Что такое музыкальный ряд
Значение слова «звукоряд»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЗВУКОРЯ’Д, а, м. (муз.). Ряд музыкальных звуков, построенных в порядке какой-н. последовательности, гамма, лад. Гармонический з. Церковный з.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
звукоря́д
1. последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пощипывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «звукоряд»
Предложения со словом «звукоряд»
Каким бывает «звукоряд»
Понятия со словом «звукоряд»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «звукоряд»
Гармония сфер влияет не только на ступени звукоряда, но и на систему нотации, тональности, вокальные формы.
На ксилофоне звукоряд короткий, и поэтому такого упрощения не требуется.
Совсем хорошо, если кто-нибудь из наиболее «продвинутых» игроков сможет настроить весь этот ряд по музыкальному звукоряду.
Синонимы к слову «звукоряд»
Каким бывает «звукоряд»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Звукоряд
Звукоря́д (лат. vocum ordo, нем. Tonreihe или Tonleiter, англ. scale, франц. échelle, итал. scala) в теории музыки — последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Отдельные звуки в таком ряду в теории музыки именуются ступенями (по аналогии со ступенями лестницы).
Слово «звукоряд» употребляется в теории музыки, в музыкальной акустике и в инструментоведении в различных смыслах:
Литература
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Звукоряд» в других словарях:
звукоряд — звукоряд … Орфографический словарь-справочник
ЗВУКОРЯД — ЗВУКОРЯД, звукоряда, муж. (муз.). Ряд музыкальных звуков, построенных в порядке какой нибудь последовательности, гамма, лад. Гармонический звукоряд. Церковный звукоряд. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
звукоряд — ангемитоника, гексахорд, гамма, тетрахорд, пентахорд, лю, гептахорд, трихорд, пентатоника Словарь русских синонимов. звукоряд сущ., кол во синонимов: 9 • ангемитоника (1) • … Словарь синонимов
Звукоряд — (музыкальная шкала), совокупность музыкальных тонов какой либо системы (лада, строя), выстроенных в определенном (восходящем или нисходящем) порядке. Звукоряд тональности называется гаммой. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЗВУКОРЯД — последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков музыкальной системы, лада, а также звуков, которые могут быть извлечены на определенном музыкальном инструменте … Большой Энциклопедический словарь
ЗВУКОРЯД — ЗВУКОРЯД, а, муж. (спец.). Последовательность (ряд) музыкальных звуков, расположенных в восходящем или нисходящем порядке. | прил. звукорядный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
звукоряд — Последовательность звуков, расположенных в восходящем или нисходящем порядках. [ГОСТ 24415 80] Тематики пианино … Справочник технического переводчика
звукоряд — а; м. Муз. Несколько звуков разной высоты, следующих друг за другом в определённой последовательности. Гармонический з. Натуральный з. * * * звукоряд совокупность музыкальных тонов какой либо звуковой системы (лада, строя), выстроенных в… … Энциклопедический словарь
Звукоряд — последовательность основных ступеней музыкальной системы, лада, а также всех звуков, доступных для исполнения на каком либо музыкальном инструменте или содержащихся в каком либо музыкальном произведении, мелодии, расположенных в… … Большая советская энциклопедия
Звукоряд — 1) Последовательность звуков или осн. ступеней муз. или звуковой системы, расположенных в восходящем или нисходящем порядке. 2) Поступенная последовательность звуков лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке; обычно… … Музыкальная энциклопедия
Музыкальный звукоряд
Музыкальный звукоряд диатонический и хроматический. Ой, целых два ряда? Или все-таки музыкальный звукоряд один? Давайте разберемся.
Уроки музыки. Звукоряд. Часть 4
Музыкальный звукоряд диатонический
Октава состоящая только из 7 основных ступеней называется диатонической. Диатоника в переводе с греческого обозначает особенность структуры звукоряда — наличие широких интервалов между нотами.
Действительно, если присмотреться, на рисунке видно, что расстояние между нотами диатонического звукоряда разные — между нотами си и до, а также между ми и фа расстояние в два раза меньше чем между остальными нотами, где интервалы настолько широкие, что в них можно вставить дополнительные ноты. На рисунке ниже это ещё заметнее:
Диатонический звукоряд довольно прост. Это его достоинство. С него начинают освоение игры на разных музыкальных инструментах. На клавиатуре фортепиано диатонический звукоряд расположен исключительно на белых клавишах — легко запомнить. Однако диатонический звукоряд позволяет исполнять ограниченное число мелодий. И это его недостаток, который пришлось устранить.
Музыкальный звукоряд хроматический
Со временем мастерство музыкантов и мастеров, изготавливающих музыкальные инструменты возросло настолько, что дополнительные ноты в звукоряд все-таки были добавлены. Для этого звукоряд разделили на 12 равных ступеней — полутонов. При этом, основные ступени остались на своих ступенях и были добавлены новые ступени. На рисунке звукоряд разделен на 12 равных ступеней, новые ступени показаны без названий:
Это специальные знаки альтерации. Альтерация значит изменения. В звукоряде используют два знака альтерации — бемоль и диез. Каждый из этих знаков изменяет ноту, к которой относится на полтона. Диез повышает ноту на полтона, бемоль понижает. Такими на полтона измененными звуками заполнены оставшиеся ступени звукоряда. Звуки находящиеся на этих ступенях называются по близлежащим нотам с добавлением специальных знаков альтерации — диеза и бемоля.
Такой красивый звукоряд с одинаковыми ступенями, ноты которого позволяют играть любые, самые сложные мелодии назвали хроматическим. От слова «хрома» — с греческого украшать.
Теория музыки
Лекция 1. Музыкальный звук
1. ФИЗИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЗВУКА
2. СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА
3. ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ. НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД
4. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ЗВУКОРЯД. ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ. ОКТАВЫ
5. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ. ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ СТРОЙ. ПОЛУТОН И ЦЕЛЫЙ ТОН. ПРОИЗВОДНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ
6. ЭНГАРМОНИЗМ ЗВУКОВ
7. ДИАТОНИЧЕСКИЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПОЛУТОНЫ И ЦЕЛЫЕ ТОНЫ
8. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ ПО БУКВЕННОЙ СИСТЕМЕ
1. ФИЗИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЗВУКА
1) При вибрации какого-либо упругого тела, например, струны, в окружающем его воздухе возникают колебания давления, которые распространяются в пространстве, благодаря упругим свойствам воздуха.
Эти колебания называются звуковыми волнами. Они распространяются от источника звука по всем направлениям (то есть, каждая отдельная волна представляет собой быстро расширяющуюся сферу повышенного или пониженного давления).
2) Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, создавая ощущение звука.
2. СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУКА
Мы воспринимаем большое количество различных звуков. Но не все звуки одинаково используются в музыке. В музыкальной теории принято различать звуки музыкальные и звуки шумовые.
Шумовые звуки не имеют точно выраженной высоты, например треск, скрип, стук, гром, шорох и т. п. Шумовые инструменты применяются лишь в качестве украшения или придания музыке эмоциональной насыщенности. К таким инструментам относятся почти все ударные: треугольник, малый барабан, разнообразные виды тарелок, большой барабан и др. В этом присутствует некоторая доля условности, о которой не следует забывать. Например, такой ударный инструмент как «деревянная коробочка» имеет звучание с достаточно ясно выраженной высотностью, однако этот инструмент все равно причисляется к шумовым. Поэтому отличать шумовые инструменты надежнее по тому критерию, возможно ли на данном инструменте исполнить мелодию, или нет.
Физический характер музыкального звука определяется несколькими свойствами; в их число входят: ВЫСОТА, ГРОМКОСТЬ и ТЕМБР.
Кроме того, в музыке имеет большое значение длительность звука. От того, что звук будет продолжительнее или короче, не меняется его физический характер, однако с точки зрения музыки длительность звука имеет столь же важное значение, как и остальные его свойства, поскольку от длительности зависит художественное содержание звука, или другими словами, его «настроение».
Теперь рассмотрим каждое свойство музыкального звука в отдельности.
Высота звука определяется частотой колебаний вибрирующего тела. Чем чаще колебания, тем выше звук, и наоборот.
Громкость звука определяется энергией колебательных движений, то есть амплитудой колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот:
ТЕМБРОМ называется качественная сторона звука, его окраска. Для определения особенностей тембра в музыкальной среде применяются слова из области ощущений, термины-метафоры, например, говорят: звук мягкий, резкий, густой, звенящий, певучий и т. п. Каждый инструмент или человеческий голос обладает характерным для него тембром, и даже один инструмент способен издавать звук различной окраски.
Различие тембров зависит от состава частичных тонов (натуральных призвуков или обертонов), которые присущи каждому источнику звука.
3. ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ. НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД
Звуковая волна на практике всегда имеет довольно сложную форму, часто далеко не походящую на математическую синусоиду. Происходит это вследствие того, что колеблющееся тело (струна), вибрируя, преломляется в равных частях. Эти части производят самостоятельные колебания в общем процессе вибрации тела и образуют дополнительные волны, соответствующие их длине. Дополнительные (простые) колебания и вызывают образование частичных тонов. Высота частичных тонов различна, так как скорость колебания волн, от которых они образуются, не одинакова.
Например, если бы струна воспроизводила только основной тон, то форма ее волны соответствовала бы следующему графическому изображению:
Длина волны второго частичного тона, образующейся от половины струны, в два раза короче волны основного тона, а частота колебаний ее в два раза скорее и т. д.:
Если принять за единицу число колебаний первого звука (основного тона) струны, то числа колебаний частичных тонов выразятся рядом простых чисел:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и т. д.
Такой ряд звуков называется натуральным звукорядом.
Приняв за основной тон звук до большой октавы, мы можем построить ряд звуков с частотами, соответствующими этой закономерности:
Столь сложная структура звучания простой одиночной струны не воспринимается нами сознательно, потому что подобное строение имеют, в принципе, все звуки, с которыми мы имеем дело в своей жизни; а также потому, что громкости, амплитуды этих призвуков чаще всего на несколько порядков меньше, чем амплитуда главной, основной частоты струны.
4. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ЗВУКОРЯД. ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ. ОКТАВЫ
Основным ступеням звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:
до, ре, ми, фа, соль, ля, си
do, re, mi, fa, sol, la, si
Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах:
Семь названий основных ступеней периодически повторяются в звукоряде и таким образом охватывают собой звуки всех основных ступеней, по всей длине частотной шкалы.
Это связано с тем, что каждый восьмой звук, считая вверх (не используя черных клавиш), образуется от удвоения частоты колебаний первого звука. Следовательно, он соответствует второму частичному тону первого (исходного) звука и поэтому практически с ним сливается по ощущениям слушателя.
Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук «до». Весь звукоряд состоит из семи полных октав и нескольких звуков, образующих две неполные октавы по краям звукоряда (на концах фортепианной клавиатуры). Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие: СУБКОНТРОКТАВА, КОНТРОКТАВА, БОЛЬШАЯ ОКТАВА, МАЛАЯ ОКТАВА, ПЕРВАЯ ОКТАВА, ВТОРАЯ ОКТАВА, ТРЕТЬЯ ОКТАВА, ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА и ПЯТАЯ ОКТАВА. Когда Вы садитесь за клавиатуру фортепиано точно посередине ее длины, то прямо перед Вами окажутся клавиши ПЕРВОЙ ОКТАВЫ, звучание которых наиболее близко к высоте спокойно говорящего женского голоса.
Ниже приводится схема звукоряда музыкальной системы, изображенного в виде клавиатуры с делением на октавы:
5. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ. ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ СТРОЙ. ПОЛУТОН И ЦЕЛЫЙ ТОН. ПРОИЗВОДНЫЕ СТУПЕНИ И ИХ НАЗВАНИЯ
Соотношение высот звуков музыкальной системы называется музыкальным строем.
Благодаря тому, что октава разделена на 12 равных полутонов, полутон является самым узким расстоянием между звуками музыкальной системы. Расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном.
Расстояния между основными ступенями неодинаковы и располагаются следующим образом:
Целые тоны, образующиеся между основными ступенями, разделены на полутоны. Звуки, которые делят их на полутоны, извлекаются на фортепиано на черных клавишах. Таким образом, октава состоит из двенадцати звуков, расположенных на равном расстоянии друг от друга, но из них только семь звуков являются основными для звукоряда.
Каждая основная ступень звукоряда может быть повышена или понижена. Звуки, соответствующие повышенным и пониженным ступеням, считаются производными ступенями. Поэтому названия производных ступеней происходят от основных ступеней.
Описанное повышение и понижение основных ступеней называется альтерацией (что означает, в данном контексте, изменение высоты).
6. ЭНГАРМОНИЗМ ЗВУКОВ
Высотное равенство ступеней, различных по названию и обозначению, называется энгармонизмом звуков.
Производная ступень может оказаться также и на одной высоте с основной ступенью, например си-диез и до или фа-бемоль и ми. При двойном повышении или двойном понижении наблюдается такое же явление, например фа-дубль-диез и соль; ми-дубль-диез и фа-диез;ми-дубль-бемоль и ре; до-дубль-бемоль и си-бемоль и т. д.
7. ДИАТОНИЧЕСКИЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПОЛУТОНЫ И ЦЕЛЫЕ ТОНЫ
Выше были даны определения полутона и целого тона. Теперь следует установить разницу между диатоническими и хроматическими полутонами и целыми тонами.
Кроме указанных полутонов, диатонические полутоны могут образовываться между основной ступенью и соседней производной ступенью повышенной или пониженной.
8. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ ПО БУКВЕННОЙ СИСТЕМЕ
Кроме слоговых названий звуков, в музыкальной практике широко употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанный на латинском алфавите.
Семь основных ступеней обозначаются следующим образом:
С, D, Е, F, G, А, Н ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си).
В средних веках, когда формировалась эта система, звукоряд начинался со звука ля, а звук си-бемоль был основной ступенью. Позднее звук си-бемоль был заменен звуком си. Таким образом, звукоряд первоначально выглядел следующим образом: А, В, С, D, Е, F, G (ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль). Этим объясняется «нелогичное» присутствие в обозначениях буквы «Н».
Исключение составляет производная ступень си-бемоль, за которой сохранилось традиционное обозначение буквой В, b.
При гласных а и е в слоге es буква е, для удобства произношения, отбрасывается; получается: ми-бемоль не ees, a es; ля-бемоль не aes, aas.
Для обозначения октав к буквам добавляются цифры или черточки. Звуки большой и малой октавы обозначаются соответственно прописными и строчными буквами (большими и малыми).
Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются, прописными буквами с добавлением к ним цифр или черточек снизу. Например:
1.Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М., Музыка, 1986
Звукоряд
Звукоряд музыкальный складывался на протяжении долгого времени. С чего все началось? Вы уже знаете достаточно много о музыкальном звуке. Впрочем, один звук, даже самый красивый, это еще не музыка 😉 Откуда взялись другие звуки?
Уроки музыки. Звукоряд. Часть 1.
Напомним, что струна при колебании, простите, колеблется не только всей своей длинной, но и отдельными частями. Самая большая амплитуда, конечно, у колебаний по всей длине. У колебаний в половину струны амплитуда поменьше, зато частота в два раза больше.
Тон «ля» и обертоны в 1/2 и 1/3
Здесь остановимся. Это важная информация, чтобы понять как выстроен ряд звуков в музыке: колебания в полную длину струны имеют какую-то частоту, а колебания в половину этой струны имеют удвоенную частоту (просто физика 🙂 ).
Договоримся, длину струны, которая колеблется с частотой равной 440 Гц считать эталонной и все дальнейшие расчеты вести от этой эталонной струны. |
В цифрах это выглядит так: если
Звук струны с частотой колебаний 440 Гц:
Теперь звук струны с частотой колебаний 880 Гц:
Прослушайте эти звуки поочередно несколько раз. Они похожи?
Да, они очень похожи. На слух они почти сливаются.
Описание физических процессов: это происходит потому, что у этих звуков производные гармоники (обертоны) совпадают: если взять струну в два раза короче эталонной, то такая струна будет колебаться с частотой 880 Гц, а это точно совпадает с первым обертоном эталонной струны. Звуки на одной частоте на слух просто сольются. |
Звукоряд. Сливающиеся звуки.
Послушайте два этих звука одновременно:
Вместе эти звуки похожи и на первый звук, и на второй. И что замечательно, никакого дискомфорта, ничего не режет слух. Все красиво!
Для эксперимента возьмем длинную-предлинную струну с колебаниями на частоте 220 Гц. Вот этот звук:
https://urokimuz.ru/wp-content/uploads/2018/03/11-la-piano0.ogg
Частота колебаний такой длинной струны равна 220 Гц. Её первый обертон имеет частоту 440 Гц, что совпадает с частотой эталонной струны. Звуки на слух снова сольются. |
Добавим к первым двум звукам третий. Слушаем вместе звуки на частотах 220, 440 и 880 Гц:
Снова красиво. Эти звуки опять сливаются!
Чтобы было ещё понятнее о чем речь, я чуток «подкрутил» частоту у одного из звуков.
Послушайте:
Красоту такого звучания можно обсуждать, но звуки точно не сливаются! Уроки музыки всё интереснее.
Звукоряд. Где мы будем выстраивать звуки в ряд?
Немного о том, что мы слышим. Звуки, которые мы слышим от самых низких до самых высоких, называют звуковым диапазоном. Начинается звуковой диапазон примерно с 20 Гц (иногда указывают 16 Гц). Частоты ниже 20 Гц называют инфразвуком. Инфразвук мы не слышим.
Заканчивается звуковой диапазон примерно на 20.000 Гц. Частоты больше 20.000 Гц называют ультразвуком. Ультразвук мы тоже не слышим.
На схеме-рисунке это выглядит так:
На рисунке обратите внимание на участок, где показан диапазон фортепиано. У фортепиано один из самых широких звуковых диапазонов среди музыкальных инструментов. К тому же, фортепиано очень распространенный инструмент. Поэтому звукоряд в музыке будем выстраивать в диапазоне фортепиано. Этого вполне достаточно, чтобы понять принцип построения звукоряда и увидеть все его ступени.
Особенностью человеческого слуха является то обстоятельство, что на частотах выше 4.200 Гц человек ещё способен понять какой звук выше или ниже, но точно определить насколько выше/ниже человек уже не способен. Из-за этого на таких высоких частотах невозможно узнать даже хорошо известную мелодию. Вот и объяснение почему музыкальный диапазон намного уже, чем весь слышимый человеком диапазон звуков — выше 4.200 Гц мы уже не узнаем мелодий |
Певческий диапазон ещё более узок. Послушайте самый высокий женский голос на планете.
Поёт Светлана Феодулова. Ария куклы Олимпии из «Сказок» Гофмана.
Телепередача «Голос» — Нокауты — Сезон 2:
Наш слух «настроен» так, чтобы лучше всего слышать человеческий голос и наиболее точно воспринимать звуки речи и пения.
Вот ссылка, где вы сможете послушать звук на любой частоте звукового диапазона и узнаете свой личный диапазон слышимых частот: звуковой генератор.
На этом первая часть урока о звукоряде завершена. Вы узнали, что музыкальный звук имеет основную частоту колебаний — колебания в полную длину струны и обертоны, которые образуются от колебаний частей струны (половины, трети, четверти и так далее), а также познакомились со звуковым диапазоном. Теперь можете прейти к изучению ступеней звукоряда.
Перейти на Уроки музыки. Звукоряд. Часть 2. Ступени звукоряда
Если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:
Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька: