Что такое музыкальная живопись

Урок музыки в 5-м классе «Живописная музыка и музыкальная живопись»

Разделы: Музыка

Ход урока

Тему урока вы сегодня узнаете не со всем обычным способом. Для того чтобы узнать слово вам необходимо набрать указанный номер.
Перед вами часть темы, которая вам должна быть понятна – живописная музыка.

А что значит живописная музыка? (примеры с прошлого урока)

Живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины.

Итак, тема нашего урока – «Музыкальная живопись и живописная музыка».

— Как вы думаете, что такое музыкальная живопись?

Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.

(если дети затрудняются ответить на эти вопросы, то можно предложить найти ответ в конце урока).

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями, рисующими образ. А вот какой вы определите после прослушивания небольшого текста.

«Могучее. Велико, беспредельно. Безмерно. Целое небо обнимает тебя, а ты, полно величия, дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет конца твоей мощи… Ночью смотрит на тебя полмира, далёкие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд…»

Эти строки принадлежат литовскому композитору и художнику Микалоюсу Чюрлёнису.

Размышляя о творчестве М.Чюрлёниса мы будем использовать следующие термины: триптих, цветовая гамма, звуковая палитра, соната.

М.Чюрленис прожил короткую жизнь, 35 лет. В своем творчестве он стремился воплотить идею синтеза искусств. Живописные полотна Чюрлениса относятся к направлению Символизм. Это направление в искусстве начала 20 века, для которого характерны недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Что такое символ?

Это знак, который содержит скрытый смысл. Примеры символов: весы – символ правосудия, крест – символ христианства, змея и чаша – медицина. Мы сегодня встретимся с его картинам, в которых он хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки. Многие свои картины он строил по законам музыкальной гармонии. Так он их и назвал соната, фуга… Посмотрите картины Чюрлёниса. Что вы видите? Пред вами Триптих М.Чюрлёниса «Соната моря». Давайте попробуем раскрыть духовное содержание этих картин.

1. Здесь мы видим побережье с высоты птичьего полёта. Видна мелкая сеть волн, берег, дальние холмы. Плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой на фоне. Закройте глаза – и представьте себя совсем маленьким, величиной с ваши ладошки. Посадите себя – маленького на ладонь. А теперь поднесите себя крошку к первой картине и войдите в неё. Вдохните запах солёной воды, потрогайте волны, послушайте их лёгкий звон. Как вы себя чувствуете в этой картине? Могли бы вы зайти вглубь этой спокойной воды? Но пока остановимся и выйдем на сушу…

2. Вторая – глазами человека, который зашёл по колено в воду. Здесь тишина. Светлая печаль, воспоминания о чём то прекрасном, но ушедшем, потонувшем в глубине морских вод. Печаль эта светится двумя огоньками. А теперь посмотрим вниз, на затонувший город. Рука с корабликом…Рука поддерживает, оберегает, вселяет доверие и покой. Осторожно выплывем, покинем картину…

3. Третья картина для самых смелых. Да, это море, но оно не плещется, а обрушивает силу волны которая может уничтожить эти четыре пляшущих кораблика. А может быть они спасутся и на новой такой же волне вновь продолжат свой веселый танец…Не входите слишком глубоко. Встаньте перед огромными волнами, послушайте штормовой гул, ощутите холодные брызги… А теперь вернитесь.

Немного отойдём назад – и ещё раз вглядимся.

— Что же хотел сказать художник в своем триптихе «Соната моря»? Каково её духовное содержание? (О жизни человека, о трудностях, с которыми сталкивается человек).

Художник поднимает важный вопрос: как спастись в этой жизни, которую символизирует море? Художник задает вопрос: а не поглотит ли меня пучина жизни? Это наглядно видно в финале картины: Инициалы Чюрлениса среди морских волн.

Вас, наверное, удивляет, почему море нарисовано жёлтым? На этот вопрос литовцы вам ответили бы так: «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».

