарраджа, аль-Газали, Сухраварди, аль-Араби, Руми.

Приоритеты Т. определяют его методологические особенности по отношению к исламским первоисточникам. В толковании Корана методы Т. отличаются попытками дать объяснение тем аятам, которые в ортодоксальной религии отнесены к непостижимым разумом (муташабих), акцентируют эзотерические, сокрытые (батин) смыслы Корана и применятют для их понимания аллегории и иносказания (тавиль), что часто противоречит положениям ортодоксального Ислама.

При отборе хадисов классики Т. обращали внимание прежде всего на их духовную составляющую и часто игнорировали проблемы достоверности и передачи, из-за чего в суфийских сборниках хадисов (Китаб аз-Зухд — «Книга аскезы») содержится большое количество слабых и даже сомнительных (с точки зрения суннитской методологии) хадисов.

Мистическая практика Т. имеет особое отношение к праву. Т. развивается в лоне ортодоксальной религии и расценивает правовые аспекты как неотъемлемую часть Ислама, однако подводит под них духовные основы. Благодаря Т. закон приобретает возвышенные моральные качества: за каждым правовым предписанием скрываются духовные аспекты, которые и развивает Т. В истории Т. выделяются 3 периода:

1. Период зухда (аскетизма) включает пророчество пророка Мухаммада, деятельность его сподвижников и поколений таби`унов и таба` ат-таби`унов. Выделяется значение Асхаб ас-Суффа — первой в истории Ислама группы, которая отдавала приоритет духовной и аскетической практике и которую считают основоположниками завии и медресе.

2. Период Т. начался приблизительно с конца II в. х., когда стала формироваться теоретическая база, понятия и терминология суфизма. Мутасаввифы (теоретики Т.) исследовали проблемы духовности человека, состояния его души, ступени на пути ее совершенства (макамы) и очищения. Усилились мистические воззрения некоторых мутасаввифов, развивались идеи беспредельной любви (ашк) к Богу, скорби и богобоязненности. Этот период характеризовался формированием различных суфийских школ, наиболее известными из которых являлись нишапурская, египетская, сирийская и багдадская.

Нишапурская школа Т. была представлена известным мистиком Баязидом аль-Бистами (ум. в 262/875), учение которого содержало положения об исчезновении «Я» человека, растворившегося в Боге (фана). Сопутствующими фана состояниями в его учении являются восторг (калаба) и опьянение любовью к Богу (сукр). Йахйа ибн Му`аз ар-Рази (ум. в 258/871) проповедовал идеи опьяняющей, безмерной любви к Богу. Хамдун аль-Кассар (ум. в 271/884) ввел понятие малама — порицания и осуждения страстей; считал, что суфий обязан считать недостаточными свои молитвы, посты и другие виды служения Богу и постоянно усердствовать в еще большем их исполнении.

Египетская школа представлена прежде всего Зун-Нуном аль-Мисри (ум. в 245/859), отводившим большую роль внеопытному знанию (марифа), разделенному им на 3 категории. Это знание не может выводиться опытным путем, а исходит из глубин человеческой души путем озарения и вдохновения, которое дается Аллахом и является проявлением Его милости к Своему преданному служителю. Аль-Мисри считается основателем суфийского учения о стоянках (макам) и состояниях (ахвал) на мистическом пути к Богу. Сирийская школа практиковала усиленные ночные богослужения в состоянии голода. Абу Сулейман ад-Дарани считал, что возвышенное духовное состояние и удовольствие от богослужения по ночам гораздо лучше любого другого чувственного удовольствия, и проповедовал идеи безграничной, экзальтированной любви к Аллаху.

Багдадская школа Т. представлена Ма`руфом аль-Кархи, который пытался связать практику внеопытного знания (марифа) и положение о взаимной любви между Богом и человеком (махаббат), и Джунайдом аль-Багдади (ум. в 297/909), развившим идею рационального служения и противопоставившим ее экзальтированной практике некоторых суфиев.

Формирование различных школ и направлений Т. уже в III—IV вв. х. привело к возникновению различных суфийских учений (мухасибиты, кассариты, тайфуриты, джунейдиты, хафифиты и др.). В V—VI вв. х. в условиях распада `Аббасидского халифата образовались локальные школы Т. В этот же период идеи Т. стали выражаться в поэзии. Многие поэты были выходцами из Ирана.

3. Период тарикатов, которые стали оформляться с VI/XII-VII/XIII вв. и приобрели большое влияние на общественно-политическую жизнь мусульманского общества. Началось сближение умеренных суфийских воззрений и ортодоксального Ислама. Ибн Араби (ум. в 638/1240) систематизировал основные положения Т. и развил доктрину «единства бытия» (См. Вахдат аль-Вуджуд). Противники этой доктрины выдвинули доктрину «единства свидетельства» (См. Вахдат аш-Шухуд), соответствовавшей положениям ортодоксального суннитского Ислама.

Авторитет суфийских учений и проповедников возрос в условиях экспансии крестоносцев и монголов, когда среди мусульман усилились тенденции возврата к духовным ценностям, нравственному очищению и преданному служению Богу. Сельджукские султаны выделяли тарикатам территории, где те строили свои обители (завии), становившиеся центрами культурной жизни. На протяжении этого времени сформировались суфийские центры в том виде, в котором они функционировали на протяжении последующих столетий. Большую роль играли суфии и в `Османской империи, способствуя распространению и популяризации Ислама в Анатолии и на Балканах (См. Кадириты, Йасавиты, Рифаиты, Сухравардиты, Чиштиты, Шазилиты, Мавлавиты, Бадавиты, Дасукиты, Накшбанди, Хальватиты, Байрамиты, Бекташи).

Ок. XI/XVII в. начался постепенный упадок Т., представители которого замкнулись на схоластической полемике и многократных вариациях учений о единстве бытия (вахдат аль-вуджуд), опьянения и взаимной любви к Истинному (аль-Хакк), Божественного самопроявления (таджалли) и все больше отходили от объективной реальности меняющегося мира. Обострились конфликты между различными суфийскими сектами (некоторые мусульманские историки указывают, что их было до 400). Кризис суфизма шел параллельно с общим политическим и экономическим кризисом `Османской империи и других мусульманских государств. Многие деятели Т. пытались реформировать, оживить суфийское учение. После падения `Османской империи позиции Т. сильно ослабли по причине углубления процессов секуляризации, призывов к возврату к первоначальной чистоте Ислама, развитию националистических доктрин. Тем не менее, представители Т. продолжают играть активную роль в общественной жизни некоторых регионов мусульманского мира.

Ваххабизм

ВАХХАБИТЫ — последователи «салафитского» религиозно-политического движения в Аравии (под «салафизмом» подразумевается учение Ибн Таймии, а не подлинное следование истинным салафам. По мнению некоторых ученых, использование слова «В.» нежелательно, так как аль-Ваххаб — одно из прекраснейших имен Аллаха (аль-`Асма аль-Хусна); предлагается называть движение В. «учением Ибн `Абд аль-Ваххаба», «надждитским» или же «таймиитским»).

Основатель — Мухаммад ибн `Абд аль-Ваххаб, проповедовал идеи строжайшего единобожия, отказа от поклонения могилам святых (вали) и святым местам, очищения Ислама от поздних нововведений (бида). Относил многие запретные, сомнительные и даже дозволенные положения к ширку, на основе которого он и его последователи обвинили в неверии (такфир) не только свое поколение мусульман, но и несколько предыдущих поколений. Не считал неприкосновенными (запретными) жизнь и имущество тех, кто не согласен с его убеждениями, относил их к многобожникам (мушрик) и неверующим (кафир), вел против них военные действия. В основу деятельности положено теоретическое наследие Ибн Таймии. Некоторые положения заимствованы из учения хариджитов.

Аль-Ваххаб родился в Уяйне (или в Дирии) (Аравия) в 1116/1703 г. С ранних лет выучил Коран, под руководством отца изучал толкование (тафсир) и хадисы. Совершил путешествия по различным регионам Аравии и сопредельных провинций `Османской империи, познакомился с верованиями населения. Находясь в Басре, выступил с призывами отказа от нововведений и возвращения к вероубеждению пророка Мухаммада, его сподвижники и «праведные предки» (ас-салаф ас-салихин). Главным в проповедях была доктрина строжайшего Единобожия (Таухид) и призыв к отказу от нововведений и мистицизма.

Вернувшись в Уяйну, аль-Ваххаб заручился поддержкой местного эмира `Османа ибн Хаммада ибн Муаммара. Собрав сторонников, с помощью эмира приступил к уничтожению святых мест, почитаемых местным населением. Идеи нашли последователей и послужили толчком к новому реформаторскому религиозно-политическому движению, которое принято называть «ваххабитским». В. приняли на вооружение не только мирную проповедь, но и силовые агрессивные методы распространения убеждений.

С 1157/1744 г. аль-Ваххаб установил близкие отношения с эмиром Мухаммадом ибн аль-Саудом, обосновался в Дирии, откуда его последователи совершали походы на близлежащие оазисы. Проповеди В. послужили идеологической базой для арабского движения, возглавляемого саудовскими эмирами, против власти `Османской империи.

В 1178/1765 г. эмиром стал `Абд аль-Азиз, имам В., сумевший превратить Дирийский эмират в сильное государство. В 1190/1773 г. после захвата Рияда весь Центральный Наджд попал под власть дирийских эмиров (Саудитов); на всех контролируемых ими территориях шла активная проповедь «чистого Ислама» и «истинного Единобожия».

Ко времени смерти аль-Ваххаба (1206/1792) Дирийский эмират распространил свое влияние и на Восточную Аравию. Здесь также были разгромлены различные святыни, в том числе и шиитские. Столкновения дирийцев с мекканскими шарифами в Западной Аравии усиливали Саудитов. Опасаясь дальнейших успехов Саудитов, турецкие власти отправили против них военные силы, которые потерпели неудачу. Преследуя их, войска Саудитов вошли в Сирию и Ирак и в 1212/1802 г. разгромили шиитские святыни в Кербеле. В 1213/1803 г. войска саудитов взяли Мекку, но у Джидды и Медины турецким войскам удалось нанести им поражение и отбросить назад. В том же году в результате заговора погиб `Абд аль-Азиз. Его место занял его сын Сауд, который в 1215/1805 г. захватил Медину и почти весь Хиджаз. В 1215/1805-1220/1810 гг. В. продолжали вторжения в Ирак и Сирию.

В 1221/1811 г. против Дирийского эмирата выступил вассал турецкого султана правитель Египта Мухаммад Али, армия которого начала теснить Cаудитов. В 1222/1813 г. египтяне отбили Хиджаз, и В. не смогли подавить восстание оманцев. Позже В. удалось одержать серию побед над египтянами, которые, однако, уже не изменили расстановки сил в регионе. К моменту смерти Сауда (1223/1814) Дирийский эмират потерял контроль над Хиджазом, Оманом, Бахрейном и частью Тихамы. В 1226/1817 г. почти весь центральный Наджд был захвачен сыном Мухаммада Али Ибрахимом. В 1227/1818 г. Дирия пала и была сровнена с землей.

Уже через несколько лет в результате восстания государство Саудитов было восстановлено с центром в эр-Рияде. Его эмиром стал Турки, представитель побочной ветви Саудитов. Это государство было разгромлено египтянами в 1247/1838 г.

К 1259/1850 г. Саудиты во главе с Файсалом восстановили свою государственность с центром в эр-Рияде и контролировали всю Центральную и Восточную Аравию. Затем в результате междоусобиц государство Саудитов снова ослабло, но в 1321/1902 г. `Абд аль-Азиз II снова захватил эр-Рияд; государство Саудитов обрело полную независимость и сохранило ее даже в период «подмандатных территорий» Британии и Франции на Ближнем Востоке. «Реформаторские» идеи В. нашли приверженцев за пределами Аравии. За «чистоту Ислама» и очищение от нововведений стали выступать многие группы в Индонезии, Африке, Индии. Идеи В. часто использовались в антиколониальной борьбе.

Идеи мусульманского реформаторства оказали большое влияние на антиколониальные движения в Ливии, Судане и др. странах.

Иточник: Исламский энциклопедический словарь А. Али-заде http://shop.islam.ru

Шиизм

Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению принадлежит небольшая часть азербайджанцев в Дагестане, кундровские татары в городах Нижнего Поволжья и большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 70 процентов населения).

Исмаилизм

В XI—XII веках христианского летоисчисления от исмаилитов откололись Друзы.

Друзы

Что такое мусульманство кратко. Смотреть фото Что такое мусульманство кратко. Смотреть картинку Что такое мусульманство кратко. Картинка про Что такое мусульманство кратко. Фото Что такое мусульманство кратко

Алавиты

Что такое мусульманство кратко. Смотреть фото Что такое мусульманство кратко. Смотреть картинку Что такое мусульманство кратко. Картинка про Что такое мусульманство кратко. Фото Что такое мусульманство кратко

Хариджизм

Ибадиты

Азракиты

Суфриты

Суфриты — одна из исламских сект, образовавшихся в результате распада секты Хариджитов. Секта выделилась во второй половине VII в. в Басре. Основатель секты — Зийяд ибн аль-Асфар. Занимали среднюю позицию между ибадитами и азракитами. Они считали допустимым временное прекращение священной войны, осуждали убийство детей неверных [26] [27]

Другие направления ислама

Из других направлений ислама можно отметить такое движение, как Ахмадие.

Ахмадия

Ахмадия — секта, большинство сторонников которой находится в Пакистане, Индии, Бангладеш и Индонезии. Отличий от суннизма очень мало, но два из них существенны: во-первых, сторонники Ахмадии не признают необходимость джихада. Во-вторых, они считают, что Аллах может посылать пророков и после Мухаммада.

История ислама

Страны, где ислам признан официальной религией

Что такое мусульманство кратко. Смотреть фото Что такое мусульманство кратко. Смотреть картинку Что такое мусульманство кратко. Картинка про Что такое мусульманство кратко. Фото Что такое мусульманство кратко

Литература: Первоисточники

Первоисточниками ислама являются:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *