Что такое музыкальный портрет
Урок 09. Музыкальный портрет
Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.
В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.
Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.
Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь — эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра — оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.
Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.
Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).
• Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке?
Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?
Художественно-творческое задание
Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.
Александр Невский
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Музыкальный портрет – каждый человек звучит!
Оказывается, человек может звучать…. В нотах, музыкальных фразах, мелодиях раскрывается его характер, изображается «лицо». Известно, что портрет, написанный художником, способен передавать сущность человека, оставляя некую тайну. Каждая часть лица, каждый изгиб тела на холсте воскрешает нас как личность, при этом сохраняя что-то сокровенное.
Музыка же, как и любой другой вид искусства, воплощает в жизнь нечто прекрасное. Она передает настроение, заряжая человека позитивом. Очень часто мы ищем себя в строках песен, пытаемся уловить любую нотку и сопоставить ее со своей личностью.
А представьте эти два величайших вида искусства вместе – живопись и музыка! Портрет человека в музыке. Интересно?
Музыкальный портрет – это…
Прежде всего, это искусство, которое раскрывает Вашу душу, музыкально передает эмоции и характер человека. Это Ваше, личное, неповторимое, как и сам человек. С помощью музыкального портрета, вы рассматриваете себя с разных сторон, раскрывая все более глубокие грани вашего внутреннего мира. Мелодия, списанная фактически с вашего «я», способствует улучшению духовного состояния — с этим не поспорить! Ведь слушая определенную музыку, Вы испытываете эмоции. А если это музыка Вашей души? Приходилось ли рассматривать ее со стороны? Это неизгладимое впечатление – реальность приобретает другие очертания: любовь, красота, безграничность…
Как составляют музыкальный портрет?
Вы никогда не задумывались, что такое умиротворение? Иногда, в некоторые моменты, ты ощущаешь какое-то душевное спокойствие. Тебя ничего не волнует, ты ходишь по нескончаемым стезям, там, глубоко внутри. Когда теряются мысли, и ты погружаешься в нечто большее, что невозможно описать. Это нечто поднимается глубоко изнутри, из самых тайных комнат сердца.
Какое количество людей способны прочесть неизведанный мир?
Музыкальный портрет может создать только гений, гений души. Он может не только прочесть, но и воспроизвести это в музыку, ощутить, понять Ваше мышление, сознание, открыть волю. Воспроизвести музыку, которая играет внутри Вас.
Все полнота искусства создания музыкального портрета обитает в уникальной среде интуитивного мира. Для того чтобы создать его, композитору нужен личный контакт с человеком либо личная фотография или видеозапись. Когда собрана вся информация о человеке, музыкант записывает портрет в студии, обеспечивая мелодии качественное звучание. В практике также бывало такое, что композитор записывает музыкальный портрет в присутствие человека, о котором пишет. Но в любом случае, с личной встречей или без нее, качество не изменится. Это в любом случае будет то, что называется – музыкальное изображение внутреннего мира.
Хотите услышать, как звучит музыкальный портрет? Примеры здесь
Музыкальный портрет имеет два вида создания:
1) Импровизация (экспромт) — это воссоздание чувств автора сразу в запись
2) Прописанная пьеса – сложная, разработанная до мелочей композиция в нотах. Подобного рода композицию впоследствии можно аранжировать. Данная мелодия имеет вид произведения, над которым нужно трудиться определенное время.
Музыкальный портрет – историческое наследие и эксклюзивный подарок
Современного человека очень тяжело удивить, не так ли? Представьте, что Вы получаете в подарок самого себя – свой внутренний мир, давно знакомые и родные Вам чувства и переживания. Только облеченные в язык музыки. Это не только актуально и ново для нашего мира, это кажется невероятным и невообразимым!
Заказывая музыкальный портрет, Вы можете сделать подарок любимому человеку. Ведь автор может написать музыкальный портрет лично Ваш или, например, выразить Ваши чувства к любимому человеку – изобразить его таким, каким Вы его видите! Музыкант может написать портрет о любви, о дружбе и т.д. В музыкальном портрете можно воплотить всю многогранность личности!
Узнать об услуге и заказать музыкальный портрет можно здесь.
Что такое музыкальный портрет
Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.
В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.
Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.
Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь — эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра — оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.
Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.
Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).
• Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?
Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.
Интернет-конкурс «Имя России» 2008 г.
• Рассмотрите картины, памятник, икону, изображение Александро-Невской лавры, посвященные Александру Невскому — святому земли русской. Что это за человек? Каким он предстает перед нами? Какими чертами характера наделен?
• Какой должна быть музыка, рисующая образ князя, чтобы представить себе именно такого человека? Аргументируйте свое мнение.
• Послушайте фрагменты из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»», посмотрите эпизоды из одноименного фильма С. Эйзенштейна Какими средствами режиссеру и композитору удалось вызвать у нас представление о характере, внешнем облике главного героя?
Презентация по искусству 8 класс на тему «Музыкальный портрет»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Музыкальный портрет. 8 класс Презентацию составила: педагог дополнительного образования, учитель музыки МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина, Московской области, Ленинского г.о. Паршина Вера Валентиновна
Портрет в литературе Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Литературный портрет Петра Гринёва в романе «Капитанская дочка» описание внешности, характера, воспитания героя. Петр Гринев является молодым дворянином, сыном состоятельного помещика, владеющего крепостными крестьянами. Полное имя героя — Петр Андреевич Гринев. Возраст Петра Гринева — 16 лет. О внешности Петра Гринева известно очень мало. Дело в том, что повествование в романе ведется от имени самого Петра Гринева и сам он не описывает свою внешность. Петр Гринев получил домашнее воспитание. К сожалению, его учителя, в частности мосье Бопре, плохо выполняли свои обязанности и мальчик учился кое-как. Как и многие дворяне той эпохи, Петр Гринев еще до рождения был записан в престижный Семеновский полк в Петербурге. Однако строгий отец Петра Гринева внезапно решает устроить сыну «школу жизни», поэтому отправляет 16-летнего юношу служить не в столицу Петербург, а в провинциальный Оренбург. Поступив на службу в Оренбург, Петр Гринев получает звание прапорщика. Петр Гринев является добрым, отзывчивым, незлопамятным человеком и т.д.
Портрет в изобразительном искусстве Это художественное высказывание, имеющее содержание и способ выражения (грамматику, стилистику). Какова тема любого портрета? На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека.
Кинопортрет «Капитанская дочка» Экранизация одноименной повести А.С.Пушкина. Режиссер: Владимир Каплуновский
Презентация по музыке на тему «Музыкальный портрет» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Музыка и изобразительное искусство МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ Презентацию выполнила учитель высшей категории Власенко И.В.
Что такое портрет? Может ли композитор создать портрет в музыке?
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ – ЭТО ПОРТРЕТ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ. В НЕМ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ СИЛА ИНТОНАЦИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА
О (1839-1881) ОДНА ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МУЗЫКИ М.П.МУСОРГСКОГО – МЕЛОДИЯ, ПОСТРОЕННАЯ НА ИНТОНАЦИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СЛУШАНИЯ: Соответствуют ли слова музыкальной интонации? Какие чувства вызывает у вас музыка «Сиротки» М.П.Мусоргского? Какие интонации вы слышите? Какую картину можно представить, слушая музыку романса «Сиротка»? От чьего лица ведется повествование в романсе?
ВАСИЛИЙ ПЕРОВ «ТРОЙКА» (1866)
В.Г.ПЕРОВ (1834-1882) «ДЕТИ СИРОТЫ НА КЛАДБИЩЕ»
В.Г.ПЕРОВ «ЧАЕПИТИЕ В МЫТИЩАХ»
И.Е.РЕПИН «ПОРТРЕТ В.В.СТАСОВА» (1873г.) «ПЕРОВ И МУСОРГСКИЙ ДРУГ ДРУГА ВОВСЕ НЕ ЗНАЛИ, НИКОГДА НЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ В ЖИЗНИ, НО ТОЧНО БУДТО ВЕСЬ СВОЙ ВЕК ЖИЛИ И РАБОТАЛИ ВМЕСТЕ, РЯДОМ, В ОДНОЙ КОМНАТЕ, ПОМИНУТНО СОВЕЩАЯСЬ И ПОКАЗЫВАЯ ОДИН ДРУГОМУ СВОИ НОВЫЕ СОЗДАНИЯ». В.В.СТАСОВ
А.Плещеев «Нищие» В удушливый зной по дороге оборванный мальчик идет; Изрезаны камнями ноги, струится с лица его пот. В походке, в движеньях, во взоре нет резвости детской следа; Сквозит в них тяжелое горе, как в рубище ветхом нужда. Он в город ходил наниматься к богатым купцам в батраки; Да взять-то такого боятся: тщедушный батрак не с руки. Один он. Свезли на кладбище вчера его старую мать. С сумою под окнами пищу приходится, видно, сбирать… Карета шестеркой несется; за нею пустился он вслед, Но голос внутри раздается: «Вот я тебе дам, дармоед!» Сурово лакейские лица взглянули при возгласе том, И жирный господский возница стегнул попрошайку кнутом. И прочь отскочил он без крика, лишь сладить не мог со слезой. И дальше пошел горемыка, поникнув на грудь головой.
М.П.Мусоргский (1839-1881) «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»
ВАРЛААМ – это служитель церкви, который ведет совсем не церковную, а разгульную жизнь (пьет в корчме, участвует в народном бунте). Песня Варлаама «Как во городе было во Казани» выражает бунтарскую силу и мощь, стихийное удальство русского народа.
ВЫБЕРИ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
И.Е.РЕПИН «ПРОТОДЬЯКОН» ПРОТОДЬЯКОН – СТАРШИЙ ДЬЯКОН ДЬЯКОН – ПОМОЩНИК СВЯЩЕННИКА ПРИ СОВЕРШЕНИИ ЦЕРКОВНОЙ СЛУЖБЫ
И.Е.РЕПИН «ПРОТОДЬЯКОН» Когда эта картина появилась на выставке пере- движников, критик В.Стасов увидел в ней один из самых глубоко национальных русских типов. «Варлаамище» – так определил он колоритную фигуру, изобра- женную на портрете. Точно так же Мусоргский, увидев эту картину, воскликнул: «Да ведь это же мой Варлаамище! Какой размах кисти! Какая огнедышащая гора!»
ИТАК: Варлаам и Протодьякон – самостоятельные образы, которые изображали подобные и характерные для Руси того времени типы монахов и попов. И в музыкальном, и в живописном портрете чувствуется образ властного, жестокого, с разбойничьим норовом и богатырско-кабацким размахом человека.
Вывод по теме урока: Музыка и живопись – тесно связанные друг с другом виды искусства. Музыка обладает изобразительностью. Выбирая музыкально-выразительные средства, композиторы создают музыкальные портреты тех или иных героев. Мы с помощью внутреннего зрения можем увидеть тех героев, о ком писал композитор и представить то, о чем нам рассказывает его музыка.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация на тему «Музыкальный портрет» рассчитана для уроков музыки в 5 классе, раскрывает понятие портрета в музыке на примере творчества выдающегося композитора 19 века М.П.Мусоргского. Презентация содержит музыкальные аудио-материалы, а также дополнена красочными иллюстрациями картин русских художников, помогающими раскрыть главную тему урока.
Номер материала: ДБ-1076114
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.