Что такое музейная экспозиция
«Основы формирования музейной экспозиции»
ГБУ «Мемориальный комплекс Славы им. А.А. Кадырова»
Лекция: «Основы формирования музейной экспозиции»
Дата проведения: «26» октября 2020 г.
Место проведения: ГБУ «Мемориальный комплекс Славы имени А.А. Кадырова
Время проведения: 11:00
Подготовил: Начальник отдела экспозиций и выставок Джабраилов А.Д.
«Основы формирования музейной экспозиции»
Формы музейной коммуникации.
Экспозиция и выставка – это публикация музейных предметов, которые можно рассматривать как:
· временная демонстрация экспонатов – тематические, фондовые, отчетные выставки.
Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений В музейной энциклопедии дается следующее определении музейной экспозиции – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. Музейная экспозиция органично связана с социальными функциями музея, используется в просветительных целях через эмоциональное воздействие на посетителя.
Музейная экспозиция рассматривается как информационно-коммуникативная музейная система, основанная на знаковой сущности музейных предметов, создающих благодаря своим эмоциональным, научным, художественным свойствам модель объективного мира, адекватно воспринимаемую посетителями музея.
Основные понятия экспозиционной деятельности: экспозиция; выставка, реэкспозиция, монтаж, демонтаж, наблюдение за состоянием экспозиции после ее открытия, музейные экспонаты, тексты и этикетаж и др.
Сущность. Особенности музейной экспозиции состоит в представлении разнообразной информации, предоставлении модели реального мира для посетителя, на основе научности, предметности (музейные экспонаты), коммуникативности.
Коммуникативная функция (коммуникативность экспозиции) раскрывается через ее доходчивость, универсальность, способность передавать информацию. Коммуникативная функция открывается через язык музейной экспозиции, который основывается на музейных предметах и специфических правилах семантического прочтения, которые не просто документируют, но и раскрывают содержание музейного предмета. Подлинные музейные предметы являются основой формирования музейной коммуникации. Вещественные памятники дополняются изобразительными памятниками, письменными, фото- и фономатериалами, создавая модель реального мира. Музейный предмет по своей природе информативный, экспрессивный способен привлекать внимание. Музейный предмет играет решающую роль при экспонировании.
Музейная экспозиция формируется на основе научной концепции, определяющей содержании, принципы отбора музейных предметов, их группировку, композицию, интерпретацию и художественное решение. Экспозиционеры должны обладать профильными музею знаниями, иметь понятия об основных принципах музееведения, педагогики и психологии, современного дизайна. Это позволяет создавать экспозиции, отвечающие требованиям научности, познавательности, эмоциональности.
Основой экспозиции является музейный предмет-экспонат, создавая особую знаковую систему экспозиции. В. П. Арзамасцев (1989) определяет роль музейного предмета в экспозиции как: Музейная экспозиция – особая информационная система, отражающая явления исторического процесса через музейные предметы-экспонаты как знаковые компоненты в расчете на определенное понимание ее воспринимающим субъектом. Своеобразие экспозиции как информационной системы заключается в том, что она анализирует и обобщает процесс или явление в форме самих вещественных, предметных частей исследуемого процесса или явления. Экспозиция может рассматриваться и как часть действительности, фрагмент природы и материального мира человека, как отраженная картина действительности. Из музейных предметов – главных экспонатов – формируются музейные комплексы, связанные по содержанию или отдельным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство (тематические, мемориальные, коллекционные).
Экспозиция как текст и как вид искусства.
Проектирование экспозиции включает разработку основных идей и содержания, архитектурно-художественных принципов построения и решения. Проектирование экспозиции начинается с определения темы экспозиции, выявления обеспеченности выбранной темы фондовыми материалами, экспозиционными помещениями, материально-технической базы. Эта работа проводится в содружестве научных сотрудников музея (экспозиционеров), хранителей и музейных художников / дизайнеров. Главной целью художника-дизайнера является перевод научного содержания экспозиции со словесного языка на язык образный, что решается через конкретизацию следующих задач:
· обеспечение единства формы и содержания экспозиции, образного выражения концептуального замысла; создание условий, благоприятствующих сохранению экспонатов и удобству эксплуатации экспозиции, обеспечению ее высоких утилитарных качеств;
· формирование высокого уровня коммуникации «экспозиция-зритель».
Экспозиционный материал. В основе экспозиций и выставок находятся экспозиционные материалы. К ним относятся:
· музейные предметы – подлинные экспонаты, хранящиеся в основном фонде музея;
· воспроизведения музейных предметов, копии, репродукции, модели, муляжи, слепки, голограммы, реконструкции, новоделы, хранящиеся в научно-вспомогательном фонде музеев;
· научно-вспомогательные материалы, карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, таблицы, выполняемые для конкретной экспозиции;
· тексты и аннотации, составляемые для конкретной экспозиции.
Подходы построения экспозиций.
· систематическая экспозиция (академический ряд) строится в соответствии с классификацией конкретной научной дисциплины или отрасли производства. В ее основе – системный, типологический ряд музейных предметов, отражающих эволюционные процессы в природе и человеческой деятельности;
· ансамблевая экспозиция реконструирует на документальной основе реальную обстановку жизни. В ее основе – жизненный, бытовой комплекс, в котором экспонаты находятся в среде максимально приближенной к подлинной среде бытования;
· ландшафтная экспозиция использует взаимосочетание натуральных природных компонентов и бытовых комплексов. В природно-ландшафтной композиции, располагаемой в экспозиционном помещении обязательно наличие панорам, диорам, биогрупп, интерактивных зон;
· тематическая экспозиция строится по определенному сюжету, проблеме через тематические комплексы, т. е. группу связанных по содержанию или иным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство;
· тематико-хронолическая экспозиция раскрывает хронологию событий через включение в непрерывный ход исторического развития тематических комплексов;
· комплексная экспозиция использует вариативные методы и принципы построения экспозиционных комплексов.
Выбор методов экспозиционного показа зависит от типа музея, профиля музея, целевых установок экспозиции, специфики коллекции, размеров экспозиционных площадей.
Воспроизведение музейных предметов и внемузейных объектов.
Основой экспозиции являются подлинные музейные предметы. Но они поддерживаются дополнительными средствами показа. Воспроизведение музейных предметов необходимо для замены в экспозиции подлинных материалов, которые по разным причинам невозможно использовать в экспозиции. Новоделы, реплики используются в экспозиции осторожно, так, чтобы не подменить или затемнить подлинные экспонаты. В качестве замены подлинного предмета используют слепки, голограммы, наиболее приближенные к оригиналу воспроизведения подлинника. Использование голограмм или иных воспроизведений предметов требует особого технического оборудования.
Научно-вспомогательные материалы в экспозиции несут дополнительную информацию. Как правило, они обобщают данные, которые не могут быть представлены другими материалами: карты, схемы, цифровые таблицы. Но научно-вспомогательные материалы не должны перегружать экспозицию, превращать экспозицию в сплошной текст, книгу, плакат.
Тексты и фонокомментарии в музее.
Тексты и этикетаж в музее способствуют раскрытию содержания экспонатов. Тексты могут быть ведущими, определяющими содержание всей экспозиции, ее отдельных частей. Тексты могут быть оглавительными (оглавляющими разделы экспозиции), объяснительными (объясняющими содержание экспозиции в целом и отдельных экспонатов). Особое значение имеют указатели, облегчающие ориентацию в экспозиции (планы залов, названия и нумерация экспозиционных комплексов, стрелки маршрута на стенах и на полу). Экспонаты сопровождаются этикетажем (этикетками): название предмета, материал, авторство, место изготовления, дата изготовления, происхождение, способ изготовления и среда бытования, значение предмета. Современные музеи дополнительно к текстам и этикеткам используются фоно и фотокомментарии, электронные каталоги музейных коллекции с подробными информативными данными.
Экспозиция (выставка)
Экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Организацию экспозиции можно разделить на три метода — коллекционный, ансамблевый, иллюстративно-тематический.
Экспозиция Военно-исторического музея в Дрездене
Экспозиция военной техники периода 1941–1944 годов
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Экспозиция (выставка)» в других словарях:
ЭКСПОЗИЦИЯ (выставка) — ЭКСПОЗИЦИЯ (от лат. expositio выставление напоказ, изложение), в музеях и на выставках размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической) … Энциклопедический словарь
Экспозиция — В Викисловаре есть статья «экспозиция» Экспозиция (лат. expositio выставл … Википедия
Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) — международный выставочный комплекс, расположенный в Москве в районе Останкино. Суммарная площадь комплекса составляет 235 гектаров. ВДНХ была основана в 1939 году решением II Всесоюзного съезда колхозников ударников. Был создан Главный… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ЭКСПОЗИЦИЯ — (лат.). выставление, разъяснение, изложение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКСПОЗИЦИЯ 1) выставление на свет; 2) выдерживание перед фотографич. аппаратом снимаемых предметов. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
экспозиция — размещение, выставление, пролог, освещенность, облучение, выставка, экспонирование, выдержка, положение, расположение Словарь русских синонимов. экспозиция выдержка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов
Выставка авангардистов в московском Манеже в 1962 году — 1 декабря 1962 года в московском Манеже должна была открыться выставка, посвященная 30 летию Московского отделения Союза художников СССР (МОСХ). Часть работ выставки была представлена экспозицией Новая реальность – движением художников,… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Выставка старинных фотоаппаратов — Связать? Частная постоянно действующая выставка экспозиция «Старинные фотоаппараты XX век». Публичный показ коллекции фотоаппаратов отечественного и импортного производства двадцатого века, а также приспособлений, фотографий, литературы. В… … Википедия
выставка — на выставку. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. выставка показ; бьеннале, вернисаж, передвижка, чемпионат, триеннале, салон, экспозиция, паноптикум Словарь русских… … Словарь синонимов
Выставка образцов трофейного вооружения (Москва) — Выставка образцов трофейного вооружения выставка трофеев, захваченных Красной армией в ходе Великой отечественной войны. Действовала в московском Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в период с 22 июня 1943 года по 1 октября… … Википедия
экспозиция — и, ж. exposition f., нем. Exposition <лат. expositio изложение, описание. 1. Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения. Новая экспозиция выставки. БАС 1. || Собрание выставляемых предметов, расположенных в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Что такое экспозиции, их виды
Музейные предметы называются экспонатами. Их выставляют в экспозициях на всеобщее обозрение. Все части экспозиций всегда связаны между собой, объединяются в тематическую структуру. Последние, в свою очередь, делятся на экспозиционные комплексы. Такая экспозиция – это предметы, которые связаны между собой по определенным признакам, содержанию, тематике. Они составляют задуманное смысловое и зрительное единство.
Современные представления определяет музейная композиция. Это научно обоснованная и целенаправленная демонстрация предметов музея. Она снабжена комментариями, оформлена художественно и тематически. Музейные композиции создают характерный музейный образ общественных и природных явлений.
Музеи создают как постоянные, так и временные экспозиции – выставки (фондовые, отчетные, тематические).
Организация выставок является одной из главных составных частей экспозиционной работы музея. Эти мероприятия повышают свою доступность и общественное значение музейного фонда. Выставки вводят в культурный и научный оборот памятники частных собраний, расширяют географию своего действия. Сегодня активно расширяется международный обмен выставками. Они способствуют обмену различными культурными богатствами.
Что представляют собой композиции
Современное музееведение выделяет несколько методов экспонирования:
Становление ландшафтного метода
Всемирная выставка промышленного характера 1851 года в Лондоне сыграла большую роль в становлении метода. Здесь были продемонстрированы самые первые биологические группы животной жизни, созданные немецким ученым Плоцкетом. Позже биогруппы стали все чаще включать в систематические композиции Британского музея истории. Интересно, что все они создавались на основе документов.
Например, для птичьих групп собирались почва и растения только с одного места. Все листочки и цветочки с точностью имитировались из воска и располагались на высушенной почве так, как они росли в природе.
В прошлом веке в практику научных музеев вошли диорамы и панорамы, которые стали характерным приемом в ландшафтном методе.
Тематическая композиция
Экспозиция, которая раскрывает определенную тему, проблему или сюжет посредством экспозиционных материалов, отражает события или явления, называют тематической.
Все вышеперечисленные методы экспонирования легко интегрируются. Тематическая выставка может иметь элементы как ансамбля, так систематической композиции. Систематическая может включать ландшафтную и ансамблевую композицию. Метод экспонирования зависит от профиля музея, специфики коллекций, темы и цели создающейся экспозиции, а также размеров площадей, на которых будет представлена экспозиция.
Что входит в основу экспозиций:
Основные понятия экспозиций
Слепки, репродукции и копии создаются так, чтобы они точно соответствовали оригиналу. Реплика изобразительного искусства – авторская копия, которая отличается от оригинала по размеру или отдельной деталью изображения.
Репродукция – копия живописного, фотографического или графического изображения, которое сделано печатным способом. Обычно она бывает в уменьшенном или увеличенном размере.
Слепки точно передают подлинники произведений искусства.
Муляжи воспроизводят форму, размеры, цвета и фактуры исходных материалов.
Новоделы создаются при утрате памятников культуры. Выполняется из того же материала, тех же цветов и размеров.
Макеты – объемные воспроизведения внешнего вида объекта, который воссоздается в заданном масштабе, где допускаются определенные условности.
Модельная экспозиция – это воспроизведение предметов с сохранением конструктивных принципов и фактур оригиналов. Ее создают в тех случаях, когда необходимо изменить масштаб предметов.
Голограмма создается записью изображения предмета на чувствительную пластину или пленку при помощи лазерной техники. Поэтому голограммная экспозиция – это оптическая объемная копия реального объекта.
Любая экспозиция выставки обязательно включает в себя тексты. Содержание должно быть ясным, лаконичным и понятным всем посетителям всех категорий. Тексты делятся на указательные, этикетаж, пояснительные, ведущие и заглавные.
Создание музейной экспозиции
Создание экспозиции является сложным исследовательским, производно-техническим и творческим процессом. Он требует больших усилий ученых, художников, дизайнеров и инженеров. Музейная экспозиция нуждается в обязательной предварительной разработке научного содержания, технического оснащения и архитектурно-художественного решения.
Основными частями экспозиционного проектирования являются:
На втором этапе разрабатывают расширенную тематическую структуру, на третьем – тематико-экспозиционный план. Его суть состоит в отражении конкретного состава экспозиционного материала со всеми их научными характеристиками.
Музейный художник
Художник в музее переводит научное содержание экспозиции на словесный, образный язык. Его задачи сходны с театральным режиссером.
Факторы художественного проектирования
Завершающим штрихом художественного проектирования является разработка рабочего и технического процесса. Он включает в себя авторские разработки оборудования, монтажные листы, освещение и крепление экспонатов, вентиляцию и сигнализацию.
Вместе с руководством музея художник готовится к торжественному открытию, или вернисажу. На вставке может произойти и распродажа экспозиции.
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Виды и типы музейных экспозиций
Экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Сегодня под музейной экспозицией мы понимаем целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом.
Организацию экспозиции можно разделить на три метода — коллекционный, ансамблевый, иллюстративно-тематический.
В настоящее время в музейной практике сложилось три основных типа музейных выставок:
Существуют общие принципы построения экспозиции. К ним относятся:
Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется методом построения экспозиции. В отечественном музееведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический. Этим методам соответствуют
Тематическая экспозиция
Тематическая экспозиция направлена на раскрытие определенной, заданной авторами, экспозиционной концепции или темы. Поэтому для осуществления концептуального замысла музейные сотрудники часто привлекают не только подлинные музейные предметы, но и воспроизведения, реплики, научно-вспомогательные материалы, аудиовизуальные средства и т. д. Ярким примером могут быть дидактические и концептуальные выставки, например, дидактическая выставка «Язык изобразительного искусства: первый диалог», организованная в 1996 г. научными сотрудниками Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея;
Тематической называют экспозицию, которая посредством экспозиционных материалов раскрывает определенную тему, сюжет, проблему, создает музейный образ отражаемых событий или явлений. В структурном отношении она представляет собой систему взаимосвязанных и соподчиненных разделов и тем, содержание которых обосновано концепцией. В исторических музеях разделам обычно соответствуют исторические периоды. Основной структурной единицей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов — вещи, документы, изобразительные материалы. В отличие от систематической и ансамблевой экспозиции их объединяют не типологические признаки и не реальные или типичные связи в среде бытования, а исключительно содержательная сторона, способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения.
Первыми во второй половине 1920-х гг. тематический, или комплексно-тематический метод экспонирования стали разрабатывать историко-революционные музеи применительно к своей тематике — классовой борьбе, экономической и политической истории. С 1930-х гг. он стал преобладающим методом экспонирования в советских музеях; в настоящее время является ведущим главным образом для исторических и краеведческих музеев.
Систематическая экспозиция
Демонстрации однотипных предметов, представляющих собой часто систематические коллекции. Такие экспозиции сопровождаются пояснительным текстом с этикетажем. Примером могут быть выставки нумизматических коллекций, изделий керамики одного промысла и т. д.
Первыми экспозициями, в основу которых легли научные принципы организации материала, стали систематические экспозиции. Их появление в конце XVIII — первой половине XIX в. было связано с бурным развитием процесса дифференциации в сфере науки и созданием профильных музеев. Систематический метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с классификационной системой конкретной научной дисциплины или отрасли производства. Основная структурная единица систематической экспозиции — типологический (системный) ряд; он позволяет показать биологическую, технологическую, эстетическую и другие виды эволюции предметов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естественно-научных, научно технических, археологических и этнографических музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также в фондовых выставках музеев иных профилей.
Примерно с середины XIX в. в этнографические экспозиции, построенные на основе систематического метода, стали включаться ансамбли, получившие в музейном обиходе название «жизненные комплексы», потому что они стремились отразить реальные связи между предметами. Таковыми были, например, этнографические комплексы «жилище», «мастерская», «сенокос», «свадьба», которые наглядно демонстрировали домашнюю обстановку, трудовой процесс, праздничные и религиозные ритуалы, при этом музейный предмет показывался как бы в среде своего бытования. В конце XIX — начале XX в. в Западной Европе появились первые экспозиции, состоящие исключительно из ансамблей. Это были экспозиции музеев под открытым небом.
Ансамблевая экспозиция
Ансамблевый показ, предполагающий демонстрацию музейных предметов в их «жизненных» взаимосвязях и комплексах. Первыми по этому пути пошли этнографические музеи, где организованы такие ансамблевые комплексы, как «жилище», «свадьба», «мастерская» и т. д. Такой метод популярен и для показа интерьеров, и для создания мемориальных экспозиций и т. д.;
Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстановку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры — дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее примером могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях не только гуманитарного, но и естественно-научного профиля.
При воссоздании художественной ансамблевой экспозиции в качестве связующего звена, которое позволяет объединить в единое целое картины, скульптуру, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, обычно выступают стилистические особенности экспонатов. По такому принципу построена, например, экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века» в Большом дворце Павловска (Ленинградская область). В ее 16 залах на основе литературных, документальных и изобразительных источников (картин, акварелей, рисунков) воссозданы наиболее типичные интерьеры усадебных и городских домов состоятельной части российского общества. Расстановка мебели, развеска картин и портретов, размещение предметов из фарфора и бронзы строго продуманы, подчинены четкому ритму и единому стилю. Экспозиция позволяет проследить, как на протяжении столетия менялись условия жизни и художественные вкусы, представления о красоте и уюте.
Вместе с тем в таких стилевых ансамблях есть определенный недостаток. За редким исключением исторические интерьеры не существовали как единое стилевое целое, в них могли находиться и находились предметы различных эпох и стилей, подобно тому, как в современных квартирах соседствуют разные по времени создания вещи. Поэтому ансамбли, построенные по стилевому принципу, имеют условный и несколько искусственный характер.
В том случае, когда музеем становится сохранившийся памятник истории и культуры, в реконструкции ансамблевой экспозиции нет нужды. При иных обстоятельствах необходимо воссоздавать достоверную среду, что влечет за собой целенаправленное комплектование, а иногда изготовление воспроизведений музейных предметов — копий, муляжей, реконструкций. В мировой музейной практике именно ансамблевые экспозиции получили наибольшее распространение, поскольку они легко воспринимаются посетителями, вызывают непосредственный интерес и оказывают сильное эмоциональное воздействие. Многие музеи почти все свои экспозиционные площади используют под воспроизведения жилых и производственных интерьеров.
Ландшафтная экспозиция
Демонстрация «живых» социокультурных и природных систем. Особенность данного метода заключается в музеефикации как предметов, так и объектов, представляющих музейный интерес для общества. Примером может служить музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» под Великим Новгородом или государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».
Ландшафтные экспозиции воссоздают взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов. Их основная структурная единица — биогруппы и ландшафтные диорамы.
Элементы ландшафтного метода экспонирования в виде биогрупп появились в естественно-научных музеях в середине XIX в. Биогруппа (биологическая группа) представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира. Часто понятие «биогруппа» относится к научной таксидермической композиции, которая представляет животных в среде обитания. Таксидермия (отгреч. taxis — устройство и derma — кожа) — вид деятельности, включающий консервацию и реконструкцию объектов животного мира. Современная таксидермия из ремесла по изготовлению чучел переросла в искусство. Но искусство это — особого рода: условность и декоративность здесь недопустимы, поскольку естественно-научные музеи призваны популяризировать достоверные и научно объективные сведения.
Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, созданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систематическую экспозицию Британский музей естественной истории, причем создавал их на строго документальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а молодые и старые птицы — с одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава имитировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.
«Сухость систематической коллекции, расставленной в предназначенном постепенном порядке, совершенно скрадывается благодаря присутствию вышеупомянутой биологической коллекции, — делился в 1894 г. своими впечатлениями от осмотра орнитологической экспозиции Британского музея естественной истории русский зоолог А. Ященко. — Глаз, утомленный осмотром систематического собрания, невольно отдыхает на этих отдельных витринах биологической коллекции, которые представляют собой ни больше ни меньше, как точно скопированные клочки природы, словно выхваченные из жизни и перемещенные в залы музея. В каждом таком клочке перед вами является момент из жизни какой-нибудь птицы, в каждом, без исключения, момент, наиболее интересный биологу. Все витрины являются почти живой иллюстрацией семейной жизни птиц»
К концу XIX в. в практику естественно-научных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие характерными приемами ландшафтного метода экспонирования. Панорама (от греч. pan — все и horama — вид, зрелище) представляет собой больших размеров лентообразную картину, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом — макетами, сооружениями, фигурами. Панорама создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя, располагается в круглом строении и рассматривается с площадки, находящейся в его центре. Первая панорама была создана ирландским художником Р. Баркером в 1787 г. и представляла собой круговое изображение города Эдинбурга.
В 1893 г. в Музее естественной истории в Стокгольме была создана первая биологическая панорама, воссоздающая природу Швеции. На огромном замкнутом полотне были изображены наиболее характерные для страны пейзажи, объединенные в одну сплошную картину, опоясывающую окружность панорамы. Передний план с документальной точностью воспроизводил участок местности со скалами, растениями, болотом, ручьем.
В отличие от художественной панорамы, где живопись подчиняет передний натурный план, в ландшафтной панораме пейзаж служит только вспомогательным средством, которое вводит зрителя в место обитания животных. Передний же план занимают документальные материалы — чучела животных, гнезда птиц, растительность, рельеф местности.
В то время как панорама вводит зрителя будто бы в центр изображаемого события и позволяет осуществлять круговой обзор, диорама (от греч. dia — сквозь и horama — вид) дает возможность рассматривать изображение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам). Она охватывает лишь часть горизонта и может располагаться на стене как полукруглого, так и прямоугольного помещения. Поэтому диорамы, не требующие столь больших площадей, как панорамы, получили в естественно-научных музеях гораздо более широкое распространение.
В биогруппе и диораме кроме животных размещают растения и макеты различных фрагментов местного пейзажа — валунов, скал, косогоров, берегов рек, озер, болотистых участков леса. Передавая ландшафт местности, диорамы и биогруппы одновременно позволяют воссоздать действительный облик животного, показать динамику его движения. Такая композиция переносит в музей уголок природы и показывает те из ее сторон, которые в реальной жизни человек не всегда может наблюдать. Но достоверная передача особенностей поведения и образа жизни животных, характерных черт их среды обитания требуют проникновения в тонкости биологии. Малейшее отклонение от жизненной правды — неправильная поза животного, анатомические дефекты, не подобающие сезону густота и окраска меха, растительность, не соответствующая данному ландшафту — все это подрывает веру в подлинность изображаемого и уничтожает познавательный смысл биогрупп и диорам.
В первой трети XIX в. ландшафтный метод экспонирования стал практиковаться во многих музеях мира. В России первая ландшафтная экспозиция была построена в 1930 г. в Московском областном краеведческом музее (г. Истра). С 1970-х гг. ландшафтный метод стал преобладающим в региональных естественно-научных музеях и отделах природы краеведческих музеев.
Экспозиция имени одного экспоната
Демонстрация одного музейного предмета-экспоната (чаще всего — это шедевр мирового искусства или уникальный, всем известный раритет, например, «Благовещение» Ван Эйка — выставка одного произведения, проходившая в Государственном Эрмитаже в 1997 г.). Обычно такая демонстрация сопровождается пояснительным текстом, представленным как в виде печатного материала, так и на специальных носителях, в качестве которых выступают интерактивные видеокомплексы и компьютерные системы.
Следует иметь в виду, что все перечисленные методы экспонирования нередко интегрируются: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции. Выбор методов экспонирования зависит от многих факторов, в том числе от профиля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспозиционных площадей.
Помимо постоянных, музей создает и временные экспозиции — музейные выставки. Выставки — стационарные и передвижные — посвящаются актуальным вопросам современности: значительным политическим событиям, культурным явлениям, юбилеям, важным проблемам, интересным событиям прошлого и настоящего. Они повышают доступность, общественную значимость музейных коллекций (выставки фондов), оперативно вводят в оборот научные достижения музея (отчеты по экспедициям, демонстрация реставрационных работ, новых поступлений). Временность выставок отражается на составе экспонатов. Здесь могут быть показаны музейные предметы, обычно не подлежащие длительному экспонированию в целях обеспечения сохранности, предметы из других хранилищ. Выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по обозначенной теме. Зачастую тема может выходить за пределы профиля музея. Актуальность, а иногда и злободневность тематики выставок предъявляют особые требования к их архитектурно-художественному решению. Выставки значительно повышают образовательно-воспитательную роль музеев, резко увеличивают количество посетителей, расширяют географию деятельности музея — передвижные выставки обслуживают дальние регионы страны. В современных условиях активно развивается международный обмен выставками, что способствует взаи- мообогащению различных культур и взаимопониманию между народами. Подготовка музейных выставок органически входит в экспозиционную работу музея.