Что такое музыкальная драматургия в музыке 7 класс определение
Что такое музыкальная драматургия в музыке 7 класс определение
О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др.
Однако термин музыкальная драматургия используют и для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия — в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Одним из самых распространенных способов развития музыки является повторение , или повтор . В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчеркивают сказанное, придают ему новые оттенки.
Для создания убедительных образов в инструментально-симфонических произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и измененное — варьирование (слово «вариация» означает изменение). Это древнейший способ развития музыки, который прежде всего встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации.
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные ее фразы, интонации, называются разработкой . Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.
Рассмотрим для примера одну из пьес композитора Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».
Она не только воссоздает колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения.
События в повести Пушкина происходят в начале XIX в., в 1811 — 1812 годы, в период войны русского народа с армией Наполеона.
Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни действующих лиц повести («Венчание»).
Отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение.
Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре — на эту музыку был поставлен балет.
. Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.
Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены. Буря не утихала.
Послушай пьесу «Тройка». Письменно ответь на вопросы:
1. дай музыкальную характеристику теме вступления и главной (первой) теме пьесы. Какие образы передает композитор в этой музыке?
2. Какими приемами развития Г. Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?
Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы — от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?
3. Какое известное тебе стихотворение А. Пушкина может послужить литературным аналогом этой пьесы?
Для более глубокого понимания музыки Георгия Свиридова из его Музыкальных иллюстраций посмотрите видео-урок об этом произведении композитора.
Определенная последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, «перенести» зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.
Цель: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание учащимися таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
формировать умение проводить интонационно-образный анализ музыки классической и современной;
воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.
Оборудование: ноутбук, мультимедийные проектор, экран, магнитофон, CD диск, портреты композиторов.
Проверка по журналу.
Беседа о каникулах.
Введение в тему урока:
Мы с вами прошли в прошлом полугодии тему «Особенности драматургии сценической музыки», и знакомились с произведениями, которые ставятся на подмостках театра оперы и балета, мы характеризовали музыку по средствам музыкальной выразительности.
Вспомните, что такое средства музыкальной выразительности? Средства, с помощью которых мы характеризуем музыку
Перечислите, что туда входи? Темп, тембр, ритм, лад, динамика, мелодия, регистр.
Посмотрите на портреты композиторов и попытайтесь назвать их фамилии (Моцарт, Шуберт, Бах, Бетховен, Гершвин, Бизе, Уеббер, Рахманинов)
Давайте с вами вспомним, какие вы знаете жанры в музыке и слова связанные с театром, для этого нам поможет кроссворд
«В музыкальных театрах мира»
Молодцы, все угадали. Все эти жанры, мы отнесем к вокальной музыке, музыку, которую можно исполнить голосом и разыграть действие.
Со второго полугодия мы с вами будем говорить о инструментальной музыке и тех, произведениях, которые нельзя разыграть на сцене, это – сонаты, симфонии, пьесы, этюды и так далее.
Давайте с вами немного вспомним:
В 5 классе мы знакомились с взаимодействием МУЗЫКИ с другими видами искусства: литературой и изобразительным искусством.
Говоря о взаимодействии Музыки и Литературы, мы познакомились с понятием ПРОГРАММНАЯ музыка.
Вспомните его? (ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – это музыкальное произведение, в основе которого лежит литературное произведение)
Перечислите, известные вам примеры ПРОГРАММНОЙ музыки? Кикимора – Лядов
Что потеряла бы музыка, если бы не было слов? Все вокальные жанры – оперы, романсы, песни…
Изучая взаимодействие Музыки и Изобразительного искусства, мы сравнивали произведения музыкальные и произведения живописные, отмечали их СОЗВУЧИЕ.
НАПРИМЕР: самое известное произведение великого художника эпохи Возрождение Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» мы нашли созвучным трём музыкальным произведениям с одинаковым названием.
Вспомните название этих произведений? («Аве Мария»)
Назовите композиторов, написавших музыкальные произведения с таким названием? (Джулио Каччини, Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуберт)
Именно эти произведения: музыкальные и живописное, позволили говорить нам о существовании МУЗЫКАЛЬНОЙ живописи и ЖИВОПИСНОЙ музыки.
Вспомните эти понятия? (МУЗЫАЛЬНАЯ живопись – это живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. ЖИВОПИСНАЯ музыка – это музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину.)
В 6 классе говорили о музыкальных образах.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ складывается из следующих составляющих:
• общественно-исторические условия создания;
Музыкальные образы бывают:
В 7 классе мы приступили к разговору о драматургии в музыке.
В первом полугодии мы говорили об «Особенностях драматургии сценической музыки».
Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Тема нашего урока «Музыкальная драматургия – развитие музыки».
О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере. Балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др.
Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. Образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.
Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие. Давайте поразмышляем над следующими вопросами:
Что происходит с человеком на протяжении нескольких лет жизни?
Меняются ли его жизненные пристрастия, музыкальные предпочтения?
Как воспринимается одно и то же музыкальное проведение человеком на разных этапах его жизни?
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии.
Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР
В ПОВТОРАХ ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни. Вот один из самых известных примеров.
Слушаем и поем: «Во поле берёза стояла» РНП (текст + фонограмма)
ВАРЬИРОВАТЬ (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию.
ВАРЬИРОВАНИЕ – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.
На протяжении всего курса «Музыка» мы неоднократно встречались с примерами варьирования.
В финали Симфонии №4 Чайковского в 4 части получает варьирование р.н.п., которая ассоциируется с праздником и весельем.
Слушаем 4 часть «Симфония №4» финал П. И. Чайковского Финал
Что за русская народная песня звучала? Во поле березка стояла
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ.
В разработке находят применение такие способы развития, как СЕКВЕНЦИЯ и ИМИТАЦИЯ.
Простейший пример сиквенции:
Одна и та же фраза, отличающаяся друг от друга по высоте.
что такое Музыкальная драматургия. срочно пожалуйста точный ответ
Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.
Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Музыкальные образы в музыкальной драматургии воплощаются по принципу сходства и принципу различия.
Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.
Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие.
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Музыкальные образы в музыкальной драматургии воплощаются по принципу сходства и принципу различия.
Конспект урока по музыке Тема: «Музыкальная драматургия» (7 класс)
Поурочный план по музыке 7 класс учитель Толкачёва Е.Ю.
Тема: «Музыкальная драматургия»
Цель урока: «Знакомство с увертюрой. Разбор экспозиции увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила» Как основные темы взаимодействуют»
Фонохрестоматия 7 класс.
Репродукция картины к опере «Руслан и Людмила»
Портрет М. И. Глинки
Организационный момент (2 мин.)
Беседа по пройденному материалу (5 мин.)
За время наших занятий мы слушали и использовали очень разную музыку многих композиторов. Мы стремились определить жизненное содержание и форму построения нового произведения, установить их внутреннюю связь.
? Что такое музыкальный образ.
Мы разбирали разные типы музыкальных образов. Во II полугодии мы продолжим знакомство с произведениями, в которых несколько образов контрастируют друг с другом, даже противоречат друг другу, и развитие их представляет собой иногда напряжённую борьбу, т. е. сосредоточим внимание на том, что называется музыкальной драматургией.
Увертюра к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила»
Объяснить и записать в музыкальный словарик определение увертюры. Это широко развёрнутая вступительная музыка к опере, балету, к/ф, драматическому спектаклю. Но это может быть музыка вполне самостоятельная, чаще всего с каким-либо программным названием.
Форма построения увертюры
Экспозиция (показ основных тем оперы)
Тема вступления: (прослушать и охарактеризовать)
Громкие аккорды всего оркестра в остром ритме и
словно подстёгиваемые или вихревые гаммаобразные
Вспомнить сюжет сказки.
Главная тема (слушание)
(образ света, радости, богатырской удали)
Побочная тема (певучая, нежная, напевная)
образ и тема любви Руслана к Людмиле.
Внимательно вслушаться и определить солирующие музыкальные инструменты.
Вывод: на этом уроке мы узнали, что такое увертюра и разобрали темы экспозиции. Образ Руслана и его Любви к Людмиле.
Струве «Школьный корабль»
Прослушать и обсудить о чём эта песня.
Разучивание 1 куплета.
Домашнее задание: Перечислить – какие ещё произведения сочинил М. И. Глинка. Знать темы экспозиции и что такое увертюра.
Поурочный план по музыке 7 класс учитель Толкачёва Е.Ю. III четверть
Тема: «Музыкальная драматургия»
Цель урока: «Знакомство с музыкой венгерского композитора Ф. Листа»
Фонохрестоматия 7 класс.
Портрет Ф. Листа (1811 – 1886).
Хрестоматия 7 класс.
Организационный момент (2 мин.)
Повторение пройденного (5 мин.)
Назвать тему III четверти.
Что такое увертюра?
Привести пример увертюр к операм и назвать автора.
Новый материал (15 мин.)
Ф. Лист «Венгерская рапсодия» №2
1) На этом уроке вы услышите музыку ещё незнакомого вам крупнейшего венгерского композитора – Ференца Листа.
Ф. Лист был основоположником новой музыки в Венгрии, как Глинка – в России, Шопен – в Польше, Григ – в Норвегии.
Лист был не только выдающимся композитором, но и дирижёром, и гениальным пианистом.
Вся его музыка пронизана народной венгерской песенностью и танцевальностью.
2) Рассказать ребятам об огромной любви к людям Листа.
Лист всегда сочувствовал и помогал простым людям.
Он организовал в Будапеште высший класс фортепианной игры в «Музыкальной академии» (уроки давал бесплатно)
3) Наиболее открыто и ярко связь Листа с народной музыкой проявляет себя в 19 его «Венгерских рапсодиях»
Рапсодия строится обычно в свободной форме, включающей несколько народных мелодий и, соответственно, несколько частей.
II рапсодия – это сочная, многокрасочная сцена из народной жизни.
Новшество Листа – выведение фортепиано в большой концертный зал.
Вторая рапсодия состоит из 3-х частей:
После короткого, сдержанного вступления мы услышим очень серьёзную, сосредоточенную, медленную мелодию песенного характера I части.
II часть – оживлённая, танцевальная мелодия.
III часть – огненная бурная пляска (музыка венгерских цыган)
После прослушивания ответить:
? Сколько образов в это произведении.
Работа над песней (15 мин.)
Соблюдение пунктирного ритма в песне.
Исполнение на оценку. Вывод урока: На примере II рапсодии мы узнали о новшестве венгерского композитора Ф. Листа.
Домашнее задание: Реферат о творчестве Ф. Листа
Конспект урока музыки в 7 классе «Музыкальная драматургия- развитие музыки» (7 класс)
План урока музыки по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Тема: Музыкальная драматургия- развитие музыки.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок- лекция).
Задача: Актуализировать жизненно- музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой музыки; закрепить понимание учащимися таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Цели: развитие интереса к музыке классической и современной; воспитание осознанного восприятия музыкальных произведений.
I . Организационный момент.
II .Работа по теме урока.
Термин Музыкальная драматургия в полной мере относится к балету, опере, оперетте, мюзиклу, оратории, музыкальному кинофильму. Музыкальная драматургия связана с раскрытием музыкальных образов и раскрывает музыкальную характеристику инструментально- симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в особенности построения, развития, сопоставления по принципу сходства или различия- в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Одним из самых распространённых способов развития музыки является повторение, или повтор. В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчёркивают сказанное, придают ему новые оттенки. Так построены народные песни. Медленные, мягкие интонации колыбельной, имитируя покачивание, успокаивают, убаюкивают. Подвижные, кружащие интонации хороводной песни передают движение хоровода. Повторяющаяся куплет за куплетом мелодия протяжной лирической песни выражает глубину мысли, чувства, переживания, становится всё более развёрнутой, распетой.
Но бывает, что назойливые повторы можно сравнить со спором людей, которые постоянно приводят один и тот же аргумент. Тот, кто умеет всегда спорить, всегда развивает свои суждения, находя всё новые и новые доводы.
Слушание: р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки»
(выявление особенностей строения мелодии, развития)
Для создания убедительных образов в инструментально- симфонических произведениях композиторы применяют не только буквальное, точное повторение, но и изменённое- варьирование (изменение). Это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно- танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и в симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.
В финале Симфонии №3 («Героической») Л.Бетховена часто звучат вариации на две простые темы. Композитор использует мелодию и опорные звуки сопровождения контрданса (деревенский танец). В финале Симфонии №4 П.Чайковского получает вариационное развитие р.н.п. «Во поле берёза стояла», которая ассоциируется с праздничными гуляниями.
Слушание: П.Чайковский-Финал Симфонии №4
Э.Григ- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные её фразы, интонации, называются разработкой. Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.
Секвенция (следование)- перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении. Этот способ создаёт ощущение движения. Вряд ли найдётся музыкальное произведение, в котором не была бы применена секвенция.
Слушание: Г Свиридов- «Романс» 3 класс
Имитация (подражание)- повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. Имитация часто используется в народном хоровом музицировании и является основным приёмом развития музыкальной мысли в различных формах полифонии, таких, как канон и фуга.
Слушание: А.Бородин квартет №2 «Ноктюрн»
III .Работа над песней «Синие сугробы» Слова и музыка Ады Якушевой.
Работа над точным интонированием, паузами, ритмическим рисунком, дыханием, текстом, фразировкой.
Д.З. Нарисовать приём варьирования «Дерево зимой, весной, летом, осенью».