Что такое музыкальная драматургия 7 класс
Урок в 7-м классе. Тема «Музыкальная драматургия»
Разделы: Музыка
Оборудование: ф-но, проигрыватель, магнитофон, компьютер, мультимедийная установка, презентация.
Музыкальный материал: В. Мурадели песня «Бухенвальдский набат», О.Тактакишвили оратория «По следам Шота Руставели».
I. Вход в класс (под музыку Р.Лагидзе «Песня о Тбилиси»)
На доске эпиграф к уроку
«Поэт, ты пережил века, и песне положил начало» С.Михалков
II. Приветствие, распевание.
III. Тема нашего урока: «Музыкальная драматургия».
Вопрос учителя О чём эта песня? «Бухенвальдский набат».Это песня об ужасах войны, о фашизме, о лагерях смерти и их узниках, безвинно замученных.
Вопрос учителя А что вы знаете о лагерях смерти?
В Германии и аккупированных ею территориях было создано фашистами много концлагерей, в которых проводились страшные опыты на взрослых и детях, многие в этих лагерях погибли от голода, инфекционных болезней и холода. Фашисты даже не тратили на узников патроны. Людей живыми сжигали в крематориях.
Эту песню написали поэт Александр Соболев и композитор Вано Мурадели.
Однажды по радио Александр Соболев услышал, что на деньги, собранные жителями ГДР, на территории бывшего лагеря смерти построен мемориал «Бухенвальд». Это было в 1958 году. На этом месте были установлены огромные каменные столбы, олицетворяющие узников лагеря и огромная башня, увенчанная колоколом, набат которого должен напоминать людям жертвах фашизма и войны. И, уже через несколько часов после этого сообщения, он написал:
«Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся,
строятся
в шеренгу к ряду ряд. «
А затем поэт послал эти стихи композитору Вано Мурадели.
Уже через два дня Вано Ильич позвонил Соболеву по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу. Какие стихи!»: Так появилась песня.(Слушан
Вопрос учителя -Почему плакал Вано Мурадели?
Очень драматичные стихи. Музыка и стихи задевали за живое, за струны человеческой души.
Вопрос учителя -Как в музыке композитор передал драматизм содержания?
Музыка по характеру получилась гневная, суровая.
В начале мы слышим звучание колокола. Затем речитативного характера мелодия «Люди мира на минуту, встаньте»:
Давайте исполним эту песню.
IV. Исполнение песни «Бухенвальдский набат» В.Мурадели
-I куплет (исполнение)
— II куплет (исполнение)
Песню написал грузинский композитор, который вложил в неё своё отношение: протест против ужасов войны.
Постепенно в сознании слушателей утвердилось словосочетание: «Мурадели. «Бухенвальдский набат»
Вопрос учителя -А какое драматическое событие произошло совсем надавно в жизни грузинского народа на Родине Вано Мурадели?
Война в южной Юсетии. Город Цхинвал был стёрт с лица земли.
Вопрос учителя -Кто такой Шота Руставели?
Грузинский поэт, жил на рубеже XII-XIII веков.
В Грузии «золотой век» На престоле прославленная своим умом и красотой царица Тамар.
Её государство едино и могущественно. Это было время политической мощи Грузии и расцвета лирической поэзии при пышном дворе молодой царицы..
По преданию Ш.Руставели выходец из южного уголка Грузии. Биографические сведения о нём скудны и легендарны..Его имя Шота, сокращённое из Ашота. Прозвание «Руставели» поэт получил по месту своего рождения в с. Рустави.
Получил образование в академии Грузии, затем продолжил занятия в Греции в Афинах. Владел арабски3, греческим, персидским языками.
Для своего времени был глубоко образованным человеком. Знакомый с поэмами Гомера и философией Платона, богословием, персидской и арабской литературой, он впитал в себя все лучшие традиции предшествовавшей и современной ему грузинской культуры, в совершенстве овладел всеми достижениями философской и литературной мысли Сегодня научно доказано, что Шота Руставели был министром финансов при дворе царицы Тамар ( 1184-1213 г.г.)
(сохранилась его подпись на одном из актов, относящемся к 1190 году).
Чем же прославился этот поэт? Безнадёжно влюблённый в свою повелительницу, Шота Руставели пишет поэмой «Витязь в тигровой шкуре.» и посвящает её именно ей.
Давно установлено, что в поэме Руставели изображает жизнь грузинского народа. Учёные с полной убедительностью доказали, что события и действующие лица лишь завуалированы под вымышленными именами и сюжетами. Например, поэма начинается сказанием о том, что царь Аравии, не имевший сына наследника, возвёл на престол единственную дочь, прославленную умом и красотой Тинатину. Такое событие произошло в Грузи В XII веке. Царь Георгий III, обеспокоенный, что у него нет сына наследника ещё при жизни сделал царицей свою единственную дочь Тамару. И таких совпадений в поэме очень много.
Итак, безнадёжно влюблённый в свою повелительницу Руставели всю страсть своей пылкой любви изливает на страницах своего произведения.
Вопрос учителя Так о чём же эта поэма?
Красной нитью проходит через всю поэму тема Любви. Шота Руставели считал, что любовь вершит с человеком чудеса.
Вопрос учителя Ещё какая немаловажная тема поднимается в поэме?
Тема равенства между мужчиной и женщиной.
«Дети льва равны друг другу,
Вопрос учителя Так в чём же залог бессмертия поэмы?
Мы можем с уверенностью сказать, что залог бессмертия поэмы состоим в том, что в основе лежит идея освобождения человека от царства тьмы, рабства и угнетения. Руставели воспел идеи свободы и справедливости.
Вопрос учителя Какими словами Шота Руставели подчёркивает эту мысль?
Эту мысль он подчёркивает словами:
«Зло мгновенно в этом мире,
Неизбывна доброта».
Шота Руставели создал первое в средневековом мире глубоко гуманистическое произведение
Вопрос учителя Как вы думаете, как к этому произведению отнеслись тёмные реакционные силы?
Они злобно преследовали его, пытались уничтожить произведение. Тираж первого печатного издания поэмы был сожжен реакционным духовенством,
«Лучше славная кончина,
Чем позорное житьё!»
можно сказать словами Шота Руставели.
VI. Экспедиция в монастырь святого Креста в Иерусалиме.
Снаружи монастырь выглядит как старинный средневековый замок, расположен в красивой зеленой долине в западной части Иерусалима.
Но монастырские окна всегда оставались закрытыми,
а его единственные ворота никогда не впускали посетителей.
История основания и процветания этого монастыря в трудах греческого и грузинского монашества связана с Грецией и Грузией.
.Это очень древний монастырь, построен в IV веке нашей эры грузинами и служили там грузинские монахи.
Стены монастыря украшают росписи грузинских художников и надписи на грузинском языке. Но монастырь известен не столько своими древними стенами и уникальными фресками и иконами, сколько именем своего насельника, находившегося здесь в XII веке, поэта Шота Руставели. По преданиям он провел там последние годы жизни.
Стена и приблизительное место на стене экспедиции были известны, но портрета не было.
После тщательного изучения удалось обнаружить портрет Руставели, который, к счастью, оказался не стертым, не был поврежден и находился под толстым слоем темно-коричневой краски. Её очистили и копию привезли с собой на родину.
Это фреска, с изображением коленопреклонного человека в красном плаще и надпись на старогрузинском «Руставели».
О научной деятельности экспедиции поэт И.Абашидзе написал в книге «Палестинский дневник», которая вышла в 1967 году и цикле стихотворений «По следам Руставели».
А Грузинский композитор Отар Тактакишвили написал по этим стихам музыкальное произведение для хора в жанре Оратории
ОРАТОРИЯ, крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы.
Оратория.- воспевание, хвала легендарному поэту Грузии и рассказ о трагической его судьбе. Добавьте описание
(Слушание музыки фрагмнент из оратории О.тактакишвили «Сегодня умер Руставели..»)
«В это утро ушел большой поэт,
Вечной мудрости он оставил след..» Драматизм прослеживается уже в стихах.
Слайд 39″Он не пил, не ел, лишь в окно смотрел: Там с последней надеждою, Видел он горы снежные,
Слайд 41 «Что же видел он, что искал в дали? Видел Грузию, видел край родной, видел Родину:» а какие слова ещё подчёркивают тоску по Родине? видел край родной:»
Вопрос учителя Как это выражено в музыке?
Трагическое звучание, низкий регистр, минор, скорбный характер, музыка, как эпическая повесть. Особенно трагична горестная реплика: Шота! Как будто весть облетела весь народ.
Вопрос учителя Кто исполняет ораторию?Во вступлении мы слышим орган, который как бы имитирует колокольный погребальный звон. Именно это звучание вводит нас в обстановку происходящих событий.
Я услышал(а) смешанный хор, был солист- бас, симфонический оркестр.
Почти всё произведение звучит в низком регистре у басов, в миноре, (темно), скорбный характер музыки, Мелодия распевная, похожая на народные, старинные песнопений.
В музыке несколько характеров: мы слышим, как великая мужественность поэта сплетается с бесконечной тоской его по Родине. Мне кажется не смерти он боится, а мучает его то, что умирает вдали от Родины: Вопрос учителя Сколько образов создал композитор?
Образ тоски по Родине и образ великой мужественности.
Вопрос учителя Ребята, а как вы можете объяснить эпиграф нашего урока?
Я хочу закончить сегодня наш урок словами Шота Руставели «Зло мгновенно в этом мире, Неизбывна доброта».
Конспект урока музыки в 7 классе «Музыкальная драматургия- развитие музыки» (7 класс)
План урока музыки по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Тема: Музыкальная драматургия- развитие музыки.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок- лекция).
Задача: Актуализировать жизненно- музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой музыки; закрепить понимание учащимися таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Цели: развитие интереса к музыке классической и современной; воспитание осознанного восприятия музыкальных произведений.
I . Организационный момент.
II .Работа по теме урока.
Термин Музыкальная драматургия в полной мере относится к балету, опере, оперетте, мюзиклу, оратории, музыкальному кинофильму. Музыкальная драматургия связана с раскрытием музыкальных образов и раскрывает музыкальную характеристику инструментально- симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в особенности построения, развития, сопоставления по принципу сходства или различия- в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Одним из самых распространённых способов развития музыки является повторение, или повтор. В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчёркивают сказанное, придают ему новые оттенки. Так построены народные песни. Медленные, мягкие интонации колыбельной, имитируя покачивание, успокаивают, убаюкивают. Подвижные, кружащие интонации хороводной песни передают движение хоровода. Повторяющаяся куплет за куплетом мелодия протяжной лирической песни выражает глубину мысли, чувства, переживания, становится всё более развёрнутой, распетой.
Но бывает, что назойливые повторы можно сравнить со спором людей, которые постоянно приводят один и тот же аргумент. Тот, кто умеет всегда спорить, всегда развивает свои суждения, находя всё новые и новые доводы.
Слушание: р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки»
(выявление особенностей строения мелодии, развития)
Для создания убедительных образов в инструментально- симфонических произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и изменённое- варьирование (изменение). Это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно- танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и в симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.
В финале Симфонии №3 («Героической») Л.Бетховена часто звучат вариации на две простые темы. Композитор использует мелодию и опорные звуки сопровождения контрданса (деревенский танец). В финале Симфонии №4 П.Чайковского получает вариационное развитие р.н.п. «Во поле берёза стояла», которая ассоциируется с праздничными гуляниями.
Слушание: П.Чайковский-Финал Симфонии №4
Э.Григ- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные её фразы, интонации, называются разработкой. Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.
Секвенция (следование)- перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении. Этот способ создаёт ощущение движения. Вряд ли найдётся музыкальное произведение, в котором не была бы применена секвенция.
Слушание: Г Свиридов- «Романс» 3 класс
Имитация (подражание)- повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. Имитация часто используется в народном хоровом музицировании и является основным приёмом развития музыкальной мысли в различных формах полифонии, таких, как канон и фуга.
Слушание: А.Бородин квартет №2 «Ноктюрн»
III .Работа над песней «Синие сугробы» Слова и музыка Ады Якушевой.
Работа над точным интонированием, паузами, ритмическим рисунком, дыханием, текстом, фразировкой.
Д.З. Нарисовать приём варьирования «Дерево зимой, весной, летом, осенью».
Волкова И.А. Урок музыки в 7 классе. Критская.
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
СОДЕРЖАНИЕ темы: Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Цель: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание учащимися таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
формировать умение проводить интонационно-образный анализ музыки классической и современной;
воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.
Оборудование: ноутбук, мультимедийные проектор, экран, магнитофон, CD диск, портреты композиторов.
1 этап: организационный момент
Фоновый рисунок «Музыка»
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова встречаемся с миром прекрасного, завершая изучение курса «Музыка».
2 этап: повторение пройденного материала
Давайте вспомним основные разделы курса «Музыка», изученные нами в 5-6 классах.
«МУЗЫКА» предмет: учебники, название разделов.
В 5 классе мы знакомились с взаимодействием МУЗЫКИ с другими видами искусства: литературой и изобразительным искусством. Учились находить признаки их взаимопроникновения.
СЛУШАНИЕ: романс «Горные вершины» А. Варламов на стихи М. Лермонтова
СЛУШАНИЕ: «Весело на душе» фрагмент хоровой симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина
СЛУШАНИЕ: «Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки
Говоря о взаимодействии Музыки и Литературы, мы познакомились с понятием ПРОГРАММНАЯ музыка.
— Вспомните его? (ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – это музыкальное произведение, в основе которого лежит литературное произведение)
— Перечислите, известные вам примеры ПРОГРАММНОЙ музыки? (ответы обучающихся)
Изучая взаимодействие Музыки и Изобразительного искусства, мы сравнивали произведения музыкальные и произведения живописные, отмечали их СОЗВУЧИЕ.
НАПРИМЕР: самое известное произведение великого художника эпохи Возрождение Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» мы нашли созвучным трём музыкальным произведениям с одинаковым названием.
— Вспомните название этих произведений? («Аве Мария»)
— Назовите композиторов, написавших музыкальные произведения с таким названием? (Джулио Каччини, Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуберт)
СЛУШАНИЕ: «Аве Мария» Дж. Каччини
СЛУШАНИЕ: «Аве Мария» И. С. Бах
СЛУШАНИЕ: «Аве Мария» Ф. Шуберт
Именно эти произведения: музыкальные и живописное, позволили говорить нам о существовании МУЗЫКАЛЬНОЙ живописи и ЖИВОПИСНОЙ музыки.
— Вспомните эти понятия? (МУЗЫАЛЬНАЯ живопись – это живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. ЖИВОПИСНАЯ музыка – это музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину.)
— Приведите примеры музыкальной живописи и живописной музыки? (ответы обучающихся)
В 6 классе говорили о музыкальных образах.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ складывается из следующих составляющих:
• общественно-исторические условия создания;
Музыкальные образы бывают:
СЛУШАНИЕ: романс «Сирень» С. Рахманинова
СЛУШАНИЕ: «Орнамент» фрагмент симфонии «Фрески Софии киевской» В. Кикты
СЛУШАНИЕ: «Эгмонт» программная увертюра Л. Ван Бетховена
В 7 классе мы приступили к разговору о драматургии в музыке.
В первом полугодии мы говорили об «Особенностях драматургии сценической музыки».
Предлагаю вам вспомнить фрагменты музыкальных произведений, с которыми мы познакомились в 1 полугодии.
СЛУШАНИЕ: Хор половецких пленниц «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина
СЛУШАНИЕ: «Куплеты Лайфа Спортинга» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина
СЛУШАНИЕ: «Увертюра» к опере «Кармен» Ж. Бизе
СЛУШАНИЕ: Финальная ария Порги «Господи, я на твоём пути» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина
СЛУШАНИЕ: «Антракт» ко 2 действию оперы «Кармен» Ж. Бизе
3 этап: изучение нового материала
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». За 18 учебных часов мы изучим 7 тем, представленных на стр. 82-83 учебника и обобщим весь изученный материал, создав исследовательский проект на одну, из предложенных тем.
Тема нашего урока «Музыкальная драматургия – развитие музыки».
О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере. Балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др.
Таблица «Воплощение музыкальных образов»
Воплощение музыкальных образов
Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. Образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.
Сегодня мы закрепим знания об особенностях воплощения музыкальных образов в следующей таблице:
РАБОТА обучающихся в тетради.
Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие. Давайте поразмышляем над следующими вопросами:
— Что происходит с человеком на протяжении нескольких лет жизни?
— Меняются ли его жизненные пристрастия, музыкальные предпочтения?
— Как воспринимается одно и то же музыкальное проведение человеком на разных этапах его жизни?
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, м3узыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР.
В ПОВТОРАХ ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни. Вот один из самых известных примеров.
«Во поле берёза стояла» РНП (текст+ фонограмма)
ВАРЬИРОВАТЬ (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910)
ВАРЬИРОВАНИЕ – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.
На протяжении всего курса «Музыка» мы неоднократно встречались с примерами варьирования.
«Симфония №4» финал П. И. Чайковского
СЛУШАНИЕ: «Симфония №3» («Героическая») финал Л. Ван Бетховен
СЛУШАНИЕ: «Симфония №4» финал П. И. Чайковский
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ.
В разработке находят применение такие способы развития, как СЕКВЕНЦИЯ и ИМИТАЦИЯ.
СЕКВЕНЦИЯ и ИМИТАЦИЯ
(понятия + музыкальные примеры)
СЛУШАНИЕ: «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина (СЕКВЕНЦИЯ)
СЛУШАНИЕ: «Высокая месса» си минор И. С. Баха (ИМИТАЦИЯ)
Музыкальные образы могут воплощаться и по принципу РАЗЛИЧИЯ. Главной составляющей этого принципа является КОНТРАСТ.
КОНТРАСТ – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907)
— Перечислите известные вам КОНРАСТЫ музыкальной речи? (МЕЛОДИЯ – подъём, спад; РИТМ – двудольный, трёхдольный; ЛАД – мажор, минор, ТЕМП – быстры1й, медленный; РЕГИСТР – высокий, низкий, ДИНАМИКА – громко, тихо; ФАКТУРА – гармония, полифония, ЗВУКОВЕДЕНИЕ – легато, стаккато)
КОНТРАСТы музыкальной речи (примеры)
КОНТРАСТы музыкальной речи (примеры)
4 этап: домашнее задание
Закрепить полученные знания
5 этап: подведение итогов урока
Подведём итоги. Сегодня мы говорили о музыкальной драматургии, как главном развитии музыки.
— Вспомните понятие музыкальная драматургия? ( Это система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-театрального жанра (оперы, балета, оперетты и др.)
— По каким принципам воплощаются музыкальные образы в музыкальной драматургии? (принцип сходства и принцип различия)
— Перечислите составляющие обоих принципов? (ответы обучающихся)
— Какой вывод мы можем сделать по итогам работы на уроке? ( ВЫВОД: В основе музыкальной драматургии лежит развитие музыки. Закономерности музыкальной драматургии заключаются в особенностях воплощения музыкальных образов по принципу СХОДСТВА и РАЗЛИЧИЯ)
Спасибо за работу на уроке!
Что такое музыкальная драматургия 7 класс
О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др.
Однако термин музыкальная драматургия используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Одним из самых распространенных способов развития музыки является повторение , или повтор . В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчеркивают сказанное, придают ему новые оттенки.
Для создания убедительных образов в инструментально-симфонических произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и измененное — варьирование (слово «вариация» означает изменение). Это древнейший способ развития музыки, который прежде всего встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации.
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные ее фразы, интонации, называются разработкой . Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.
Рассмотрим для примера одну из пьес композитора Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».
Она не только воссоздает колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения.
События в повести Пушкина происходят в начале XIX в., в 1811 — 1812 годы, в период войны русского народа с армией Наполеона.
Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни действующих лиц повести («Венчание»).
Отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.
Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре — на эту музыку был поставлен балет.
. Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.
Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены. Буря не утихала.
Послушай пьесу «Тройка». Письменно ответь на вопросы:
1. дай музыкальную характеристику теме вступления и главной (первой) теме пьесы. Какие образы передает композитор в этой музыке?
2. Какими приемами развития Г. Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?
Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы — от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?
3. Какое известное тебе стихотворение А. Пушкина может послужить литературным аналогом этой пьесы?
Для более глубокого понимания музыки Георгия Свиридова из его Музыкальных иллюстраций посмотрите видео-урок об этом произведении композитора.
Определенная последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, «перенести» зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.