Что такое музыкальное время
Длительности нот в музыке: как они пишутся, как их чувствовать и считать?
Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительности нот – это тема нашего сегодняшнего разговора.
Вы, наверное, замечали, что ноты не только пишутся на разных линейках нотного стана, но еще и по-разному выглядят? Одни почему-то закрашенные и с хвостами, другие – без хвостов, третьи вообще внутри пустые. Это и есть различные длительности.
Основные длительности нот
Сначала мы предложим вам просто рассмотреть все часто встречающиеся в музыке длительности и запомнить их названия, а чуть позже разберемся с их значением в музыкальном ритме и с тем, как их чувствовать.
Основных длительностей не так уж и много. Это:
ЦЕЛАЯ – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный. В музыкальных кругах целые ноты любят обзывать «картошками».
ПОЛОВИННАЯ – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Например, если целую ноту держать 4 секунды, то половинную – всего 2 секунды (все эти секунды сейчас чисто условные единицы, чтобы вы только лишь поняли принцип). Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка (картошка) у нее не такая жирная, а еще у нее имеется палочка (правильно говорить – штиль).
ЧЕТВЕРТНАЯ – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Значит, если целая звучит 4 секунды, половинная – 2 секунды, то четвертная будет играться всего лишь 1 секунду. Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
ВОСЬМАЯ – как вы уже, наверное, догадались, восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой). А длиться она будет, соответственно, всего половину секунды (0,5 с). Восьмая или, как любят говорить музыканты, восьмушка – это хвостатая нота. От четвертной она отличается наличием хвоста (гривы). Вообще, по-научному, этот хвост называется флажком. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (правильно говорить – ребро).
ШЕСТНАДЦАТАЯ – в два раза короче восьмушки, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 штучек таких нот. А на одну секунду приходится по нашей условной схеме аж четыре шестнадцатых нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмушку, только вот хвоста у нее целых два (две косички). Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра (две «крыши», две перекладины).
Конечно, существуют и длительности более мелкие, чем шестнадцатые – например, 32-е или 64-е, но пока ими забивать голову не стоит. Сейчас самое главное – понять базовые принципы, тогда остальное придет само собой. Кстати, есть длительности, которые больше целой (например, бревис), но это тоже тема отдельного разговора.
Соотношение длительностей между собой
На следующей картинке будет показана схема-таблица дробления длительностей. Каждая новая, более мелкая длительность возникает при делении более крупной на две части. Этот принцип называется «принципом четного деления». Целая нота делится на число два в разных степенях, то есть на 2, 4, 8, 16, 32 или другое, большее количество частей. Отсюда, кстати происходят и названия «четвертная», «восьмая», «шестнадцатая» и другие. Рассмотрите эту таблицу и постарайтесь ее понять.
Пожалуй, самым важным в изучении длительностей является понимание их соотношения между собой. Дело в том, что музыкальное время условно, оно не измеряется точно выверенными секундами. И поэтому мы не можем сказать точно, сколько будет длиться целая или половинная нота в секундах. Примеры, которые мы приводили, условны – всего лишь один из возможных вариантов. Что же тогда делать? Как тогда точно соблюдать ритм?
Что такое музыкальное время?
Ритмические упражнения на разные длительности
Давайте теперь постараемся познать все то же самое, только уже на практике.
УПРАЖНЕНИЕ №1. Допустим, что пульс у нас отбивается ровными четвертями на ноте СОЛЬ. Все, что мы здесь описываем, будет представлено и на нотном примере, под которым также размещена аудиозапись. Послушайте, как это звучит. Уловите этот ровный ритм. Хлопайте его в ладоши, щелкайте пальцами или отбивайте ручкой по столу, а после того, как мелодия закончится, попытайтесь продолжить этот же ритм или повторить самостоятельно без аудио.
Получилось? Если да, то хорошо. Если нет, то попробуйте другой вариант упражнения. Сейчас на нотном примере вы увидите двухголосие. Нижний голос будет тихо играть ровными четвертями на ноте СОЛЬ в басовом ключе, а верхний голос после первых четырех ударов переключится на половинные, которые будет играть погромче на ноте СИ. Таким образом, в каждой половинной вы сможете услышать реальный отголосок второго удара пульса, который будет подыгрывать второй голос. После этого варианта упражнения вы можете вернуться к первому варианту.
И второй вариант этого упражнения. С двухголосием, во втором голосе от начала и до конца сохранена пульсация ровными четвертями на ноте СОЛЬ. В верхнем голосе идет переключение на восьмушки.
И второй вариант этого же упражнения: один голос — в скрипичном ключе, другой — в басовом. У вас все должно получиться.
Как считать длительности нот?
Как в этом разобраться. Здесь все довольно просто. Целая нота просчитывается до четырех, так как в ней помещается четыре удара пульса (РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И). Половинная – это два удара, поэтому она просчитывается до двух (РАЗ-И, ДВА-И или ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И, если половинная приходится на третий и четвертый удары пульса). Четвертные считаются по одной штуке на каждый счет: одна четверть на РАЗ-И, вторая четверть на ДВА-И, третья – на ТРИ-И, и четвертая – на ЧЕТЫРЕ-И.
Эта добавка «И» существует для удобного счета восьмушек. Одиночные восьмушки встречаются редко, чаще они попадаются парами или по четыре штуке. И тогда одна восьмушка считается на само число счета (на РАЗ, ДВА, ТРИ или ЧЕТЫРЕ), а вторая восьмушка всегда на «И».
Правописание штилей
Напоминаем, что ШТИЛЬ – это палочка у ноты. Эти палочки присоединяют к головке и направляют как вверх, так и вниз. Направление штилей зависит от положения ноты на нотном стане. Правило очень простое: до третьей линейки палочки смотрят вверх, а начиная с третьей и выше – вниз.
На сегодня это все, но тема ритма таит в себе еще немало интересных открытий. Мы обязательно обратим ваше внимание на них в следующих выпусках. А теперь еще раз просмотрите пройденный материал, подумайте, какие вы хотите задать вопросы. Все что придумали, напишите в комментариях.
И напоследок – порция хорошей музыки для вас. Пусть это будет знаменитая Прелюдия соль минор Сергея Рахманинова в исполнении пианистки Валентины Лисицы.
Урок музыки по теме «Музыка и время»
Разделы: Музыка
Цель: Проследить взаимосвязь эпохи и стиля в искусстве.
Фортепиано, магнитофон, портреты композиторов, плакаты с изображением музыкантов различных стилей и направлений.
“Музыка во времени или музыка над временем”.
Над этими вопросами задумывалось не одно поколение людей, мы с вами тоже задаём себе такие вопросы: “Музыка и современность?”, “Что значит современность в музыке?”. – Как Вы считаете?
/Современный в буквальном смысле – написанный в наше время; В более широком – современен нашим мыслям и чувствам. /
Сейчас прозвучит песня Баневича на стихи Калининой, внимательно прослушайте её и подумайте, как бы вы её назвали? / Исполнение песни /.
Эта песня так и называется: “Дорога”.
Дорога! Сколько смысла скрывается в этом слове? Дорога часто ассоциируется с ЖИЗНЬЮ.
И пока мы идём по ней, мы живём. ДОРОГА и ВРЕМЯ! Недаром несколько раз повторяется фраза: “Дорога без конца, дорога без начала и конца”. Мы понимаем, что всем нам придётся пройти по ней, по дороге с названием ЖИЗНЬ. А какой путь вы предпочтёте – это зависит от вас. / Разучивание 1-го куплета песни /.
Человека всегда интересовали тайны прошлого и неизвестность будущего. И мы с вами сможем удовлетворить этот интерес. И для этого вовсе не нужна “машина времени”. – Как вы думаете, что нам сможет помочь? /……./
Конечно же, вечное, нестареющее искусство, музыка.
Давно уже нет тех художников, поэтов, музыкантов прошлых веков. Но они постоянно с нами, они живут в своих бессмертных творениях. И эти творения, в свою очередь, переживут и нас. Тем самым мы как бы соприкасаемся с частицей будущего. И наш сегодняшний урок несёт очень важную историческую миссию: это миг между прошлым и будущим.
Я вам предлагаю совершить музыкальный экскурс во времени. Для этого необходимо только захватить ваши знания, чтобы сориентироваться во времени, в эпохе. Отправляемся в прошлое.
Итак! Первая остановка.
Внимательно послушайте и определите, фрагменты произведений какого композитора сейчас прозвучат? /Звучат фрагменты из произведений: “Эгмонт”, Симфония № 5, Соната № 14 1ч. Людвига ван Бетховена. /
По каким отличительным особенностям вы определили, что это музыка Бетховена? /……./
Если бы вас попросили составить короткий словесный портрет композитора, что бы вы отметили?
/Великий музыкант, великий человек, титаническая воля, могучий дух, человек высоких помыслов и глубочайших чувств. /
А какими определениями можно охарактеризовать музыку, его стиль?
/Героизм, борьба, стремление к свету, радость творчества, глубокий драматизм, несгибаемая воля, безграничное жизнелюбие./
Чьему перу принадлежит эта музыка? / Звучит фрагмент токкаты ре минор И.С.Баха. /
Какие отличительные черты стиля И.С.Баха?
/Много органной музыки, полифонический склад, величественность. Огромная сила, вселяющая в человека свободу, глубина чувств и мыслей. /
А мы отправляемся дальше.
К какому времени можно отнести эту музыку?
/ Звучит Пастораль французского лютниста Жана Баифа – XVI век. /
Какое настроение создала у вас эта музыка? /……./
Решаются ли в ней какие-либо проблемы?/ Это лёгкая, светлая зарисовка. Как какая-то мечта./
Да, не жизнь, а мечта! А почему бы и не помечтать? Мечтали о тихом пастушеском счастье ещё древние греки и называли эту мечту Идиллией. Мечтали об этом французские короли, устав от войн и политики. И композиторы, конечно, не отставали: сочиняли пасторали-оперы, пасторали-балеты и другие произведения с таким настроением. Мечтали об этом поэты и художники, подбирая самые приятные слова и самые нежные краски.
Ну а нам, жителям бурного, нервного времени. Разве не хочется помечтать о том же?
И в подтверждение моих слов послушайте ещё один музыкальный фрагмент. Я думаю, жанр вы определите без труда. И ещё один вопрос. В какое время было написано это произведение?
/Звучит Пастораль из “Сюиты в старинном стиле” А. Шнитке. /
Имя автора этой музыки, возможно, удивит вас. Дело в том, что композитор этой пасторали наш с вами современник. И сегодня, именно сегодня, 24 ноября, день его рождения. Имя его Альфред Шнитке.
Когда мы говорим о каком-либо композиторе, то наряду с музыкальными произведениями рассматриваем и его творческие взгляды, индивидуальность автора и черты эпохи, в которой он живёт.
Итак! XXI-й век! Он изумляет, разрывает на части, мчится с космической скоростью. Появляется много новых идей в искусстве. Но, как оказывается, они уже звучали 100, 200, и 2000 лет назад. Мы сейчас как бы вспоминаем все предыдущие жизни, все течения. И это очень ярко прослеживается в нашей моде. Ведь мода всегда стремится идти в ногу со временем. Раньше она могла сохраняться 100, 200 лет без изменения.
Но в наш стремительный век время намного сократилось: сначала до десятилетий /мода 40-50-х годов /, а сейчас вообще наблюдается смешение стилей, где некоторые элементы пришли к нам из XVII-XVIII веков. Так в музыке наблюдается смешение различных стилей, то есть ПОЛИСТИЛИСТИКА.
Первое произведение, которое прозвучало: Пастораль из “Сюиты в старинном стиле”. Здесь композитор пользуется старинным музыкальным языком, то есть, написано в старинном стиле. В музыке это называется СТИЛИЗАЦИЯ.
И ещё одно произведение композитора, фрагменты которого вы сегодня услышите, это сюита под названием “Ревизская сказка”. Она составлена из музыки к спектаклю Московского театра на Таганке, где мы встречаемся со многими героями произведений Н.В.Гоголя “Ревизор”, “Шинель”, “Мёртвые души” и другие.
После грозного объявления Городничего, что в город едет Ревизор, началась суета, беготня, толкотня. Звучит пёстрая разноголосица. И чем же всё это закончилось. Неожиданное известие, которое застаёт их всех врасплох.
А как это передалось в музыке? /……./
Да! Очень яркая и образная музыка, она пронизана тонким психологизмом. Недаром Шнитке был назван “самым острым композиторским пером”.
Эти понятия вечные. И каждый их решает для себя по-своему.
Мы заканчиваем наше путешествие во времени. Благодаря музыке, мы побывали в различных эпохах, услышали музыку различных стилей, познакомились с творчеством нашего современника Альфреда Шнитке. – Какая отличительная особенность его творчества? /……./
ВРЕМЯ не властно над МУЗЫКОЙ! Потому что музыка, в какое бы время она не была написана, затрагивает вечные проблемы:
О музыкальном времени.
В данной статье делается попытка найти подходы к проблеме – время в музыке. Очевидно, что для этого необходимо рассмотреть черты «больших» музыкальных стилей и ряд основных понятий, касающихся музыкального ритма и музыкальной формы, в культурологическом освещении. То есть для решения поставленной задачи целесообразно выйти за пределы собственно музыковедения, чтобы вновь затем в него вернуться.
Музыка — это искусство запечатлённого времени. По сути дела, именно время является той категорией, которой подчинена вся её организация, в том числе и пространственные параметры, т. е. высота звука и интервалы между высотами; тембр звука и способ звукоизвлечения, т. е. артикуляция, также существуют в длящемся времени. Время в музыке не неизменно, оно меняется, не будучи изолированным от общекультурного процесса, в котором — от перехода от эпохи к эпохе — происходят трансформации понятия времени и — что очень важно — и его восприятия. Они во многом определяют изменения категории времени в музыке, что подчас составляет сущность стиля.
Классическая теория музыки, описывающая её феномены в пределах классико-романтической эпохи (с 1750 приблизительно по 1910 гг.), выработала строгую иерархию длительностей и их кратных соотношений (целая длительность делится на дробные, кратные степеням двойки), метров и ритмических группировок, а также частей музыкальной речи (перечислим от меньшего к большему: мотив, фраза, предложение, период). По мере увеличения структурной сложности построения возрастает роль цезур, отделяющих друг от друга эти отрезки музыкальной речи, и роль факторов гармонии и мелодии в формировании этих отрезков и в их различении.
На этих представлениях и по сей день базируются школьные курсы элементарной теории и музыкальной формы; в той или иной форме они пригодны и для описания музыкальных текстов, относящимся к другим эпохам. Однако сейчас, в современной композиторской практике рубежа XX и XXI веков, большинство этих представлений давно утратило свою актуальность. Породившая их эпоха музыкального классицизма была лишь одним из эпизодов музыкальной истории, перед которым и после которого понимание музыкальною времени было иным и, во всяком случае, более близким к субъективному восприятию человеком феномена времени. Оно непосредственно направлено на объект (в нашем случае — звук) и, соответственно, более сложно, чем то, которое свойственно эпохе классицизма.
Музыка – это часть системы культуры, организованной по единым законам, о некоторых из них мы кратко скажем, обратившись для большей наглядности к искусствам визуальным. Архитектура классицизма, её соединение с природой в регулярных парках, создававшихся по прототипу Версаля и ставших интернациональным явлением, перенимавшим и имя прототипа: «Версалем часто называли любой регулярный сад» (Свирида 2006, 377), имеют аналогии с музыкой. И для архитектуры, в том числе садовой, и для музыки характерна классическая форма с её апологией четности, «квадратности» (без кавычек это реально существующий музыкальный термин) и телесности. О последнем общем признаке архитектуры и музыки скажем подробнее — как архитектурное пространство обживается человеком и его присутствие в нём предполагается, так и музыкальное пространство эпохи классицизма без него немыслимо. Ведь истоки его форм лежат в марше и танце, четность которых антропоморфна — она обусловлена физической природой человека. Символическое значение в этом контексте принимает гайдновская симфония «Часы», с её Andante, изображающим чёткое двудольное тиканье часов.
Музыка, созданная в рамках иной картины мира, где человек выступает одной из метафизических категорий, как в эпоху Возрождения или в новейших религиозно-этических концепциях, не могла проявлять четность, квадратность и телесность. Вот как о ней провидчески сказал Поль Верлен:
«De la musique avant toute chose,
Et pour cela prefere l’Impair
Plus vague et plus soluble dans l’air,
Sans rien en lui qui pese ou qui pose».
Что такое музыкальное время
Интернет-версия журнала запущена в мае 2009 г.
В настоящее время новый сайт журнала находится в стадии разработки. Выпуски с 2020 г. можно посмотреть на новом сайте редакции: https://pq.iph.ras.ru/index
ВНИМАНИЕ : Рукописи статей принимаются только по электронной почте Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script или через систему электронной редакции https://pq.iph.ras.ru/about/submissions
На старом сайте журнала опубликованы содержание номеров с 2009 по 2018 г. включительно, избранные статьи, а также рекомендации авторам, желающим прислать свои работы в журнал. Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии к статьям.
Обращаем ваше внимание, что на старом сайте опубликованы электронные версии статей с 2009 по 2018 г. включительно, которые могут несколько отличаться от печатной версии. Это связано с особенностями подготовки журнала к печати.
Глубокоуважаемые авторы и подписчики журнала, дорогие коллеги!
Убедительно просим по всем вопросам обращаться только по адресу Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script или по телефону секретаря редакции Анны Владимировны: 8-926-3282351.
С 18.09.2018 редакция не размещается в здании издательства «Наука»!
Пожалуйста, не ищите нас там и не звоните по старым нашим номерам: по ним Вам не ответят.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
издается с июля 1947 года
МОСКВА Журнал издается под руководством «НАУКА»
Ритм и метр в музыке: что это такое и зачем они нужны?
Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.
Что такое ритм в музыке?
Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Такое объяснение этого термина можно встретить во многих учебниках по теории музыки.
Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время.
Почему ритм является основой музыки?
Часто задают такой вопрос: «могла бы музыка существовать без ритма»? Правильный ответ: конечно, нет, не могла бы. Почему? Да потому что музыка существует только во времени, точно также как и кино или театральная постановка. Если остановить время, остановится, пропадет и музыка.
Вам нужно запомнить, что музыка – это искусство временное, а ритм, то есть длинные и короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом времени.
Как отмеряется музыкальное время?
Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.
Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.
В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.
Сильные и слабые удары пульса
Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.
Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.
Что такое музыкальный метр?
Метр как термин имеет связь со словом «измерять», то есть считать, превращать свойства явлений в числа. Метры бывают разные: простые и сложные. Простые метры – это двухдольный и трехдольный.
ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.
ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.
Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.
Числовое выражение метра
Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).
Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.
Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.
Если у вас по ходу чтения материала возникли какие-то вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях. Нам очень важно, чтобы вы понимали все, что мы хотели до вас донести.