Что такое музыка пятый класс
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Что роднит музыку с литературой
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— связь двух видов искусства – музыки и литературы;
— влияние музыки на литературу;
— влияние литературных текстов на музыку;
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.
Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.
Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.
Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.
Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.
Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.
Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».
И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.
В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.
Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.
В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.
В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.
В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.
В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.
А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.
В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.
Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.
Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
№ 1. Что такое программная музыка?
Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.
В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.
№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?
Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.
Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.
Что такое музыка пятый класс
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку музыки в 5 классе на тему «Музыка рассказывает обо всем»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Музыка рассказывает обо всем 1 урок музыки в 5 классе МБОУ СОШ № * г. Шахты Ростовской области В.И. Колодкина
«Сонет» к кинофильму «Зеленая рощица»
Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас звучала?
Печальна и чиста, Как жизнь людьми любима, Как жизнь, ты не проста, Как жизнь, непостижима, Музыка! К. Кулиев
Подумай! Каким образом можно изучать музыку?
Подумай! Что такое «Музыка»?
Музыка – (от греч. «musike» – искусство муз) – вид искусства, который воздействует на человека через звуковые образы
Подумай! Из чего состоит музыка? Музыка состоит из звуков.
Какие бывают звуки?
Подумай! Что может выражать музыка?
Настроение Чувства Мысли
Подумай! Кто может исполнять музыку?
Музыкальные инструменты Певец
Подумай! Без чего не может существовать музыка?
Кто сочиняет музыку? Кто исполняет музыку? Что нужно, чтобы познакомиться с музыкой?
Композитор Исполнитель Слушатель
Согласны ли вы с высказыванием великого норвежского композитора Эдварда Грига: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»?
Каким же образом была повержена в бегство целая армия? Отсутствие гвоздя
Вывод: В искусстве нет ничего мелкого, незначительного, постороннего. Открытие в одной области часто приводит к развитию и совершенствованию в другой.
Музыка способна рассказать обо всём. Надо только научиться её слушать. Слушать музыку – это искусство, которому надо учиться.
«Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем». Д.Д. Шостакович Слушание песни «Музыка». музыка Г. Струве, слова И. Исаковой
Главная тема года – «Музыка и другие виды искусства» Музыка рассматривается в единстве с тем, что ее рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим другим
Продавец зонтиков Город этот выдумал один художник Люди в нём не знали что такое дождик, Просто вот не знали что такое дождик Вот какие люди жили в городе том. Город этот выдумал один художник Люди в нём не знали что такое дождик, Лишь один чудак в белый плащ одетый, Продавал там зонтики зимой и летом.
Припев: Господа, купите зонтик, Белый зонтик, красный зонтик Синий зонтик, желтый зонтик Может пригодиться в жизни вам.
Были там домишки все из пластилина, Из с пустых коробочек автомобилей И не знали никакой ангины, Маленькие люди жили в городе том. Маленькие были у людей заботы Шли они в театр и в кино с работы Вечером в подъезде целовался кто-то, Вот какие люди жили в городе том.
Припев: Господа, купите зонтик, Белый зонтик, красный зонтик Синий зонтик, желтый зонтик Может пригодиться в жизни вам.
Маленькое небо как-то вдруг промокло, В маленьких домишках задрожали стекла И вокруг все сразу стало мокрым И все схватили насморк в городе том. Вспомнили тут люди о торговце странном. Бросились искать его по всем бульварам, Но пропал торговец со своим товаром И лишь осталась песенка в память о нем.
Припев: Господа, купите зонтик, Белый зонтик, красный зонтик Синий зонтик, желтый зонтик Может пригодиться в жизни вам.
Музыка способна рассказать обо всем
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-668679
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по музыке в 5 классе «Музыка рассказывает обо всем»
Тема: Музыка рассказывает обо всём
Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Научить выявлять взаимодействия между музыкой и другими видами искусства.
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Музыкальный материал урока:
Г. Свиридов. Вальс к повести А. Пушкина «Метель».
В. Алеев, стихи С. Маршака. Гвоздь и подкова (пение).
Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Крылатые качели (пение).
Портрет композитора Г. Свиридова.
Звучит Г. Свиридова. Вальс к повести А. Пушкина «Метель».
Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас прозвучала? (Музыка замечательна, она была серьёзной и глубокой, звучала то спокойно, то взволнованно, она заставляла задуматься, она как будто звала куда-то вперёд.)
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Как жизнь людьми любима,
Как жизнь ты непроста,
Как жизнь, непостижима,
Сообщение темы урока.
Тема года: «Музыка и другие виды искусства».
Тема урока: «Музыка рассказывает обо всём».
С сегодняшнего дня мы с вами будем подниматься на более высокую ступеньку понимания музыки. Тема года: «Музыка и другие виды искусства».
Как вы думаете, каким образом можно изучать музыку? ( можно говорить о творчестве великих композиторов и исполнителей, о музыкальных произведениях, изучать нотную грамоту, играть на различных музыкальных инструментах, учиться петь. )
Работа по теме урока.
Слово «музыка» (от греч. « musike » буквально – искусство муз) – вид искусства, который воздействует на человека через звуковые образы, окружающие его различные переживания и окружающую жизнь. Музыка – это искусство звуков.
Согласны ли вы с высказыванием великого норвежского композитора Эдварда Грига: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»? (Учебник стр. 3)
Да: потому что каждое искусство символично, оно говорит о своём на своём собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства. Звук не может соперничать со светом, как скульптура не соперничает со стихом, так же, как в природе воздух не соперничает с огнём. Само такое противопоставление кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с этой точки зрения не нуждается ни в чём.
Нет: потому что существует всеобщая связь явлений и её законы непреложны. Так для звучания мелодии требуется туго натянутая струна, а струна даёт выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом особой породы, обработанным специальным способом, – и всё это находится уже за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего-то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чего-то – течение рек и цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём.т – так как
Итак, какой вывод мы можем сделать? ( И да, и нет. Да, так как действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет – так как существует всеобщая связь вещей и явлений, которые пронизывают всё человеческое существование, времена, человеческие судьбы. )
А теперь прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после чего обсудим прочитанное.
Не было гвоздя – подкова пропала.
Не было подковы – лошадь захромала.
Лошадь захромала – командир убит.
Конница разбита, армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя, –
Оттого, что в кузнице не было гвоздя!
Можно сделать вывод о том, что в искусстве происходит то же самое. Нет ничего мелкого, незначительного, постороннего; открытие в одной области часто приводит к развитию и совершенствованию в другой. Здесь как нельзя лучше подходят строчки известной песни: «Ничто на Земле не проходит бесследно». Если каким-то образом выпадает какое-либо звено, происходит изменение во всей цепи событий.
Послушайте одну очень интересную песню.
Город этот выдумал один художник,
Люди в нём не знали, что такое дождик,
Просто не слыхали ничего об этом,
Вот какие люди жили в городе том.
Лишь один чудак, в зелёный плащ одетый,
Продавал так зонтики зимой и летом,
Маленькие люди удивлялись этому –
Вот какие люди жили в городе том.
Господа, бада-бада, бада-бада
Купите зонтик: красный зонтик, синий зонтик,
Жёлтый зонтик, белый зонтик
Может пригодится он вам.
Домики там были все из пластилина,
Из пустых коробочек – автомобили.
И не опасаясь никакой ангины,
Маленькие люди жили в городе том.
Маленькие были у людей заботы.
Шли они в театры, шли в кино с работы.
Вечером в подъездах собирался кто-то.
И смеялись и шутили в городе том.
Маленькое небо как-то вдруг промокло.
В маленьких окошках задрожали стёкла.
И большущий дождик застучал по крышам –
Все схватили насморк сразу в городе том.
Вспомнили тут люди о торговце старом,
Начали искать его по всем базарам,
Но исчез торговец со своим товаром,
Лишь такая песенка осталась о нём.
Припев: повторяется 2 раза.
Ребята, как вы бы назвали эту песню? («Зонтики», «Сказочный город», «Продавец зонтиков», «Игрушечный город», «Художник» и т. д. )
А каким образом эта песня перекликается с темой нашего урока?
Не зря изначально художник придумал продавца зонтиков в этом сказочном городе. Не зная о существовании плохой погоды, живя и не задумываясь о том, что их ждёт в будущем, жители города считают чудаком того человека, который предупреждал их о том, что может случиться. И в конце концов мы приходим к выводу: именно отсутствие зонтиков привело к тому, что жители всего города впоследствии заболели.
А как звучала эта песня? Какое у неё было настроение? ( Песня прозвучала грустно, протяжно, минорно, нежно, ласково; припев – несколько веселей, более отрывисто; третий куплет звучал взволнованно, как бы передавая состояние природы и людей… )
Разучивание 1 куплета песни «Зонтики».
Расскажите, как вы поняли, что мы будем изучать на уроках музыки в пятом классе? ( Мы будем наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, искать различного рода взаимосвязи музыки с другими видами искусств. )
Мы будем учиться понимать то, что мир един, и будем говорить об это с точки зрения музыки, так как музыка способна рассказать обо всём. Надо только научиться её слушать. Слушать музыку – это искусство, которому надо учиться. Хочется закончить урок словами замечательного русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем».
Рабочая программа «Музыка» 5 класс
Федюниной Лины Александровны
основное общее образование, 5 класс
2021/2022 учебный год
Нормативные документы, на основании которых разработана
Рабочая программа по музыке 5 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 6 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
3. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации (департамент государственной политики в сфере общего образования) от 28 октября 2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
5. с углубленным изучением отдельных пр едметов » на 2020/2021 учебный год.
6. Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС)
8. Положения о рабочей программе
1. Авторской программы «Музыка 5-8 классы» под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э. Кашековой, Москва, издательство «Просвещение», 2017год
Актуальность изучения учебного предмета, курса
Цели и задачи изучения учебного предмета, курса
Основная цель школьного предмета «Музыка» — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
— приобщить к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
— воспитывать потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
— развивать общую музыкальность и эмоциональность, эмпатию и восприимчивость, интеллектуальную сферу и творческий потенциал, художественный вкус, общие музыкальные способности;
— осваивать жанровое и стилевое многообразие музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;
— овладеть художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Общая характеристика учебного предмета, курса
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Курс музыки в 5 классе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
— разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации пробелов в знаниях;
— дифференцированное домашнее задание;
— консультационная поддержка и помощь;
— обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание ситуации успеха.
При организации обучения предмету с ребёнком с ОВЗ, учитываются методические рекомендации, которые даются для преподавания в общеобразовательных классах. Однако для успешного усвоения материала учащимися необходимо учитывать их характерные особенности и соблюдать определенные принципы и требования при проведении уроков.
Характерными особенностями учащихся с ОВЗ являются:
— недостаточно развитое произвольное внимание, особенно такое его свойство, как устойчивость, поэтому во время урока учащиеся часто отвлекаются от выполняемой работы или вообще не включаются в неё;
— сниженный объём слухоречевого запоминания, т.е. дети затрудняются запоминать материал на слух;
— слабо развитое мышление, в результате чего учащиеся не могут выполнить многие мыслительные операции;
— медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность;
— неумение самостоятельно регулировать свою деятельность и поведение (необходим внешний контроль со стороны).
Всё это учитывается при организации и проведении уроков.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
· совершенствование движений и сенсомоторного развития : развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
· коррекция отдельных сторон психической деятельности : коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
· развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
· развитие основных мыслительных операций : умения сравнивать, анализировать; умения выделять сходство и различие понятий; умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умения планировать деятельность;
· коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
· коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;
· расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Количество учебных часов, на реализацию рабочей программы
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
— степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
— становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач
Характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; — смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА