Что такое наблюдение в биологии примеры

Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии

Что такое наблюдение в биологии примеры. Смотреть фото Что такое наблюдение в биологии примеры. Смотреть картинку Что такое наблюдение в биологии примеры. Картинка про Что такое наблюдение в биологии примеры. Фото Что такое наблюдение в биологии примеры

Рубрика: 1. Общая педагогика

Статья просмотрена: 107119 раз

Библиографическое описание:

Кабакова, Д. В. Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии / Д. В. Кабакова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/366/ (дата обращения: 09.12.2021).

Факты – это воздух ученого.

К концу ХХ века место биологии в системе наук изменилось, как и отношения биологии с практикой. Биология становится лидером естествознания. Это выражается в укреплении связи биологии с точными и гуманитарными науками, развитии комплексных и междисциплинарных исследований, взаимосвязи с глобальными проблемами современности.

Эти изменения не могли не отразиться на методологии биологической науки. Современные ее установки предполагают, в частности, установление диалектического единства ранее противопоставлявшихся друг другу методологических подходов, как то: «единство описательно-классифицирующего и объяснительно-номотетического подходов; единство эмпирических исследований с процессом интенсивной теоретизации биологического знания, включающим его формализацию, математизацию и аксиоматизацию» [8, с.11].

В современном биологическом исследовании роль методов как инструментов познания состоит, с традиционной стороны, в «усилении естественных познавательных способностей человека, а так же в их расширении и продолжении», с другой, синергетической – в «коммуникативной функции», посредничестве между субъектом и объектом исследования [1, с.18].

Наблюдения могут быть прямыми или косвенными, они могут вестись с помощью технических приспособлений или без таковых. Так, орнитолог видит птицу в бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого человеческим ухом диапазона; гистолог наблюдает с помощью микроскопа зафиксированный и окрашенный срез ткани, а, скажем, для молекулярного биолога наблюдением может быть фиксация изменения концентрации фермента в пробирке.

Важно понимать, что научное наблюдение, в отличие от обыденного, есть не простое, но целенаправленное изучение объектов или явлений: оно ведется для решения поставленной задачи, и внимание наблюдателя не должно рассеиваться. Например, если стоит задача изучить сезонные миграции птиц, мы будем замечать сроки их появления в местах гнездования, а не что-либо иное. Таким образом, наблюдение — это выделение из действительности определенной части, иначе говоря, аспекта, и включение этой части в изучаемую систему.

В наблюдении важна не только точность, аккуратность и активность наблюдателя, но и его непредвзятость, его знания и опыт, правильный выбор технических средств. Постановка задачи предполагает также наличие плана наблюдений, т.е. их планомерность.

Эксперимент представляет собой воссоздание выделенного аспекта действительности в специально создаваемых и контролируемых условиях, что обеспечивает критерий воспроизводимости, то есть позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Например, можно выращивать клетки при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост будет наибыстрейшим.

Будучи более сложным, чем наблюдение, этот метод обладает рядом важных особенностей. Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект. Кроме того, исследователь при желании имеет возможность устранять затрудняющие процесс факторы. Исследуемый биологический объект можно изолировать от каких-либо влияний окружающее среды, создать искусственные (в том числе экстремальные) условия его изучения, вмешиваться в течение процессов.

Все это позволяет изучить биологический объект глубже, чем посредством наблюдения, выявить его скрытые свойства, стороны, связи. Экспериментальный метод неоднократно использовался в ходе развития биологической науки. Так, считается, что еще В. Койтер (1534-1576) внедрил в эмбриологию основы методологии экспериментального исследования, систематически изучая развитие эмбриона курицы, а Р. Я. Камерариус (1665-1721) привнес экспериментальный метод в область ботаники [4, с.33].

Основы теории эксперимента заложил английский философ Френсис Бэкон (1561–1626), видя в нем «одну из основ познания природы» [4, с.34]. Он предложил схему элиминативной индукции, т.е. очищения прафеномена от затемняющих его черт других феноменов. Прафеномен Бэкона достигается путем обобщения (дифференциального обобщения) и является теоретическим конструктом, применяемым для объяснения свойств феноменов (подведение под закон). Другое понимание индукции было выдвинуто Гете: у него прафеномен не исключал все частные феномены, а наоборот, суммировал их свойства таким образом, что данный природный феномен становился основой понимания целого ряда других феноменов [3, с.172]. Хотя эксперимент применялся в классической биологии, он еще не рассматривался в качестве ведущего метода и стал завоевывать позиции в основных биологических науках лишь в прошлом столетии. Современная теория эксперимента обычно следует традиции Бэкона.

Полный цикл экспериментального исследования состоит из нескольких стадий. Как и наблюдение, эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования, плана, базируется на предустановках, т.е. исходных положениях. Поэтому, приступая к эксперименту, нужно определить его цели и задачи, обдумать возможные результаты. Научный эксперимент должен быть хорошо подготовлен и тщательно проведен. Кроме того, эксперимент требует определенной квалификации проводящих его исследователей.

На втором этапе выбираются конкретные приемы и средства технического воплощения и контроля. В последние полвека в биологии широко используются методы математического планирования и проведения экспериментов. Результаты проведенного опыта затем интер­претируются, что дает возможность истолковать их. Таким образом, замысел, план проведения и интерпретация результатов эксперимента в гораздо большей степени зависят от теории, чем поиски и интерпретации данных наблюдения.

Методологически все разнообразие возможных экспериментов классифицируется по познавательной цели, объекту познания и используемым средствам. Согласно этому, в гносеологии выделяется шесть видов эксперимента: поисковый, контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный и количественный [4, с.48]. Высшей формой эксперимента является моделирование изучаемых процессов.

Итак, в результате наблюдения и эксперимента исследователь получает некоторое знание о внешних признаках, свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть интерпретированы и проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами.

Таким образом, наблюдение и эксперимент являются первоисточниками всех научных данных. Однако «увеличение количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция всегда имеет дело с незаконченным, неполным опытом» [6, с.225].

Собрав фактический материал, необходимо, прежде всего, описать его. Поэтому биологические наблюдения всегда сопровождаются описанием изучаемого объекта. Под эмпирическим описанием понимается «фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении» [4, 68]. Это означает, что описывать результат наблюдения можно и в числовом выражении, формулами, а также наглядным образом – с помощью рисунков, схем. Факт, полученный в результате наблюдения, может быть многозначным, так как зависит от многих привходящих обстоятельств и несет на себе отпечаток наблюдателя, места и времени события. Поэтому, строго говоря, только из наличия факта еще не следует его истинность. Иными словами, факты нуждаются в интерпретации.

Описание и есть результат интерпретации наблюдений. Например, составляя описание найденного скелета, палеонтолог назовет позвонками определенные кости постольку, поскольку он пользуется методом установления аналогии со скелетами уже известных животных. Описание – это основной метод классической биологии, базирующийся на наблюдении.

Работа по описанию живой природы, проведенная в XVI–XVII вв. в биологии, имела огромное значение для ее развития. Она открыла пути к систематизации животных и растительных организмов, показав все их разнообразие. Кроме того, эта деятельность значительно расширила сведения о формах и внутреннем устройстве живых организмов. И, наконец, следствием работы описательного периода является начало развития биологической теории – понятийно-категориального аппарата, принципов методологии, а также первые попытки объяснения сущности и выявления основополагающих характеристик жизни.

Позже описательный метод лег в основу сравнительного и исторического методов биологии. Правильно составленные описания, произведенные в разных местах, в разное время, можно сравнивать. Это позволяет путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей. Находя закономерности, общие для разных явлений, имея в своем распоряжении соответствующие описания, биолог может сравнить размеры раковин моллюсков одного биологического вида в наши дни и при Ламарке, поведение лося в Сибири и на Аляске, рост культуры клеток при низкой и высокой температуре и так далее. Поэтому сравнительный метод получил распространение еще в XVIII веке. На его принципах была основана систематика и сделано одно из крупнейших обобщений – создана клеточная теория.

Сравнительный метод, хорошо показавший себя в решении проблем эволюционизма, впоследствии перерос в исторический. Но он не потерял своего значения и сейчас. Исторический метод применяется для изучения закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций. С введением этого метода в биологии произошли качественные изменения: из чисто описательной науки она стала трансформироваться в науку объясняющую. Сегодня «исторический подход служит наиболее общим принципом, объединяющим в себе все другие принципы и подходы теоретической биологии» [7, с.4].

Тем не менее, нужно отметить, что «нынешние сложности в развитии биологии связаны именно с трудностями компактного описания того громадного материала, который легко накапливается в результате наблюдений» [2, с.45].

Научные утверждения должны быть доступны для проверки и воспроизведения, т.е. содержать «принципиальную возможность опровержения» [5, 154]. Для этого описание научного исследования должно быть полным и однозначным. В биологии это требование соблюдается особенно тщательно: ограниченность существования биологических объектов во времени и пространстве, их высокая адаптивность, то есть способность к изменчивости под влиянием внешних условий, превращает даже простое описание эксперимента в логически стройную последовательность.

На основе обработки первичной информации, полученной путем целенаправленных наблюдений, а также экспериментов возникают научные факты – как правило, это достоверные и объективные данные, относящиеся к той или иной конкретной проблеме, установление которых требует применения теоретических положений.

При накоплении эмпирических знаний традиционная биология пользуется, по большей части, методом наблюдения, для функционально-химической биологии, напротив, характерно использование эксперимента как основного эмпирического метода. Эволюционная же биология использует исторический и сравнительный методы, которые базируются на описании. Единая теоретическая биология сможет естественно и успешно развиваться в том случае, если будет направляться мировоззренческими и гносеологическими принципами, которые станут играть роль «методологических регулятивов», обеспечивая взаимодействие различных наук и предотвращая абсолютизацию того или иного из путей и методов познания.

Комплексное использование различных методов позволяет наиболее полно познать явления и объекты природы. Происходящее в настоящее время сближение биологии с химией, физикой, математикой и кибернетикой, использование их методов для решения биологических задач оказались весьма плодотворными. Это выдвигает на первый план экспериментальный метод, хотя наблюдение и описание никогда не потеряют своей актуальности для биологического исследования.

Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М.: Ин-т философии РАН, 1999. – 203 с.

Воронов Л. Н. Введение в теоретическую биологию. – Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2008. – 70 с.

Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М.: Логос, 2000. – 320 с.

Концепции современного естествознания. Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. М.: Приор, 2001. – 428 С.

Фролов И. Т. Очерки методологии биологического исследования: система методов биологии. – М.: ЛКИ, 2007. – 288 с.

Хлебосолов В. Е. Актуальные проблемы теоретической биологии. // Экология, эволюция и систематика животных: Сб. научн. трудов каф. зоологии РГУ. – Рязань, 2006. – С. 3-21.

Ярилин А. А. «Золушка» становится принцессой, или Место биологии в иерархии наук. // «Экология и жизнь» №12, 2008. – С. 4-11.

Похожие статьи

Методика организации фенологических наблюдений при.

Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы. Поэтому биологические наблюдения всегда сопровождаются описанием изучаемого объекта. Работа по описанию живой природы, проведенная в XVI–XVII вв. в биологии, имела огромное.

Эмпирические законы | Статья в журнале «Молодой ученый»

наблюдение, биология, эксперимент, описание, результат наблюдения, экспериментальный метод, сравнительный метод, биологическая.

История развития проблемы исследовательского метода.

Библиографическое описание: Воронова В. В. История развития проблемы исследовательского метода в школьном биологическом

Впоследствии описывают эти объекты по плану, притом учитель только задает вопросы, на которые учащиеся отвечают, опираясь на свои наблюдения.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками.

Библиографическое описание: Кошелева О. А. Наблюдение как ведущий метод познания

В наблюдениях с детьми средней группы воспитатель начинает использовать сравнение.

Результаты этих наблюдений они отражают в календарях природы, в дневниках наблюдения.

Инновационные методы проведения уроков биологии в условиях.

Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.

5 страница — заключение (какие результаты подтверждают основную идею эксперимента).

10. Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии.

Исследование наличия микроорганизмов на руках человека

Суть метода исследования с помощью микроскопа заключается в детальном изучении объекта при многократном увеличении его изображения.

Большая иллюстрированная Энциклопедия живой природы, Москва, «Махаон», 2011г.

Биология. Год публикации. 2017.

Метод экспериментирования, как средство познавательного.

Библиографическое описание: Салалыкина М. В., Никитюк С. Ю. Метод экспериментирования, как средство познавательного

Интересны детям и биологические эксперименты: «От семян к растениям», «Что любят растения», «Где прячутся детки», «Секрет сосновой шишки» и др.

Исследовательская проектная деятельность будущих педагогов.

Исследовательский метод проектов экспериментальной направленности

Исследовательский метод проектов экспериментальной направленности — с

выполнения которого применяются различные современные методы науки, в том числе и лабораторный эксперимент.

Изучение цитотоксичности биологически активных соединений на.

Методы оценки токсичности, альтернативные классическим тестам на экспериментальных животных, а именно, модели с использованием

Библиографическое описание: Романова М. А., Додонова А. Ш. Изучение цитотоксичности биологически активных соединений на культуре.

Похожие статьи

Методика организации фенологических наблюдений при.

Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы. Поэтому биологические наблюдения всегда сопровождаются описанием изучаемого объекта. Работа по описанию живой природы, проведенная в XVI–XVII вв. в биологии, имела огромное.

Эмпирические законы | Статья в журнале «Молодой ученый»

наблюдение, биология, эксперимент, описание, результат наблюдения, экспериментальный метод, сравнительный метод, биологическая.

История развития проблемы исследовательского метода.

Библиографическое описание: Воронова В. В. История развития проблемы исследовательского метода в школьном биологическом

Впоследствии описывают эти объекты по плану, притом учитель только задает вопросы, на которые учащиеся отвечают, опираясь на свои наблюдения.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками.

Библиографическое описание: Кошелева О. А. Наблюдение как ведущий метод познания

В наблюдениях с детьми средней группы воспитатель начинает использовать сравнение.

Результаты этих наблюдений они отражают в календарях природы, в дневниках наблюдения.

Инновационные методы проведения уроков биологии в условиях.

Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.

5 страница — заключение (какие результаты подтверждают основную идею эксперимента).

10. Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии.

Исследование наличия микроорганизмов на руках человека

Суть метода исследования с помощью микроскопа заключается в детальном изучении объекта при многократном увеличении его изображения.

Большая иллюстрированная Энциклопедия живой природы, Москва, «Махаон», 2011г.

Биология. Год публикации. 2017.

Метод экспериментирования, как средство познавательного.

Библиографическое описание: Салалыкина М. В., Никитюк С. Ю. Метод экспериментирования, как средство познавательного

Интересны детям и биологические эксперименты: «От семян к растениям», «Что любят растения», «Где прячутся детки», «Секрет сосновой шишки» и др.

Исследовательская проектная деятельность будущих педагогов.

Исследовательский метод проектов экспериментальной направленности

Исследовательский метод проектов экспериментальной направленности — с

выполнения которого применяются различные современные методы науки, в том числе и лабораторный эксперимент.

Изучение цитотоксичности биологически активных соединений на.

Методы оценки токсичности, альтернативные классическим тестам на экспериментальных животных, а именно, модели с использованием

Библиографическое описание: Романова М. А., Додонова А. Ш. Изучение цитотоксичности биологически активных соединений на культуре.

Источник

Наблюдение за живой природой, как один из ключевых методов экологического образования

Что такое наблюдение в биологии примеры. Смотреть фото Что такое наблюдение в биологии примеры. Смотреть картинку Что такое наблюдение в биологии примеры. Картинка про Что такое наблюдение в биологии примеры. Фото Что такое наблюдение в биологии примеры Светлана Курик
Наблюдение за живой природой, как один из ключевых методов экологического образования

Тематика наблюдений за природой разнообразна: описание растений и животных, рост и развитие растений и животных, передвижение и поведение животных, сезонные явления в природе, воздействие человека на растительный и животный мир и др. Организация наблюдений за природойтребует от воспитателя прежде всего умения четко ставить перед детьми цель: что или кого предстоит наблюдать, т. е. подбирать для каждого наблюдения небольшой круг знаний, имеющихся в жизненном познавательном опыте ребенка. Знания о природных объектах и явлениях формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Поэтому наблюдения за природой в детском саду проводятся ежедневно. Каждое наблюдение при этом дает детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя приобретенные ранее первоначальные представления.

Особенно важны наблюдения во время прогулок: за вращением Земли, температурой и влажностью атмосферного воздуха, силой и направлением ветра, облачностью, распусканием почек и листопадом у деревьев и кустарников, прилетом и отлетом птиц, гнездостроением, линькой домашних кошек и собак и т. п. Такие наблюдения обогащают представления детей о природе, формируют доброжелательное к ней отношение, стимулируют познавательный интерес. Запланированные наблюдения в природе, например, за сезонными явлениями в жизни растений, могут быть дополнены наблюдениями за птицами – голубями, воробьями, галками, воронами, скворцами, а также насекомыми, которые часто бывают случайными и неожиданными, и воспитатель не должен упускать такую возможность. Следует помнить, что каждый день, проведенный на природе, уникален.

Один из принципов организации наблюдений детей за природой – систематичность. Только в этом случае в результате повторяющихся и регулярных встреч с природой у них формируются более полные и глубокие представления о природе, развивается умственная и речевая активность, стимулируемая разнообразными приемами: постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения, использованием действий обследования как основного способа наблюдения, привлечением жизненного познавательного опыта ребенка, проговариванием результатов наблюдения, сравнения одного природного объекта с другим, предъявлением вопросов разного уровня сложности и направленности.

С детьми 2–4 лет начинать наблюдения лучше с рассматривания живых природных объектов, например, диких или домашних животных, дикорастущих или комнатных растений. При этом следует помнить об удобстве и безопасном размещении детей, наглядности наблюдаемого объекта, создания условий для проявления им разного поведения, формирования способности делать элементарные умозаключения о форме и размерах животного, его окраске, способах передвижения и т. п. В процессе наблюдения воспитателю следует планировать только вопросы, однако знания и умения дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой, например, фиксацией наблюдения в виде рисунка, сделанного сразу же после прогулки на занятии, или рассказе о том, какое значение для природы и человека имеет тот или иной природный объект.

Работа по изучению природы детьми 4– 7 лет организуется с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада. Дошкольники этого возраста должны обязательно быть включены в осмысленную деятельность, в процессе которой они самостоятельно обнаруживают новые свойства природных объектов и явлений, их сходство и различия. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие для себя «нового» в окружающем мире. При этом главным фактором, как подчеркивают психологи,выступает характер деятельности: для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения, формы мышления, определяемые типом деятельности, в которой эти знания приобретаются.

Огромные возможности для развития исследовательских способностей детей старшей и подготовительной группы детского сада дает мир физических явлений неживой природы. В качестве содержания такой работы можно использовать наблюдаемые детьми процессы, отражающие три состояния тел и веществ неживой природы (твердое, жидкое, газообразное, и их переходы, тепловые явления и давления жидкостей и газов. Например,легко поставить следующие опыты: «Металлы и магниты», «Проводники», «Вес в воде», «Плавает или тонет?», «Разделение смеси», «Образование соединений», «Резонаторы», «Звуковые эффекты», «Молекулы-силачи», «Давление воды», «Сифон», «Ледяная ловушка», «Таяние льда», «Испарение воды», «Получение радуги», «Из чего состоит воздух?», «Тяжелая бумага», «Получение облаков», «Вызови дождь» и др.

Для проведения опытов и экспериментов необходимо оборудовать в детском саду «Уголок экспериментирования», «Детскую научную лабораторию». В них каждый ребенок получает возможность выделить и поставить проблему, предположить варианты ее решения, проверить эти решения опытным путем, сформулировать выводы в соответствии с результатами опытной проверки, применить сформулированные выводы к новым экспериментальным данным и сделать обобщения. Следует подчеркнуть, что такую «серьезную» работу следует обязательно сочетать с игрой. Например, Л. Н. Прохорова предлагает, чтобы не угас познавательный интерес детей к опытам и экспериментированию, давать задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы [8]. В уголке или лаборатории «живут» персонажи,придуманные и сделанные воспитателями совместно с детьми: Зайчик-Любознайчик, Хрюша-Удивлюша, девочка Почемучка и др. Эти герои «участвуют» в проведении опытов и экспериментов, решают возникшие проблемы.

В костюмах героев появляются соответствующие необходимые детали: большой карман для вопросов у «Зайчика-Любознайчика», рюкзачок для интересных вещей у «ХрюшиУдивлюши», яркая нарядная косынка у Почемучки – все это способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследованиям.

Исследование объектов и явлений неживой природы сопровождают наблюдения и опыты над живыми природными объектами. Огромно воспитательное значение живой природы. Общение с ней положительно влияет на детей разного дошкольного возраста. Помочь в этом может уголок природы в детском саду, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Знакомя детей с комнатными растениями, воспитатель углубляет и расширяет их знания о растительном организме, организуя за ними регулярный уход. Дети учатся поливать растения под руководством воспитателя, правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие листья тропических растений влажной тряпочкой, опрыскивать водой, подкармливать минеральными удобрениями, рыхлить почву и пересаживать растения по мере надобности. Полезно также организовать работу по вегетативному размножению комнатных растений.

Животные вызывают у детей значительно больший интерес, чем растения. Поэтому знакомство с обитателями уголка природы следует начинать с осмотра животных. Воспитатель привлекает детей к уходу за животными,дает индивидуальные поручения: одному предлагает насыпать зерно в кормушку для птиц, другому – налить воды в поилку. Основная цель этих поручений – пробудить интерес детей к труду и желание сделать что-то полезное для того или иного животного.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя. Под его руководством дошкольники систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода дети получают первичное представление о многообразии растительного и животного мира Земли, о том, как растут и развиваются растения и животные, как они приспособлены к условиям обитания, что им необходимо для жизнедеятельности.Воспитатель учит детей анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, размножения, поведения. При рассматривании комнатных растений надо обращать внимание ребят на красоту листьев и цветков, на то, как находящиеся в уголке природы растения украшают помещение. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного, их эстетическому воспитанию.

Одним из способов систематизации знаний дошкольников о природе является организация на территории ДОУ экологической тропы – маршрута прогулки, в процессе которой дети знакомятся с природой, учатся бережному к ней отношению. Центральное место в формировании экологической культуры у ребенка дошкольного возраста занимает восприятие природы с помощью органов чувств. Совершая определенные действия в отношении природы, например, развешивая на деревьях скворечники, поливая растение или внося в почву удобрения, ребенок ожидает от природы «ответа», который способен сенсорно зафиксировать, т. е. увидеть, услышать.

По мнению В. А. Ясвина, «ответы» природных объектов бывают как положительными, т. е. направленными на укрепление отношений с природой, так и отрицательными, приводящие к отчуждению от природы. В процессе взаимодействия дошкольников с природой важно пробудить у них эмоциональные отклики на ее «ответы», которые должны быть обязательно положительными. В этом случае природа отождествляется с одушевленным существом, вызывающим у детей чувство заботы и сопереживания. Показателем степени экологической воспитанности в этом случае является активная позиция, проявляющаяся в желании сделать что-то полезное для конкретного природного объекта, например, засыхающего дерева, вытоптанного газона, брошенного на улице котенка, прилетевших на территорию детского сада птиц, бабочек, шмелей и т. п.

Наряду с использованием наблюдений, как наглядные методы в практике работы дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный иллюстративный материал. Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. Использование данного материала способствует обобщению и систематизации у детей информации природоведческого содержания и характера. Наряду с этим, необходимо говорить и о значении использования наглядного иллюстративного материала для эстетического развития детей, обогащения эстетических и эмоциональных переживания и чувств.

Кроме этого, Т. В. Серебрякова считает, что в процессе экологического образования необходимо совмещать разные наглядные методы, т. е. рекомендует сочетать процесс наблюдения с наглядно-иллюстративным материалом. В своей книге автор приводит следующие требования к наглядно-иллюстративному материалу,предъявляемому детям дошкольного возраста:

реалистичность изображаемых предметов и явлений;

ясность замысла художника;

художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательной ценностью его содержания.

Также обобщение теоретико-практических наработок позволяет выделить следующие виды наглядно-иллюстративного материала:

картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие серии картин о природе: «Домашние животные» (С. А. Веретенникова, «Дикие животные с детенышами» (С. А. Веретенникова, «Времена года» (С. Н. Соловьева, «Картины о сельской местности» (С. Н. Соловьева) и некоторые другие;

картинки, иллюстрации, фотографии;

кинофильмы, диафильмы, диапозитивы.

На основании вышесказанного, можно сказать, что рассмотрены основные классические способы организации наблюдения при построении педагогического процесса в детском саду.

Что такое наблюдение в биологии примеры. Смотреть фото Что такое наблюдение в биологии примеры. Смотреть картинку Что такое наблюдение в биологии примеры. Картинка про Что такое наблюдение в биологии примеры. Фото Что такое наблюдение в биологии примерыАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Что такое наблюдение в биологии примеры. Смотреть фото Что такое наблюдение в биологии примеры. Смотреть картинку Что такое наблюдение в биологии примеры. Картинка про Что такое наблюдение в биологии примеры. Фото Что такое наблюдение в биологии примерыМастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Что такое наблюдение в биологии примеры. Смотреть фото Что такое наблюдение в биологии примеры. Смотреть картинку Что такое наблюдение в биологии примеры. Картинка про Что такое наблюдение в биологии примеры. Фото Что такое наблюдение в биологии примерыНаблюдение за живой черепахой в первой младшей группе Наблюдение за живой черепахой в 1 младшей группе. Провела: воспитатель Новикова В. В. Цель: дать первоначальное представление о животном.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Познавательный проект «Экспериментирование с живой и не живой природой» для детей первой младшей группы Предлагаю Вашему вниманию познавательный проект «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ЖИВОЙ И НЕ ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» для детей 1 младшей группы. Автор: воспитатель.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *