Процедура наблюдения в нынешнем законе о банкротстве носит сугубо технический характер. Ее смысл сводится к подготовке и принятию решения о дальнейшей судьбе должника: восстановление платежеспособности (внешне управление или финансовое оздоровление) или ликвидация (конкурсное производство).
В этой связи наблюдение прописано крайне невнятно. Ключевая неопределенность касается распределения управленческих полномочий и контроля за деятельностью должника.
Полномочия корпоративных органов в наблюдении не прекращены, но ограничены (в части согласования сделок и запрета на ряд корпоративных действий), при этом контрольные компетенции управляющего сводятся к выдаче указанных выше согласований, кредиторы же вообще никаких управленческих и контрольных прав (в отношении должника) не имеют.
Это приводит к следующей стандартной ситуации. Должник продолжает хозяйственную деятельность, однако цель ее сводится не к получению и распределению прибыли (это уже не возможно), а к выводу оборотного капитала и созданию номинальных текущих обязательств. Управляющий не вникая в происходящее, занимается рутинной процедурной работой (готовит фин.анализ, ведет реестр). Кредиторы включаются в реестр, а после – беспомощно созерцают за происходящим.
Результат такого «наблюдения» обычно предсказуем – к моменту введения конкурса (а он вводится в 98% случаев) – у должника значительный объем оспоримых сделок; высокий уровень и полная неразбериха с текущими платежами и «странный» реестр, сформированный из дружественных должнику кредиторов.
То есть все ведет к тому, что кредиторы удовлетворения требований (даже частичного) уже не получат.
Но так ли все безнадежно? Есть ли способы оптимизировать процедуру наблюдения и не допустить ситуацию, крайне затрудняющую удовлетворение требований кредиторов в конкурсе?
Внизу представлен анализ проблематики в процедуре наблюдения и основные способы противодействия недобросовестным проявлениям.
Обеспечение сохранности имущества должника
В тоже время в распоряжении временного управляющего есть широкий арсенал средств и методов противодействия недобросовестному уменьшению активов должника в процедуре наблюдения.
Вот лишь некоторые – самые значимые из них.
(а) Временный управляющий обладает правом на получение информации об изменениях в составе имущества должника – такие сведения руководитель должника направляет управляющему ежемесячно (п.3.2. статьи 64 ЗоБ).
Это дает возможность временному управляющему своевременно выявлять случаи выбытия активов должника и (при наличии оснований), использовать предоставленные законом полномочия по их защите.
В случае уклонения должника от предоставления соответствующей информации, управляющий должен предпринять все необходимые меры для самостоятельного получения такой информации (выписки по счетам, сведения ЕГРЮЛ, и прочих реестров и т.д.).
Параллельно с этим, эффективный управляющий обычно инициирует возбуждение административного производства по пункту 4 статьи 14.13 КоАП (Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего).
Это можно сделать, направив заявление в прокуратуру, которая обычно весьма охотно реагирует на соответствующие сигналы и проводит сплошную проверку деятельности должника в процедуре наблюдения с привлечением виновных лиц к административной ответственности (например, Постановление АС МО от 09.11.2020 года по делу №А40-326278/2019).
Своевременное получение управляющим информации об активах должника является ключевым методом мониторинга имущества, который позволяет своевременно использовать указанные ниже механизмы его защиты.
(в) В случае, если управляющий получит информацию о совершении сделок (иных действий) без согласования с ним (п.2 ст. 65 ЗоБ) или вообще запрещенных в наблюдении (п.3 ст.65 ЗоБ), он обязан незамедлительно оспорить их.
Откладывать такое оспаривание до введения конкурса – ошибочно и чревато потерей отчужденных активов, например, если речь идет о товарах, запасах, акциях, долях (которые выводятся через контрагента-транзитера).
Сделки, совершенные без согласования с управляющим (п.2 статьи 65 ЗоБ) оспариваются на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 66 ЗоБ и/или статьи 173.1 ГК РФ (например, Постановление АС Северо-Западного округа от 14.05.2020 года по делу №А56-100482/2017; Постановление 9ААС от 07.04.2021 года по делу №А40-69663/2017).
Сделки, совершенные с нарушением запрета на определенный вид сделок в наблюдении и/или со злоупотреблением правом оспариваются по статье 174.1 ГК РФ и/или 10, 168 ГК РФ (например, Постановление 6ААС от 22.06.2020 года по делу №А04-2444/2019; Определение ВС от 16.08.2017 года №305-ЭС17-10214).
(г). Совершение контролирующими лицами должника сделок и иных действий в ущерб интересам кредиторов, дает возможность временному управляющему и кредиторам заявить иски о взыскании с таких лиц убытков на основании статей 53.1 ГК, 61.20 ЗоБ.
Такой иск подается и рассматривается в рамках дела о банкротстве, при этом он не препятствует оспариванию соответствующих сделок (в наблюдении или конкурсе), а также привлечению указанных лиц к субсидиарной ответственности (п.68 ППВС от 21.12.2017 года №53).
Текущая хозяйственная деятельность
Должник в процедуре наблюдения может и часто осуществляет текущую хозяйственную деятельность. Такая ситуация несет некоторую двусмысленность – обычно предпринимательская деятельность направлена на получение и распределение прибыли, но неизбежное введение конкурса делает это в принципе невозможным.
И какая же действительная цель ведения бизнеса в наблюдении? К сожалению, часто самая не презентабельная – вывод оборотки и наращивание текущих.
Временный управляющий не наделен полномочиями контроля за коммерческими решениями должника: ценовой политикой, выбором контрагентов, масштабами производства и т.д. То есть он не оценивает их с точки зрения рентабельности и коммерческого смысла, но он должен контролировать их с позиций реальности и обычных условий коммерческого оборота. Такой контроль осуществляется посредством анализа указанной выше информации о составе имущества должника, текущих показателях его деятельности.
Важным аспектом контроля является и соблюдение очередности текущих платежей. Систематическое нарушение очередности текущих платежей влечет нарушение интересов текущих кредиторов и необходимость оспаривания соответствующих платежей (как совершенных с приоритетом) в процедуре конкурсного производства. Управляющий вправе требовать от должника вести реестр текущих платежей и соблюдать их очередность, предусмотренную статьёй 134 ЗоБ.
Уклонение от соблюдения текущей очередности может быть пресечено с использованием указанного выше механизма комплексной прокурорской проверки, с выявлением соответствующих нарушений и привлечением директора должника к ответственности по части 2 статьи 14.13 КоАП (например, Постановление 12 ААС от 06.04.2021 года по делу №А06-6370/2020).
Формирование реестра
Одна из целей процедуры наблюдения сводится к формированию реестра кредиторов для проведения первого собрания, на котором будет определена дальнейшая судьба должника, а также кандидатура управляющего (или СРО). То есть, приняты ключевые решения для кредиторов, от которых зависит удовлетворение их требований.
Отдельно нужно обратить внимание на случаи включения в реестр «просуженных» требований, то есть признанных судебным актом. Если у кредиторов или арбитражного управляющего есть сомнения в отношении реальности такого долга, они могут оспорить соответствующий судебный акт в апелляционную инстанцию, как лица, не привлеченные к участию в деле, ссылаясь при этом на косвенные доказательства мнимости соответствующих отношений (например, Определение ВС от 05.02.2018 года №305-ЭС17-14948). Выявление аффилированности кредитора и/или мнимости заявленных требований относится к ключевым обязанностям арбитражного управляющего, даже несмотря на наличии соответствующих прав у кредиторов. Пассивная позиция управляющего в такой ситуации (когда указанные выше обстоятельства могли быть ему известны) – является основанием для соответствующих взысканий (например, Определение ВС от 24.08.2020 года №305-ЭС19-17553).
Краткие выводы:
1) Процедура наблюдения, по сути, задает вектор всей процедуре банкротства должника, предопределяя возможность (или невозможность) погашения требований кредиторов.
2) В подавляющем большинстве случаев управляющие (по разным причинам) не пользуются всем тем инструментарием, который предоставлен им для обеспечения сохранности имущества должника, предотвращения роста номинальных текущих обязательств и недопущения включения в реестр мнимых требований или требований аффилированных лиц.
Внимание! Если скачанный файл открывается с ошибкой, то попробуйте открыть его на другом устройстве или в облаке. Если ничего не помогло, то напишите нам.
Наблюдение – это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.
Чтобы наблюдение было результативным необходимо соблюдать следующие условия:
1) четко определить предмет наблюдения;
2) сформулировать цель наблюдения;
3) составить план наблюдения.
Гипотеза – это предположение о том, как будет происходить наблюдаемое явление или как можно объяснить результат наблюдения.
Вывод формулируется на основании эксперимента, который позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Эксперимент – это научное воспроизведение какого-либо явления с целью его исследования, испытания в определенных условиях.
Пламя имеет три зоны:
1) внутренняя темная – самая холодная;
2) средняя светящаяся – горячая;
3) внешняя бесцветная – самая горячая.
Для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо внести в верхнюю – самую горячую часть пламени.
Лабораторное оборудование, используемое при изучении биологии: лупа, микроскоп.
Лабораторное оборудование, используемое при изучении географии: компас.
При изучении химии используется следующее лабораторное оборудование: пробирки; плоскодонные, круглодонные и конические колбы; держатели для пробирок; химические стаканы; штативы; колба Вюрца; стеклянный холодильник; конусные воронки; делительные воронки; кристаллизатор; мерные стаканы; мерные цилиндры; ступка и пестик; фарфоровые чашки; спиртовка; вытяжной шкаф; защитные очки.
Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.
Значение наблюдений.
1. Формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.
2. Развитие умений выделять различные признаки объектов природы, обнаруживать взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы.
При планировании наблюденийвоспитатель продумывает:
1. Оборудование и материалы
2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
3. Приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада,складывается из следующих моментов:
1. Выделение самих объектов (целого, частей, из которых они состоят (т. е. определение особенностей строения растений и животных, Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление поотдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелыйплод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит и т. д.
3. Определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);
4. Выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям й устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы. Например, с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей.
По аналогии с растениями, содержанием наблюденийза животными являются:
1. Особенности их строения,
2. Способы функционирования (разные формы поведения)
3. Компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней,
4. Характер взаимоотношения человека с животными.
Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере наблюдения за кошкой в детском саду.
Отмечаем в наблюдениитри последовательные позиции:
1) Замечать и называть отдельные действия, совершаемые животным;
Действия кошки: стоит на четырех лапах, поворачивает голову влево, вправо, садится, оглядывается назад, подходит к краю стола, смотрит вниз, нюхает стол, прыгает вниз, бежит к двери (она закрыта, смотрит на воспитателя
2) На основе увиденного обозначать адекватное поведение и отношение наблюдателя к происходящему, возможные его действия (т. е. сказать, как человек должен среагировать на поведение животного, что он в этой ситуации может и должен делать).
Реакция наблюдателя: животное встревожено,поэтому его надо успокоить: взять на руки, погладить, почесать за ушами, вокруг головы, сопровождая эти действия ласковыми словами и мягкой интонацией реакцию на него человека. Важно для развития восприятия детей организовать циклы наблюдений.
Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы
В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме.
Наблюдение 1. Что живет в аквариуме? Цель. Познакомить с рыбкой, сообщить ее название; вызвать радость от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.
Наблюдение 3. Что и как ест рыбка? Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть, емкость для его хранения. Учить наблюдатьза поведением рыбки во время кормления:
Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает? Цель. Знакомить с разными особенностями поведения. Рыбка живая, нуждается в отдыхе.В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век.
Требования к проведению наблюдений
1. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения(Организация пространства)
Воспитатель продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (поставить, посадить).
2. Второе требование связано с временным параметром наблюдения: Продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин.
3. Третье требование связано со структурой наблюдений.
Каждое из них имеет начало, основную часть и конец.
Вторая часть наблюдения является основной.
Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов. В конце воспитатель предлагает всем вместе спеть песенку «Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть. «
4. Специальная подготовка к проведению наблюдения.
В наблюдении часто используется недельная методика ознакомления детей с сезонными явлениями природы.
Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы
а) Ежедневное наблюдение за погодой;
Наблюденияза погодой включают три параметра:
1. Определение состояния неба и осадков,
2. Наличие или отсутствие ветра,
3. Степень тепла и холода.
Таким образом, наблюдение за погодой включает три компонента (небо, ветер, степень тепла или холода,по которым определяется общее ее состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, теплая, холодная или морозная.
б) Рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели);
в) Ежедневная работа с календарем. Старшие дошкольникам дается задание- наблюдать погоду в выходные дни, зарисовать заначками в календаре природы.
Недельный цикл наблюдений за погодой
Наблюдения за погодой
Понедельник-основной прием вопросы –»Какого цвета небо?», «Что на нем есть?»
Вторник-Прием Сравнение-»Посмотрите на небо.
Оно такое же, как вчера,или другое?Оно такого же цвета или другого?»
Среда-Игровые приемы для поддержания интереса к наблюдениям: выносит куклу, мишку или др. персонажа, любимого детьми, проосит рассказать ему о погоде (по той же схеме).Можно включить загадки и короткие стихи.
Пятница-Прием забыть про наблюденияза погодой-после прихода с прогулки сказать:»мы же с вами не понаблюдали за погодой! Может быть кто-нибудь из вас заметил, какая сегодня погода?»
Суббота и воскресенье-старшие дошкольникам дается задание-наблюдать погоду в выходные дни, зарисовать заначками в календаре природы.
Наиболее доступным для наблюдения является проращивание лука в стеклянной банке.
Наблюдение за ростом растений
Наблюдения ведутся за ростом корней и листьев.Наиболее подходящий для этого растения с крупными семенами: фасоль, горох, настурция, огурец, кукуруза, подсолнух и тд. Самым доступным является выращивание зелени из луковицы в стеклянной банке.
Т. О., наблюдение позволяет установить взаимосвязь стадий развития живого организма и меняющейся средой обитания. Также для наблюдения используются разнообразные опыты. Перечислим их.
Наблюдение как метод социологического исследования и его виды
Наблюдение – это один из методов социологического исследования, который часто используется в исследовательской практике. Метод наблюдения прост в применении, еще одно его преимущество состоит в том, что он не требует больших затрат.
Для получения полной и достоверной информации, метод наблюдения может быть использован в совокупности с некоторыми другими методами, например, наблюдение в совокупности с беседой, экспериментом.
Наблюдение является запланированным и целенаправленным восприятием объекта исследования. Наблюдать можно за определенным человеком или более широкой социальной группой, за явлением и процессом. Полученные результаты фиксируются исследователем для того, чтобы затем интерпретировать их. Сущность наблюдения как метода состоит в том, что исследователь, находясь в непосредственной близости от объекта или непрерывно наблюдая за объектом, может точно и полностью зафиксировать все факты. Сначала фиксация осуществляется с помощью органов чувств, а затем происходит интерпретация, исходя из жизненного опыта специалиста, его умений и знаний.
Таким образом, в отличие от многих других исследовательских методов, наблюдение является активной формой познания. Цель наблюдения состоит не только в фиксации фактов, но и в накоплении этих фактов. Если по результатам наблюдения информации о фактах недостаточно, то специалист может воспользоваться иными методами для добора информации и получения более достоверных фактов. Важная характеристика метода наблюдения – его тесная связь с мышлением наблюдателя. Исследователь должен иметь широкий кругозор и аналитический склад ума, он должен уметь находить взаимосвязи и зависимости даже там, где на первый взгляд и нет. Наблюдение неотделимо и от речи, поэтому исследователь должен не просто точно зафиксировать увиденное и услышанное, и умело описать то, что было перед его глазами, чтобы человек, который будет знакомиться с результатами наблюдения, имел четкую картинку и не додумывал что-то свое.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в наблюдение должен быть вовлечен исследователь, у которого развита наблюдательность, который имеет аналитический склад ума, может давать полное и четкое описание всего того, что он услышал или увидел. Несмотря на то, что метод кажется простым и понятным, для организации и проведения наблюдения необходимо тщательно подготовиться цель наблюдения состоит в исследовании характерных особенностей и специфических черт определенного явления, индивида или более широкой социальной группы. Также особенностью наблюдения является то, что результаты в многом зависят от самого исследователя, от его навыков и знаний, субъективного восприятия социальной реальности и происходящего в процессе наблюдения.
Готовые работы на аналогичную тему
Наблюдение может быть нескольких видов. В современной науке принято выделять:
Наблюдения могут различаться не только по методике проведения, но и по длительности. Здесь исследователи выделяют длительные, непрерывные и цикличные наблюдения. Все эти подвиды относятся к систематическим наблюдениям, которые реализуются регулярно, на постоянной основе в течение заданного промежутка времени. Есть и вторая группа – несистематические наблюдения. Они проводятся тогда, когда это необходим, могут быть эпизодическим. Например, исследователю требуется дополнительная информация об определенном явлении, и он ее дособирает.
Требования к методике проведения наблюдения
Как и любой другой метод исследования, наблюдение организуется и проводится в соответствии с четко обозначенной методикой. Дело в том, что этот метод очень прост и одновременно очень сложен, поэтому соблюдение определенных правил и требований позволяет специалисту лучше погрузиться в новую для него социальную реальность, при этом оказать минимальное воздействие на происходящий процесс. Если наблюдатель нарушает правила, то полученные данные могут носить недостоверный характер, что приведет к некорректной интерпретации. Такое наблюдение можно считать некачественно исполненным, а его результаты ничтожными.
Итак, в проведении наблюдения выделяют несколько определенных этапов. Соблюдение порядка этапов позволяет соблюсти общую методику. На первом этапе исследователь определяет цель наблюдения. Чем точнее поставлена цель, тем будет проще регистрировать в процессе наблюдения определенные явления, изменения. Также отталкиваясь от цели исследования специалист может делать корректные и полезные выводы, составлять дальнейшие рекомендации. На втором этапе происходит определение объекта и предмета исследования. Объектом могут быть социальные группы, сообщества, политические партии, группы подростков, учебные группы. Предмет – это непосредственно тот процесс, который должен быть изучен. Например, постановка политических задач, профессиональная переподготовка или процесс обучения.
Далее разрабатывается план наблюдения. Исследователь понимает, что ему требуется подготовить документы для проведения исследования, инструкцию для наблюдателя, если исследование будет осуществлять непосредственно подрядчик. Документальная часть – это еще и совокупность отчетов, аналитические записки с результатами исследования. Наблюдатель может выбрать, каким способом он зафиксирует полученные данные. Например, он может делать записи и пометки в специальном журнале, а может записывать все на видео, записывать разговоры на диктофон.
Для того, чтобы рассмотреть виды наблюдения, необходимо понять что это такое…
Определение
Наблюдение – это совокупность действий объекта, которое участвует в самом процессе, не требуя вмешательства наблюдающего. Цель наблюдения – выявить те или иные факторы, расседающиеся в ходе эксперимента у испытуемых.
Наблюдение-это метод исследования.
В первую очередь, стоит рассмотреть достоинства и недостатки данного метода.
В пример можно привести наблюдения, такие как «Таинственный покупатель» или же другие социальные эксперименты.
Можно сделать вывод, что наблюдение – метод исследования, который позволяет оценить поведение испытуемых и направлен на выяснение какого-либо фактора, происходящего в естественной среде обитания человека или животного.
Наблюдение в психологии и социологии различают по классификациям и видам. Давайте же рассмотрим методику наблюдения и сам метод наблюдения в психологии.
Классификация и виды наблюдения
Полевое
Наблюдение, проводящееся в естественных для жизни условиях (то же самое поле, например). Но у этого наблюдения есть ряд недостатков – например, мешающие внешние факторы при наблюдении на природе (комары, шум проезжающих машин/поездов и т.д.)
Лабораторное
Вид наблюдения, который осуществляется в лабораторных условиях. Чаще всего это какие-то испытания, эксперименты или химические опыты. Это наиболее эффективный метод наблюдения, т.к. в 95% вам не будут мешать внешние факторы при проведении опыта.
Индивидуальное
Зачастую происходит только за счет одного сотрудника. Он может быть и единственным наблюдательным, и одним из индивидуальных, таких же наблюдателей. Но в таком случае он уже становится индивидуалом только на каком-то этапе проведения исследования.
Коллективное
Происходит за счет нескольких сотрудников (до 10-ти человек). Выполняется при исследованиях, опытах, научных испытаниях и т.д., то есть, в фиксированном помещении.
Случайное
Само название говорит за себя – это незапланированное наблюдение за кем-то или за чем-то. Зачастую оно происходит при участии одного человека. Этот термин еще популярен в маркетологии и означает изучение перемен цен конкурентов, их мероприятия и всего связанного с рекламой и другими направленностями.
Преднамеренное
Здесь тоже «говорящее» название – это наблюдение, которые было запланировано. Чаще всего, такое наблюдение совершается либо в одиночку, либо в компании с другими наблюдателями.
Систематическое
Это запланированное исследование чего-либо, совершающееся по определенному плану, помогающему зафиксировать всю динамику происходящих в природе, или в определенных условиях процессов.
Нeсистeматическое
Чаще всего проводится в природных условиях и рассматривается поведение только одного вида для создания полной картины опыта.
Пoлнoе
Детальное наблюдение; чаще всего, термин используется в криминалистике, социологии и полицейской тематике, т.к. этот метод позволяет больше узнать об исследуемом объекте.
Непoлное
Это вид наблюдения, где предельно известны все собираемые факты и соблюдены все необходимые и оптимальные условия. Также в ходе выполнения данного метода, наблюдатель не заостряет внимание на оптимальное число параметров.
Сплошное
Это метод наблюдения, который охватывает все единицы изучaeмой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях.
Выборочное
Это способ несплошного статистического наблюдения, при котором обследуются не все единицы изучаемой совокупности, а лишь ее часть, отобранная по определенным правилам, и обеспечивающая получение данных, характеризующих совокупность в целом.
Кoнстатирующее
В данном виде эксперимента, действия лишь фиксируются, но не подлежат обсуждению или детальному рассмотрению.
Oценивающее
Эксперимент, где экспериментатор может сделать определенные выводы, оценив результат.
Стaндaртизированное
Это целенаправленное наблюдение, отчет готовится по стандартной форме с описанием всех возможных параметров.
Нестандартизированное
Наблюдение, не имеющее плана действий и следующее по ходу развития событий.
Oткрытое
Эксперимент, проводящийся с предупреждением остальных участников.
Закрытое
Эксперимент, проводящийся вне необходимости предупреждения участников. Обычно в таком наблюдении проводятся, так называемые, «социальные эксперименты».
Включенное
Вид эксперимента, при котором присутствует специалист и, по мере необходимости, может скорректировать ситуацию в той или иной области. Но есть одно «Но»: сам специалист выступает инкогнито, и не выдает свою личность до последнего. Собственно, цель расследования и профессия самого исследователя тоже остается под тщательным прикрытием.
Невключенное
Рассмотрение процесса без участия специалиста.
Прямое
Название говорит само за себя – это наблюдение, в ходе которого испытуемые и испытатель находятся вместе в одном помещении и вместе участвуют в процессе эксперимента вместе с остальными участниками (если они есть).
Косвенное
В этом эксперименте рассматривается лишь результат проверки или наблюдения, без участия специалиста (наблюдателя) в самом процессе.
Спровоцированное и неспровоцированное
Наблюдение, осуществляемое в естественной среде, но сама изучаемая ситуация спровоцирована (не спровоцирована) самим исследователем.
Объективное самонаблюдение
Это ваша личная и субъективная оценка происходящего у вас в голове и на душе, проще говоря – самонаблюдение за собой и своей психикой без дополнительной консультации или же наблюдения психолога или психотерапевта. Данный метод может быть применим если вы уверены в том, что ваша проблема несерьезна и не требует посещения перечня надлежащих врачей. Но на всякий случай стоит проконсультироваться с ними.
Виды наблюдений в социологии
Наблюдение как метод может быть
В первом случае, метод построен на конкретике и конкретных фактах, которые помогают определить всю точность процесса.
А во втором случае – это незапланированное исследование, проводимое лишь предварительно перед формализованным наблюдением.
По форме организации:
1. Структурированное наблюдение – есть четкий план действий, есть определенные документы 2. Неструктурированное – «спонтанное» наблюдение, основанное на непредвиденности и собираемых данных
По степени включенности:
По форме взаимоотношений с испытуемого:
По регулярности проведения:
По месту проведения
По длительности проведения, задачам и масштабу
Требования к проведению наблюдения и его эффективность
1. Должна быть организованность (определение с местом проведения эксперимента, составление плана при необходимости) 2. Должны быть применим труд модернизационных технологий для выявления наиболее точных результатов 3. Планирование начала наблюдения, основной части и конца. 4. Обязательно должен быть сбор массовых данных для отслеживания динамики проведения эксперимента. 5. Наблюдатель (исследователь) во время проведения наблюдения не должен вмешиваться в сам процесс эксперимента, если на то не требуется его присутствия. 6. Весь процесс наблюдения субъективно оценивается по меркам самого наблюдателя и на основе этого делаются выводы касаемо статистики и результата проведения эксперимента.