Что такое мысленное древо
Вечный студент
Сайт, посвященный культуре, гуманности, истории и самопознанию
Photo Gallery Slideshow
Подписаться на блог по эл. почте
Поиск
Финалист конкурса «На Благо Мира»
Изображение
Аранжировка на заказ
Профессиональный композитор принимает заказы на аранжировку музыкальных произведений любых стилей, жанров и сложности.
Группа «Время и времена» ВКонтакте
Популярные записи и страницы
Онлайн агентство «Вектор мастерства»
Финалист Московской литературной премии
Метки
Мыслено древо
Загадки «Слова о полку Игореве» до сих пор остаются загадками, и до сих пор копья ломаются в научных кругах в попытках добиться истины.
Неожиданно популярным стал спор в научных кругах по поводу строки «растекашется мыслию по древу».
Причем популярность эта как-то вдруг выросла на пустом месте в 80-90-х годах XX века на волне всяческих историко-культурных открытий, сводимых обычно к оппозиции к общепринятому мнению. Люди совершенно далекие от истории Древней Руси и древнерусской литературы с жаром объясняли друг другу и сами себе, что на самом-то деле, там не «мысль по древу», а мысь. То есть, белка.
Эта точка зрения достаточно стара. Видимо, родилась она в связи с публикацией словаря В.В.Даля, где приведено диалектное слово «мысь» в значении белка.
А-а-а-а! Вот оно что! Действительно, в переписанном за много веков тексте могли оказаться ошибки. Да и подлинник документа сгорел в пожаре 1812 года. И вынуждены мы опираться только на добросовестную копию В.Мусина-Пушкина. Вполне могла вкрасться такая ошибка.
В очередной раз эта тема всерьез была поднята только в 1957 году в маленькой заметке В.Егорова и в более интересной и пространной публикации советского историка В.В.Мавродина.
Мавродин В. В. Одно замечание по поводу «мыси» и «мысли» в «Слове о полку Игореве». — ТОДРЛ, М.; Л., 1958, т. 14, с. 61—63.
Если почитаете эту статью, то обратите внимание на то, что автор как будто и не утверждает свое мнение, а делится размышлениями и сомнениями. Высказав свое мнение, он тут же ощущает контраргументы и пытается на них ответить.
Что же это за контраргументы?
Да, есть такое диалектное слово «мысь»- белка. Но распространено это слово довольно локально — в псковских говорах. И В.В.Мавродин только предполагает, что, возможно, в древности это слово было более широко распространено. А может быть, и нет. Доказательств не найдено.
И дальше сам автор начинает рассуждать о том, какое промысловое значение имела белка на Руси, и в связи с этим, сколько разных слов, именующих этого зверька, существовало в разных областях. В целом наборе этих слов и векша, и веверица, и бель.
Остался последний шаг. Надо бы пройтись по тексту «Слова» и посмотреть, где еще имеется белка и каким словом она обозначается. Но этот шаг не сделан.
И все эти замечания были высказаны в свое время Д.С.Лихачевым в ответе на эту статью В.В.Мавродина.
А те любители «научных открытий», которые любят порассуждать по этому поводу, редко заглядывают в текст «Слова» дальше зачина.
А если заглянуть подальше?
Во-первых, мы сразу найдем такую строфу. Здесь «мыслено древо» звучит четко и определенно, никакой мыси-белке места здесь уже нет.
А во-вторых, белка в «Слове о полку Игореве» на самом деле имеется совсем в другом месте.
Вот она, та самая «бель»-белка, о которой говорит и сам В.В.Мавродин.
Может быть, мало этого для доказательства? Может быть, вздумалось автору «Слова» в одном месте назвать белку «мысью», а в другом «белью»?
Но главный-то смысл этого спора в другом. Уж очень не хотелось историкам сталинского советского периода признавать серьезный философско-эзотерический смысл этого произведения. Автор «Слова» более устраивал как суровый реалист и материалист, аплодирующий князю Игорю за его воинский пафос и презрение к суевериям. А тут на тебе — «растекаться мыслию по древу»! Только-только успели победить символизм и прочее упадочничество, только-только социалистический реализм утвердился — и тут какой-то безвестный древний автор, которого даже из Союза писателей не выкинешь!
И мысь-белка так удобно вписывается в совершенно реалистичную картину. Волк на земле, белка на дереве, орел в небе. Кажется, паззл сложился! Только рыбы, «растекающейся» в воде, здесь не хватает для исчерпывающей полноты. Правда, непонятно, почему автор «Слова» эту реалистичную картину познания окружающего мира начинает с белки на дереве — мелковато!
Сейчас в мировой этнографии накопилось достаточно много материала о символическом значении дерева в дохристианских культурах.
Вот и появляется в «Слове» этот образ движения мысли легендарного певца-сказителя Бояна! Из самых глубин, истоков, от корней, мысль течет по древу на поверхность земли, где мчится с колдовским зверем волком и взмывает ввысь, к вершинам духовности, с орлом.
Что такое мысленное древо
Как мы видели выше, «дерево» в черной вере – это образ «способности общения» с верхним и нижним мирами или «имманентность инобытия». В «Слове» оно упоминается дважды: по нему растекался мыслию вещий Боян, когда собирался сочинять стихи. Иными словами, это – вдохновение, но не только. Тут упоминаются два плана бытия: верхний, где надо летать «шизым орлом под облакы», и средний, где можно передвигаться «серым вълком по земли» (стр. 9). Нижний мир опущен, ибо Бояну чертовщина ни к чему. Само передвижение по вертикали производится «мыслию» (стр. 9) или «скача славию по мыслену древу, летая умом под облакы» (стр. II), т.е. никак не реальным путем. Славия – птица, в понимании Д. С. Лихачева – соловей. Однако вспомним, что в шаманской символике птица – это душа[567]. Надо думать, что в XIII в. символ был тот же.
Итак, автор «Слова», приписывая Бояну способность творить, интерпретирует механизм процесса на манер, принятый в Восточной Сибири и Монголии. Вряд ли тут случайное совпадение. Скорее сам автор и его читатели были хорошо знакомы с дальневосточными символами, которые они могли узнать только у монголов[568].
Но если все наши замечания или даже хотя бы одно из них правильны, то, значит, автор «Слова», говоря об одном, имел в виду совсем другое. Морочил ли он при этом своих читателей-современников? Вряд ли. «Мысль изреченная есть, конечно, ложь», но в каком смысле? Сознательный обман, или, как теперь принято говорить, дезинформация, – это далеко не то, что поэтические формы иносказания. Скорее всего современники понимали своего поэта, а мы, привыкшие к буквализму, упускаем что-то важное. Это, впрочем, естественно, ибо текст «Слова» был писан не для нас, воспитанных на таких почтенных законодателях стиля, как Брокгауз и Ефрон[569].
Что же теперь делать? Пожалуй, самое правильное перестать говорить о словах и перейти к анализу событий XII–XIII в., как упомянутых в «Слове о полку Игореве», так и оставшихся вне его.
Русское Слово растекается по мысленному древу
«Слово о полку Игореве»: что оно скрывает.
Язык, которым написано «Слово», невероятно поэтичен, текуч и звучен. Правда, многие слова остаются непонятными до сих пор. Даже простое выражение «растекаться мыслию по древу», взятое из «Слова» и ставшее сейчас крылатым, находится под вопросом.
Некоторые полагают, что в строчке «Боянъ бо в;щий, аще кому хотяше п;снь творити, то раст;кашется мыслию по древу, с;рымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы», слово «мысль» выбивается из ряда животных – волка и орла. Есть версия, что вместо слова «мысль» в тексте стояло слово «мысь» – в переводе с древнерусского «белка».
В таком случае Боян пел обо всем мире в целом: бегал белкой по дереву, серым волком по земле, летал орлом под облаками».
Вот о «Слове» и часть текста, где в «Слове» встречается слово «мысь».
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ,
ИГОРЯ СЫНА СВЯТОСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА.
Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до ныняшнего Игоря, иже истягну умь крепостию своею и поостри сердца своего мужеством, наполнився ратнаго духа, наведе своя храбрыя полкы на землю Половецькую за землю Руськую.
О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы! Пети было песнь Игореви, того внуку: «Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стады бежать к Дону великому». Чи ли воспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче: «Комони ржуть за Сулою, звенить слава в Кыеве. Трубы трубять в Новеграде, стоять стязи в Путивле».
Вот спорная строка и спорное слово: «. растекашется мысию по древу». Некоторые искатели истины переводят «мысию» как «мышью» или «белкой». С ними я не согласен категорически. Причина вот в чём. Если вы прочитаете далее по тексту, то увидите категорически однозначное утверждение того, что «мысию» надо читать при переводе только как «мыслию» или «мыслью». А увидите вы и прочтёте вот что: «. по мыслену древу». Мысленное древо. Мысленное дерево. Категорически однозначно присутствует слово «мысль».
Моё категорически однозначное утверждение.
Категорически однозначно надо переводить «. растекашется мысию по древу» так: «. растекается мыслию по древу».
Мысленно древо
Как мы видели выше, «дерево» в чёрной вере — это образ «способности общения» с верхним и нижним мирами или «имманентность инобытия». В «Слове» оно упоминается дважды: по нему растекался мыслию вещий Боян, когда собирался сочинять стихи. Иными словами, это — вдохновение, но не только. Тут упоминаются два плана бытия: верхний, где надо летать «шизым орлом под облакы», и средний, где можно передвигаться «серым вълком по земли» (стр. 9). Нижний мир опущен, ибо Бояну чертовщина ни к чему. Само передвижение по вертикали производится «мыслию» (стр. 9) или «скача славию по мыслену древу, летая умом под облакы» (стр. II), т.е. никак не реальным путём. Славия — птица, в понимании Д.С. Лихачёва — соловей. Однако вспомним, что в шаманской символике птица — это душа[697]. Надо думать, что в XIII в. символ был тот же.
Итак, автор «Слова», приписывая Бояну способность творить, интерпретирует механизм процесса на манер, принятый в Восточной Сибири и Монголии. Вряд ли тут случайное совпадение. Скорее сам автор и его читатели были хорошо знакомы с дальневосточными символами, которые они могли узнать только у монголов[698].
Но если все наши замечания или даже хотя бы одно из них правильны, то, значит, автор «Слова», говоря об одном, имел в виду совсем другое. Морочил ли он при этом своих читателей-современников? Вряд ли. «Мысль изречённая есть, конечно, ложь», но в каком смысле? Сознательный обман, или, как теперь принято говорить, дезинформация, — это далеко не то, что поэтические формы иносказания. Скорее всего современники понимали своего поэта, а мы, привыкшие к буквализму, упускаем что-то важное. Это, впрочем, естественно, ибо текст «Слова» был писан не для нас, воспитанных на таких почтенных законодателях стиля, как Брокгауз и Ефрон[699].
Что же теперь делать? Пожалуй, самое правильное перестать говорить о словах и перейти к анализу событий XII–XIII в., как упомянутых в «Слове о полку Игореве», так и оставшихся вне его.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Родословное древо
Родословное древо Постарайтесь его заполнить с помощью взрослых. Начинайте с имён бабушек, дедушек и
Священное древо
Священное древо Священное древо с укрепленными на его ветвях черепами предков воспринималось как родовое древо и являлось частью ритуала воскрешения из мертвых. Как мы уже говорили, древние индоевропейцы считали голову вместилищем души человека. Жрец культа, зашедший в
ДРЕВО ВЕРЫ
ДРЕВО ВЕРЫ Представьте себе Современный человек ничем не отличается от людей эпохи Моисея или Диоклетиана. Мы не изменились биологически и духовно; мы не стали умнее. Люди точно такие же, какими были.Попробуем представить себе жизнь людей в первые века цивилизации.
Древо веры
Древо веры … В религии — Нет ереси, чтоб чей-то ум серьезный Не принял, текстами не подтвердил, Прикрыв нелепость пышным украшеньем. Вильям Шекспир, «Венецианский купец» До появления в III веке идеи единобожия-арианства в Средиземноморье господствовала колдовская
Древо веры
Древо веры До Моисея (Диоклетиана?) и его брата-сподвижника Арона (Ария?), принесших в III веке идею единобожия-арианства, в Средиземноморье господствовала колдовская религия. Слово «колдун» произошло от еврейского КЛД, от него же — современные слова «культ»,
Генеалогическое древо
Генеалогическое древо Москва подчинила Нижегородское великое княжество в 1392 г. Но прошло немало времени, прежде чем суздальско-нижегородские князья окончательно признали свою зависимость от московского князя. Среди тех, кто первым добровольно перешел на московскую
ДРЕВО ЖИЗНИ
ДРЕВО ЖИЗНИ Теперь я наконец-то понял это воистину мистическое древо! Сколько же понадобилось времени… многие годы оно было всего лишь неопределенным символом, и наконец здесь, в Мексике… Я столько раз встречал его почитателей, начиная с индейцев пиароа в бассейне
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО Москва подчинила Нижегородское великое княжество в 1392 г. Но прошло немало времени, прежде чем суздальско-нижегородские князья окончательно признали свою зависимость от московского князя. Среди тех, кто первым добровольно перешел на московскую
Мысленно древо
Мысленно древо Как мы видели выше, «дерево» в чёрной вере — это образ «способности общения» с верхним и нижним мирами или «имманентность инобытия». В «Слове» оно упоминается дважды: по нему растекался мыслию вещий Боян, когда собирался сочинять стихи. Иными словами, это
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО Москва подчинила Нижегородское великое княжество в 1392 г. Но прошло немало времени, прежде чем суздальско-нижегородские князья окончательно признали свою зависимость от московского князя. Среди тех, кто первым добровольно перешел на московскую
Древо родословной человека
Древо родословной человека В 1861 г. была предпринята первая попытка создать периодизацию культур первобытного общества. Французский археолог Эдуард Ларте выделил эпохи по названию животных, кости которых находили рядом с каменными орудиями: век зубра, век мамонта, век
13. Родословное древо
13. Родословное древо Подведем промежуточные итоги, а заодно упорядочим факты и уточним хронологию.Первые следы приматов с зубами, похожими на человеческие, относится к эпохе 30 млн. лет назад. Но от жившего тогда египтопитека осталось слишком мало, чтобы можно было хотя
Львы и древо жизни
Львы и древо жизни Сложный мир европейской скульптуры складывался под влиянием множества образцов, среди которых видное место занимала утварь из золота и серебра. Быстрый рост числа церквей на христианизированных территориях, усиление феодализирующеися знати с ее
Родословное древо
Родословное древо Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые
Трилистник мысленна древа
13. Опыт преодоления самообмана (продолжение)
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ
ТРОЯН И ДИВ
Исчерпывающий разбор Д.С.Лихачева показывает, что под этим именем подразумевалось божество, которое Д.С.Лихачев считает языческим (стр. 385-386). Оно, конечно, не православное, но подождем с выводом. Кроме «Слова» Троян упоминается в «Хождении Богородицы по мухам» (XII в.) в таком контексте:
Во втором случае названа «земля Трояна», в которую после поражения «вступила обида» (стр. 17). Считается, что это Русская земля, но скорее здесь Черниговское княжество, которое только и пострадало от контрнабега половцев. И тут возникает вопрос: а почему покровителем православного княжества является «злой бес»? Очевидно, что к Трояну у автора «Хождения Богородицы по мукам» и автора «Слова о полку Игореве» было диаметрально различное отношение. Почему? Тексты ответа не дают. Обратимся к фактам.
Начало «эры Трояна» падает на эпоху, когда учение Нестория было осуждено на Эфесском соборе 431 г. и снова проклято там же в 449 г. («Эфесский разбой»). Окончательно анафема упорствовавшим несторианам была произнесена на Халкедонском соборе 451 г. От репрессий они могли избавиться лишь путем отречения от своего учителя, в борьбе с которым православные и монофизиты были единодушны. В 482 г. император Зенон издал эдикт Энотикон, содержащий уступки монофизитам и подтверждение анафемы несторианам, которые были вынуждены эмигрировать в Персию [+38]. В промежутке между Эфесским и Халкедонским соборами лежит дата, от которой шел отсчет «веков Трояна». Такая дата могла иметь значение только для несториан.
А теперь сравним черты «Дива» [+41] с описанием монгольской черной веры в восприятии русского человека XIII в. «Чингизаконова мечтаныа скернайа его кровопротыа многиа. приходящая цесари и князи, и вельможе, солнце и лоуне (т.е. небу) и земли дьяволу и оумершим во аде отцомь их и дедом матерямь (онгонам) водяще около коуста поклонятися им; о скверная прелесть их!» [+42]
МЫСЛЕННО ДРЕВО
Итак, автор «Слова», приписывая Бояну способность творить, интерпретирует механизм процесса на манер, принятый в Восточной Сибири и Монголии. Вряд ли тут случайное совпадение. Скорее сам автор и его читатели были хорошо знакомы с дальневосточными символами, которые они могли узнать только у монголов [+44].
Что же теперь делать? Пожалуй, самое правильное перестать говорить о словах и перейти к анализу событий XII-XIII в., как упомянутых в «Слове о полку Игореве», так и оставшихся вне его.
КАЯЛА И КАЛКА
Начнем спорить: «бессмысленным» призыв к борьбе со степняками был не после, а до 1237 г. Половцы находились в союзе с русскими, а монголы были связаны войной на Дальнем Востоке, которая закончилась в мае 1234 г., и войной на Ближнем Востоке, затянувшейся до 1261 г. До тех пор пока дальневосточная война связывала монгольские войска, для Руси никакой опасности не было, а предвидеть победу монголов никто не мог. Кроме того, русские не имели представления о делах дальневосточных до того, как стали ездить на поклон в Каракорум. У автора начала XIII в. было еще меньше поводов опасаться степняков, чем у автора XII в., потому что вопрос о походе на Запад был решен на специальном курилтае летом 1235 г.
Наконец, хотя ход событий битв на Каяле и Калке действительно совпадает, но есть разница. Игорь не убивал половецких послов, что сделали князья в 1223 г. При этом очень существенно, что были убиты первые послы, христиане-несториане, а затем послы-язычники были отпущены без вреда. Это обстоятельство в XIII в. было, несомненно, известно, во всяком случае, читателям «Слова о полку Игореве». Если мы принимаем предлагаемую Д.Н.Альшицем концепцию иносказания, то следует учитывать и умолчание, которое подразумевалось как намек. Если автор, говоря о 1185 г., подразумевал первую акцию русских против монголов и призывал к дальнейшей борьбе с ними, значит, убийство несториан он считал правильным, и здесь таится тот скрытый смысл, который был ясен только политикам и воинам XIII в. А в то время это был, пожалуй, самый больной вопрос, потому что монголы объясняли войну против Руси как месть за убийство их послов. И по тем же причинам была предана мечу Венгрия, но не осторожная Никейская империя, где монгольских послов принимали с почетом.
Головокружительный поход Батыя от Аральского моря до Адриатического отдал во власть монголов всю Восточную Европу, и можно было думать, что с православием все кончено. Но обстоятельства сложились так, что события потекли по иному руслу.
Гуюку не повезло. Вызванный для переговоров князь Ярослав Всеволодович бы отравлен ханшей Туракиной, особой глупой и властной. Туракина просто не соображала, что она делает. Она поверила доносу боярина Федора Яруновича, находящегося в свите владимирского князя и интриговавшего против него в своих личных интересах. Сочувствие детей погибшего князя перекачнулось на сторону Батыя, и этот последний получил обеспеченный тыл и военную помощь, благодаря чему смог выступить в поход на великого хана. Заигрывания Гуюка с несторианами тоже оказались неудачными. В начале 1248 г. Гуюк внезапно умер, не то от излишеств, не то от отравы. Батый, получивший перевес сил, возвел на престол сына Толуя, Мункэ, вождя несторианской партии, а сторонники Гуюка были казнены в 1251 г.
Сразу же изменилась внешняя политика монгольского улуса. Наступление на католическую Европу было отменено, а взамен начат был «желтый крестовый поход» [+53], в результате которого пал Багдад (1258). Батый, сделавшийся фактическим главой империи, укрепил свое положение, привязал к себе новых подданных и создал условия для превращения Золотой Орды в самостоятельное ханство, что и произошло после смерти Мункэ, когда новая волна смут разорвала на части империю Чингисидов. Несторианство, связанное с царевичами линии Толуя, оказалось за пределами Золотой Орды.
Такое положение продолжалось до смерти Сартака в 1256 г., после чего Берке-хан перешел в ислам, но позволил основать в Сарае епархию в 1261 г. и благоволил православным, опираясь на них в войне с персидскими ильханами, покровителями несторианства. Несторианская тема для русского читателя стала неактуальной.
Вот основания, по которым следует считать XIII в. эпохой, когда интерес к несторианству был наиболее острым и, следовательно, отзвуки его в литературе соседних народов должны были появляться. Они и встречаются у католических, мусульманских и армянских авторов, там, где эти упоминания не могли вызвать осложнений с властью. На Руси они завуалированы, и отыскать их можно лишь путем сложной дедукции.
[+27] Сокровенное сказание. § 145.
[+28] Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности.
[+29] Bacot J. Reconnaissance en Haute Asie. С. 137-153.
[+30] В «3адонщине» говорится: «(татары) ркуче. а катунь своих не трепати» (С.547).
[+31] Соловьев А.С. Деремела. С. 100-103.
[+32] Державин Н.С. Троян в «Слове о полку Игореве». С. 25-44.
[+33] Болдур А. Троян «Слова о полку Игореве». С. 7-35.
[+34] Там же. С. 8-11, 22, 34-35.
[+35] Срезневский И. Древние памятники русского письма. С.205; Летописи русской литературы. Т.Ш. Кн. 5. М., 1861. Ч.П. С. 5.
[+36] Где лежит оумерл Зеоус его же и Дыя наричают». См.: Шусторович Э.М. Хроника Иоанна Малалы и античная традиция. Литературные связи древних славян//Труды отдела древнерусской литературы. Л.. 1968. С. 65.
[+38] Кулаковский Ю. История Византии. С.441-447.
[+39] Соловьев С.М. История России. С.379.
[+40] Комарович В.Л. Культ рода и земли. С.84-104.
[+41] Упоминание дива в «Задонщине» представляется нам литературным заимствованием из «Слова о полку Игореве».
[+42] Ипатьевская летопись под 1250 г. Полное собрание русских летописей. II. М., 1962. С. 806.
[+44] Именно у них, ибо западносибирское язычество отличается от шаманизма принципиально. Угорский колдун «приручает духов, как оленей», а не дружит с ними. Кеты считают, что у них и у эвенков «вера разная» (из личных расспросов автора на Нижней Тунгуске в 1943 г.).
[+45] Иносказания в «Слове» в аспекте философской символики искал В.Л.Комарочич (черновые записи в рукописном отделе Пушкинского дома), но, по-видимому, объяснение может быть более простым и полным за счет изучения политической конъюнктуры ХП-ХIII вв.
[+46] Алышиц Д.Н. См.: Ответы советских ученых. С.37-41.
[+47] Приселков М.Д. История русского летописания ХI-ХV вв. С.52.
[+48] Приселков М.Д. «Слово о полку Игореве». С. 112.
[+49] Насонов А.Н. Монголы и Русь. Гл. 1.
[+51] Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.II. С.121.
[+52] Письмо Гуюка к папе см.: Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Руб-рука. С. 59.220-221.
[+53] Vernadsky G. The Mongols and Russia. C. 72.
[+54] Галстян А.Г. Армянские источники о монголах. С.110; Тизекгаузен В.Г. Сборник материалов. С. 18-19.
[+56] Theiner. Vetera Monumenta historia Hungariae illusirantia. I.Roma, 1857. С. 86 (цит. по кн.: Мавродин В.В. Очерки истории левобережной Украины. С.283).
[*131] Гумилев косвенным образом стимулировал изучение «Слова о полку Игореве» как двуязычного памятника письменности, в котором термины, понятия, имена, лексические обороты указывают на понимание автором или переписчиком языка степняков и знание их внутренней жизни.
[*132] Гумилев специально изучал «прокормочность», то есть экологическую вмешаемость Прикаспийских, Приаральских, Черноморских степей, Черной земли в Калмыкии, Семиречья и других районов постоянного кочевания степняков. Здесь его наставником был С.Руденко, пожалуй, самый знающий в XX в. исследователь кочевого хозяйства в России. Его работы можно сравнить лишь с всемирно известными трудами французских ученых, изучавших хозяйственный уклад бедуинов и других кочевников в Северной Африке.