(можно показать янтарь)

Может быть, к ответу на наш вопрос приблизит музыка Чюрлениса, его симфоническая поэма «Море». Композитор описывает море очень поэтично.

Чюрлёнис всю жизнь любил море. С темой моря связаны не только его полотна, но и музыка.

— Сейчас мы её послушаем. Ваша задача расположить эти картины по порядку так, чтобы они подходили к характеру музыки.

— Объясните, почему вы разложили рисунки в таком порядке.

Вот один из примеров живописности симфонической поэмы «Море» и поэтичности живописных полотен «Сонаты моря».

Ребята, есть ли среди вас, мечтающих стать моряком? А вот люди, живущие на море, всегда мечтают стать моряками. И даже девочки. Хотя говорят, что женщинам на корабле не место. О такой мечте одной из героинь рассказывается в фильме «Свистать всех наверх».

— Посмотрите фрагмент и послушайте песню «Ты слышишь, море».

— Разучивание припева, исполнение под фонограмму.

Учитель: Море может быть тихим, безмятежным, спокойным. А может грозным и бушующем. (Показ слайдов с картинами моря)

Что такое музыкальная живопись. Смотреть фото Что такое музыкальная живопись. Смотреть картинку Что такое музыкальная живопись. Картинка про Что такое музыкальная живопись. Фото Что такое музыкальная живопись

Разные состояния моря нашли своё звуковое выражение и в музыкальных произведениях. И сейчас я предлагаю вам стать художниками и нарисовать море с помощью цветных карандашей таким, каким вы его услышите.

СЛ: Н. Римский-Корсаков «Океан море синее» вступление к опере «Садко».

Задание группам.

Выберите художника (+ помощника), которые будут рисовать: настроение моря, цвет, волнение, масштаб.

А остальные участники команды должны выразить музыкальную картину моря подходящими словами, чтобы описать его настроение. Художники используют цветовую гамму и линию волнения моря.

Остальные – музыкальную палитру и словарь музыкальных эмоций.

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Окиан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. темная, серо-синеватая окраска.

— Объясните, почему вы нарисовали море таким. Какие слова подобрали слушатели?

Посмотрите на картины и подберите одно из них, подходящее к музыки.

А почему вы не выбрали картина Николая Дубовского «Морской пейзаж»? Тишиной, спокойствием веет от этой картины. Море ещё неподвижно, но лёгкий ветерок уже играет парусами, надувает их и заставляет скользить по морской глади. Кричат чайки, носятся над безбрежной водяной гладью. Море шумит, накатываясь на берег. Художник постарался передать нам своё настроение, использовал не звуки, а краски

Перед вами картина И. Айвазовского «Среди волн». Я предлагаю окунуться в его морские воды и отправимся в загадочную подводную стихию. А поможет в этом.

Андрей Петров – известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия». Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром. А.Петров нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

Наша встреча с морем подошла к концу.

И чтобы привести всё в порядок я предлагаю сыграть в игру «Найди своего автора». (проводится игра)

Так что же такое музыкальная живопись?

Что такое музыкальная живопись. Смотреть фото Что такое музыкальная живопись. Смотреть картинку Что такое музыкальная живопись. Картинка про Что такое музыкальная живопись. Фото Что такое музыкальная живопись

Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь поэтическим чувством, что его трудно передать словами, можно только такой же поэтической мелодией.

Д/З. Получилась у нас встреча с МОРЕМ? А что бы узнать какое впечатление оно оставила я предлагаю нарисовать дома в тетради свою картину моря. А чтобы настроить вас на творчество я хочу закончить урок стихотворением «Я рисую море».

Источник

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Музыкальная живопись и живописная музыка

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— знакомство с понятиями музыкальной живописи и живописной музыки;

— анализ живописной музыки разных эпох;

— формирование представления о взаимовлиянии различных видов искусства.

Мотив – 1). Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из нескольких звуков с одним логическим акцентом. 2). Напев, мелодия.

Пейзаж – жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Квинтет – музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

Вариации – музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.

1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с. – ISBN 978-5-09-071651-2.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов оставил в своём дневнике такую запись: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски. Я импровизирую. Мечты мои всегда впереди. Они мне создают целые симфонии. Мои помыслы – краски, мои краски – напевы. «

Даже для названий своих картин он использовал музыкальные термины: мотив, гармония, песнь.

У слова «мотив» есть несколько значений. Это и простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из нескольких звуков с одним логическим акцентом, и просто напев или мелодия.

Картины Борисова-Мусатова передают ощущение покоя и тишины, уравновешенности и спокойствия. При этом, кажется, что они не статичны, как живопись, а имеют какое-то движение, наполненность, свойственные музыке.

Обратимся к пейзажу, созданному поэтом Константином Бальмонтом и композитором Сергеем Рахманиновым.

Спокойствия и умиротворения полно их общее творение – романс «Островок». К нему можно применить термин: «музыкальный пейзаж», «музыкальная живопись». Благодаря музыке, мы живо представляем и зелёные уклоны островка, и венок густых трав, цветы, плеск волн и ветерок.

Пейзажем называют жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Ещё один романс Рахманинова «Вешние воды» на стихи Фёдора Тютчева рисует нам совсем другую картину: торжественную, праздничную, взволнованную, динамичную.

«Островок» и «Вешние воды» два совершенно разных пейзажа созданных одним и тем же композитором. Рахманинов выбрал различные средства выразительности, что больше всего заметно в аккомпанементе.

В «Островке» мы слышим ровное и плавное движение вокальной партии и скупое фортепианное сопровождение.

В романсе «Вешние воды» аккомпанемент, наоборот, очень активный: пассажи с призывными интонациями.

Не только вокальная музыка Сергея Рахманинова живописна. Передать картинные образы ему удаётся и в инструментальной музыке. Пример –прелюдия соль-диез минор. К этой музыке как нельзя лучше подходят пушкинские строки:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

В музыке мы слышим имитацию колокольного звучание, и будто видим русские зимние просторы и приближающуюся тройку лошадей.

Также большое значение аккомпанементу в вокальной музыке придавал Франц Шуберт.

Музыка этого композитора-романтика очень изобразительна.

Хорошо известна его баллада «Лесной царь», где он с помощью аккомпанемента имитировал цокот лошадиных копыт. А в песне «Шарманка» изобразил заунывное звучание этого инструмента.

Благодаря Шуберту песня перестала быть несерьёзным жанром и приобрела значительное место в музыке, наряду с симфонией или сонатой.

Одна из самых известных песен Шуберта «Форель». Она стала настолько популярной, что композитор впоследствии сочинил квинтет, который стал называться «Фореллен-квинтет».

Квинтет – это музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

В квинтете финальная часть представляет собой вариации на тему песни. Состав квинта: фортепиано и струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Вариации – это музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.

Как мы видим на примере творчества художника Борисова-Мусатова, и композиторов Сергея Рахманинова и Франца Шуберта, живопись бывает очень музыкальной, а музыка живописной. Статичные картины приобретают, благодаря средствам выразительности, движение присущее музыке, поэтическое настроение, музыкальный характер. В то же самое время и музыка живописует пейзажи и портреты с помощью средств музыкальной выразительности.

Искусство редко существует в чистом виде. Одни из них сплетаются в клубок в синтетических видах искусства: театре или кинематографе. Другие взаимно проникают друг в друга. Музыканты и художники пользуются одинаковой терминологией. И к музыке, и к живописи применяются понятия композиции, ритмического рисунка, линии. В музыке говорят – звуковая палитра; в живописи – цветовая гамма.

Художников вдохновляет музыка, а композиторы сочиняют, посетив выставку или познакомившись с архитектурной достопримечательностью.

Современные технологии позволяют совместить произведения мировых художников с музыкальными произведениями. Так рождаются уникальные мультимедийные выставки известных художников.

Самым известным примером влияния живописи на композитора – является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского. Этот цикл был написан в память о друге, художнике Викторе Гартмане. Можно сказать, что Мусоргский «озвучил» то, что видел на выставке. Всего в цикле 10 пьес. Это лишь малая часть из представленных на посмертной выставке работ художника.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№1. Подчеркните романсы С. Рахманинова:

Варианты ответов:«Вешние воды; «Жаворонок»; «Островок»; «Очи чёрные»

На уроке были продемонстрированы фрагменты романсов С. Рахманинова «Вешние воды» и «Островок», противопоставлялись эти два разных по характеру произведения. Романс «Жаворонок» написал М. И. Глинка, романс «Очи чёрные» написал Ф. Германом и А. Феррарис, творчество которых на уроке не проходили.

№2. Какое произведение С. Рахманинова создаёт образ русских зимних просторов и мчащейся тройки лошадей?

Варианты ответа: романс «Островок»; романс «Вешние воды»; прелюдия соль-диез минор.

Подсказка для учащихся заключается в говорящих названиях романсов. В одном из них рассказывается о небольшом острове («Островок»), во втором о весне («Вешние воды»). Музыка прелюдии соль-диез минор подробно разбиралась на уроке. Она действительно, с помощью средств музыкальной выразительности, рисует образ русских зимних просторов и мчащейся тройки лошадей.

Источник

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Музыкальная живопись и живописная музыка

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— знакомство с понятиями музыкальной живописи и живописной музыки;

— анализ живописной музыки разных эпох;

— формирование представления о взаимовлиянии различных видов искусства.

Мотив – 1). Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из нескольких звуков с одним логическим акцентом. 2). Напев, мелодия.

Пейзаж – жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Квинтет – музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

Вариации – музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.

1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с. – ISBN 978-5-09-071651-2.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов оставил в своём дневнике такую запись: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски. Я импровизирую. Мечты мои всегда впереди. Они мне создают целые симфонии. Мои помыслы – краски, мои краски – напевы. «

Даже для названий своих картин он использовал музыкальные термины: мотив, гармония, песнь.

У слова «мотив» есть несколько значений. Это и простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из нескольких звуков с одним логическим акцентом, и просто напев или мелодия.

Картины Борисова-Мусатова передают ощущение покоя и тишины, уравновешенности и спокойствия. При этом, кажется, что они не статичны, как живопись, а имеют какое-то движение, наполненность, свойственные музыке.

Обратимся к пейзажу, созданному поэтом Константином Бальмонтом и композитором Сергеем Рахманиновым.

Спокойствия и умиротворения полно их общее творение – романс «Островок». К нему можно применить термин: «музыкальный пейзаж», «музыкальная живопись». Благодаря музыке, мы живо представляем и зелёные уклоны островка, и венок густых трав, цветы, плеск волн и ветерок.

Пейзажем называют жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Ещё один романс Рахманинова «Вешние воды» на стихи Фёдора Тютчева рисует нам совсем другую картину: торжественную, праздничную, взволнованную, динамичную.

«Островок» и «Вешние воды» два совершенно разных пейзажа созданных одним и тем же композитором. Рахманинов выбрал различные средства выразительности, что больше всего заметно в аккомпанементе.

В «Островке» мы слышим ровное и плавное движение вокальной партии и скупое фортепианное сопровождение.

В романсе «Вешние воды» аккомпанемент, наоборот, очень активный: пассажи с призывными интонациями.

Не только вокальная музыка Сергея Рахманинова живописна. Передать картинные образы ему удаётся и в инструментальной музыке. Пример –прелюдия соль-диез минор. К этой музыке как нельзя лучше подходят пушкинские строки:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

В музыке мы слышим имитацию колокольного звучание, и будто видим русские зимние просторы и приближающуюся тройку лошадей.

Также большое значение аккомпанементу в вокальной музыке придавал Франц Шуберт.

Музыка этого композитора-романтика очень изобразительна.

Хорошо известна его баллада «Лесной царь», где он с помощью аккомпанемента имитировал цокот лошадиных копыт. А в песне «Шарманка» изобразил заунывное звучание этого инструмента.

Благодаря Шуберту песня перестала быть несерьёзным жанром и приобрела значительное место в музыке, наряду с симфонией или сонатой.

Одна из самых известных песен Шуберта «Форель». Она стала настолько популярной, что композитор впоследствии сочинил квинтет, который стал называться «Фореллен-квинтет».

Квинтет – это музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

В квинтете финальная часть представляет собой вариации на тему песни. Состав квинта: фортепиано и струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Вариации – это музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.

Как мы видим на примере творчества художника Борисова-Мусатова, и композиторов Сергея Рахманинова и Франца Шуберта, живопись бывает очень музыкальной, а музыка живописной. Статичные картины приобретают, благодаря средствам выразительности, движение присущее музыке, поэтическое настроение, музыкальный характер. В то же самое время и музыка живописует пейзажи и портреты с помощью средств музыкальной выразительности.

Искусство редко существует в чистом виде. Одни из них сплетаются в клубок в синтетических видах искусства: театре или кинематографе. Другие взаимно проникают друг в друга. Музыканты и художники пользуются одинаковой терминологией. И к музыке, и к живописи применяются понятия композиции, ритмического рисунка, линии. В музыке говорят – звуковая палитра; в живописи – цветовая гамма.

Художников вдохновляет музыка, а композиторы сочиняют, посетив выставку или познакомившись с архитектурной достопримечательностью.

Современные технологии позволяют совместить произведения мировых художников с музыкальными произведениями. Так рождаются уникальные мультимедийные выставки известных художников.

Самым известным примером влияния живописи на композитора – является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского. Этот цикл был написан в память о друге, художнике Викторе Гартмане. Можно сказать, что Мусоргский «озвучил» то, что видел на выставке. Всего в цикле 10 пьес. Это лишь малая часть из представленных на посмертной выставке работ художника.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№1. Подчеркните романсы С. Рахманинова:

Варианты ответов:«Вешние воды; «Жаворонок»; «Островок»; «Очи чёрные»

На уроке были продемонстрированы фрагменты романсов С. Рахманинова «Вешние воды» и «Островок», противопоставлялись эти два разных по характеру произведения. Романс «Жаворонок» написал М. И. Глинка, романс «Очи чёрные» написал Ф. Германом и А. Феррарис, творчество которых на уроке не проходили.

№2. Какое произведение С. Рахманинова создаёт образ русских зимних просторов и мчащейся тройки лошадей?

Варианты ответа: романс «Островок»; романс «Вешние воды»; прелюдия соль-диез минор.

Подсказка для учащихся заключается в говорящих названиях романсов. В одном из них рассказывается о небольшом острове («Островок»), во втором о весне («Вешние воды»). Музыка прелюдии соль-диез минор подробно разбиралась на уроке. Она действительно, с помощью средств музыкальной выразительности, рисует образ русских зимних просторов и мчащейся тройки лошадей.

Источник

Музыкальная живопись и живописная музыка

Урок музыки в 5 классе

«Музыкальная живопись и живописная музыка»

Урок подготовлен учителем музыки

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ с.Улу-Теляк им.Валерия Лесунова

Куцан Зульфией Мухарямовной

Тема: Музыкальная живопись и живописная музыка

образовательные – показать многостороннюю связь между двумя видами искусств (музыка и живопись).

развивающие – развитие вокально-хоровых навыков на примере исполнения песни « яЯ рисую детство»; развитие «внутреннего зрения», «внутреннего переинтонирования»; развитие умения анализировать поэзию с точки зрения её музыкальности и цветописи;

— сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и изобразительного искусства;
— научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов, учиться петь в ансамбле с товарищами, познакомиться с композиторами классиками;
— развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений, развить певческие (вокальные) навыки в процессе вокально-хоровой работы;
— на основе эмоционального восприятия образцов классических произведений искусства воспитать чувство любви к природе, искусству. Воспитывать интерес к национальной музыкальной культуре.

-Воспитание патриотических чувств, и чувства гордости за свою Родину.

-рассказывать о музыке:

-аргументированно отвечать на вопросы.

-вокализировать,анализировать музыкальные произведения;

-внимательно слушать и воспринимать материал;

— личностное освоение содержания музыкального образа на основе ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;

— усвоение терминов и понятий музыкального и художественного языка на основе выявления их общности и различий;

— сформировать наглядно-образное представление музыкального текста;

— совершенствуется техника работы гуашью;

— развитие творческого воображения;

— совершенствуется умение петь в хоре.

Презентация по теме урока;

Музыкальные произведения М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»;Х.Ф.Ахметов «Утро Урала»;,А.Ермолов « Я рисую детство»

Приветствие детей (попевка) «Здравствуйте, ребята!»

Исполнение попевки в 3-х вариантах:

а) вокализом с закрытым ртом (использование головного регистра, правильное звукообразование, постановка певческого дыхания);

б) вокализом на различные гласные: «У», «О», «А» (работа над артикуляцией, разогрев лицевых мускулов, динамическое развитие);

в) пение со словами (проговаривание на едином дыхании с упором на твердые согласные для активизации языковой мышцы).

РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ « Я рисую детство»

Работа над первым куплетом;

Отработка чистоты интонирования;

Пение по фразам. Выразительность исполнения.

Разучивание второго куплета;

Работа над текстом.

БЕСЕДА ПО ТЕМЕ «ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.

С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?

Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?

..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.

Звучит произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».

5 .БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.

Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)

Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? ( весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)

Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)

Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?

«Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть еще не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которого он добавил к своей музыки две очень тонкие изобразительные подробности… сперва коротенькие. Пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола. Возвещающие о начале утреннего богослужения…»

Согласны ли мы с вами с этим утверждением?

Увидели ли мы туже картину, что и Д.Б.Кабалевский в этой музыке?

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев. Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.

Всмотритесь в картины известных художников (В.Д.Поленов «Московский дворик». К.Моне «Впечатление»):

Какими словами можно передать настроение этих полотен?

Какая из картин созвучна настроению и характеру музыки М.П.Мусоргского?

Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция?

Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленных художников?

Как вы понимаете высказывание: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу. Не великий художник, не исключительный поэт?»

Стихотворение с движениями

— Наши красные цветки

( плавно поднимают руки вверх, раскрывая ладони )

— Ветерок чуть дышит,

( качают руками вправо-влево )

— Наши красные цветки

( соединили ладони, присели )

( качают головой вправо-влево )

6. ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

Звучит музыка. Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света утра. Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола.

А какая она по характеру средняя часть этого произведения?

Как вы считаете, сколько частей в этом произведении?

В своём творчестве башкирские композиторы прославляли и прославляют красоту родного края. К природе Башкирии постоянно обращался в своём творчестве один из первых композиторов – Хусаин Файзуллович Ахметов.

— Сегодня мы послушаем фрагмент из произведения Х.Ф. Ахметова “Утро Урала”

— Определите, к какому жанру мы отнесём это произведение? Но сейчас мы будем не только внимательными слушателями, но и художниками одновременно. Закройте, пожалуйста, глаза и слушая прекрасную музыку Х. Ахметова, представьте, какой рисунок вы бы нарисовали к этому произведению.

8. Слушание-фрагмент “Утро Урала” Х. Ахметова в исполнении ансамбля скрипачей на фоне фильма “Природа Башкортостана”.

— Какие инструменты только что звучали? (Скрипки)

— Какой рисунок вы мысленно нарисовали? (Ответы детей)

— Действительно, как красиво в звуках изобразил Х.Ф. Ахметов красоту нашего края.

В произведениях ХусаинаАхметова четко улавливается взаимосвязь искусства, природы и человека. Напевы народных песен, образ природы, связь настоящего, прошлого связывает нас с образом Родины Это образ многогранен не только в произведении « Утро Урала», но и полностью в творчестве Хусаина Ахметова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *